Что такое задержка психического развития?

Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога по работе с детьми зпр

Вопрос4. Оценка эффективности деятельности практического психолога

До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить обэффективности всех направлений деятельности практического психолога.

Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности практического психолога в отдельности.

Если говорить о психодиагностике,то, согласно точке зрения Г. С. Абрамовой, «эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки» (1994. С. 70).

По-видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.

3 стр., 1147 слов

«Эффективность социальной работы с детьми-сиротами на примере …

… г. Барнаула и специалисты, работающие с ними. Предмет – связь между эффективностью работы детского дома, уровнем подготовки работников и возможностями самого детского дома………….< Список литературы … Практическое обоснование темы исследования Во многих странах современного мира вниманию педагогов, психологов, социологов, социальных работников, да и человечеству в целом, представлены самые …

Эффективность психокоррекционной работысвязана с учетом следующих важных моментов:

1) динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

2) эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

3) эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Традиционный способ подтверждения результативности индивидуальной психокоррекции состоит в реализации следующей экспериментальной схемы.

В случае групповой психокоррекции в указанную схему добавляется такой компонент, как проведение начального и конечного замеров в контрольной группе.

При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапииможно указать следующие важнейшие показатели (Абрамова Г. С, 1994):

1) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

2) объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;

3) устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.

Об эффективности психотерапии следует сказать чуть подробнее. Первую попытку оценить успешность психоаналитической терапии на основе изучения выборки в несколько тысяч пациентов предпринял в 1952 г. Г. Айзенк (результаты дополнительных исследований он опубликовал в 1961 и 1966 гг.).

Согласно его данным, фактически поправилось большее число нелечившихся больных, чем тех, кто принимал психотерапевтическое лечение (72 % и 66 % соответственно).

Вызвавшие критику результаты исследований Айзенка были подкорректированы дальнейшими исследованиями. Было показано, что процент спонтанного выздоровления не столь высок: от 30 до 45. Кроме того, пациент, лечившийся у психотерапевта, чувствовал себя лучше, чем 80 % тех пациентов, которые не проходили лечения.

Вместе с тем пока так и осталась непреодоленной сложность оценки эффективности психотерапии, связанная с разницей взглядов психотерапевтов на то, что собственно считать психотерапевтическим эффектом.

Принципы коррекционной работы:

  • Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками)
  • Создание положительной мотивации, ситуаций успеха
  • Коррекция негативных форм поведения
  • Регулирование ожиданий взрослых
  • Изменение отношения взрослых к ребенку
  • Преобладание методов поддержки и вознаграждения
  • Двигательная коррекция
  • Коррекция внимания и развитие умственных способностей
  • Обучение социальным навыкам
  • Обучение навыкам учения и самоорганизации

При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии:

  • Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии
  • Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития

Основные принципы составления психокоррекционных программ

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов)
  • Принцип единства коррекции и диагностики
  • Принцип приоритетности коррекции казуального (причинного) типа.
  • Деятельностный принцип коррекции.
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
  • Принцип комплексности методов психологического воздействия (необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии)
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента  к участию в коррекционной программе.
  • Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов (необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активирующие).
  • Принцип программированного обучения (наиболее эффектно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий).
  • Принцип усложнения (каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному).
  • Учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно, только после относительной сформированности того или иного умения)
  • Учет эмоциональной сложности материала (предъявляемый материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции)
  • Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной.

Разработка коррекционной программы:1 этап: диагностический

  • Социальная ситуация развития
  • Ведущая деятельность, психические новообразования
  • Наличие объективной психотравмирующей ситуации
  • Психологический диагноз
  • Психологический прогноз
  • Определение ресурсных составляющих сохранных сторон личности

2 этап:

  • Позитивная формулировка
  • Реалистичность и соотнесение с продолжительностью коррекционной работы
  • Учет дальней и ближайшей перспективы развития личности
  • Вид по времени реализации
  • Временные рамки продолжительности занятий
  • Реализуемые блоки (обязательное присутствие педагогического блока – рекомендации для педагогов)
  • Вид коррекционной программы (стандартная, свободная)
  • Форма (групповая/индивидуальная)
  • Адресат
  • Методы и основные приемы
  • Оборудование необходимое для реализации программы
  • Предполагаемые результаты
  • Тематический план

Требования к программам:

  • Актуальность — нацеленность на решение наиболее важных в данный момент проблем
  • Целостность   —   описание   в   программе   всех   действий:   от   выдвижения   целей      до предполагаемого результата; целостность программы — это прежде всего, ее логичность
  • Прогностичность — программа должна отражать   (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем
  • Реалистичность   —   это   реальная   возможность   ее   выполнения   с   учетом   творческого потенциала конкретного коллектива, материальной базы и т.д.
  • Оригинальность — наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к решению поставленных задач

Программа состоит:

  • Введение (пояснительная записка, преамбула, обоснование) — обосновывается ее актуальность и значимость, указывается точный адресат программы, раскрываются основные идеи и принципы
  • Цели и задачи: цель — это предполагаемый результат; задача — это путь, которым вы следуете к намеченной цели (блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым; каждая из задач должна быть четко сформулирована, определены сроки выполнения и средства, с помощью которых ее действительно можбно решить)
  • Содержание (блоки программы, основные направления): описание форм и методов, указываются планируемые мероприятия, их последовательность и регулярность Механизмы реализации (логика развития, режим осуществления программы) Результаты:   указываются   ожидаемые,   предполагаемые   результаты   выполнения программы

Ошибки:

  • непонимание сущности программы: за программу выдается либо план мероприятий,
  • либо концептуальные основы предполагаемой деятельности
  • неполная структура
  • нарушение логики построения
  • сложность изложения
  • псевдонаучность: материал перегружен научными терминами

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Ретроспективный анализ междисциплинарных исследований и этапов становления системы образования детей с задержкой психического развития

.Для понимания и всесторонней научной оценки современной практики образования детей с ЗПР, сложившейся в отечественной коррекционной педагогике, в монографии проанализированы основные этапы ее становления, тесно связанные с междисциплинарным изучением феномена задержанного развития как особого вида психического дизонтогенеза. Показано, что формирование системного знания о детях с ЗПР происходило по нескольким линиям, связанным с развитием психиатрии детского возраста, возрастной, педагогической и специальной психологии, коррекционной педагогики. При этом интеграция разнопредметных знаний происходила в определенные исторические периоды, складывавшиеся под влиянием экономических, идеологических и социокультурных факторов.

С опорой на периодизацию развития систем обучения и воспитания детей с особыми потребностями Н.Н. Малофеева проанализированы этапы становления системы специального образования в России и, в частности, образования детей с ЗПР, у истоков которого стояли выдающиеся российские врачи и педагоги В.П. Кащенко, С.В. Крюков, Г.И. Россолимо, Н.И. Озерецкий и др. Отмечено, что на этапе дифференциации системы специального образования, в 50–60-х гг. прошлого века, возникли предпосылки и условия выделения детей с ЗПР в обособленную категорию (Г.Е. Сухарева, 1965), реализованные далее в систематических медико-психолого-педагогических исследованиях данной категории детей. Была доказана значительная неоднородность состава детей с ЗПР, различный характер нарушений у которых определялся разнообразием факторов дизонтогенеза; осуществлялись успешные попытки дифференциации вариантов нарушенного развития внутри разнородной категории детей с ЗПР на основе этиопатогенетического подхода (К.С. Лебединская, 1982; В.В. Ковалев, 1979; М.С. Певзнер, 1971). Созданные в клинической парадигме классификации детей с ЗПР позволили существенно углубить и структурировать представления о природе нарушений при ЗПР и их проявлениях. Однако в педагогической практике они не давали надежных оснований для корректного разделения детей на группы, различающиеся образовательными потребностями . Поэтому попытки организации специальных условий образования детей данной категории (классы «адаптации», «здоровья», «педагогической поддержки», «интенсивного развития», «выравнивания», «индивидуализированного обучения», «компенсирующего обучения») оказались недостаточно эффективными.

Результаты ретроспективного анализа междисциплинарных исследований и этапов становления системы образования детей с ЗПР показали, что задачи определения образовательных потребностей и вариантов развития внутри нозологической группы появились лишь на этапе интеграции систем общего и специального образования, с начала 90-х годов прошлого века.

В этот хронологический период категория «особые образовательные потребности» стала одной из центральных в понятийном аппарате специальной психологии и коррекционной педагогики

Внимание специалистов сконцентрировалось уже не столько на особенностях психического развития детей с ОВЗ, сколько на потребностях конкретного ребенка, определяемых этими особенностями и задающих ориентиры для создания оптимальных образовательных условий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей

Основываясь на общей оценке актуальных задач и направлений развития специальной психологии и коррекционной педагогики на современном этапе, характеризующемся процессами интеграции общего и специального образования, можно говорить о появлении необходимых предпосылок и условий для рационального упорядочения и углубленной проработки основных видов деятельности педагога-психолога, направленных на сопровождение детей с ЗПР в современной образовательной практике. Успешность такого сопровождения во многом зависит от уточнения особых образовательных потребностей обсуждаемой категории детей, обоснованной дифференциации специальных условий их удовлетворения, что в совокупности позволяет определить конкретные формы и адресное содержание психолого-педагогической помощи.

В этой связи особые образовательные потребности рассматривались нами как основа построения дифференцированного подхода к созданию специальных условий компенсации недостатков развития детей, их образовательной и социальной интеграции . В качестве центральной задачи было обозначено создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в современной образовательной среде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: