Ход занятия:
Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, кто к нам придет в гости.
Воспитатель: Послушайте загадку (читает загадку)
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопает в ладошки
Веселая (матрешка)
Дети: матрешка
Стук в дверь. Входит матрешка с корзинкой в руке.
Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я к вам пришла с подарком! (ставит корзинку с подарком на стол).
Дети: Здравствуй матрешка.
Воспитатель: Какая нарядная, красивая наша гостья!
Воспитатель: Так как же ее зовут?
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Скажите, во что одета матрешка?
Дети: Сарафан, кофту, на голове платочек.
Воспитатель: Одежда у матрешки яркая, красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или цветами или горошинами.
Воспитатель: Матрешка – веселая, она любит играть и танцевать.
Матрешка:
Я веселая матрешка,
Все скучала у окошка,
Не хочу одна скучать,
Можно с вами поиграть?
Воспитатель:
Ах, матрёшечка – матрешка,
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.
Звучит музыка.
Дети становятся в круг.
Проводиться игра – инсценировка
«Ладушки – ладушки»
Мы веселые матрешки, (пальчик к щеке, лев. руку под
Ладушки- ладушки! локоток)
На ногах у нас сапожки, (выставляют ноги поочередно
Ладушки- ладушки! на пяточку)
В сарафанах наших пестрых, (руки у подола платья, ладони
Ладушки- ладушки! в стороны)
Мы похожи словно сестры, (смотр. на соседнего ребенка)
Ладушки- ладушки!
Взяли мы платочек, (взяли за уголки платочка)
Ладушки- ладушки!
Раскраснелись наши щечки
Ладушки- ладушки! (потирают щечки ладошками)
Воспитатель: Какая веселая игра, вам понравилась?
Дети: Да.
Воспитатель: Про корзинку с подарками мы забыли?
Дети: Нет.
Воспитатель: Матрешка, что лежит в корзинке? (снимает салфетку).
Матрешка: Я пришла к вам не одна, а со своими друзьями.
Воспитатель достает матрешек из корзинки.
Воспитатель: Какие у наших матрешек сарафаны и платочки не нарядные.
Давайте украсим сарафан и платочек, что бы они были такими же красивыми как на нашей матрешке.
Дети и воспитатель подходят к мольберту.
Воспитатель: А вот моя матрешка, которую я уже украсила.
А как я это сделала, я вам сейчас покажу.
Чтобы сарафан и платочек были нарядными и красивыми, я их украсила узором.
У меня на мольберте силуэт матрешки;
Краска: белая, синяя, красная, овощная «печатка», ватные палочки.
Показ способа получения изображения.
Для украшения платочка используем ватные палочки и белую краску.
Воспитатель: Я беру ватную палочку и окунаю ее в краску белого цвета. (много краски на палочку брать не нужно)
Аккуратно примакиваю к платочку матрешки.
Посмотрите, получилось пятнышко?
Дети: Да
И другие стали появляться.
Для украшения сарафана мы используем; «печатку», красную и синюю краски.
Воспитатель: Что бы украсить сарафан матрешки, я беру «печатку» и окунаю ее в красную краску, и плотно прижимаю к сарафану матрешки. Остался отпечаток на сарафане (цветок) красного цвета.
Затем беру другую «печатку» и окунаю ее в синюю краску, и плотно прижимаю к сарафану матрешки. Остался отпечаток синего цвета (цветок).
Воспитатель: А теперь вы сами попробуйте украсить матрешку.
Дети садятся за столы. Выбирают силуэт матрешки по желанию (понравившемуся цвету).
Воспитатель: Наша матрешка будет смотреть, как мы ее друзьям рисуем пятнышки на платочке и печатаем цветы на сарафане.
Затем воспитатель предлагает детям нарисовать узор, которым она украсила одежду матрешки.
В процессе рисования воспитатель контролирует приемы работы, помогает детям затрудняющимся в выполнении задания.
Воспитатель: Что мы сегодня рисовали? (ответы детей).
Для кого мы украшали сарафан и платочек узором? (ответы детей).
Воспитатель: Матрешка, красивые сарафаны мы нарисовали твоим друзьям?
Матрешка: Очень красивые, яркие, нарядные.
Воспитатель:
Ох, ты барышня-матрешка
Разноцветная одежка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
Воспитатель:А матрешка принесла вам угощения: грибочки. (дети кушают угощения)
Дети: Спасибо матрешка.
Матрешка прощается и уходит.
Видео: уголок ИЗО и другие развивающие зоны в средней группе
Смотрите это видео на YouTube
Уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе
Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста. А для того чтобы поддерживать интерес родителей к творческому развитию своих детей, задача педагога — оформить красивый стенд в раздевалке для демонстрации рисунков и поделок своих воспитанников
Чем лучше раскрашивать
Для лучшего полезного эффекта раскрашивать детям следует карандашами, так как это требует больших усилий, терпения и внимания.
Малышам можно предложить восковые мелки. Красками, карандашами, стамперами рисовать намного легче, цвета получаются насыщеннее. Раньше времени не рекомендуется показывать ребенку такой упрощенный способ раскрашивания. Карандаши покупайте мягкие, яркие.
Раскрашивать можно и нетрадиционными способами. По картинке можно размазывать пальчиками пластилин — отличная тренировка мелкой моторики. Также можно по принципу песочных раскрасок поочередно намазывать клей на отдельные участки и сыпать сверху различную крупу. Безусловно, детям понравятся необычные способы раскрашивания.
А также не забывайте, что раскраска – это прекрасный повод провести время со своим ребенком за увлекательным занятием!
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Как подобрать раскраску для ребенка
- Выбирая раскраску, учитывайте возраст, пол и интересы ребенка. Бывают картинки отдельно для девочек и мальчиков. Однако не каждая девочка любит фей, а не каждый мальчик — машинки. В целом сейчас в интернете не сложно найти рисунок для раскрашивания любого персонажа. Достаточно просто скачать и распечатать именно те картинки, которые нужны ребенку, ведь не редко дети попросту пропускают часть листов, так как они им не нравятся.
- Маленьким детям нужны рисунки с крупными деталями и несложными изгибами. Желательно, чтобы на картинке было изображено нечто понятное ребенку. Лучше, если рядом с черно-белым эскизом будет цветной образец.
- Старшим детям, напротив, целесообразно усложнять задачу, поэтому раскраски для них должны быть насыщенными, с множеством деталей.
- Чтобы раскрашивание сделать еще познавательнее, купите или распечатайте специальные задания, где в каждой зоне рисунка написаны простые примеры на сложение и вычитание, а в отдельной табличке указано, какого цвета должно быть каждое полученное число.
Рисунок как профилактика деменции
Вы удивитесь, но пожилым людям рисование просто необходимо. Помимо всех перечисленных выше преимуществ, оно решает еще несколько важных задач, появляющихся у тех, кто выходит на пенсию.
Противостояние возрастным болезням
Поскольку рисование активно задействует мозг, замедляется процесс старения этого жизненно важного органа. Это реальная профилактика многих старческих заболеваний, связанных с угасанием функций мозга, таких как деменция или болезнь Альцгеймера
Причем профилактика очень несложная и приятная.
Качественное наполнение свободного времени. Нередко бабушки и дедушки просиживают часами за просмотром телевизионной «жвачки» или чтением газет. Напитываются негативом, тревожными новостями и событиями. Не лучше ли посвятить свободное время творчеству: порисовать в свое удовольствие или отправиться за вдохновением в картинную галерею.
Социализация. Рисование, как и любое хобби, может помочь найти новых друзей, расширить круг общения. Можно посещать кружки для взрослых или общаться с единомышленниками с помощью интернета.
Воплощение детской мечты. Когда, как не сейчас, можно полностью отбросить предрассудки и позволить себе наслаждаться творчеством. Выходить на балкон и рисовать знакомые пейзажи, поставить небольшой мольберт на даче и все лето писать любимые пионы. Чем не идеальная картинка старости?
