Аутизм. консультации для родителей детей с рас

Консультация психолога «детское горе и его стадии»

Диагностика аутизма у детей раннего возраста

В настоящий момент самый острый вопрос стоит в области ранней диагностики аутизма, крайне важно понимать как проявляется аутизм у детей.Исследования говорят нам о том, что чем раньше происходит выявление и постановка диагноза, тем быстрее дети могут получить доступ к необходимой помощи и службам поддержки. А следовательно доступ к ранней помощи детям с РАС помогает им лучше учиться в школе и функционировать в повседневной жизни

Важно понимать, что аутизм – это расстройство развития и оно не происходит внезапно, само по себе. Расстройство аутистического спектра относится к нарушениям психического здоровья и является врожденным нарушением. Таким образом аутизмом невозможно заболеть и потом вылечиться. Ребенок уже рождается с особенностями поведения, которые говорят о том, что ребенку сложнее выстраивать социальные отношения, коммуницировать и развиваться, чем обычному ребенку. На сегодняшний день не существует лабораторных методов диагностики аутизма, мы не можем, например, взять кровь и по ней определить есть или нет у ребенка аутизм. Также мы не можем использовать методы МРТ и КТ, они не дадут нам достоверных данных о наличии или отсутствии аутизма. Сегодня мы можем провести диагностику только наблюдая за поведением ребенка, общаясь с его родителями, и на основании диагностических критериев специализированных шкал, сопоставить наши наблюдения с диагностическими классификациями. Обычный человек, просто прочитав в интернете «красные флажки» аутизма или пройдя небольшой тест, не может поставить такой серьезный диагноз как аутизм. Также важно знать, что далеко не каждый врач может поставить этот диагноз. Для того, чтобы иметь возможность ставить диагностическую категорию «РАС» специалист должен пройти определенное углубленное обучение по использованию диагностических методик золотого стандарта диагностики аутизма. На данный момент к ним относятся: методика АДОС-2 (Ados-2), SCQ, Adi-R. Методика Адос-2 позволяет провести структурированное наблюдение при помощи выполнения ребенком специально подготовленных и проводимых диагностических проб. Данную методику проводят специалисты, прошедшие обучение по использованию методики. Это могут быть педагоги, психологи, логопеды, врачи. Однако стоит помнить, что официальный диагноз в нашей стране может выставить только врач-психиатр после 3 лет. Зарегистрируйтесь на наш курс по методике Адос-2, который поможет получить представление о широких возможностях применения данной методики для детей раннего возраста.

Обучение специалистов по работе с детьми с аутизмом (РАС)

Итак, что же важно знать специалисту и какое обучение важно пройти по работе с детьми с аутизмом?

Во первых, специалисту важно знать диагностические критерии РАС и нюансы постановки диагноза.
Во вторых, важно научится проводить оценку развития ребенка и понимать его функциональный уровень.
В третьих, надо научиться ставить верные цели и задачи индивидуальной программы ранней помощи.
В четвертых, надо научиться реализовывать индивидуальную программу ранней помощи в игровом подходе .
Ну и в пятых, важно научится приемам и способом сопровождения родителей.

Все эти знания вы можете получить на нашем курсе по практике применения программ ранней помощи для детей с РАС и их семей на основе Денверской модели раннего вмешательства. Авторы курса – Самарина Лариса и Ермолаева Евгения – сертифицированные специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства. Данный тренинг поможет детально ознакомиться с использованием Денверской модели раннего вмешательства, а также отработать на практике стратегическое применение Денверской модели в клинической практике специалиста.

Следуйте за интересами вашего ребёнка

Родители часто транслируют собственные  интересы на детей: например, мама любит наряжаться, поэтому она покупает нарядную одежду для дочери, которая присоединяется к маме в её интересах. Папа любит хоккей, поэтому он много рассказывает сыну о хоккее и хоккеистах, покупает настольный хоккей и зимой тянет ребенка на лед.

Дети с аутизмом менее гибкие в своих интересах, чем типичные дети, поэтому зачастую навязывание интересов для них — тяжёлая ситуация. Вам вряд ли удастся заставить их участвовать в ваших любимых играх. Лучше ориентироваться на интересы вашего ребёнка.

Ваш ребёнок любит модели поездов? Найдите внутри самого себя любителя железных дорог — он наверняка живет и в вас! Ребёнок очарован каким-то мультфильмом? Смотрите вместе, и вы тоже увлечётесь. Найдите возможность присоединиться к ребёнку в его интересах, и вы увидите новые возможности для совместного интересного досуга.

Пусть папа принимает участие и в играх и в воспитании!

Очень часто дети живут в мире женщин. Это происходит по ряду причин: матери обычно более тесно связаны с ребёнком, особенно с ребенком-аутистом, они обеспечивают ежедневный уход и выбор методов лечения. Женщины чаще выбирают профессии врачей и педагогов. Но гораздо более важным является тот факт, что отцы мальчиков с РАС часто сталкиваются тем, что их сын просто не понимает типично мужской деятельности, такой как командные виды спорта, работа с инструментами, и т.д.

Без представления о том, как коммуницировать со своим необычным ребенком, многие отцы просто отходят в сторону, позволяя матери взять инициативу в свои руки и теряя возможность подключиться к интересам сына. Зная особенности вашего ребёнка, ищите альтернативы, например пешие прогулки вместо футбола. Вы можете обнаружить множество общих интересов, нужно лишь посмотреть не стандартно.

Игры с друзьями

Помню, когда моему сыну диагностировали аутизм, у моих друзей были дети того же возраста, что и Тайлер

Моему сыну было важно находиться в компании нейротипичных детей. Тем не менее, некоторые друзья вели себя так, будто аутизм заразен, и не хотели, чтобы их дети играли с моим сыном

Я помню, как муж одной моей хорошей подруги выразил неудовольствие моим сыном и его аутизмом. После этого я никогда не приглашала их с детьми, так как чувствовала, что муж подруги не хочет, чтобы мой сын играл с ними. Я столкнулась с жестокой действительностью — в то время как некоторые люди принимают наших детей, другие — явно нет.

Что же можете сделать вы? Если у вас есть подруга, воспитывающая ребенка с аутизмом, пригласите ее с детьми в гости, чтобы дети могли поиграть вместе. Будет ли это обычной встречей, где дети вместе играют? Может да, а может быть, и нет. Это зависит от самих детей. Даже если не произойдет обычной совместной игры, такая встреча даст возможность ребёнку с аутизмом перенять социальное поведение и навыки у других детей. Для некоторых нейротипичных детей такая встреча может стать уроком принятия и толерантности по отношению к людям, которые отличаются остальных. Научиться принятию проще всего через практику. Так что и для нейротипичного ребёнка в этом есть польза. Для обеих семей это может стать хорошим опытом.

Капсуляция детских переживаний

При переживании горя по детскому типу у малыша есть риск остаться один на один со своей бедой. Не высказывая эмоций, взрослые не понимают, чувствует ребенок горе или нет, а поэтому считают, что малыш просто легко перенес ситуацию и не предал ей значения. Уже в самой первой, острой фазе беды ребенок оказывается один на один со своими переживаниями, что приводит к их капсуляции. Негативные эмоции закупориваются, словно в капсулу, при этом они не становятся легче. Ребенок их закрыл на самой острой стадии переживания горя, когда ему никто не помог чувствовать себя лучше, не поддержал.

Открытые эмоции со временем становятся менее тяжелыми, поскольку получили поддержку от взрослых. Переработанные эмоции, пропущенные через поддержку и понимание, «болят» гораздо меньше. Закапсулированное горе, не получившее должного внимания со стороны, может откликнуться через много лет, уже будучи во взрослом возрасте.

Иногда эта капсула так и не открывается, не давая возможности выйти горю и переживаниям. Человек живет относительно спокойно, не задумываясь о своей беде. Этому способствует стабильная жизненная ситуацию или профессиональная поддержка хорошего психолога, знающего о пережитом в детстве. Но часто такие капсулы вскрываются спонтанно, в самое неподходящее время, когда человек находится в состоянии стресса, кризиса. Достаточно небольшой дестабилизации, как все может обернуться затяжной депрессией.

Носить не пережитое в себе горе тяжело. Порой человек даже не может вслух назвать беду, поскольку боится того, что произойдет с ним в следующий момент. Заблокированная в себе боль живет с человеком все время и тянет его в тот день, когда случилось несчастье. Ежедневная психологическая нагрузка отнимает жизненную энергию и силы. Даже если человек пытается забыть о боли, не вспоминает о ней и не ощущает ее, то это все равно остается тем тяжелым камнем, который давит ежедневно.

Взрослые после перенесенной детской травмы часто описывают свое состояние, как опустошенность, иногда у них появляется беспричинная паника, они чувствуют в себе дыру, через которую утекает жизненная энергия. Возникает необходимость постоянно черпать силы, а удержать энергию никак не удается. Походы к психологу могут помочь, если грамотно «достать» капсулу и раскрыть проблему. Лечение достигает успеха за короткий срок, но проблема в том, что не все носители знают о том, что имеют детскую травму, не пережитое горе.

Взрослые при детской травме должны понимать, что если ребенок, даже маленький, испытывает привязанность к чему-то или кому-то, то при потере он уже способен ощущать негативные эмоции. Реакция у малыша так или иначе есть, остается определить только в какой форме он реагирует на событие. Даже если внешне реакция ребенка не проявляется, нужно знать – эмоция законсервирована внутри.

Как помочь пережить горе по взрослому типу

Возможность отдохнуть

Вне зависимости от возраста ребенка с аутизмом, его родителям сложно найти возможность отдохнуть. Многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья всецело поглощены своими каждодневными обязанностями. Некоторые дети с нарушениями аутистического спектра плохо спят ночью, что еще больше истощает силы родителей.

При этом, когда у вас ребенок с особыми потребностями, может быть сложно найти кого-то, кому можно доверить заботу о нем. Например, я без труда нашла по соседству девушку-подростка, которая присматривала за моей 4-летней нейротипичной дочерью. Но когда мой сын с аутизмом был в этом возрасте, его совершенно невозможно было оставить под присмотром неподготовленной молодой девушки. В то время мой сын говорил всего несколько слов и имел множество поведенческих особенностей, так что я могла доверить его только моим родителям или другому взрослому.

Что из этого следует, если вы друг или родственник? Предложение короткой передышки, пока с ребенком посидит доверенный друг или родственник, знающий как правильно взаимодействовать с ребенком, будет встречено с восторгом. Будет ли это один час или один вечер, любое предложение станет бесценным подарком для вашего друга. Вроде бы простая любезность, но для изнуренных родителей несколько часов, чтобы походить по магазинам или просто провести время вдвоем — роскошь.

Конфиденциальность

Некоторые родители, как и я, открыто рассказывают о диагнозе ребенка. Другие не хотят обсуждать это ни с кем, за исключением, возможно, близких друзей и родственников. А на противоположном конце шкалы принятия находятся родители, которые могут отрицать диагноз и не станут обсуждать это ни с кем.

Но независимо от того, рассказываем ли мы о наших детях и об аутизме, мы ожидаем соблюдения конфиденциальности. Если мы откровенны с друзьями и родственниками, это не значит, что мы хотим, чтобы они рассказывали другим о наших детях и других наших делах. Конфиденциальность особенно важна для родителей, которые решили не рассказывать о диагнозе своего ребенка. Казалось бы, здравый смысл подсказывает, что не стоит сплетничать о чужих детях, однако не лишне напомнить, что, если мы рассказываем вам о чем-то, пожалуйста, без нашего разрешения не рассказывайте об этом никому.

Будьте терпеливы

Некоторые аутичные люди просто ненавидят перемены. Особенно ярко это проявляется в детях. В результате у вас может занять очень много времени, прежде чем вы сможете привнести что-то новое в их жизнь: от новой игры или места прогулок до нового мультика. Это не значит, что вы обречены жить в «Дне сурка», это значит, что вам необходимо быть очень, очень терпеливыми. Начинайте нововведения с картинок и разговоров. Потом привлекайте ребёнка к новой игре на самых коротких заданиях.

Если вы с ребёнком-аутистом впервые начинаете играть с лего, поначалу просите его просто насыпать в свой карман детальки — столько, сколько влезет. Потом — рассортировать их по цветам или по формам. Потом поставить друг на друга как можно больше деталей…

Программа ранней помощи для ребенка с РАС (аутизмом)

На этапе построения программы также обычно в команду входят несколько специалистов: педагог, психолог, логопед, поведенческий аналитик и специалисты по сенсорной интеграции

Очень важно, чтобы программа ранней помощи для ребенка с РАС была комплексной и основывалась на методиках, имеющих научно-доказанную базу.В настоящий момент к таким методам относится прикладной анализ поведения, а для раннего возраста это денверская модель раннего вмешательства для детей с РАС и их семей (EDSM). В чем состоят основные принципы работы программ ранней помощи для детей с аутизмом и их родителей?

Опора на развитие необходимых функциональных навыков – а это навыки общения и взаимодействия с людьми, навыки игры и навыки саморегуляции.
Развитие ребенка в естественных жизненных ситуациях — ситуациях приема пищи, прогулки, купания, игры и тд. Те мы не создаем какие-то особенные условия обучения, а встраиваем развивающие моменты в повседневную жизнь ребенка и семьи.
Индивидуальный подбор целей и построение индивидуальной программы для каждого ребенка

Это значит, что у каждого ребенка будут свои задачи развития и специалист придумает необходимые конкретно для этого ребенка и семьи способы их реализации в обычных домашних занятиях.
И самое важное, что отличает программы ранней помощи детям с РАС – это помощь и поддержка их родителям!

Ранняя помощь для детей с РАС учитывает законы развития и знает, что в раннем возрасте маленькие дети лучше всего учатся от собственных родителей. Поэтому основная задача специалистов – построение диалога с родителями, овладение стратегиями сопровождения и коучинг родителей. Бережное сопровождение родителей на каждом этапе работы является залогом эффективной помощи родителям детей с аутизмом.К счастью, Денверская модель для детей (ESDM) включает в себя и учитывает все эти принципы, поэтому является рекомендованной к применению для детей с РАС.

Признаки аутизма у детей

Давайте рассмотрим, как проявляется аутизм у детей и на что стоит обратить внимание в первую очередь:

На то, как ребенок строит отношения с другими людьми-есть ли у ребенка улыбка, в ответ на улыбку взрослого, привлекает ли ребенок внимание взрослого, когда хочет что-то показать или попросить, любит ли ребенок играть в игры на коленях и тд.
Второе, на что важно смотреть, как ребенок общается: реагирует ли он на имя, указывает ли пальчиком, когда хочет что то попросить, если ли у ребенка слова, понимает ли он инструкции.
Третье, на что мы смотрим — это область интересов и поведение ребенка. Есть ли у ребенка ритуалы, зацикленность на какой то одной деятельности, как ребенок относится к изменениям, часто ли он закатывает истерики и капризничает

Четвертое, мы наблюдаем, есть ли у ребенка какие то сенсорные особенности: например, ребенок не любит воду, закрывает уши от громкого звука, не дает надевать одежду на тело

Задача родителей и специалистов (педиатров, неврологов, педагогов, воспитателей, психологов, логопедов) – знать эти ранние признаки РАС и при их обнаружении направить ребенка на проведение соответственного обследования и ранней постановки диагностической категории. Современные методы диагностики позволяют верно определить признаки аутизма уже с 12 месяцев! При таком серьезном нарушении как аутизм, невозможна работа одного специалиста. Как для постановки диагноза, так и для построения программы помощи требуется слаженное взаимодействие разных специалистов. На этапе диагностики это будут врачи (психиатр, невролог, педиатр), которые проанализируют состояние здоровья ребенка и поймут, есть ли у ребенка какие-то нарушения со стороны функций и структур организма, которые можно скорректировать медицинскими методами. А также обученные специалисты, которые проведут наблюдение за развитием ребенка и сделают выводы о наличии или отсутствии РАС.

Держите высокую планку

Родители устают делать одно и то же, день за днем, снова и снова. Жить без изменений — скучно, но ведь не хочется лишний раз беспокоить ребёнка. В момент, когда вы позволите однообразию заполнить всю вашу жизнь, вы потеряете возможность «расти» вместе с ребенком.

Конечно, здорово наслаждаться любимыми делами

Кто не любит перечитать любимую книгу вместе или посещать любимые развлечения из года в год, покупая по дороге мороженое в одном и том же магазинчике? Но важно помнить, что, как и все дети, ваш ребёнок с аутизмом растёт и меняется. Он не может попросить изменить что-либо, он не любит изменения, но вы должны помогать ребёнку переходить на следующий уровень развития

Например, у вас есть макет железной дороги, который ребёнок запускает по 25 раз в день. Постепенно добавляйте в макет препятствия, мост, туннель, по-новому расставляйте фигурки животных и людей, задайте новый маршрут, делайте вместе домики и деревья для макета. Процесс изменений может занять долгое время, но это нормально: вы растёте вместе.

Так что постоянно, не спеша, способствуйте развитию ребёнка, усложняйте игры и задания, добавляйте в них новые правила и события, вводите новые игры и развивайте новые навыки.

Отличным решением для развития ребенка с аутизмом будут занятия по онлайн методике Fast ForWord, которая в игровой форме развивает устную и письменную речь и основные когнитивные навыки у детей с РАС.

Рекомендации родителям по уходу за детьми с РАС

Самообразование: одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать,— это узнать об аутизме и его различных аспектах. Узнайте о различных типах аутизма, о том, какие существуют методы лечения, и о том, как распознать признаки дистресса или трудностей у вашего ребенка. Это поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка и наилучшим образом удовлетворить их.

Установите распорядок дня: установление постоянного распорядка дня может быть полезно для детей с аутизмом, поскольку это помогает им чувствовать себя уверенно и комфортно в своей среде

Кроме того, с помощью распорядка им легче понять ожидания и со временем выработать хорошие привычки.

Создайте атмосферу принятия: важно, чтобы ваш дом был местом, где ваш ребенок чувствует себя в безопасности, не боясь осуждения или критики со стороны окружающих. Поощряйте позитивное взаимодействие между членами семьи и одновременно устанавливайте четкие границы, чтобы все знали, какое поведение допустимо в домашней обстановке.

Ищите поддержки: забота о ребенке с аутизмом иногда может быть непосильной задачей, поэтому не стесняйтесь обращаться за поддержкой к членам семьи, друзьям или профессионалам, таким как терапевты или учителя специального образования, которые специализируются на работе с детьми с аутизмом.

Заботьтесь о себе: как родителю, вам тоже важно заботиться о себе! Убедитесь, что вы достаточно отдыхаете, регулярно занимаетесь спортом, едите здоровую пищу и находите способы расслабиться в течение дня, чтобы у вас было достаточно энергии и терпения при решении сложных ситуаций, связанных с поведением вашего ребенка.

Воспитание ребенка с аутизмом требует терпения, понимания и много любви, но, следуя этим советам, вы сможете обеспечить наилучший уход за вашим малышом!

Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на выявление гиперактивности и импульсивности

Данная статья проверена экспертом:

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог

Как родители могут определить, что их ребенок страдает аутизмом

Диагностируется аутизм у детей до 3 лет. Некоторые типичные характеристики аутизма включают в себя:

  • Отсутствие зрительного контакта. Нормальный развитый ребенок обычно устанавливает зрительный контакт на раннем возрасте, но дети с аутизмом могут избегать его.
  • Задержка в развитии речи. Дети с аутизмом часто начинают говорить позднее сверстников или имеют ограниченный словарный запас.
  • Необычные увлечения. Дети с аутизмом могут проявлять чрезмерный интерес к ограниченному количеству вещей, например, куклам или поездам.
  • Неумение устанавливать контакт с окружающими и находиться в социальных группах. Дети с аутизмом могут игнорировать других людей, избегать взгляда или общения и не понимать социальные нормы поведения.
  • Затруднения с коммуникацией. Дети с аутизмом могут не говорить, потеряли уже наработанные языковые навыки, использовать не адекватный уровень языка в общении, не понимать общеупотребительные языковые конструкции.
  • Навязчивые интересы и ритуалы. Дети с аутизмом могут быть сильно увлечены определенными предметами или действиями, повторять одни и те же действия несколько раз.
  • Ограничены по своей интеллектуальной развитости. Нередко заметны трудности в абстрактном мышлении, выполнение простых заданий могут вызвать затруднения.
  • Сенсорная чувствительность. Дети с аутизмом могут быть гиперчувствительны к свету, звуку, запаху, и другим сенсорным стимулам.

Требуется экстренная
консультация?

+7 (495) 162-66-16

Возможные реакции родителей на проявление отклонений у ребенка

Когда у детей появляются признаки нарушений развития, это может быть для родителей серьезным испытанием, вызвать их тревогу и беспокойство. Реакции родителей на проявление отклонений у ребенка могут быть разнообразными.

  • Отрицание. Родители могут отрицать, что с их ребенком что-то не так, расценивая первые признаки как временные и несущественные.
  • Вина. Родители могут чувствовать вину, не соответствовать собственным ожиданиям, не выполнять родительских обязанностей как следует.
  • Грусть. Родители могут просто закрыться в себе и плакать, не зная, как реагировать на происходящее.
  • Злость и разочарование. Родители могут быть раздражены или обижены на ребенка, на мир и на Бога за то, что это случилось в их семье.
  • Шок и огорчение. Родители могут испытывать шок и огорчение, не понимая, как оказаться в такой малознакомой ситуации.
  • Высокие ожидания. Родители могут устанавливать высокие стандарты для своего ребенка, которые он неспособен выполнить, из-за чего они могут испытывать разочарование.
  • Желание понять. Родители могут стремиться узнать все о заболевании и готовы уделить время, чтобы разобраться в деталях и понять, что происходит с их ребенком.

Сначала родители могут чувствовать себя подавленными и растерянными. Они могут не понимать, почему это случилось с их ребенком и как помочь ему справиться с этим. Родители могут испытывать страх, тревогу и вину за то, что не смогли защитить своего ребенка.

Родители также могут испытывать злость на медицинских работников, которые не смогли обнаружить или предотвратить возникновение отклонений у их ребенка. Этот гнев может быть направлен как на себя за то, что не распознали признаки раньше, так и на тех, кто не смог поставить диагноз или назначить правильное лечение.

Кроме того, некоторые родители испытывают чувство печали и скорби по поводу того, что могло бы быть, если бы у их ребенка не было отклонения. Это может привести к депрессии и другим психическим расстройствам.

Наконец, есть родители, которые способны принять ситуацию и сосредоточиться на том, чтобы помочь своему ребенку справиться с ней позитивным образом. Такие родители часто находят в себе силы поддержать своего ребенка, но при этом признают, что ему нужна дополнительная помощь, чтобы эффективно справляться с ситуацией.

Требуется консультация детского психиатра
Позвоните врачу

+7 (495) 162-66-16

Как выглядит ребенок с аутизмом?

Этот вопрос кажется странным. Но я помню моменты, когда кто-то, увидев моего сына, говорил что-то вроде: «И не скажешь, что у него аутизм» или «По нему не видно, что у него аутизм». Интересно, что аутизм не подразумевает каких-либо внешних признаков. Да, у некоторых детей может быть специфическое поведение или коммуникативные особенности, но все дети очень разные. Поэтому, если кто-то говорит мне, что у него есть опыт работы с аутичными детьми, я понимаю, что это не гарантирует способность данного человека понять моего ребенка и найти к нему подход.

Если вы знаете, наблюдаете или обучаете другого ребенка с аутизмом, лучше не делать сравнения с ребенком, которого вы только что встретили. Я также посоветовала бы воздержаться от комментариев относительно того, как, по вашему мнению, должен выглядеть ребенок с аутизмом. Конечно, это хорошо, что вы стремитесь узнать признаки аутизма, но лучший подход — найти ключ к индивидуальности каждого ребёнка.

Сложно объяснить, как это происходит, и почему аутизм проявляется в каждом ребенке по-своему. Но когда у вашего аутичного ребенка 10 друзей с синдромом Аспергера, вам становится очевидно, что каждый из них уникален в своих талантах и интересах.

Признаки переживаемого горя

Психолог Э. Линдеманн выделяет несколько признаков, по которым можно определить, переживает ребенок горе или нет. Среди них проявляются:

  • физическое страдание – вздохи, слабость, отсутствие аппетита, головные боли, сонливость;
  • изменение в сознание – чувство нереальности происходящего, ощущение, словно ты видишь ситуацию со стороны и не участвуешь в ней;
  • чувство вины – что можно было сделать, чтобы предотвратить горе, помочь близкому;
  • самобичевание – обвинения себя в невнимательности, нерешительности действий;
  • враждебность по отношению к другим, невосприятие их помощи, слов сожаления, злость на окружающих;
  • утрата привычных моделей поведения – излишняя торопливость или медлительность, потеря интереса к своему хобби.

Все эти виды проявлений горя могут присутствовать в полном наборе или частично. Внимательно присмотритесь к ребенку и выделите, какие симптомы присутствуют у ребенка, как он проявляет свои переживания и утрату.

Не делайте предположений о чувствах и мыслях ребёнка

В большинстве случаев вы можете правильно распознавать чувства людей, наблюдая за их поведением, лицами и жестикуляцией, а так же слушая их речь. Люди с РАС могут  говорить очень мало или не разговаривать вовсе, они могут говорить ровным тоном даже когда они возбуждены. Язык их тела, мимика и жесты, зрительный контакт могут сильно отличаться от обычных людей. Мы можем часто ошибаться, даже глядя на обычных людей, что уж говорить о понимании тех, кто ведёт себя не так, как большинство окружающих.

Мы не можем быть уверены, что отсутствие зрительного контакта или ровный тон речи, говорят о том, что ребёнку грустно. Существует очень большая вероятность, что ваши предположения ошибочны!

Прогноз

Если бы Вы спросили меня, когда Тайлеру поставили диагноз в 2 года, что с ним будет в 12 лет, я не смогла бы вам ничего ответить… и доктора не смогли бы. Много раз меня спрашивали: «Каков прогноз? Может быть, он перерастет аутизм? А он пойдет в колледж»? В действительности, в большинстве случаев мы не знаем, каков прогноз, и для нас это очень деликатная тема. Ведь мы не знаем, что будет дальше. Будущее — это неизвестность, и она может быть пугающей.

В отличие от родителей нейротипичных детей, которые строят планы на колледж или профессионально-техническое образование, мы зачастую не знаем, на каком образовательном, социальном и поведенческом уровне будут наши дети, когда вырастут. Можем ли мы планировать будущее? Да, но при этом мы учитываем неизвестные переменные. В будущем наш ребенок может пойти в колледж, продолжить образование, а может, и нет. Мы часто даже не уверены, будет ли наш ребенок достаточно независимым, чтобы жить самостоятельно. Мы надеемся на независимость, но реальность в будущем может представлять собой дом для совместного проживания. Либо наш ребенок будет жить с нами до конца наших дней.

Многие из нас беспокоятся о том, что будет с нашим ребенком, если что-то произойдет с нами. И это тоже сложная тема. Поэтому, если Ваш друг сам заговорил о прогнозе на будущее, обсудите с ним это. Но имейте в виду, что некоторые родители не готовы обсуждать этот вопрос.

Выводы

Возможно, в течение жизни вы встретите много людей с аутизмом и семей, столкнувшихся с этой проблемой. Если ваш выбор — стать частью решения проблемы, оказав поддержку другу, родственнику или соседу, то старайтесь изучить определенного ребенка, а не вопрос аутизма в общем. Сделайте выбор в пользу принятия детей с ограниченными возможностями и подскажите своим детям, что они могут помочь ребенку с аутизмом, став его другом.

После того как у сына был диагностирован аутизм, я поняла, что дружба может быть очень хрупкой. Легко быть другом, когда все хорошо. И только в трудное время мы можем понять, кто наш настоящий друг. Я бесконечно благодарна тем своим друзьям и родственникам, кто поддерживал нашу семью после того, как мы узнали о диагнозе сына. Они приняли решение, что будут принимать моего сына таким, какой он есть, и помогать нам любыми возможными способами. Приняв решение поддерживать семью, которая столкнулась с проблемой аутизма, вы приносите величайший дар. И возможно, ваша доброта и благородство станут бесценной наградой для вас самих.

«Самая сложная задача друга — быть понимающим, когда не понимаешь», — Роберт Браулт

Спасибо Татьяне Скрипко за перевод.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: