Саморегуляция у детей: что это такое и почему её нужно развивать

Почему у детей нет саморегуляции?

Принято считать, что способность человека контролировать своё поведение зависит от его темперамента и личностных особенностей, поэтому родители преимущественно и объясняют проблемы с саморегуляцией детским темпераментом.

«Он у нас с рождения такой» – это фразой многие родители оправдывают неспособность своего ребёнка прикладывать усилия, его неадекватное эмоциональное реагирование на элементарные просьбы и задания учителя или, например, тренера.

Конечно, очень многое зависит от генетических особенностей ребёнка, то есть его способностей, заложенных самой природой. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе все участники коррекционных программ проходят биометрическое исследование, которое позволяет выявить индивидуальные особенности человека, его слабые и сильные стороны.

Биометрика также помогает понять истинные причины проблем с саморегуляцией у детей школьного и дошкольного возраста. Очень часто они объясняются тем, что у ребёнка выявляется низкая выносливость к монотонному труду или высокая реактивность, которая не позволяет ему немного подумать прежде, чем реагировать на ситуацию или замечание. Также в ходе диагностики учитель-дефектолог Татьяна Валерьевна Гогуадзе часто отмечает у детей рассогласованность в работе полушарий мозга, из-за чего он испытывает трудности с обучением, контролем своего поведения и не может адекватно реагировать на критику.

Именно родителям надо знать в первую очередь, что высокая активность правого полушария просто блокирует работу левого полушария, что, естественно, снижает способность детей к обучению, саморазвитию и саморегуляции. Для того чтобы ребёнок хорошо учился, у него должно доминировать левое полушарие!

Но одним только наследственным фактором или рассогласованностью в работе полушарий мозга проблемы с саморегуляцией поведения ребёнка нельзя объяснить.

К дополнительным факторам относятся:

  • Низкое ресурсное состояние ребёнка. Оно включает в себя 5 ключевых аспектов (физическое здоровье, эмоциональная стабильность, мотивация, заинтересованность, время на решение своих дел). И если из этой цепочки выпадает хотя бы одно звено, то говорить о высоком ресурсном состоянии уже не приходится. А для многих современных детей свойственны слабое физическое здоровье, проблемы с эмоциональной стабильностью, отсутствие мотивации учиться. Порой даже на выполнение домашнего задания не хватает времени. Естественно, что в таких условиях уже не идёт речи о формировании саморегуляции у детей.
  • Ошибки родительского воспитания. Очень многие мамы и папы буквально всё делают за своего ребёнка. Закономерное следствие – отсутствие ответственности за свои поступки, непонимание того, почему ему вдруг где-то нужно прикладывать усилия.

Ещё один немаловажный фактор – слабость тела ребёнка. Как известно, насколько слабы мышцы у человека, настолько слаба его нервная система. Это объясняется очень просто: нервы проходят через всё тело человека и его мышцы. Соответственно, чтобы укрепить нервную систему, нужно укреплять мышцы.

Поэтому, чтобы обучить детей саморегуляции, в первую очередь нужно заняться зарядкой и растяжкой рук и тела. Именно этот принцип заложен в методе коррекции дислексии, дисграфии, СДВГ и различных проблем с обучением учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе.

7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи

Специалисты Дневного Стационара советуют: 7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи.

1. Записывайте , все что приходит Вам в голову.

Чем это полезно? Когда Вы записываете свои мысли, различные ситуации, а возможно даже идеи будущего происходит структуризация мыслей, наведение порядка в голове. Этот творческий процесс очень эффективен, отвлекает Вас от текущих проблем, голова очищается и спадает напряжение. В дальнейшем вы сможете рассмотреть некоторые ситуации под другим углом. Удачи.

2. Приготовьте блюдо и будьте крайне педантичны в выборе ингредиентов, украсьте его и насладитесь им

Известный факт, когда человек нервничает он зачастую склонен «заедать проблемы». Но если это будет здоровая еда или новое блюдо с тщательно подобранными ингредиентами, аккуратно приготовленная и красиво поданная на стол, это может послужить огромным источником позитивных эмоций и познания новых вкусов и оттенков.

3. Релаксация и дыхание

4. Реагируйте правильно или не реагируйте вообще

Постарайтесь увидеть позитив в любой стрессовой ситуации, пробуйте изменить свое отношение к ней: «Я не могу изменить ситуацию, но могу изменить свою реакцию на нее». Позитивная реакция на негативное событие помогает не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как на испытание, и учиться на ошибках.

5. Остановите поток мыслей

Когда вы чувствуете наплыв мыслей, с которым сложно справиться щелкните пальцами и скажите «Стоп! Я подумаю об этом позже!». Можно использовать резинку на запястье или же просто себя ущипнуть. Подобный метод позволяет остановить круговорот мыслей и отложить проблему на потом

Остановив свои мысли, постарайтесь переключить внимание на что-то другое – смените вид деятельности

6. Побалуйте себя

Советуем каждому находить промежуток время, в течение которого Вы можете делать только то, что захотите. Вы можете рисовать, читать, есть вкусные блюда, говорить по телефону с друзьями и близкими, слушать любимую музыку, смотреть кино и т.д. Это время, когда Вы честно можете отложить все обязанности, негативные мысли, работу и любые текущие дела и доставить себе удовольствие.

7. Мой способ борьбы со стрессом

Позвольте себе испытать как классические методы борьбы со стрессом, так и прислушаться к себе и найти свой личный и эффективный способ снятия неприятного внутреннего напряжение – занятия спортом под приятную музыку, чашка ароматного кофе или чая, беседа с близким человеком или друзьями, горячая ванна или контрастный душ, здоровый сон. Возможно, это продуктивная деятельность будь то уборка, мытье посуды, шитье, вязание, наведение порядка на рабочем месте или фотоальбома, прогулка и др

Главное, чтобы этот способ был действенным и помог Вам переключить внимание с негативной ситуации на позитивный лад

Даже маленькая позитивная мысль с утра, способна изменить весь день.

Источник

Упражнения на саморегуляцию для детей

Базово для развития навыков саморегуляции у ребёнка необходимо остановить его тело, то есть избавиться от лишних, навязчивых движений. Это позволит контролировать свои действия, научиться подчинять своё поведение собственной воле.

Оптимальными упражнениями для этого являются:

  • «Бой мяча». Упражнение нужно выполнять 40-90 минут регулярно 2-3 раза в неделю. Оно помогает остановить тело, чтобы дети научились удерживать его на одном месте, а также тренировать зрительно-моторную координацию, овладеть способностью управлять силой удара, что в итоге способствует формированию саморегуляции.

Графокоррекция. Учит мозг работать по правилам, формирует психоэмоциональную выносливость и выносливость к монотонному труду, то есть при тренировке графокоррекции идёт активное развитие волевого фактора. Одновременно графокоррекция помогает улучшить почерк и даже повысить уровень грамотности.

Упражнение «Тучка-Солнышко». Отлично активизирует функции левого полушария и повышает уровень согласованности в работе мозга.

Высокие результаты для развития саморегуляции у детей школьного возраста дают упражнение с эспандером, прыжки на обыкновенной скакалке и батуте, стандартные перекаты с пятки на носок.

Также крайне важно:

  • развивать у детей речевое дыхание;
  • насыщать мышцы кислородом. Для этого не только нужно регулярно заниматься физкультурой, но и употреблять кислородные коктейли;
  • повышать ресурсное состояние, в том числе с применением передовых технологий. Одной из таких является цветоимпульсная терапия, которая выполняется на аппарате Меллон. Его достаточно использовать один-два раза в день, чтобы повысить уровень саморегуляции у детей;
  • соблюдать установленный в семье режим дня школьника, который учит ребёнка планировать своё время и грамотно им распоряжаться.

И, конечно, важен пример родителей. Помните, что дети всегда копируют своих родителей, поэтому вы должны быть образцом для своего ребёнка.

Ребёнок с развитой саморегуляцией – это сильная дисциплинированная личность, которая может брать на себя ответственность, способна искать и находить лучшие варианты для достижения поставленных целей. Ребёнок, который способен справляться со своими эмоциями, поведением, будет успешен не только в обучении, но и в целом по жизни, так как научится самостоятельно справляться с различными проблемами и трудностями.

Уважаемые родители, обучайте детей навыкам саморегуляции и помогите им добиться успеха в жизни!

А также подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте полезные материалы по обучению и развитию детей.

Релаксация-как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников

Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение, избавиться от скованности, почувствовать легкость тела. Систематические упражнения развивают пластику, гибкость, позволяют ребенку избавиться от эмоционального напряжения и усталости. Правильное полноценное дыхание поможет избавиться от сильного напряжения, снять раздражение. Этому будет способствовать выполнение следующих упражнений.

Упражнение 1

1

Последи за собой, обрати внимание, как ты вдыхаешь и выдыхаешь воздух

2. Сделай глубокий вдох.

3. Задержи дыхание.

4. Выдыхай, представляя себя сильным и мощным … (львом, зимним ветром, сказочным героем).

Упражнение 2

Закрой глаза, расслабь руки, ноги, туловище.

1. Представь теплое ласковое солнышко и его нежное прикосновение. Они касаются твоего лба, правой и левой щечек, подбородка, ладошек, живота, коленей, пальчиков ног.

2. Не спеша, вдохни носом.

3. Не спеша, выдохни через рот.

Медитация в работе с дошкольниками

С целью расслабления в конце занятий часто используют — статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.

Статическая медитация «Путешествие на облаке» (К. Фопель)

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни. Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белую пушистую тучку, похожую на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер обвивает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастливым.

Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя абсолютно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что она так хорошо тебя прокатило. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.

Психодинамическая медитация «Зачарованная фигура» (Н. Сакович)

Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.

Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.

Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и те, кто попадает на нее-замирает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (можно показать детям на собственном примере).

И здесь рядом пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой — и все мы освободились от чар. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными.

Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев детей, которые движутся по поляне, как злая волшебница снова налетела и снова заколдовала всех.

— Все, застыли, как дерево и камень (10 секунд).

(Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.)

Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «расколдовала» детей. Теперь встряхните руки, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Скиньте капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за помощь. Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодры и свежи.

Попасть в детский сад просто! Памятка для родителей.

В МОБУ СОШ №66 г. Сочи имени Макарова П. А. функционируют 3 группы полного дня и 2 группы кратковременного пребывания общеразвивающей направленности:

  • 1 вторая младшая  группа для детей от 3 до 4 лет;
  • 1 разновозрастная для детей от 4 до 6 лет;
  • 1 разновозрастная  для детей от 5 до 7 лет
  • 2 группы кратковременного пребывания детей «Играя, обучаюсь» для детей от 3 до 7 лет.

Воспитанием и развитием дошкольников занимаются 6 воспитателей, инструктор физического воспитания, 1 музыкальный руководитель, один педагог-психолог, помогают им помощники воспитателей.

Режим работы детского сада: Муниципальное  образовательное бюджетное учреждение средняя ощеобразовательная школа №66 г. Сочи имени Макарова  П. А. функционирует в 10,5 часовом режиме 5-ти дневной рабочей недели с 7.30 до 18.00, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни.

Группы кратковременного пребывания детей осуществляет свою работу с 8.00 до 13.00 в режиме 5-ти дневной недели с трехразовым питанием (завтрак, второй завтрак, обед).

Режим дня строится в соответствии с возрастными особенностями детей. В него включены: дневной сон, прогулки (не менее 3 часов в день), организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе  режимных моментов, самостоятельная деятельность детей.

Режим дня разработан в соответствии:

  • СанПиН 2.4.1. 3049 — 13;
  • Общеобразовательной программы дошкольного образования , составленной на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой ( издание 3-е, исправленное и дополненное);
  • в соответствии с возрастом детей, функциональными возможностями детского организма;
  • с учетом интересов, потребностей и возможностей детей;
  • с учетом особенностей адаптационного периода;
  • на основе целесообразного соотношения между разными видами детской деятельности;
  • соблюдение баланса между разными видами активности детей и их разумного чередования;
  • специфики учреждения.

 Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются различные консультации, упражнения и игры для работы с детьми.

А так же игровые способы решения  детских конфликтов. С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Детские конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и групповыми.

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, или, последствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались.

Я злюсь

Случается ли тебе злиться из-за каких-то событий или поступков других людей? Если сделать паузу и осознать, что можно выбрать ответную реакцию, то гнев и раздражение сойдут на нет. Упражнение ниже покажет, как это работает.

Удобно сядь за стол, поставив ступни на пол.
Вспомни о недавнем случае, который тебя рассердил или вызвал раздражение. Вспомни его во всех подробностях. Как только ты снова начнешь злиться, запиши, что именно тебя разозлило или вызвало раздражение.
Положи одну ладонь на сердце, а вторую на пупок.
Скажи вслух: «Я злюсь на _____» или: «Меня раздражает _____». Повтори громче

А теперь повтори тише.
Обрати внимание на ощущения, когда вспоминаешь этот случай. Отследи свои эмоции и назови их вслух

Например: «Я чувствую, что меня задели. Я чувствую, что мне грустно. Я чувствую, что я никто».
Подожми пальцы ног и сложи руки в замок. Затем разожми пальцы и расцепи руки, представляя, как отпускаешь гнев и раздражение. Повтори трижды.
Глубоко вдохни через нос, считая до пяти. Задержи дыхание, считая до семи. Выдохни через рот, считая до восьми. Повтори трижды.
Если разозлившая тебя ситуация касается других людей, подумай, каково в этот момент было им. Подумай, что они разозлили тебя не специально.
Подумай об утверждении: «Испытывать эти чувства — нормально. Я могу выбирать, как реагировать».

Для детей старше 4 лет

«Спаси птенца»

Пусть малыш представит, что в его руке находится беспомощный птенец, и вытянет руки вверх ладонями

Затем «птенца» нужно согреть – осторожно по одному пальчику сложить ладони, спрятав птенца в них, согреть его своим спокойным дыханием, приложив руку к груди, передать птахе доброту своего сердца. После нужно раскрыть ладони, чтобы птенец радостно вспорхнул, и улыбнуться – ведь он ещё вернётся

«Солнечный зайчик»

Сказать малышу, что в его глаза заглянул солнечный зайчик. Пусть он закроет их, тогда зайчик побежит дальше – по лбу, носу, щекам, рту, шее, животу, рукам и ногам, пока не спрячется за шиворотом. Он так играет, любит и ласкает малыша, пусть и тот его погладит и подружится с ним.

«Торт»

Пусть малыш ляжет на коврик среди сверстников. Мама ему скажет, что из него сейчас будут делать торт. При этом другие дети – участники игры будут играть роли муки, сахара, масла и молока, а мама будет поваром. Вначале необходимо замесить тесто. Первой идёт «мука», которая «посыпает» лежащего ребёнка – слегка его пощипывает и массирует. Следующим следует «молоко», которое «разливается» по телу руками и ласково его поглаживает. Потом в дело вступает «сахар», «посыпающий» тело, а затем чуточку «соли», которая лёгкими движениями едва прикасается к голове и конечностям ребёнка.
Затем «повар» начинает замешивать тесто, разминая тело уже более основательно. После тесто отправляется в печь, где поднимается – в этот момент лежит спокойно и дышит ровно, а вместе с ним и все его составляющие «ингредиенты». Выпеченный торт нужно украсить розочками из крема – все игроки по очереди касаются «торта», даря ему свой цветок и заодно описывая его

После этого «повар» угощает всех актёров действа небольшим кусочком «торта», а самые лакомые кусочки достанутся друзьям и родителям.
Маме важно наблюдать за эмоциями на лице «торта», ведь смех и удовольствие во время этого сделают упражнение ещё более эффективным

Растяжка «Лучики»

Малыш садится на пол, а взрослый предлагает ему по очереди расслаблять и напрягать всё, что у него слева (плечо, руку, бок, ногу), а затем то же самое повторить с правой стороной.

Растяжка «Снеговик»

Ребёнок стоит на ногах, представляя себя недавно вылепленным снеговиком. Подобно замёрзшему снегу он должен напрячь всё тело. Потом наступает весна, солнышко начинает пригревать, а снеговик – таять. Вначале тает (повисает) голова, потом плечи, расслабляются руки и так до самых ног. В конце концов, «снеговик» медленно шлёпается на пол, превращаясь в «лужицу воды».

Способы снятия эмоционального напряжения у ребенка

Наш Центр создан для оказания помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи вследствие различных факторов риска и особенностей личностного развития, а также их родителям (законным представителям).

Основными направлениями деятельности нашего Центра являются:

  • оказание консультативной помощи несовершеннолетним в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям (законным представителям), по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации, и направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия семьи.
  • формирование у детей здорового образа жизни и минимизация последствий употребления наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами (далее — психоактивные вещества);
  • вовлечение в программы учреждения родителей (законных представителей) и организация совместной деятельности по профилактике рецидивов употребления психоактивными веществами у несовершеннолетних.
  • организационно-методическое и информационное обеспечение региональных и межмуниципальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде;
  • обучение волонтерских групп по программам формирования здорового образа жизни и профилактическим программам антинаркотической направленности.
  • исследование и мониторинг социально-психологического климата в учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка и проведение социально-психологических тренингов с персоналом и воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью коррекции и профилактики выявленных в ходе исследования проблем;
  • участие в расследовании случаев, требующих комплексной социально-психологической диагностики (самовольные уходы воспитанников учреждений, суицидальные попытки и пр.);
  • оказание психолого-педагогической, консультативной помощи несовершеннолетним и специалистам учреждений, направленной на создание условий для развития личности детей и подростков и их успешной социализации.
  • учреждение проводит диагностику, консультирование и по необходимости социально-психологическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков от 7 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), либо направленных другим учреждением с согласия родителей (законных представителей).
  • специалисты учреждения организуют и проводят профилактические мероприятия в образовательных организациях Архангельской области для разных целевых групп: детей, их родителей (законных представителей), специалистов общеобразовательных организаций и других учреждений профилактики.
  • взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Права и обязанности участников определяются уставом и локальными актами, предусмотренными уставом.

НАШ ДЕВИЗ:

Завтра обязательно наступит.

Ночь пройдет и будет солнечный денек.

Первый луч, НАДЕЖДА, помощь друга,

В мире этом ты не одинок!

МЫ рады любому сотрудничеству и готовы оказать любую посильную помощь ВАМ!

Услуги центра «Надежда» бесплатны и конфиденциальны!

Часы приема по предварительной записи:

8 (8182) 20-18- 37

понедельник – пятница: 9.00-16.00

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: