Искаженное психическое развитие на примере раннего детского аутизма (РДА).
Данной проблемой занимались 2 корифея: Лебединская и Никольская (труд «Диагностика РДА»).
Аутизм – отрыв от реальности, уход в себя и отсутствие, или парадоксальность реакции на внешние события. Кроме того, это сверх ранимость в контактах со средой (Лебединская).
Аутизм, как симптом встречается при многих психических расстройствах. При РДА, отдельные психические функции развиваются замедленно, другие же наоборот ускоряются.
Для ребенка с РДА характерен, иногда не по возрасту богатый словарный запас, который сочетается с не развитой коммуникативной речью.
Для детей и взрослых характерны аутические черты характера. По критериям, разработанным ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), при аутическом расстройстве отмечаются:
-
Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.
-
Нарушения способности к общению.
-
Стереотипные модели поведения, интересов и деятельности.
Аутизм встречается чаще, чем изолированная слепота и глухота вместе взятые, он при этом, данные статистические о распространенности данного заболевания не однозначны:
-
Чётко не определены диагностические критерии, т.к. это может быть показателем психического заболевание.
-
Различие в оценке возрастных границ синдрома.
-
Различие в понимании причин РДА, в протекании РДА.
На 10000 новорожденных, рождается 15-20 детей с РДА. У мальчиков, аутизм встречается чаще, чем у девочек.
Индивидуальное обучение — методы
Индивидуальная наработка навыков с детьми происходит в несколько этапов. Первый — формирование доверительных эмоциональных отношений. Включает общение на равных, частое повторение имени воспитанника. Основой является предметно-игровая деятельность. Применяется метод совмещенных действий. Например, взрослый проводит карандашом кривую линию на бумаге, ребенок параллельно проводит свою линию. Взрослый строит пирамиду из кубиков — ребенок повторяет действия.
Второй этап — формирование опыта игры. Воспитанник учится повторять игровые действия педагога, повторяет их, затем начинает узнавать в своей деятельности действия взрослых. После освоения дети переходят к сюжетной игре.
Третий этап — формирование пространственного мышления, ознакомление с формой, цветами, размерами. Цель — сформировать зрительную координацию.
Индивидуальная работа лучше способствует развитию мышления, общения, физиологических функций. Дети достигают успехов быстрее при индивидуальном подходе. При этом коллективная работа важна для формирования навыков общения, социализации, решения конфликтных ситуаций.
Особенности обучения пациентов с ЗПР
Диагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).
Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними. Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу. Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени.
В возрасте 3-6 лет возможно диагностировать ЗПР, но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний.
Требования к педагогическому процессу:
- обучение соответствует уровню конкретного школьника;
- индивидуальный подход и обучение в малых группах;
- многозадачность процесса обучения;
- вовлеченность и участие близких родственников;
- регулярный контроль динамики состояния.
Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:
- церебрально-органическую патологию;
- соматогенную задержку;
- психогенную задержку;
- конституциональную патологию.
Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:
Тип патологии | Индивидуальные особенности |
Церебрально-органический | Отличается самым неблагоприятным прогнозом, обучение их затрудняет психоэмоциональная незрелость. На фоне патологии ЦНС присутствует нарушение восприятия информации, безразличие к окружающему миру, заторможенность мыслительных реакций. Обучение в этом случае включает в себя мероприятия по устранению патологии нервной системы. |
Соматогенный | Определяется задержка психофизического развития. Во время обучения они испытывают страх и неуверенность, возможно нарушение развития межличностных связей. Образование этой группы организуют с учетом особенностей характера, используя различные меры поощрения, развивая уверенность и помогая в социальной адаптации. Одновременно необходимы укрепляющая терапия, ЛФК и другие мероприятия, стимулирующие физическое развитие. |
Психогенный | Формируется вследствие психологических травм и приводит к нарушению психических реакций. Коррекция направлена на улучшение нервно-психических функций, усвоение новых знаний и развитие интеллекта. |
Конституциональный | Определяет общий инфантилизм в эмоционально-волевой сфере, такие ученики невнимательны, внушаемы, им сложно сосредоточиться на конкретной задаче, уроке. Обучение при этой патологии направлено на тренировку усидчивости, внимания. |
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- Подробности
- Опубликовано: 15.02.2021 13:15
- Просмотров: 803
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой, и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом.
Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова, И.Ф. Марковская, М.Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, это, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически отстающих.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление. Но, тем не менее, дети с ЗПР могут осуществлять процесс переноса знаний в новые условия, это означает что, для таких детей необходимы специально созданные условия.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности
У младших школьников с ЗПР внимание неустойчиво, у них слабо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Поэтому дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5—10 мин
Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к информации, поданной только в словесной форме. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают отвлекаться па посторонние дела, теряют нить повествования
Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет — все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя.
Итак, в самом общем виде сущность ЗПР состоит в том, что ребенок развивается не равномерно и психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие), речь, эмоционально-волевая сфера отстают в развитии. Важна последовательность в коррекционном воздействии в работе с такими детьми
-
Назад
-
Вперёд
Профилактика
Среди мер по профилактике задержки психического развития у детей можно выделить следующие:
- Планирование беременности. Соблюдение всех рекомендаций врача при вынашивании ребенка, своевременное посещение медицинских учреждений и прохождение всех анализов и обследований.
- Исключение негативного воздействия на плод при беременности, полный отказ от вредных привычек.
- Обеспечение положительных условий для жизни и развития ребенка.
- Предотвращение возникновения заболеваний соматического и инфекционного характера у малышей раннего возраста.
Соблюдение данных мер профилактики позволит значительно сократить риск возникновения у ребенка отставаний в развитии и проблем со здоровьем в целом.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РДА
Л. Каннер – изучает аутизм в 1943м году и говорит, что основная триада симптома аутизма следующая:
-
Аутизм с аутическими переживаниями.
-
Стереотипное однообразное поведение, с элементами одержимости.
-
Своеобразные нарушения речевого развития.
Аутизм, наиболее ярко проявляется в 3-5 лет.
Характерные проявления аутизма:
-
Младенец не фиксирует взгляд на глазах взрослого, смотрит в сквозь, или поверху.
-
Первая улыбка к двум месяцам – существует сама по себе и не адресуется кому-то конкретному.
-
К окружающим, аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, предпочитает находится в кровати, на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается в напряжении, легко идёт на руки к другим людям. Своих близких, аутичный ребенок узнает, но эмоциональной реакции не проявляет.
-
К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно терпит ласку окружающих, либо проявляет неприязнь.
-
Не переносит изменения режима питания, жизни, либо совершенно безразличен ко всему.
В 1-2 года наблюдается парадоксальное отношение к одушевленному и не одушевлённому. Нарушается контакт с детьми (ребенок не может установить отношение со сверстниками). К двухлетнему возрасту, у детей с РДА отсутствует реакция на слова.
Феномен тождества
Многократное повторение одних и тех же действий, движений. Стремление к жесткому постоянству в бытовых привычках. Повторение одних и тех же звуков (или слов). Ритмичное постукивание по окружающим предметам. Кроме того, стереотипность проявляется в игре (игра типично однообразная, из одних и тех же действий). Игрушки использует не по назначению. Не равномерность развития моторики. Движения у таких детей угловатые, выраженные. Движения не соразмерны по силе и амплитуде, причем более сложные движения, ребенок аутичный выполняет легче и проще, чем простые. Очень рано появляются страхи. Страхи не конкретные и появляются на уровне тревоги и беспокойства. Страхи у таких детей, как правило снять нельзя, они не поддаются коррекции, а лишь усиливаются. Когда страх усиливается, он переходит в область невроза.
Аутические фантазии:
Оторванность от реальности. Искаженная связь с окружающими.
Особенности речевого развития – в речи может проявляться мутизм (отсутствие речи), эхолалия (повторение слов и фраз), большое количество слов-штампов и фраз-штампов. Позднее проявление личных местоимений. Нарушение грамматического строя речи и звукопроизношения.
Причины умственной отсталости:
-
Врожденные. Генетически обусловленная умственная отсталость (олигофрения) в 70% случаев (врожденные нарушения обмена аминокислот, металла, солей, жиров и углеводов). Особую группу генетически пороков представляют наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением костной системы, мышечной системы и Сердечно-сосудистой. А также, органами слуха и зрения. Внутриутробные поражения – перинатальные, обусловлены вирусными инфекциями, а также травмами. Определенное значение для формирования умственной отсталости имеют такие заболевания, как сифилис, токсоплазмоз. Олигофрения – стойкое необратимое, непрогредиентное нарушение позновательной деятельности, в следствии органического поражения коры головного мозга, от момента зачатия, до 2х-3х лет. Термин умственной отсталости (олигофрения) ввел Крепелин в 1915 году. При олигофрении, нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов. Ослабленно внутреннее активное торможение. Часто нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения. С преобладанием одного из них. Это приводит к инертности временных связей, которые возникают в коре головного мозга. Для олигофрении характерно отсутствие нарастания интеллектуального дефекта, тотальное недоразвитие нервно-психических функций, в особенности абстрактно-логического мышления. Эмоционально-волевая сфера характеризуется малой выразительностью и смазанностью эмоциональных проявлений. По степени выраженности дефекта различают следующие формы олигофрении:
-
Дебильность – наиболее легкая и часто встречающаяся форма олигофрении. Коэффициент интеллекта от 50 до 70. Данные обучающиеся проходят обучение в учреждениях 8го вида. При отсутствии отягощающих интеллектуальную недостаточность расстройств, при раннем начале педагогических мероприятий, социокультурный статус такого ребенка благоприятный. Мышление носит наглядно-образный характер, дети овладевают несложной профессией. Очень часто у таких людей наблюдается высокий уровень творчества. Повышенная внушаемость характерна для дебилов, попав под негативное воздействие легко переступают черту закона, при этом несут уголовную ответственность.
-
Имбецильность – IQ 20-49. При данной степени умственной отсталости отчетливо выявляются нарушения психо-физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа и скелета (бутылка-образная голова). Глубокие нарушения восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, эмоционально-волевой стороны развития не позволяют обучаться даже по специальным коррекционным программам. Основной тип мыслительной деятельности – наглядно-практический. Словарный запас, по сравнению с дебилами ограничен количественно и качественно. Названия окружающих их предметов имбицилы усваивают. Почти у всех имбицилов наблюдаются речевые нарушения. Данная форма детей научается читать побуквенно, умеют писать свои ФИО, год рождения и домашний адрес. Выполняют простые арифметические действия (сложение и вычитание в пределах 20), умножение и деление для них недоступно. Овладевают самыми простейшими трудовыми навыками. У данного типа детей сохранны навыки самообслуживания. По эмоциональному состоянию имбицилов можно разделить на 2 группы: 1. Добродушные и послушные (доминирует хорошее настроение), 2. Подавленные, агрессивные и раздражительные.
-
Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении, IQ менее 20, характеризуется нарушением психического и физического развития, эндокринными расстройствами, выраженные деформации в строении черепа и скелета, у многих детей идиотов отмечаются расстройства стояния и ходьбы. Наблюдаются стереотипные ритмические движения. Характерные нарушения моторики, особенно мелкой, нарушена координация движений, ориентировка в пространстве. Речь может ограничиваться криком, или не членораздельным бормотанием. Осмысление окружающего недоступно, навыки самообслуживания не формируются. При более легких формах идиотии, больные произносят отдельные слова, или фразы, но при этом речевая активность ограничена и медленно развивается. Перцептивные реакции больных идиотией отсутствуют, либо наоборот резко повышены. Эмоциональные реакции связаны только с чувством удовольствия и не удовольствия. Положительные эмоции проявляются в виде крика, отрицательные – проявляются в агрессии, которая также может быть направлена на самого себя. Данная категория людей нуждается в постоянном наблюдении, уходе, и с согласия родителей направляются в дома-интернаты.
-
-
Приобретенные (Деменция).
понедельник, 29 октября 2012 г.
Лечение
Для лечения ЗПР необходимо использовать в лечении:
- Комплексную реабилитацию.
- Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к обучению).
- Лекарственное воздействие.
- Занятия с психологом.
Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей и логического мышления, а также на формирование основных понятий:
- о размере и форме;
- о различии «большой» и «маленький»;
- объединение предметов в группы по определенному признаку.
Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций. Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.
Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.
Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.
Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.
Дополнительная информация
Прогноз погоды |
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- Подробности
- Опубликовано 10.10.2023 07:59
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой, и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом.
Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова, И.Ф. Марковская, М.Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, это, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически отстающих.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление. Но, тем не менее, дети с ЗПР могут осуществлять процесс переноса знаний в новые условия, это означает что, для таких детей необходимы специально созданные условия.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности
У младших школьников с ЗПР внимание неустойчиво, у них слабо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Поэтому дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5—10 мин
Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к информации, поданной только в словесной форме. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают отвлекаться па посторонние дела, теряют нить повествования
Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет — все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя.
Итак, в самом общем виде сущность ЗПР состоит в том, что ребенок развивается не равномерно и психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие), речь, эмоционально-волевая сфера отстают в развитии. Важна последовательность в коррекционном воздействии в работе с такими детьми
Работа с детьми с ЗПР
Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.
На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.
Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.
Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.
При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.
Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.
Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.
Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.
Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.
Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.
Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами
Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии
Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.
Характеристика детей с ЗПР
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР в дошкольном возрасте характеризуются:
- развитием восприятия в недостаточной степени;
- повышенной импульсивностью;
- неспособностью сконцентрироваться на конкретных признаках объектов;
- нарушением социального общения;
- низкой результативностью деятельности;
- проблемами с памятью и логическим мышлением;
- отмечаются дефекты речевого развития.
Такие малыши могут выполнять задания интеллектуального вида при помощи взрослых, но в более медленном темпе, а также не способны после выполнить подобные задания самостоятельно.
Индивидуальные особенности детей с ЗПР
Определяют задержку психического развития в школьном возрасте. Главные критерии:
- неуспеваемость;
- отстает социальная адаптация;
- освоение знаний протекает медленно, малыш не успевает за сверстниками с нормальным уровнем развития;
- школьник быстро теряет интерес к занятиям;
- сосредоточенность отсутствует или быстро переключается;
- присутствуют тревожность, страхи, навязчивые состояния;
- импульсивное поведение;
- гиперактивность.
Самостоятельная деятельность и мышление отсутствуют: малышу тяжело выполнить работу до конца. Ситуация обостряется в старшем школьном возрасте, когда приходится находить решение проблемы самостоятельно.
При разговоре с ребенком возникает ощущение скованности, так как он серьезно обдумывает ответ. Легкость в налаживании социальных контактов и общении отсутствует.
Психологические особенности детей с ЗПР по сравнению с теми же показателями у малышей с задержкой умственного развития:
- трудности в изучении математики, элементарной грамоты, при этом речь развита лучше;
- хорошо запоминают стихи, рассказывают сказки;
- познавательная деятельность развита лучше, чем у умственно отсталых детей.
Наблюдается отсутствие инициативы. Ярко выражены нарушения тонуса, двигательной функции. Отсутствует контроль собственной деятельности.
Развитие детей с ЗПР
Примерно 50% неуспевающих детей-школьников составляют дети, имеющие в анамнезе диагноз ЗПР.
Особенности развития детей с ЗПР ведут их к школьной неуспеваемости. Именно поэтому для обучения таких детей создаются специализированные учебные учреждения-школы и особые классы выравнивания или коррекционно-развивающего направления классы.
Особенности детей с ЗПР чаще обнаруживаются после начала обучения в дошкольной организации или школе. Она характеризуются замедленной скоростью развития некоторых процессов психики, незрелостью личности, негрубыми расстройствами когнитивной сферы.
ЗПР у детей отличается устойчивой интеллектуальной недостаточностью легкой степени и обратимостью развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации, возможного только в обстоятельствах специализированного обучения и грамотного воспитания. Вследствие нарушений на протяжении довольно продолжительного периода у детей наблюдается незрелость нервной системы, функционального характера. Это, в свой черед, выражается в слабости таких процессов психики, как возбуждение и торможение, трудностях образования сложных связей.
Большинство функций психики (например, пространственные представления, когнитивные процессы и др.) характеризуется непростым комплексным строением и базируются на согласованности действий нескольких функциональных систем. Вследствие этого формирование подобного рода действий у малышей с ЗПР замедлено и проистекает иначе, если сравнивать с нормально развивающимися. В результате чего соответствующие функции психики формируются не таким образом, как у здоровых малышей.
Комплекс мероприятий и программа для детей с ЗПР, сконцентрирована на развитии и направлена на выработку умственных способностей детей, имеющих в анамнезе задержку развития психики, поддержку обучающего процесса в школе. Современная практика воспитания и специализированного обучения малышей с ЗПР предоставляет возможность получения положительного прогноза в усвоении детьми учебной программы общеобразовательного учреждения при надлежащей методической организации и психолого-педагогической работе.
Умственное развитие детей с ЗПР базируется на способствовании им в овладении собственной умственной деятельностью, ее стержневыми структурными элементами (например, регуляционным или мотивационно-ориентировочным). Общая направленность работы с малышами сводится изначально к групповой деятельности, в которой инициатива их организации принадлежит учителю, переходящей к действиям индивидуальным, где инициатива принадлежит ребенку; сводится к постановке цели педагогом и созданию им настроения для реализации.
Работа с детьми с ЗПР направлена на образование навыка коллективной постановки целей, а затем – навыка выработки индивидуального целеполагания с соответственным эмоциональным настроем к данному процессу, практической деятельности и ее плодам. Вначале работа детей оценивается непосредственно педагогом. Задачей учителей является выработка навыка коллективного оценивания, а затем и индивидуального самооценивания.
Разнообразный труд детей, посильного характера, различные манипуляции с природной материей обеспечивают существенные возможности для систематизации, углубления и расширения детских знаний о ближнем окружении, выработки общих представлений и обычных житейских понятий.
Мыслительная деятельность с детьми с ЗПР формируется на фундаменте из практических действий. Большой акцент делается на подборе подвижных игр с постепенным их усложнением, которое происходит следующим образом. Вначале увеличивается число правил, затем правила усложняются. Сначала правила выполняет каждый член группы, а затем – только представитель группы.
Также немаловажным являются и творческие занятия для детей с ЗПР, на которых особый акцент делается на продуктивные виды искусства, например, на лепку, рисование, аппликацию и др. Базируясь на практической деятельности, при целенаправленной работе педагога, быстрее можно развить умственную деятельность, которая будет основываться на общих представлениях и рассуждениях словесно-логического характера.
Итог
Родители отвечают за развитие своего ребенка. Однако проблемой многих современных родителей является то, что они преимущественно рожают детей с целью компенсации своих недостатков, решения проблем или «по залету». Когда появляется малыш, им могут не заниматься, не уделять должного внимания или, наоборот, чрезмерно опекать. Все это приводит к тому, что ребенок становится нездоровым психически.
ЗПР – это не всегда явные отклонения в развитии. Ребенок может быть вполне здоровым на всех уровнях, однако отставать в обучении и не желать идти на контакт со сверстниками. Нередко это связано с отсутствием индивидуального подхода взрослых к ребенку, который может получать знания и контактировать с окружающими.