Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста
Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.
Симптомы задержки психического развития у дошкольников
Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:
ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;
симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.
Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы
Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте
При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:
- если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
- малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
- во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
- часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.
Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.
Отличия ЗПР от умственной отсталости
Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:
- при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
- дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
- ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.
Прогноз последствий и осложнений
Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.
Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.
Характеристика контингента испытуемых и методы исследования
Исследование проводилось на базе Дошкольного образовательного учреждения -детский сад № 1645 комбинированного вида Северо — восточного учебного округа г. Москвы в 1999 —2002 г.г. В данном учреждении имеется четыре специализированные группы для детей с ЗПР и четыре массовые группы. В исследовании участвовало 120 детей в возрасте от четырех до семи лет. Из них 60 человек — дети с задержкой психического развития и 60 человек — дети, посещающие массовые группы детского сада. Участники эксперимента составили экспериментальную и контрольную группы. В зависимости от возраста в каждой из этих групп выделились 4 подгруппы (см. таблицу 2.1.1).
Для исчисления возраста детей мы использовали способ, предложенный Н. И. Озерецким. Сначала устанавливается точная дата рождения ребенка, количество полных лет и месяцев на момент обследования. Далее эта цифра округляется до целого числа лет, причем первые месяцы до шести, превышающие целое количество лет, в счет при определении возраста не идут; начиная с полных шести месяцев, к возрасту испытуемого прибавляется лишний год. Например, 5 лет 4 мес. считаются за 5 лет, а 5 лет 6 мес. — за 6 лет. По полу дети распределились следующим образом:
В соответствии с поставленными целями и задачами в процессе работы использовались следующие методы исследования: 1. Анализ специальной литературы по проблеме исследования. 2. Анализ медицинской документации ( карты развития ребенка, выписки из истории болезни, медицинские карты) и педагогической документации (характеристики, заключения по результатам психолого -педагогических исследований, заключения логопеда). 3. Педагогическое наблюдение за детьми в процессе экспериментальных исследований, в повседневной жизни, в игре, на занятиях. 4. Метод возрастных срезов.
5. Метрические методы включали в себя: — Метод индивидуальной оценки физического развития и функционального состояния организма детей дошкольного возраста (конкретные задания представлены в параграфе 2.2). — Метод оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста (конкретные задания представлены в параграфе 2.3). — Метрические тесты для изучения моторики детей Н. И. Озерецкого (конкретные задания представлены в параграфе 2.4).
5. С целью исследования особенностей психомоторного развития детей использовались следующие методы нейропсихологической диагностики: — Нейропсихологические пробы для изучения движений и действий, адаптированные для дошкольников (конкретные задания представлены в параграфе 2.5). — Нейропсихологические пробы для изучения сформированности пространственных представлений у детей (конкретные задания представлены в параграфе 2.6). Результаты исследования были подвергнуты качественно -количественному анализу. Результаты изучения документаци. В результате изучения документации были получены следующие сведения о детях.
Все дети с задержкой психического развития поступили в детский сад на основании решения психолого — медико — педагогической комиссии (ПМПК). В результате складывается следующая картина (см. таблицу 2.1.3.).
Публикация «Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Физическое развитие дошкольников с ЗПР по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки незначительно отстает от нормы. Большинство детей — 68% — относится к мезосоматотипу, 18% — к микросоматотипу и. 14% — к макросоматотипу развития. По сравнению со здоровыми детьми дошкольники 5-7 лет с ЗПР имеют отставание в развитии основных физических качеств — мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости — на уровне 5-10%. Задержка моторного развития выражается в недостаточной координации предметных действий, слабой согласованности движений рук, ног, туловища, излишней мышечной напряженности при выполнении основных движений (бег, ходьба, прыжки, метания). Дети затрудняются в выполнении двигательных заданий на точность, выразительность, часто нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, задерживаются (застревают) в одной позе, не чувствуют заданного ритма движений, не запоминают правил. Наибольшие трудности вызывают двигательные действия, выполняемые по словесной инструкции. Из-за отставания речи дети испытывают затруднения в вербальном программировании предстоящих действий, которые усиливаются эмоциональной неустойчивостью, импульсивным поведением, отвлекаемостью, низким уровнем самоконтроля. Характерной особенностью является несформированность тонкой моторики кисти, поэтому дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, заплетать косички. Известно, что сфомированность моторики кисти и пальцев влияет на развитие речи и мышления ребенка (Кольцова М. М., 1973).
У многих детей с ЗПР не сформирована доминантность правой руки, что связано с задержкой формирования функциональной асимметрии мозга. Патологическая леворукость возникает вследствие снижения активности левого полушария и встречается у детей с ЗПР в 1,5-2 раза чаще, чем у здоровыхгдетей (Фишман М. Н., 1996; Си- ротюк А. Л., 2001).
Самым распространенным нарушением опорно-двигательного ап-парата является нарушение осанки (в сагиттальной и фронтальной плоскости, плоскостопие). По разным причинам нарушение осанки у детей с ЗПР встречается в 40-75% случаев.
Физическая подготовленность детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте по показателям силовых, скоростно-силовых, скоростных способностей, общей выносливости и гибкости занимает промежуточное место между здоровыми сверстниками и школьниками с легкой умственной отсталостью того же возраста (Григорьев Д. В., 2003).
Дети достаточно легко осваивают простые упражнения, не связанные со сложной координацией. Своеобразие психомоторного развития детей с ЗПР состоит главным образом в слабости регуляции сложнокоординационных двигательных действий, требующих активного участия психических функций: избирательности и устойчивости внимания, селективности восприятия сенсорной информации, зрительно-двигательного, слуходвигательного, слухозрительного взаимодействия, реагирующей, ориентационной, кинестетической способности, воображения, запоминания, антиципации, управления эмоциями и поведением и т. п. Это означает, что координационные способности детей с ЗПР регулируются психическими функциями, которые отстают в развитии.
Диагностика и лечение ЗПР у детей
Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов
Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза
Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.
Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом
Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений
При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.
Характеристика признаков задержки в зависимости от причины возникновения
Конституционная задержка развития
Ребенок, отнесенный к такой категории, останавливается не только в психологическом плане, но и физиологические параметры также не дотягивают до нормы, такие дети имеют маленький вес, недостаточный рост. Характерным является интерес ко всему новому, дети немного инфантильны, уживчивый нрав становится причиной, по которой многие из ребят находят друзей в своем окружении
Индивидуумы такой категории обычно ласковые, с положительными эмоциями, на уроке много разговаривает и не умеет концентрировать внимание на одном предмете
ЗПР по причине соматогенного происхождения
Дети этой категории приобретают задержку развития в результате вмешательства в функции мозга извне. У таких детей сохранен интеллект, но дисфункция мозга приводит к психическому виду инфантилизма и стойкой астении. Такие личности постоянно нуждаются в поддержке, скучают по близким людям, постоянно находятся в плаксивом расположении духа, затрудняется адаптация в социуме. Отличаются отсутствием инициативы, беспомощностью, пассивностью, нелепыми поступками.
Психогенные причины задержки развития
В таких случаях абсолютно здоровые дети в физическом плане воспитываются в неблагоприятных условиях. Это может быть детский дом или безнадзорность в семье. Эмоциональные переживания, связанные с недостатком материнского тепла, отцовской поддержки, повторение однообразных контактов в ограниченном коллективе приводит к отставанию развития ребенка. Неблагополучная социальная обстановка, в которой воспитывается малыш, становится причиной задержке психогенного и интеллектуального развития.
Церебрально-органические причины задержки развития
ЗПР вызывается органическими поражениями мозга из-за инфекционных заражений в первые месяцы жизни, патологических изменений во время беременности или травм во время тяжелых родов
Сопутствует этому астения, церебральная недостаточность, что ведет к замедлению работоспособности, нарушает память, внимание, ребенок отстает в изучении программы школы. Примитивное мышление не позволяет детям различать хорошее и плохое, различать «нужно» и «хочу», вязкое мышление приводит к повышенной возбудимости или тревожности и медлительности