Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью нефедова юлия валентиновна

Задержка психического развития

Список использованной литературы:

1. Т.В Башаева. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника.-Ярославль.: «Академия развития»,2006

2. Вайзман, Н.П. Психомоторика детей-олигофренов / Н.П. Вайзман. — Москва : Педагогика, 1976. — 104 с.

3. Вайнерман С.М, Большов А.С, Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.-М.:Владос,2001.

4. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1985. — 254 с

5. Журба, Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. — М.: Педагогика, 1981. — 356 с.

6. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие детей / Д.Н. Исаев. — Ленинград, 1982. — 436 с.

7. А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001

8. Л.В Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой.-5-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2008

9. И.Ю Левченко, С.Д.Забрамная,Т.А.Добровольская и др. Психолого-педагогическая диагностика. Под ред.И.Ю Левченко, С.Д Забрамной.-3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», Издательский центр «Академия»,2006.

10. Назарова Н.М. Специальная педагогика. / Под редакцией Назаровой Н.М. — М.: «AKADEMA», 2000.

11. К.Л. Печора. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении.-М.:Просвещение,2006

12. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста.-М.:Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2010

13. Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1—2, М. — Л., 1930

14. www.wikipedia.org

15. www.razvitie.-detey.ru

16. www.prodetey.su

17. www.insai.ru

18. www.licman.narod.ru

19. www.baby.ru

Размещено на Allbest.ru

Задержка моторного развития – ЗМР

Данный вид отклонений проявляется уже на первом году жизни ребенка. И он заметен довольно явно.В то время как другие дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, малыш с ЗМР всего этого не делает. Причины ЗМР – задержки моторного развития.

Если у маленького человечка двигательный аппарат хорошо развивается, все перечисленное он делает вовремя или даже раньше нормы
В чем причина проблем с двигательными функциями?

Их несколько:

  • Наследственные факторы
  • Состояние здоровья родителей
  • Перинатальные проблемы – травмы, стрессы, болезни, вредные привычки, неправильное питание и тяжелые условия труда будущей матери
  • Родовые отклонения – преждевременные роды, стремительные, затяжные, переношенность, недоношенность, родовые травмы

Психический инфантилизм — что значит, как проявляется

Развивающие игры для детей с отклонениями

Развивающие игры подбираются педагогом, в зависимости от потребностей и степени развитости отдельно взятого ребенка.

Игры, развивающие:

  1. Моторику. Это любые игры, так или иначе связанные с двигательной активностью и с предметным взаимодействием. Примерами являются такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Кто быстрее перенесет фрукты», «Поймай воздушный пузырь», «Прокати шарики». Полезно предлагать ребенку в игровой форме взаимодействовать с любыми предметами. Также моторику хорошо развивают любые занятия творчеством. Родителям, которые хотят помочь ребенку овладеть важными моторными навыками, можно сделать или приобрести особую игрушку-тренажер (бизиборд), содержащую в себе несколько элементов, с которыми нужно взаимодействовать. Например, это может быть матерчатая панель, к которой пришиты шнурки, которые можно будет завязать, и несколько молний, которые можно будет расстегнуть и застегнуть.
  2. Мышление. К этой группе относятся игры, которые нацелены на развитие способности ребенка находить связи между объектами и явлениями. Примеры: «Назови одним словом» (перечисляются слова «лиса», «заяц», «волк», и дети должны сказать, что это дикие животные, и так далее), «Найди лишнее», «Разложи по порядку».
  3. Память. Практически все игры в той или иной степени развивают память. Но наиболее ценными являются игры, которые позволяют ребенку усвоить важные сведения об окружающем мире (информацию о цветах, форме, размерах и так далее). К примеру, к ним можно отнести такие игры, как «Чудесный мешочек» (развитие моторики и умения распознавать предметы на ощупь), «Большой-маленький». Очень полезны для развития памяти и других когнитивных функций занятия творчеством.

Если психическое развитие ребенка задерживается незначительно, он может посещать обычный детский сад.

Но в случае более серьезных задержек разумнее определить его в заведение для детей со схожими нарушениями, где им будет предоставлена специализированная поддержка.

Родителям, воспитывающим ребенка с задержками в развитии, важно помнить, что со временем улучшения появятся, следует лишь набраться терпения

Возможные причины развития ЗПР

Тяжелая

Тяжелая форма умственной отсталости у детей характеризуется серьезным органическим поражением головного мозга и интеллектом, не превышающим 34 балла. При этой форме умственной отсталости практически полностью отсутствует речь и мышление – больные общаются только при помощи мычания и нечленораздельных звуков. Чаще всего, дети с идиотией не могут ходить самостоятельно, имеют множественные внутренние пороки.
Дети с тяжелой формой умственной отсталости практически не способны испытывать осознанные эмоции, но во время неконтролируемых вспышек гнева могут быть агрессивны и опасны для окружающих. Часто причиняют вред себе – царапают лицо, вырывают волосы, в спокойном состоянии – вялые и малоподвижные.
Как правило, идиотия выявляется еще в раннем возрасте – ребенок очень поздно начинает держать голову, переворачиваться и сидеть. У ребенка с идиотией характерное выражение лица с гримасой злобы или напротив отстраненное. Язык может быть очень большим и вываливаться изо рта. Ребенок с глубокой степенью умственной отсталости совсем необучаем, не способен даже на элементарные навыки самообслуживания, не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, не отличает съедобное от несъедобного, холодное от горячего, не способен чувствовать насыщение, открыто занимается онанизмом. К сожалению, дети с идиотией не могут жить и воспитываться в обычной семье, и их определяют в специализированные интернаты, где при должном уходе и медикаментозной коррекцией они вполне способны дожить до 40 лет.

Виды задержки психического развития

Методы диагностики ЗРР у ребенка

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Симптомы задержки психического развития у дошкольников

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;

симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы

Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

  • если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
  • малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
  • во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
  • часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

  • при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
  • дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
  • ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.

Прогноз последствий и осложнений

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Метод

В качестве экспериментальной задачи нами было намечено выполнение детьми сложного двигательного комплекса, опосредствованного словом и предметом: ловля мяча в условиях игры «съедобное — несъедобное». В эксперименте участвовали две группы детей: первая — дошкольного возраста нормального развития (здесь были представлены все три возрастные подгруппы — младшие (3 года), средние (4— 4,5 года), старшие (5—6 лет) — по 10 человек из каждой), вторая — с аномалией развития интеллектуальной сферы в легкой и средней степени сложности, психологический возраст которых также характеризовался дошкольным периодом. Дети второй группы обучались в специальной школе 8-го типа, в 0— 4 классах (0—I класс, II—III класс — УО легкой степени и IV класс — УО средней степени, по 10 человек каждой возрастной подгруппы), их паспортный возраст варьировался от 6 до 18 лет. Для установления психологического возраста были проведены дополнительные пато- и нейропсихологические пробы (по схеме А. В. Семенович ). В общей сложности в эксперименте участвовали 60 детей (по 30 человек в каждой группе).

Экспериментальное обследование проходило индивидуально с каждым ребенком в трех сериях (указано в той последовательности, в которой проводилось): 1-я серия — игра в «съедобное — несъедобное» большим мячом (d = 35 см, легкий, мягкой фактуры); 2-я серия — та же игра малым мячом (d = 10 см, среднего веса, жесткой фактуры); 3я серия — броски среднего мяча (d = 20 см, среднего веса и фактуры) без одновременного решения словесной задачи. На всем протяжении эксперимента экспериментатор находился на расстоянии 4 м от каждого ребенка. Эксперимент проводился в привычных для детей условиях: спортивный зал в общеобразовательных учреждениях. Среднее время проведения 1й серии обследования 5—10 мин. Временной промежуток между сериями от 6 до 24 часов.

Инструкция для 1-й и 2-й серий: «Я буду называть «съедобный или несъедобный» предмет и бросать мяч. Нужно поймать мяч, если предмет «съедобный», и не ловить, если — «несъедобный». Затем, поймав мяч, назвать свой предмет и бросить мяч мне в руки. Обязательно нужно сначала назвать предмет, а только потом бросить мяч. Если все же будет пойман «несъедобный предмет», нужно сказать, что этот «предмет несъедобный».

Инструкция для 3й серии: «Сейчас я буду бросать мяч. Нужно постараться его обязательно поймать, а затем как можно точнее бросить мне в руки».

С помощью видеокамеры регистрировались все движения детей, а после каждой серии эксперимента проводилась контент-аналитическая расшифровка происходящего в игре. Первичная обработка данных делалась самим экспериментатором. Повторную обработку данных проводили независимые эксперты (по схеме слепого опыта) по заданным экспериментатором критериям. При обработке данных фиксировалось количество удачных и неудачных проб, а также оценивались: 1) различия в ловле большого, среднего и малого мячей; 2) техника ловли мяча (в том числе наличие схемы выполнения движения) — насколько координированы движения обеих рук, рук и ног, корпуса, какова точность и техничность броска; 3) удается ли ребенку держать словесную задачу, и как слово («принимаемое» или «порождаемое») в зависимости от возраста влияет на решение двигательной задачи.

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Возраст

Область развития Показатели
1 год и 3 месяца Пассивная речь Быстро растет число понимаемых слов
Активная речь Растет словарный запас

Сенсорное развитие

Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
Игры Повторяет знакомые действия
Движение Активно ходит, может приседать, пятиться назад
Навыки Сам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцев

Пассивная речь

Может обобщить предметы по значимым признакам
Активная речь Использует в общении сложные слова

Сенсорное развитие

Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик

Игры

Копирует часто повторяемые действия взрослых

Движения

Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
Навыки Может сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцев Пассивная речь Воспринимает рассказ по картинке

Активная речь

Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы

Сенсорное развитие

Различает предметы по размеру с разницей в 3 см

Игры

Может строить башенки, домики из кубиков

Движения

Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см

Навыки

Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 года

Пассивная речь

Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях

Активная речь

Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные

Сенсорное развитие

Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные

Игры

Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий

Движения

Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см

Навыки

Частично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как проводить профилактику проблем психического развития

Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.

  • Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
  • В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
  • Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
  • С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
  • С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.

В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.

Отдельно хотим порекомендовать развивающие коврики — ребенку они обязательно понравятся!

Умеренная

При умеренной (средней) форме умственной отсталости у детей уровень IQ варьируется от 35 до 49 баллов. Дети с умеренной формой умственной отсталости внешне отличаются от здоровых детей: их лицо практически лишено мимики, глаза мигают очень редко. Часто у детей с умеренной формой умственной отсталости встречаются оттопыренные уши и приросшие мочки, дефектный прикус, грубые черты лица, микро- или гидроцефалия, широко расставленные глаза. Походка у таких детей медлительная и скованная, очень плохо развита мелкая моторика. Возможны дефекты речи: заикание, шепелявость.
У детей с умеренной формой умственной отсталости есть серьезные проблемы с восприятием и выражением информации, собственных эмоций (испытывают страх, радость, привязанность, могут отличить похвалу от порицания). Память очень ограниченная и избирательная. Детей с умеренной формой умственной отсталости возможно научить навыкам самообслуживания, а вот со школьным обучением уже возникают серьезные проблемы. Даже чтение и простейший счет могут стать невыполнимой задачей. Общий словарный запас не превышает 200 – 300 слов.
Конечно, о получении какого-либо образовании речи уже не идет, но в дальнейшем люди с умеренной формой умственной отсталости могут выполнять какую-то простую работу, не требующую принятия решений. Жить они могут и дома, в семье, под присмотром близких. По мере взросления их определяют в специальные школы или социальные учреждения, где они могут жить и заниматься какой-то простой работой. При развитии проблем с неврологией и психикой может потребоваться госпитализация в психиатрическую клинику.
– С ребенком, страдающим умеренной формой умственной отсталости, нужно заниматься комплексно. Невролог и психиатр назначат медикаментозную терапию, улучшающую мозговые процессы, психостимуляторы, противосудорожные препараты. Также необходимы занятия с логопедом-дефектологом, обучение возможно только на дому, – уточняет олигофренопедагог.

Причины умственной отсталости

  • наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
  • внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
  • вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

Вывод по главе I:

моторный нарушение интеллектуальный недостаточность

На каждом возрастном этапе та или иная психическая или моторная функция имеет ведущее (доминирующее) значение в общем поступательном характере психомоторного развития. У ребенка первых месяцев жизни такой функцией является зрительное восприятие. К 3 месяцам ведущую роль в психическом развитии ребенка начинает играть слуховое восприятие. Реакция на звуковой раздражитель с возможностью локализации звука в пространстве появляется у здорового ребенка в возрасте 7—8 недель, более отчетливо — в 10—12 недель, когда ребенок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. Одним из важных показателей нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке. Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка

После 5 месяцев ребенок, следя за предметом, как бы «ощупывает» его взглядом; если при этом его внимание переключить на другой предмет (лицо взрослого), то через секунду он может вернуться к активному рассматриванию игрушки. Проявление этой функции — очень важный показатель нормального нервно-психического развития

Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой.

Если у малыша имеется двигательная недостаточность, то у него прежде всего нарушено формирование восприятия предметов окружающего мира. Несформированность предметных действий задерживает становление предметного восприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершенствования общей моторики под контролем зрения. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна задержка комплекса оживления. Развитие системы «мать — ребенок» составляет основу для формирования всех психомоторных функций у здорового ребенка и особенно у детей с отклонениями в развитии.

У детей с нарушениями интеллекта отмечаются:

1. Замедленный темп развития локомоторных функций;

2. Непродуктивность, недостаточная целесообразность и последовательность действий;

3. Нарушение формирования основных двигательных навыков, их скоростно-силовых характеристик, а также координации и согласованности;

4. Нарушение нервной регуляции мышечной деятельности, то есть проводящей функции нервных импульсов, что приводит к недоразвитию мелкой и общей моторики;

5. Несформированность жестомимических средств;

6. Нарушение моторных компонентов речи.

Заключение

Всем, кто наблюдал детей, больных олигофренией, знакома общая характеристика их психомоторики. За такими детьми закрепился термин «моторно неловкий», термин, который охватывает в целом их облик — с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерными, плохо координированными движениями. Все, кто пытался обучить этих детей каким-либо навыкам, знают, насколько труден, длителен, а часто и безрезультатен этот процесс. Иногда не удается научить ребенка правильно держать ложку, прыгать через веревку, но вдруг этот же ребенок поражает способностью к сложным ритмическим танцам или ловкостью в бросании мяча. Картина двигательных нарушений больных олигофренией сложна, мозаична и очень разнообразна. Порой ее проявления выглядят парадоксально. Движения умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправлен­ная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и растегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров. Слабое развитие моторики сказывается на всех видах деятельности умственно отсталых детей. В школьные годы недостатки моторики умственно отсталых детей существенно сглаживаются под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников постепенно приобретают четкость, координированность и плавность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: