Содержание
Введение
Глава
1. Теоретическое изучение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с задержкой психического развития
1.3. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
Глава
2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методика исследования
2.3. Организация исследования
Глава
3. Результаты экспериментальных исследований и их анализ
3.1. Изучение состояния работы по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
3.2. Содержание упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
3.3. Результаты влияние коррекционных воздействий на динамику развития мелкой моторики исследуемых детей и их обсуждение
Выводы
Список литературы
Приложение
Слайд 84. Развитие мышления, памяти, внимания. Сосредоточенности, зрительного и слухового
внимания ( формирование умений направлять внимание на мышцы, участвующих в движении. Выполнение простейших слуховых и зрительных диктантов тетрадях в клетку, письмо в тетрадях в клетку прямых и наклонных палочек, цифр, букв ( в две, одну клетку).Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги и относительно собственного тела ( разложи геометрические фигуры на листе бумаги по заданию педагога
Тематическое рисование.Формирование навыков учебной деятельности: умение слушать, понимать и принимать словесные установки педагогов и выполнять их. умение действовать по образцу педагога. подготовка руки к письму.
Список источников информации
1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975. – 348 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006. – 224 с.
3. Беззубцева 0 Г.В., Андриевская, Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5 — 7 лет. – М.: Гном и Д, 2003. – 120 с.
4. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. — М., 1990. – 288 с.
5. Бехтерев, В.М. Избр. произв. – М., 1954. – 234 с.
6. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.,2002. – 136 с.
7. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2013. – 63с.
8. Васильева, Е.В. Образовательная кинесиология как составляющая часть работы учителя-логопеда // Логопед, № 2, 2012
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. — М., 2011. – 176с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., 2011. – 368с.
11. Громова, О.Н., Прокопенко, Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 65 с.
12. Гуревич, М., Озерецкий, Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. — М.,1930. – 174с.
13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2012. – 256 с.
14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004. -224с.
15. Дудьев, В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
16. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно //Дошкольное воспитание, 2006, № 11
17. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека. — СПб., 2003. – 384 с.
18. Киселёва, В.А. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. – С.65-69.
19. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1985. = 608 с.
20. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – Л., 1975. – 132 с.
21. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979. – 122 с.
22. Конева, И.А. Дифференциальная психодиагностика задержки психического развития, интеллектуальной недостаточности и нормы психического развития в младшем подростковом возрасте // Специальная педагогика и специальная психология: материалы второго международного теоретико-методологического семинара. В 2 томах. Том 1. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010.
23. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. — 2006. — № 3. — С.15-27
24. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. –М.: Издательство Московского университета, 1995. – 128 с.
25. Лурия, А.Р. Двигательный анализатор и проблемы организации движений. // Вопросы дефектологии. 1957. № 2. — с.52 — 59.
26. Любина, Г., Желонкин ,О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду — 2003 — № 5 — С. 31-34.
27. Максимова, Н.Ю., Милютина, Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – СПб.: Феникс, 2000. – 576с.
28. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. — № 3 – 84 — 147
29. Никандров, В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. — СПб: Речь, 2004. – 214с.
30. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. / Под. Ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. – 214с.
31. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская – СПб, 2003. — 168 с.
32. Серебренникова, Ю.А. Теория и практика обучения каллиграфии// Начальная школа. 2013. № 1. – С. 34
33. Смирнова, А.Н. Как научить красивому письму?// Начальная школа. 2013. № 4.-С.67
34. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М: Медгиз, 1965. – 406 с.
35. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990. – 184 с.
36. Фомина, Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи. — М., 1971. – 242 с.
37. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. — Санкт-Петербург, Лань, 1996. – 57 с.
список литературы
Специфика процесса обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре
Физическую культуру для детей с нарушениями в развитии нужно рассматривать как коррекционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как средство реадаптации двигательных нарушений .
Коррекция рассматривается дефектологами как путь или способ преодоления и ослабления психофизических недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и т.д.) .
Представители специальной (коррекционной) педагогики приходят к выводу, что не существует отдельной программы коррекционной работы, что она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета, т.е. следует говорить о коррекционной направленности образовательного процесса.
Коррекция в процессе обучения направлена, в первую очередь, на вторичные отклонения в развитии ребенка, хотя первичный дефект может и должен корректироваться . В процессе коррекционного обучения педагог опирается на механизмы компенсации. При этом компенсация рассматривается как сложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.
Развивающаяся психика и формирующийся мозг необыкновенно пластичны и готовы к встраиванию разнообразных компенсаторно-развивающих приемов.
АФК использует наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма с целью ликвидации различных недостатков, и является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Она присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации .
Основная стратегия обучения в АФК состоит в следующем: главное — передача не знаний, а способов пополнения знаний, создание условий, при которых становится возможным процесс самообразования человека в результате его активно-рефлексивного и продуктивного творчества.
При реализации обозначенной стратегии, на занятиях АФК активно используют средства и методы информации: звуки, издаваемые при движениях и следы, остающиеся от движений; ориентиры (предметы, установленные в определенном месте, линии разметки, положение одной части тела по отношению к другой или к снаряду, положение тела в пространстве); технические средства срочной информации (звуковые, световые и тактильные) .
Использование указанных средств позволяет создать условия, способствующие правильному решению поставленной двигательной задачи, что обусловливает их широкое применение в процессе адаптивного физического воспитания , физической реабилитации .
Использование различных предметов, пособий и пр. является сильнейшим эвристическим приемом обучения в АФК, так как познание (преобразование) объекта осуществляется через действие с ним. При этом в наблюдении ориентировка в ситуации задачи приобретает опережающий характер, в анализе информации доминирует функция понимания (наряду с объяснением), контроль осуществляется в контексте задачи управления двигательным действием .
Каждая нозология требует специфического оснащения и инвентаря. Например, при поражениях спинного мозга с целью фиксации частей тела используются пояса, полотняные ленты, лямки, манжеты, корсеты. При детском церебральном параличе применяются различные современные приспособления, которые облегчают передвижения, например, антигравитационные костюмы .
В занятиях с учениками, имеющими дефект зрения, пользуются мячами немного большей массы, зачастую озвученными; цвет инвентаря должен контрастировать с общим освещением и окружающей средой .
Процесс обучения детей, имеющих нарушение интеллекта, нарушение речи, задержку психического развития должен носить наглядно-практический характер. Именно поэтому, при занятиях с ними широко используется самый разнообразный инвентарь, и задача педагога состоит в подборе предмета, по отношению к которому будет выполняться то или иное движение .
Классификация
Диспраксия речи возникает, когда нарушение моторных навыков затрагивает артикуляционный аппарат. А.Р. Лурия (выдающийся советский учёный, один из «отцов» нейропсихологии) выделил два вида артикуляционной диспраксии:
- Афферентная (кинестетическая) – движения плохо управляемы, невозможно совершать точные действия с предметами, жестикулировать. Грубо нарушается речь – ребёнок не в состоянии воспроизвести даже отдельные звуки, часто не говорит вообще.
- Эфферентная (кинетическая) – движения прерывисты, нарушается переключение одного действия на другое. Часты бесконтрольные повторения одного и того же движения. Выработка двигательных навыков затруднена. Страдает письмо, рисование. Речь отрывиста, малопонятна окружающим – состоит из набора отдельных слогов, зачастую перепутанных.
Симптомы диспраксии
Детей с диспраксией отличают:
- Задержка моторных навыков – малыш гораздо позже ровесников начинает переворачиваться, ползать, сидеть, ходить.
- Расстройство мелкой моторики – трудности с использованием столовых приборов, завязыванием шнурков.
- Плохая координация – ребёнку не удаётся езда на велосипеде, катание на коньках, игры с мячом, скакалкой. Он часто спотыкается, падает, натыкается на дверные косяки.
- Затруднения с конструктивной деятельностью – плохо рисует предметы, собирает пазлы, мозаику, сооружения из кубиков.
- Нарушение устной речи – неточность произношения, «проглатывание», замена, смешение, искажение звуков и слогов.
- Трудности с письмом – значительное снижение скорости, плохой почерк.
Советы родителям
Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок
Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д
Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:
- строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
- нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
- дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
- детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
- старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
- доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе, а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.
Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек
Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.
Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.
Слайд 7Задачи и средства реализации:Развитие области головного мозга: формирование и совершенствование
мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами: мелкий конструктор, мозаика, пазлы, выкладывание фигур из спичек, палочек, подарки на 8 марта из спичек, шнурование и пристегивание пуговиц («Пристегни к подсолнуху листочки»), игры с цветными крышками («Собери неваляшку», «Украсим салфетку», «Лодочка», «Цветок»),сортировка круп (картина вместе с детьми).Формирование зрительно – моторных координаций: рисование клубочков без отрыва от карандаша; зарисовка по образцу фигур, состоящих из прямых и косых линий; выкладывание предметов из геометрических фигур («Собери зайца по образцу»), работа с ножницами( симметричное вырезание предметов н-р вырезать грибок, мастерская из оригами (коллективная работа) по сказке «Теремок», делали поделки из оригами на 8 марта, делали игрушки самоделки ( самолётики, пароходики, шапочки, кошельки, и т.д. Поделки делали из цветной бумаги, ребёнок начинал украшать её, стремится делать её наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. При этой работе дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.3. Формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями: сгибание сторон, сложи по диагонали, заглаживание сгибов. Умение слушать, понимать и принимать словесные установки педагогов и выполнять их. Рисование пальцами на планшетах с крупами, разными пальцами животных с опорой на образец. Игра : Узнай на ощупь игрушку и и назвать материал, из которого она сделана.
Причины возникновения диспраксии у детей
Диспраксия развития у детей возникает в результате нарушения функций коры головного мозга. В отличие от других моторных нарушений, расстройство праксиса (произвольных движений) не связано с параличами, снижением или повышением мышечного тонуса и другими болезнями, влияющими на двигательную активность. В основе диспраксии чаще всего лежит минимальное повреждение центральной нервной системы (ЦНС) во время внутриутробного развития, родов, в младенчестве. Причины расстройства – патологии:
- Беременности – инфекции и неинфекционные хронические болезни матери (сахарный диабет, заболевания почек, сердечно-сосудистой системы), плацентарная недостаточность, гестоз.
- Родов – аномалии родовых сил, роды крупным плодом, акушерское пособие.
- Новорождённого – недоношенность, переношенность, гипербилирубинемия (желтуха), не слишком выраженное кислородное голодание.
Реже диспраксия у детей становится следствием гиперопеки или сенсорной и двигательной депривации (преимущественно у сирот, воспитанников домов малютки). В некоторых семьях расстройство передаётся по наследству.
Коррекция диспраксии
Артикуляционная диспраксия тесно связана с расстройствами движения всего корпуса, конечностей, пальцев. Если у ребёнка нарушена мелкая и крупная моторика, его трудно будет научить говорить. Лечение диспраксии должно быть комплексным, направленным на развитие чувства равновесия, ловкости, точных, мелких движений пальцами.
Коррекция диспраксии проводится группой специалитов – нейропсихологом, логопедом-дефектологом, инструктором ЛФК. Комплексная программа включает:
- Аппаратную физиотерапию – электростимуляция мышц и ствола головного мозга.
- Ручной и гидромассаж – общий, шейно-воротниковой зоны, позвоночника.
- Кинезитерапию – лечебные физкультура и плавание, тренировки на вибро- и стабилоплатформе.
- Нейропсихологическая реабилитация – с применением бизиборда, сенсомоторных игр, пальчиковой гимнастики, суджок- и арт-терапии.
- Работа с логопедом – с использованием логопедического массажа и гимнастики.
Коррекцию диспраксии у детей желательно начинать как можно раньше, до школы, чтобы избежать серьёзных проблем с учебной программой и адаптацией в коллективе. У большинства детей болезнь удаётся преодолеть.
Публикация «Консультация „Неразвитость мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
У мелкой моторики есть очень важная особенность
Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны
Признаки неразвитости мелкой моторики:
ребенок не держит карандаш, ручку или кисточку в руке правильно;
ребенок не может сложить правильно бумагу по контору или заданному заданию;
проявление неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур,
рисунки ребенка больше напоминают пятна, нежели определенный сюжет или заданную тему;
проявляется в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
при выполнении заданий на лепке у детей не получаются фигуры или образ;
Способы развития мелкой моторики:
• ребенку можно предложить упражнению по застегиванию пуговиц, завязывание шнурков и застегиванию молний;
• предложить на выбор разнообразную мозаику по возрасту;
• разнообразные игры с конструктором;
• как очень важный способ развития мелкой моторики, можно использовать лепку;
• также, используйте такую деятельность, как аппликация.
• Вместе с ребенком можно заняться самомассажем рук;
• А также ниже будет приведет список игр на развитие мелкой моторики.
Игры на развитие мелкой моторики:
Для развития мелкой моторики пальцев рук с крупой
Возьмите глубокую посуду и насыпьте в нее крупу. Можно использовать пшеницу, рис, горох, гречку, фасоль. Положите в нее маленькие предметы: бусинки, пуговицы или другое и засыпьте сверху. Попросите ребенка найти и достать «секретики». Кстати игру можно усложнить, например, доставать предметы ложкой или пластиковым пинцетом.
Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с манкой
Также на крупе можно рисовать. Насыпьте крупу ровным слоем на тарелку или поднос. И покажите вашему ребенку, как нужно это делать. Можно проводить линии пальцем, или насыпать крупу щепоткой. Для рисования лучше подойдет манка или кукурузная крупа.
Игра с геометрическими резинками
Замечательным упражнением для развития мелкой моторики рук у дошкольников являются геометрические резиночки. Можно купить готовый планшет с гвоздями, или попросить отца смастерить такую дощечку, прибив цветные кнопки на дощечки.
Выкладывайте с ребенком, различные геометрические фигурки и тренируйте пальчики.
Игра с пуговицами
Развивать мелкую моторику можно с помощью маленьких пуговиц. Для этого нужно распечатать контур какого-то предмета на листе бумаги. Предложите вашему ребенку выложить пуговицы по контуру этого рисунка. Главное, чтобы рисунок был не сложным и был достаточно большого размера.
Слайд 11Этапы развития мелкой моторики руки и графомоторных навыков: 1
этап 3,5- 4,5 года.Пальчиковая живописьРисование прямых и горизонтальных линий на альбомном листе.Штриховка прямыми линиями крупных геометрических фигур и предметных изображений.Зарисовка по точкам и готовому контуру.Игры с цветными крышками:( нанизывание на палочку(леску) крышек с дырочками(гусеницы, бусы); с помощью цветных крышек выкладывать пирамидку, неваляшку, подбирать шарик к ниточке.Игры с мозаикой.Выкладывание по контуру предметов пуговицами, фасолью, горохом, бобами.Выкладывание из палочек простейшие предметы.Разглаживание скомканных бумажных комочков.Рисование клубочков без отрыва карандаша от бумагиДемонстрировать крупные трафареты из наждачной бумаги, изображающих животных, предлагать детям определить на ощупь, где мама, где детёныш.