Задачи психологии в образовательном процессе
Задачи, стоящие перед психологией в образовательном процессе:
- Осуществление психологического и психолого-педагогического измерения и оценка «школьного функционирования» детей и подростков.
- Осуществление активного вмешательства штатного психолога в образовательный процесс, с целью обеспечения полноценного влияния учебного заведения на аффективное, когнитивное и социальное развитие детей.
- Оказание своевременной и комплексной помощи педагогическому персоналу и родителями (учащихся, воспитанников), в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
- Организация штатным психологом специальных программ, обучение персонала учебного заведения и родителей, с целью повышения их уровня знаний в области психологии.
- Оказание консультативной помощи педагогическому коллективу и родителям по разнообразным вопросам и проблемам, связанных с учебой, воспитанием, развитием и т.п.
Задачи психологического сопровождения родителей (воспитанников, учащихся):
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) и их психологической компетентности.
- Оказание всесторонней поддержки родителями при возникновении сложных и кризисных ситуаций.
- Оказание необходимой психологической помощи в вопросах выстраивания детско-родительских и эмоционально-благоприятных отношений.
- Оказание родителям психологической помощи в приобретении опыта индивидуального и группового обсуждения проблем по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
- Оказание содействия родителям по обмену опытом между собой, предупреждение возникновения возможных ошибок в вопросах воспитания и трансляции собственного положительного примера.
Что мотивирует учиться
Мотивацию можно описать тремя базовыми признаками:
- Активация. Мотивированный человек совершает какое-то действие или стремится к этому, а не остаётся пассивным.
- Настойчивость. Он не сдаётся после первой попытки.
- Интенсивность. Степень вовлечённости тем выше, чем значимее предполагаемая награда или сильнее личный интерес.
Психологи долго выясняли, только ли внешние факторы заставляют людей действовать, или же существует внутренняя мотивация. Согласно теории Абрахама Маслоу, наряду с потребностями, вызванными дефицитом (когда не хватает, например, чувства безопасности), у человека есть потребности, связанные с самоактуализацией, — реализация амбиций, приобретение интересных навыков, понимание окружающих и себя, творческое развитие. Удовлетворение этих потребностей — не реакция на внешние раздражители, они мотивированы изнутри.
В бихевиоризме, наоборот, подчёркивалась роль внешних стимулов — наград и наказаний. Современные исследования показывают ограничения этого подхода, хотя полностью от него отказаться, конечно, не получится.
Внешняя мотивация лучше работает для учеников младшего возраста, но не для всех. А с возрастом становятся заметнее подводные камни. Например, внешняя материальная награда может убить личный интерес ученика к активности: если ты один раз сделал что-то ради вознаграждения, потом кажется глупым делать это бесплатно. Поэтому дополнительные системы внешней мотивации с материальными стимулами нужно вводить, думая наперёд, как быть, когда награды закончатся.
Ни один подход не подскажет способа мотивировать всех учеников в классе одновременно. Есть лишь отдельные рекомендации.
Психологизация образовательного процесса, Психологизация дошкольного образования
психологического
психолого-педагогическую культуру родителей
Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях.
психологическую
Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей.
Содействовать обмену опытом между родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляция положительного актива.
психологии
психологических исследованиях
«особенный»
Престиж воспитателя складывается из его культуры и профессиональной компетентности, который постоянно надо подпитывать и совершенствовать.
процессе ухода за ним
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется через развитие физических возможностях, умственных, нравственных, эстетических. Очень важна подготовка к школе, ребенок должен, иметь известные навыки самообслуживания, уметь вести себя в коллективе.
Если ребенок посещает специальный детский сад, то и дома в семье должны придерживаться требованиям, что и в детском саду.
«Особенный»
психотерапевтической
образования
психологии
психический
психологи
психологические
психолого-педагогическое
Воспитателю в своей работе нужно использовать индивидуальный и дифференцированный подход. Индивидуальный подход — направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывая, как индивидуальные особенности, так и специфические особенности детей с нарушением развития. Дифференцированный подход в условиях коллективного учебного процесса обусловлено наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений.
Педагог должен понимать, что дети с ЗПР требуют особого внимания, подхода, многие нуждаются в коррекционном обучении, которое нужно сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
применения
Нужно учитывать, что направление коррекционно- воспитательное является главным в работе воспитателя.
знание возрастных психологических
Значение психологии в образовательном процессе
Определение 1
Психологизация образовательного процесса – это систематическое и целенаправленное использование знаний из области психологии, разнообразных психологических методов, средств, технологий и приемов в деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса с целью модернизации и инновации системы национального образования.
Особенное значение в образовательном процессе имеет знание законов психического развития детей и их практическое применение. Данные знания и навыки крайне необходимы для разработки новых, более эффективных и действенных методов и средств воспитания и обучения. Кроме того, в настоящее время выявлена определенная зависимость развития психики ребенка и особенностей воспитания и обучения. В этой связи, используемые педагогами методы обучения, разработаны с учетом базовых закономерностей развития мышления, восприятия и памяти, волевой и чувственной сферы ребенка.
Знания по психологии помогут педагогу лучше понять и осознать значимость разнообразных видов детской деятельности, их влияние на развитие, воспитание и обучение ребенка. Кроме того, педагог будет организовывать данные виды деятельности более сознательно, определяя пути не только развивающего обучения, но и пути психического развития ребенка.
Приступая к работе с детьми, педагог должен в первую очередь понять и определить, что каждый ребенок получил от природы (способности), а что у него следует развивать под воздействием внешней среды. Данное знание предусматривает предварительное проведение психодиагностики и выполнение психолого-педагогического эксперимента по выявлению соответствующих свойств и качеств каждого ученика.
Развитие задатков у ребенка и постепенное превращение их в способности, является одной из основных задач воспитания и обучения, решение которой невозможно без знаний из области психологии. В структуру задатков и способностей входит большинство процессов, состояний и свойств человека
Знание психологической структуры способностей, особенностей и законов их формирования очень важно для правильного выбора методов, средств и приемов воспитания и обучения
Замечание 1
Процессы воспитания и обучения представляют особую ценность в том случае, когда они направлены на повышение уровня психологического развития детей. Важным является умение определять актуальный уровень психологического развития ребенка, сопоставлять его с установленной нормой делать выводы о правильности или неправильности развития.
Психологизация образовательного процесса направлена на повышение уровня психологической компетенции тех, кто осуществляет педагогическую работу с ребенком и находится с ним в постоянном взаимодействии (педагоги, воспитатели, родители и т.д.).
Психологизация образовательного процесса подразумевает овладение педагогам комплекса фундаментальных психологических знаний (закономерности развития психики ребенка, уникальности и индивидуальность развития каждого ребенка, особенности развития базовых познавательных процессов и т.д.).
Проблемы реального воплощения психологических теорий в дошкольную педагогику
Психологические основы дошкольной педагогики представлены трудами таких ученых, как Л.С. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин и др
Каждый из них внес весомый вклад в демонстрацию важности психологических основ дошкольного образования и психологических особенностей дошкольников.
Однако в настоящее время большинство идей, предложенных этими исследователями, не находят отражения в дошкольном образовании, а остаются на уровне идей и мыслей.
Современная дошкольная педагогика как в теории, так и на практике основана на психологии. Об этом свидетельствует большое количество психологических терминов, таких как «зона непосредственного развития», «ведущая деятельность» и т. д. Однако в действительности их применение на практике сталкивается с рядом проблем.
Например, очень легко сказать, что полное развитие ребенка происходит эффективно через игру, и довольно сложно действительно научиться через игру.
Для решения этих задач используются некоторые методологические и теоретические основы психологии, которые составляют основу воспитания и обучения дошкольников и неразрывно связаны с этим возрастом.
По этой причине многие специалисты все чаще говорят о необходимости более комплексного и углубленного использования знаний и методов психологии в практике дошкольного образования. Поэтому в последнее время многие дошкольные учреждения начали пользоваться услугами психологов, а университеты, готовящие специалистов, начали готовить психологов для работы в дошкольных учреждениях. Однако, как показывает практика, деятельность психолога в детских садах не всегда повышает уровень образования. Это связано с тем, что иногда психологи, педагоги и директора дошкольных учреждений не всегда точно знают, в чем заключается их функция в организации полноценного и качественного развития детей.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, психологические основы дошкольного образования представляют собой определенные знания, методы, идеи и т. д., Которые педагогика заимствует у психологии.
Методы исследования психики ребенка
Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.
Выделяют 4 основных метода детской психологии.
- Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
- Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
- Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
- Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.
Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.
Как на учёбу влияет самооценка
Самооценка и образовательные результаты связаны, как курица и яйцо: непонятно, что появляется первым. С одной стороны, иметь позитивную самооценку лучше, чем очень низкую. Но прямых доказательств тому, что люди с высокой самооценкой успешнее в обучении, нет. С другой стороны, хорошие отметки явно повышают самооценку ученика. Но вот влияет ли эта повышенная самооценка на дальнейшее улучшение результатов — неясно.
С обучением связаны понятия академической «я-концепции» и академической эффективности. «Я-концепция» основана на предыдущем опыте и оценках других — это мнение ученика о том, насколько он хорош, например, в математике. Академическая эффективность относится к прогнозам на будущее и более конкретна: насколько ученик верит, что может решить уравнение определённого типа.
У маленьких детей очень позитивные «я-концепции»: ребёнок может быть уверен в том, что он отличный певец, пловец, писатель и математик одновременно. В школе самооценка снижается, в том числе под влиянием внешней оценки. Например, дети, которых распределили в класс для отстающих, могут быть уверены, что другие умнее их от рождения.
Из таких убеждений может вырасти настоящая выученная беспомощность — когда ученик заранее уверен в своём провале и не прикладывает усилий к выполнению задания. Некоторые психологи считают, что она формируется у детей, чья самооценка зависит от внешнего признания, для кого главное — быть лучше других. Это называется ориентацией на результат. На противоположной стороне спектра — ориентация на овладение мастерством, когда ребёнку важнее быть лучше себя вчерашнего.
Кажется, что ориентированные на результат ученики должны учиться хуже. Но достаточных доказательств этому нет. Лучше с предсказаниями справляется другая похожая идея: теория психолога Кэрол Дуэк о двух концепциях мышления — фиксированного (fixed mindset) и гибкого (growth mindset). Коротко её можно пересказать так:
- люди, которые верят, что их способности и уровень интеллекта не заданы от рождения, а могут развиваться (обладают гибким мышлением, то есть ориентированным на рост), легче переносят неудачи и выбирают более сложные и полезные для развития задачи;
- те, кто уверен, что интеллект предопределён изначально (имеют фиксированное мышление), больше озабочены демонстрацией своих результатов, чем их улучшением.
Исследования Дуэк в целом подтверждают: если учащимся рассказать, что способности к учёбе и интеллект развиваются, — их оценки растут. Хотя это работает не в любых условиях, Смит и Фёрт считают, что стоит формировать у учеников концепцию гибкого, растущего мышления и развивать их позитивные «я-концепции». Не факт, что это повлияет на результаты напрямую, но наверняка поможет ученикам чувствовать себя увереннее.
Как в учёбе помогают устойчивость и упорство
Среди важнейших для обучения навыков, не связанных с мышлением и памятью, — умение восстанавливаться после неудач и справляться с тем, что бьёт по самооценке. Авторы «Психологии в классе» описывают три связанные характеристики: устойчивость, жизнерадостность и упорство (resilience, buoyancy, grit).
Самый широкий термин из них — устойчивость, которую можно назвать также жизнестойкостью. Её высокий уровень означает способность справиться не только с огорчением из-за двойки за контрольную, но и с последствиями сиротства, бедности, насилия и болезней. Исследования показывают, что даже при очень сложной семейной обстановке внешняя поддержка может сыграть решающую роль.
Жизнерадостность или позитивный настрой позволяют справляться с драматичными событиями, такими как повседневные трудности в обучении.
Ещё одна характеристика из этой же области — упорство. Шкалу для его оценки разработала психолог и педагог Анжела Дакворт, и с её лёгкой руки упорство стали называть главным качеством успешных людей.
Психология педагогической деятельности
Психологическая структура педагогической деятельности состоит из следующих компонентов:
- Анализ предыдущих педагогических задач, выявление преимуществ и недостатков проделанной работы.
- Мотивация и выявление направления деятельности, то есть постановка новых задач, определение целей, готовность к новой работе.
- Исполнение: выбор и использование методик и способов взаимодействия с воспитанниками.
- Контроль и оценка: педагогический анализ проделанной работы.
Кроме любви к детям и готовности посвящать им все свои силы и способности, от воспитателя требуются и иные качества. На одном из первых мест стоит эмпатия, то есть способность сопереживать, так как без этого взрослому не понять переживаний маленького ребенка. Кроме этого, от воспитателя потребуется высочайшая работоспособность и эмоциональная устойчивость, наблюдательность, определенная гибкость в поведении и принятии решений.
В своей работе педагогу придется сталкиваться с разными ситуациями, например, с тем, что ребенок наговаривает на воспитателей. Ему предстоит не только разобраться в ситуации, но и выяснить, по каким причинам воспитанник детского сада делает это. Поводом может быть и личная неприязнь к сотруднику, и отклонения в психическом развитии дошкольника, поэтому на воспитателе лежит большая ответственность. Ему необходимо не только понимать принципы работы детской психологии в соответствии с возрастом воспитанников, но и уметь делать правильные выводы, трактовать ситуацию с точки зрения психологии и принимать меры, тактично сообщая о существующих сложностях родителям проблемного ребенка.
Психология дошкольного образования требует от воспитателя большой наблюдательности, так как именно таким способом ему удается выявлять различные проблемы и справляться с ними. Но его роль состоит не только в обнаружении сложностей и отклонений в поведении и психике малышей, но и в выявлении их склонностей и возможностей. Более активные и физически развитые дети имеют явную склонность к спорту и подвижной игровой деятельности, а творческие натуры умеют воплощать свои фантазии в рисунках, поделках, театрализованных действах, чтении, музыкальных выступлениях. От педагога и его внимательности к особенностям психологической конституции ребенка зависит, будут ли замечены специфические черты его натуры, поддержаны и развиты.
То же самое касается и поведения детей. Если ребенок пассивен, ведет себя робко, не общается со сверстниками, старается уклониться от разговоров со взрослыми, педагогу предстоит выяснить причины такого поведения. То же самое относится и к агрессивному, дерзкому, заносчивому поведению ребенка. В особо сложных ситуациях воспитателю придется работать совместно с психологом детского сада.
Огромное значение имеют для воспитателей тесты по детской психологии
Они позволяют определить уровень подготовки и знаний педагога в этой важной и ответственной области знаний, а также помогают самому воспитателю найти «слабое звено» в своей базе знаний по психологии и заняться самообразованием в этой сфере. Они способствуют прохождению анализа знаний в самой краткой и быстрой для проверки форме, стимулируют у педагога интерес к изучению этой важной тематики
Психологические тесты для детей помогают выявить психотип ребенка, ближе познакомиться с ним, разобраться в его чувствах, переживаниях, мотивах действий и поступков
Это особенно важно в тех ситуациях, когда ребенок в силу своего возраста не может самостоятельно связно объяснить, что его волнует и что с ним происходит
Роль психологии в обучении воспитании «особенного» ребенка
В настоящее время проблемы всестороннего развития личности ребенка, в современных динамично меняющихся условиях, выходят на первый план. Особую роль здесь имеет использование знаний из области психологии, а также проведение необходимых психологических исследований. В том случае, если образовательный процесс направлен на «особенного» ребенка, то значимость знаний по психологии значительно возрастает.
Процесс воспитания, обучения и развития «особенного» ребенка, в первую очередь направлен на исследование его психологических особенностей, возможностей и потребностей. Без знаний психологии ребенка с отклонениями в развитии невозможно грамотно организовать коррекционный образовательный процесс
Кроме того, очень важно подготовить ребенка к самостоятельной жизни, то есть его необходимо обучить всем необходимым навыкам по самообслуживанию
«Особенный» ребенок имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую должен оказывать только специально подготовленный педагог.
Педагог должен понимать психологические особенности и проблемы «особенных» детей, стремление его, тревоги и психические закономерности, уметь направлять, поддерживать, помогать ребенку, помогать преодолеть его проблемы.
Замечание 2
Таким образом, значимость психологии в образовательном процессе очевидна. Знания по психологии способствуют разработке и внедрению инновационных методов, средств и приемов воспитания, обучения и развития детей.
Как на обучение влияют эмоции
Всё, что вызывает эмоции, запоминается лучше. А какими должны быть эти эмоции? По этому поводу учёные спорят.
- По теории Барбары Фредриксон, известной учёной из направления позитивной психологии, положительно окрашенные чувства — например, радость и любопытство — расширяют поведенческий спектр. Ощущая такие эмоции, человек может учиться эффективно: ведь если всё хорошо, можно пробовать новое, присматриваться к окружающему миру, быть открытым. Страх и тревога, по мнению Фредриксон, сужают спектр до физиологических стрессовых реакций «бей, беги, замри».
- Результаты других исследований показывают, что в счастливом состоянии люди менее внимательны и сфокусированы. А при немного сниженном настроении — более собранны и лучше запоминают новое. Известно также, что лучше запоминается информация, связанная с опасными объектами, — например, изображения ядовитых змей. Похоже, при небольшом уровне стресса люди находятся в напряжении и реагируют быстрее, а в успокоенном, довольном состоянии просто не к чему стремиться.
Противоречия снимает теория психолога Райнхарда Пекруна (Reinhard Pekrun). Он считает, что важны как позитивные, так и негативные эмоции: и те, и другие могут стимулировать человека учиться.
Из отдельных эмоций складываются скука и любопытство — два тоже важных для обучения состояния. Любопытство считается подспорьем в обучении практически для любых ситуаций. Все мы знаем, как искреннее увлечение заставляет тратить дни и недели на практику, на взгляд окружающих — скучнейшую. В большинстве случаев учебный материал не совпадает с глубокими личными интересами учащихся. Но это и не обязательно.
Так как эмоции биологически обусловлены, многие из них вызывают физиологический ответ до того, как человек осознаёт свои чувства. И в учёбе это не обязательно связано с уровнем знаний: замереть от испуга при неожиданном сложном вопросе может и подготовленный ученик.
Проблемы реального воплощения психологических теорий в дошкольную педагогику
Психологические основы в дошкольной педагогике представлены трудами таких ученых как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и т.д. Каждый из них внес значительный вклад в представление значимости психологических основ дошкольной педагогики и психологической характеристики ребенка дошкольного возраста.
Однако, в настоящее время большинство идей, предложенных данными исследователями, не нашли своего отражения в дошкольной педагогике, так и оставшись на уровне идей и мыслей.
Замечание 1
Современная дошкольная педагогика и в теории, и на практике, опирается на психологию. Доказательство тому – значительное количество психологических терминов, таких как «зона ближайшего развития», «ведущая деятельность» и т.д. Однако в реальности их использование на практике в полной мере сталкивается с рядом проблем.
Например, очень просто сказать, что полноценное развитие ребенка эффективно осуществляется в процессе игры и достаточно сложно действительно учить играя.
Для разрешения данных проблем используются некоторые методологически и теоретические основы психологии, являющиеся фундаментов воспитания и обучения детей дошкольного возраста и неотделимы от данного возраста.
Именно поэтому многие специалисты все чаще говорят о необходимости более разностороннего и глубокого использования знаний и методов психологии в практике дошкольного обучения. В связи с чем, в последнее время во многих ДОУ были введены ставки психологов, а высшие школы, занимающиеся подготовкой специалистов стали готовить специалистов-психологов, для работы в детских садах. Однако, как показывает практика, не всегда деятельность психолога в ДОУ способствует повышению уровня подготовки. Это связано с тем, что порой психологи, воспитатели и заведующие ДОУ не всегда точно представляют каковы их функции в организации полноценного и качественного развития детей.
Замечание 2
Таким образом, психологические основы дошкольного образования представляют собой определенные знания, методику, идеи и т.д., которые педагогика заимствует у психологии
Эксперименты как метод психологической подготовки детей дошкольного возраста
Для педагогов дошкольных учреждений основной проблемой работы является развитие личности ребенка и его готовность к школе.
Эта проблема является одновременно сложной и актуальной, и ее развитие связано с процессом формирования познавательной активности маленького человека.
Сократ считал, что невозможно запечатлеть абсолютное знание в готовой форме в душе ребенка
Аристотель утверждал, что очень важно научить детей смотреть на окружающий мир и исследовать его
Современные педагоги, например, В.С. Ильин, считают, что когнитивная деятельность может развиваться, если ребенку удается преодолеть противоречия между растущими когнитивными потребностями и способами их удовлетворения.
По мнению Т.И. Шамовой, познавательная деятельность — это активное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к субъекту и в процессе этой деятельности.
Когнитивная активность является необходимым условием и результатом психофизического развития ребенка дошкольного возраста. Познавательная активность определяется естественным любопытством детей и стимулирующей активностью учителя — эти два фактора являются предпосылками дальнейшего успешного обучения.
Когнитивное развитие — это сложный процесс, включающий в себя формирование когнитивных интересов, накопление различных знаний и навыков, развитие восприятия, памяти, воображения, мышления, овладения языком.
Одним из очень важных средств развития познавательной активности старших дошкольников является экспериментирование детей, направленное на познание мира.
В экспериментах ребенок выступает в роли исследователя знаний об окружающих предметах и явлениях. Этот творческий процесс познания очень важен для развития личности дошкольников.
Эксперименты стимулируют воображение ребенка и вовлекают его в творческую деятельность.
Эти эксперименты и элементарные эксперименты в дошкольном образовании направлены на развитие у ребенка дошкольного возраста навыков обращения с объектом, изучения его свойств и взаимосвязей.
В ходе эксперимента старший дошкольник:
- Получить реальные знания об исследуемом объекте;
- Обогащает память и активизирует мыслительные процессы;
- Разрабатывает свою речь и формулирует выводы на основе увиденного;
- Расширяет свои мыслительные способности;
- Формирует независимость и способность ставить небольшие и несложные цели;
- Развивает эмоциональную сферу, повышает моторику, укрепляет здоровье и участвует в работе.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Социальный статус младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Дыхательные техники в психологии
- Самореализация личности
- Виды положительных эмоций
- Особенности личности старого человека — Изменения памяти. Умственное старение
- Классификация тренинговых групп
- Психологические особенности личности преступника
- Основы общей психологии
- Манипуляция как стиль социально-психологического взаимодействия
- Общие представления о «я-концепции»
История возникновения
Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.
Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты
Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине
Задачи педагогической психологии
Педагогическая психология – это раздел психологии, который занимается изучением процессов обучения и воспитания, а также разработкой методов и стратегий, которые помогают педагогам эффективно работать с учащимися. Задачи педагогической психологии находятся в центре этой науки и ориентированы на создание условий для успешного образования и развития личности:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся: Одной из главных задач педагогической психологии является анализ психологических особенностей каждого ученика. Это включает в себя оценку интеллектуальных способностей, стилей обучения, темперамента и многие другие аспекты, которые могут влиять на успешность обучения.
- Развитие педагогических методик: Педагогическая психология также занимается созданием и совершенствованием методик обучения. Это включает в себя разработку учебных программ, учебных материалов и приемов, которые учителя могут использовать, чтобы сделать обучение более эффективным и интересным для учащихся.
- Поддержка и консультирование педагогов: Педагогические психологи также оказывают поддержку и консультирование педагогам. Они помогают учителям разрабатывать индивидуальные планы обучения для учащихся с разными потребностями и проблемами, а также помогают решать конфликтные ситуации в учебных классах.
Фотограф: Joel Muniz
Исследование процессов обучения и воспитания: Педагогическая психология проводит научные исследования, направленные на понимание того, как люди учатся и какие факторы влияют на их образовательный опыт
Эти исследования могут привести к разработке новых подходов к обучению и воспитанию.
Работа с детьми с особыми потребностями: Еще одной важной задачей педагогической психологии является поддержка детей с особыми потребностями, такими как дети с нарушениями развития или дети с аутизмом. Педагогические психологи разрабатывают индивидуальные программы и стратегии для таких детей, чтобы обеспечить им максимально комфортные условия для обучения.
Развитие мотивации и саморегуляции: Педагогическая психология также изучает процессы мотивации и саморегуляции учащихся
Она исследует, как можно стимулировать интерес к обучению и развивать у детей навыки саморегуляции и планирования.
Задачи педагогической психологии сфокусированы на создании оптимальных условий для образования и развития личности каждого учащегося, а также на поддержке учителей в их сложной и ответственной работе. Эта наука играет важную роль в формировании современной системы образования и способствует повышению качества образовательных процессов.