Методический проект «психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи»

Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в речевом развитии

Виды обследования

Можно выделить несколько видов обследования:

  1. Разведывательное (поисковое) обследование связано с опробованием выбранных методик, предшествующей ориентацией в ситуации, получением начальных этих для разработки всего ансамбля процедур изучения.
  2. Выборочное обследование ведется с целью исследования отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или для проверки отдельных сквозных, проблемных вопросов, к примеру, отношения родителей к введению платы на некие образовательные услуги, если ожидается многоплановое исследование состояния образования в связи с реализацией российского Закона «Об образовании».
  3. Комплексное обследование — это исследование объекта во всей его полноте на основе подготовительных представлений о необходимом размере работы и методичного (систематического) изучения компонентов объекта.
  4. Системное обследование — представляет собой комплексное исследование, которое, однако, выполняется на базе модельного (мысленного) представления об объекте, подготовительного выделения предмета исследования. Это обследование подразумевает акцентирование внимания на ведущих (системообразующих) факторах, на выявлении главных, начальных и производных причин динамики развития, на взаимосвязи и взаимовлиянии целого и его деталей.

Требования к проведению психолого-педагогического обследования:

Психолого-педагогическое обследование лучше всего проводить после врачебного, сначала имея такие сведения как, амнестические данные, соматический, неврологический и психический статусы, сохранность функций зрения, слуха, а еще характер и степень двигательных нарушений.
Выбор способа и методик исследования определяется хронологическим возрастом малыша, его моторными, сенсорными, интеллектуальными полномочиями, наличием либо отсутствием речи, личными особенностями.
Рекомендовано начинать обследование с разговора с мамой и, не разлучая физически малыша с ней, дать ему время для привыкания к новой ситуации, незнакомым людям.
Подключение малыша первого года жизни, а еще детей с томными двигательными нарушениями в обстановку обследования достигается привлечением его внимания к ясным звучащим игрушкам, нежным эмоционально-речевым действиям, постепенным и осмотрительным применением тактильного контакта. Подключение в обстановку обследования более старших детей проще всего достигается применением сюжетного соединения всевозможных заданий в одну совокупную игру.

Начинать обследование имеет смысл с исследования самостоятельной работы ребёнка, фиксируя активность, адекватность, многообразие его предметных, игровых поступков. В случае, если младенец не разворачивает работы с игрушками, взрослый включается в игру, предлагая игрушки и методы поступков с ними. Для проведения обследования нужно будет иметь необходимый набор предметов и игрушек.
Экспериментальное изыскание следует начинать с легких заданий, которые будут доступны и занимательны ребенку

При первых симптомах утомления либо насыщения, рекомендовано переключить внимание малыша на исполнение более лёгкого задания либо отдать ему отдохнуть.
При исследовании познавательной работы число показов приемов исполнения задания не должно быть выше трёх раз.
Нужно будет непрерывно чувственно поддерживать малыша, позитивно оценивая его воздействия речью, жестами, экспрессивной мимикой, независимо от успешности его деятельности.
В тех случаях, когда младенец почти что вполне обездвижен и вовсе не обладает речью, тогда он исключительно смотрит игровые воздействия взрослого. Экспериментатор замечает внимание малыша к действиям взрослого, активность и стабильность энтузиазма, эмоциональное отношение к происходящему, экспрессивно-мимические реакции.

Основные этапы психолого-педагогического обследования

Психолого-педагогическое обследование – это комплексная процедура, направленная на выявление индивидуальных особенностей и проблем развития ребенка, а также на поиск пути их решения. Подобные обследования проводятся в школах с целью определения уровня подготовки и потребностей учащихся, разработки индивидуальных образовательных программ и предоставления соответствующей помощи.

Процесс психолого-педагогического обследования включает в себя несколько этапов:

Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется организационная подготовка к обследованию. Назначается команда специалистов, определяются цели и задачи обследования, разрабатывается план работы.

Сбор информации. В рамках этого этапа проводятся различные методики, например, тестирование, беседы, наблюдения и другие психологические и педагогические методы. Специалисты собирают данные о развитии учащегося, его способностях, интересах, учебных достижениях и проблемах

Важно учесть как индивидуальные особенности ребенка, так и его социальное окружение.

Анализ и интерпретация данных. Полученная информация анализируется и интерпретируется специалистами

Они выявляют особенности развития ребенка, проблемные области и потенциальные возможности. Также проводится оценка уровня подготовки учащегося и его образовательных потребностей.

Постановка диагноза и вынесение заключения. На основе анализа данных и интерпретации результатов специалисты ставят диагноз, который содержит описание особенностей развития ребенка и выявленных проблем. Кроме того, они формулируют заключение, в котором указываются пути и методы коррекционной работы.

Разработка рекомендаций и плана поддержки. На этом этапе специалисты разрабатывают рекомендации для педагогов и родителей по организации образовательного процесса и работы с ребенком. Также составляется план поддержки, который включает в себя конкретные мероприятия и методы коррекции для улучшения развития и обучения учащегося.

Проведение коррекционной работы. По результатам обследования следует период коррекционной работы, в ходе которой реализуются рекомендации и мероприятия, направленные на поддержку и совершенствование развития учащегося.

Каждый этап психолого-педагогического обследования важен и требует от специалистов компетентности, осведомленности о методиках и инструментах измерения, а также адаптивного подхода к особенностям ребенка. Это позволяет более всесторонне выявить трудности и определить наиболее эффективные методы и средства помощи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: