Нейрокоррекция

Показания к началу применения

Есть определенные моменты в жизни, когда познание проходит через критические моменты, обусловленные состоянием пластичности мозга. Эти критические периоды — первые годы детства (младенчество) вплоть до первых лет начального образования.

Это потому, что в детстве мозг более пластичен. Вот почему дети так чувствительны к когнитивной стимуляции. Поэтому важно использовать эти периоды для работы над нейродидактикой, стимуляции и повышения когнитивных способностей. Еще один ответственный момент – подростковый возраст. Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам

Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

Когнитивные (нейропсихологические) упражнения помогают улучшить ситуацию при наличии проблем в развитии, например:

Благодаря когнитивным занятиям для детей, можно лечить такие расстройства обучения, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дисграфия или дислексия.

Помимо детей с нарушениями обучаемости, упражнения по когнитивной стимуляции можно использовать и для здоровых детей. В этом случае упражнения можно использовать как нейродидактический инструмент для тренировки когнитивных функций и повышения когнитивной работоспособности ребенка.

Постепенная коррекция

Во время каждого нового этапа взаимодействия дети постигают пользу дыхательных и двигательных упражнений, постепенно переходя к более сложным задачам. Врач поможет им восполнить утраченный запас энергии, возродит интерес к окружению и инициативность, а также подберет методики для избавления от быстрой утомляемости.

После появления первых достижений можно будет перейти к следующей ступени коррекции поведения. Нейропсихолог плавно перейдет к работе над сенсорным восприятием, моторикой и двигательной координацией. После окончания курса у ребенка заметно улучшится память, появится чувство ритма и преобразуется представление о мире.

Заключительные тренинги будут включать в себя более глубокие занятия по самоконтролю и самоуспокоению. Благодаря предыдущим успехам ребенок сможет усвоить и применить на практике общепринятые нормы,, условности и алгоритмы.

Во время взаимодействия со специалистом, особенно на первых уроках, может наблюдаться отсутствие настроения, снижение успеваемости или утомляемость. Это абсолютно нормально — ребенок во время начала коммуникации с чужим человеком и выполнения упражнений будет привыкать к ним. Постепенно все показатели придут в норму, а спустя несколько недель принесут ощутимые результаты.

Когда показать ребенка нейропсихологу

— А когда нужно вести ребенка к нейропсихологу? Что должно родителей насторожить?

— В этом всегда нуждаются дети с особенностями в развитии — речевыми задержками, расстройствами аутистического спектра, генетическими аномалиями. У каждого ребенка, и особого, и нормотипичного, есть свои механизмы трудностей. И с точки зрения нейропсихологического подхода мы их довольно четко вычленяем. И работая с ними, всегда можно добиться более эффективного и интересного результата.

Если мы говорим про речевые задержки, — скорее, да, тоже понадобится нейропсихолог. Речевая система опирается на разные зоны мозга. И если мы четче понимаем, в каком месте или с каким механизмом связана проблема ребенка, мы можем ему быстрее помочь. 

Некоторые логопеды жалуются, что у ребенка либо звуки невозможно поставить, либо звук не автоматизируется. Часто это связано с тем, что ребенок в целом не очень хорошо чувствует свое тело и артикуляционный аппарат в частности. И надо работать с его телом, это называется «кинестетическая переработка информации». 

То есть ребенок не понимает, как мозгу подать сигнал нашим артикуляционным органам что-то сократить, что-то расслабить или как-то поменять артикулирование. Поэтому первое, что должно быть сформировано в речи — умение чувствовать свое тело и артикуляционный аппарат. 

И наша помощь логопеду может быть в определении этих недостаточно сформированных факторов и в их запуске. Не только в речи, но и в движениях, в поведении в целом. Логопеду на фоне этой работы уже будет проще звуки поставить и автоматизировать.

— А поведенческие проблемы?

— Не все поведенческие проблемы наши. Сейчас у нас есть некий культ ребенка, когда все трясутся над своими детьми, все им позволяют, боятся их фрустрировать, расстроить и так далее. К сожалению, дети вырастают очень избалованными и безответственными. 

У нейропсихологов это называется «несформированной произвольной регуляцией». Дети сложно воспринимают инструкции, потому что они привыкли действовать, как хотят; им тяжело подчиняться требованиям; они абсолютно не готовы контролировать свое поведение. 

И если это действительно имеет под собой некие мозговые механизмы, нейропсихолог может отчасти помочь справиться. Но, скорее, в работе с психологом, потому что и родителям надо менять свои поведенческие стратегии, свой стиль воспитания.

— Перед школой всех детей нужно показывать нейропсихологу? Или это тоже зависит от того, какой ребенок?

— Перед школой действительно хорошо показать ребенка нейропсихологу, чтобы понять, какие проблемы возможны и где можно соломку подстелить. Конечно, лучше зимой, за полгода до первого класса показаться для того, чтобы был люфт времени для занятий. 

Например, родители могут заметить, что ребенок с трудом осваивает навык чтения. Сейчас многие родители уже с пяти, а то и с четырех лет стараются научить ребенка читать — знакомят с буквами, учат соединять их в слоги и слова. Иногда на этот процесс уходит 2–3 года, а ребенок так и не научился читать даже по слогам. 

Это бывает из-за несформированности некоторых механизмов нашей психической деятельности — у каждого своих. Может быть, процессов переработки зрительной информации, может быть, слухо-речевой, а может — из-за трудностей переключения от буквы к букве, от слога к слогу или из-за недостаточности оперативной памяти. 

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология – отрасль психологической науки.

Она находится там, где встречаются медицина и психология. Занимается изучением высших психических функций и происходящих в мозге на физическом уровне процессов.

Интерес для этой науки представляет восприятие и память, речь и мышление. А также нарушения этих процессов, к которым могут приводить травмы или различные патологии развития.

Если при работе со взрослым человеком речь идет о восстановлении функций уже сформированного мозга, то в детском возрасте организм обладает высокими способностями к восстановлению. Формирование мозга у детей еще не завершилось, и перед детскими нейропсихологами открываются возможности для успешной коррекции.

Многие родители, получив рекомендацию показать ребенка детскому нейропсихологу, приходят в недоумение. Они просто не знают, что делает этот специалист.

Какой возраст считается подходящим для посещения нейропсихолога

Уровень сенсомоторного развития ребенка можно оценить уже через 40 дней после рождения. Родители при внимательном наблюдении за малышом могут оценить его самостоятельно. Если ребенок не может выполнять объем движений, свойственный его возрасту, родители начинают беспокоиться. А вот раннее созревание малыша, наоборот, их радует. И вряд ли кто из мам знает, что ранняя речь, например, может привести к незрелости эмоциональной сферы маленького человека

Важно отследить, нет ли в развитии ребенка перекосов — чем и занимается нейропсихолог

Оптимальный возраст обращения к специалисту — 5 лет. До школы остается год, самое время определиться с ведущей рукой, оценить уровень развития ребенка, спрогнозировать, с какими сложностями он столкнется во время учебы.

Специалисты нашего Центра заметили, что вторая волна обращений к нейропсихологам приходится на детей 8–9 лет. Они переходят в третий класс, требования учителей ужесточаются, за учебу ставят настоящие оценки. Некоторые дети с трудом адаптируются в новой реальности, им необходима помощь. Занятия с нейропсихологом для детей школьного возраста нужны для улучшения памяти, преодоления трудностей с письмом, правильного восприятия речи и т.д.

В целом нейропсихологическая коррекция нарушений развития детей эффективна в возрасте 3–12 лет. В этот период структуры мозга находятся на стадии формирования. Чем старше ребенок, тем больше привычных стереотипов в его поведении. Занятия с нейропсихологом для детей этого возраста особенно важны, поскольку нескорректированные нарушения негативно повлияют на их взрослую жизнь.

Общие сведения

Нейропсихология – это отрасль медицинской (клинической) психологии, к сфере деятельности которой относятся выявление и коррекция психических процессов, связанных с особенностями функционирования головного мозга человека.

Это междисциплинарная отрасль находится на стыке нейронауки (совокупности научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных процессов) и психологии. Основной задачей нейропсихологии является изучение связи психических процессов и поведения со структурой и функционированием головного мозга.

Психические процессы в нейропсихологии рассматриваются так же, как и в когнитивной психологии – как процессы обработки информации, но нейропсихология при этом обращает внимание на особенности развития, структуры и функционирования мозга человека. К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

  • роли мозга в психической деятельности, а также механизмов, которые влияют на осуществление различных психических процессов;
  • влияния травм и патологий развития мозга на психику;
  • особенностей и этапов развития мозга;
  • нейропсихологических особенностей, которые свойственны детям;
  • методов коррекции различных нарушений психических процессов.

Учитывая различные направления и задачи, присущие данной науке, ее подразделяют на нейропсихологию:

  • Возрастную (детскую или нейропсихологию развития). Этот раздел изучает особенности высших психических функций (ВПФ) и их мозговую организацию у детей, поскольку ВПФ ребенка отличаются от ВПФ взрослого (отличаются более определенным и устойчивым представительством в определенном участке мозга) и меняются от возраста к возрасту. Детская нейропсихология занимается изучением латеральной асимметрии правого и левого полушария, выявляет СДВГ-синдром, минимальную мозговую дисфункцию и другие причины школьной неуспеваемости, а также корректирует выявленные у детей проблемы.
  • Клиническую. Этот раздел занимается изучением нейропсихологических синдромов, которые возникают при поражении определенного участка мозга, и устанавливает связи между травмой, опухолью или кровоизлиянием и происходящими при этом изменениями в психических процессах.
  • Диагностическую, помогающую выявить значение индивидуальных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Нейропсихологический метод помогает решать общие задачи психодиагностики, к которым относятся выявление одаренности, поведение в экстремальных ситуациях и другие индивидуальные различия личности человека.
  • Реабилитационную. Направлена на разработку методов восстановления нарушенных высших психических функций, возникших в результате заболевания как на остром его этапе, так и в виде отдаленных последствий. Нейрореабилитация является комплексной системой, включающей восстановление всех видов высшей психической деятельности (речь, движения и т.д.) и социального статуса пациента.
  • Экспериментальную, которая занимается изучением поведения людей и животных при локальных поражениях мозга. Так, эксперименты А.Р. Лурия позволили изучить и классифицировать нарушения речи и памяти, а в настоящее время этот раздел при помощи нейропсихологических диагностических методов изучает познавательные процессы и эмоциональную сферу человека.
  • Старческого возраста, которая направлена на изучение и терапию различных старческих дегенераций мозга.

Отдельным направлением является нейрокоучинг, позволяющий раскрыть потенциал человека и его когнитивные способности, снизить уровень тревожности и решить другие психологические проблемы с учетом психофизиологических особенностей его развития.

Поскольку нейропсихолог занимается коррекцией психических процессов, его часто путают с психологом. Но эти специалисты отличаются объектом изучения и коррекции – психолог сосредоточен на эмоционально-волевой сфере человека и его эмоционально-личностных проблемах (тревожности, поведенческих нарушениях и т.д.), а нейропсихолог изучает анатомию и физиологию мозга, заболевания ЦНС и корректирует нарушения в развитии, связанные с глубинными мозговыми механизмами.

Нейропсихолог – это специалист, получивший базовое психологическое образование (обычно это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».

Перемены в социальной жизни

Первые занятия в детских садах и школах могут спровоцировать неверную реакцию и резко ухудшить показатели ребенка. Например, он может потерять способность запоминать и воспроизводить информацию. Нередко случается, что дети от страха или переживаний совершают глупые ошибки, Помимо вышеперечисленных причин, дети могут страдать от нестабильного эмоционального фона внутри семьи (например, во время бракоразводного процесса родителей, скандалов между родственниками, потери близкого человека). Это оказывает заметное влияние на психику и состояние детей. Ввиду своего юного возраста они не смогут преодолеть кризис самостоятельно, и им понадобится содействие квалифицированного нейропсихолога.

Методика лечения

Нейрокоррекция включает в себя две части: двигательную и когнитивную. Первая похожа на лечебную физкультуру, вторая — на занятия с дефектологом или логопедом. Занятия рассчитаны в общем случае на 40–60 минут. В программу входят игры, упражнения и задания, подобранные в зависимости от специфики трудностей, с которыми сталкивается ребенок.

На первой встрече нейропсихолог проводит диагностику в целях определения уровня развития маленького посетителя. Доктор дает юному посетителю задания. Решая их, ребенок раскрывает особенности мышления и речи, памяти и пространственного восприятия, уровня самоконтроля и т.д.

По результатам специалист подбирает комплекс упражнений и игр, стараясь каждое занятие превратить в увлекательное путешествие, дать ребенку полезную информацию об окружающем мире.

Причины обращения к специалисту

Чтобы определить, нужен ли ребенку нейропсихолог, надо проанализировать, какие аспекты его поведения вызывают беспокойство. Поводом для обращения к специалисту является:

  1. Ощущение, что не получается справиться с ребенком. Опасение, что малыш отстает в развитии, и одними родительскими усилиями это невозможно изменить. Или он с трудом общается со сверстниками. Беспокоит родителей наличие у ребенка навязчивых действий: он не может находиться в состоянии покоя, раскачивается, грызет ногти, карандаши и т.д.
  2. Неспособность ребенка освоить велосипед, самокат, разбалансированность походки, частые падения. Он не может определиться с ведущей рукой.
  3. Жалобы воспитателей или учителей на рассеянность. Педагоги объективно относятся к подопечным, поэтому замечают то, что проходит мимо сознания родителей. В таких случаях необходимо установить первопричину жалоб, что и делает нейропсихолог во время консультации.

Следует обратиться к специалисту, если в жизни ребенка чересчур много обид и стрессов, страхов. Настораживать должно чрезмерное увлечение планшетами, компьютером и прочими гаджетами в ущерб общению со сверстниками. И безусловной причиной обращения к нейропсихологу является афазия (расстройство речи).

Развитие внимания и памяти с нейропсихологом протекает легче и эффективней, чем с родителями.

Продолжительность нейрокоррекции

Все индивидуально, но нейропсихологи рекомендуют посещать занятия 2 раза в неделю полгода. Иногда у ребенка появляется регрессия. Не стоит этого бояться, это временное явление, возникающее как защитная реакция головного мозга на занятия.

️ На эффективность занятий влияет много факторов: обстановка в семье, соматическое состояние ребенка и др. Главная ошибка большинства родителей – они перекладывают ответственность за результат на нейропсихолога.

Поэтому на занятиях нейропсихологии проговаривают цель и задачи каждого урока. Дают пояснение, почему нужно выполнять упражнения

И объясняют родителям важность создания ситуации успеха у ребенка, чтобы замотивировать на дальнейшее обучение

В каком возрасте требуется консультация?

Итак, нам понятно, что «лечит» детский нейропсихолог.

КОГДА К НЕМУ ОБРАЩАТЬСЯ?

Рекомендуется отвести ребенка на прием первый раз в 3-4 года, до начала подготовки к школе. Нейропсихолог выяснит наличие проблем. Поможет провести коррекцию заранее – до того, как ребенок столкнется со стрессом, поджидающем в первом классе школы.

Конечно, ребенку может потребоваться нейропсихолог и во время учебы. Но лучше начинать в дошкольный период.

Эффективность работы нейропсихолога будет выше на раннем этапе, когда проблема еще не успела закрепиться.

Всё, что детский специалист может сделать в этой области, очень важно для последующего развития ребенка. Родителей может беспокоить, что лечить ребенка придется медикаментами

Родителей может беспокоить, что лечить ребенка придется медикаментами.

Не волнуйтесь!

Терапия проходит в игровой форме, с помощью упражнений и специальных приемов, медикаментозная терапия в этой области не используется.

Работа опытного нейропсихолога с Вашим ребенком – залог эффективного и надежного, надолго закрепляющегося результата.

Но не забывайте, что ребенку всегда нужна помощь и поддержка родителей.

Остались вопросы? Свяжитесь со мной!

Жду Вас на своих встречах!

С любовью, Ваша #психологАннаЯковлева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: