Как организован процесс оценки психологической готовности к школе?
Трудности адаптации детей к школе
Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет.
О трудностях адаптации первоклассников к школе можно догадаться по некоторым признакам.
Неуспеваемость по предметам. Один из самых частых признаков трудностей адаптации. Если снижение оценок у ребенка стало уже хроническим, то за ним кроются психологические причины: неуверенность в своих способностях, неумение организовать свой режим, несформированность учебных умений, отсутствие мотивации к обучению.
Избегание деятельности, уход в себя. Ребенок полностью погружается в свои мысли на уроках: отвечает невпопад, отказывается работать, не слышит инструкцию учителя. На переменах он тоже не проявляет активности. Такая ситуация часто складывается, когда дети не получают необходимого внимания. Вместо наказания учитель должен спокойно побеседовать с учеником и выяснить причины такого его поведения.
Игнорирование правил поведения
Плохое поведение ребенка — это действенный способ обратить на себя внимание. Причины могут быть различными: несогласие со школьными порядками, конфликт или непонимание с кем-то из педагогов, скука на уроках (ребенок по развитию опережает программу, а учитель не учитывает эту особенность).
Вербализм
Этим понятием психологи обозначают ситуацию, когда речевое развитие преобладает над интеллектуальным. Ребенок говорит много, возможно создает впечатление смышленого и развитого не по годам, активно работает при устных опросах, но при этом не справляется с заданиями школьной программы. Исправить ситуацию и помочь успешно адаптироваться к школе могут лишь тренировки с логическими и творческими заданиями.
Лень. Во время психологической адаптации это явление может проявляться особенно остро. Лень не только влияет на успехи ребенка, но и снижает интерес к школьной жизни в целом. Ее возникновение могут спровоцировать многие причины: сниженный познавательный интерес, страх неудачи, особенности темперамента, неуверенность в себе, избалованность и слишком легкие успехи (например, у одаренных детей).
Как проходит процесс адаптации детей: мой опыт
Как учитель начальных классов, в своей практике я замечаю, что адаптация детей к обучению в школе проходит значительно легче, если в коллективе сразу создается благоприятная и дружественная атмосфера. В работе с 1 классом я часто использую коллективную игровую форму на уроках, переменах и динамических паузах.
Но как бы хорошо не складывались у ребенка отношения с одноклассниками, если в семье царит напряжение от постоянного контроля или, наоборот, абсолютное безразличие к ребенку, то сверстники и учитель мало чем могут помочь в адаптации.
Плюсом в такой ситуации является лишь то, что грамотный и отзывчивый к детям педагог может определить эту проблему еще на первом этапе. Тогда он может вовремя подключить психолога и провести необходимые беседы с родителями.
Многие из них, к сожалению, не осознают, какое значение для ребенка имеет сложившийся стиль общения. Поэтому я считаю очень важным доводить до родителей знания об особенностях адаптации еще на первом родительском собрании, а затем подводить первые итоги в сентябре.
Мои рекомендации родителям
Выделю некоторые рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе:
Соблюдайте режим дня. Пусть он учитывает занятия в школе и дома так, чтобы можно было чередовать их с активной деятельностью. Лучше настроить режим еще до начала учебного года, чтобы не создавать лишний стресс. Также это поможет привить навыки самостоятельности, которые очень важны в учебе.
Больше гуляйте. В идеале ребенок должен гулять каждый день по 2-3 часа.
Обеспечьте первокласснику свое рабочее место со спокойной обстановкой. Не экономьте на условиях: подходящая по возрасту мебель, освещение и школьные принадлежности берегут здоровье детей.
Не забывайте о витаминах
Ребенок должен сбалансированно питаться и периодически принимать витаминные комплексы.
Берегите нервную систему своих детей: максимально исключите телевизор, компьютер и телефон перед сном.
Хвалите ребенка за любые успехи, беседуйте о впечатлениях и неудачах
Важно, чтоб он чувствовал ваше внимание и любовь.
Учитывайте индивидуальные особенности малыша: характер, темперамент и др. Это определяет, какой у него будет темп работы и скорость усвоения информации.
Учитывайте окружение первоклассника
Настраивайте его на общение с одноклассниками, а также поддерживайте авторитет учителя в его глазах.
Обоснование эффективности экспериментальной методики физического воспитания детей 7-8 лет
Сравнительный педагогический эксперимент проводился с целью проверки рабочей гипотезы, апробации и определения эффективности экспериментальной методики уроков физической культуры в первых классах, направленной на содействие адаптации к обучению в школе. В эксперименте приняли участие ученики первых классов МОУ школы №30 г. Челябинска в возрасте 7-8 лет в количестве 85 человек (55 детей составляли экспериментальную, 30 детей — контрольную группу).
До начала эксперимента было проведено исследование состояния физического развития и физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп. Сравнительный анализ изучаемых показателей детей экспериментальной и контрольной групп не выявил между ними достоверных различий (рис. 6).
Соматоскопическое обследование детей экспериментальной и контрольной групп позволило установить, что значительное количество поступивших в школу детей в обеих группах имеет различные нарушения осанки (60% — в контрольной группе, 68% — в экспериментальной группе).
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности позволил установить, что до начала эксперимента дети экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий в результатах контрольных упражнений (прил. 2).
Экспериментальные классы занимались по разработанной программ физического воспитания, направленной на улучшение адаптации к обучению в школе. Занятия продолжительностью 40 минут проводились с кратностью 2 раза в неделю в течение учебного года (с сентября по май). Контрольная группа в течение этого же периода занималась по традиционной комплексной Программе по физическому воспитанию (1992 г.) с аналогичной продолжительностью и кратностью уроков.
Моторная плотность уроков физической культуры в экспериментальных классах составляла от 60-65% до 80-90%, в зависимости от задач и типа урока. Контроль за нагрузкой в процессе занятий по экспериментальной методике, осуществлялся визуальным методом, с помощью самооценки учащимися своего самочувствия, а также методом пульсометрии. Во всех частях занятия нагрузка соответствовала возможностям детей и рекомендациям института возрастной физиологии РАО.
Эффективность предложенной методики оценивалась посредством сравнения показателей физического развития, физической подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и показателей физической работоспособности, данных о динамике заболеваемости, а также результатов изучения уровня и свойств внимания, самооценки и экспертной оценки успеваемости детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента. При этом нами было установлено следующее.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей экспериментальной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить достоверное улучшение результатов во всех контрольных упражнениях, кроме бега на 30м, где результат увеличился незначительно, так как изначально был достаточно высоким (рис.7)
Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей контрольной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить достоверные изменения результатов только в некоторых контрольных упражнениях (на развитие силы и гибкости) (прил. 3).
Это объясняется тем, что занятия по традиционной комплексной Программе по физической культуре для школьников младших классов направлены, главным образом, на освоение объема двигательных навыков и недостаточно способствует воспитанию двигательных качеств. Это подтверждается также данными научно-методической литературы и результатами собственных исследований, представленными во второй главе.
По сравнению с традиционной программой, применение экспериментальной методики дает преимущества, так как способствует разносторонней физической подготовке детей, оказывая положительное влияние на динамику показателей физической подготовленности.
Мария Курочкина: «Ребенок может начать “натягивать” отношения, чтобы проверить их на прочность»
Дети не любят перемены. Чем младше ребенок — тем сложнее ему адаптироваться. Неслучайно возрастные кризисы 3, 7 и 13 лет совпадают с переменами — сменой социальной ситуации в жизни ребенка.
Кризисы и перемены — это периоды формирования новых моделей поведения и редактирования старых.
С одной стороны, ребенка это пугает, с другой — вызывает интерес, так как стимулирует исследовательское поведение.
Родителям важно помнить об этой двойственности восприятия, давать место и радостям, и потерям. На адаптацию к переменам больше всего влияют особенности нервной системы ребенка и то, насколько он близок с родителями
Хорошая связь с родителями дает ребенку чувство безопасности, а оно страдает при переменах. Также влияет прошлый опыт. Если ребенок уже переживал успешно какие-либо перемены — значит, есть на что опираться.
Можно проговаривать этот опыт, напоминать, как здорово все получилось в прошлый раз («Вот помнишь, мы с тобой садик меняли, ты сначала очень переживал и не хотел туда ходить, а потом подружился там с Сережей и Пашей»). И наоборот — негативный опыт усложняет адаптацию, и это тоже нужно учитывать.
Переживания из-за перемен у ребенка могут вызвать стресс-реакцию. Она проявляется в двух вариантах: «замри» или «бей и беги».
Замирание вызывает снижение активности ребенка, замыкание в себе. Эта реакция чаще остается незамеченной. Ребенок в «замирании» переживает, но не показывает этого и не получает помощи, хотя нуждается в ней. Также возможны соматические проявления.
Реакция «бей и беги» проявляется через усиление активности, суету, конфликтность. Она более заметна, так как приносит родителям больше проблем. Кроме того, ребенок может временно регрессировать на более ранний возрастной этап и требовать от родителей больше внимания и заботы.
Ребенок может начать «натягивать» отношения и проверять родителей на прочность. Ему нужно удостовериться, что все в порядке, его все еще любят. В итоге такое поведение энергозатратно для всей семьи. Чтобы предотвратить это, нужно закрыть эту потребность, дать ребенку ощутить опору и уверенность. Помогает сохранение ритуалов — это островок прошлой жизни и стабильности. Например, чтение и разговор перед сном или совместный ужин с беседой.
Родителям в первую очередь нужно позаботиться о себе, настроится на перемены и не забывать поддерживать себя в процессе. Старайтесь проводить с ребенком достаточно времени, смягчить требования и предъявлять их постепенно. С подростками делитесь своим опытом и переживаниями: это даст им ориентир и нормализует их чувства.
Помните: даже если адаптация проходит тяжело — так будет не всегда. Ребенок все равно адаптируется, это только вопрос времени.
Юлия Мануйлова: «Покажите ребенку, что в переменах нет ничего страшного»
Нередко дети быстрее, чем взрослые, приспосабливаются к новым реалиям, их мозг более пластичен. Если взрослый может долго переживать из-за ссоры с другом или сравнивать новую и старую работу, то ребенок быстрее переключится на новое. Но вот сами перемены и их ожидание могут восприниматься остро, потому что у ребенка чаще всего нет понимания, как и что изменится.
В целом необходимо учитывать сензитивность (чувствительность) ребенка
Внимание можно обратить на следующие личностные особенности:. — Легко ли знакомится с новыми людьми или же долго стесняется, прячется
— Легко ли знакомится с новыми людьми или же долго стесняется, прячется.
— Легко ли забывает старые игрушки, когда появляются новые, или есть любимые вещи, которые уже много лет нужно обязательно брать с собой в поездку.
— Легко ли остается с родственниками на несколько часов, если родителям нужно куда-то уйти, или каждое такое «оставление» вызывает слезы, беспокойство.
Если все это легко, то, скорее всего, с адаптацией к переменам не возникнет особых проблем.
Очень большое значение имеет безопасная привязанность. Что бы ни происходило, для ребенка центром мира остаются его родители
Их поддержка, забота, внимание, безусловная любовь и принятие важнее, чем то, что происходит вокруг. И тут уже не принципиально, какие именно перемены происходят, будь то переход в новую школу или переезд в другую страну
Если у ребенка стабильно есть надежный взрослый, то любая адаптация пройдет проще.
Как помочь детям адаптироваться к переменам?
1. Заранее подготовьте к переменам
Важно рассказывать, что и когда случится
2. Покажите, что в переменах нет ничего страшного. Например, при переходе в новое учебное заведение можно попробовать провести мини-экскурсию. Так ребенку будет проще адаптироваться. Если планируется переезд в другой город или страну, а возможности побывать там до переезда нет, то можно воспользоваться фотографиями в интернете или онлайн-картами.
3. Помогайте сохранять связи
Особенно первое время ребенку будет важно общаться (лично или по телефону) с теми, с кем ему пришлось разлучиться.
4. Следите за соблюдением режима. Иногда дети крайне активно демонстрируют, что никакой режим им не важен, и они с радостью поиграют в гаджеты еще час-другой, прежде чем лягут спать. Но какие бы перемены ни происходили, режим и привычный распорядок дня остаются важными для устойчивости нервной системы ребёнка.
Ретроспективный анализ школьных программ по физическому воспитанию
В настоящее время нет единого понимания сущности физического воспитания. Одни авторы анализируют его, преимущественно, на биологическом уровне, другие рассматривают физическое воспитание в самом широком аспекте, отражая в его содержании все основные виды воспитания; третьи понимают его как процесс управления физическим развитием; четвертые — как вид воспитания, спецификой которого является обучение движениям и воспитание физических качеств (21; 22; 143; 176; 194). В связи с этим, физическое воспитание можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком смысле физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. Физическое воспитание в узком смысле — вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых и определяет его физическую дееспособность (143,с.7-8).
Физическое воспитание обеспечивает управляемое воздействие на физическое развитие человека, в том числе — на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем. В комплексе социальных факторов, направляющих в той или иной мере развитие человека, физическому воспитанию отведена особая роль, как виду воспитания, специально ориентированному на оптимизацию физического развития (143, с. 10).
Физическая культура, как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К.Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое начало в развитии человека. Физическая культура, с присущим ей дуализмом, может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека (21; 22).
Во все времена и при всех политических режимах существовала потребность в сильных, здоровых людях, воинах и тружениках. Процесс общественного производства закономерно изменял место и функции человека в процессе труда, расширяя и качественно изменяя требования к трудовым умениям, навыка, способностям. Как определили основоположники научного коммунизма, на определенном этапе развития перед обществом встает задача заменить простого рабочего «всесторонне развитым индивидуумом» (143, с. 12). Это, в главной мере, определяло социальный заказ на физическое воспитание детей.
Исторический подход к исследованию процесса обучения позволил выявить основные этапы его формирования в виде целостной педагогической системы, направленной на гармоническое развитие человеческой индивидуальности. Уже в XVI-XVII вв. в разработке теоретических концепций обучения Я.А.Коменским утверждается идея единства образования ума, души и тела (117, с. 121).
В период становления официальной педагогики возникла идея ввести физическое воспитание в качестве обязательного учебного предмета в образовательные учреждения. Основы школьного физического воспитания зарождались на грани XVIII — XIX веков в Англии, Германии, Швейцарии и Швеции (117, с. 162-177). У нас в России, уроки, на которых надлежало заниматься физическими упражнениями, появились в начале XIX века. После этого было несколько официальных решений о введении обязательных занятий физическими упражнениями в учебных заведениях. Разработкой научных основ физического воспитания активно занимались И.М. Сеченов (1829-1905), П.Ф. Лесгафт (1837-1909) и др. (176, с. 151). В конце XIX — начале XX вв. дальнейший прогресс в теоретической и методологической разработке общих про&лёкг индивидуализации обучения»связан с использованием принципа психофизического монизма, признанием неравенства людей по задаткам и способностям, и организации на этой основе индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания (198; 199). В разработке педагогических инноваций значительную роль сыграл К.Д. Ушинский (192, с. 1398), указывающий на необходимость учитывать возраст учеников, их стремления и интересы. Он видел возможности физических упражнений «не только в укреплении тела …, но и предупреждении болезней, и излечении их» (198, с.105).
П.Ф.Лесгафт углубил и расширил теоретические представления о взаимосвязи духовного и физического развития человека, определяя основной задачей школы — формирование человека как личности (122; 199).
Литература
2.Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М., 1982. — с.222
3.Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидкально-дифференцированного обучения учащихся // Гигиена и санитария. — 1997. — N 1. — с.24-26.
4.Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников // Физиология человека. — 1997. — Т.23. — N 1. — с. 98-102.
5.Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков // Физиология человека. -1995. — Т.21 — N 5. с.68-74.
6.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука. — 1988. — 270 с.
7.Березин Ф.Б. Структурно-функциональные основы организации психофизиологичеких соотношений // Структурно-функциональные основы нервных и психических заболеваний: Тез. докл. на Пленуме правления О-ва невропатологов и психиатров. — М. — 1983. — Т. 1. — с.17-20.
8.Громбах С.М. Акселерация развития и состояние здоровья детей и подростков. — М. — 1980.
9.Громбах С.М., Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Первичная профилактика нервно-психических нарушений. — В кн. Психогигиена детей и подростков. — М. — 1985. — с. 208.
10.Жданова Л.А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению. Автореф. дис. д.м.н. — М. — 1990.
11.Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журнал практического психолога. — 1997. — N 2.
12.Ковалев В.В. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции у детей и подростков. // В кн.: Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. Москва: Медицина, 1973. — с. 75-90.
13.Ковалев В.В. О роли «измененной почвы» в происхождении психогенных патологических формирований личности. // В кн. Патохарактерологические исследования у подростков. Ленинград, 1981. — с. 73-78.
14.Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под. ред. М.В.Антроповой, В.И.Козлова. М.: Изд-во АПН СССР. — 1984. — 67 с.
15.Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы (Методическое пособие) / Под ред. Г.Н.Сердюковской. — М. — 1995. — 120 с.
16.Панин Л.Е., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. — Новосибирск. — 1981.
17.Ханин Ю.Л. Исследования тревоги в спорте // Вопросы психологии. — 1978. — N 6. — с.94-106.
Евгения Артис: «В первую очередь помогите адаптироваться к переменам себе»
Чем младше ребенок, тем больше его мир равен миру семьи, родители для него — все. Он чувствителен к перемене внутреннего «климата». Внешние изменения воспринимаются опосредованно — через то, как в семье на них реагируют.
Поэтому важно, насколько родители способны справляться с вызовами большого мира и сохранять устойчивость.
Если взрослым трудно выдерживать возникающие сложности и перемены на работе, в личных отношениях, при переезде в другой город или страну, то именно это будет влиять на ребенка.
Если ребенок видит, что у мамы или папы тревога, паника, угнетенность, депрессия, эмоциональные срывы, то мир перестает быть для него стабильным и безопасным. Ему не обязательно напрямую видеть — достаточно просто чувствовать. Тогда загорается красная сигнальная лампочка: «Мама (папа) не справляется, сохранность под угрозой». И тогда у ребенка тоже возникают тревога и паника. Это может проявляться в трудном засыпании, беспокойном сне, плохом аппетите, частых капризах или истериках. Хуже, если выход находится через физические заболевания — частые простуды, диатез, энурез, энкопрез.
До этого мы с вами говорили о детях в возрасте от 0 до 6-7 лет. Потом у ребенка начинаются свои отношения с большим миром. Ему важны сверстники, друзья, учителя, продавщица в соседнем магазине, врач, пришедший по вызову. Он чувствителен к словам, интонациям: они могут задеть и ранить или, наоборот, вдохновить. В этом возрасте любой переезд, смена школы, города, двора — стресс. Как он его будет переживать — опять же, зависит от близких взрослых. Если в семью можно прийти со своими печалями, поделиться неудачами и почувствовать понимание, принятие и поддержку, то со своей детской жизнью можно легко справиться.
Пожалуй, наиболее уязвимо во всевозможных переменах чувствуют себя подростки. В силу возраста они обесценивают мир взрослых, забирают из него все свои инвестиции и отдают их сверстникам. С родителями отношения сложные, они ничего не понимающие «динозавры», за советом к ним не пойдешь. Все силы нужно направить на то, чтобы быть принятыми в новой школе или новой компании
И здесь важно, чтобы эти силы были. А они будут, если предыдущие годы жизни в семье были для ребенка питательными и поддерживающими, а родители были (и остаются, конечно, тоже) надежной опорой
Потому что обесценивая взрослый мир, в глубине души подросток хочет опираться на надежных взрослых.
Как мы видим, в любом возрасте во время перемен ребенку нужна опора
И если родители хотят позаботиться о его спокойствии, важно понимать, что подумать нужно прежде всего о себе. Нужно сохранять спокойствие и поддерживать себя
Нужно задуматься над своими изменениями, разбираться с собой и становиться теми самыми надежными взрослыми.
Иногда нам кажется, что ребенку нужно помочь разобраться с внешними переменами, а на самом деле самые большие сложности у него в семье. Если дома напряжение, крики, ругань, нет уважения, постоянные оскорбления — ребенку будет не до внешнего мира. Он не то что не сможет справиться с трудностями и переменами, он с трудом будет учиться. Потому что вмещать в себя новую информацию невозможно, когда внутри все занято переживаниями и мыслями о происходящем в семье. В таких ситуациях у детей часто возникает апатия, им ничего не хочется, все скучно, находить друзей сложно
Если такое случилось, то ребенку важно помочь. И без детского психолога здесь не обойтись
Важно помнить, что психолог снимет симптомы, ребенку станет легче, но если ничего не делать с обстановкой в семье, то все вернется вновь.
Поэтому основной и самый важный совет родителям — помогите адаптироваться к переменам себе. Чем лучше вы будете справляться, тем более надежными взрослыми вы будете для своих детей. Будьте бережны с собой. Не ругайте себя и не требуйте от себя слишком много. Помните, что жизнь состоит из перемен, и возможность выдерживать их и справляться — свойство зрелой психики. Ищите поддержку, и если чувствуете, что любые изменения в жизни даются с трудом — это повод обратиться к психологу.