Источник позитивных мыслей. Накопленный за жизнь опыт, стресс, череда самых разных событий часто становятся причинами раздражительности и вечного недовольства пожилых людей. Некоторым также бывает сложно смириться со своим новым статусом и образом жизни. Рисование может стать увлекательным хобби, источником позитивных эмоций и радости.
Стоит признать, что, в отличие от детей, взрослым людям с большим трудом удается самовыражаться и показывать свои истинные эмоции. И именно рисование помогает выразить себя и раскрыть свой внутренний мир через краски.
Чем лучше раскрашивать
Для лучшего полезного эффекта раскрашивать детям следует карандашами, так как это требует больших усилий, терпения и внимания.
Малышам можно предложить восковые мелки. Красками, карандашами, стамперами рисовать намного легче, цвета получаются насыщеннее. Раньше времени не рекомендуется показывать ребенку такой упрощенный способ раскрашивания. Карандаши покупайте мягкие, яркие.
Раскрашивать можно и нетрадиционными способами. По картинке можно размазывать пальчиками пластилин — отличная тренировка мелкой моторики. Также можно по принципу песочных раскрасок поочередно намазывать клей на отдельные участки и сыпать сверху различную крупу. Безусловно, детям понравятся необычные способы раскрашивания.
А также не забывайте, что раскраска – это прекрасный повод провести время со своим ребенком за увлекательным занятием!
Пальчиковое рисование для детей
На первых занятиях родитель или педагог должен помогать малышу, показывать, что делать, внятно объясняя каждое действие. Когда малыш увидит, как взрослый погружает палец в яркую субстанцию, затем изображает на листе причудливые пятна и линии, он непременно загорится желанием сделать так же. Желательно вносить в занятия по рисованию игровые элементы, так ребенку будет еще интереснее. Например, рассказать короткую историю о раскрашиваемом персонаже.
Первые детские рисунки вряд ли будут похожи на что-то внятное. Это будет абстракция, представляющая собой хаотично разбросанные пятна и полоски. Но слишком многого требовать не стоит, ведь в 1–3 года малыш еще слабо управляет мелкой моторикой.
Занятия по рисованию для дошкольников 1–3-летнего возраста должны на начальном этапе длиться не больше 5–10 минут
В таком возрасте малыши, еще не умея надолго концентрировать внимание, быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы и события
Детям с 3–4-х лет можно предложить поработать с шаблонами. Взрослый должен рассказать, как рисовать на эскизном изображении, объяснить, что нельзя растирать краску по бумаге, вылезать за обрисованный контур. Пусть ребенок сам выберет шаблон, который хочет разрисовать.
В чем польза раскраски-антистресс?
Раскрашивание — это монотонное повторяющееся действие. А потому позволяет не только расслабиться и отвлечься от повседневных дел, но и благотворно отражается на деятельности мозга. Так говорит реклама.
На самом деле исследований, посвященных влиянию антистресс-раскрасок, немного, однозначного ответа о пользе или бесполезности раскрасок как таковых они не дают. Да и среди психологов единого мнения о борьбе раскрашивания с нервозами, стрессами и депрессиями нет.
И все же причин купить раскраску-антистресс много:
- Раскраска позволяет проявить фантазию и творческие способности. В таких раскрасках можно выбирать цвета самостоятельно, опираясь только на свой вкус и свое настроение.
- В процессе раскрашивания происходит цветотерапия — предпочитаемые цвета благотворно влияют на настроение и психику.
- Сосредотачиваясь на раскрашивании рисунка, человек не только отстраняется от повседневной суеты и проблем, но и возвращается в детство — причиной тому вступление в действие нашей телесной памяти.
- Раскрашивание мелких деталей развивает мелкую моторику и внимательность, прививает аккуратность.
- Такая деятельность поможет выплеснуть негатив и поднимет настроение.
Лучше всего раскрашивать узоры яркими фломастерами или ручками — так положительный эффект от раскраски будет выше.
Фото: Depositphotos
Творческая деятельность в любом своем проявлении — отличный способ для снятия стресса и улучшения настроения. Главное — сосредоточиться на процессе и получать от него удовольствие.
И помните: если вы не умеете снимать стресс — не надевайте его!
Что в себя включает анализ оформления и работы уголка ИЗО
Периодически в детском саду организуются смотры-конкурсы развивающих зон, в том числе центра изодеятельности. При этом методист ДОУ проводит анализ оформления и работы уголка в каждой группе.
- Название уголка.
- Цель его создания.
- Оборудование уголка. Насколько удобно и рационально размещена мебель (столы, стеллажи, полки).
- Оснащение уголка. Какие представлены виды бумаги, изобразительных материалов, материалов для лепки и аппликации и пр.? Отметить особенности хранения некоторых инструментов (ножницы, клей) для обеспечения детской безопасности.
- Наличие в уголке образцов жанров живописи, изделий декоративно-прикладного искусства, детских работ, схем для рисования.
- Соответствует ли представленный материал возрастным и программным требованиям?
- Как педагог организует работу дошкольников в уголке ИЗО? Какие использует приёмы и методы для стимуляции детского интереса к продуктивной работе (совместная деятельность, создание мотивации, творческие задания и пр.).
- Эстетичность оформления уголка.
Мебель для оборудования уголка изодеятельности в ДОУ
Важное значение для оборудования уголка ИЗО в группе имеет подходящая мебель. Идеальный вариант — небольшой стеллаж с тумбочкой внизу
В тумбочку лучше положить бумагу, кисти, клей и прочий материал, а альбомы, репродукции, декоративные игрушки и посуда размещаются на открытых полочках.
На открытые полки лучше положить декоративные вещи, а материал для творчества поместить в тумбочку
Стеллаж можно выбрать или сделать на заказ оригинальной формы, например, в виде сказочного домика, что, конечно же, будет дополнительно привлекать детское внимание
Стеллаж похож на сказочный теремок
Как вариант можно использовать для зоны творчества комод с выдвижными ящиками и полкой вверху.
Альтернативой стеллажу может стать комод
В зоне ИЗО хорошо поставить специальный столик для творческой деятельности дошкольников. Иногда он совмещается со стеллажом.
Столик-стеллаж — удобный и компактный вариант для детского сада
Если группа небольшая, то необязательно выделять особый стол для рисования. Ребёнок просто берёт необходимые ему материалы и садится в любое удобное место. При недостатке места можно также использовать миниатюрные угловые стеллажи.
Если в группе не очень много места, то выручит миниатюрный угловой стеллаж
Также может выручить обыкновенная этажерка и навесные полки.
В младшем дошкольном возрасте, когда материала в уголке ИЗО ещё не очень много, можно использовать навесные полочки и небольшую этажерку
В уголке ИЗО также можно расположить мольберт (чтобы ребята почувствовали себя настоящими художниками).
Рисовать детям можно не только на столике, но и на специальном мольберте
Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе — стенд для детских работ. Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались. Изготовить такую вещь можно своими руками — из обычной москитной сетки для окон. На боковые стороны вставляются декоративные кнопки, на них натягиваются цветные шнурочки. Фиксируются рисунки на шнурочки маленькими зажимами.
Рисунки фиксируются к шнурочку маленькими зажимами
Что касается демонстрационных стендов для раздевалки, то педагог может приобрести их на заказ либо опять-таки сделать самостоятельно, например, из потолочных пластиковых плиток.
Проявив фантазию, любой воспитатель может легко изготовить стенд для детских работ
Первая раскраска малыша
Знакомить малыша с раскрасками можно в двухлетнем возрасте. К этому моменту, наверняка, ваш малыш уже хорошо держит в руке карандаши и фломастеры и во всю ими орудует на бумаге.
Выбирая раскраску для малышей 2-4 лет, обращайте внимание на сложность картинок: в них должно быть минимум мелких деталей, все образы должны быть четкими и понятными вашей крохе. Раскрашивать первые рисунки лучше карандашами: так малышу будет проще научиться красить, не заходя за границы рисунка
Когда юный художник будет хорошо справлять с этой задачей, можно переходить на краски, возможности которых куда больше! Покажите, как можно смешивать цвета, чтобы получать другие! Наверняка, такой опыт понравится вашему исследователю!
Раскрашивать первые рисунки лучше карандашами: так малышу будет проще научиться красить, не заходя за границы рисунка. Когда юный художник будет хорошо справлять с этой задачей, можно переходить на краски, возможности которых куда больше! Покажите, как можно смешивать цвета, чтобы получать другие! Наверняка, такой опыт понравится вашему исследователю!
Обязательно познакомьте своего малыша с раскрасками!
Виды раскрасок
Раскраски — это не только классические черные контуры на белой бумаге. Существует много новых видов всем известной игры:
Если вы считаете, что еще рано давать ребенку краски, приобретите специальные картинки, которые раскрашивают водой. Достаточно провести мокрой кисточкой или губкой по рисунку, и он меняет цвет. Даже девятимесячный малыш справится с такой задачей. Такие раскраски бывают многоразовыми, сделанные на клеенчатой основе. После игры картинки можно просушить и заниматься снова.
Интересным вариантом являются песочные раскраски. С картинки постепенно отклеиваются части, а на клейкую основу сыплется цветной песок. Удобством здесь является то, что выйти за контуры невозможно, и ребенок любого возраста выполнит эту работу идеально.
Раскрашивать можно стекло или глиняные статуэтки. В магазинах вы найдете множество творческих наборов с готовыми основами и соответствующими красками. Можно раскрасить стакан для карандашей или новогоднюю игрушку – ребенок будет рад видеть результаты своего творчества в доме.
Для детей постарше можно приобрести текстильные предметы одежды и аксессуары со специальными несмываемыми красками.
Для самых маленьких доступно раскрашивание пальчиками и ладошками. Продаются даже специальные издания, где на картинке не хватает лишь одного элемента, который состоит из ладошки малыша
Играя таким образом, родителям нужно помнить о мерах предосторожности, ребенок не должен брать руки в рот. Конечно, подобный род деятельности сопряжен с сильными загрязнениями, нужно быть к этому готовым.
Можно купить игровой картонный домик-раскраску для детей, обои-раскраску, тем самым позволив детям самим украсить свою комнату.
Что такое раскраска-антистресс?
Первая раскраска подобного рода в привычном нам виде была придумана в 2012 г. британской художницей Дж. Бэсфорд. Она содержала много мелких деталей и сложные «взрослые» рисунки.
Основная черта рисунков в «раскрасках для взрослых» — наличие мелких элементов и изгибов в замысловатом узоре. Считается, что раскрашивая такие сложные детали, человек сосредотачивается на аккуратности и полностью погружается в процесс.
Фото: Станислава Майская, личный архив
При этом найти раскраску по душе может каждый: художники и печатные издания не ограничиваются созданием бессюжетного абстрактного узора, и в зависимости от интересов и предпочтений, можно приобрести раскраску в анималистических, урбанистических, фэнтези мотивах. Или перелистывая страницы, отправиться в путешествие по миру.
Фото: Станислава Майская, личный архив
Поговорим о заблуждениях некоторых родителей
По своим наблюдениям и опыту могу отметить, что часть родителей новорожденных деток впадают в две крайности: либо начинают с самых первых дней активно заниматься развитием малыша, или полностью игнорируют возможности детей в раннем возрасте, надеясь, что в детском саду все пробелы заполнят воспитатели. Первый тип мамочек сами падают с ног от усталости и перегружают ребенка, стараясь вырастить вундеркиндов, абсолютно не учитывая возрастные физиологические и эмоциональные особенности новорожденных. Второй типаж упор делает на удовлетворение естественных потребностей деток, но упускает ценное время для развития мыслительной и эмоциональной сферы.
1-3 года – благодатный период для закладки фундамента дальнейшего роста ребенка во всех направлениях. Нужно понимать, что важна золотая середина в подходе к воспитанию деток: начинаем их знакомить с окружающей средой, вырабатывать простейшие навыки, развивать память и мышление. Это, конечно, параллельно с физическим развитием.
Но все должно происходить исподволь, с радостью и удовольствием для обеих сторон процесса – и мамы и ребенка. Мы не представляем себе, насколько развита у новорожденных детей чувствительность к настроению и эмоциональному состоянию матери. Если мама раздражена, устала, занимается с малышом через силу, то пользы это не принесет ребенку.
Не можете распланировать так свой день, чтобы найти время для веселых, спокойных 15 минут игры с сыночком или дочкой с пальчиковыми красками, допустим, то лучше и не беритесь. В спешке и раздражении получится один негатив и малыш долго еще не захочет рисовать, помня, как это занятие нервировало его мамочку.
Самый правильный и грамотный вариант – планировать занятия еще до рождения младенца. Пока в декрете, читайте методическую литературу, начертите график игр-занятий на первое время, составьте примерное расписание дня. Вы как бы уже вживетесь в роль хорошей, спокойной и уравновешенной мамочки. Конечно, жизнь вносит в наши планы и расписания свои коррективы, но планирование очень организовывает человека, по себе знаю.
О пользе раскрасок
Несомненно, раскраски оказывают большое влияние на развитие детей!
- В раскрасках малыш встречает различные новые предметы и формы, названия которых он пока не знает, но с вашей помощью скоро пополнит ими свой словарный запас.
- Также раскраски помогают в изучении цветов и переносу свойств объектов, которые малыш видит в реальном мире (желтое солнце, зеленую траву), на бумагу.
- Конечно же, раскраски способствуют развитию мелкой моторики (которая, как мы не раз обсуждали, благотворно влияет на речевой центр), усидчивости и терпения.
- В процессе раскрашивания малыши учатся контролировать движения своей руки, стараясь не заходить за края фигуры, учатся аккуратности. К тому же, правильно держа в руке фломастер или карандаш, малыш готовит свою руку к письму.
- Наконец, раскрашивание очень успокаивает. Не зря сегодня существует антистрессовая терапия раскрасками даже для взрослых.
Как подобрать раскраску для ребенка
- Выбирая раскраску, учитывайте возраст, пол и интересы ребенка. Бывают картинки отдельно для девочек и мальчиков. Однако не каждая девочка любит фей, а не каждый мальчик — машинки. В целом сейчас в интернете не сложно найти рисунок для раскрашивания любого персонажа. Достаточно просто скачать и распечатать именно те картинки, которые нужны ребенку, ведь не редко дети попросту пропускают часть листов, так как они им не нравятся.
- Маленьким детям нужны рисунки с крупными деталями и несложными изгибами. Желательно, чтобы на картинке было изображено нечто понятное ребенку. Лучше, если рядом с черно-белым эскизом будет цветной образец.
- Старшим детям, напротив, целесообразно усложнять задачу, поэтому раскраски для них должны быть насыщенными, с множеством деталей.
- Чтобы раскрашивание сделать еще познавательнее, купите или распечатайте специальные задания, где в каждой зоне рисунка написаны простые примеры на сложение и вычитание, а в отдельной табличке указано, какого цвета должно быть каждое полученное число.
Как научить азам
Самый простой прием, с которого необходимо начинать обучение, – это рисование тычком. Для этого потребуется крупная кисточка с коротким ворсом, а также густая гуашь. Родитель заранее готовит фон – это может быть зленый луг, на котором малыш будет ставить ярко-желтые тычки – цветы; тучи, из которых будет идти дождь – синие пятна; схематичное изображение домов – на этом фоне ребенок сможет нарисовать разноцветный салют. Можно нарисовать новогоднюю ель, задача ребенка – украсить ее всевозможными шарами.
Далее мама показывает малышу пример, после чего дает ему кисть и краску, подсказывает, помогает словами. Первый тычок лучше сделать вместе, взяв руку ребенка в свою. При помощи пальчиков несложно нарисовать точки – капли дождя.
Далее задача усложняется, ребенку необходимо показать, как рисовать примакиванием. Для этого на кисть набирается краска, после чего на лист бумаги переносятся отпечатки: следы зверей на снегу, листва на деревьях, различные орнаменты. С этим вполне справится ребенок в 2 года.
Рисование штампами – еще более интересное занятие. В качестве штампа используется поролоновая губка, ватная палочка или даже палец ребенка. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. Ребенок погружает штамп в краску, после чего ставит на лист бумаги отпечаток. В такой технике можно нарисовать красивые бусы, звездное небо, снеговика, украсить новогоднее дерево.
Как рисование влияет на мозг взрослого человека
Известно, что разные отделы головного мозга отвечают за разные действия человека, а полушария работают в «перекрестном» режиме: левое отвечает за правую сторону тела, а правое – за левую. Поскольку большинство людей в мире правши, то и мышление у нас преимущественно левополушарное. Правой рукой мы пишем, набираем сообщения в телефоне, размешиваем ложечкой чай, едим, чистим зубы, поворачиваем ключ в замке, выполняем множество повседневных задач, о которых даже не задумываемся, используя левое полушарие. День за днем, год за годом. Не получая нужных импульсов, правое полушарие мозга становится менее активным, а со временем его клетки и вовсе могут начать разрушаться. Самый простой и доступный способ держать его в тонусе заниматься творчеством.
«У меня нет на это времени», скажут серьезные взрослые тети и дяди, загруженные дедлайнами, стрессами и домашними делами. В этом и есть преимущество рисования: им можно заниматься где угодно и когда угодно. И для этого не обязательно посещать художественную школу!
Вы можете разукрашивать красивую картину по номерам параллельно с просмотром сериала, рисовать модные сегодня мандалы или создавать их по трафаретам, слушая лекцию, увлечься росписью фигурок или разделочных досок, купить альбом и фломастеры для скетчинга и создавать короткие рисунки буквально на коленке. В Сети сейчас есть большое количество платных и бесплатных видеоуроков, с помощью которых начать рисовать могут даже те, кто никогда не делал этого раньше. Самое главное здесь, как и в случае с детьми, процесс. Вам не нужно отчитываться о своих успехах, выставлять свои картины на всеобщее обозрение, у вас нет границ и рамок… так что мешает вам взять в руки карандаш и покалякать в свое удовольствие?
Чем полезно рисования для взрослых:
-
Помогает отвлечься от повседневных забот и рутины.
-
Тренирует мышление и память.
-
Позволяет иначе взглянуть на привычные вещи, образует новые нейронные связи.
-
Снимает напряжение, помогает расслабиться и освободить голову от лишних мыслей – в этом рисование схоже с медитацией.
-
В процессе вырабатывается серотонин, снижается уровень стресса, появляется заряд энергии.
-
Рисование помогает мыслить нестандартно – нередко в процессе творчества приходят идеи, полезные для работы и бизнеса, появляются решения сложных вопросов.
-
Занятия живописью развивают чувство прекрасного, повышают общую эрудицию.
-
Это отличный инструмент для прорабатывания своих страхов, проблем, гнева. В психологии есть отдельное направление арт-терапии, включающее в том числе многочисленные техники рисования.
Да и в целом занятие любимым делом, приятное времяпрепровождение, увлечение чем-то творческим помогают легче переживать стрессы и тревоги, которые присутствуют в жизни каждого современного человека, дают силы и наполняют позитивной энергией. Рисовать рекомендуется также беременным женщинам: это поможет обрести гармонию, отпустить тревоги и страхи, принять себя и свое новое состояние.
Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО
Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.
Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте.
Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление
Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей
В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение
Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.
Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами
Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, лепка, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, ножницы и клей должны храниться в коробках с крышкой).
Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.).
В младшем дошкольном возрасте зону ИЗО можно совмещать с уголком сенсорики