Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития у детей: симптомы, диагностика, коррекция и обучение

Симптомы

Обычно задержка раннего психического развития у детей диагностируется в 5-7 лет. Но определенные признаки отставания в развитии могут быть замечены и раньше – для каждого периода жизни ребенка существуют определенные нормы развития, и грамотный педиатр может заметить те или иные отклонения. Но незначительные отклонения в развитии становятся заметны уже в школьном возрасте.

Если говорить о детях 5-7 лет, то у них отмечаются такие симптомы:

•    незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усилием воли вести себя «как надо», не понимает, почему нужно спрашивать разрешения или делиться игрушками, или почему родители не могут купить ему игрушку, может быть агрессивным или истеричным

•    примитивность игр. Игры таких детей не имеют сюжета или ролевых компонентов, они «механичны», просты. В ряде случаев игры разрушительны (ребенок специально ломает игрушки, разбрасывает предметы и так далее). Также дети могут постоянно двигаться, бегать, прыгать, но без конкретной цели и взаимодействия со сверстниками

•    задержка речевого развития. Существует два варианта. Первый – ребенок не разговаривает или разговаривает крайне мало, имеет скудный словарный запас, его речь отстает от возрастной нормы. Второй – речевая активность даже избыточна, но несвязная, ребенок говорит все, что можно и нельзя, часто отвечает невпопад

•    повышенная двигательная активность. Она может быть патологически высокой – ребенок не может долго сидеть на месте, не контролирует свое поведение. Или, наоборот, дети могут быть слишком тихими и стеснительными

•    низкий уровень восприятия. У детей с ЗПР низкий уровень восприятия, они хуже воспринимают и перерабатывают поступающую информацию. Неспособность найти вещь, неумение дорисовать, достроить объект или, наоборот, выделить часть от целого – характерные признаки ЗПР

•    сложности с обучением. К 1 классу дети не могут отличить главного от второстепенного в заданиях, их мышление инертно. Наряду с неразвитостью речи и скудным словарным запасом, плохо развит фонематический слух, есть сложности с логико-грамматическим распознаванием речи. При письме дети могут пропускать или переставлять буквы, писать их зеркально.

Методы диагностики ЗРР у ребенка

Понятие ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – понятие, которое использовалось до 1997 г. в дошкольной психологии и педагогике, а также могло быть применено к обучающимся начальных классов. В 1997 г. приказом Минздравоохранения вместо этого термина введены определения из Международного классификатора: «расстройство психологического (психического) развития», «эмоциональные расстройство и расстройство поведения в детском и подростковом возрасте». Для постановки официального врачебного диагноза понятие «симптомы ЗПР у детей» не годится, но продолжает активно использоваться в российской дефектологии и педагогике, в частности в 2015 г. была разработана и рекомендована к использованию Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), а в 2016 г. она вступила в силу в школах России.

Таким образом, симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) включают характеристики развития памяти, внимании, восприятия, эмоционально-волевой сферы, мышления дошкольника в темпе, не соответствующем средним возрастным нормам.

Причины развития

Остеопатическое лечение
Прием остеопата — 1 сеанс/1 час 7000
Прием остеопата Кишиневского Е.В. (заслуженный врач РФ) — 1 сеанс/1 час 10000

Множество разных факторов может привести к задержке психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста. Они могут быть как биологическими, так и социальными.
Среди наиболее распространенных причин ЗПР у детей следует отметить следующие:

  • Нарушения эмбрионального развития, такие как краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция и ВИЧ. Также опасны дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков и курение. Отравление фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации также могут оказать влияние.
  • Проблемы, связанные с перинатальным периодом, такие как недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга и энцефалит.
  • Тяжелые соматические заболевания, например, рахит, нейроинфекции, грипп и эпилепсия, также могут стать причиной ЗПР у детей.

В результате этих факторов происходит дефект нейробиологического и функционального развития мозга у ребенка.

Существует множество причин, которые могут вызвать задержку психического развития (ЗПР) у детей. Некоторые из них связаны с наследственностью, и заболевание может передаваться из поколения в поколение. Например, синдромы Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге и Дауна могут привести к врожденной психической задержке.
Задержка развития ребенка вторичного характера может возникнуть в связи с нарушениями зрения или слуха. Другими причинами являются дефект речи и дефицит общения и сенсорной информации.

Умственная отсталость может быть вызвана аномальным развитием головного мозга. Микроцефалия (недостаточный размер мозга), гидроцефалия (полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга), лиссэнцефалия (недоразвитие головного мозга) и понтоцеребеллярная гипоплазия (гипоплазия мозжечка) могут быть причинами умственной отсталости или слабоумия.
Часто патогенез нарушений психического развития связан с неисправностями в обмене веществ или выработке ферментов, таких как фенилкетонурия. У новорожденных, послеродовая умственная отсталость может быть вызвана гемолитической болезнью новорожденного, что происходит в результате резус-конфликта во время беременности. Это может привести к серьезным нарушениям корковых и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

Среди социальных факторов, которые могут способствовать ЗПР, следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общения с другими людьми из-за инвалидности и авторитарного воспитания, где присутствует беспрекословное подчинение. Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.

Задержка речевого развития у детей может возникать по разным причинам, включая наследственные особенности, мозговые процессы, инфекционные заболевания и другие факторы. Она проявляется в разной степени у разных детей, и может вызывать эмоциональное напряжение как у родителей, так и у самого ребенка.

Для коррекции задержки речевого развития необходимо обратиться к специалистам — логопеду, педагогу, психологу, неврологу или психиатру. Эти специалисты проводят индивидуальные занятия с ребенком, используя различные методы и материалы для обработки слов, учебных текстов и игровых процессов

Также важно работать над концентрацией и логическим мышлением.
В лечении задержки речевого развития важно учитывать возрастные особенности ребенка и его интересы. Однако, для достижения наилучшего результата, часто требуется комплексный подход, включающий в себя работу со всеми сторонами развития

Для выбора оптимального курса коррекционных занятий, можно обратиться к различным организациям и центрам, предоставляющим услуги по логопедии и психологии

Важно выбрать сертифицированный центр с лицензией на проведение реабилитации и политикой конфиденциальности

Диагностика и лечение ЗПР у детей

Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов

Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза

Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.

Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом

Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений

При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.

Симптомы ЗПР у ребенка в 3 года

Дети не похожи друг на друга, в современной дошкольной педагогике понятие «нормы» практически не используется. Программы дошкольного образования говорят о том, чему ребенок должен научиться и чему имеет возможность научиться. Однако некоторые особенности в формировании познавательных способностей дефектологами классифицируются как признаки ЗПР в 3 года. Назовем наиболее заметные симптомы:

  • активный словарь состоит из 20 слов;
  • нечеткое произношение звуков, неправильное образование форм слов («съедает» окончания);
  • не сформирован грамматический навык объединения слов в словосочетания и предложения;
  • нет устойчивых знаний о названиях и признаках привычных предметов, частей тела, названиях цветов;
  • не развита способность понимать связный текст;
  • возникают сложности с выполнением просьб и поручений взрослых;
  • в игровой деятельности проявляется неразвитость воображения, однотипность игровых действий;
  • невнимательность и утомляемость;
  • ребенку сложно сформулировать свои потребности и просьбы;
  • склонность к агрессивному поведению, истерическим реакциям и др.

Когда ребенок с указанными симптомами начинает посещать дошкольную образовательную организацию, ему сложно концентрировать внимание в процессе занятий, выполнять задание до конца. У него слабо развиты механизмы логических действий, он затрудняется сравнивать, классифицировать, выделять признаки предметов, беседовать по тексту или сюжету игры

Симптомы или как проявляется заболевание

Признаки ЗПР у детей

Как проявляется ЗПР в раннем возрасте? У малыша до 3-х лет можно заподозрить задержку психологического развития на основании ряда признаков. У детей наблюдают отставание в формировании речи, они позже других начинают гулить, лепетать.  У них не вызывают интерес игры по возрасту, прослушивание сказок, стихов, просмотр мультиков

Внимание концентрируют на очень короткое время. Проблемы с моторикой могут проявляться поздним началом ползания, ходьбы, прыжков и бега

Малыши эмоционально лабильны, нередко раздражительны, капризны, плаксивы, плохо идут на контакт с окружающими. Они не могут выполнять просьбы, состоящие из нескольких действий, например, пойти в другую комнату, открыть шкаф и взять определенный предмет.

Однако основные симптомы ЗПР проявляются трудностями в обучении у детей в более старшем возрасте. К особенностям развития детей с ЗПР после 4 лет можно отнести следующие нарушения:

Внимание — кратковременное, поверхностное, при обучении ребенок постоянно отвлекается, не может выполнять несколько задач одновременно.
Восприятие — возникают сложности при формировании мыслительных образов, поэтому в процессе обучения лучше использовать наглядные пособия, могут появиться трудности с ориентацией в пространстве, с узнаванием предметов в незнакомой обстановке.
Память — избирательна, мозаична, зрительные образы запоминаются гораздо лучше, чем слуховые.
Мышление — при ЗПР наблюдаются сложности со сравнением, логикой, анализом и обобщением фактов.
Моторика — характерна неуклюжесть, маленькие пациенты испытывают трудности с координацией движений, часто выявляют тики и гиперкинезы.
Речь — задержка психоречевого развития проявляется искажением произношения звуков, снижением словарного запаса, речь простая, с множеством грамматических и лексических ошибок.
Эмоциональная сфера — выявляется склонность к частой смене настроения, иногда дети агрессивны, конфликтны, тревожны, часто безинициативны, легко внушаемы.

ЗПР у подростков имеет те же клинические проявления, что и у детей начального школьного возраста. Для подросткового периода чаще применяют термин конституциональный инфальтилизм или другие адекватные формулировки.

Черты детей с ЗПР

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Симптомы задержки психического развития у дошкольников

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;

симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы

Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

  • если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
  • малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
  • во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
  • часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

  • при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
  • дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
  • ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.

Прогноз последствий и осложнений

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Стереотипность мышления, его шаблонность.

Наглядно-образное мышление

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному
образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности,
целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок
затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить
взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе
собственной деятельности.

Логическое мышление.

У
детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших
мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

— Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может
выделить главное, выделяют незначительные признаки);

— Сравнение (сравнивают предметы по
несопоставимым, несущественным признакам);

— Классификация (ребенок осуществляет
классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может  объяснить
то, почему он так поступил).

У всех детей с ЗПР уровень логического мышления
значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с
нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные
выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами
умозаключений:

1. Индукция (ребенок способен делать общий вывод
путем частных фактов, то есть от частного к общему).

2. Дедукция  (от общего к частному).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при
выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления –
осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы
дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий
направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить
отношения. По мнению Ульенковой  У.В.,
«дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций.
Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные
ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи

При работе с этими
детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления»

Заключение

Задержка психического развития проявляется в
замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в
интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные
способности ребенка не соответствуют возрасту.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в
мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти,
причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного,
кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и
особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач,
связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез,
обобщение и абстрагирование.

Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим
особый подход.

Требования к обучению, учитывающие особенности детей с
ЗПР:

1

Соблюдение определенных гигиенических
требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо
проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и
размещение детей на занятиях

2

Тщательный подбор наглядного материала для
занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал
внимание ребенка

3

Контроль за организацией деятельности детей на
занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида
деятельности другим, включать  в план занятий физкультминутки

4. Дефектолог должен следить за реакцией, за
поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.

Список использованной
литературы:

1. Власова Т.А.
и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.М.1985 г.

2. Дети с ЗПР/
под ред. Власовой Т.А. М., 1983 г.

3. Лебединский
В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1984 г.

4. Певзнер М.С.
и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985
г.

5. Поддубная
Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с
ЗПР//Дефектология, №4, 1980 г.

6. Стрекалова
Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №4,
1982 г.

7. Стрекалова
Т.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №1,
1987 г.

8. Ульенкова
У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990 г.

9. Хрестоматия:
дети с нарушениями развития/ сост. Астапов В.М., 1995 г.

Классификация задержки психического развития (ЗПР)

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию

ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

Причины задержки психического развития

Причинами для возникновения задержки психологического развития у маленького пациента могут послужить следующие факторы:

  1. плохое физическое состояние матери в момент вынашивания малыша. На развитие психологического здоровья плода негативно влияют перенесенные матерью инфекции, интоксикация или даже травмы;
  2. внутриутробная нехватка кислорода у плода;
  3. сложности в процессе родов, удушье пуповиной, травма шейных позвонков при родах;
  4. перенесенная тяжелая инфекция, вызывающая воспалительные процессы в головном мозге;
  5. генетические отклонения, влияющие на развитие структуры головного мозга;
  6. негативные воспитательные процессы, которые могут повлиять на психологическое состояние ребенка. В частности, к таким случаям можно отнести гиперопеку, жестокое обращение с ребенком или полное равнодушие родителей к воспитательным процессам. Замечено, что детский ЗПР чаще всего присущ для асоциальных семей, в которых воспитанию малышей вообще не уделяется внимания;
  7. психические травмы, перенесенные в раннем возрасте.
  • Все вышеперечисленные факторы относятся к психолого-педагогическим. Однако некоторые заболевания тоже могут повлиять на психологическое развитие ребенка. К таким можно отнести:
  • внутриутробные аномалии развития ЦНС;
  • врожденные невралгические заболевания;
  • скопление лишней жидкости внутри головного мозга (гидроцефалия);
  • внутричерепная гипертензия;
  • злокачественные или доброкачественные новообразования головного мозга;
  • патологические процессы в сосудах головного мозга.

Лечение

  1. Комплексную реабилитацию.
  2. Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу
    различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к
    обучению).
  3. Лекарственное воздействие.
  4. Занятия с психологом.

Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей
и логического мышления, а также на формирование основных понятий:

  • о размере и форме;
  • о различии «большой» и «маленький»;
  • объединение предметов в группы по определенному
    признаку.

Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций.
Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется
собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких
людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в
дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.

Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и
при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.

Помните! На начальном этапе обучения проблемы возникают даже у детей, здоровых психически с рождения. Эти трудности временные и преодолеваются при поддержке и помощи воспитателей и родителей.

Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.

насторожить родителей и стать поводом показать сына или дочь специалисту.

Проще всего заметить признаки ЗПР у детей 4-5 лет. Именно в этом возрасте они уже ведут активное инициативное общение со сверстниками, и показывают первые успехи в дошкольной подготовке, интересуются буквами, цифрами, написанием слов и т.д.

Особенно это важно при задержках речевого развития. Если к 4-5 годам отсутствуют речевые навыки, вероятность успешного лечения составляет меньше 1%

Если же речи нет и к 7 годам, то более 90% вероятности, что она уже не появится.

Симптомы и признаки ЗПР в 2 года

Нормально развивающийся маленький человечек к полутора-двум годам уже уверенно ходит, с удовольствием говорит первые слова и предложения, способен запоминать небольшие стихотворения наизусть, подвижен, активен и любознателен, успешно осваивает навыки самообслуживания.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся и выделенные в психолого-педагогической литературе симптомы ЗПР у детей в 2 года:

  • не знает своего имени, не реагирует на простые вопросы (покажи мячик, где мама);
  • не говорит первых слов (мама, дай), не пытается повторять слова за взрослыми;
  • наблюдается течение слюны, язык часто высовывается изо рта;
  • присутствуют проблемы со сном (сложно уложить, сон некрепкий и прерывистый);
  • склонность к капризам, длительному плачу, раздраженности и др.

Симптомами и признаками задержки психического развития (ЗПР) являются сложности с удерживанием внимания на каком-либо предмете или процессе. Например, дети не могут сосредоточиться на книжке, которую показывают родители, на стихотворении, которое им читают, не могут сконцентрироваться на несложной игре, не интересуются просмотром мультфильмов.

Симптомы задержки психического развития у детей в разных возрастных промежутках

Иногда признаки расстройства можно наблюдать у детей сразу после рождения, а в некоторых случаях, проблемы начинают проявляться уже в школьном возрасте и позже

Важно научится вовремя разглядеть особенности вашего малыша


Рассмотрим основные тревожные симптомы для разных возрастных категорий детей:

  1. ЗПР до года: поздно начинает держать головку, ползать, ходить, говорить, пользоваться столовыми приборами.
  2. Признаки ЗПР в год – тихий, неэмоциональный ребенок, с ограниченным или отсутствующим набором простых слов, не проявляет реакции на обращение к нему.
  3. ЗПР 2 годат– нет желания познавать что-то новое за счет повторения за окружающими, примитивный набор слов (до 20), нет умения составлять логические фразы и предложения, ограниченные навыки памяти.
  4. Симптомы ЗПР у детей 3 лет – быстрая неосознанная речь с проглатыванием звуков, слогов или окончаний слов, при ответе на вопрос может долго размышлять и повторять сам вопрос, движения замедленные или проявляется гиперактивность, познавать окружающий мир желания нет, агрессивность, повышенное слюноотделение, узкий спектр эмоций, могут проявляться признаки ДЦП.
  5. ЗПР 4 года – плаксивость, агрессивность, эмоциональная нестабильность, беспричинный смех или истерика, слаборазвитая речь, игнорирование просьб взрослых, сложность в контактировании с окружающими.
  6. ЗПР у дошкольника 5 лет – игнорирование сверстников, агрессивность или полная пассивность, резкие перепады настроения, речевые сложности, особенно в построении даже простого диалога, сложности с памятью, отсутствие простых бытовых навыков.
  7. ЗПР 6 лет ­– поведенческие нарушения, сложности в концентрации внимания, выполнении элементарных бытовых навыков, заметное отставание от сверстников в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
  8. ЗПР у детей симптомы 7 лет – сложности с чтением, проблемы с логическими задачами и математическими вычислениями, отсутствие эмоционального контакта со сверстниками, скупой речевой запас, сложности в озвучивании своих мыслей и просьб, проблемы поведенческого характера (агрессия, плаксивость, нытье, замкнутость в себе, безосновательный смех и т.д.).
  9. Особенности ЗПР у подростков – психическая неустойчивость, не развита самооценка, нет устойчивости к критике, старается избегать коллектив, психомоторная расторможенность и возбудимость, подавленная познавательная активность, ограниченная память (чаще кратковременная), нарушение словесно-образного, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, речевые нарушения, отсутствие мотивации, развитие инфантилизма. Характерным симптомом психофизического инфантилизма – истероидная психопатия и депрессивные состояния.

В раннем возрасте проблематично диагностировать ЗПР. Максимально выраженные симптомы можно наблюдать в дошкольном возрасте, когда уже должны быть сформированы навыки самообслуживания, ориентации в пространстве, коммуникабельности, полноценно развитая память и сформированная речь.
В независимости от возраста, в котором была диагностирована задержка психического развития, к коррекции данного состояния необходимо приступить незамедлительно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: