Игры и упражнения по автоматизации звука [р] у подростков и взрослых

Комплексная логопедическая работа по коррекции темпоритмических нарушений речи у заикающихся подростков и взрослых   поварова ирина александровна

Параротацизм

Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего и мягкого на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.

Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука :

  1. : произносится без вибрации: рука-вука
  2. : рыбка-дыбка
  3. : паром- пагом
  4. : крот-клот, чаще проговаривается в мягком варианте —
  5. : ромашка — ымашка
  6. : рот — йот.

Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:

  • Родовые травмы
  • Двуязычие в семье
  • Наследственность
  • Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
  • Нарушения слуха
  • Неправильный прикус
  • Травмы языка, челюсти

Слайд 144. Серия движений языка, губ:- открыть рот; поднять кончик языка

к верхним зубам; вытянуть губы «трубочкой»; растянуть губы в улыбке.

5. Серия движений губ, соответствующих ряду артикуляционных укладов звуков: У – А – И.Результаты обследования: Все учащиеся успешно выполняли простые упражнения и затруднялись при выполнении сложных – в частности, серии заданий, что проявлялось в нарушении последовательности движений, в плохой переключаемости с одного уклада на другой. Некоторые ученики правильно отображали направлений движений, но не могли сохранить в определенном положении в течении заданного времени язык, губы, допускали неточности в движениях в связи с повышением тонуса речевой мускулатуры скорость, сила, объем движений были ограничены.

Слайд 19 Задания на исследование уровня связной речи:а) составление предложений

по картинке (устно или письменно);б) рассказ по серии сюжетных картинок;в)

рассказ без опоры на наглядность.Результаты исследования уровня связной речи у детей с нарушениями интеллекта:Для детей данной категории характерно выраженное проявление системного недоразвития речи, проявившееся как в устных, так и в письменных высказываниях.Более доступными оказались задания по составлению отдельных предложений по картинкам. Большинство учащихся правильно называли предметы и действия, изображенные на них.В письменных работах учащиеся с нарушенным произношением допускали ошибки на замены гласных, согласных, звонких согласных глухими, мягкими, твёрдыми и наоборот. В письме обнаружилось проявление нарушенного произношения, однако прямого переноса дефектов произношения не наблюдалось.В рассказе по серии сюжетных картин учащиеся испытывали затруднения при установлении связей между предметами и явлениями, не справлялись с установлением причинно-следственных отношений в действиях персонажей и не могли связать одной сюжетной линией события, изображенные на отдельных картинках.

Слайд 37 Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учётом классных

расписаний и утверждаемому в установленном порядке.Логопед комплектует группы по признаку

однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов.В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий – 2-4 обучающихся.Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.

Слайд 11 Некоторые авторы для исправления недостатков произношения

рекомендуют упражнения на ясность произношения, предлагают в игровых ситуациях по

нескольку раз громко произносить написанные слова с нарушенными звуками. Некоторые авторы ограничиваются лишь общими указаниями на необходимость коррекционной работы без определения её содержания. А.А. Попова в методических рекомендациях предлагает «длительно, энергично и напряженно, шаг за шагом прокладывать дорогу новому звуку». Н.В. Соколова отмечает, что введение поставленного звука в речь длится долго и рекомендует при исправлении нарушений произношения сообщать ученику необходимое сведения о звуковой стороне речи, учить производить наблюдения за речью. У ряда зарубежных авторов методические рекомендации по исправлению недостатков произношения близки к рекомендациям наших авторов. Так, И. Спрадлин рекомендует артикуляционные упражнения, упражнения по слуховой дифференциации звуков, развитию слуховой памяти. В. Баудиш предлагает в дошкольном и младшем школьном возрасте упражнения для речевых органов и речевого слуха.

Формы

Для определения типа речевого нарушения при фонации сонорных звуков , необходимо провести диагностику произношения артикуляционной единицы изолированно, в слогах, словах. На основе результатов исследования речи ставится точный диагноз, тип ротацизма и параротацизма.

Рассмотрим классификацию видов нарушений и причины их появления подробнее.

Форма Признаки Причины
Полное отсутствие звука Звуки , опускаются в речи полностью, заменяются на гласные Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизм Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет Короткая подъязычная связка
Увулярный ротацизм Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума Короткая подъязычная связка
Боковой ротацизм Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизм Фонация происходит через нос, произносится не , а немецкий ng Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизм Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным Парезы, слабые мышцы речевого аппарата
Одноударный Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизм Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Слайд 34Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие

умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так

и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуя умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.Нарушения устной речи ещё более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом, имеющим соответствующее образование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: