Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации фгос ноо

Психологическая составляющая
логопедического сопровождения детей
с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном
образовательном учреждении | коррекционная работа в доу  | современный урок

Вопрос 4. Структура и направления работы пмпк.

Цель ПМПК — организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

Основными задачами ПМПК являются:

  • своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
  • содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
  • внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
  • своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
  • консультирование родителей, педагогических и медицинских работников, представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
  • содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

Состав ПМПК всех уровней должен включать: педагога-психолога, специального психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, специалистов медицинского профиля (детского психиатра, детского невропатолога, оториноларинголога, офтальмолога), юриста, медицинского регистратора.

Основные направления деятельности ПМПК

  • проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  • освидетельствование выпускников образовательных учреждений с ОВЗ для определения необходимых организационно-технических условий при проведении государственной (итоговой) аттестации;
  • освидетельствование несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с действующим законодательством;
  • подготовка по результатам обследования (освидетельствования) рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  • оказание консультативной помощи родителям детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении;
  • оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  • участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Обследование детей специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел при условии получения согласия родителей (законных представителей) детей.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория …

Комиссия и консилиум играет большую роль в проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, они выявляют особенности их развития, устанавливают диагноз, и незамедлительно позволяют начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий, определить максимально наилучшего образовательного маршрута ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Вопрос 5. Документация при направлении ребенка на пмпк

ПМПк имеет право затребовать следующие документы:

— свидетельство о рождении ребенка;

— подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка).

При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствующим медицинским специалистам;

— педагогическое представление (характеристику);

— письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Вопрос 8. Требования, предъявляемые к организации и процедуре обследования в пмпк при комплектовании спец учреждений

1 Обследование проводится только в присутствии родителей ребенка, с их письменного согласия.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

… с дошкольниками с нарушениями интеллекта Пенькова В.А. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников Носкова Л.П. Развивающие занятия с детьми 1 — 2-ой коррекционной подготовительной группы … образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов Т.В. Волосовец Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи Г.В. …

2 Согласие родителей на обследование ребенка специалистами ПМПК и обмен информацией о нем с другими учреждениями, организациями подтверждается их подписью в Заявлении на имя председателя ПМПК, Протоколе обследования ребенка, Журнале учета детей, обследованных на ПМПК, Журнале выдачи протоколов и заключений.

3 Процедура обследования ребенка проводится при участии всех специалистов ПМПК в форме супервизорства.

4 Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка.

5 Среднее время приема ребенка специалистами на ПМПК до момента принятия коллегиального заключения и выдачи рекомендаций не должно превышать полутора-двух часов.

6 Результаты обследования ребенка протоколируются, а затем обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК и отражаются в коллегиальном заключении с содержащимися в нем рекомендациями. Родители и ребенок при этом не присутствуют.

7 При возникновении противоречивых мнений специалистов по поводу диагностики и рекомендаций, принимаются компромиссные решения в пользу ребенка.

8 По окончании обследования специалисты ПМПК проводят беседу с родителями ребенка, в которой доступным языком, в щадящей форме сообщают информацию об особенностях развития ребенка и принятом решении. Обязательно делается акцент на положительных сторонах и компенсаторных возможностях ребенка

Объясняется, как нужно заниматься с ним, на что обратить пристальное внимание, и к каким специалистам необходимо обратиться дополнительно

9 По результатам психолого-педагогического обследования ребенка на ПМПК родители (законные представители) получают общее заключение с рекомендациями. Данные индивидуального обследования подростков, юношей и девушек передаются другим лицам лишь при согласии на это самих испытуемых, при этом испытуемый имеет право знать, что и кому сообщается.

Этапы психолого-педагогической диагностики

Выделяют ряд этапов психолого-педагогической диагностики.

  • Первый этап – изучить запрос, жалобу, вопрос, сомнение. Этот же этап предполагает выяснение степени создания общих представлений об объекте психодиагностике и типе психодиагностической задачи.
  • Второй этап – сформулировать психодиагностическую проблему, то есть перевести запрос на психологический язык.
  • Третий этап – выдвигать гипотезы, в качестве основного звена методологической части программы психолого-педагогического обследования.
  • Четвертый этап – собрать дополнительную информацию, то есть изучить специальную литературу, опросить экспертов по имеющейся проблеме, анамнез, изучить личное дело, провести предварительные наблюдения и беседы.
  • Пятый этап – сформулировать основную диагностическую задачу или несколько задач.
  • Шестой этап – выбрать методику.
  • Седьмой этап – разработать процедуру обследования, то есть способ организации и последовательность применения разных психодиагностических приемов, график намеченных мероприятий.
  • Восьмой этап – провести психодиагностичекое обследование.
  • Девятый этап – оценить и интерпретировать полученные результаты в соответствии с отдельными методиками, соотнести первичные данные и соответствующие нормы.
  • Десятый этап – проанализировать результаты по всем полученным данным, то есть упорядочить все сведения в единую систему.
  • Одиннадцатый этап – поставить диагноз.
  • Двенадцатый этап – перевести диагноз на язык заказчика.
  • Тринадцатый этап – построить общую формулу, структуру отчета в соответствии с результатами диагностического обследования.
  • Четырнадцатый этап – сформулировать заключение, написать отчет, составить психологический портрет.
  • Пятнадцатый этап – сформулировать прогноз.
  • Шестнадцатый этап – составить рекомендации по дальнейшей работе с детьми.
  • Семнадцатый этап – провести мониторинг изменений и диагностическое сопровождение психокоррекционной работы.

Центральное понятие для работы психолога с детьми – социально-психологический статус ребенка.

Социально-психологический статус ребенка – это система психологических характеристик ребенка или подростка.

В рамках данной практико-ориентированной модели, параметры школьной среды разделяются на две группы:

  • психолого-педагогические требования, предъявляемые к ребенку школьной средой;
  • особенности самого ребенка, оказывающие существенное воздействие на успешность обучения и развития.

Психолого-педагогический статус учащегося состоит из характеристик двух типов:

  • критериальные – позволяют соотносить развитие наиболее важных психических сфер ребенка с разными нормативными показателями. На основании результата диагностики можно установить ряд определенных проблем обучения, поведения и личностного развития;
  • констатирующие – выявляют психологические особенности школьник, учитывать которые необходимо, чтобы создавать полноценные условия для обучения и развития.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Вопрос 6. Документация пмпк.

Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости — по профориентации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка.

В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные учреждения.

В ПМПк ведется следующая документация:

— журнал предварительной записи детей на ПМПк;

— журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;

— карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов;

— список специалистов ПМПк;

— график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);

— списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк;

— нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

… кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности; ― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени; ― анализировать … о рефлекторной деятельности спинного мозга, получившей продолжение и блистательное развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Развивая экспериментальную … Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной …

Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.

Психолого-педагогическое исследование подростков с нарушениями развития опирается на те же принципы, что и изучение детей более младшего возраста.

Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеют ряд особенностей:

Важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство Я.
У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
При изучении подростков существенно расширяется арсенал диагностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии

Здесь используются классические экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений — опросников, проективных тестов.
Тщательный подбор методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными. Использование таких опросников, как патохарактерологический диагностический опросник для подростков Личко (ПДО), опросники Кеттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.

Таким образом, психолого-педагогическое исследование подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития.

Список литературы:

  1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Общ.ред. Г.В. Чиркина. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией: метод.пособие для студ., обуч. по дефектол. спец. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 92 с.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. «Специальное образование» / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2011. — 333 с.

Иванова Г.И.,
учитель-логопед

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: