Признаки аутизма у детей по возрастам

Признаки аутизма у детей по возрастам

Время действия

Ощущения не возникают мгновенно необходимо определённое время для того, чтобы импульс от рецептора при воздействии раздражителя дошёл до анализатора или органа чувств. Это время называется латентным или скрытым периодом ощущения. Латентный период для разных ощущений свой, например для тактильных ощущений – 130 мс, а для болевых – 370 мс.

Понятие, свойства и виды ощущений

Действие ощущений так же не прекращается мгновенно после того, как прекращается взаимодействие с раздражителем. Время инерционного затухания ощущений носит название последействия. Именно последействие позволяет тебе смотреть фильмы: промежутки между кадрами заполняются образами предыдущего кадра.

Создайте ритуалы

Чтобы обезопасить гипочувствительного ребенка, часто приходится работать с ним над тем, чтобы он не бросался с головой в опасные ситуации. Один из способов сделать это — установить ряд ритуалов и правил. «Родители, у которых есть чувствительные дети, должны создать для себя некоторые ритуалы на каждый день», — говорит Кан. Это может включать в себя регулярные осмотры, в том числе сканирование их тела на предмет синяков, порезов или шишек, которые могли остаться незамеченными.

Это также может включать в себя создание распорядка дня для обеспечения безопасности, например, тренировку ходить, а не бегать в новом месте, или тренировку приносить извинения после столкновения с людьми, поскольку то, что кажется им незначительным ударом, может показаться другому человеку сбитым грузовиком. Также можно установить правила безопасности, например, следить за тем, чтобы они надевали защитное снаряжение при занятиях спортом.

Сколько по длительности проходит курс лечения

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, какие нарушения имеются и насколько они серьезные. Программа занятий разрабатывается персонально. В процессе предлагаются упражнения с плавным переходом от простого к сложному, которые для каждого чада индивидуальны и зависят от его возможностей.

Среднее время, которое позволяет восстановить процессы мозга или запустить их в нужное русло занимает не менее 6 месяцев с занятиями по 2 раза в неделю (совместно с постоянными тренировками в домашних условиях). Не рекомендуется бросать комплекс коррекции на середине пути, иначе начавшийся эффект останется незавершенным и проблемы вскоре вернутся снова (и даже станут еще серьезнее).

В период коррекции родителям необходимо понимать, что развитие не всегда движется в сторону прогресса. Порой встречаются и временные ухудшения

Важно понять, что это норма, т.к. мозг порой устает и сопротивляется переменам

В период такого кризисного состояния не следует бросать занятия. Необходимо набраться терпения и настроиться на хороший эффект.

Нет, это не активный ребёнок, а гиперактивный!

Кто такой гиперактивный ребенок и как с ним жить?  Кажется, что термин гиперактивность — вполне себе научный. Нет. Это тоже всего лишь определение поведения ребёнка.

Гиперактивные дети:

опережают в развитии своих сверстников; имеют острый ум и цепкую память; очень подвижны; быстро утомляются и при этом не отдыхают, как остальные, а начинают ещё больше двигаться, впадать в истерики и всячески привлекать к себе внимание; быстро становятся голодными — это нормально при такой-то активности; не переносят громкие звуки, не могут находиться в душном помещении; испытывают огромную гамму чувств; мгновенно меняют настроение, что зависит от мельчайших нюансов; впечатлительны; настороженны ко всему новому; нуждаются в повышенном внимании взрослых. Как себя вести с гиперактивным ребёнком? Уберите все раздражители, установите контакт. Определите правила поведения понятные для ребёнка и не меняйте их

Давайте конкретные простые поручения и хвалите за их выполнение. Помогите малышу соблюдать режим дня. Хвалите за всё хорошее, а то, что не получается, обсуждайте спокойно. Развивайте сильные стороны малыша. Направляйте энергию в нужное русло

Определите правила поведения понятные для ребёнка и не меняйте их. Давайте конкретные простые поручения и хвалите за их выполнение. Помогите малышу соблюдать режим дня. Хвалите за всё хорошее, а то, что не получается, обсуждайте спокойно. Развивайте сильные стороны малыша. Направляйте энергию в нужное русло

Как себя вести с гиперактивным ребёнком? Уберите все раздражители, установите контакт. Определите правила поведения понятные для ребёнка и не меняйте их. Давайте конкретные простые поручения и хвалите за их выполнение. Помогите малышу соблюдать режим дня. Хвалите за всё хорошее, а то, что не получается, обсуждайте спокойно. Развивайте сильные стороны малыша. Направляйте энергию в нужное русло.

Воображаемые друзья

Некоторые люди считают, что духи обитают рядом с нами, и волшебные дети взаимодействуют с ними. У вашего ребенка есть воображаемые друзья, которые появляются во сне и наяву? Не игнорируйте этот факт и побеседуйте с ребенком на эту тему. Духи распознают наиболее чувствительных людей, чтобы передать через них свое послание или выполнить свое предназначение. Дети не могут объяснить родителям появление духов, поэтому они обычно называют эти встречи визитами друзей.

Ванесса Паради и Вайнона Райдер готовятся к даче показаний по делу Джонни Деппа

В Краснодарском крае аномальная жара: из-за засухи обмелели озера

Дом из бамбука на Бали, у которого нет 4-х стен: но именно так и задумано (фото)

Чувства обострены до предела

В 2013 году в нашей стране стала популярна книга Элен Эйрон «Высокочувствительный ребёнок». Автор — психолог с большим стажем, определяет само понятие и открывает глаза родителям на правила обращения с собственным ребёнком. Благодарственных отзывов много, мамы и папы восприняли эту книгу «на ура». Почему же?

Элен Эйрон считает, что высокочувствительные дети (их 15-20%) обладают даром получать из окружающего мира больше информации, чем их сверстники.

Высокочувствительные дети:

с осторожностью относятся к окружающим; сверхчувствительны к боли; часто болеют; метеочувствительны (реагируют на изменение погоды и климата); проницательны, могут удивлять предсказаниями, которые сбываются; остро воспринимают социальную несправедливость; очень раздражительны (их может вывести из себя неподходящая одежда, громкие звуки, душное помещение, шум, внезапное событие); быстро утомляются; испытывают страх перед всем новым — поездками, пищей… особенно не любят сюрпризы; новый вид деятельности тщательно обдумывают, а потому их часто считают тугодумами и неспособными; однако, если с ними заниматься мягко и регулярно, то проявляют высокие способности практически во всех областях, используют сложные слова, мыслят «по-взрослому»; имеют повышенные требования к себе и после первой неудачи отказываются от дела, поэтому важно быть рядом, направлять и поддерживать; почти не имеют друзей, так как друзья могут переходить границы чувствительности ребёнка и быть ему неприятны

Что делать, если у вас высокочувствительный ребёнок?

  • Всегда поддерживайте его, подчёркивайте достоинства, проводите с ним больше времени;
  • Уважайте его чувства, и личную территорию, разговаривайте спокойно и доброжелательно (подробнее об этом в статье Личная территория ребенка или уважение с малых лет);
  • Учите понимать других людей и воспринимать неудачи философски;
  • Обеспечивайте ребёнку комфортное существование.

Как воспитывать ребенка Индиго:

  1. Обращайтесь с детьми Индиго уважительно. Приветствуйте их появление в вашей семье;
  2. Помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается, их дисциплины;
  3. Всегда предоставляйте им свободу выбора, чего бы это ни касалось!
  4. Никогда не унижайте их – никогда!
  5. Всегда объясняйте им, почему вы даете им какие-то инструкции. И при этом сами слушайте свои объяснения. Не звучат ли они глупо – вроде «потому, что я так сказал»? Если да, то вернитесь к своим инструкциям и измените их. Дети будут уважать вас за это и подождут. Но если вы приказываете им в диктаторском, авторитарном духе без веских оснований, то дети отстраняться от вас. Они не будут слушаться, и, даже более того, они выдадут вам целый список причин, почему это нехорошо! Иногда ваши объяснения могут быть самыми простыми – вроде «потому, что этим ты окажешь мне помощь, а я сегодня жутко устала». Честностью завоюйте их сердца. Сначала они будут думать о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять;
  6. Сделайте их своими партнерами в их собственном воспитании;
  7. Пока они еще малы, объясняйте им все, что вы делаете. Они не всегда поймут вас, но почувствуют образ ваших мыслей и ваше к ним уважение;
  8. Ваша поддержка их действий должна выражаться прежде всего в формировании у них чувства безопасности. Избегайте порицания и критики по отношению к ним. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут более восприимчивыми к вашим словам – и удивят вас. Не заставляйте их достигать чего-либо, но позвольте им действовать с воодушевлением;
  9. Не говорите им, кто они сейчас или кем они станут впоследствии. Они знают это лучше вас. Позвольте им самим решать, что им интереснее. Не заставляйте их продолжать вашу династию и не приобщайте их к семейному бизнесу только на том основании, что так поступали несколько поколений в вашей семье. Такой ребенок останется абсолютно глух к этим аргументам;
  10. Определяя для детей Индиго границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию;
  11. Давайте выход их безмерной физической энергии;
  12. Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот, они будут рады сами устанавливать правила игры при поддержке взрослых;
  13. Обращайтесь с ними как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности;
  14. Давайте этим детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам. Не говорите с ними свысока;
  15. Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы;
  16. Проявляйте к ним уважение ничуть не меньшее, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу;
  17. Если говорите, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят. Никакие слова в мире не заменят проявления искренней любви;
  18. Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку индиго на вопрос, любите вы его или нет!
  19. Общение с ребенком индиго – это одновременно тяжелый труд и привилегия. Они заметят любую хитрость. Даже не пытайтесь с ними хитрить!

Измените свою точку зрения

Гипочувствительность может приводить ко многим видам поведения, которые, если родитель не знает, что лежит в основе, могут выглядеть как плохое поведение. Однако в контексте понимания этих различий это может помочь родителям понять, что поведение не является преднамеренным, а на самом деле представляет собой попытку ребенка получить то, что ему нужно. «Ваш ребенок не обязательно ведет себя плохо или делает XYZ специально, он делает все, что может, используя имеющиеся у него на данный момент навыки», — говорит Окада.

«Понимание различий может побороть стигму», — говорит Эндрю Кан, психолог некоммерческой организации Understood, которая оказывает поддержку людям с разницей в обучении. «Если мы заранее знаем об этом, становится гораздо труднее сердиться или чрезмерно наказывать ребенка, который на самом деле не делает ничего преднамеренного». Как отмечает Кан, в отсутствие такого понимания «они будут злиться и становиться более агрессивными, если получат негативное сообщение без сочувствия, и это станет для них частью негативного цикла».

Совет пятый — учитывайте особенность вашего ребенка

Несомненно, нельзя подстроить всю жизнь под свое — даже самое любимое — чадо. Дети с гиперактивностью плохо переносят большие скопления людей, нарушения режима, вынужденное бездействие (например, в очереди или транспорте). Однако совсем избежать таких условий нельзя. В этом случае не нервничайте и не заводитесь, просто продумайте все заранее.

  1. Возможно, в магазин можно выбраться на выходных, оставив ребенка с кем-то из родственников.
  2. В самолет или автобус взять побольше игрушек, которые отвлекут и помогут спокойно провести время. Старайтесь выбирать проверенные варианты.
  3. Может быть, стоит на время отложить посещение детских мероприятий или быть готовыми к тому, что придется уйти с представления пораньше. Берегите ребенка от переутомления.

Наиболее распространенные качества детей Индиго:

  1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом);
  2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение;
  3. Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, «кто они есть»;
  4. У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают свободу выбора;
  5. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции;
  6. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и их нежелание приспосабливаться существующей системе;
  7. Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность;
  8. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины. К заявлениям типа «вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь…» они остаются глухи;
  9. Они не стесняются, давать вам понять, в чем испытывают нужду.

Как это работает

Фото автора Polina Kovaleva: Pexels

Ощущения – это процесс, который отражает взаимодействие твоего физического тела и психики с окружающей средой. Ощущения возникают в процессе прямого воздействия на органы чувств. В результате такого взаимодействия происходит раздражение рецепторов.

Рецептор – это чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, которое преобразует воспринимаемое раздражение в нервные импульсы. Импульсы поступают на анализаторы или как их ещё принято называть органы чувств. Каждый из органов чувств отвечает за распознавание своего класса раздражителей.

В теле человека присутствуют пять органов чувств:

  • обоняние;
  • вкус;
  • осязание;
  • зрение;
  • слух.

Когда нужно обращаться к нейропсихологу

Проводники чувствительности

Все виды чувствительности устроены следующим образом: рецепторный нейрон (рецепторы — периферический нерв — спинномозговой узел — задний корешок), сегментарный сенсорный аппарат (задние рога) – надсегментарные структуры (таламус, постцентральная извилина, теменные доли).

Общие принципы строения путей чувствительности:

1) Чувствительные проводники имеют в своем составе 3 нейрона, лежащих на разных уровнях;

2) 1-ый нейрон расположен в спинномозговом узле, одни отростки (дендриты) образуют периферический нерв и подходят к рецепторам кожи и конечностей, другие (аксоны) в виде задних корешков подходят к клеткам со стороны задних рогов спинного мозга, там лежат собственные сенсорные клетки (2-ой нейрон) для проводников температурной, болевой чувствительности, а аксоны нейронов мышечно-суставного, тактильного чувства из корешков переходят в задние столбы спинного мозга, так называемые, тонкий (Голля) и клиновидный (Бурдаха) пучки. Их 2-ой нейрон находится в ядрах этих канатиков в продолговатом мозге. Первый проводит импульсы от верхних частей тела, второй — от нижних.

3) Важной особенностью является перекрест 2-нейронов чувствительных путей (то есть при повреждении, например, правого полушария, клинические признаки проявятся в левом), только для поверхностной чувствительности это уровень спинного мозга на 1-2 сегмента выше, при переходе через переднюю белую спайку в боковые столбы и поднимается до ствола мозга, а для глубокой – это уровень продолговатого мозга. 4) Обе системы проецируются в чувствительных ядрах таламуса (3-нейрон) и оканчиваются в корковых структурах – постцентральной (задней) извилине и рядом расположенной теменной дольке

4) Обе системы проецируются в чувствительных ядрах таламуса (3-нейрон) и оканчиваются в корковых структурах – постцентральной (задней) извилине и рядом расположенной теменной дольке.

Также чувствительные волокна находятся в составе трех пар черепных нервов – 5-ой, 9-ой и 10-ой.

Сенсорная гиперчувствительность: примеры поведения

Вот несколько примеров поведения, которые могут объясняться повышенной чувствительностью разных органов чувств.

Тактильная чувствительность:

  • сильная неприязнь к определенным тканям, облегающей одежде, ярлычкам на одежде;
  • часто снимает обувь и носки;
  • не переносит, когда другие люди случайно задевают его или очень близко стоят;
  • боязнь испачкать руки;
  • отказ чистить зубы;
  • предпочтение еды только определенной температуры или текстуры.

Зрительная чувствительность: 

  • щурится, закрывает глаза или жалуется в ответ на стандартное освещение в помещении;
  • желание носить солнцезащитные очки в помещении;
  • предпочтение холодных цветов (зеленый, синий) или неприязнь к ярким теплым цветам (красный, желтый);
  • сложный визуальный дизайн может вызывать растерянность и ступор.

Слуховая чувствительность:

  • сильная неприязнь к звуку смыва унитаза;
  • закрывает уши пальцами или ладонями в ответ шум и звуки, которые кажутся нормальными другим;
  • страх перед пылесосом, сушилками для рук или другой техникой, издающей громкие звуки;
  • восприятие автомобильных гудков и других громких уличных звуков как болезненных и пугающих;
  • продолжительные громкие звуки, например противопожарная сирена, могут вызвать нервный срыв;
  • предпочитает наушники с любимой музыкой вместо звуков окружающей среды.

Вкусовая чувствительность:

  • очень ограниченный рацион, неприязнь к новым блюдам;
  • предпочитает «простую» пищу без выраженного вкуса;
  • не выносит вкус зубной пасты.

Обонятельная чувствительность: 

  • неприязнь к запаху духов, дезодоранта, еды;
  • замечает запахи в окружающей среде, на которые не обращают внимания другие;
  • рвотные позывы в ответ на определенные запахи.

Вестибулярная и проприоцептивная чувствительность:

  • страх перед физическими упражнениями, участием в спортивных играх;
  • избегание занятий, во время которых ноги не стоят на земле;
  • неприязнь к качелям, качающимся игрушкам или продолжительным поездкам на машине;
  • возможно, есть задержка в развитии двигательных навыков.

Интероцепция:

  • частые жалобы на боли и плохое самочувствие;
  • чрезмерные реакции на небольшие травмы (например, на маленькую царапину или ушибленный палец ноги);
  • повышенная чувствительность к изменениям температуры;
  • плохо переносит ощущения в теле во время физических упражнений и активных игр.

Интермодальные ощущения

В психологии этот вид отделили от других, т. к. он не может быть связан с какой-либо определённой модальностью. Сюда относят вибрационную чувствительность, в которой интегрируются слуховые и тактильно-моторные ощущения. Вибрационные ощущения характеризуют колебания упругой среды. Их человек испытывает, например, касаясь железнодорожного рельса, который вибрирует под воздействием приближающегося поезда.

Вибрационные ощущения, у человека, как правило, развиты очень слабо и потому не играют особой роли. Но при этом у многих глухих они частично могут заменять слух, достигнув таким образов очень высокого уровня развития. По мнению Л. Е. Комендантова тактильно-вибрационная чувствительность является одной из форм восприятия звука.

Анатомия чувственного восприятия

Для каждого вида ощущений существуют особые нервные окончания — рецепторы.

Основной составляющей чувствительности является анализатор, который состоит из рецепторного (периферического) уровня: здесь полученный вид сенсорной энергии преобразуется в нервный импульс, осуществляется первичный анализ внешнего раздражителя – целое раскладывается на части, различаются качество и характер сигнала и далее проводящей частью (тракты чувствительных нервных волокон) поступает в кору головного мозга, там происходит конечный этап обработки полученного внешнего стимула, определение его точного места нанесения, и возникает ощущение.

Для определенного вида ощущений существуют свои рецепторные нервные окончания, и от каждого из них в отдельности чувствительные проводники будут проводить импульсы в высшие отделы головного мозга, возникающие при воздействии соответствующего вида энергии. Так, для восприятия ощущений из внешней среды -холода (колбы Краузе), тепла (окончания Руффини), тактильных ощущений (тельца Мейснера и диски Меркеля), болевых реакций (свободные нервные окончания) — активизируются группа экстерорецепторов, находящихся в кожных покровах, для получения информации о напряжении мышц, сухожилий, положении тела в пространстве и направленности его движений включаются рецепторы мышечно-связочного аппарата — проприорецепторы, к ним относятся рецепторы мышечных веретен и сухожильных телец Гольджи-Маццони, реагирующие на пассивное растяжение мышцы, тельца Фатера-Пачинни, отвечающие за глубокое давление, а с помощью интерорецепторов мы получаем сигналы о состоянии внутри организма.

Синдромы гиперактивности

Уже на первом году жизни у детей с гиперактивностью наблюдается общее беспокойство, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, частые срыгивания, дрожание подбородка и рук. В возрасте от одного до трёх лет заметны повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в речевом и моторном развитии

К трём годам обращает на себя внимание моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, импульсивность, двигательная расторможенность, упрямство и негативизм, могут проявляться задержка в овладении навыками опрятности. Все эти признаки чаще всего замечают только специалисты, родители считают их проявлениями возрастной нормы и не спешат обращаться за помощью. Наиболее явными симптомы гиперактивности становятся в дошкольные и младшие школьные годы, когда ребёнок начинает выполнять общественно полезную деятельность и постоянно находится в социуме

Тогда воспитатели, родители, учителя отмечают невнимательность, импульсивность и гиперактивность ребёнка, которые могут наблюдаться как в комплексе, так и раздельно

Наиболее явными симптомы гиперактивности становятся в дошкольные и младшие школьные годы, когда ребёнок начинает выполнять общественно полезную деятельность и постоянно находится в социуме. Тогда воспитатели, родители, учителя отмечают невнимательность, импульсивность и гиперактивность ребёнка, которые могут наблюдаться как в комплексе, так и раздельно.

Невнимательность: ребёнок плохо воспринимает обращённую к нему речь, он как будто не слышит вас, не может сосредоточиться на задании, постоянно отвлекается от него, перескакивает с одной деятельности на другую, ничего не доделывает до конца, часто теряет свои вещи. В школе невнимательность проявляется на уроках: ребёнок не слышит учителя, не может организоваться сам, постоянно отвлекается, допускает много ошибок в заданиях.

Импульсивность: не способен дождаться своей очереди в играх и в разговоре, вмешивается, прерывает их; отвечает на вопросы, не дослушав их до конца; не может дождаться вознаграждения; всегда сначала что-то делает, а потом думает, зачем он это сделал; не чувствует опасности, склонен к рискованной деятельности; показывает разные результаты в школе.

Гиперактивность: не может спокойно сидеть на одном месте, крутится, вертится, барабанит пальцами, ходит по классу или комнате, пытается куда-то залезть; часто всё время что-то бубнит или говорит; становится неуправляемым на уроках физкультуры и музыки.

Из-за этих особенностей поведения гиперактивному ребёнку сложно наладить контакты со сверстниками: он не слушает и не понимает их, не любит играть по правилам, гиперчувствителен по отношению к себе, и не чувствителен по отношению к другим.

К счастью, ребёнок растёт и развивается, его организм при правильном подходе и воспитании постепенно гармонизируется и приходит к контролируемому состоянию.

Откуда берется высокая чувствительность?

Высокая чувствительность — это не расстройство, а особенность человека, причем не такая уж и редкая: она есть у 15–20% людей, то есть практически у каждого пятого. Просто кому-то с ней жить тяжело, а кому-то легко.

То, как принимают эту черту в обществе, зависит от его культуры. Например, в Европе к ней относятся скорее отрицательно: всем стоит быть сдержанными, скрывать истинные эмоции и «вести себя воспитанно», однако в восточных культурах, наоборот, высокую чувствительность ценят и культивируют.

ВЧ передается генетически: у многих высокочувствительных родителей такие же чувствительные дети. Пока неизвестно, какие именно гены, точнее их совокупность, отвечают за эту черту. Ученые выделяют трех «кандидатов»:

  • ген транспортера серотонина (5-HTTLPR),
  • семейство из 10 «дофаминовых» генов,
  • вариант гена ADRA2b, который связан с высвобождением норэпинефрина.

В зависимости от вариации гена уровень высвобождения нейромедиаторов, а затем и ответа организма на него у разных людей будет разным. Конечно, психологические черты сложно четко отследить и составить шкалу их интенсивности, но хотя бы приятно знать, что «держи себя в руках» против биологии не сработает.

Эмоциональные последствия сенсорной гиперчувствительности

Когда даже самые маленькие сенсорные стимулы замечаются, это может привести к тому, что человек будет воспринимать мир как слишком напряженный и хаотичный

В результате ему может быть трудно сосредоточиться, переключить внимание, он может стать гиперактивным

Очень часто для людей с сенсорной гиперчувствительностью характерны бурные эмоциональные реакции. Когда они сталкиваются с определенными сенсорными стимулами, у них могут срабатывать автоматические стрессовые реакции «бежать, сражаться или замереть». В результате у людей бывают эмоциональные вспышки в ответ на, казалось бы, «мелочи». Эти эмоциональные реакции могут привести к разным видам поведения. Например, такие люди могут:

  • отличаться повышенной раздражительностью, постоянно быть «на взводе» из-за чрезмерной сенсорной нагрузки;
  • часто протестовать и отказываться от выполнения заданий, так как многие занятия вызывают у них сенсорную перегрузку и они привыкли их избегать;
  • пытаться убежать из помещения или другого места, где они столкнулись с неприятным сенсорным опытом;
  • сопротивляться переменам и требовать соблюдения определенных ритуалов, так как это позволяет им почувствовать контроль над хаотичным внешним миром.

Сенсорные перегрузки могут приводить к истощению нервной системы, что может вызывать у таких людей нервные срывы или «отключения». Обе такие реакции являются попытками защитить себя от крайне неприятных ощущений и перегрузки.

Что значит «взять на себя функцию СРСИ»

Мы отфильтровываем «шумы», помогаем выделять главное. Для этого снижаем стимуляцию везде, где можно. Если ребенок не выносит громких звуков – перед выходом из дома надеваем шумоподавляющие наушники. Большую помощь в снижении стимуляции оказывают рутины, ритуалы и привычки, делая мир предсказуемым.

Самым волнующим переживанием для любого человека являются социальные контакты. Поэтому, если социальное взаимодействие вызывает у ребенка слишком интенсивные реакции, следует сокращать их по возможности. И всегда чутко следить за тем, сколько ребенку по силам.

Мы устанавливаем приоритеты внимания на привязанности и тревоге. Помогаем справляться с тревожащими ситуациями. Создавая ритуалы и привычки, поддерживающие привязанность, мы также помогаем детям преодолевать их тревогу. Если есть что-то неизменное, это дает чувство стабильности и безопасности, например, еда, одевание, совместные занятия.

Мы защищаем чувства, оберегая от слишком стимулирующих событий, которые могут их ранить, причинить душевную боль. У этих детей в жизни и так слишком много стыда. Не следует водить ребенка в такие места, где над ним будут смеяться, где его будут стыдить, пытаться «вылечить» от застенчивости, сделать «нормальным». Это может наносить глубокие душевные раны. Это может оказаться попросту непереносимым для таких детей. Поэтому ограждайте их, где только можно, от «плохих сценариев».

И защищать чувства – это не о том, чтобы оградить ребенка от всего, держать его в изоляции и под гиперопекой, как многие ошибочно полагают. Это именно о том, чтобы оградить от излишней стимуляции, которая вызывает сенсорную перегрузку. Это не о том, чтобы не огорчать ребенка никогда, это о щадящем режиме для детей, уровень уязвимости которых очень высок.

Совет второй — побольше движения.

Гиперактивному ребенку обязательно надо выплеснуть свою энергию. Создайте же для этого подходящие условия:

  1. Прогулки на свежем воздухе обязательны. Но не старайтесь заставить свое сокровище чинно прогуливаться «за ручку» в новых белых брючках. Пусть он бегает-прыгает-лазает и скатывается с горок. Вспомните дворовые игры из своего детства — и вам приятно окунуться в прошлое, и ребенок будет счастлив поиграть вместе.
  2. Спортивная секция — очень неплохой выход. И для здоровья полезно, и для психики, и для воспитания привычки слушаться старшего, выполнять упражнения в правильной последовательности. Обязательно учитывайте интересы и возможности ребенка. Если у него «совсем не получается» или его поведение вызывает конфликты с тренером, может быть, стоит поискать другое занятие. Очень часто тот факт, что в каком-то виде деятельности СДВГ-шка оказывается «на коне», стимулирует его на более сдержанное поведение.
  3. Дома тоже неплохо устраивать небольшие физкультминутки. Особенно если вы проводите какие-то развивающие занятия или выполняете школьную домашнюю работу. Усидчивость — не самая сильная сторона вашего ребенка, так что не стоит заставлять его долго корпеть над книжками. Позанимались — придумайте какую-нибудь игру, чтобы сбросить напряжение.
  4. Приобретите домашний спорткомплекс. На нем ребенок не только сможет выплескиваться свою активность, но и стане более ловким, что позволит ему уберечься от возможных травм из-за своей непоседливости.

Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети индиго»

В своем профессиональном опыте я часто сталкиваюсь с вопросами родителей, о том как воспитывать детей. Те приемы воспитания, которые они знают, не работают. Это связано с глобальными изменениями в мире, с изменением запросов общества к взрослеющей личности. В связи с этим я расскажу о так называемых детях Индиго, детях которые приходят в этот мир с особой миссией.

Дети Индиго приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо проявляются с момента рождения. Они могут впитывать знания, как губка, особенно если им нравиться предмет, изучение которого обеспечивает им более высокий уровень развития в области их интересов. Они реагируют наилучшим образом, если вы ведете себя с ними как с уважаемыми взрослыми. Дети Индиго несут в себе небесные послания, которые пока недоступны нашему пониманию. Они помогают нам в поисках истины, смысла жизни, мира. Детей Индиго можно отличить по глазам. В них скрывается глубокая мудрость и осознанность.

Ребенок Индиго это такой ребенок, который обладает новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Это предполагает, что люди, взаимодействующие с подобными детьми (особенно родители), чтобы достичь успеха, должны изменить свой подход к ним, методы воспитания. 90% детей младше 10 лет принадлежат к группе Индиго.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: