Методика многомерной оценки детской тревожности

15.6. диагностика эмоциональных состояний и их проявлений в общении. психология общения. энциклопедический словарь

Логопед с доп. квалификацией специальный психолог — Московский институт психологии

Мне нравится1Не нравится

Чему вы научитесь?

  • Создавать условия для получения образования у детей со специальными образовательными потребностями.
  • Проводить мероприятия по компенсации, адаптации, коррекции и реабилитации у детей и подростков.
  • Осуществлять диагностику, коррекцию нарушений и профессиональное развитие в рамках проведения коррекционно-развивающих занятий.
  • Применять логопедические технологии и методики в практической деятельности.
  • Оказывать консультативную помощь родителям детей с проблемами в развитии.
  • Составлять специальные рекомендации и программы для родителей, педагогов и других специалистов.

Что входит в программу дистанционного обучения входит?

  1. Онлайн-вебинары с возможностью просмотра записей в течение всего курса обучения.
  2. Разборы реальных клинических ситуаций и проведение демонстрационных сессий.
  3. Лекционные и полезные дополнительные материалы к дисциплинам.
  4. Онлайн-встречи с разбором вопросов от слушателей.
  5. Индивидуальные и групповые домашние задания с обратной связью от преподавателей.
  6. Общение с одногруппниками и единомышленниками в чатах.
  7. Тестирование и работа над ошибками после каждой дисциплины.
  8. Практические упражнения с решением ситуационных задач.

Национальный университет современных технологий

Внутренняя структура

Опросник содержит в себе 10 шкал:

  1. «Общая тревожность», результаты которой отражают общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.
  2. «Тревога в отношениях со сверстниками», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с другими детьми и подростками.
  3. «Тревога, связанная с оценкой окружающих», результаты которой отражают уровень специфической тревожной ориентации ребенка на мнение других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, уровень тревоги по поводу оценок, даваемых окружающими, в связи с ожиданием негативных оценок с их стороны.
  4. «Тревога в отношениях с учителями», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных взаимоотношениями с педагогами в школе и влияющих на успешность обучения ребенка.
  5. «Тревога в отношениях с родителями», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с взрослыми, выполняющими родительские функции, а также характера тревожного реагирования ребенка в связи с родительским отношением и оценкой его родителями.
  6. «Тревога, связанная с успешностью в обучении», результаты которой отражают уровень тревожных опасений ребенка, оказывающих непосредственное влияние на развитие у него потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.
  7. «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний ребенка в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  8. «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», результаты которой отражают уровень тревоги ребенка в ситуациях проверки (особенно – публичной) его знаний, достижений, возможностей.
  9. «Снижение психической активности, обусловленное тревогой», результаты которой отражают уровень реагирования на тревожный фактор среды признаками астении, оказывающей влияние на приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера.
  10. «Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой», результаты которой отражают уровень выраженности психо-вегетативных реакций в ответ на тревожный фактор среды, свидетельствующих об особенностях психовегетативной реактивности в эмоциональной и поведенческой сферах, особенно в ситуациях стрессогенного характера.

Каждая из 10 шкал может принимать одно из четырёх значений:

  • «отрицание тревоги или слабая ее выраженность, которая, в свою очередь, может иметь и защитный, неосознаваемый характер»
  • «нормативный уровень тревожности, способствующий оптимальной адаптации индивида»
  • «повышенный уровень тревожности, дестабилизирующий психоэмоциональное состояние индивида в определенных ситуациях; субклинический уровень».
  • «крайне высокий уровень тревожности, носящей генерализованный характер и дезорганизующий деятельность ребенка вплоть до клинических проявлений»

Практическая значимость

Основным показанием к применению опросника многомерной оценки детской тревожности является индивидуальный анализ структуры проявлений тревожности у детей и подростков школьного возраста в связи с проблемами, возникающими у них дома, при школьном обучении, во взаимоотношениях с окружающими (сверстниками, учителями и родителями). При помощи опросника возможно более глубокое понимание психологических причин неуспеваемости и более адекватного формирования плана психологической помощи школьникам. По результатам индивидуального тестирования возможно прогнозирование и оценка психотравмирующих ситуаций и определения «мишеней» для индивидуальной и семейной психотерапии. Информация, получаемая с помощью опросника многомерной оценки детской тревожности будет также полезна врачам и другим медицинским работникам, занимающимся проблемами, связанными с различными нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями.

Наряду с индивидуальным анализом проявлений тревожности у отдельных детей и подростков опросник может быть использован для оценки структурных проявлений тревожности в микросоциальных группах в условиях школы с целью предупреждения развития конфликтных ситуаций между учащимися отдельных классов между собой и педагогами, а также прогноза успешности школьного обучения.

Также областью применения опросника многомерной оценки детской тревожности являются скрининговые психогигиенические и психопрофилактические исследования детей и подростков, в том числе, с использованием современных информационных (компьютерных) технологий для выявления групп риска школьной и психической дезадаптации.

Несомненно, целесообразно ее использование при оценке динамики эмоциональных нарушений у детей с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами в стационарной и амбулаторной практике, особенно — для уточнения и содержательной квалификации задач для проведения психокоррекционных мероприятий с «трудными» и «проблемными» детьми.

К ограничениям в использовании опросника можно отнести, прежде всего, возраст испытуемых младше 7 и старше 18 лет, а также низкую степень понимания смысла вопросов при отчетливом снижении интеллекта и наличие выраженных установок на симуляцию или диссимуляцию у испытуемого.

Процедура проведения

Опросник рассчитан на детей и подростков школьного возраста (от 8 до 18 лет). Помимо использования данного опросника в заявленном возрастном диапазоне, особенности построения методики многомерной оценки детской тревожности допускают в исключительных случаях возможность работы с детьми 6-7 лет, а также с детьми любого возраста, не имеющими физической возможности самостоятельно заполнить опросник. В этом случае предполагается использование формы стандартного интервью, в ходе которого опросник заполняет экспериментатор (иногда с помощью родителей).

Испытуемому предъявляется инструкция в устной или письменной форме, текст опросника и бланк для регистрации ответов. Время заполнения бланка не ограничивается, однако, испытуемому предлагается отвечать на вопросы по возможности быстро, не обдумывая. Как показывает опыт, выполнение заданий опросника является простым, доступным детям в возрасте от 7 до 18 лет и длится от 20 до 30 минут. Кроме того, возможным представляется его использование как в индивидуальной работе, так и при массовых исследованиях. Испытуемый (или помогающий ему взрослый) в соответствии с инструкцией фиксирует на регистрационном бланке свои ответы на каждый из 100 вопросов.

Опросник Спилбергера — Ханина (STAI)

Суть теста. Тест из 40 утверждений, которые нужно оценить по шкале соответствия: «Нет, это не так», «Пожалуй, так», «Верно» или «Совершенно верно». Опросник Спилберга — Ханина подходит для самостоятельной оценки своего состояния.

Главная особенность шкалы: она проверяет как уровень ситуативной тревоги, так и выраженность тревожности как черты личности. Так, первые 20 утверждений выявляют, находится ли человек сейчас в ситуации стресса, которая вызывает тревогу (это реактивная (ситуативная) тревога). А вторая половина опросника поможет понять, присуща ли тревожность характеру вообще (это личностная тревожность).

Результат: две шкалы от 20 до 80 баллов. Зелёный цвет секторов (до 30 баллов) показывает лёгкую ситуативную тревогу и личностную тревожность, жёлтый (до 44) — умеренную, красный (от 44) — высокую.

Время прохождения: 5 минут.

Плюсы: проверенный временем и сотнями исследований метод оценки тревожности; есть разделение тревоги и личностной тревожности; утверждения для оценки сформулированы понятно и не вызывают ступора.

Минусы: в тесте нет вопросов о физиологических симптомах тревожности и чрезмерной тревоги (ощущении сдавленности в груди, мышечном напряжении, проблемах с ЖКТ и прочих).

Что такое тревожность

Тревожность — это особенность личности, которая заставляет человека регулярно испытывать сильное беспокойство и напряжённое ожидание чего-то плохого. То есть тревожность — это склонность часто и стабильно испытывать тревогу, причём не всегда оправданную.

Лечить тревогу не нужно — это чувство, входящее в «базовую комплектацию» психики. Именно оно помогает нам задумываться о последствиях, планировать свои действия. А ещё беспокойство и смутное ожидание подвоха не даёт людям превращаться в стереотипных героев хорроров, которые и в горящую избу с призраками войдут, и маньяка в углу комнаты не заметят, и разделятся на пороге явной опасности.

В общем, иногда испытывать тревогу — нормально и даже полезно. А вот тревожность как стойкое проявление тревоги может вызывать существенный дискомфорт и снижать качество жизни.

Интерпретация

Подсчёт сырых баллов

Подсчёт сырых баллов производится путём простого математического суммирования результатов ответов на все пункты, принадлежащие каждой шкале (на бланке ответов пункты специально распределены таким образом, что каждый столбец соответствует одной шкале). Часть пунктов интерпретируется в обратных значениях:

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Общая тревожность 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91
Тревога во взаимоотношениях со сверстниками 2, 12, 22, 52, 72, 82 32, 42, 62, 92
Тревога в связи с оценкой окружающих 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 83, 93 73
Тревога во взаимоотношениях с учителями 4, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94 14
Тревога во взаимоотношениях с родителями 25, 45, 75, 85, 95 5, 15, 35, 55, 65
Тревога, связанная с успешностью в обучении 6, 16, 26, 36, 46, 56, 76, 86, 96 66
Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 87, 97 77
Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний 8, 18, 28, 38, 48, 68, 78, 88, 98 58
Снижение психической активности, связанное с тревогой 9, 29, 39, 49, 69, 79, 89, 99 19, 59
Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100

Поскольку ответы производятся по принципу Да/Нет, а каждая шкала содержит по 10 пунктов, то максимальное значение сырых баллов по каждой шкале — 10, минимальное — 0.

Подсчёт стандартных баллов

С целью стандартизации сырые баллы переводятся в стандартные z-баллы по формуле:

z = \frac{x — \bar{x}}{\sigma}

где x – первичная оценка по тесту,

\bar{x} – среднее значение для нормативной группы,

\sigma – стандартное отклонение от среднего значения для нормативной группы.

Итоговая оценка результатов

Каждая подвыборка разделялась на четыре группы, с которой и соотносится результат при интерпретации:

  1. испытуемые, имеющие низкие значения показателя (от –2,5 до –1 z-баллов),
  2. испытуемые, имеющие средние значения показателя (от –1 до +1 z-баллов),
  3. испытуемые, имеющие высокие значения показателя (от +1 до +2 z-баллов),
  4. испытуемые, имеющие экстремально высокие значения показателя (от +2 до +3 z-баллов).

Также отнесение испытуемого к той или иной группе может быть произведена на основании сравнения с нормативными показателями соответствующей выборки.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 18 600 р.
Промокод promo5 дает 5% скидки на курс!

Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»

Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.

В программу входит изучение следующих разделов:

  • Основы специальной психологии и педагогики
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
  • Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
  • Нарушения письменной речи
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Формы логопедической работы с детьми
  • Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

Кем вы сможете работать после получения доп. образования:

  • В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
  • Частная практика
  • Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
  • Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории

Что входит в стоимость программы:

  • Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
  • Тестирование после каждой дисциплины
  • 30 практических заданий и кейсов
  • Общение с преподавателями
  • Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
  • Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования

Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:

  • Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
  • Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
  • Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
  • Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
  • Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
  • Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
  • Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
  • Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
  • Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
  • Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
  • Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
  • Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
    и другие программы

Итоговый рейтинг

Вы можете принять участие ставя лайки/дизлайки выше.

Полное руководство логопеда — Лого-Эксперт
2

Логопед-дефектолог — Московский институт технологий и управления
1

Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации — НИИДПО
1

Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с дополнительной специализацией в области дефектологии — НАДПО
1

Логопед-дефектолог — Луч знаний
1

Логопедия — Московский институт коррекционной педагогики
1

Высшее специальное дефектологическое образование — Московский институт психоанализа
1

Специальное (дефектологическое) образование — Российский новый университет
1

Содержание и организационная работа по устранению различных нарушений речевой деятельности — Институт современного образования
1

Специальное (дефектологическое) образование — Педкампус
1

Логопед с доп. квалификацией специальный психолог — Московский институт психологии
1

Логопедия — Московский городской университет
1

Логопедия (профессиональная переподготовка) — Московский городской университет
1

Клинический логопед — Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов
1

Содержание профессиональной деятельности школьного учителя-логопеда — Prodlenka
1

Логопедия — МПГУ
1

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: