Как обучать детей с РАС
Причины развития аутизма
Теориями развития аутизма являются:
- биологическая;
- генетическая;
- поствакцинальная;
- теория обмена веществ;
- опиоидная;
- нейрохимическая.
Биологическая теория аутизма
головного мозгаФункциональные особенности головного мозгаэлектроэнцефалограммыОсобенностями электрической активности головного мозга у детей-аутистов являются:
- снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
- усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
- повышение функциональной активности нижележащих структур;
- задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
- слабая выраженность альфа-ритма;
- наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.
Структурные особенности головного мозгаМРТ (магнитно-резонансной томографии)миелинаМорфофункциональными изменениями головного мозга при аутизме являются:
- снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
- усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).
Развитие аутизма
Вариантами развития аутизма являются:
- Злокачественное развитие аутизма – характеризуется тем, что симптомы появляются еще в раннем детском возрасте. Клиническая картина характеризуется быстрым и ранним распадом психических функций. Степень социальной дезинтеграции с возрастом возрастает, и некоторые расстройства аутистического спектра могут переходить в шизофрению.
- Волнообразное течение аутизма – характеризуются периодическими обострениями, которые нередко носят сезонный характер. Выраженность этих обострений может быть каждый раз различной.
- Регредиентное течение аутизма – характеризуется постепенным улучшением симптомов. Несмотря на бурное начало заболевания, симптомы аутизма постепенно регрессируют. Тем не менее, признаки психического дизонтогенеза сохраняются.
Факторами, влияющими на течение аутизма, являются:
- развитие речи до 6 лет является признаком благоприятного течения аутизма;
- посещение специальных образовательных учреждений является благоприятным фактором и играет важную роль в адаптации ребенка;
- освоение «ремесла» позволяет в будущем реализовать себя в профессиональном плане — по данным исследований каждый пятый ребенок-аутист способен освоить профессию, но не делает этого;
- посещение логопедических занятий или детсадов с логопедическим профилем положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, ведь по статистике половина взрослых с аутизмом не говорят.
Синдром аутизма
Различия аутизма и шизофрении
|
|
Расстройства мышления – разорванное, непоследовательное и бессвязное мышление. |
Нарушение коммуникации – не использование речи, неспособность играть с другими. |
Расстройства эмоциональной сферы – в виде депрессивных эпизодов и приступов эйфории. |
Стремление к изолированности – отсутствие интереса к окружающему миру, агрессивное поведение на изменения. |
Расстройства восприятия – галлюцинации (слуховые и редко зрительные), бред. |
Стереотипное поведение. |
Интеллект, как правило, сохранен. |
Задержка речевого и интеллектуального развития. |
Аутизм у взрослых
Личная жизньПрофессиональная деятельностьЖизненные условияСоциальные сообщества
https://youtube.com/watch?v=_uiDzrchNrM
Способы лечения аутизма и его прогнозы
Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:
- Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
- Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
- Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
- Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.
Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.
Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.
Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:
- PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
- Денверская модель раннего вмешательства;
- альтернативная коммуникация.
Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.
К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:
- остеопатия;
- иглоукалывание;
- арт-терапия;
- занятия с животными;
- метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
- микрополяризация головного мозга;
- методика биологической обратной связи;
- мозжечковая стимуляция;
- гипербарическая оксигенация;
- прием витаминов и БАДов;
- безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
- хелирование и т.д.
Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.
В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами
Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения
Лекарственная терапия аутизма
При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.
Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность)
Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.
Прогноз заболевания
Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.
Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.
Трудности с взаимной коммуникацией
Взаимная коммуникация — это «обмен» между людьми, взаимодействие «по очереди» и «разделение опыта». Взаимная коммуникация может происходить с использованием языка или без него. Когда двое или более людей общаются, они по очереди делятся идеями и отвечают на слова или действия другого человека. Этот «танец коммуникации» происходит как бы сам собой, без дополнительных усилий.
Однако во время взаимодействия с аутичным человеком может показаться, что нужно прикладывать дополнительные усилия, чтобы привлечь его внимание, получить ответ и поддерживать взаимодействие как таковое. В других ситуациях может показаться, что у аутичного человека есть какая-то одна конкретная цель во время общения, и он не реагирует на чужие слова и действия, которые с ней не связаны
В других ситуациях аутичный человек реагирует, но только на первый вопрос или ответ, и дальше коммуникация как будто не движется.
Людям без аутизма может казаться, что «танец взаимодействия» с аутичными людьми происходит «не синхронно» или непривычно. В то же время аутичный человек в этой ситуации может испытывать перегрузку и сильное напряжение.
Описание случая: Захари
Захари 13 лет, у него очень развитые языковые навыки, но ему очень сложно разговаривать с другими людьми
Как правило, он просто начинает говорить с кем-то, без того, чтобы сначала привлечь внимание этого человека. Поэтому может показаться, что он говорит сам с собой
Его педагоги научили его сначала осторожно прикоснуться к руке другого человека, потом сказать «прошу прощения», и только потом говорить. Захари очень быстро освоил этот навык, но, к сожалению, он не смог понять, когда пользоваться им, а когда лучше этого не делать
В результате, он начал всех трогать за руку и говорить «прошу прощения».
Однажды в три часа ночи ему нужно было сказать что-то маме. Он подошел к ее кровати, откинул одеяло, чтобы понять, где ее рука, прикоснулся к ней, сказал «прошу прощения», а потом попросил о помощи. Оказалось, что ночью у него поднялась температура
Хотя Захари смог привлечь внимание мамы, способ не соответствовал данной ситуации. Он освоил один вариант социального взаимодействия и начал использовать его в любой социальной ситуации без каких-либо изменений
Мама и педагоги Захари начали работать с ним над новыми способами привлечения чужого внимания.
Способы работы с детьми-аутистами
Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и учителей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.
Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.
1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
3. Концепция ТЕАССН
4. Холдинг-терапия
5.Сенсорная интеграция
6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
Скачать карточки
Подведение итогов семинара
Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.
Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).
Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.
По завершении обсуждения каждая группа озвучивает результаты своей работы.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
- Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
- Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимайте его таким, какой он есть.
- Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживайтесь определенного режима дня.
- Соблюдайте ежедневные ритуалы.
- Не трогайте ребенка.
- Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
- Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
- Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
- Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
- Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:
- хороводные игры,
- игры с правилами,
- пускать мыльные пузыри,
- игры с водой,
- игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:
- доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
- избегать переутомления;
- четко организовывать пространство;
- использовать подписанные системы хранения;
- подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
- обращаться к ребенку по имени;
- обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
- осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
- использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
- постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
В конце семинара психолог еще раз озвучивает основные рекомендации, которые педагоги сочли реалистичными, и благодарит педагогов за участие в нем.
Детские аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми. Семинар для педагогов.
Классификация аутизма — Mardaleishvili Medical Centre
Взрослые и дети: причины приобретенного аутизма
Привычные причины аутизма, такие как генетические факторы и ранние генетические мутации, обычно не влияют на развитие приобретенного аутизма у взрослых. Вместо этого, приобретенный аутизм часто связан с другими неврологическими расстройствами, головной травмой или психическими заболеваниями.
Одной из причин приобретенного аутизма у взрослых является травматическая головная травма. Головная травма может повлиять на мозговые структуры и функции, вызывая изменения в поведении и мозговой активности, которые могут быть связаны с развитием аутизма.
Другой возможной причиной приобретенного аутизма у взрослых является неврологическое расстройство, такое как эпилепсия или церебральный паралич. Эти расстройства могут вызывать изменения в мозговой активности и влиять на развитие аутизма.
Психические заболевания, такие как шизофрения или депрессия, также могут быть связаны с развитием приобретенного аутизма у взрослых. Это связано с тем, что эти заболевания могут вызывать изменения в поведении и социальной адаптации, которые характерны для аутизма.
Важно отметить, что причины приобретенного аутизма у взрослых все еще являются объектом исследований, и более точные механизмы его развития требуют дальнейшего изучения. Однако, существующие исследования указывают на то, что неврологические расстройства, головные травмы и психические заболевания могут играть важную роль в возникновении приобретенного аутизма у взрослых
Симптомы аутизма
Симптомами при аутизме являются:
- патология речи;
- особенности развития интеллекта;
- патология поведения;
- гиперактивный синдром;
- нарушения в эмоциональной сфере.
Речь при аутизме
Характеристиками речи у детей-аутистов являются:
- эхолалии – повторения;
- шепотная или, наоборот, громкая речь;
- метафорический язык;
- игра слов;
- неологизмы;
- необычная интонация;
- перестановка местоимений;
- нарушение мимической экспрессии;
- отсутствие реакции на речь других.
Поведение при аутизме
Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:
- аутоагрессия и гетероагрессия;
- приверженность к постоянству;
- стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные;
- ритуалы.
Аутоагрессия в поведении
Ритуалы в поведении детей-аутистовСтереотипии в поведении детей аутистов
Инвалидность при аутизме
Льготами для детей с аутизмом, оформившими инвалидность, являются:
- бесплатное посещение специализированных образовательных учреждений;
- оформление в логопедический сад или в логопедическую группу;
- налоговые вычеты на лечение;
- льготы на санаторно-курортное лечение;
- возможность обучаться по индивидуальной программе;
- помощь в психологической, социальной и профессиональной реабилитации.
невропатологаокулистаоториноларингологаанализ мочианализ крови
Здоровье
Правильное питание, активный образ жизни, регулярные медицинские осмотры и обследования — все это является основой здорового образа жизни
Однако, помимо физического здоровья, важно также уделять внимание своему психическому состоянию
Психическое здоровье играет огромную роль в нашей жизни. Это состояние эмоционального и психологического благополучия, которое позволяет нам эффективно справляться с повседневными стрессовыми ситуациями и находить радость в жизни.
Одним из психических заболеваний, которое может влиять на здоровье человека, является аутизм. Аутизм — это развитие патологического спектра нарушений, которые характеризуются нарушениями социального взаимодействия и коммуникации.
Приобретенный аутизм — это аутизм, который возникает после рождения и не связан с генетическими факторами. Он может быть вызван разными причинами, как у взрослых, так и у детей.
Причины приобретенного аутизма у взрослых могут быть разнообразными. Это могут быть травмы головы, инсульты, инфекции, отравления, а также некоторые психические расстройства.
У детей причины приобретенного аутизма также могут быть связаны с физическими травмами или инфекциями, которые повлияли на развитие мозга. Также, некоторые причины могут быть связаны с ранними нарушениями в развитии ребенка.
Определение причин приобретенного аутизма является важной задачей для разработки эффективных методов лечения и коррекции данного нарушения. Для этого требуется комплексный подход, включающий в себя медицинское обследование, психологическую и психиатрическую помощь
Сохранение и укрепление здоровья является задачей каждого человека
Признание важности физической и психической составляющих здоровья позволяет предотвратить возникновение многих заболеваний и жить полноценной и счастливой жизнью
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
С расширением знаний об аутизме встал вопрос о необходимости выработки надежных и достоверных критериев его диагностики. Все диагностические методы, используемые для выявления у ребенка аутизма можно разделить на следующие:
– неинструментальные (наблюдение, беседа);
– инструментальные (использование определенных диагностических методик)
– экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);
– аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).
Методики, применяемые в работе с детьми, имеющими РАС, должны обеспечивать детальную оценку всех основных функциональных сфер, что связано, главным образом, с всеобъемлющим характером данного нарушения и асинхронией в развитии различных функциональных областей и навыков у этих детей.
Анализ применяемых в России методик показал, что большинство из них являются узкоспециализированными. Они направлены преимущественно на оценку определенной области развития или группы навыков. К ним можно отнести «логопедические» методики, которые направлены на обследование речи, «дефектологические», оценивающие познавательную область развития. Существуют также психологические методики, каждая из которых также направлена на обследование одной из сфер: эмоционально-волевой, интеллектуальной, межличностной и т.д.
Таким образом, проведение комплексного обследования ребенка с РАС с целью разработки индивидуальной коррекционно-образовательной программы требует больших организационных ресурсов.Также трудность заключается в том, что в основе различных методик лежат разные концепции и теоретические подходы.
В зарубежных странах разработаны и успешно применяются в практике с детьми, имеющими РАС, методики, включающие оценку нескольких функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. В качестве примера таких методик можно привести:
– Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина);
– Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (под. ред. Н.Ю. Барановой);
– Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (М. Питерси и Р. Трилор);
– Протокол обследования функционирования ребенка (возраст детей от 0 до 7-ми лет) и факторов среды (А.М. Казьмин, А.И. Чугунова, Г.А. Перминова, С.В. Покровская, А.В. Егоров, Е.А. Абрамова);
– Наглядный материал для обследования детей (под ред. Е.А. Стребелевой);
– Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);
– Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLSR);
– Психологопедагогический профиль развития (РЕР); –Шкала адаптивного поведения Вайнленд.
–Тест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) разработанный Марком Сандбергом.
Также необходимо отметить и методы диагностики, которые применяются в мировой практике для постановки диагноза аутизм. В качестве основного диагностического инструментария следует отметить следующие опросники и шкалы:
— Autism Behavior Checklist (ABC; Krug et al.) – Поведенческий опросник для выявления аутистических нарушений;
— Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT; Robbins et al.) – Модифицированная шкала для раннего распознавания аутизма;
— Autism Diagnostic Observation Schedule Generic (ADOS-G; Lord et al.) – Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений;
— Childhood Autism Rating Scale (CARS; Schopler et al.) – Рейтинговая шкала дет- ского аутизма.
Заключение
Ключевые особенности коммуникации при аутизме, которые важно учитывать:
- Аутичные люди хотят общаться, но не всегда понимают как.
- Аутичный человек может использовать нетипичное или даже проблемное поведение в ответ на неудачи в коммуникации.
- Коммуникация аутичных людей чаще имеет конкретную цель и реже направлена на получение социального удовольствия.
- Коммуникация аутичных людей может сильно отличаться от типичного общения.
- Повторяющееся поведение может быть способом компенсировать замешательство и непонимание чужой речи и социальных ситуаций.
- Аутичным людям сложно понять значение многих невербальных сигналов, которые используют окружающие.
- Аутичные люди реже пытаются поделиться опытом, им сложнее понять социальную точку зрения других и проявлять гибкость во время общения.
Если вы запомните эти фундаментальные, неотъемлемые особенности аутизма, то вам будет проще понять, с какими трудностями сталкиваются аутичные люди, а ваша коммуникация с ними будет более успешна. Как нейротипичный человек вы по определению более компетентны в социальной коммуникации, так что адаптируйте свой стиль общения, чтобы он лучше подходил аутичному человеку.