Психологические новообразования и их роль в разных периодах развития

Типы личности

Так или иначе совершеннолетнего человека уже принято называть личностью. Но даже если он не обладает всеми признаками развитой личности, то все же некоторые личностные проявления у него имеются. 

В зависимости от характера этих проявлений, можно выделить 4 типа личности:

  1. Интегрированная — это полностью состоявшаяся личность, способная к самодостаточности и непротиворечивости своих действий. Она определилась со своей социальной ролью, умеет контролировать свое поведение, управлять эмоциями и достигать поставленных целей. 
  2. Защищенная — личность, которая чувствует защиту и поддержку всех институтов общества (школы, семьи, государства, страны) и гармонично развивается в безопасных и комфортных условиях.
  3. Пассивно-зависимая — личность, не способная принимать решения, идущая на поводу у чужого мнения, психологически внушаемая, не способная управлять эмоциями и отказаться от своих привычек.
  4. Неинтегрированная — личность, которая не может определиться со своей социальной ролью, не проявляет динамики в своем жизненном цикле и не стремится к признанию, самоутверждению.

Предмет и задачи

Предметом возрастной психологии является изучение становления различных психических процессов, выявление закономерностей, возрастной динамики изменений психики.

Задачи этого направления психологической науки можно разделить на две группы — практические и теоретические.

Теоретические:

  1. Изучение психического развития, происходящего на протяжении всей сознательной жизни. При этом учитываются движущие силы, источники, механизмы, которые влияют на процесс.
  2. Периодизация развития психики в онтогенезе.
  3. Определение возможностей, которые изменяются с возрастом. Это позволяет узнать для чего пригоден человек на каждом этапе жизни, какие задачи он может решить.

Практические задачи:

  • клиническая диагностика;
  • создание служб, которые контролируют психику, систематизируют полученные данные;
  • помощь людям в критические периоды жизни;
  • переработка, модернизация учебно-образовательных процессов для улучшения качества обучения;
  • выявление творческого потенциала индивида.

Возрастная психология делится на несколько разделов, которые занимаются изучением разных возрастных периодов:

  1. Детская психология. Это направление занимается изучением факторов, условий, которые влияют на развитие детской психики.
  2. Психология юности. Направление, занимающееся изучением особенностей психики старших детей. В этот период может возникнуть кризис, который интересует исследователей.
  3. Психология зрелого возраста. Изучение развития людей на этапе зрелости. Дополнительно к этому исследуются кризисы среднего возраста.
  4. Геронтопсихология — направление, изучающее психические процессы, возникающие под воздействием факторов старения.

Периоды развития человека

Возрастные классификации делятся на две группы:

  • частные классификации, которые описывают отдельные отрезки жизни;
  • общие классификации, которые охватывают всю жизнь человека.

К частным относится классификация интеллекта по Пиаже, согласно которой выделяется два основных периода становления человека:

  • период сенсомоторного интеллекта, длящийся от $0$ до $2$ лет;
  • период конкретных операций, длящийся от $3$ до $15$ лет.

Согласно частной классификации Эльконина существует три периода жизни:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый возраст.

Общая классификация Биррена включает все фазы жизни от младенчества до старости:

  • юность – от $12$ до $17$ лет;
  • ранняя зрелость – от $18$ до $25$ лет;
  • зрелость – от $51$ до $75$ лет;
  • старость – от $76$ лет и старше.

Общая классификация Эриксона включает 8 стадий жизни человека, обладающих специфическими особенностями:

  • от $0$ до $12$ месяцев – начальная стадия, которая характеризуется доверием и недоверием;
  • от $2$ до $3$ лет – вторая стадия, особенностью которой является проявление самостоятельности и нерешительности;
  • от $4$ до $5$ лет – третья стадия с появлением предприимчивости, чувства вины;
  • от $6$ до $11$ лет – четвертая стадия, на которой появляется ощущение неполноценности у ребенка, и формируются умения;
  • от $12$ до $18$ лет ребенок начинает осознавать личностью, путая при этом социальные роли;
  • с $19$ лет — начало зрелого возраста и появление ощущений близости и одиночества;
  • зрелый возраст, которому присуще поглощение собой и социумом;
  • пожилой возраст, в котором человек сформирован уже как цельная личность, но рождается чувство безнадежности.

Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет).

    Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие

Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз

Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

    В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо,  т.е. развитие чувств); 
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

    Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы

В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры

    К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. 

Периодизация возрастного развития

Вопросы периодизации возрастного развития интересовали ученых, занимающихся различными науками о человеке, на протяжении всей истории человечества.

Периодизация возрастного развития по Пифагору:

  1. Весна (до 20 лет);
  2. Лето (20-40 лет);
  3. Осень (40-60 лет);
  4. Зима (после 60 лет).

Периодизация возрастного развития по Рославскому и Петровскому:

  1. Подрастающее поколение (до 15 лет):
    • Малолетние (до 5 лет);
    • Дети (от 5 до 15 лет).
  2. Цветущее поколение (от 16 до 60 лет):
    • Молодые (от 16 до 30 лет);
    • Возмужалые (от 30 до 45 лет);
    • Пожилые (от 45 до 60 лет).
  3. Увядающее поколение (от 60 лет):
    • Старые (от 60 до 75 лет);
    • Долговечные (от 75 лет).

В настоящее время общепринятой и общенаучной считается периодизация возрастного развития Маркосяна, принятая на Международном симпозиуме по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.:

Наименование Мальчики/мужчины Девочки/женщины
1 Новорожденные 1-10 дней
2 Грудной возраст 10 дней – 1 год
3 Раннее детство 1-3 года
4 Первое детство 4-7 лет
5 Второе детство 8-12 лет 8-11 лет
6 Подростковый возраст 13-16 лет 12-15 лет
7 Юношеский возраст 17-21 год 16-20 лет
8 Зрелый возраст Первый период 22-35 лет 21-35 лет
Второй период 36-60 лет 36-55 лет
9 Пожилой возраст 61-74 года 56-74 года
10 Старческий возраст 75-90 лет
11 Долгожители От 90 лет

Наиболее распространенной в отечественной психологии является возрастная периодизация психологического развития на основании ведущей деятельности, предложенная Д.Б. Элькониным.

Кризисы второй половины жизни

«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.

Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.

Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.

Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.

Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».

Чем дальше, тем сложнее

Человек – социальное существо. Изменения в психике и сознании могут происходить всю жизнь. Определенные изменения происходят под влиянием внешней среды, но другие являются особенностями внутренних процессов. Такой переход, который появляется в силу возраста, называется психологической периодизацией.

Отечественный Советский психолог Д.Б. Эльконин проводил исследования психики, начиная с периода младенчество и заканчивая этапом подростка (старшего школьника). Он подробно описал становление личности вплоть до взрослого возраста, дал соответствующую характеристику каждой эпохе и установил структуру развития.

Каждый год своего развития человек расширяет сферы своей деятельности: какая-то становится ведущей. Он так же определяет свое отношение к новой ситуации, и готов переходить на следующую ступень. Такой переход называют термином «кризис». Он происходит спустя определенное время. Начинается в детстве и заканчивается только в старости.

Каждый новый этап будет характеризоваться специфическими критериями. Взрослея, человек проходит не только через физическую перестройку, но и психическую. Настоящее самосознание у ребенка происходит только к периоду детского дошкольного возраста. А ранний школьный возраст и, после, подростковый выделяется тем, что ребенок понимает собственное значение. Мышление и исходное поведение снова меняются.

Наука психология ставит перед собой задачу изучить закономерность, при которой возникают возрастные кризисы. И дать важные знания и план действий для родителей и тех, кто только собирается заводить детей. Изучение детской психологии никогда не будет лишним и поможет решить большинство проблем в обучении своего чада.

Нельзя точно сказать, какой из этапов системы периодизации психологического развития будет самым сложным и главным. Человек будет развиваться согласно своему возрасту. И тяжелым может оказаться и первый, и второй, и последующие. На каждом человек будет развивать различные характерные функции, менять характер, и переходить от этапа рождения к полноценной «взрослости».

Результат каждого периода будет одним и тем же: кризис, который будет вести дальше и связывать со следующим этапом. И только потом можно будет выделять какой-то обобщенный период (младший или взрослый). Приобретение новых качеств, эмоции, испытываемые впервые, мнение на действительность и собственные рамки относятся к образу, который создает человек на каждом конкретном этапе.

Потребность человека в общении начинает определяться прежде, чем слова начинают складываться в стабильную речь. И начало познания мира – это критический момент становления психики. Затем, на протяжении какого-то времени, человек будет считать себя центральным элементом, но к этапу зрелости фокус может сдвигаться, и личность четко осознает принадлежность к какой-либо группе.

Статья как раз рассматривает, какие виды психологических новообразований бывают. Как правило, такая информация полезна взрослым, которые столкнулись с первым кризисом, и готовы вести работу над собой, и следовать условиям, которые сопровождают новый этап изменения возраста. Основные личностные новообразования не будут длиться до самой старости. Психическое становление заканчивается примерно в возрасте 17 лет.

Когда последний период новообразований, ведущий к стабильному формированию психики, завершится, основой возрастной периодизации станет зрелость. Основной рост завершен. Все вопросы должны быть решены. Далее периоды уже будут зависеть только от возраста и обстоятельств внешнего мира. Физическое развитие постепенно начнет угасать.

Новые задачи будут возникать в ходе всех периодов. И главное для родителей – быть к этому готовыми. Неизвестно, как именно получится вести себя, но представлять, как примерно будет выглядеть каждый этап периодизации – нужно. Тогда будет шанс помочь ребенку в правильном формировании психологических новообразований. И они получатся «доброкачественными», а не «злокачественными».

Отечественные психологи проделали действительно колоссальную работу в области возрастной психологии. Они смогли объяснить многие вещи достаточно простыми словами. И современные психологи, педагоги, и просто родители довольно успешно пользуются этими исследованиями

Ведь понимать ребенка и осознавать, почему меняется его характер, очень важно

Поэтому ты можешь начать изучение с этой статьи, а затем перейти на более обширные работы выдающихся специалистов в сфере психологической периодизации. Тогда никакие скачки роста и психики тебе точно не будут страшны. Ты будешь самым крутым и продвинутым родителем. И, возможно, сможешь давать практические советы другим.

Методы, применяемые для получения данных

Что касается методов, применяемых во время психологических консультаций, они могут быть следующими:

  • наблюдение – используется для отслеживания психологического поведения пациента;
  • эксперимент – используется для получения новых данных об испытуемом путем помещения его в нестандартные для него условия;
  • самонаблюдение – необходимо для самоконтроля;
  • психологическое тестирование – применяется для установления характера личности при приеме на работу или во время оказания психологической помощи;
  • биографический метод – используется при общении с малознакомыми людьми для составления психологического портрета, а также профессиональными биографами;
  • опрос – необходим для получения данных не об одном человеке, а о группе людей;
  • беседа – позволяет выявить те моменты, которые недоступны при наблюдении.

Методы исследования в возрастной психологии

Основными методами исследования в возрастной психологии являются:

  • наблюдение;
  • моделирование;
  • эксперимент;
  • опрос.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследование психологом явлений, происходящих в его сознании. Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики происходит в естественных условиях жизнедеятельности. Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.

Опросы проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведен в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задание.

В экспериментальном методе исследования для проявления определенных качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно. Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявления определенных психических процессов, то в эксперименте он сам создает требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта. Существуют две основные разновидности экспериментов:

  • естественный,
  • лабораторный.

Преимущество эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы. Экспериментатор может изменять условия опыта и наблюдать последствия данных изменении.

Метод моделирования используют в случае невозможности проведения исследования другим методом.

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Выготский о развитии

Возрастное развитие людей является довольно сложным процессом. Тем более это относится к детскому этапу. На любом из возрастных периодов личность человека меняется. Развитие по Выготскому – это, в первую очередь, появление нового. То есть, этапы развития, согласно Выготскому, отличаются конкретными возрастными новообразованиями, точнее такими качествами или свойствами, которых в готовом виде ранее не было. Но, как говорил сам ученый, новое «с неба не падает ». Оно появляется закономерно. Весь процесс предыдущего развития подготавливает к этому человека.

Источником развития является социальное общество. Любой шаг в детском развитии изменяет то, каким образом среда воздействует на ребенка. Она становится совершенно иной, если переходит из одного возрастного этапа в другой. Сам Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под данным термином психолог понимал специфическое для определенного возраста отношение между социальной средой и человеком. Ребенок начинает взаимодействовать с социальным обществом, которое его воспитывает и обучает. Данное взаимодействие начинает определять путь развития, который приводит к появлению возрастных новообразований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: