Правильное питание
Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.
Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.
Как бороться с рассеянностью — Мое терпение на пределе
Мое терпение на пределе! За последние три дня в школе забыты: пиджак, обруч для волос, перчатки, ручки и карандаши без числа. И это только за последнее время! Не жалко всей этой ерунды, но напрягает, что потери происходят каждый день, и невозможно никак уговорить ее сосредоточиться на этих бытовых делах. Ну, допустим, перчатки можно привязать к куртке резинкой, на канцтовары махнуть рукой, но пиджак же не прибьешь к плечам гвоздиками… Посоветуйте что-нибудь умное, а?
Можно звонить на мобильник в первые 5 минут после звонка с последнего урока, а ещё лучше — sms, со смешным рисунком и текстом типа:»Уходя из школы -проверь, всё ли взял с собой?» ))) А можно в мобильнике напоминалку зашить. Но смс-ку прикольнее, по-моему. 28.10.2005 19:36:42
))) Мой однажды из бассейна пришёл без носков. Зимой. В минус 20. В сапогах на босу ногу. ))) Нормально. Даже не заболел.Остальное всё подписываю. Надеюсь, что добрые люди найдут и принесут в 5А( ак ранее в 1А, 2А, …). ))) 28.10.2005 19:25:34
Где мои очки
Если вы всякий раз, выходя из гостиной, кладете очки на телевизор, то постарайтесь «увидеть», что телевизионная антенна протыкает линзу очков и разбивает ее. Эта ассоциация заставит вас содрогнуться. Гарантируем, что в следующий раз вы немедленно вспомните, куда положили очки. Это произойдет, во-первых, потому, что вы подумаете об очках в тот момент, когда положите их на телевизор, и, во-вторых, вы запомните вещь, которая заставит вас вспомнить о телевизоре в связи с очками.
Если вы кладете очки на кровать, то можете вообразить себе гигантские очки, спящие в вашей постели. Если вы суете их в карман, то представьте себе, как очки разбиваются в кармане и дырявят его. Или представьте себе, что порезались, сунув руку в карман
Идея все та же: ассоциация — неважно какая — заставит вас подумать о действии в момент его совершения. Всегда думайте в момент, когда вы делаете то, что хотите запомнить. Если вы отложите формирование ассоциации, то забудете о ней, а значит, не сможете найти очки!
Если вы отложите формирование ассоциации, то забудете о ней, а значит, не сможете найти очки!
Что это такое в психологии?
Рассеянное внимание считается очень значимым нарушением нервной системы. К данным сложностям необходимо относиться очень серьезно
При этом нужно отметить, что они могут коснуться любого человека. Но паниковать не стоит.
Чтобы сравнить 2 понятия, такие как невнимание и внимательность, необходимо представлять, что такое внимательность. Итак, внимательность – это процесс наивысшей концентрации внимания или полная обработка конкретной информации, благодаря чему любой индивид может легко ориентироваться в окружающей среде
Когда процесс невнимания формируется, тогда процесс сосредоточения угасает. Именно таким образом в сознании человека образовывается рассеянность. Нужно учесть, что человек не рождается с рассеянностью. Данный изъян приобретается с годами. Невнимательность у взрослых и у детей может появиться по разным причинам, все зависит от особенностей формирования личности.
Невнимательность бывает разная.
Функциональная. Такой вид может появляться тогда, когда наступает усталость. Например, если человек выполняет монотонные действия на работе, и его сосредоточение начинает притупляться естественным образом.
Творческая. Этот вид наблюдается у людей, озабоченных созданием чего-либо нового и неизвестного
Люди-творцы находятся в постоянных поисках новых идей, и поэтому никак не могут сосредоточить свое внимание на более приземленных вещах.
Минимальная. Происходит это тогда, когда человек не может сосредоточить свое внимание на значимой информации из-за сильного погружения в свои мысли
Личность полностью погружается в переживания и больше не в состоянии выбраться из этой проблемы.
Ригидная. В основном такое состояние испытывают люди с эпилепсией и другими заболеваниями нервной системы. Человек просто не способен задерживать свое сосредоточение на долгое время на чем-либо и быстро переключается с одной темы на другую.
Неустойчивая. Когда ребенок или взрослый человек имеет в своем характере гиперактивность, то ему трудно долгое время сосредотачиваться на одном и том же объекте.
Что такое внимание?
Для объяснения этого термина можно провести аналогию, где внимание – это луч, испускаемый источником света – нашим сознанием. Этот луч может двигаться, освещая заинтересовавшую сознание область. А так как поток света является направленным, то в освещенной зоне оказываются лишь некоторые предметы
Именно их человек начинает замечать, не придавая значения тому, что остается за пределами освещенной области. Но у внимательных людей этот луч будет ярким и сконцентрированным. А невнимательный человек в тусклом и слабом освещении своего луча видит все размыто и неясно
А так как поток света является направленным, то в освещенной зоне оказываются лишь некоторые предметы. Именно их человек начинает замечать, не придавая значения тому, что остается за пределами освещенной области. Но у внимательных людей этот луч будет ярким и сконцентрированным. А невнимательный человек в тусклом и слабом освещении своего луча видит все размыто и неясно.
Говоря научным языком, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. И характеризуется этот психический процесс особым состоянием мозга, когда человек приводит все свои познавательные системы – восприятие, воображение, мышление и память – к концентрации на предмете, который имеет для него значимость. Концентрация же – это одно из свойств внимания, наряду с объемом, распределением, устойчивостью и переключением
Концентрация же – это одно из свойств внимания, наряду с объемом, распределением, устойчивостью и переключением.
Что такое рассеянность и невнимательность
Рассеянность и невнимательность – это неспособность сконцентрироваться на каком-либо предмете или действии. Эти черты характера доставляют рассеянным и забывчивым людям, обладающим ими, немало проблем. Они страдают сами, поскольку забывают о важных обещаниях и встречах, страдают их близкие и друзья. Случается, что по этой причине их даже увольняют с работы.
Эти люди пытаются сосредоточиться, обещают себе быть внимательными, но у них ничего не получается. Они составляют перечень вещей, которые берут с собой в поездку, записывают дела, которые им нужно сделать, но в результате забывают, куда положили блокнот с записями…
И тогда они начинают задумываться: а может, это не черта характера, а психологическое отклонение? Или, может, один из симптомов какого-то заболевания? Возможно, ситуацию можно исправить, если пропить лекарства, витамины или откорректировать питание?
Впрочем, забывчивость, рассеянность и невнимательность столь распространены, что появился даже термин «синдром дефицита внимания». В какой-то мере забывчивы все люди, ведь, наверно, каждому из нас хоть раз в жизни приходилось забывать в магазине купленный и оплаченный товар. А невыключенный утюг или забытый и сгоревший чайник или кастрюля – это вообще классические примеры рассеянности.
Памятка родителям: причины невнимательности школьника
Многие родители сталкиваются с проблемой невнимательности их малыша в школе. Она может проявляться по-разному: то ребёнок не увидел домашнее задание на доске, то перепутал знаки, то что-то не записал, потому что не посчитал нужным. Естественно, это отражается на его успеваемости. В таком случае не следует сидеть сложа руки – невнимательность является проблемой, с которой надо бороться.
Не следует сразу же при выявлении проблемы бросаться с претензиями к ребёнку и ругать его. Так же не надо и заставлять его делать что-то, связанное с учёбой, в целях повышения внимательности. Гораздо важнее – выявить причины, которые привели малыша к такой «кондиции» его способностей системно сосредотачиваться. Какие же могут быть причины невнимательности школьника?
У ребёнка может быть расстройство нервной системы – гиперактивность, или так называемый синдром дефицита внимания. Это расстройство больше свойственно мальчикам старше 4-х лет и связано с нарушением функционирования центральной нервной системы
Основные его симптомы – крайняя активность и перевозбудимость ребёнка, а также «скачущее» внимание, легко переключающееся с объекта на объект. К малышам с таким диагнозом нужно подходить особо: вести себя последовательно и логично, а обучение проводить по рекомендациям психологов и врачей.
На способности к концентрации внимания также напрямую может повлиять и слабый иммунитет
Чтобы понять, что у ребёнка сниженный иммунитет, не нужно быть специалистом – достаточно видеть, как часто он болеет. В этом случае настоятельно рекомендуется соблюдать режим дня и каждый день крепко спать столько, сколько нужно в его возрасте.
Другой причиной может стать неправильная организация труда и отдыха ребёнка, связанная с тем, что родители не знают особенностей его темперамента. Например, если ребёнку, делающему домашние задания, лучше после получаса работы 15 минут отдыхать, чтобы восстановить силы, а вы как-то по-другому «настроили» его график, то это может привести к накопленной усталости и, как следствие, к ошибкам.
Вообще, к внеучебному графику ребёнка следует относиться осторожно – если он, помимо школы, занимается ещё в кружках и секциях, это тоже может приводить к накопленной усталости. В запущенных случаях, когда родители совсем потеряли «обратную связь» с малышом – к недосыпу и проблемам со здоровьем.
Помните о том, что в силу возрастных особенностей организма у ребёнка способности к концентрации внимания не такие, как у взрослого
Особенно ярко это проявляется до 9 лет. Если же проблемы с внимательностью остаются и после 9 лет, то это – повод обратиться к специалисту.
Одной из самых распространённых причин может быть банальный недостаток мотивации к учебному процессу.
Не всегда, когда занятия навевают скуку, это говорит о том, что ребёнок какой-то не такой – это может быть прямой виной учителя
Поэтому, во-первых, внимательно отнеситесь к выбору школы, а во-вторых, никогда не теряйте с ней связь (так в какой-то момент вы можете понять, что в своё время сделали ошибку с выбором, и задумаетесь о смене школы). Обратите внимание на такие школы, как частная «Школа 3000» в г. Уфе – учителя должны быть, как в ней, опытными и грамотными специалистами, которые смогут «растормошить» и заинтересовать каждого ребёнка
Эффективные упражнения
Конечно, чтобы повысить внимательность, необходимо работать над собой каждый день. Следующие упражнения можно выполнять в свободное время. Они подойдут как взрослым, так и детям.
- У вас 2 руки. Возьмите сразу 2 карандаша и начинайте рисовать ими одновременно различные фигуры. Причем фигуры должны быть разными. Если вы одной рукой нарисуете круг, то другой вы должны нарисовать квадрат. Занимайтесь такими манипуляциями каждый день, и вы почувствуете, как ваш мозг начнет реагировать на деятельность и «включит» положительную динамику.
- Рассмотрите любой предмет (желательно, чтобы он был ярким и имел много изгибов). Запомните самые незначительные детали. Уберите вещь и попробуйте воспроизвести ее изображение у себя в сознании. Описание можно и нужно проводить слух.
- Различные картинки под названием «Найди 10 отличий» или «Найди кота» помогут вам восстановить утерянные функции.
- Попробуйте посчитать от 1 до 100. При этом не называйте каждое пятое число, а вместо этого говорите: «Я внимательный».
Если вы не в силах заставить себя выполнять вышеуказанные задания по каким-либо причинам, то хотя бы попробуйте совмещать полезное с приятным при каждом удобном случае. А для этого можно предложить следующий ряд нехитрых упражнений.
Выйдите на улицу и просто погуляйте. Во время этого занятия считайте цветы на газоне, рассматривайте здания. Вам нужно запомнить все то, что будет встречаться вам на пути. Перед сном снова прокрутите в сознании вашу прогулку и постарайтесь вспомнить как можно больше деталей.
Не действуйте на автомате. А для выполнения этого условия вам нужно внимательно осмотреться в комнате и вспомнить, выключили ли вы свет, утюг. Данные действия нужно делать перед выходом из дома. После того как вы покинете подъезд, еще раз прокрутите в сознании все свои действия, прежде чем двигаться в заданном направлении.
Общаясь с людьми, постарайтесь запоминать все детали. Внимательно прислушайтесь к тому, как и что они вам говорят, и во что ваши собеседники одеты и обуты. Рассматривайте каждую мелочь на одежде и обуви. Пусть такое увлечение войдет в привычку
Так постепенно вы научитесь обращать внимание на все неприметные детали и события, происходящие вокруг вас. Тем самым вы устраните низкую внимательность.
Любопытство – не порок
Интересуйтесь всем, что встречается у вас на пути. Пусть это также войдет в привычку.
Концентрируйтесь на деятельности, которую вы выполняете. Проведите свои действия осознанно и неторопливо.
Продумывайте каждый свой шаг и тщательно подбирайте слова, которые вы собираетесь произнести.
- https://aif.ru/health/life/5_prichin_nevnimatelnosti_chto_meshaet_vam_sobratsya
- https://bbf.ru/magazine/26/7273/
- https://spiritual_culture.academic.ru/1399/невнимательность
- https://vplate.ru/vnimanie/rasseyannost/
- https://ru.m.wiktionary.org/wiki/невнимательность
Об ограничении внимания в состоянии концентрации
Попробуй вытянуть вперед свою правую руку, и удерживай ее в этом положении как можно дольше. Как долго ты сможешь это делать? Даже, если ты физически тренированный человек, это время будет ограничено. Твои мышцы устанут от напряжения, и рука опустится.
То же происходит и с твоим вниманием. Попробуй проанализировать последний час, отслеживая, где блуждали твои мысли
Вспомни, о чем ты думала за последний час. Как твои мысли перескакивали с одного объекта на другой. Твое внимание рассеивалось. Существует несколько видов рассеивания внимания.
Представь себе, что ты едешь в автомобиле, причем совсем неважно водитель ты или пассажир. Ты смотришь сквозь стекло
Видишь, как монотонно мелькают пейзажи, разметка дороги
Твое внимание рассеивается. Твои мысли блуждают, не останавливаясь долго ни на одном объекте
Ощущения расплывчатые. Ты теряешь способность концентрироваться на чем-нибудь.
У тебя может возникнуть ощущение провала во времени. Сонливость. Это состояние можно описать как состояние прострации. Обычно это состояние наступает в результате усталости, бессонницы, монотонной работы
Этот вид рассеянности внимания называют истинным невниманием. Именно это состояние невнимания используют в гипнозе.
Рассеянный профессор. Увлеченный поэт. Ты сразу представляешь себе человека настолько увлеченного какой-то идеей или задачей, что все окружающие его люди, предметы, обстоятельства перестают его интересовать и выпадают из зоны его внимания.
Например, такой человек может неправильно застегнуть пуговицы на рубашке. Вспомни себя, когда ты чем-то сильно увлечена
С одной стороны твое внимание находится в состоянии повышенной концентрации, а с другой все, что находится вне зоны решения твоей задачи, просто выпадает из зоны твоего внимания
Giphy
Со стороны ты выглядишь как человек с рассеянным вниманием. Ты можешь допускать ошибки в элементарных действиях
То же самое происходит с тобой, если сфокусировать внимание на какой-нибудь внешней цели. Это происходит потому, что человек не может распределить внимание между внутренними и внешними зонами. Мнимая рассеянность так определяется это состояние.
Часто человек сознательно выводит из зоны своего внимания объекты, эмоции, чувства
Тебе, например, трудно сосредоточиться и удержать свое внимание на человеке, который причинил тебе боль, или на таких своих эмоциях как гнев. Ты старательно избегаешь зон, связанных с эмоциональным или физическим дискомфортом
Это может происходить сознательно или неосознанно.
Привычные, монотонные звуки так же остаются вне зоны твоего внимания. Например, тиканье часов, биение сердца.
Признаки СДВГ у детей
Существует 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная – откладывает информацию ненадолго, без понимания сути информации. Человек может запомнить мелодию, слова из песни или рекламы. В долговременной памяти информация анализируется и откладывается надолго. Это могут быть воспоминания из детства, знания, полученные на уроке в школе или институте. Проблемы с памятью имеют разный характер:
- Временный, или транзиторный. Человек может забыть названия предметов, имя собеседника, когда лицо кажется знакомым. Забытая информация полностью восстанавливается, спустя короткий промежуток времени;
- Постоянный, или перманентный, например, забыть о самостоятельно назначенной встрече. Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с большим трудом.
Самая распространенная проблема – «паталогическая» забывчивость или амнезия. В этом случае человек помнит о том, что он должен что-либо сделать, но не может вспомнить, что именно. Признаки амнезии:
- Тяжело формулировать свои мысли, подбирать правильные по смыслу слова;
- Человек часто не может отыскать нужную вещь, даже если сам её куда-то положил;
- Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда нужно идти, как называется улица, на которой он живет;
- Путаются дни недели, числа, месяцы;
- Человек не помнит, что он говорил, поэтому повторно рассказывает историю;
- Забывчивость в повседневных делах. Человек не может купить продукты без списка, не помнит, закрыл ли он дверь;
- Тяжело усвоить информацию, пользоваться инструкциями, разобраться в электронной технике.
К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки:
Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь;
Замедленное восприятие. Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор;
Плохая концентрация
Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца.
Мужчина за компьютером
Не способен удерживать внимание на деталях, часто допускает мелкие ошибки в школьных заданиях «по невнимательности»
Складывается впечатление, что ребенок не слушает речь, которая обращена к нему, или «витает в облаках»
Не способен самостоятельно организовать работу
Отвлекается на посторонние вещи, звуки и т.д. во время выполнения задачи, требующей концентрации
Теряет или забывает повседневные предметы: игрушки, письменные принадлежности, варежки и т.д.,. Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:
Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:
- Беспокойные движения:
- покачивание ноги или стук пальцами по парте, «вертится за партой»
- Бесцельная двигательная активность, невозможность оставаться в одном положении в течение некоторого времени
- Болтливость
- Нетерпеливость
- Ворочается во сне, сбрасывает одеяло, сбивает простыню.
https://youtube.com/watch?v=SU_VADkCLxE
Малоподвижный образ жизни
Множество исследований подтвердили, что регулярные физические упражнения придают ясность уму и твёрдость памяти. Кроме того, они помогут устранить сами причины невнимательности. Например, избавят вас от излишков энергии, приводящих к той самой гиперактивности, или вымотают настолько, что сон ваш будет долгим и крепким.
Что делать. Если нет возможности посещать спортзал, ограничьтесь 20-минутной зарядкой каждое утро. Или старайтесь побольше ходить пешком — свежий воздух и солнечный свет также помогут вам улучшить настроение и способность к восприятию.
Когда стоит обратиться к врачу. Если не можете усидеть на месте дольше 5 минут и всё время ходите по офису туда-сюда, причём без всякой объективной цели. Кстати, перебор с физкультурой тоже может быть болезненным симптомом. Если вас тянет выжимать из себя последние соки по 2-3 часа в день, лучше убедиться в полезности своих занятий, посоветовавшись с врачом.
Плохая работа
Неудовлетворённость — собой, работой, домом, чем угодно — может стать причиной серьёзных хронических проблем. А поскольку работа занимает одну из основных позиций в нашей жизни, неудовлетворённость работой подчас играет решающую роль в нашем психическом состоянии.
Конечно, время от времени всем нам надоедает то, что мы делаем
Но если вы постоянно работаете через силу и абсолютно не увлекаетесь тем, чем занимаетесь, не удивительно, что ваше внимание более охотно перескакивает на что-то вне вашей работы
Что делать. Путь один — сменить работу.
Когда стоит обратиться к врачу. Проблемы на работе действительно могут быть следствием СДВГ. Если человек не в состоянии выполнять последовательные операции, плохо справляется с коллективными задачами и меняет место работы несколько раз в год, есть повод задуматься и проконсультироваться со специалистом. Психологи также отмечают, что симптомом СДВГ может быть постоянное чувство собственной бесполезности и низкая профессиональная самооценка.
Как можно помочь мозгу развиваться
Фото: pixabay.com
Развитие мозга, как и его созревание – процесс индивидуальный. Однако можно постараться ускорить этот процесс. Для этого нужно знать, при каких условиях происходит развитие мозга. Сюда входит:
- ощущение безопасности – если ребенок спокоен, то мозг открыт для получения новой информации и, соответственно, развивается. Однако если малыш постоянно находится в состоянии ожидания неприятностей, испытывает страх или стресс, то в этом случае мозг активирует особый режим, который можно охарактеризовать тремя словами: «бей», «беги», «замри». Естественно, что в этом случае ни о каком развитии речь идти не может;
- сильная привязанность – если в семье существуют доверительные отношения, ребенок растет, ощущая себя нужным и любимым, то он будет успешно развиваться;
- помогает мозгу получать больше информации и общение. Детям очень полезно, если с ними разговаривать, так они узнают новые слова и определения. Однако тут, как и во всем другом, нужно знать меру и понимать, что следует делать паузы;
- возможность игры. В играх идет познание мира, развивается воображение, он учится думать и размышлять, получает навыки взаимодействия в обществе.
Все эти факторы способствуют развитию различных навыков, которые помогут детям в будущем и могут стать основой для успешной учебы и ускорят созревание мозга.
Причины рассеянного внимания
Синдром дефицита внимания у взрослых, как было уже сказано, зачастую принимается за особенность характера: «ну что поделать, я рассеянный», «вот такой я невнимательный» и т.д. Основными признаками могут считаться:
- частая смена увлечений (при глубоком погружении в новую тему)
- неспособность соблюдать сроки выполнения поставленных задач, например «дедлайны» на работе, задержки оплаты ЖКХ в быту
- неспособность планировать рабочий день и личные дела
- игнорирование социальных норм
- импульсивные покупки
- Ряд физиологических причин, связанных с общим переутомлением организма – недосыпание, напряженный рабочий график, затяжные болезни.
- Развитию этого состояния часто способствует прием некоторых лекарственных препаратов, злоупотребление алкоголем, курение.
- Иногда такой симптом может говорить о гормональных изменениях в организме – при беременности, при ПМС, климаксе или заболеваниях щитовидной железы.
- Психологические нарушения в сознании человека – стрессы, депрессии, неврозы, панические атаки.
- Возрастные изменения, неизбежно происходящие в организме.
- Заболевания и патологии головного мозга.
- Недостаток йода в организме.
- Характерная черта человека.
Бывает, человек думает, что у него рассеянное внимание, когда как он может отличаться другими способностями (более активными). Рассеянные люди часто активны
Это не патология, а черта характера. Измениться можно, если знать что в себе менять, тогда и глядишь внимание улучшится
Рассеянные люди часто активны. Это не патология, а черта характера
Измениться можно, если знать что в себе менять, тогда и глядишь внимание улучшится
Человек может быть рассеян из-за длительного стресса/переживаний, депрессии. Если с детства были несколько рассеянны, значит у вас замедленные или плохо проходят некоторые процессы в головном мозге, а помочь в этом могут головоломки, активные игры.
Ответьте перед собой на вопросы:
- Вы довольны собой? (кроме внимательности)
- Вы часто грустите?
- Ощущаете себя одиноким(ой)?
- Бывает тяжесть просыпания по утрам и дневная сонливость?
- Не всегда понимаете, что вам хотят сказать?
- Часто ли отвечаете отрывками (не развернуто)?
Если многие ответы совпали, значит причина в обменных процессах головы.
Виды нарушения
К нарушениям нервной системы необходимо относиться серьезно. Прежде чем принимать какие-либо решения по устранению этой проблемы, следует ознакомиться с формами, которые присущи таким нарушениям.
Впервые истинное невнимание описал философ и психолог из Америки У. Джеймс
Он утверждал, что во время наступления вышеописанного состояния человек отключается от всего: от планов, от внешней среды. При потере внимательности сознание человека блуждает и не может остановиться на длительное время на каком-либо конкретном объекте. Данный вид состояния обычно называют рассеянием или прострацией.
При этом такое состояние оказывает очень сильное влияние на мыслительную деятельность. Человек чувствует упадок сил из-за того, что не может сконцентрироваться. Вследствие чего наступает полная апатия, и пропадает интерес к какой-либо деятельности. Причиной, вызывающей такое состояние, служит либо бессонница, либо какое-либо заболевание, либо полная усталость от выполняемых заданий.
У детей часто возникает ученическая рассеянность. Из-за неконтролируемой подвижности происходит отвлечение внимания. Впрочем, проблемы невнимательности у детей могут возникать по другой причине, а именно: из-за проявлений признаков, которые связаны с психопатологиями.
Старшее поколение также страдает от проблем, которые вызывает отсутствие сосредоточения. Такие проблемы называются старческой рассеянностью. Из-за плохой переключаемости, которая напрямую связана с недостаточностью концентрации на объекте, сосредоточение на чем-либо становится неэффективным.
Есть и другие типы, такие, как мнимая рассеянность. Причиной возникновения этого явления служит множество картинок, которые находятся перед глазами человека и сменяют друг друга очень быстро. Зачастую такое состояние вызывают как глубокие чувства, так и переживания. Сильные эмоции также не дают человеку нормально сконцентрироваться на объектах, которые находятся вокруг него.
Специалисты в гештальтпсихологии утверждают, что сосредоточение может быть ослаблено при возникновении эмоционального состояния
Например, если человек получил дозу адреналина, то его внимание значительно уменьшится
Иногда человек вполне осознанно старается не замечать некоторые детали, которые его окружают
Такое невнимание называется мотивационно-обусловленным. Проявляется оно тогда, когда человек специально не замечает какие-либо предметы, которые могут вызвать у него стресс
Когнитивное невнимание выражается в следующих проявлениях: человек зачастую не замечает стук стрелок на часах или биение своего сердца.
Психологи выделяют три типа невнимательности
1
«Порхающее» внимание. Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость
Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками. Она наступает при усталости, после бессонной ночи, во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге
Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость. Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками. Она наступает при усталости, после бессонной ночи, во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге.
2. «Профессорская» рассеянность
При втором типе невнимательности наблюдается высокая концентрация внимания с трудностью переключения, которая свойственна, например, ученым, сосредоточенным на своих мыслях, – так называемая «профессорская» рассеянность. Многие великие люди были рассеянными, так как были сосредоточены на своем творчестве.
Например, Н. Жуковский, которого называют отцом русской авиации, однажды принимал гостей в собственной гостиной. Через несколько часов он встал, надел шляпу и стал прощаться, извиняясь, что засиделся в гостях и пора домой.
А английский математик и физик Исаак Ньютон однажды, решив сварить яйцо, положил вместо него в воду часы. Доходило и до таких курьезов: астроном Галилей не узнал в супружеской постели свою жену, поскольку забыл, что женился. А историк Моммзен, разыскивая свои очки, поблагодарил девочку, подавшую ему их, и спросил, как ее зовут. «Анна, твоя дочь, папа» — ответила девочка.
Такой же тип невнимательности встречается у людей, которых преследуют навязчивые мысли, или у людей, слишком поглощенных реализацией сверхценной идеи – идеей-фикс.
3. Слабая концентрация внимания
И третий тип невнимательности – это слабая концентрация внимания с еще более слабой переключаемостью. Она характерна для людей, у которых понижена сила и подвижность нервных процессов. Обычно в этом случае говорят о старческой рассеянности. У здоровых же людей эти процессы снижаются при переутомлении.
Любопытно, что психологи, изучая рассеянность и забывчивость, во время эксперимента наблюдали за группой людей и заметили, что у мужчин эти свойства «обострялись» в период с 8 до 10 часов утра, а у женщин – с 10 до 12 часов. А независимо от пола пик совершения ошибок отмечался с 4 до 6 часов дня и с 8 до 10 часов вечера.