Содержание
Оглавление
Введение
Глава
1. Состояние проблемы изучения нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития
1.1.Современные научные представления о задержке психического развития
1.2.Характеристика нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития
Глава 2.Исследование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2. Характеристика исследуемых детей
Глава
3. Особенности лексико-грамматического строя речи дошкольников с ЗПР
3.1.Научно-технические предпосылки методики изучения лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР
3.2. Методика исследования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР
3.3 Состояние лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР
Глава
4. Пути коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР
4.1.Научно-технические методические рекомендации по формированию грамматического строя речи
4.2. Методические рекомендации к логопедической работе по формированию грамматического строя речи
Заключение
Список литературы
Приложение
Организация, содержание и методика констатирующего эксперимента по изучению лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития (на примере глагольной лексики и словоизменения глаголов).
В констатирующем эксперименте участвовали 120 детей 4-6 лет с ЗПР
— воспитанники детских садов № 908, №1645, №1793 г. Москвы детских садов «Жемчужинка», «Малыш» г. Клина, а также 60 нормально развивающихся дошкольников из указанных дошкольных учреждений. Из них были сформированы экспериментальные и контрольные группы: Э] — дети 4 лет с ЗПР (20 детей), Э2 — дети 5 лет с ЗПР (20 детей), Эз
— дети 6 лет с ЗПР (20 детей); К] — дети 4 лет с ЗПР (20 детей), К2 — дети 5 лет с ЗПР (20 детей), К3 — дети 6 лет с ЗПР (20 детей). Констатирующий эксперимент проводился в сравнительном плане, дети с нормальным психическим развитием (НПР) в зависимости от возраста также включались в три группы: НПРі — дети 4 лет (20 детей), НПР2 — дети 5 лет (20 детей), НПР3
— дети 6 лет (20 детей).
Констатирующий эксперимент включал две серии.
Группы Э2 и К 2 участвовали в первой и второй сериях констатирующего и контрольного экспериментов. Со всеми детьми экспериментальных групп проводился формирующий эксперимент.
У всех воспитанников специальных групп при обследовании на ПМПК выявлена задержка психического развития церебрально-органического генеза.
Анализ анамнестических данных (представлен в таблице 1) показал наличие раннего органического поражения центральной нервной системы, задержку психомоторного и речевого развития в раннем возрасте. В анамнезе 70% обследованных дошкольников отмечается патология беременности и родов, у 50% до года выявлено отставание в физическом развитии, у 80% наблюдается отставание в речевом развитии, 30% от общего числа обследованных дошкольников — соматически ослабленные и часто болеющие дети.
Первая серия констатирующего эксперимента В первой серии констатирующего эксперимента ставилась задача исследования глагольной лексики и особенностей словоизменения глаголов.
В эксперименте участвовало 40 дошкольников 4-5 лет с ЗПР и 40 детей с нормальным темпом психического и речевого развития.
В исследовании использовались элементы методик, предложенных Т.В. Ахутиной , СВ. Зориной , Р.И. Лалаевой , Н.В. Серебряковой , Т.Б. Филичевой , Т.А. Фотековой , Г.В. Чиркиной , дополненные специально разработанными нами заданиями для наиболее полного исследования глагольной лексики дошкольников 4-5 лет с ЗПР.
Экспериментальная программа объединяла два блока заданий.
Целью заданий блока I являлось исследование понимания детьми с ЗПР лексических и грамматических значений глаголов и употребления этой части речи.
Исследовалось понимание и употребление глаголов:
— со значением эмоционального состояния человека;
— со значением движения;
— со значением предметных действий;
— антонимов;
— синонимов;
— близких по лексическому значению.
Оценка результатов осуществлялась с учетом следующих критериев: В импрессивной речи учитывались:
— правильность понимания лексического (или грамматического) значения глагола,
— самостоятельность понимания.
3 балла — точное понимание;
2 балла — переспрос, самокоррекция;
1 балл — длительный поиск картинки с изображением заданного действия; 0 баллов — неправильный выбор картинки или отказ. В экспрессивной речи учитывались:
— правильность называния действий,
— наличие и характер лексических замен,
— степень самостоятельности.
4 балла — правильное называние;
3 балла — поиск слова с нахождением нужного, коррекция после
стимулирующей помощи; 2 балла — замена близким по значению глаголом; 1 балл — замена далеким по значению глаголом; О баллов — замена глагола другой частью речи. Штрафные очки за лексические ошибки:
0 — отсутствие лексических трудностей;
1 — поиск слова с нахождением нужного;
2 — близкая словесная замена;
3 — далекая словесная замена или неадекватное использование вербальных средств.
Уровни успешности выполнения заданий:
V уровень — правильное и самостоятельное выполнение всех заданий;
IV уровень — правильное выполнение заданий, единичные ошибки в дифференциации лексических значений;
III уровень — правильное выполнение половины предложенных заданий, в остальных случаях допускаются ошибки, которые ребенок исправляет с помощью взрослого;
II уровень — большинство заданий выполняется с ошибками, помощь взрослого не всегда способствует коррекции ошибок;
I уровень — неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполнения.
Причины развития
Остеопатическое лечение | |
Прием остеопата — 1 сеанс/1 час | 7000 |
Прием остеопата Кишиневского Е.В. (заслуженный врач РФ) — 1 сеанс/1 час | 10000 |
Множество разных факторов может привести к задержке психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста. Они могут быть как биологическими, так и социальными.
Среди наиболее распространенных причин ЗПР у детей следует отметить следующие:
- Нарушения эмбрионального развития, такие как краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция и ВИЧ. Также опасны дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков и курение. Отравление фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации также могут оказать влияние.
- Проблемы, связанные с перинатальным периодом, такие как недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга и энцефалит.
- Тяжелые соматические заболевания, например, рахит, нейроинфекции, грипп и эпилепсия, также могут стать причиной ЗПР у детей.
В результате этих факторов происходит дефект нейробиологического и функционального развития мозга у ребенка.
Существует множество причин, которые могут вызвать задержку психического развития (ЗПР) у детей. Некоторые из них связаны с наследственностью, и заболевание может передаваться из поколения в поколение. Например, синдромы Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге и Дауна могут привести к врожденной психической задержке.
Задержка развития ребенка вторичного характера может возникнуть в связи с нарушениями зрения или слуха. Другими причинами являются дефект речи и дефицит общения и сенсорной информации.
Умственная отсталость может быть вызвана аномальным развитием головного мозга. Микроцефалия (недостаточный размер мозга), гидроцефалия (полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга), лиссэнцефалия (недоразвитие головного мозга) и понтоцеребеллярная гипоплазия (гипоплазия мозжечка) могут быть причинами умственной отсталости или слабоумия.
Часто патогенез нарушений психического развития связан с неисправностями в обмене веществ или выработке ферментов, таких как фенилкетонурия. У новорожденных, послеродовая умственная отсталость может быть вызвана гемолитической болезнью новорожденного, что происходит в результате резус-конфликта во время беременности. Это может привести к серьезным нарушениям корковых и подкорковых нейронных узлов головного мозга.
Среди социальных факторов, которые могут способствовать ЗПР, следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общения с другими людьми из-за инвалидности и авторитарного воспитания, где присутствует беспрекословное подчинение. Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.
Задержка речевого развития у детей может возникать по разным причинам, включая наследственные особенности, мозговые процессы, инфекционные заболевания и другие факторы. Она проявляется в разной степени у разных детей, и может вызывать эмоциональное напряжение как у родителей, так и у самого ребенка.
Для коррекции задержки речевого развития необходимо обратиться к специалистам — логопеду, педагогу, психологу, неврологу или психиатру. Эти специалисты проводят индивидуальные занятия с ребенком, используя различные методы и материалы для обработки слов, учебных текстов и игровых процессов
Также важно работать над концентрацией и логическим мышлением.
В лечении задержки речевого развития важно учитывать возрастные особенности ребенка и его интересы. Однако, для достижения наилучшего результата, часто требуется комплексный подход, включающий в себя работу со всеми сторонами развития
Для выбора оптимального курса коррекционных занятий, можно обратиться к различным организациям и центрам, предоставляющим услуги по логопедии и психологии
Важно выбрать сертифицированный центр с лицензией на проведение реабилитации и политикой конфиденциальности
Классификация задержки развития
Особенности морфолого-синтаксического оформления простых распространенных предложений детьми с задержкой психического развития
Наибольший процент детей (67,5%) показали V уровень, для которого характерно воспроизведение предложений с изменением смысла из-за нарушения синтаксической структуры или замены слов, несущих основную смысловую нагрузку. В большинстве случаев дети не могли достроить смысловую программу предложений без стимулирующей помощи взрослого. При правильном завершении предложений характерна их смысловая неполнота — замена низкочастотных глаголов высокочастотными, их замена по семантическому сходству. (Андрей С, 5 лет. Вместо «Мама вышивает. Мама пришивает. Маша вяэюет». — использует глагол «шьет».
Борис Ц., 5,8лет. Вместо «Художникрисует картину». -«Дожик пишит катину».; «Толя покупает лимон». — «Коля подает лимон».)
Характерной ошибкой является также пропуск глагола. (Марина С, 4,8 лет. «Маша пьет горячий чай». — «Мама голячи чий».; «Белка сидит на дереве». — «Белка а деле».)
20 % детей оказалось на IV уровне. Для этих детей характерно воспроизведение предложений с изменением смысла из-за нарушения синтаксической структуры предложений или замены слов (в основном глаголов), несущих основную смысловую нагрузку, наличие в предложениях грубых аграмматизмов (Коля С, 4,8 лет. Вместо «Дедушка леэюит на диване». — «Деуша сит диван».; «Вова рисует самолет карандашом». -«Вова ишет ашом».), а также невозможность достроить смысловую программу в более распространенных предложениях.
7,5 % детей — на VI уровне. Для этих детей характерно воспроизведение предложений с заменой слов, не несущих основной смысловой нагрузки, но в единичных случаях — замены (по семантическому сходству) слов основной смысловой нагрузки.
5 % детей показали III уровень выполнения задания. Это дошкольники первого года обучения старших групп, которые не смогли в большинстве случаев достроить смысловую программу предложений, даже при стимулирующей помощи взрослого, в более сложных заданиях — отказ от выполнения задания.
Это происходит по нескольким причинам. На наш взгляд, определенное значение имеет недостаточный уровень развития операций порождения высказывания внутреннего программирования и грамматического структурирования, а также трудности в поиске нужной лексемы. При этом содержание наглядной ситуации было понятно детям, но выразить его в речи они затруднялись, прибегали к жестам.
Дошкольники с ЗПР 6 лет показали следующие результаты выполнения заданий.
Наибольший процент детей (50%) показали V уровень, для которого характерно воспроизведение предложений с изменением смысла из-за нарушения синтаксической структуры или замены слов, несущих основную смысловую нагрузку. В большинстве случаев дети не могли достроить смысловую программу предложений без стимулирующей помощи взрослого. При правильном завершении предложений характерна их смысловая неполнота — замена глаголов по семантическому сходству, трудности в поиске нужной лексемы.
22,5 % детей — на VI уровне. Для этих детей характерно воспроизведение предложений с заменой слов, не несущих основной смысловой нагрузки, но в единичных случаях — замены (по семантическому сходству) слов основной смысловой нагрузки.
27,5 % детей показали VII уровень выполнения заданий, для которого характерно воспроизведение предложений с сохранением смысла высказывания, но с пропуском или заменой отдельных слов, не несущих основной смысловой нагрузки. Данную категорию в основном составляют дети подготовительных групп д/с второго и третьего года обучения. Характерная ошибка здесь — упрощение конструкции предложения. (Антон К., 6 лет. Вместо «Маша пьет горячий чай». — «Маша пьет чай».; «Птицы сидят па тонкой ветке». — «Птицы сидят на ветке».)