Как помочь ребёнку адаптироваться в школе

Признаки успешной адаптации первоклассников

Говорить о благополучном окончании периода привыкания можно лишь в том случае, если в поведении детей наблюдаются следующие отчетливые признаки.

  1. Ребенок удовлетворен процессом обучения. Он уверен в своих силах, с удовольствием посещает школу, охотно делится впечатлениями с родителями.
  2. У первоклашки нет проблем с учебной программой. Кстати, для физически ослабленных или гиперактивных детей больше подходят традиционные программы с оптимальными нагрузками.
  3. Дети пытаются сами выполнить домашние задания. За помощью к взрослым прибегают только после нескольких самостоятельных попыток.
  4. Однако самым главным, по нашему мнению, признаком того, что школьник смог полностью адаптироваться к изменившимся условиям, становится его психологическая удовлетворенность взаимоотношениями с классным руководителем и сверстниками.

Переход из дошкольного в школьное звено справедливо считается важнейшим этапом жизни каждого ребенка. Помните, что продолжительность и степень адаптации индивидуальны и зависят от личностных особенностей вашего чада. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, которые помогут вам поддержать малыша, обеспечить комфортные условия обучения. Именно в этом случае вы сможете полностью раскрыть его способности.

Психологические характеристики перехода к младшему школьному возрасту

Итак, как уже было отмечено, возраст 6-7 лет является кризисным и переходным для ребенка. Что же собственно меняется?

Во-первых, меняется социальная среда, она расширяется и усложняется, ребенок вступает в новый уровень социальных отношений: он приобретает роль ученика, помимо этого он также вступает и в роль одноклассника, а все роли нужно как-то реализовывать

Для реализации ролей важно понимать, какое эталонное поведение соответствует данной роли, и какие ценности в ней реализуются. То есть, начинается вторичная социализация ребенка — он осваивает нормы, ценности и эталоны поведения в группе, а также в разных группах

Помимо этого, ребенок осваивает такую форму отношений, как учитель — ученик, что является также для него непривычным, поскольку хоть это и взрослый, но это не родитель.

Во-вторых, ребенок вступает в такую сферу, которая абсолютно для него не знакома, у него не просто опыта аналогичной деятельности, а также в целом знакомства с подобной атмосферой. Появляется дисциплина, распорядок дня, школьная форма, специализированные принадлежности (пеналы, ручки, портфели, тетради и учебники).

В-третьих, учебная деятельность из игрового формата приобретает рамки вполне реальной деятельности: то есть теперь это не просто игра, а реальная деятельность, которую реализует ребенок. И вследствие этого, успехи и неудачи в этой деятельности тоже становятся вполне реальными и значимыми для ребенка: он очень ориентируется на оценку его успеваемости учителем, его мнение о нем.

Так или иначе, перечисленные аспекты являются довольно серьезными изменениями в жизни ребенка, можно сказать, что почти вся его жизнь меняется

И к этому важно и нужно как-то приспособиться

Приспособление к новому образу жизни идет на трёх уровнях:

физиологическом — адаптация к новому распорядку дня, режиму обучения
социальном — адаптация к новым социальным нормам, ролям, видам взаимоотношений
психологическом — адаптация к новым требованиям относительно психического развития (внимание, память, мышление, эмоции, потребности, общение)

Важно понимать, что процесс адаптации — это долгий и последовательный процесс, который ребенок проходит в течение первых месяцев. Важной первой частью этого процесса является актуализация уже имеющихся паттернов взаимодействия и общения ребенка, которые уже заложены семьей

Поэтому если ребенок интериоризировал деструктивные паттерны взаимодействия и общения из семьи, то они неизбежно будут первыми актуализироваться, просто как нечто уже знакомое ребенку. И конечно наличие деструктивных паттернов будут значительно снижать адаптацию ребенка.

Однако это не однонаправленный процесс: встречаясь с новыми паттернами взаимодействия и общения в самой школе, ребенок будет их “брать” и пробовать реализовывать дома. В этом и проявляется активный процесс адаптации к школе — гибкое использование паттернов взаимодействия, апробирование на себе новой роли. Поэтому адаптация носит генетический характер: сначала психические особенности формируются как ответ на новые условия, а затем они уже становятся самостоятельными факторами развития.

Виды адаптации

При оценке того, как ребенок адаптируется в школе, рассматривают 2 стороны процесса: физиологическую и социально-психологическую. Оцениваются составляющие адаптации следующим образом:

  • Физиологическая определяет физическое состояние ребенка – его самочувствие, наличие или отсутствие аппетита, качество сна, появление новых заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Социально-психологическая адаптация оценивается по уровню развития социальных связей, настроению ребенка, наличию мотивации к учебе, способности к самооценке.

Рекомендации для физиологической адаптации

Первые недели организм ребенка находится на пределе своих возможностей. Этим объясняется тот факт, что в сентябре очень много первоклассников болеют.

Как родители могут облегчить физиологическую адаптацию первоклассника:

  1. Постепенно меняйте прежний режим, не вводите сразу в его рабочий график дополнительное посещение новых секций или кружков.
  2. Дома чередуйте занятия с разной степенью нагрузки.
  3. Во время выполнения уроков следите за осанкой ребенка, установите правильное освещение рабочего места.
  4. Сократите время на просмотр телевизора, посиделок у компьютера.
  5. Следите, чтобы малыш высыпался (сон не меньше 9,5 часов).
  6. Активизируйте физическую активность ребенка.

Обязательно интересуйтесь школьными делами, взаимоотношениями с одноклассниками

Социально-психологическая

Больше всего трудностей возникает при психологической адаптации. Особенно трудно она дается детям, не посещавшим детсад. Им приходится впервые столкнуться с социализацией, поэтому без родительской поддержки им не обойтись.

Рекомендации родителям для преодоления психологических трудностей:

  • В семье должна быть спокойная, доброжелательная атмосфера.
  • Не игнорируйте жалобы малыша как на здоровье, так и на его проблемы со сверстниками, учителем.
  • Всегда принимайте сторону ребенка. Чем меньше он заслуживает родительской любви за свои проступки, тем больше он в ней нуждается.
  • Обязательно интересуйтесь школьными делами, взаимоотношениями с одноклассниками.
  • Не давите морально на малыша, формируйте его самооценку.
  • Учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент. Проявляйте индивидуальный подход в решении проблем.
  • В меру проявляйте контроль, приучайте ребенка к самостоятельности в работе и принятии решений.
  • Обязательно поощряйте за успехи.

Для чего нужна адаптация персонала

Адаптация требуется для создания максимально комфортных условий работы. Она подразумевает целый комплекс процедур, направленных на устранение различного рода сложностей при вхождении нового человека в коллектив.

Адаптация:

  • Повышает уверенность в себе.

    Человек лучше работает, если знает, что может получить совет у коллег, воспользоваться их поддержкой.

  • Позволяет проявить свои способности.

    Отсутствие строгих рамок и ограничений, а также поддержка со стороны коллег и начальства позволяет каждому сотруднику проявить все свои лучшие стороны. Он может усовершенствовать имеющиеся технологии и предложить новые, разработать эффективные методики увеличения клиентской базы и т. д.

  • Помогает компании получить максимальную прибыль.

    В слаженном коллективе всё работает как швейцарские часы — без перебоев и сложностей. Взаимопомощь в таких ситуациях — основа трудовой деятельности, ведь каждый сотрудник стремится помочь друг другу, чтобы достичь наилучшего результата.

  • Эффективно борется со сложностями взаимодействия с персоналом.

    В большинстве случаев HR выбирает такие методы адаптации, при которых каждый специалист находит свою работу вторым домом, в котором его понимает каждый. В этом и заключается особенность трудовой деятельности управляющего персоналом.

Цели адаптации персонала можно сформулировать следующим образом:

Это лишь основные моменты, которые следует учитывать при подготовке и проведении адаптации

Важно помнить, что система или программа реализации должна быть подготовлена лучшим образом. Только так навык персонала будет раскрыт в полной мере, а компания сможет достичь лучшего результата.

Оцените компетенции методом 360 градусов

Делегируйте оценку экспертам StartExam и определите зоны роста сотрудников

Узнать подробнее

Анализ результатов психокоррекционной программы повышения уровня адаптированности учащихся к обучению в профильном лицее

Результаты исследования адаптации после формирующего эксперимента На контрольном этапе (2006-2008 гг.) — проводилась повторная, диагностика, в которой участвовали 48 учащихся экспериментальной группы и 44 человека учащиеся контрольной группы. Целью данного этапа является проверка эффективности формирующей программы. Для этого были использованы следующие методики:

— социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (адаптированная А.К. Осницким);

— анализ успеваемости;

— анкета самооценки уровня адаптации;

— опросник выявления уровня адаптации к обучению (для преподавателей);

— методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина, СР. Пантилеева;

— методика «Локализация контроля» (адаптированная Е.Г. Ксенофонтовой);

— методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

Результаты контрольного исследования приведены только для учащихся, участвующих в формирующем эксперименте: экспериментальная группа (48 человек), контрольная группа (44 человека) и поэтому данные незначительно могут расходиться от общего объема выборки (206 человек) (см. Приложение 24).

Результаты исследования уровня адаптации по методике СПА представлены в таблице 7, рисунке 28.

— методика «Локализация контроля» (адаптированная Е.Г. Ксенофонтовой);

— методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов);

— опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения» (В .А. Лабу некая).

Результаты контрольного исследования приведены только для учащихся, участвующих в формирующем эксперименте: экспериментальная группа (48 человек), контрольная группа (44 чел) и поэтому данные незначительно могут расходиться от общего объема выборки (206 человек) (см. Приложение 24).

Результаты исследования уровня адаптации по методике СПА представлены в таблице 7, рисунке 28.

Таблица 7 Процентное соотношение уровней социально-психологической адаптации на констатирующем и контрольном этапе исследования у учащихся лицея

По результатам, представленным в таблице 7 видно, что по первым четырем факторам происходит снижение низкого уровня и увеличение высо 136

По фактору «принятие себя» также характерно исчезновение низкого уровня, при этом уровень высокий повышается. Хотя увеличение данного параметра статистически незначимо (Т=108), но можно сказать, что учащиеся принимают себя такими, как есть, так как не осталось учащихся с низким уровнем и значителен высокий уровень (83,7%). Следовательно, тренинг повлиял на снижение неуверенности, неудовлетворенности собой у учащихся.

По фактору «принятие других» хоть и не исчезает низкий уровень, но он существенно снижается от 16,6% до 4,2%. При этом значительно повышается высокий уровень с 41,7% до 75%. Данное увеличение значимо на 1%-уровне (Т=38, То,оі=69, Т0,о5=91)). Следовательно, формирующая программа значительно повлияла на способность учащихся приншмать других людей, такими, какие они есть, со всеми их плюсами и минусами. А также можно говорить о развитии желания сотрудничать с другими людьми и направленности на глубокие эмоциональные переживания.

По фактору «эмоциональный комфорт» картина снижения низкого уровня аналогична предыдущему параметру. Так, низкий уровень снизился с 12,5% до 4,2%, при этом высокий уровень повысился незначительно с 33,3% до 37,5%. Поэтому, в целом, увеличение значимо на 5%-ом уровне (Т=73, Т0,о5=91). Это, как мы отметим позже более подробно, связано, в первую очередь, с тем, что нагрузка в лицее естественно не уменьшилась, что влечет за собой проявление разных эмоциональных состояний и, в связи с этим, преобладает и после формирующего эксперимента средний уровень эмоционального комфорта (58,3%). Однако используемые в коррекционной программе упражнения, направленные на оптимизацию функционального состояния и стабилизацию эмоций, способствовали положительной динамике.

Биологические аспекты заболеваний

Адаптационный процесс обусловливает такие состояния организма, как здоровье и болезнь.

9 стр., 4148 слов

Адаптация и резервы роста и развития биологических систем

… организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. 1.2 Стресс, как неспецифический стимулятор адаптация стресс биологический резерв … повышению секреции глюкокортикоидных (собирательное название подкласса гормонов коры надпочечников, обладающих более сильным действием на углеводный, чем на водно-солевой обмен, и их синтетических …

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием болезненных изменений.

В наиболее общем смысле болезнь – это следствие нарушения исторически выработанных форм связи организма с окружающей средой, то есть следствие нарушения адаптации. Болезни могут развиваться как разные формы неудовлетворительной адаптации.

Наиболее распространены болезни адаптации при длительном пребывании людей в неблагоприятных условиях. В этом случае происходит перерасход энергетических и пластических резервов организма, то эти ресурсы могут истощиться и наступает стадия истощения, а затем и гибель организма. Подобное развитие патологических состояний происходит поэтапно.

В настоящее время разрабатываются многочисленные измерительно­вычислительные комплексы, позволяющие осуществлять точный контроль за функциональным состоянием организма и прогнозирование его адаптационных возможностей еще до наступления болезненных состояний.

Иногда болезни бывают вызваны не слабостью адаптационных механизмов, а их чрезмерной активностью, когда реакция на раздражающий фактор превышает свою биологически полезную меру. Так, например, аллергия – это результат чрезмерно активной защитной реакции организма на воздействие какого­либо вещества.

В некоторых случаях сам адаптационный процесс является причиной возникновения патологий. Например, клетки организма человека, систематически принимающего алкоголь, «адаптируются» к присутствию этилового спирта и включают его в свой метаболизм (вспомните: этиловый спирт – хороший растворитель, его свойства во многом сходны со свойствами воды!).

При этом у клеток возникает постоянная необходимость в этом веществе, то есть развивается физическая алкогольная зависимость как один из компонентов алкоголизма.

Какие трудности могут ждать ребенка и родителей?

Безусловно, с легкостью пройти адаптационный период удается не каждому первоклашке. С какими же неприятностями чаще всего сталкиваются дети, родители и учителя в первые школьные месяцы? На что они обычно жалуются?

Хроническая неуспешность. Многие взрослые, поводив детей в центры развития и на подготовительные курсы, ждут от своих чад только высоких достижений и впечатляющих результатов. «Хорошим» они считают такого ребенка, который успешно учится, обладает многими знаниями. К неизбежным сложностям родители относятся негативно, выражая недовольство в виде критических замечаний: «Ты ничего не умеешь!». Неудивительно, что ребенок становится тревожным, неуверенным, что опять-таки отрицательно сказывается на успеваемости. То есть наблюдается хроническая неуспешность.

Уход от деятельности. Как часто учительница говорит о том, что ваш ребенок отключается от происходящего на уроке? Он не слышит объяснения и вопросы классного руководителя, не выполняет его задания. Психологи связывают подобные детские поступки не с проблемой отвлекаемости, а с уходом в себя, в мир фантазий
Это часто происходит с детьми, на которых мало обращают внимание родители и другие взрослые.

Негативизм. Он характерен для демонстративных детей, желающих выделяться в группе сверстников
Учительница жалуется не на успеваемость, а на плохое поведение ребенка, который регулярно нарушает дисциплину. Что удивительно, наказывая маленького хулигана, взрослые тем самым только поощряют его. Ведь в этом и есть его цель – привлечь внимание к своей персоне!

Вербализм. Очень распространенная психологическая проблема современных детей, которую, к сожалению, мы часто не замечаем. Наоборот, родители и бабушки зачастую с умилением смотрят на бойкого малыша, гладко отвечающего на вопросы и рассказывающего стихи и сказки

Однако они упускают важность развития абстрактно-логического мышления, практических умений и навыков. Если вы столкнулись с подобной проблемой, воспользуйтесь несложными советами: не бойтесь останавливать речевой поток, отдавайте предпочтение продуктивной деятельности (лепке, конструированию, аппликации, рисованию).

Детская лень

За этой краткой формулировкой может скрываться все, что угодно:

  • низкая познавательная активность;
  • мотивация избегания неуспеха («не буду ничего делать, все равно не получится»);
  • природная медлительность (например, у флегматиков и меланхоликов);
  • высокий уровень тревоги и, как следствие, нежелание включаться в работу;
  • обычная избалованность.

Какие признаки свидетельствуют о плохой адаптации ребенка в школе

Причин дезадаптации в школьной жизни много

Родители должны обратить внимание на некоторые отклонения в поведении ребенка

Хроническая неуспеваемость

Это первый важный признак, свидетельствующий о том, что адаптационный период не проходит должным образом. Практически у каждого ребенка могут возникнуть сложности в освоении некоторых предметов. Но если плохие отметки наблюдаются по всем предметам или успеваемость резко падает, то за этим стоят психологические трудности. Тотальная неуспеваемость говорит о неумении организовать время, низкой работоспособности, отсутствии мотивации. Причиной этого является неуверенность ребенка в своих силах.

Ребенок «уходит в себя»

Он не вовлечен в учебный процесс, игнорирует вопросы и замечания учителя, не активен на переменах и полностью погружен в свой собственный внутренний мир

Этими проявлениями страдают дети, обделенные вниманием. Их нельзя наказывать

В ответ они еще больше закрываются.  Родители должны больше времени выделять на общение с детьми. Нужно в спокойной обстановке поговорить с ребенком о том, что его тревожит. Не лишней будет консультация школьного психолога.

Систематическое или демонстративное нарушение дисциплины

Причин такого поведения несколько. Ребенок может протестовать против строгих правил, ущемляющих его внутреннюю свободу. Иногда ученик бунтует против учителя, если конфликт вызван сложностью понимания учебного материала. Третья причина плохого поведения – демонстрационное привлечение к себе внимания окружающих. В последнем случае любое наказание только провоцирует повторное нарушение дисциплины и воспринимается нарушителем как поощрение к действию. Иногда ребенку просто скучно на уроке, поскольку он быстро усваивает материал и не знает, чем себя занять в свободное время.

Вербализм (многословная, но бессодержательная речь)

Еще один признак плохой адаптации первоклассника. Вербализм проявляется именно в адаптационном периоде. Это особый тип развития ребенка, когда речь очень развита, а интеллект отстает. Первоклассник производит впечатление смышленого ученика, много говорит, но его ответы на вопросы кажутся бессвязными и возникают сложности в точных науках. В данном случае нужно поработать над развитием образного и логического мышления.

Иногда ребенку просто скучно на уроке, поскольку он быстро усваивает материал и не знает, чем себя занять в свободное время

Лень

Периодическое проявление лени может быть у любого ученика. Это не страшно. Но систематическое нежелание учиться свидетельствует о психологических проблемах в адаптации первоклассника. Ленивое состояние не возникает само по себе. Причин появления лени несколько:

  1. Заниженная любознательность. Часто встречается у бывших «почемучек», не удовлетворивших свою любознательность в период «почему?». Также, по наблюдениям психологов, менее любознательны дети, слишком увлеченные просмотром зрелищных передач, мультфильмов.
  2. Особенности темперамента. Часто за лень принимают медлительность ребенка. Родители иногда просто «выходят из себя», наблюдая как их первоклассник в медленном темпе выполняет уроки. И делают неправильные выводы, что малыш бездельничает. На самом деле ребенку требуется намного больше времени для выполнения определенной задачи. Его не нужно торопить, а его работу оценивать не по скорости, а по результатам.
  3. Страх потерпеть неудачу. Подобная ситуация возникает, если ученика отругали за допущенный промах. У него сформировался стереотип, что делать ошибки не долустимо. По этой причине школьник просто не хочет ничего делать, чтобы не повторить подобную ситуацию. Он не проявляет никакой активности в школе, боится отвечать перед одноклассниками.
  4. Неуверенность в собственных силах. Причина этого явления та же, что и при страхе сделать ошибку, но последствия намного тяжелее. Отсутствие собственной ценности приводит к тому, что первоклассник даже не пытается что-то делать. Если не устранить неуверенность в себе, то это существенно скажется на формировании его личности, социализации и будущем.
  5. Классическая лень. Ею часто подвержены избалованные дети, а в редких случаях – очень умные ученики. Последним учеба дается так легко, что у них не вырабатывается привычка прикладывать собственные усилия в достижении результата.

https://youtube.com/watch?v=zuvjpQt_flo%3F

Чтобы решить перечисленные трудности в адаптации ученика 1 класса, нужно выяснить и устранить причину их возникновения. Для этого нужно оказать школьнику эмоциональную и моральную поддержку, выработать у него положительную мотивацию на учебу.

Как правильно провести адаптацию

Проведение адаптации необходимо начинать с главного — грамотной подготовки и изучения особенностей специалистов. В зависимости от конечной цели, которую преследует HR-специалист, типичная подготовка может включать как базовые, так и индивидуальные программы. Чтобы их реализовать, необходимо заранее подготовить план работы:

Разобрать требования к сотруднику, выделив важные и второстепенные. Нужно оценить знания работника, его личные качества и иные факторы. Первостепенными должны быть личностные характеристики и трудовые возможности. Например, если компания выбирает веб-дизайнера, учитывают: трудолюбие, клиентоориентированность, знание трендов, уникальный стиль рисования. Преимуществом будет наличие дипломов или сертификатов об окончании профессиональных курсов (3D-дизайн, графика, рисование в различных программах, обработка изображений и многое другое).

  • Помочь настроиться на продуктивную деятельность. При необходимости за каждым специалистом можно закрепить наставника. Последний введёт в коллектив, расскажет об особенностях рабочего процесса.
  • Оказать активную поддержку на каждом этапе интеграции новых решений. Поддержка сотрудника в реализации креативных задумок и ответы на возникающие вопросы — полдела на пути к лучшему будущему компании.

Контролировать на первых этапах введения в работу. Любые мероприятия или коллаборации, в которых будет участвовать новый сотрудник, заслуживают особого внимания. Постоянный и грамотный контроль позволяет раскрыть потенциал сотрудника, а также помочь ему быстро адаптироваться в новой компании.

Добро — в ваших наушниках

Подкаст о том, как работать с людьми по-человечески

Слушать

Особенности адаптации первоклассников

Prostock-studio/Shutterstock.com

Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой

Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей

Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем

Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.). Боитесь за юного школьника? Проверьте, всё ли хорошо у него складывается в школе, не обижают ли его сверстники или педагоги, плавно ли проходит сложный период адаптации

Скачайте приложение «Где мои дети» из магазинов AppStore и GooglePlay

Боитесь за юного школьника? Проверьте, всё ли хорошо у него складывается в школе, не обижают ли его сверстники или педагоги, плавно ли проходит сложный период адаптации. Скачайте приложение «Где мои дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: