Стремительное развитие речи, чтения, когнитивных функций,по методике fast forword

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда

Введение

Нейропсихология является единственной дисциплиной психологии, изучающей соотношение психических явлений и процессов с физиологическими структурами головного мозга. Иными словами, нейропсихология изучает психическую деятельность человека в нормальном и патологическом состоянии с точки зрения ее мозговой организации

Отсюда вытекает основная функция нейропсихолога: рассматривать любой психологический феномен (не важно, в норме или патологии) в конкретном половозрастном и социокультурном аспекте с позиций его церебрального обеспечения. 

Нейропсихологическое обследование позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений. В дальнейшем полученные данные помогут специалистам НДЦ Клинической психиатрии контролировать ход лечения, ориентируясь на степень выраженности когнитивных нарушений и их изменение входе фармакотерапии, а также подобрать поведенческие методы коррекции когнитивных расстройств. 

Прогноз и профилактика

Лечение дислексии

Коррекция дислексии у школьников при помощи специальных методов и условий обучения поможет ребенку в будущем избежать негативных последствий и осложнений в социальной среде. 

Традиционные методы логопедических занятий по коррекции дислексии включают комплексную работу нам всеми расстройствами устной речи и неречевыми процессами. 

Так, фонематическая дислексия предполагает коррекцию дефектов произношения звуков, развитие полноценных фонематических процессов, формирование представлений о составляющих слова (звуках-буквах-слогах).

При семантической дислексии необходимо развивать слоговый синтез, обогащать словарный запас, помогать ребенку усвоить грамматические нормы языка.

Лечение аграмматической дислексии предполагает формирование у ребенка грамматических систем образования и изменения слова. 

Коррекция мнестической дислексии должна помочь развить слухоречевую и речезрительную память. 

При оптической дислексии специалист помогает развить зрительно-пространственные представления, анализы и синтезы.

При коррекции тактильной дислексии основное внимание уделяется развитию пространственных представлений.

Необходимо понимать, что с возрастом дислексия у ребенка не исчезнет.

Только комплексный подход и направленное лечение в детстве помогут достичь нормального интеллектуального развития

Не менее важной является психологическая помощь ребенку, в том числе, со стороны семьи. Работа над улучшением навыков чтения не должна стать для ребенка обузой и непреодолимой преградой.

Среди медикаментозных методов лечения использование ноотропных препаратов, назначение которых должно осуществляться строго под контролем врача.

Родители могут помочь ребенку в коррекции дислексии при помощи ряда простых советов. Для этого нужно:

Читать ребенку вслух. Это позволит обогатить его словарный запас, улучшить навыки аудирования, а также, развить интерес к книгам.

Читать совместно книги. Родителя стоит вместе с детьми анализировать и обсуждать прочитанное.

Закреплять пройденный материал. Повторное чтение любимой книги ребенка поможет лучше понять ее и убедиться в том, что ребенок полноценно ознакомился с текстом.

Позволять ребенку читать самому. Это поощрит его независимость и уверенность.

Сделать чтение увлекательным. Чтение не должно стать для ребенка пыткой

Важно брать книги, которые заинтересуют ребенка. 

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Психический инфантилизм — что значит, как проявляется

Признаки дислексии

Речевая дислексия у детей сопровождается нарушениями в произношении звуков, скудностью словарного запаса, неточностью понимания и употребления слов. Речь у детей грамматически неправильно построенная, в ней отсутствуют развернутые предложения, зачастую, она просто несвязна.

Симптомы дислексии отличаются в зависимости от различных ее форм.

1. Фонематическая дислексия. 

При данной форме нарушения ребенок заменяет и смешивает между собой звуки, схожие артикуляционно и акустически (звонкие-глухие, свистящие-шипящие и так далее). В некоторых случаях наблюдается чтение по буквами, искажение слогов и звуков слов.

2. Семантическая дислексия. 

Семантическая дислексия или «механическое чтение» выражено нарушением понимания прочитанных слов, фраз и текста в целом, при этом техника чтения правильная. 

3. Аграмматическая дислексия. 

Характеризуется неправильным прочтением падежей существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушением согласования частей речи в числах, родах и падежах. 

4. Мнестическая дислексия.

Выражена нарушением ассоциации между зрительной формой буквы, ее произношением и акустикой. Тем самым, ребенок не запоминает буквы, смешивая и заменяя их при чтении. Обследование детей с нарушением слухоречевой памяти при данной форме дислексии помогает выявить невозможность воспроизведения ряда от 3 до 5 букв или звуков, а также, нарушение порядка их следования и сокращения.

5. Оптическая дислексия.

Проявляется смешением и заменой букв, графически схожих и отличающихся отдельными элементами либо пространственным расположением (б-д, з-в и так далее). При этом, также, отмечается соскальзывание с одной строки на другую. К данной форме нарушения относят, также, зеркальное чтение.

6. Тактильная дислексия.

Тактильный синдром дислексии наблюдается у незрячих людей и сопровождается смешением тактильно похожих между собой букв при чтении азбуки Брайля. В ходе чтения ребенок соскальзывает с одной строки на другую, пропускает буквы и слова, искажает мысль прочитанного текста, наблюдается хаотичность движений пальцев.

Глава 2. Клиентский случай

2.1. Проведение нейропсихологического обследования, написание заключения

Нейропсихологическое обследование проводилось по диагностическому альбому Н.Я.Семаго.

Ф.И. ребенка: Варвара.

Возраст: 6 лет 8 мес. (д.р. 17.10.2008)

Дата обследования: 09.06.2015

За консультацией обратилась мама девочки с жалобами на трудности чтения и заниженную самооценку.

В результате проведенного обследования были выявлены следующие особенности психологического развития.

 Девочка хорошо идет на контакт, инструкции к заданиям понимает и усваивает с первого предъявления, работать начинает торопливо, часто не дослушав вопрос, при беседе периодически проявляются запинки в речи. Эмоциональные реакции и поведение адекватны ситуации обследования.

Запас общих знаний и представлений несколько ниже возрастной нормы: не может назвать полностью ФИО, адрес проживания.

Выявляется преимущественное доминирование левого полушария, в обработке поступающей информации, правая рука, правый глаз, правое ухо, правая нога превалирующие, чем свидетельствует выполнение проб на исследование мануальных и сенсорных предпочтений.

В сфере движений и действий отмечается недостаточная ловкость пальчиков и кистей рук. Проба на реципрокную координацию выполняет со стуком, не может одновременно изменять движение обеих рук, кулак заворачивает.  Кинетический праксис при вхождении в деятельность нарушен, после смены стереотипа ошибки были незначительные. В начале деятельности было расширение программы деятельности.

В зрительно-предметном восприятии проявляется инверсия вектора восприятия. Сканирование предметов хаотичное. Наблюдаются трудности при опознании как наложенных, так и перечеркнутых фигур (использует перцептивно близкие замены).

Слабость пространственного фактора обусловливает зеркальное восприятие и выполнение движений, графических заданий, затрудняет понимание предложных конструкций («в», «на», «за», «под» и т.д).

Восприятие ритмов и их воспроизведение в норме, были единичные нарушения при воспроизведении ритма из-за импульсивности. Восприятие бытовых шумов за окном распознает. Путает звуки (Б-П, Д-Т, З-С, Г-К – воспроизводит, БПБ, ДТД, ЗСС – меняет местами, может вставить другую букву).

Слухоречевая память соответствует возрастным нормативам. Кривая заучивания слов: 6,7,6,6,7. Единичные замены близких по значению слов (кот-кошка, брат-сын).

Ребенку доступны основные мыслительные операции, обобщает и исключает с опорой на категорийные признаки, последовательно составляет рассказ по серии сюжетных картинок, умеет построить самостоятельный связный рассказ с выделением основной мысли.

Выраженное нарушение экспрессивной речи – ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, плавность речи нарушена, на фоне этого могло появиться заикание в частности в тревожных ситуациях. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению.

Уровень самооценки у девочки в норме, но можно говорить о тревоге, эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта, что особенно проявлялось в начале деятельности.

На фоне дефицита работы указанных факторов выявляются хорошо развитые функциональные системы, являющиеся компенсаторными в отношении ослабленных:

  1. фактор «образов-представлений» позволяет девочке достаточно хорошо распознавать существенные признаки предметов и ориентироваться на зрительные образы.
  2. фактор слухоречевой памяти и объема акустического восприятия, характеризуется хорошими возможностями запоминать достаточно большой объем информации, правильно его дифференцировать на слух.
  3. мыслительные особенности развиты в пределах возрастной нормы, девочке доступны операции обобщения и сравнения с опорой на категорийные признаки, хорошо понимает связи и отношения по аналогии.

Вывод: на фоне хорошего развития интеллекта и эмоционально-личностной сферы, выявляется недостаточное развитие следующих факторов:

  • недостаточность пространственного фактора;
  • дефицит кинетического и кинестетического факторов.
  • Дефицит энергетического компонента психической активности.

Рекомендации:

1) психолого-педагогическая коррекция, включающая активизацию сенсомоторного уровня, развитие пространственных представлений, речи и саморегуляции;

2) занятия с логопедом. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: