Описание предмета: «Педагогика»
Термин педагогика (от греч. paides — ребенок, gogos — вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в
Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем
значение этого термина было переосмыслено — так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием,
обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания
педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию
человека.Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики
образует развивающуюся систему педагогических наук.В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная,
школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также
история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на
протяжении всего жизненного пути).Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. — начало XXI в.) основан на
саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с
другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.Таким образом, педагогика — наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и
обеспечивающем развитие его субъектов.Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных
наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные
обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях;
реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом
современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения,
требующие научного и практического подтверждения.В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех
возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и
воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения
до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке,
она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.
досье | |
Образование: Испанская школа № 148 г. Ленинграда , серебряная медаль, Санкт-Петербургский Электротехнический Университет, красный диплом. Физик. |
Особенности развития креативности у детей 6-7 лет с ммд Психология
Диплом 77 стр.
Особенности развития памяти у детей с ЗПР Психология
Курсовая работа 36 стр.
Особенности развития памяти у детей с ЗПР в условиях зрительной депривации Психология
Курсовая работа 46 стр.
Особенности формирования самооценки и познавательных процессов у младших подростков с отставанием в развитии Психология
Курсовая работа 46 стр.
Развитие мышления в младшем школьном возрасте Педагогика
Курсовая работа 43 стр.
Развитие мышления старших школьников с нарушением интеллекта на уроках естествознания Педагогика
Диплом 73 стр.
Развитие самостоятельности младших школьников при подготовке домашнего задания Педагогика
Курсовая работа 34 стр.
Роль зрительных функций у младших школьников при разных формах дисграфии
Психология
Курсовая работа 50 стр.
Формирование навыков самообслуживания у младших школьников с нарушенным слухом Педагогика
Диплом 88 стр.
Особенности детей с ЗПР
Как показал опыт и многочисленные исследования, полноценное развитие детей с задержкой психического развития (ЗПР) достигается лишь тогда, когда сформированы адекватные условия обучения и развития. В этом процессе необходимо наиболее полно учесть имеющиеся отклонения и аспекты развития.
Исследования дефектологов содержат информацию о сниженной продуктивности детей с ЗПР. Она проявляется через различные типы психической деятельности, включая процессы воспроизведения, запоминания и мышления.
Авторы считают, что у детей с ЗПР снижена общая способность к обучению, что, как правило, сопровождается пониженной познавательной активностью
По этой причине, оказывая психолого-педагогическую помощь младшему школьнику с ЗПР, специалист в школе должен уделить внимание формированию активного познавательного отношения к окружающему миру (познавательная активность или интерес)
Замечание 1
Понятие познавательного интереса и активности в качестве существенных личностных характеристик школьников находят отражение в большом числе исследований, которые посвящены анализу учебной мотивации, познавательной активности, личностного активного отношения к новому в случае нормального и задерживающегося развития.
Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения способствует становлению «субъекта обучения», который активно усваивает знания, умения, навыки и развивается в ходе овладения ими.
Отдельные психологи подчеркнули большое значение развития познавательных интересов в коррекционной работе с детьми с ЗПР. Они полагают, что это будет способствовать тому, что ценности деятельности для личности, мотивационная нацеленность на ее осуществление, мобилизация интеллектуальных сил и волевых усилий будет осознаваться.
Психофизическая характеристика детей с ЗПР
В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы. При обследовании таких детей выяснилось, что основной причиной их неуспеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге
В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе
При обследовании таких детей выяснилось, что основной причиной их неуспеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе.
Если сравнить детей нормально развивающихся с этой категорией детей, то у вторых отмечается низкий уровень восприятия (данные Б.И. Белого, П.Б. Шошина). Представление об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия относится и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности. Для детей с ЗПР представляет трудность целостное восприятие. Детям этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.
Исследования Шошина П.Б. показали, что на быстроту восприятия этой категории детей влияет любое отклонение от их привычных условий жизни. Например, им трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит не так, как они привыкли, такое же действие может оказать плохая освещенность либо одновременная подача нескольких сигналов. Некоторые исследователи отмечают трудности детей с задержкой психического развития в ориентации влево и вправо, а также то, что у этой категории детей целенаправленность и поэтапность в обследовании предмета отсутствуют, их действия при этом импульсивны и непоследовательны (Л. В. Кузнецова).
У детей с задержкой психического развития страдает процесс сложно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем детям, в этой категории есть дети, которые лучше справляются с заданием, а есть те, которые не могут в полном объеме его выполнить.
К первому классу дети с ЗПР испытывают трудности в сформированности словесно-логического уровня. Дети не понимают, что в задании главное, что второстепенное. В этом контексте понимания главное для них — речевое наглядно-образное мышление, а не конкретно-понятийное. Эта категория детей отличается еще и инертностью мышления.
По данным некоторых исследователей, у детей с задержкой психического развития особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. У детей недостаточно сформирована сторона фонематического слуха: им трудно различить фонемы. Для этой категории детей характерны также затруднения в логико-грамматическом составе речи. По данным некоторых исследователей, при письме отмечается парография (пропуски букв, их перестановки и замены), имеются трудности в ориентации на листе, иногда встречается зеркальность в написании.
Дети этого вида дефицитарного развития характеризуются эмоциональной нестойкостью, эффективностью (возбудимостью) поведения, неустойчивостью волевых установок, вялостью, апатичностью либо, наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности, наивности, внушаемости у таких детей сочетается с эмоционально-волевой незрелостью.
Список литературы
Методы исследования особенностей познавательной активности
С помощью анкеты «Вербальный выбор» появляется возможность выявления степени выраженности позитивного эмоционального отношения к познавательной деятельности в качестве мотива. В этом эксперименте школьника с ЗПР ставили в ситуацию выбора между мотивами ведущей и неведущей деятельности.
После анализа сделанных выборов в отношении позиционированных мотивов, ученые сделали вывод, что игровой мотив у детей с ЗПР занимает основное место (примерно 39 %)
Около 30 % выборов отразили важность мотива получения оценки, который свидетельствует о стремлении ребенка младшего школьного возраста с ЗПР получить одобрение со стороны преподавателя
Замечание 2
Позиционный мотив представляет собой возможность занятия новой социальной позиции. У нормально развивающегося ребенка младшего школьного возраста он занимает первое место.
В ходе исследований удалось сравнить полученные данные и увидеть, что младшие школьники с ЗПР предпочли игровую деятельность, а дети с нормальным уровнем развития не обнаружили доминирующую тенденцию к игре, больше показав нацеленность на познавательную активность и деятельность.
По мере взросления у младших школьников с ЗПР не развивается интерес к познавательной деятельности. Ученые определили, что они больше концентрируются на игре, поэтому не меняются тенденции в мотивационных предпочтениях. Такие дети как бы «застревают» в дошкольном возрасте.
Курсовая работа
Курсовая
работа на заказ — это достаточно
серьезная студенческая работа.
При этом мы
гарантируем качественное исполнение
Вашей работы, соблюдение всех
предоставленных Вами требований. Если
при заказе курсовой Вы не укажете
особых условий, то оформление и
содержание работы будут соответствовать
предъявляемым к подобным работам
требованиям.
Опыт работы показывает, что
соблюдение основных требований ГОСТа
при выполнении курсовой обеспечивает
положительный отзыв преподавателя
на работу, а это почти всегда значит
удачную защиту курсовой, выполненной
на заказ.
Исследования психологических особенностей познавательной активности детей с ЗПР
Ученые изучили индивидуальные (типические) особенности познавательной активности, рассмотренной в структуре общей способности к учению у детей младшего школьного возраста. Экспериментальная работа происходила с помощью нескольких методик:
- Вербальный выбор;
- Методика «Выбери задачу»;
- Методика «Соедини значки и найди предмет».
В исследовании было принято определение категории «познавательная активность», которую предложила Э. А. Баранова. Она представляет собой интерес в структуре общей способности к обучению в качестве интегративного (эмоционального, интеллектуального и деятельностного) психического образования, которое выражает субъектное отношение школьника к получению новых знаний, относящихся к объективной окружающей действительности.
Рассмотренные структурные компоненты познавательной активности могут в одно время характеризовать область субъективной активности личности в ходе познания и получения новых знаний. Они связаны между собой и представляют в совокупности сложное интегративное психическое образование. Если обратиться к его развитому виду, то оно представлено в виде сложного интегративного свойства личности, способного характеризовать активную познавательную направленность, спроецированную на соответствующую сферу бытия и выступающую в единстве эмоциональных и интеллектуально-регулятивных процессов.
В соответствии со степенью выраженности показателей ученые рассматривают несколько уровней формирования познавательного интереса в рамках общей способности к учению:
- Субъектно-поисковый уровень, который можно характеризовать оптимальным образом реализованным возрастным потенциалом;
- Продуктивно-поисковый уровень, где отмечена неустойчивость и эпизодичность в проявлении познавательной активности;
- Инактивный (репродуктивный) уровень, характеризующийся отсутствием творческого проявления (здесь поисковая деятельность почти целиком направлена и корректируется через воздействия взрослых людей);
- Зачаточный, элементарный уровень, когда активность ребенка характеризуется интересом с формальной стороны познавательной деятельности;
- Фактическое отсутствие познавательного интереса, где разрешение познавательных задач не может стать действенным мотивом.
Отсутствие у детей младшего школьного возраста с ЗПР познавательной активности может сочетаться с абсолютно низкой степенью формирования процессов саморегуляции.