Доклад. «Нарушения связной речи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Нарушения связной речи
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения.
Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.
Особенности связных высказываний у умственно отсталых детей во многом определяются и характером заданий, формой связных высказываний (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ на заданную тему и т.д.).
Исследования Л.В. Занкова и М.Ф. Гнездилова показали, что количество слов в рассказах по серии картинок у умственно отсталых детей в 2,5 раза больше, чем в рассказах на заданную тему. Авторы объясняют это тем, что серия сюжетных картинок определяет последовательность изображенных событий, наглядно показывает динамику событий.
У умственно отсталых школьников нарушается как внутренний (смысловой) уровень, так и языковой уровень связной речи.
Смысловой уровень (внутреннее программирование) связной речи оказывается нарушенным в той или иной мере у всех умственно отсталых детей. Чем более сложным по степени самостоятельности является задание, чем больше оно связано с необходимостью смыслового программирования высказывания, тем труднее оно выполняется. Так, составление рассказа по серии сюжетных картинок осуществляется легче, чем по сюжетной картинке. Это объясняется тем, что в задании рассказать по серии сюжетных картинок уже имеется определенная программа связных высказываний, которая обусловлена последовательностью событий, изображенных на картинках. При составлении же рассказа по сюжетной картинке такие опорные последовательные звенья отсутствуют.
Таким образом, нарушения связной речи у умственно отсталых детей обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов (элементов), нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.
Одной из причин нарушения формирования связной речи у умственно отсталых детей является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, связные высказывания становятся более развернутыми, увеличивается количество слов в предложении.
Как осваивают формы монолога дошкольники
Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с ответами.Задание 1.Опишите условия формирования произносительной речи в норме
Задание 2Охарактеризуйте особенности развития у детей грамматического строя речи в условиях ее нарушения.
Задание 3Опишите речевые нарушения у детей с дизартрической патологией
Задание 4Изложите, каким образом необходимо осуществлять диагностику и коррекцию речевых нарушений у детей.
Задание 5Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Поясните, чем это можно объяснить? Каким образом осуществляется развитие связной устной и письменной речи?
Добрый вечер, помогите пожалуйста с ответами, голова совсем уже не работает((((
Педагогическое образование: Информатика в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования
Задание 1 Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания информатики? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми? Ответ аргументируйте.
Задание 2 Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в преподавании информатики. Приведите примеры их реализации на практике.
Задание 3 Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие обучение информатике.
Задание 4 Охарактеризуйте основные положения методики преподавания информатики. Приведите примеры.
Задание 5 Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.
Источник
Особенности психолингвистического анализа текста
Обращаясь к анализу текста, психолингвистика изучает процессы его порождения и восприятия. Для этого используется модель текстовой деятельности, включающая этапы порождения текста и его восприятия. В процессе производства текста последовательно сменяются следующие этапы деятельности:
- Производство текста начинается с этапа замысла, то есть возникновения коммуникативной интенции. На уровне деятельности он соответствует этапу интеллектуально-познавательной и коммуникативной ориентировки в обстановке общения и планированию.
- На этапе текстопорождения (исполнительская фаза деятельности) происходит сложный процесс объективации и материализации замысла с опорой на индивидуальный языковой опыт и речевые способности индивида.
- Процесс текстопорождения завершается контрольной фазой, в основе которой лежат механизмы самоконтроля, заключающиеся в сопоставлении исходного замысла и его реализации и осуществлении необходимой корректировки.
При восприятии текста характерно обратное движение от реализации к замыслу:
- Анализ языковой и композиционной составляющей текста, понимание заложенных в него языковых значений.
- Соотнесение текстового содержания их с определённой коммуникативной ситуацией, а также фоновыми знаниями, позволяющими интерпретировать его.
- Проникновение в авторский замысел и речевую прагматику текста.
Психолингвистический анализ текста также предполагает рассмотрение его функционирования в процессе коммуникации:
- Исследование конситуации, то есть всей совокупности внеязыковых факторов и особенностей коммуникативной ситуации, в которых происходит процесс общения.
- Определение времени и продолжительности акта коммуникации, выявление смысловой роли пауз и других темпоральных показателей коммуникации.
- Выделение и структурирование реплик коммуникантов в сложно организованном текстовом пространстве, где каждая фраза имеет определённую смысловую нагрузку и связана с темой коммуникации в целом.
- Выявление коммуникативной интенции автора, последовательности речевых действий в коммуникации и характера ответной реакции на речевые стимулы.
- Исследование структуры текста, его логико-смыслового строения и характера развёртывания коммуникации.
Данные методы позволяют психолингвистике определить, насколько коммуниканты вовлечены в процесс общения, опосредует ли она какую-либо неречевую деятельность, реализованы ли коммуникативные интенции собеседников, возникает ли в процессе обмена репликами текстовое единство, структурированное на основе общности пространственно-временных показателей коммуникации, темы и замысла.
Понятие текста в психолингвистике
Определение 1
Психолингвистика – это пограничная область исследований на стыке психологии и лингвистики. С одной стороны, она изучает психофизиологические процессы, лежащие в основе овладения языком и речью, а с другой – механизмы производства и восприятия речи.
Психолингвистика так же, как и языкознание, имеет дело с языковыми единицами и речевыми произведениями (текстами), однако рассматривает их с позиции теории речевой деятельности. Текст, его строение и особенности рассматриваются с точки зрения процессов смыслообразования, имеющего коммуникативную природу.
Чтобы выявить признаки текста как объекта психолингвистического изучения, необходимо сопоставить его признаки с теми, которые выделяются в лингвистике:
Текст в лингвистике выступает как относительно автономное речевое образование, характеризующееся набором определённых признаков. В психолингвистике текст не существует изолированно от процесса его создания, то есть он включен в речевую ситуацию и не рассматривается без отрыва от неё.
В лингвистических исследованиях текст рассматривается как продукт речевой деятельности, как результат отбора языковых средств в соответствии с замыслом автора и целями коммуникации
Психолингвистика акцентирует внимание на связи текста с неречевой деятельностью. Речепорождение и продуцирование текста (то есть процессы вербальной коммуникации) сопровождают деятельность человека, опосредуя и структурируя её.
Лингвистика текста изучает текстовую семантику в аспекте анализа его словарного состава и реализуемых значений используемых единиц языка.
Психолингвистику более интересует соотношение «текст – внетекстовая действительность» и «текст – подтекст», позволяющая соотнести речевое произведение как с процессом коммуникации в целом, так и с зоной потенциально выявляемых в нем смыслов в ходе интерпретации.
Процессы восприятия текста слушателем или читателем находятся в компетенции психолингвистики, которая изучает механизмы осмысления речевой формы и содержания текста и формирования его общего (концептуального) смысла
Возможности лингвистики зафиксировать следы невербального поведения в тексте ограничены, в то время как психолингвистике доступны методы выявления, например, манипулятивных стратегий, формирование установок у реципиента на позитивное или негативное восприятие каких-либо фактов.
Определение 2
Таким образом, текст рассматривается психолингвистикой как сложное грамматико-семантическое единство, целостное в формально-содержательном плане, являющееся результатом речевой деятельности и опосредующее иные формы деятельности людей.