Ребенок не хочет учиться: как решить эту проблему

Что делать, если ребенок не хочет учить уроки

Мотивируйте, чтобы ребёнок начал делать уроки

Часто ребёнок не хочет делать уроки, потому что не чувствует мотивации. Хвалите и поощряйте его за прилежную учёбу, стимулируйте интерес к получению знаний и подскажите, как можно использовать полученные знания в жизни.

Придумайте систему поощрений. Например, если сегодня уроки сделаны вовремя, вы вместе идёте гулять или смотрите новый фильм, если же нет — удовольствие откладывается. На выходных отмечайте итоги недели походом в парк или развлекательный центр. 

Покажите, как можно применять школьные знания в жизни. Математика поможет посчитать сдачу в магазине, например, грамотный русский язык пригодится для переписки с друзьями, а знание биологии можно применить, ухаживая за домашними животными и растениями.

Мы также должны были прекратить вести переговоры, умолять и угрожать.

Психолог дал нам конкретный набор инструкций, заключающихся в следующем: Смотрите своему ребенку прямо в глаза, спокойно скажите ее имя, сделайте паузу, дайте двухступенчатое задание и в конце вставьте «сейчас». “Аня, иди в ванную, почисть зубы, сейчас”.

Далее по инструкции нам надо было выжидать 15 — 18 секунд и оставаться в 1-1,5 метрах от Ани. Если она следовала указанию, нам надо похвалить ее за послушание. Если она не выполняла заданное, мы должны спокойно повторить задание.

Той же ночью я попробовала: “Аня, иди в ванную, почисть зубы, сейчас”. Я мысленно досчитала до 18, заставляя себя игнорировать все, что она сказала или сделала между ними. Тогда я повторила свое задание. Я делала это снова и снова, пауза 15 — 18 секунд между каждым повторением задания, опасаясь, что ее крики и мольбы могут превратиться в ярость. Но на восьмой попытке произошло что-то удивительное.  “ХОРОШО!” сказала она, раздраженная, и она пошла почистила зубы!

Сосредоточенность на отсчете 15 — 18 секунд между заданиями помогли мне стать менее сердитой и более спокойной.

Довольно скоро этот метод стал привычкой, и всегда работал. По сути, тактика сработала настолько хорошо, что я была полна соблазна попробовать его на моем супруге. “Дима,” сказала я мужу однажды вечером, “вынеси пожалуйста мусор, сейчас” — Он ухмыльнулся мне, понял в чем дело. Затем он схватил мешок для мусора!

Как действовать

Если ребенок не учит уроки, что делать становится главным вопросом родителей. Давайте рассмотрим возможные варианты.

Привейте своему ребенку вкус успеха. Расскажите ему, что при получении хороших оценок, за выполнение домашних заданий, его будут хвалить, ставить в пример. А ведь это так приятно, стимулирует еще лучше учиться. Помните, что ему и в жизни это очень пригодится.
Если у вашего малыша не хватает сил выполнять все уроки на «отлично», то можно основные усилия направить на любимые предметы. Нет ничего страшного в том, что ребенок не будет круглым отличником или у него появятся тройки в табеле. Это гораздо лучше, чем растрачивать нервы малыша и свои, заставляя правильно выполнять все уроки.
От ребенка, особенно в подростковом возрасте, родители могут услышать что-то типа «зачем мне вообще ходить в школу и учиться». Тут главное вовремя сориентироваться и объяснить своему «ученику», что это он делает в первую очередь не для вас или учителей, а для себя. Расскажите, как благодаря своей учебе, вы смогли удачно поступить в университет, закончить его и найти хорошую работу. А ведь в будущем это пригодиться и вашему отпрыску.
Для младшего школьника хорошим примером станет рассказанная история о каком-то ребенке или сказочном персонаже, который, благодаря отличной учебе, смог добиться больших успехов. Детям нравятся такие сказки.
Первокласснику привить любовь делать домашнее задание можно с помощью их выполнения в игровой форме. Учите новые буквы и цифры, изображая их на листке бумаги в виде веселых персонажей. Читайте книги, разыгрывая целые сценки.
Объясните ребенку, что не можно близко к сердцу воспринимать свои ошибки. Он на них только учится. А чужая критика должна восприниматься нормально и рассматриваться, как способ повышения своих знаний и недопущения ошибок в будущем.
Если ребенок находится в сильно угнетенном или, наоборот, в возбужденном состоянии, сначала успокойте его, поговорите, пусть малыш выскажется. Только потом садитесь за уроки.
Если проблемы с деланьем уроков основаны на присутствии отвлекающих факторов, позаботьтесь о том, чтоб их не было

Малышу важно сконцентрироваться для правильного выполнения задания.

Как нельзя поступать

  1. Не приклеивайте ярлыки своему ребенку. Родители совершают глубокую ошибку, если говорят своему малышу, что он «бестолочь» или «лентяй». Своими высказываниями вы заставляете его поверить в свою несостоятельность. Такими поступками, вы не добьетесь улучшений его поведения. К тому же, вы серьезно травмируете его психику, что будет проявляться и по мере его взросления.
  2. Не применяйте шантаж, крики или физическое насилие, заставляя выполнять домашнее задание.
  3. Не перехвалите ребенка. Нередко частая похвала может приводить к тому, что малыш начинает чувствовать себя сверхчеловеком, превозносит себя над другими детьми. В один прекрасный момент решит, что больше нет необходимости учиться. Он и так лучше всех.
  4. Нельзя говорить, что вы «будете очень рады» или, что вы «очень разочарованы». Ребенок должен понимать, что выполняет задание не для того, чтобы порадовать или огорчить маму, а сам для себя.
  5. Не превышаете допустимую опеку. Нельзя выполнять уроки вместо своего малыша. Помогать делать домашнее задание следует до определенного возраста, постепенно уменьшая свое участие. Но не стоит и прогонять ребенка, если даже в старших классах у него возникают трудности с выполнением, например, задачи по химии или упражнения по английскому языку.
  6. Не стоит часто мотивировать малыша материальными презентами. Всего должно быть в меру.

Будьте честны с собой

Начните с простого и спросите себя: «Как я сам относился к учебе в подростковом возрасте?». Если воспоминания не вызывают положительных эмоций, велика вероятность, что ребенок «считывает» ваше же отношение, независимо от того, что вы ему говорите.

Признайтесь себе честно: «Люблю ли я учиться сейчас?» «Чему именно, и видит ли это мой ребенок?», «Чем полезным, интересным я могу с ним поделиться?». Если родители не стремятся к новым знаниям, не имеют интересов за пределами домашнего быта, трудно ожидать от подростка большого интереса к учебе.

Задумайтесь и о привычном общении в семье. На какие темы вы обычно беседуете и как часто? Есть ли у вас дела, которыми вы любите заниматься вместе с ребенком? Если все общение сводится к бытовым вопросам и воспитательным беседам по поводу учебы, это рискует превратиться в скучную рутину.

Ребёнок не желает делать уроки: советы психолога

Если родители столкнулись с проблемой, когда сын или дочь отказываются от выполнения уроков, следует незамедлительно принять меры. Оставлять всё как есть ни в коем случае нельзя. Возможно, у вашего чада есть все возможности успешно познавать новое, но что-то ему мешает в этом.

Вам важно выявить причину отказа и присмотреться к следующим рекомендациям

  1. Мотивируйте и поддерживайте

Если ребёнок не хочет делать домашнее задание, возможно, ему не хватает интереса и мотивации. Постарайтесь увлечь его, показать, что выполнять те или иные задачи – это не так скучно и серо, как кажется на первый взгляд. Попробуйте превратить процесс изучения в увлекательную игру, а не в обыденное письмо, чтение и так далее.

Покажите ребёнку, что вам интересно делать с ним домашнюю работу, что вы заинтересованы в его успехах и всегда готовы помочь ему справиться с любыми трудностями. Родительская поддержка очень важна для детей. Помогайте чаду в достижении целей, демонстрируйте свою заботу и любовь.

  1. Поощряйте успехи

Хорошим способом, как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно, является поощрение его достижений в учёбе. Многие родители активно практикуют это. Ведь детям намного интереснее делать что-то, зная, что взамен они получат подарок. Спроецируйте ситуацию на себя – вы ведь тоже работаете не просто так, а за заработную плату. Это вас мотивирует, так почему же не применять поощрительные меры к ребёнку?

Психологи советуют выбирать в качестве похвалы следующее:

  • совместные игры;
  • поход в кино;
  • поездка в аквапарк;
  • покупка настольной или иной игры;
  • возможность сходить на игровую площадку на полчаса дольше;
  • катание на коньках.

Данный перечень можно продолжать долго.

Психологи настоятельно советуют не выбирать в качестве поощрений денежные средства. Многие родители нашли для себя простой способ – давать деньги за выполненные задания или за положительные оценки. Они считают, что сильно мотивируют детей.

На самом деле это дорога в никуда. Со временем домашних работ станет больше, да и аппетиты ребёнка начнут расти. В результате вы потерпите финансовый крах. К тому же таким образом вы приучите ребёнка ценить больше всего материальную сторону, что негативно отразиться на его жизни во взрослом возрасте.

  1. Проявляйте терпение

Будьте терпимее к своим детям – это ещё один хороший совет психолога, если ребёнок не хочет делать домашние уроки. Выполнение задания вместе с детьми – действительно сложная задача. Но это не повод срываться на них, показывать им своё недовольство. Ведь даже они проявляют терпение, когда садятся за уроки. У них не всё получается, не все темы хорошо усваиваются. Но если вы будете терпимее, покажете, что не всё так плохо, как кажется, то и ребёнок возьмёт с вас пример.

Просто поймите, что учёба – это настоящий труд, в котором бывают и взлёты, и падения. Если вы поможете детям, они смогут приобрести новые знания, навыки, познают этот мир лучше, откроют для себя много интересного. Ведь для них именно родители – самые близкие и верные товарищи.

  1. Время и место для уроков

В поисках способа, как заставить ребёнка делать уроки самостоятельно, не забывайте, что большую роль в рабочем процессе играют время и место

Важно правильно всё организовать, чтобы детям было удобно заниматься, и их ничего не отвлекало

Психологи советуют следующее:

Следить за временем выполнения домашней работы. Оптимальный период – с 16 до 18 часов. Приступать сразу после школы к урокам не стоит, ребёнку следует поесть и отдохнуть, например, сходить погулять или поспать.

Не перегружать слишком длительными занятиями. Продолжительность приготовления заданий зависит от возраста ученика. Для первоклассника она не должна превышать часа.

Начинать выполнение от простой задачи к сложной. Выбирайте сначала то, с чем ребёнок легко справится, что доставит ему удовольствие. Это поможет лучше и быстрее включиться в рабочий процесс, позволит получить позитивные эмоции, поверить в собственные силы.

Чередовать труд и отдых

Важно периодически отрываться от уроков на несколько минут. Рекомендуется тратить паузы не на телевизор, телефон и игры, а на физкультминутку

Несколько простых упражнений помогут снять напряжение и усталость.

Правильно организовать рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны с учётом роста ребёнка, чтобы ему было максимально удобно сидеть. Также важно обеспечить в комнате хорошее освещение во избежание напряжения зрения. Все принадлежности, необходимые для учёбы, должны быть всегда под рукой.

Исключите отвлекающие факторы. Полная тишина поможет ученику сосредоточиться на работе. Поэтому никаких телевизоров, магнитофонов, телефонов.

Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание в младших классах

Ученики начальной школы еще не склонны протестовать, а наоборот – стараются заслужить одобрение взрослых. Таким образом, нежелание делать уроки вызывается вовсе не бунтом против «матрицы» в лице родителей, а скорее боязнью не справиться с задачами. Кроме того, у младшеклассников слабо развиты навыки самоорганизации, и ребенок попросту не понимает, как ему действовать для достижения успеха.

Ученики начальной школы все еще нуждаются в плотном руководстве. Чтобы ребенок не боялся потерпеть неудачу, ему необходимо расписать: когда начинать самоподготовку, когда сделать паузу и когда закончить. Для этого опытные педагоги рекомендуют нарисовать (совместно с ребенком) распорядок в виде эффектной цветной таблицы. Каждому часу в ней должна соответствовать своя ячейка определенного цвета. Вот несколько рекомендаций по составлению такого расписания:

  • придумать символы для каждого действия: переодевания, учебы, паузы на физкультуру и т.д.;
  • четко и вразумительно отметить в таблице промежутки времени, отводимые на домашнюю работу;
  • отрезки для самоподготовки обозначить в виде стрелочных часов с закрашенными долями циферблата;
  • на стол ребенка водрузить стрелочные часы, чтобы он мог наблюдать за временем, сверяясь с расписанием;
  • ячейки в таблице стоит закрашивать одним и тем же цветом, если они соответствуют одинаковым занятиям.

Разумеется, панацеей подобный календарь считать нельзя. Тем не менее, он поможет младшекласснику лучше организовать свое время.

Как сконцентрироваться на учебе
Рассеянность, утомляемость, отсутствие интереса встречаются у школьников всех возрастов. Наиболее часто это проявляется в сентябре после каникул и в мае в преддверии летнего отдыха. Как сконцентрироваться на учебе и влиться в школьный ритм? Разберем психологические и физические аспекты этого вопроса.

Психология

Сто тысяч «почему»: причины нежелания делать уроки и как с этим справляться

Начало нового учебного года нередко становится началом бесконечных скандалов по поводу невыполненных уроков и нежелания ребенка делать домашние задания. Если на учеников младших классов еще действует авторитет родителей, то на старшеклассников ни просьбы, ни угрозы, ни разговоры по душам уже не действуют.

Как быть? Для начала родителям стоит запомнить, что лучший возраст для формирования  навыков самостоятельности и чувства ответственности за свои поступки (в том числе и за учебу) — это возраст от 4 до 9 лет. Впрочем, нежелание делать уроки дома можно настигнуть вашего ребенка в любом возрасте, даже если до этого он прекрасно справлялся с домашними заданиями.

Важно выявить истинную причину нежелания делать уроки. 1

Избалованность. Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие «радости»

1. Избалованность. Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие «радости».

  • Терпеливо и настойчиво приучайте ребенка к определенному распорядку. Смотреть телевизор, делать уроки, спать, есть и гулять он должен всегда в одно и то же время.
  • Обязательно обустройте для ребенка отдельное рабочее место. Нежелательно, чтобы он выполнял задания то на кухонном столе, то на столике перед телевизором и т.д. Даже в самой маленькой квартире можно найти уголок, где поставить письменный стол, прибить несколько книжных полок. Еще лучше, если в обустройстве рабочего места примет участие и сам ребенок. Это поможет ему настроиться на рабочий лад.

2. Лень и безответственность. Если ваш маленький ученик без усилий усваивает школьную программу, но не желает выполнять домашние задания, причиной может быть банальная лень

У таких детей часто не хватает понимания важности домашних заданий, ответственности за свои поступки. Помочь могут беседы о том, что уроки — это труд, «работа», такая же, как работа у мамы или у папы

Кстати, за невыполнение работы взрослые лишаются зарплаты. Обговорите с ребенком, чего может лишиться он, не выполняя свои обязанности: прогулок, доступа к компьютеру, т.е. каких-то жизненных благ. Ваш сын/дочь должны осознать, что безделье — это неэффективно.

3. Страх. Нередко отказ от выполнения уроков связан со страхом ребенка получить «новую порцию» критики. Если подросток слышит постоянные упреки в свой адрес со стороны учителей, к этим нотациям добавляются сентенции родителей на тему «Как это можно не понимать! Какой ты неаккуратный! Да я в твои годы…» — подобный коктейль может напрочь лишить уверенности в своих силах. Подсознательно такие дети всегда будут ждать упреков. Отсюда и отказ: «Если у меня ничего не получается, вообще не буду ничего делать!»

Помочь в таких случаях может только родительская любовь и внимание. Дайте понять вашему ребенку, что любовь родителей — это любовь без условий

Не важно, что красуется в его дневнике — «двойка» или «пятерка». В первом случае вы обязательно объясните и поможете исправить, во втором случае похвалите и искренне порадуетесь

Но никогда не ругайте ребенка за оценки!

4. Конфликт с преподавателем. Иногда отказ делать уроки связан со сложившейся ситуацией в школе. Возможно, у вашего ребенка возник конфликт с педагогом, отсюда — постоянные «двойки» и невыполненные задания.

Возможный выход: беседа с этим педагогом

Привлеките психолога, классного руководителя, администрацию (если понадобится) — важно устранить конфликт и наладить отношения ученика и педагога

5. Скука. В это слово вмещается большая половина случаев нежелания делать уроки. Действительно, выполнение домашнего задания — это не поездка в Диснейленд.

Попробуйте отталкиваться от внешкольных увлечений ребенка

Здесь важно найти привязку к школьным предметам

6. Трудно. Ребенок может отказываться от выполнения заданий, если раз за разом он сталкивается со сложностями. Выясните: возможно, упущен какой-то раздел, может быть, какая-то тема осталась непонятой, невыученной, а потому все последующие задания превратились в пытку.

Если сами не в состоянии объяснить и «пройти эту тему», имеет смысл нанять репетитора или записать ребенка на факультативные занятия.

Научите учиться, если ребёнок не хочет делать уроки

Умение получать и усваивать информацию — отдельный навык, который не появляется сам собой, его нужно нарабатывать. Ребёнок будет учиться самостоятельно, если научится находить и проверять информацию, правильно понимать задание и задавать вопросы.

Обеспечьте справочной информацией. Это могут быть, например, учебники, пособия, словари, таблицы и диаграммы. Материалы должны быть под рукой: лежать на письменном столе или открываться на телефоне или планшете. Покажите, как пользоваться справочниками, искать определения, формулы, значения слов.

Обратитесь к специалисту. Если ребёнку не даётся предмет, попробуйте взять репетитора. Он объяснит непонятное, восполнит пробелы в знаниях и поможет увлечь предметом. Ребёнок станет чувствовать себя увереннее, что положительно отразится на его успеваемости по предмету. 

Научите внимательно читать задание и раскладывать его на составляющие. Когда ребёнок будет самостоятельно определять, где условие задачи, а где вопрос, что нужно найти, на какие вопросы ответить, он будет делать меньше ошибок. 

Отвечайте на вопросы. Пусть ребёнок чаще уточняет, что ему непонятно, без страха и стеснения. Это поможет ему лучше понять тему в школе и попросить о помощи, если задание вызывает у него затруднение.

Этот пример успешной стратегии поможет вам приучить ребенка (и не только) выполнять инструкции:

Я мать двух дочерей

Моя младшая, Анюта, была беспокойной и у нее были проблемы с вниманием, что мешало ей выполнять мои задания. Когда ей было около 7 лет, она часто отказывалась делать то, что я просила.
В школе Аня была милой, уступчивой и услужливой

Но дома моя семилетка становилась упрямой и дерзкой, когда ее просили сделать простую работу по дому. Просьба убрать свои игрушки и почистить зубы игнорировались или выполнялись с условиями или слезами.
Мы с мужем попробовали все, что только могли придумать:
Логика: “Аня, если ты не уберешь Лего, ты можешь потерять детальки, и тогда ты не сможешь дальше играть.”
Переговоры: “Хорошо, можешь посмотреть еще 10 минут телевизор, а потом уберёшься”.
Угрозы: “Считаю до пяти, не уберешься — я заберу твое Лего. Пять… четыре… три…”
Типичный результат: эпический часовой бой со слезами и криками.

Возможные причины

Некоторые родители, сталкиваясь с проблемой нежелания ребенка учиться, могут даже не подозревать о том, что провоцируют такое поведение. Главное, не ругать ребенка, попробовать разобраться в сложившейся ситуации, найти вероятные причины и решить их. Давайте рассмотрим, на чем чаще всего основано нежелание делать уроки.

Обычная лень. Однако, предполагать у своего малыша эту причину стоит, если вы и раньше замечали за ним нежелание что-то делать или доводить начатое до конца. Если же он отказывается выполнять исключительно домашнее задание, причина не в лентяйстве. Нужно искать другие варианты.
Страх ошибок. Малыш может волноваться, что не справится с выполнением поставленной задачи. Как правило, понаблюдав за таким школьником, можно заметить, что он тратит много времени на прочтение одного урока. Вот только после этого в голове практически ничего не остается. Весь процесс учебы сопровождается сильным стрессом и волнениями.
Сложности с пониманием конкретного предмета. Возможно, ранее этого не было и проблемы возникли с новой темой

Если вы видите, что малыш не хочет выполнять один урок, к тому же ранее все было в порядке, скорее всего, причина в непонимании предмета.
Способ привлечь внимание. Ребенок может специально не делать задание, чтоб родители обратили на него внимание

Особенно часто так происходит с детьми, недополучающими любовь и ласку своих родителей. В частности, когда они постоянно на работе.
Нежелание выполнять домашнее задание самостоятельно. Некоторые дети нуждаются в вашей помощи и поддержке. Такие малыши с радостью делают уроки в компании с мамой, но совершенно не хотят выполнять в одиночестве. Тут нужно быть осторожным, ни в коем случае не делать задания за него, а лишь только объяснять и направлять.

  1. Избалованность. Возможно, ребенку в детстве позволяли многое делать. Теперь вам сложно заставить малыша отойти от телевизора или прекратить играть на компьютере. Очень сложно усадить за уроки.
  2. Боязнь критики. Возможно, ваш малыш волнуется, что выполненное им задание будет раскритиковано, его назовут «тупицей» или «неучью». Такой страх не может рождаться на пустом месте. Вероятно, малыш и ранее слышал подобное от родителей или от учителя.
  3. Сильный стресс. Дети, которые растут в неблагополучных семьях или у них дома часто слышны скандалы, или в школе кто-то обижает, не могут сосредоточиться и начать выполнять задания. Им тяжело сконцентрироваться из-за накопившихся волнений. Нередко, и положительные эмоции не дают возможность собраться и начать выполнять поставленную задачу.
  4. Проблемы с учителем. Известны такие ситуации, когда ребенок регулярно приносит домой двойки и категорически отказывается выполнять какой-то один урок из-за того, что педагог предвзято к нему относится.
  5. Наличие раздражающего фактора. Ребенок может испытывать трудности с выполнением домашних заданий, если в это время стоит грохот или играет музыка, или даже, мама пылесосит, плачет младший братик.

Ошибки родителей

Родители часто допускают ошибки, когда сталкиваются с проблемой, что ребёнок не хочет делать уроки во 2 или ином классе. Из-за них им не удаётся добиться желаемого результата, ситуация только усугубляется. Психологи называют несколько основных моментов неправильного поведения матерей и отцов.

Не делайте уроки за своего ребёнка

Данная ошибка встречается крайне часто. Родители находят быстрый и лёгкий способ, как решить проблемы с невыполненными домашними заданиями, – сделать всё самостоятельно. Такой подход категорически не рекомендуется! Иначе вы с раннего детства приучите детей к тому, что не нужно напрягаться, всё равно мама сделает сама, останется только красиво переписать.

Причём эта привычка в дальнейшем будет применяться не только к урокам, но и иному труду. Дети будут думать, что всего можно достичь за счёт других людей. Таким поведением вы точно не сможете приучить ребёнка к самостоятельности.

Не сравнивайте

Никогда нельзя сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек развивается в своём особенном ритме. Одним удаётся легко справляться с учёбой, вторые сталкиваются с трудностями, третьи и вовсе являются гениальными людьми, для которых процесс получения знаний – вполне обычное и простое дело.

Оценивайте возможности вашего ребёнка объективно. Он не должен быть лучше, успешнее кого-то. Достаточно, чтобы его развитие было нормальным. Не надо, смотря на других детей, пытаться сделать из своего чада юного гения. Не следует стараться впихивать столько информации, сколько он просто не способен усвоить, а затем ругать за неудачи.

У вас не получится сделать из ребёнка отличника, если он плохо усваивает те или иные темы. Ведь не всегда дело заключается в лени или нежелании учиться. Бывает, что дети просто не могут понять отдельные задачи и правила.

К примеру, часто случается так, что люди с математическим складом ума не имеют успехов в русском языке, литературе, истории и прочих гуманитарных науках. Зато они преуспевают в алгебре, физике, химии. И наоборот, гуманитарии плохо справляются с точными дисциплинами.

Не переходите на крик

Многие родители уверены, что приемлемый способ заставить детей выполнять домашнюю работу – показать собственное преимущество над ними. Для достижения этой цели они применяют крик или физическое воздействие. Это большая ошибка.

Только похвала, ласка, поощрение помогут добиться успеха. Если вы будете повышать голос, унижать детей, обзывать их, то кроме обиды ничего не получите.

Не наказывайте за плохие оценки

Для родителей оценки ребёнка очень важны, им уделяется слишком много внимания. Каждой матери хочется, чтобы её дети были лучше остальных, зарабатывали высокие баллы. Поэтому крайне неприятно слышать, что они получили плохие отметки, неверно выполнили домашнее задание или плохо вели себя в школе.

Помните, что хорошие оценки – далеко не самое важное в жизни. Не заставляйте ребёнка гнаться за ними

Просто поговорите со своим чадом, спокойно объясните, что получаемые знания помогут ему в будущем, поэтому при освоении материала важно прилагать усилия.

Совет №1. Поддерживайте и направляйте

Передавайте ответственность за выполнение домашки самому ребёнку, но только постепенно. Не делайте за него письменные задания, не требуйте на ваших глазах что-то выучить или прочитать. Вместо этого помогайте и направляйте. 

Например, вместе просмотрите задание, предложите ребёнку вспомнить объяснения учителя в классе, откройте классную работу с примерами похожих задач. Уточните, какие элементы задания вызывают у ребёнка затруднения, а в каких он чувствует себя увереннее. Предложите ему самостоятельно сделать простую часть домашней работы, а потом вместе разберитесь с более сложной темой.

Проверяйте выполненное задание, отмечайте ошибки, но не исправляйте их. Пусть ребёнок сам найдёт правильное решение. 

Почему дети не хотят делать уроки

Однако, количество семей, где дети охотно желают делать уроки, становится всё меньше и меньше. В основном, можно наблюдать абсолютно обратную реакцию на призыв к выполнению домашнего задания: дети до последнего откладывают подготовку уроков, родители, не разбираясь в причинах отказа детей сесть за учебники, применяют к своим сыновьям и дочерям воспитательные методы, угрозы, дисциплинарные взыскания и пр. В такой ситуации вся семья находится в истерике и панике, порождая неврозы у родителей и детей. И дети соглашаются сесть за учебники, боясь получить наказание или лишиться родительской любви, что является трагедией для каждого ребёнка

Поэтому важно разобраться в причинах, из-за которых дети не хотят делать уроки

Причина 1

Одна из причин нежелания детей вовремя выполнять домашнее задание – это просто банальная лень. Большинство родителей придерживается мнения, что их сын или дочь «патологические лентяи», ставя своим детям соответствующий «диагноз».

Но в то же время с удивлением можно заметить, что дети только лишь отказываются делать уроки, а всё остальное, не связанное с учёбой, у них прекрасно получается. Например, дети с удовольствием гуляют, рисуют, играют, читают, помогают родителям по дому, посещают курсы и кружки, смотрят кино, слушают музыку, осваивают компьютер и т.д.

В этих случаях родители должны привлекать детей к подготовке уроков путём игры, творчества, импровизации и фантазии, и доходчиво объяснять своим сыновьям и дочерям, что выполнение домашнего задания – это только их обязанность.

Причина 2

Вторая причина, из-за которой дети не желают делать уроки – это боязнь ошибиться или потерпеть неудачу в каком-либо деле. Иногда родители, помогая своим детям в выполнении домашнего задания и контролируя процесс его подготовки, заставляют их переделывать уже выполненную работу, до тех пор, пока не увидят её идеального вида. В результате дети ощущают себя бездарными со «штампом» «не годны».

И ещё дети боятся, что родители их отругают и накажут за плохие оценки в школе. В таком случае родители должны убеждать своих детей в обратном и настраивать их только на позитив

Причина 3

Существует ещё одна причина нежелания детей делать уроки – это непонимание школьниками какого-либо предмета. Многие школьники испытывают трудности в освоении какой-либо школьной дисциплины и всячески игнорируют домашние задания по ней.

В этой ситуации родители должны сначала сами объяснить непонятные их детям моменты в школьных предметах, а потом по надобности нанять своим сыновьям и дочерям репетитора, записать их на какие-нибудь кружки или курсы или организовать дополнительные занятия в школе с учителем.

Причина 4

Четвёртая причина отказа детей от подготовки уроков – это нехватка внимания и ласки к ним со стороны родителей. В таких ситуациях, добиваясь того, что чтобы мама или папа уделили своему сыну или дочери какое-то время, дети начинают прибегать к разного рода приёмам, одним из которых является затягивание с выполнением уроков.

В данном случае родителям следует пересмотреть своё поведение и чаще интересоваться личной и школьной жизнью детей.

Причина 5

И последняя причина отлынивания детей от уроков – это неумение, нежелание, неспособность и боязнь учить уроки самостоятельно. Некоторые родители, позволяя детям лишний раз отдохнуть, начинают делать домашнее задание за них или вместе с ними. А ребёнок получает похвалы в школе от учителя за сделанное дома родителями задание.

В итоге дети начинают понимать, что людей, которые всегда готовы помочь, можно использовать в своих корыстных целях и интересов. Если в семье подготовка уроков за детей регулярная, то придётся изменить «образ жизни» и установить для детей новые правила выполнения домашнего задания, объясняя им, что делать уроки должны только сами школьники.

Лень = отсутствие мотивации

«Я ничего не хочу, никуда не пойду». Вы зря думаете, что депрессия свойственна лишь взрослым. Детишки подвержены ей также часто.

Возможно, вы так безоговорочно присвоили себе право все и всегда решать за ребенка, что, став подростком, он привыкает к тому, что его желания и потребности никого не интересуют. Вполне вероятно, что ему иногда проще подчиниться влиянию, но эта ситуация не длится вечно. Однажды наступает момент, когда он просто перестает к чему-либо стремиться («все равно это никому не нужно»).

Поговорите с ребенком о том, что интересно ему: о фильмах, играх, увлечениях помимо учебы. Выслушайте его мнение. Задумайтесь, в чем он разбирается лучше Вас (поверьте, скорее всего, такое найдется), в чем он компетентен. Признайте это, научитесь проявлять интерес и уважение к его ценностям. И тогда он будет более откровенен.

Лень = саботаж

Если все предыдущие попытки исправить ситуацию оказались безрезультатными, и вы убедились, что подросток просто симулирует усталость, потому что не привык нести ответственность за свои поступки, то стоит пойти по другому пути. Такое бывает, если любящие родители слишком старались обеспечить свое «чадо», удовлетворять все его желания, но при этом не учили его что-либо делать для других; если не были последовательны в своих действиях, легко отступая перед капризами, «спуская на тормозах» недопустимое поведение ребенка. Жан-Жак Руссо, писатель и философ, сказал: «Лучший способ вырастить тирана — дать ребенку все и не требовать от него ничего».

В таком случае стоит обозначить его зоны ответственности так, чтобы они были четко согласованы с его правами, а также правами и ответственностью остальных членов семьи.

Если он не хочет учиться из-за уверенности, что родители его и так всем обеспечат, лучший способ — дать ему возможность заработать деньги самостоятельно, например, на каникулах. К тому же, немало молодых людей осознанно выбрали себе профессию только после того, как получили опыт работы в юношеском возрасте

Что делать, если ребенок устает?

Бывает и такое, что в нежелании делать ДЗ виновата усталость. Ваша задача в этой ситуации — создать комфортную атмосферу для учебы. 

Покормите ребенка после школы. Сделайте ему чай, и бутерброды. Поставьте их на «рабочий стол» ребенка.

Введите систему мотиваций. Например, скажите, что если ребенок сделает ДЗ вовремя, и получит в школе 5, то вы дадите ему дольше посидеть за компьютером. Или позаниматься любым другим интересным для него делом.

Также, психологи рекомендуют вводить систему небольших санкций. За тройки и невыполненное задание наказывайте ребенка тем, что он любит больше всего. Если ему нравится сидеть за компьютером, то скажите, что за плохую оценку время игры на ПК снижается до 30 минут в день. В следующий раз ребенок сто раз подумает перед тем, как не делать ДЗ.

Заключение

Основные причины нежелания выполнять ДЗ заключаются в плохом отношении ребенка к предмету. Либо, в усталости, или невнимании со стороны родителей.

Чтобы решить возникшую проблему, нужно провести долгую воспитательную работу. Проявлять знаки внимания по отношению к чаду, а также помогать ему справиться с непониманием определенного предмета. 

После того, как вы решите эти проблемы, ребенок будет регулярно делать уроки, и получать только хорошие оценки.

На портале Vikids вы можете:

— 

— 

— 

Лень = усталость

Без шуток, но это тот самый случай, когда к лени можно отнестись с уважением. Ребенок утомился от огромного количества кружков, секций и неимоверной нагрузки в школе — от этого даже дистанционное обучение не спасает. Лучшее, что может сделать родитель, так это вместе с сыном или дочерью применить тайм-менеджмент:

— проанализировать количество и содержание стоящих перед подростком задач;

— выделить приоритетные и те, что «могут подождать» или не требуют выполнения на «пять баллов»;

—  установить «циклический» режим работы: активная работа на 30-40 минут/ отдых 10 минут.

— каждый день предложить школьнику начинать… с одной сложной задачки и двух легких.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: