Характерные черты
Необходимо сказать, что наше восприятие мира и его явлений определяется через тот объем знаний, который мы уже имеем. Процесс сравнения между собой различных предметов и явлений – это, можно сказать, именно то, что называют мышлением.
Цели мыслительного процесса – проанализировать и определить связи и свойства новых предметов и явлений, найти решения задач и сформировать новые мысли. Таким образом, познания и умозаключения – то, что дает человеку мышление.
Если взять природу мышления, то оно определяется причинно-следственными связями. Также оно связано с нашей памятью. Ведь благодаря ей мы можем анализировать объемы информации и создавать что-то новое в результате мыслительной деятельности. Именно причинно-следственный тип мышления – это основная способность людей, которая позволяет изучать новое. Однако следует также отметить, что зачастую мы мыслим шаблонами. Но для эффективного изучения окружающей действительности существуют и другие типы мышления.
Как развить мышление и сообразительность у ребенка
История представлений о мышлении[править | править код]
Уже в античной науке с мышлением была связана установка на выявление не явлений, а сущности, не видимого (данного в чувственном восприятии), а того, что существует на самом деле, — отмечает доктор философских наук, профессор В. М. Розин.
Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис), был Парменид. Результатом такого мышления может быть как истина, так и мнение.
Процесс мышления Платоном понимается как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным, когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления.
Аристотель создал логику — науку о мышлении, в рамках которой он рассмотрел такие составные части мышления, как понятие, суждение и умозаключение
Впоследствии, в эпоху Средневековья, последователи Аристотеля акцентировали своё внимание на такой форме мышления, как силлогизм и дедукция, что привело к созданию «мыслительной машины» Раймунда Луллия.. Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное
Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция (лат. res cogitans), вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение.
Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция (лат. res cogitans), вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение.
Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.
Одной из заслуг Канта часто называется различение аналитического и синтетического мышления.
С 90-х годов XX века у всего человечества стали замечать клиповое мышление.
Операции мышления[править | править код]
- Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты.
- Синтез — объединение (возможно разделённых анализом) составляющих предмета/явления с выявлением при этом (существенных) связей.
Анализ и синтез являются основными операциями мышления, на основе которых выстраиваются иные типологические единицы, как то:
- Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
- Классификация — группировка предметов по общим признакам (классификация т.о. является формой обобщения).
- Обобщение — объединение предметов по общим (существенным) признакам.
- Конкретизация — выделение частного из общего.
- Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны (аспекта, свойства, качества) предмета или явления с игнорированием других.
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
Научное мышление
Кроме способности мыслить в повседневной жизни, которую мы получаем через социальную коммуникацию и жизненный опыт, существует научное мышление — уникальный способ познания мира и интерпретации действительности.
В отличие от повседневного мышления, научное мышление требует жесткого алгоритма для сбора, систематизации и проверки информации с последующей обработкой в целях получения новых знаний о предмете. Для того, чтобы эффективно заниматься научным мышлением, необходимо снизить уровень субъективизма, личного детерминизма и использовать разные формы анализа, теоретического обоснования проблемы и методов достижения цели
Кроме того, важной характеристикой научного мышления является способность решать проблемы и переосмысливать существующие знания
Роль мышления в познании человеком окружающего мира
Помимо ощущения и восприятия огромную роль в психическом развитии человека играет мышление. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо не только познание единичных объектов или явлений, но и возможность прогнозировать их последствия, а также рассуждать о других объектах или явлениях того же рода.
Определение 1
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, которая отражает реальные связи между объектами и явлениями окружающего мира.
Стоит отметить, существенное различие между восприятием и мышлением. Для восприятия характерно отражение в форме воздействия на органы чувств. В ходе мышления человек отражает не только определенные особенности, но суть данного объекта или явления, а также его отношение с другими явлениями либо объектами.
Виды или степени развития мышления
Современные исследователи из различных научных областей, включая психологию, философию, когнитивистику, логику, педагогику и компьютерное программирование, изучают мышление как способ познания реальности. Несмотря на различные подходы и интересы, все эти дисциплины сходятся во мнении о том, что мышление человека проходит через три стадии развития познания:
- Предметно-действительное мышление, которое представляет собой непосредственное восприятие объекта.
- Наглядно-образное мышление, которое позволяет оперировать образами в уме и вспоминать объекты.
- Абстрактное или словесно-логическое мышление, которое позволяет выполнять логические операции с понятиями в уме.
Каждый человек обладает этими тремя видами мышления, которые развиваются в процессе его взросления и обучения.
Презентация на тему: » Основы логики. Логика – это наука о формах и способах мышления. В логике мышление рассма-тривается как инструмент познания окружающего мира.» — Транскрипт:
1
Основы логики
2
Логика – это наука о формах и способах мышления. В логике мышление рассма-тривается как инструмент познания окружающего мира.
3
Этапы развития логики 1-й этап связан с работами ученого и философа Аристотеля ( гг. до н.э.). Он пытался найти ответ на вопрос: «как мы рассуждаем», изучал правила мышления. Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. Он подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждение, умозаключение. Так возникла формальная логика.
4
2-й этап – появление математической логики. Основы ее заложил немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц. Он сделал попытку построить первые логические исчисления, считал, что можно заменить простые рассуждения действиями со знаками, и привел соответствующие правила.
5
Окончательно развил логику как науку англичанин Джордж Буль ( ). Он является основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику. Недаром начальный раздел математической логики называют алгеброй логики, или булевой алгеброй.
6
Формы мышления понятиевысказываниеумозаключение
7
Понятие — это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта.
8
Высказывание -это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними. Высказывание является повество- вательным предложением, о котором можно сказать истинно оно или ложно.
9
Умозаключение — это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (заключение).
10
Алгебра высказываний
11
В алгебре высказываний высказывания обозначаются именами логических переменных, которые могут принимать лишь два значения: «истина» (1) и «ложь» (0). Логические переменные обозначаются буквами латинского алфавита. Например: А=«квадрат – это ромб» В=«Волга впадает в Черное море»
12
Элементарные высказывания являются кирпичиками, из которых с помощью логических операций строятся сложные высказывания. Их иногда называют формулами логики высказываний. Наиболее часто используемые логические операции: «и», «или», «не». Например: 1) Число 6 четно или число 8 нечетно 2) Число 6 четно и число 8 нечетно
13
Конъюнкция (логическое умножение) АВ А^ВА^ВА^ВА^В Соответствует союзу «и» Обозначается &, ^ Конъюнкция двух высказываний истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны.
14
Дизъюнкция (логическое сложение) Соответствует союзу «или» Соответствует союзу «или» Обозначается v, + Обозначается v, + АВ А v В Дизъюнкция двух высказываний ложна тогда и только тогда, когда оба выска- зывания ложны.
15
Инверсия (операция отрицания) А ¬А¬А¬А¬А Соответствует частице «не» Обозначается ¬ или А Инверсия делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное – истинным.
16
АВА=>B Импликация — связывает два простых логических высказывания, из которых первое (А) является условием, а второе (В) – следствием. Результатом импликации является ЛОЖЬ тогда и только тогда, когда условие (А) истинно, а следствие (В) ложно. Импликация – логическое следование «ЕСЛИ…, ТО…»
17
АВА B Эквивалентность — операция сравнения двух логических высказываний А и В, результатом которой является новое логическое высказывание А В, которое истинно тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно истинны или ложны. Эквивалентность – равнозначность (тогда и только тогда, когда… ), обозначается,
18
Алгоритм построения таблиц истинности Определить количество наборов (строк в таблице) по формуле Q=2 n. (n-количество высказываний) Разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю половину 0, нижнюю половину 1. В следующей колонке для второй переменной половину снова делить пополам и заполнить четырьмя группами 0 и 1, вперемежку, начиная опять с группы 0 и т.д.
19
Домашнее задание выучить материал; Составить таблицы истинности для следующих формул: A&(BvA); (AvB)&(A&B); (A B) (AvC) Виктор, Роман, Леонид заняли на олимпиаде по физике четыре первых места. Имеются три высказывания: 1. Сергей – первый, Роман – второй 2. Сергей – второй, Виктор – третий 3. Леонид – второй, Виктор – четвертый Известно, что в каждом варианте только одно утверждение истинно. Как распределились места?
Логическое и аналитическое мышление
Базовой способностью человека является логическое мышление, которое позволяет доказывать и объяснять различные явления. Оно помогает нам структурировать наши наблюдения и формировать четкую систему понимания мира. Логическое мышление использует такие инструменты, как дедукция, индукция, абдукция и ассоциации. Кроме того, рассуждения должны соответствовать четырем законам логики, три из которых были сформулированы Аристотелем, а один – Готфридом Лейбницем.
Хотя Аристотель оценивал логические операции превыше всего, в современном мире логическое мышление уже не является единственным способом мышления. Аналитическое мышление – это также важный мыслительный навык, который позволяет интерпретировать информацию, находить закономерности и принимать решения на основании доступных данных.
Если вы хотите узнать больше о логическом мышлении и научиться его развивать, мы предлагаем вам пройти наш курс «Логическое мышление». А если вы заинтересованы в аналитическом мышлении, то у нас есть отличная статья под названием «Что такое аналитическое мышление и как его развивать», которая поможет вам более подробно изучить этот вид мышления.
Скорость мышления
Следует сказать, что мы воспринимаем окружающий мир посредством двух типов мышления – быстрого и медленного. Быстрое эвристическое мышление – это неосознанное принятие решений. Оно происходит благодаря жизненному опыту и инстинктам. Работа быстрого мышления происходит в автоматическом режиме. Однако такое мышление не всегда бывает верным. Ведь в процесс принятия решений здесь вмешиваются эмоции, стереотипы и предвзятость.
Также все люди имеют медленное или рациональное мышление. Оно считается ленивым и нуждается в специальном фокусировании и усилиях. При этом информация анализируется. Любую ситуацию можно оценивать как быстрым, так и медленным мышлением, все зависит от рациональности.
Как работает мышление человека
Одной из главных функций человеческого мышления является не только понимание многогранной и сложной реальности, но и ее интерпретация, анализ глубины и взаимосвязей различных моментов. Для работы с информацией в процессе мышления мы используем логические операции, такие как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация и обобщение. Каждый из этих мыслительных процессов помогает нам лучше осмыслить новую информацию, сравнить ее с уже известными фактами и получить новые знания. Таким образом, в процессе мышления мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению. Они позволяют нам более глубоко понимать окружающую нас реальность и использовать полученные знания для решения различных задач.
Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников
Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.
Сравнение
Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.
Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов
Обобщение
Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.
Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.
Анализ
Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.
Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.
Синтез
Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.
Классификация
Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.
Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.
Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.
Визуальное мышление
Визуальное мышление – это один из видов творческого мышления, который может быть полезен в различных жизненных ситуациях. Оно помогает структурировать информацию, составлять идеальные планы и маршруты поездок, а также решать проблемы. Кроме того, визуальное мышление может быть полезно при организации проектов и событий, а также для образного объяснения новых идей.
Главной особенностью визуального мышления является его воздействие на наглядное и образное восприятие, а не на словесно-абстрактное. Известной формой визуального мышления являются интеллект-карты или ментальные карты, разработанные британским психологом Тони Бьюзеном.
Использование ментальных карт позволяет успешно запоминать большое количество информации, генерировать различные варианты решения проблем и видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного. Тони Бьюзен называет такой способ генерации идей радиальным мышлением, основанным на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и видении перспективы.
Интеллект-карта имеет древообразную структуру и предусматривает поэтапное развитие иерархии важности информации. Чтобы более глубоко понять, как применять ментальные карты, можно ознакомиться со статьей «Как можно использовать ментальные карты» и прочитать книгу «Карты памяти» самого Тони Бьюзена, создателя этих карт
Пример ментальной карты
Примечания[править | править код]
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — СПб.: Питер, 2003. — С.120
- Чупахин И. Я., Бротский И. Н. Формальная логика / проф. И. Я. Чупахин, доц. И. Н. Бротский. — Ленинград: Ленинградский университет, 1977. — С. 4. — 357 с.
- . Дата обращения: 29 июня 2011.
- . Дата обращения: 29 июня 2011.
- . Дата обращения: 23 октября 2011.
- . Дата обращения: 29 июня 2011.
- . Дата обращения: 29 июня 2011.
- . Дата обращения: 29 июня 2011.
- Тоффлер Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. — М.: АСТ, 2010. — 784 с. — (Philosophy). — 5100 экз. — ISBN 978-5-403-02493-8.
- Сведенборг, Эммануил // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- , с. 78.
Типы мышления в глобальной перспективе
Креативное мышление помогает находить нестандартные решения и подходы к проблемам, которые не всегда могут быть решены стандартными методами. Этот тип мышления особенно важен для инноваторов, предпринимателей и людей, которые стремятся создавать и развивать новые идеи и проекты.
Коммуникативный тип мышления. Это тип мышления, который позволяет эффективно общаться с окружающими, убеждать, убеждаться и находить компромиссы. Коммуникативный тип мышления важен для людей, которые работают в коллективе, занимаются продажами, PR или публичными выступлениями. Говард Гарднер утверждает, что умение эффективно общаться и убедительно выражать свои мысли и идеи становится все более важным в мире, где коммуникации играют ключевую роль в различных сферах деятельности. Гарднер считает, что развитие всех этих типов мышления является важным условием успеха в современном мире. Каждый из этих типов мышления имеет свои преимущества и может быть полезен в различных сферах жизни
Однако, только развитие всех этих типов мышления вместе может сделать нас успешными в современном мире, где изменения происходят так быстро и необходимость в адаптации к новым условиям становится все более важной
Стратегическое и тактическое мышление
Стратегическое мышление — это способность достигать желаемых результатов в будущем. Все мы строим планы и предвидим, как достигнуть целей, но не все планируют причинно-следственно и не все владеют необходимыми техниками и инструментами мышления. Те, кто обладает этими навыками, называются стратегами.
Стратеги умеют действовать таким образом, чтобы получить желаемый результат в будущем, даже если это маловероятно. Они мысленно просчитывают возможные варианты достижения цели и строят тактику, чтобы действовать эффективно.
Стратегия и тактика тесно взаимосвязаны: стратегия — это долгосрочные цели, а тактика — это конкретные действия, которые должны привести к достижению долгосрочных целей. Стратегия отвечает на вопрос «Что?», а тактика — на вопрос «Как?».
Стратегическое мышление — это возможность просчитать несколько исходов событий и выбрать наиболее эффективный способ действий. Из-за множества возможных вариантов и при невысоком проценте осуществления каждого из них, стратегия считается искусством, а не строгим познавательным процессом.
Стратегическое мышление помогает развивать память, концентрацию и многовекторный анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике. Овладеть этим типом мышления можно, изучив техники и принципы стратегического мышления.
Особенности мышления
Мышление имеет определенные особенности, такие как:
Процесс мышления всегда имеет опосредованный характер
В процессе мышления субъект берет во внимание не только непосредственное ощущение и восприятие, но и приобретенный опыт;
Человек в процессе мышления может использовать приобретенную информацию о законах природы и социума. В них отражаются общие связи и закономерности внешней среды;
Мышление может исходить от «живого созерцания», но не сводиться к нему
Таким образом, отражение связей и отношений может применяться для похожих объектов или явлений;
Мышление представляет собой отражение связей и отношений между объектами в словесной форме. Здесь стоит отметить, что мышление и речь неразрывно связанны между собой. Процесс мышления происходит с помощью слов, это позволяет облегчить процессы абстракции и обобщения;
Процесс мышления человека связан с его практической деятельностью. В процессе трудовой, учебной и других видов деятельности человек сталкивается с большим количеством новых задач, которые требуют мыслительной деятельности.
Как развивать мышление
Мышление – это навык, который можно развивать постоянно. Для улучшения аналитических, творческих и стратегических способностей необходимо поставить перед собой четкие цели.
Кроме того, существуют курсы для развития разных типов мышления, которые помогут эффективно и логично рассуждать, быстро действовать и находить нестандартные решения разных задач.
Также стоит обратить внимание на материалы, книги и статьи, которые мы упоминали ранее. Они могут быть весьма полезными
К примеру, книга «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов» Роэма Дэна, опубликованная в 2013 году, может помочь в развитии визуального мышления.
В качестве дополнительных материалов можно использовать следующие книги: «Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт» Барри Бьюзена 2016 года, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам» Билла Бернетта и Дэйва Эванса 2018 года, «Азбука системного мышления» Донеллы Медоуз 2018 года, и многие другие. Они помогут вам развивать мышление и достигать больших результатов в различных областях.
Творческое мышление
Креативное мышление, также известное как творческое мышление, имеет главную цель – генерирование новых идей и создание новых открытий. Оно отличается от логического мышления тем, что для его активации необходимо задействовать и правое полушарие мозга, отвечающее за творческую составляющую. Майкл Микалко, эксперт по креативности, утверждает, что использование только уже известных знаний не позволяет создавать что-то новое. Он считает, что секретом всех новых и увлекательных идей является концептуальное смешивание. Это процесс творческого мышления, во время которого две или более концепции смешиваются ради создания новой идеи. Такой подход к мышлению был характерен для многих гениев прошлого, которые не боялись нарушать правила и выходить за рамки принятого мышления. Микалко также считает, что общепринятые модели мышления, которые мы усваиваем в школе, могут мешать придумывать что-то новое, но креативность может быть развита у каждого человека.
Дизайн-мышление
Дизайн-мышление — это эффективный подход, который основывается на структурировании информации и анализе перспективных вариантов решения проблем. Он комбинирует творческий и аналитический подходы, что делает его менее творческим, но более эффективным.
Процесс дизайн-мышления включает несколько этапов. Сначала необходимо четко определить проблему и изучить мнения других людей. Затем следует исследовать характерные закономерности и особенности проблемы, сформировать идеи и принципы решения проблемы и создать черновик — первый вариант решения проблемы. После этого необходимо оценить результаты и усовершенствовать план решения проблемы, дополнить его новыми методами.
Главными инструментами дизайн-мышления являются логика, воображение и интуиция. Этот подход позволяет правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые могут мешать достижению желаемого.
Джой Пол Гилфорд – психолог, который разработал две модели мышления и концепции креативности. Он выделил 4 основных принципа креативного мышления:
- оригинальность,
- семантическая гибкость,
- образная адаптивная гибкость,
- семантическая спонтанная гибкость.
Оригинальность подразумевает продуцирование новых идей с помощью ассоциативного мышления.
Семантическая гибкость — способность определять особенности объекта или явления, развивать новые альтернативы свойств и усовершенствовать идеи.
Образная адаптивная гибкость позволяет изменять форму, признаки или возможности объекта.
Семантическая спонтанная гибкость дает возможность продуцировать идеи в ограниченное время и срочных ситуациях.
Кроме того, Джой Пол Гилфорд описал две креативные системы мышления: конвергентную и дивергентную. Дивергентное мышление предполагает обнаружение нескольких вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления базируется на использовании воображения в четко заданных параметрах.
Конвергентное мышление, в свою очередь, позволяет найти единое правильное решение среди большого количества информации. Основной подход в применении этого типа мышления – использование выученных стратегий и алгоритмов для решения задач.
Дивергентное мышление считается более творческим типом мышления, в то время как конвергентное – менее творческим.
Логика и анализ
Следует сказать, что благодаря базовой функции логики мы можем собирать наблюдения в определенную картину мира. Среди базовых функций логики можно выделить следующие:
- дедукция;
- индукция;
- абдукция;
- ассоциация.
Очень важным навыком человека является аналитическое мышление. Любое мышление может быть как критичным, так и нет. При некритичности мышления человек не анализирует достоверность информационных источников. Этот навык следует развивать, чтобы не оказаться под влиянием недостоверной информации, которой в настоящее время хватает с избытком. Навык критичности мышления позволяет:
- быстро обучаться;
- делать выборку верной информации;
- давать логичное объяснение своей позиции;
- понимать окружающих;
- контролировать свои эмоции;
- производить общее осмысление ситуации.
Чтобы быть критичным, нужно обладать следующими навыками:
- скептицизм;
- объективность;
- предвзятость;
- развитая логика.
Необходимо сказать, что у любого критического мышления есть примерно десять правил, которых следует придерживаться: обдумывать информацию, беречь умственные силы, уметь выжидать, понимать свои ограничения, помнить о невосполнимых затратах, оценивать стратегию, помнить о правиле среднего, искать опровержение информации и знать свои ценности. Навык критического мышления позволяет ярко выражать свои мысли и не становиться жертвой клипового мышления.
Критическое и некритическое мышление
Критическое мышление представляет собой способность человека к анализу и осмыслению всего, что происходит вокруг него. В отличие от некритического мышления, которое подразумевает принятие на веру всего услышанного, критическое мышление позволяет человеку избирательно и взвешенно относиться к информации, уметь ее верифицировать и четко объяснять свою точку зрения. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет быстро обучаться, совершенствоваться и адаптироваться, а также контролировать эмоции и выборочно работать с потоками информации.
Некритическое мышление, с другой стороны, является причиной манипуляции и фишинга. Человек, не задумываясь о достоверности информации, становится жертвой риторики и недостоверной информации. В то время как критическое мышление позволяет лучше понимать собеседника, замечать и не попадать под влияние шаблонов и стереотипов, а также всесторонне осмысливать происходящее вокруг.
Таким образом, развитие критического мышления является важным навыком для каждого человека, особенно в эпоху информационных технологий, когда поток информации непрерывно растет. Оно позволяет человеку не только лучше понимать мир, но и защищаться от манипуляций и фишинга.
Основная задача критического мышления — поиск лучшего объяснения всего происходящего в мире. Для того, чтобы стать максимально критичным, необходимо учитывать такие важные аспекты когнитивного познания, как здоровый скептицизм, объективность, осознание предвзятости, устранение когнитивных искажений и использование логического мышления. Кроме того, Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления, среди которых есть следующие:
- не торопиться и обдумать информацию,
- беречь умственные силы,
- осознавать собственные ограничения,
- оценивать стратегию, а не результаты,
- искать не подтверждение, а опровержение,
- знать свою систему ориентиров, ценностей и уровень выносливости.
Развитие критического мышления поможет не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления, вызванного избытком информации в Интернете.
Работа мышления
Основной задачей мышления является изучение сложной реальности и понимание ее взаимосвязей. При этом мы используем следующие приемы для работы с информацией:
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
Любой процесс мышления помогает нам усваивать новую информацию. При этом мы применяем три формы мышления, а именно – понятие, умозаключение и суждение.
Сам процесс мышления, к чему оно относится и как проявляется, до сих пор изучают в философии и психологии. При этом подходы различные. Есть понимание, в чем суть мышления, но на некоторые вопросы до сих пор ответов нет.