Как не пропустить аутизм у ребенка?

Аутизм

Как обучать детей с РАС

Причины развития аутизма

Теориями развития аутизма являются:

  • биологическая;
  • генетическая;
  • поствакцинальная;
  • теория обмена веществ;
  • опиоидная;
  • нейрохимическая.

Биологическая теория аутизма

головного мозгаФункциональные особенности головного мозгаэлектроэнцефалограммыОсобенностями электрической активности головного мозга у детей-аутистов являются:

  • снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
  • усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
  • повышение функциональной активности нижележащих структур;
  • задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
  • слабая выраженность альфа-ритма;
  • наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.

Структурные особенности головного мозгаМРТ (магнитно-резонансной томографии)миелинаМорфофункциональными изменениями головного мозга при аутизме являются:

  • снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
  • усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).

Развитие аутизма

Вариантами развития аутизма являются:

  • Злокачественное развитие аутизма – характеризуется тем, что симптомы появляются еще в раннем детском возрасте. Клиническая картина характеризуется быстрым и ранним распадом психических функций. Степень социальной дезинтеграции с возрастом возрастает, и некоторые расстройства аутистического спектра могут переходить в шизофрению.
  • Волнообразное течение аутизма – характеризуются периодическими обострениями, которые нередко носят сезонный характер. Выраженность этих обострений может быть каждый раз различной.
  • Регредиентное течение аутизма – характеризуется постепенным улучшением симптомов. Несмотря на бурное начало заболевания, симптомы аутизма постепенно регрессируют. Тем не менее, признаки психического дизонтогенеза сохраняются.

Факторами, влияющими на течение аутизма, являются:

  • развитие речи до 6 лет является признаком благоприятного течения аутизма;
  • посещение специальных образовательных учреждений является благоприятным фактором и играет важную роль в адаптации ребенка;
  • освоение «ремесла» позволяет в будущем реализовать себя в профессиональном плане — по данным исследований каждый пятый ребенок-аутист способен освоить профессию, но не делает этого;
  • посещение логопедических занятий или детсадов с логопедическим профилем положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, ведь по статистике половина взрослых с аутизмом не говорят.

Синдром аутизма

Различия аутизма и шизофрении

Базовые симптомы при шизофрении и аутизме

Шизофрения

Аутизм

Расстройства мышления – разорванное, непоследовательное и бессвязное мышление.

Нарушение коммуникации – не использование речи, неспособность играть с другими.

Расстройства эмоциональной сферы – в виде депрессивных эпизодов и приступов эйфории.

Стремление к изолированности – отсутствие интереса к окружающему миру, агрессивное поведение на изменения.

Расстройства восприятия – галлюцинации (слуховые и редко зрительные), бред.

Стереотипное поведение.

Интеллект, как правило, сохранен.

Задержка речевого и интеллектуального развития.

Аутизм у взрослых

Личная жизньПрофессиональная деятельностьЖизненные условияСоциальные сообщества

https://youtube.com/watch?v=_uiDzrchNrM

Способы лечения аутизма и его прогнозы

Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:

  1. Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
  2. Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
  3. Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
  4. Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.

Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.

Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.

Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:

  • PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
  • Денверская модель раннего вмешательства;
  • альтернативная коммуникация.

Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.

К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:

  • остеопатия;
  • иглоукалывание;
  • арт-терапия;
  • занятия с животными;
  • метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
  • микрополяризация головного мозга;
  • методика биологической обратной связи;
  • мозжечковая стимуляция;
  • гипербарическая оксигенация;
  • прием витаминов и БАДов;
  • безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
  • хелирование и т.д.

Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.

В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами

Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения

Лекарственная терапия аутизма

При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.

Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность)

Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.

Прогноз заболевания

Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.

Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.

Трудности с взаимной коммуникацией

Взаимная коммуникация — это «обмен» между людьми, взаимодействие «по очереди» и «разделение опыта». Взаимная коммуникация может происходить с использованием языка или без него. Когда двое или более людей общаются, они по очереди делятся идеями и отвечают на слова или действия другого человека. Этот «танец коммуникации» происходит как бы сам собой, без дополнительных усилий.

Однако во время взаимодействия с аутичным человеком может показаться, что нужно прикладывать дополнительные усилия, чтобы привлечь его внимание, получить ответ и поддерживать взаимодействие как таковое. В других ситуациях может показаться, что у аутичного человека есть какая-то одна конкретная цель во время общения, и он не реагирует на чужие слова и действия, которые с ней не связаны

В других ситуациях аутичный человек реагирует, но только на первый вопрос или ответ, и дальше коммуникация как будто не движется.

Людям без аутизма может казаться, что «танец взаимодействия» с аутичными людьми происходит «не синхронно» или непривычно. В то же время аутичный человек в этой ситуации может испытывать перегрузку и сильное напряжение.

Описание случая: Захари

Захари 13 лет, у него очень развитые языковые навыки, но ему очень сложно разговаривать с другими людьми

Как правило, он просто начинает говорить с кем-то, без того, чтобы сначала привлечь внимание этого человека. Поэтому может показаться, что он говорит сам с собой

Его педагоги научили его сначала осторожно прикоснуться к руке другого человека, потом сказать «прошу прощения», и только потом говорить. Захари очень быстро освоил этот навык, но, к сожалению, он не смог понять, когда пользоваться им, а когда лучше этого не делать

В результате, он начал всех трогать за руку и говорить «прошу прощения».

Однажды в три часа ночи ему нужно было сказать что-то маме. Он подошел к ее кровати, откинул одеяло, чтобы понять, где ее рука, прикоснулся к ней, сказал «прошу прощения», а потом попросил о помощи. Оказалось, что ночью у него поднялась температура

Хотя Захари смог привлечь внимание мамы, способ не соответствовал данной ситуации. Он освоил один вариант социального взаимодействия и начал использовать его в любой социальной ситуации без каких-либо изменений

Мама и педагоги Захари начали работать с ним над новыми способами привлечения чужого внимания.

Способы работы с детьми-аутистами

Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и учителей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.

Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

Скачать карточки

Подведение итогов семинара

Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.

Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).

Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.

По завершении обсуждения каждая группа озвучивает результаты своей работы.

Рекомендации по работе с детьми-аутистами

  • Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть.
  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживайтесь определенного режима дня.
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Не трогайте ребенка.
  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

  • хороводные игры,
  • игры с правилами,
  • пускать мыльные пузыри,
  • игры с водой,
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:
  • доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
  • избегать переутомления;
  • четко организовывать пространство;
  • использовать подписанные системы хранения;
  • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
  • обращаться к ребенку по имени;
  • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
  • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
  • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
  • постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

В конце семинара психолог еще раз озвучивает основные рекомендации, которые педагоги сочли реалистичными, и благодарит педагогов за участие в нем.

Детские аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми. Семинар для педагогов.

Классификация аутизма — Mardaleishvili Medical Centre

Взрослые и дети: причины приобретенного аутизма

Привычные причины аутизма, такие как генетические факторы и ранние генетические мутации, обычно не влияют на развитие приобретенного аутизма у взрослых. Вместо этого, приобретенный аутизм часто связан с другими неврологическими расстройствами, головной травмой или психическими заболеваниями.

Одной из причин приобретенного аутизма у взрослых является травматическая головная травма. Головная травма может повлиять на мозговые структуры и функции, вызывая изменения в поведении и мозговой активности, которые могут быть связаны с развитием аутизма.

Другой возможной причиной приобретенного аутизма у взрослых является неврологическое расстройство, такое как эпилепсия или церебральный паралич. Эти расстройства могут вызывать изменения в мозговой активности и влиять на развитие аутизма.

Психические заболевания, такие как шизофрения или депрессия, также могут быть связаны с развитием приобретенного аутизма у взрослых. Это связано с тем, что эти заболевания могут вызывать изменения в поведении и социальной адаптации, которые характерны для аутизма.

Важно отметить, что причины приобретенного аутизма у взрослых все еще являются объектом исследований, и более точные механизмы его развития требуют дальнейшего изучения. Однако, существующие исследования указывают на то, что неврологические расстройства, головные травмы и психические заболевания могут играть важную роль в возникновении приобретенного аутизма у взрослых

Симптомы аутизма

Симптомами при аутизме являются:

  • патология речи;
  • особенности развития интеллекта;
  • патология поведения;
  • гиперактивный синдром;
  • нарушения в эмоциональной сфере.

Речь при аутизме

Характеристиками речи у детей-аутистов являются:

  • эхолалии – повторения;
  • шепотная или, наоборот, громкая речь;
  • метафорический язык;
  • игра слов;
  • неологизмы;
  • необычная интонация;
  • перестановка местоимений;
  • нарушение мимической экспрессии;
  • отсутствие реакции на речь других.

Поведение при аутизме

Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:

  • аутоагрессия и гетероагрессия;
  • приверженность к постоянству;
  • стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные;
  • ритуалы.

Аутоагрессия в поведении

Ритуалы в поведении детей-аутистовСтереотипии в поведении детей аутистов

Инвалидность при аутизме

Льготами для детей с аутизмом, оформившими инвалидность, являются:

  • бесплатное посещение специализированных образовательных учреждений;
  • оформление в логопедический сад или в логопедическую группу;
  • налоговые вычеты на лечение;
  • льготы на санаторно-курортное лечение;
  • возможность обучаться по индивидуальной программе;
  • помощь в психологической, социальной и профессиональной реабилитации.

невропатологаокулистаоториноларингологаанализ мочианализ крови

Здоровье

Правильное питание, активный образ жизни, регулярные медицинские осмотры и обследования — все это является основой здорового образа жизни

Однако, помимо физического здоровья, важно также уделять внимание своему психическому состоянию

Психическое здоровье играет огромную роль в нашей жизни. Это состояние эмоционального и психологического благополучия, которое позволяет нам эффективно справляться с повседневными стрессовыми ситуациями и находить радость в жизни.

Одним из психических заболеваний, которое может влиять на здоровье человека, является аутизм. Аутизм — это развитие патологического спектра нарушений, которые характеризуются нарушениями социального взаимодействия и коммуникации.

Приобретенный аутизм — это аутизм, который возникает после рождения и не связан с генетическими факторами. Он может быть вызван разными причинами, как у взрослых, так и у детей.

Причины приобретенного аутизма у взрослых могут быть разнообразными. Это могут быть травмы головы, инсульты, инфекции, отравления, а также некоторые психические расстройства.

У детей причины приобретенного аутизма также могут быть связаны с физическими травмами или инфекциями, которые повлияли на развитие мозга. Также, некоторые причины могут быть связаны с ранними нарушениями в развитии ребенка.

Определение причин приобретенного аутизма является важной задачей для разработки эффективных методов лечения и коррекции данного нарушения. Для этого требуется комплексный подход, включающий в себя медицинское обследование, психологическую и психиатрическую помощь

Сохранение и укрепление здоровья является задачей каждого человека

Признание важности физической и психической составляющих здоровья позволяет предотвратить возникновение многих заболеваний и жить полноценной и счастливой жизнью

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

С расширением знаний об аутизме встал вопрос о необходимости выработки надежных и достоверных критериев его диагностики. Все диагностические методы, используемые для выявления у ребенка аутизма можно разделить на следующие:

– неинструментальные (наблюдение, беседа);

– инструментальные (использование определенных диагностических методик)

– экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);

– аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Методики, применяемые в работе с детьми, имеющими РАС, должны обеспечивать детальную оценку всех основных функциональных сфер, что связано, главным образом, с всеобъемлющим характером данного нарушения и асинхронией в развитии различных функциональных областей и навыков у этих детей.

Анализ применяемых в России методик показал, что большинство из них являются узкоспециализированными. Они направлены преимущественно на оценку определенной области развития или группы навыков. К ним можно отнести «логопедические» методики, которые направлены на обследование речи, «дефектологические», оценивающие познавательную область развития. Существуют также психологические методики, каждая из которых также направлена на обследование одной из сфер: эмоционально-волевой, интеллектуальной, межличностной и т.д.

Таким образом, проведение комплексного обследования ребенка с РАС с целью разработки индивидуальной коррекционно-образовательной программы требует больших организационных ресурсов.Также трудность заключается в том, что в основе различных методик лежат разные концепции и теоретические подходы.

В зарубежных странах разработаны и успешно применяются в практике с детьми, имеющими РАС, методики, включающие оценку нескольких функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. В качестве примера таких методик можно привести:

– Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина);

– Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (под. ред. Н.Ю. Барановой);

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (М. Питерси и Р. Трилор);

– Протокол обследования функционирования ребенка (возраст детей от 0 до 7-ми лет) и факторов среды (А.М. Казьмин, А.И. Чугунова, Г.А. Перминова, С.В. Покровская, А.В. Егоров, Е.А. Абрамова);

– Наглядный материал для обследования детей (под ред. Е.А. Стребелевой);

– Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);

– Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLSR);

– Психологопедагогический профиль развития (РЕР); –Шкала адаптивного поведения Вайнленд.

–Тест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) разработанный Марком Сандбергом.

Также необходимо отметить и методы диагностики, которые применяются в мировой практике для постановки диагноза аутизм. В качестве основного диагностического инструментария следует отметить следующие опросники и шкалы:

— Autism Behavior Checklist (ABC; Krug et al.) – Поведенческий опросник для выявления аутистических нарушений;

— Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT; Robbins et al.) – Модифицированная шкала для раннего распознавания аутизма;

— Autism Diagnostic Observation Schedule Generic (ADOS-G; Lord et al.) – Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений;

— Childhood Autism Rating Scale (CARS; Schopler et al.) – Рейтинговая шкала дет- ского аутизма.

Заключение

Ключевые особенности коммуникации при аутизме, которые важно учитывать:

  • Аутичные люди хотят общаться, но не всегда понимают как.
  • Аутичный человек может использовать нетипичное или даже проблемное поведение в ответ на неудачи в коммуникации.
  • Коммуникация аутичных людей чаще имеет конкретную цель и реже направлена на получение социального удовольствия.
  • Коммуникация аутичных людей может сильно отличаться от типичного общения.
  • Повторяющееся поведение может быть способом компенсировать замешательство и непонимание чужой речи и социальных ситуаций.
  • Аутичным людям сложно понять значение многих невербальных сигналов, которые используют окружающие.
  • Аутичные люди реже пытаются поделиться опытом, им сложнее понять социальную точку зрения других и проявлять гибкость во время общения.

Если вы запомните эти фундаментальные, неотъемлемые особенности аутизма, то вам будет проще понять, с какими трудностями сталкиваются аутичные люди, а ваша коммуникация с ними будет более успешна. Как нейротипичный человек вы по определению более компетентны в социальной коммуникации, так что адаптируйте свой стиль общения, чтобы он лучше подходил аутичному человеку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: