Как проводятся детские тренинги?
Тренинг для детей может быть разовым мероприятием, или представлять собой тематический цикл. Во втором случае занятия проходят, как правило, раз в неделю, по выходным (на каникулах – обычно каждый день).
Рекомендованное количество участников в группе — 8-12 человек. Иначе среди малышей может начаться баловство, и тогда гарантий того, что каждый получит свою порцию внимания от педагога, нет.
Детский тренинг (разовое мероприятие или отдельное занятие) состоит из трех частей – разминочной, основной и заключительной. В самом начале детворе объясняют правила – что от них требуется:
- каждый малыш может говорить лишь по своему желанию, заставлять его не будут;
- перебивать друг друга (говорящего) нельзя;
- обзываться, смеяться над другим малышом и его ответами нельзя;
- каждый может представиться тем именем, которое ему нравиться – обращаться к нему все должны именно так;
- все, что было на тренинге, нужно хранить в секрете.
Далее начинается разминка. Ее цель – познакомить ребят, вызвать у них интерес друг к другу, создать положительное настроение и энергетику. В основной (ведущей) части тренинга детям предлагаются различные игры, упражнения, задания, которые моделируют жизненную ситуацию. Для их успешного выполнения требуется проявить те качества, которые развивает тренинг. После каждого задания проводится рефлексия (обсуждение). Ребята по очереди рассказывают о том, какие эмоции, переживания испытывали они во время выполнения упражнения, оценивают работу группы, благодарят и высказывают пожелания друг другу. В заключительной части подводится итог тренинга, закрепляются чувство принадлежности к группе и положительные эмоции от работы на занятии.
Каждое отдельное занятие длится 1-3 часа, в зависимости от возраста детей. Чтобы ребята не уставали, используется прием переключения видов деятельности (например, двигательные упражнения сменяются групповым обсуждением, и т.п.).
Детский тренинг проводится в просторной комнате. Участники располагаются на стульях или на ковре по кругу. Для выполнения заданий ребят иногда объединяют в группы по 2-3 человека. Нередко на тренинг приглашают родителей — чтобы передать им схему умений, которые тренируются, и синхронизировать транслируемые детям нормы.
Как выбрать хороший тренинг для ребенка?
Подбирая программу для своего малыша, уделите внимание следующим аспектам
- Личность и квалификацию ведущего. Детский тренинг должен вести тренер с образованием психолога и практикой работы не менее 5-ти лет. Также (вам лично и малышу!) должно быть комфортно рядом с ним находиться, приятно его слушать, обсуждать свою (с малышом!) ситуацию. Психологический тренинг в школе может провести классный руководитель.
- Содержание программы. Обычно родители чувствуют, какие стороны в личности ребенка можно отнести к сильным, а какие в данный момент «проседают». Тема тренинга должна соответствовать тем личным качествам, которые нужно развить у малыша. Если же определиться с конкретным направлением сложно, лучше обратиться за консультацией к психологу выбранного центра.
- Время и место встречи, длительность занятия. Многие программы предполагают периодическое присутствие родителя на мероприятии. Поэтому условия проведения детского тренинга должны подходить под ваш график.
В детском возрасте тренинги способны принести особую пользу. Они развивают не только навыки, но и личность. Каждая программа дает ребенку определенный психологический ресурс, который обязательно пригодится ему в будущем. Малыш научится уважать себя и других, общаться и разрешать конфликты, понимать собственные желания, ставить и достигать цели, отвечать за свою жизнь. И конечно, станет уверенней в себе. Все это – при условии, что его не станут заставлять, подавлять, ломать его личность. А только помогут стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть мешающие жить радостно и счастливо стереотипы.
Автор статьи:
Психологическая игра для детей «НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»
Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка — 1 особь, прищепки — много. Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами. Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
{odnaknopka}
Психологическое упражнение для детей «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»
В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее). Например, на первую табуретку — 3 конфеты, на вторую — 2, на третью — 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня «Подвигай попой». И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.
Психологические игры для детей от 3 –х лет
К трем годам большинство деток уже умеют разговаривать, поэтому можно играть в психологические игры, которые направлены еще и на развитие коммуникативных навыков. Нужно учитывать, что трехлетки довольно активны, поэтому игры должны быть подвижными, с элементами подражания.
1. «Покажи свои чувства»
Попросите малыша изобразить злость, обиду, радость, удивление и т.п.
Можно делать это как угодно: мимикой, руками, ногами, голосом. Если у ребенка не получается, помогите ему и попробуйте сделать это вместе («Как мы будем злиться? Давай кричать и топать ногами»/«Давай будем радоваться, улыбаться и прыгать высоко-высоко»).
Цель игры: научить кроху выражать свои эмоции, самовыражаться.
2. «Волшебная палочка»
В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Скажите малышам, что у Вас есть волшебная палочка, которая может превратить их в кого угодно (маму, папу, игрушку, животное). Они должны попытаться примерить на себя определенную роль.
Взрослый должен детям подыгрывать и наблюдать, как они себя будут вести в той или иной роли, что говорить. Если кроха изображает маму, то взрослый может примерить на себя роль ребенка и начать капризничать. Интересно будет наблюдать за реакцией участников. Кто-то будет жалеть малыша, кто-то – ругать. Точно так же, изображая кота, один ребенок может начать ластиться, а другой шипеть. Все это очень показательно и отражает взаимоотношения в семье, тревоги деток, их настроение в данный момент.
Цель игры: научить примерять на себя разные роли, самовыражаться.
3. «Доброе дело»
Предложите крохе сделать приятное другу или дорогому человеку (папе, тете, бабушке), чтобы он улыбнулся. Можно просто погладить, поцеловать, сказать что-то хорошее, угостить печеньем, а можно сделать какой-то приятный сюрприз в виде поделки или открытки.
Цель игры: научить ребенка доброму отношению к другим, мотивировать его совершать добрые поступки просто так.
4. «Помоги мне»
Сделайте полосу препятствий, состоящую из луж, кочек (массажный коврик, подушки, листы картона и т.п.). Скажите малышу, что Вы боитесь и попросите его помочь преодолеть препятствия. Пусть даст Вам руку и проведет в определенны местах. Скажите: «Как хорошо, что ты со мной! С тобой мне совсем не страшно». Точно так же и Вы предлагайте ему помощь во время прохождения препятствий.
Цель игры: сформировать доверие, уверенность в отношениях взрослый-ребенок, уверенности в своей значимости и своих силах.
5. «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Инсценируйте различные ситуации, где кто-то из героев поступает плохо (ситуации должны быть простыми и однозначными).
Задача малыша сказать, кто поступил плохо и почему, а затем вместе разобрать ситуацию и проиграть ее заново, но уже так, как надо.
Например, кукла Катя захотела взять игрушку у куклы Тани, но, получив отказ, ударила ее.
Говорим: «Ай-ай-ай, кукла Катя. Драться нехорошо. Нужно извиниться и попросить вежливо. Скажи: “Дай, пожалуйста”».
Дальше можно проиграть несколько вариантов:
- Кукла просит вежливо, получает игрушку, говорит «спасибо».
- Кукла Таня не хочет делиться. В таком случае говорим: «Кукла не хочет давать свою игрушку. Она с ней пока хочет поиграть. Давай дадим кукле Тане другую игрушку. Пусть поиграет с ней. «На, кукла Таня – не расстраивайся».
Цель игры:
Психологические игры для детей двух-трех лет очень полезны и важны! Каждая из них не только выполняют развивающую функцию, но и позволяет малышу научиться искусству общения, ощутить себя исключительным и нужным, обрести уверенность в себе и своем взрослом, который всегда рядом.
Подвижные игры с мячом на свежем воздухе
Современные молодые люди посвящают много времени учебе, тем самым сокращая часы для активной деятельности.
Они повышают иммунитет, снимают умственное переутомление, повышают работоспособность при учебе, насыщают организм кислородом, снимают стресс и укрепляют мышцы всего тела. Игры с мячом, приведенные ниже, просты в организации и рассчитаны на большую команду игроков.
Охотники и утки
Игра развивает реакцию, быстроту движений, внимательность.
На поле чертится большой круг, затем все участники делятся на две команды. Одна команда (охотники) находится за пределами круга и пытается попасть мячом в участников другой команды (уток), находящихся внутри круга.
Подросток, не успевший увернуться от мяча, выбывает из игры. Победителем объявляется последний оставшийся в круге подросток.
Прыжки через мяч
Играть можно как вдвоем, так и большой командой. Необходимо наличие высокой стены и просторной площадки около нее. По правилам нужно бросить мяч в стену, дождаться момента соприкосновения с землей и перепрыгнуть через него. Задание выполняется по очереди каждым игроком.
Тот, кто не смог перепрыгнуть, выбывает. Каждый раз мяч необходимо подбрасывать немного выше. Игра развивает координацию движений, реакцию и подвижность.
Психологическая игра для детей «Испорченный телефон»
Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.
-Нет такого человека, чтобы век без греха
-Всякая неправда – грех
-От судьбы не уйдешь
-Риск – благородное дело
-Денег наживешь – без нужды проживешь
-Когда деньги говорят – правда молчит
-И с умом воровать – беды не избежать
-Раз украл — навек вором стал
-Кто сильнее – тот и прав
-С кем поведешься — от того и наберешься
-Умная ложь лучше глупой правды
-Убежал – прав, а попался — виноват
4.Игра «Пойми меня»
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.
Психологическая игра для детей «ТРОЕЧКА»
Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.
При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.
Почему дети любят игры с перевоплощениями
Почему дети разных возрастов любят игры с перевоплощениями? Мальчики и девочки вживаются в выбранного персонажа, копируют манеры поведения и поступки, в целом, чувствуют себя другим человеком или сказочным героем.
Что так привлекает ребенка в перевоплощении? Психологи утверждают, что перевоплощение нравится детям потому, что они получают возможность самовыражения и проявления некоторых личностных качеств и чувств.
Ребенок, становясь кем-то другим, меняет голос и походку, совершает несвойственные для него поступки и пробует себя в чем-то новом. Лучше вживаться в образ помогает одежда и атрибуты. Неслучайно девочки любят примерять мамины наряды и обувь, а мальчики берут папины инструменты и аксессуары.
Например, они не думали, что малыш может проявлять инициативу, быть аккуратным, заботливым. Многие дети проявляют лидерские качества и организаторские способности во время игры, а в обычной жизни такого не бывает.
Возможно, именно ролевые игры раскрывают истинную сущность и характер малышей. Поэтому взрослым следует периодически наблюдать за мальчиками и девочками, играющими вместе.
Кратко о психологических играх, польза игрового процесса для малыша или подростка
Основная особенность психологических игр — положительное воздействие на психику ребенка. Также происходит формирование коммуникации по отношению к окружающим. Среди положительных функций игрового процесса отмечают:
- улучшение настроения;
- увлекательную форму развлечения;
- определение сбоя в психическом развитии ребенка;
- развитие полезных для ребенка навыков;
- раскрытие скрытых талантов;
- преобразование личности;
- социализацию, позволяющую определить свое место в обществе.
Регулярные психологические игры также положительно сказываются на поведении ребенка, развивают логику, мышление. Есть специальные проектные игры, способствующие развитию личности, самостоятельности и помогают искать правильные решения.
Ролевая игра для взрослых и подростков «Мафия»
Лидером в психологических ролевых играх для подростков и даже взрослого поколения считается «Мафия», не теряющая популярности многие годы. Основные правила, которые остаются неизменными:
- заранее формируется группа, рекомендуемое количество участников — не менее семи человек (максимальное количество игроков — 16 человек);
- каждому из участников «Мафии» раздаются карты (особой схемы здесь нет — все решает простой жребий), с их помощью определяется роль каждого игрока — мирный обитатель города, разбойник, терроризирующий население или непосредственный член преступной мафиозной группировки;
- ведущий (выбирается путем жеребьевки) внимательно следит за сменой ночи и дня — в темную пору дня погибает один из мирного населения, и днем все участники пытаются выяснить, кто именно выступает убийцей;
- продолжается игра до логичного окончания — погибают все жители городка, не связанные с мафией или бандитами, и убийца не определен или с помощью умозаключений вскрыты все убийцы.
Основное достоинство «Мафии» в возможности играть даже малознакомым людям — в ходе психологической игры легко познакомиться, упрощается общение, есть возможность искать компромиссы. Тренинг, поданный в игровой форме, также развивает таланты, активирует аналитическое и логическое мышление, сообразительность.
Возникновение ролевой игры.
2.1. Из истории игрушек.
Игра предшествует труду в жизни всякого человека. Сначала настоящая война и создаваемая ею потребность в хороших войнах, а потом уже — игра в войну для удовлетворения этой потребности. . Из этих слов можно сделать вывод, что игра является деятельностью, которая появляется на нужду общества, где есть дети, активными членами которого они должны стать.
Такие игрушки, как трещотки, жужжалки, волчки, лук, стрелы, куклы, верёвочки, Е.А. Арканин относит к изначальным. Но они не могли появиться сами по себе — только после возникновения орудий труда, от которых требовалось те же самые функции (вращение, жужжание, ловля животных и т.д.). Все эти игрушки являются продуктом исторического развития. В настоящее время они утратили былую роль как орудия охоты, добычи огня, отпугивания диких животных и т.д., но остались в мире детских игрушек, поменяв свои функции и оставшись практически неизменными по внешней форме. К примеру, завязывание узлов и плетение верёвочки могли быть упражнением для плетения сетей, которые в свою очередь были необходимы для охоты, труда. Сейчас подобные упражнения выродились в движения, которые развивают мелкую моторику рук, что и поныне остаётся весьма полезным.
2.2. Причина возникновения ролевой игры.
Научившись манипулировать с предметами, дети стремятся к самостоятельности, но вместе с этим и к подражанию взрослым. Дети, наблюдая за миром взрослых, с интересом понимают, что разные люди выполняют разные роли в обществе. Они знакомятся с обширной вариацией всевозможных профессий, каждая из которых, так или иначе, заинтересовывают их. Рассмотрим ситуацию в семье, где мама — доктор, а папа — лётчик. Выслушивая рассказы родителей об их работах, ребёнок может захотеть лечить людей, как мама, или летать на самолёте, как папа. Он хочет быть как взрослый, хочет делать то, что и родители, но на данном этапе его развития он не может выполнять определённые функции, соответствующие для данных профессий. Вряд ли шестилетний ребёнок сможет управлять настоящим самолётом, чтобы помочь людям вылететь в нужный город, либо вылечить человека от самой настоящей болезни. Но зато он сможет надеть белый халат, взять игрушечный градусник и соорудить игрушечную больницу, где пациентами будут являться плюшевый мишка, кукла или кто-то из взрослых. Этим самым ребёнок словно примеряет на себя роль данной профессии, он вовлечён в игровую деятельность. Это и есть ролевая игра.
Тем самым, сравнивая свои действия с действиями взрослых, ребёнок знакомится с миром взрослых и готовит почву для возникновения сюжетно-ролевой игры, где он научится примерять на себя роль, исходя из мнимой ситуации, и выполнять правила, вытекающие из выбранной роли.
Родители в этом процессе играют немаловажную роль. Именно они одни из первых начинают играть с детьми, вовлекая их в этот увлекательный мир, где возможно всё. Взрослые поощряют и стимулируют игровое воображение детей. Они слова учат их фантазии, придумывая разнообразные ситуации в игре. Допустим, девочка показывает карандаш и говорит, что это волшебная палочка, а мама тут же включается в игру и восклицает, что та превратила её в лягушку.
К концу раннего возраста дети способны называть себя по-другому (другим именем) и разговаривать от лица этого нового персонажа.
К 4-5 годам дети уже усваивают основные способы игры и начинают самостоятельно пользоваться приобретёнными навыками отдельно от взрослых.
К предпосылкам ролевой игры также относятся:
1. Социальные контакты ребёнка;
2. Качество и степень эмоциональной привязанности к значимому взрослому (чувствуя заботу, защищённость и любовь, исходящие от матери, ребёнок с большей заинтересованностью будет познавать в её присутствии окружающий мир и контактировать с другими детьми)
Ролевая игра появляется не на пустом месте, а в результате изменений функций и места ребёнка в обществе в ходе исторического развития человечества. По своей природе и происхождению она социальна, т.к. возникает на фоне определённых социальных условиях жизни детей.
В чем польза ролевых игр
В чем же конкретная польза ролевых игр? Начнем с того, что любая игра для ребенка является способом познания мира, людей и самого себя. Ролевая игра позволяет развивать коммуникативные навыки, расширять кругозор, учиться отстаивать свою точку зрения и достойно выходить из конфликтных ситуаций.
Примеряя чужой образ и одновременно оставаясь собой, ребенок получает опыт социального общения и формирует собственный характер. Участие в ролевой игре нескольких детей способствует их взаимодействию, поиску взаимопонимания и развитию дисциплины.
То, во что играют дети, способствует формированию определенных навыков. Нередко игра становится индикатором состояния или развития ребенка. Повторяя поведение взрослых или моделируя прожитую ситуацию, ребенок выстраивает собственную модель поведения и черты характера, проявляет темперамент и развивает социальные навыки.
Та, которая делает куклам и подружкам немыслимые прически, способна стать талантливым парикмахером.
Мальчики, увлекающиеся роботами и конструкторами, нередко становятся инженерами и специалистами IT-сферы.
Поэтому ролевая игра является для детей и способом познать себя.
Психологическая игра для детей «ЗООПАРК»
Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.
Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры
Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры? Несмотря на то, что игра остается игрой, чувства, которые испытывают дети, являются настоящими
Поэтому важность ролевых игр подчеркивают многие психологи. . Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское. Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское
Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское.
- Общение ролевое познается, когда малыши играют в больницу, магазин, школу, салон красоты. Они выбирают роли, ориентированные на взаимодействие в рамках данной игры: доктор – пациент, продавец – покупатель, учитель – ученик, мастер – клиент.
- Общение деловое формируется тогда, когда начинается игра. Доктор, продавец, учитель, мастер салона красоты – профессии, которые позволяют зарабатывать деньги. Пациент, покупатель, ученик, клиент – потребители услуг, которые обеспечивают заработок первой категории. В процессе игры устанавливается контакт между сторонами и происходит деловое общение. Дети учатся формулировать мысли, желания, требования к качеству услуг, отстаивать мнение, договариваться.
- Дружеское общение в процессе игры доставляет удовольствие, сближает эмоционально, вызывает доверительные отношения. Дети учатся коммуницировать, прислушиваться к себе и другим, находить общие занятия и проводить время вместе.
Ведь взрослым не всегда удается выкроить время на игру с ребенком и совместные прогулки. Малыши, которые умеют дружить и общаться, спокойно проводят время друг с другом. А ролевые игры привносят в это общение еще и пользу.
Как бы ни были заняты взрослые, им следует время от времени прислушиваться к детским разговорам во время игры. Нередко они помогают родителям лучше узнать ребенка и увидеть его проблемы.
Треугольник Карпмана
0 Еще важно сказать несколько слов о треугольнике Карпмана, который был продолжателем идей Эрика Берна. Он рассказывает тоже об игре, только подсознательной, в которой описывается связь трех главных проблем в отношениях между людьми. По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых
Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга. «Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает „верить“ в ее подлинность для создания хорошего спектакля»
По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых. Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга. «Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает „верить“ в ее подлинность для создания хорошего спектакля».