Необходимость двигательной активности в раннем возрасте
Двигательная активность – основа физического развития.
Замечание 1
Формирование навыков движений разного рода в раннем возраста – основа здорового и полноценного развития ребенка.
Движения необходимо развивать с ранних лет. Это реализуется в дошкольных образовательных организациях, в которых функционируют группы для детей раннего возраста (как правило, ясельные группы).
В движении упрощается процесс социальной адаптации ребенка. Он становится более активным и заинтересованным в познании окружающего мира.
В основе формирования движений лежат игровые упражнения. Они характеризуются яркостью, эмоциональной насыщенностью, чем привлекают детей и активизируют их интерес к игровому процессу.
Определение 1
Двигательная активность – это количество движений, совершаемых ребенком в период его бодрствования. Она включает в себя бег, ходьбу, прыжки, ползанье, метание, лазанье и др. действия.
Необходимость двигательной активности в раннем возрасте обусловлена следующими параметрами:
- Рост и развитие ребенка в процессе совершения разнообразных движений;
- Получение энергии из внешних источников при совершении разнообразных движений способствует повышению работоспособности организма;
- Освоение движений расширяет опыт деятельности ребенка;
- Посредством развития двигательной активности формируются такие качества, как: смелость, ловкость, командный дух;
- Двигательная активность лежит в основе выработке потребности в физическом развитии и совершенствовании;
- В раннем возрасте активное бодрствование занимает большой объем времени – около 70-80%;
- Двигательная активность связана с чередованием разных движений, разных действий, разной деятельности, что формирует у ребенка познавательную мотивацию, возбуждает интерес к познанию и развитию;
- Выполнение движений разного рода отражает восприятие ребенком окружающего мира, конкретной микросреды, ее обстановки и навыков ориентации в ней;
- В ходе двигательной активности формируются ощущения, восприятия, представления, сила воли, знания и эмоциональные переживания. Это оказывает плодотворный эффект на общее развитие ребенка, формирование его личностных качеств;
- Двигательное развитие содействует интеллектуальному, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию.
Таким образом, двигательная активность выступает основой развития ребенка.
Нарушения психического развития детей
Выявление и помощь при нарушении нормального развития у ребенка. Психологическая коррекция, психотерапия и лечение. Обследование нервной системы и психического состояния: анализы, тесты, аппаратные обследования. Клиника работает круглосуточно.
Нарушения нормального развития психики ребенка может проявляться как в виде легких, временных и обратимых расстройств, так и в виде грубых изменений поведения, требующих лечения.
Один из легких видов нарушения развития ребенка — инфантилизм.
Инфантильность (инфантилизм) проявляется в виде замедления развития нормальных психических функций. Проще говоря это «замедленное взросление», когда первые слова, речь в виде предложений, аналитическое мышление, восприятие своего окружения и себя у ребенка формируются позже чем у большинства.
Своим поведением они напоминают детей более младшего возраста. Инфантилизм обычно обнаруживается в возрасте от 5 лет. Обычно с годами инфантильность может сглаживаться.
Более грубое нарушение развития это задержка развития. Основная особенность задержки психического развития — это нарушение интеллекта, которые с годами не восстанавливаются.
Отклонения в поведении у таких детей обнаруживаются рано, в первые годы жизни. Задержка в психическом развитии как правило имеет болезненную природу: кислородное голодание мозга во время беременности и родов, травматические и инфекционные повреждения нервной системы, эпилепсия и детская шизофрения.
Нормы психического развития детей – речь
Что касается речи, важнейшей коммуникативной составляющей, она также начинает развиваться практически с рождения. Крик новорожденного – это уже в своем роде «речь». Здесь, как и в случае со слухом и зрением, тоже следует сперва исключить чисто физиологические факторы задержки развития. Например, у ребенка может быть слишком короткая уздечка языка, и это препятствует движению языка во рту в полном объеме, а в будущем – правильной речи. Осмотр ротовой полости в 1 месяц педиатром может выявить эту проблему.
Сперва в речи ребенка появляются гласные, потом, постепенно – согласные. Двухмесячный ребенок начинает гулить, затем, к полугоду – лепетать, выговаривать отдельные слоги («ма», «ба»).
Годовалый ребенок в норме использует не менее 2-3 слов
Не менее важно развитие указательного жеста пальцем, который появляется примерно в 11-14 месяцев. Третий признак правильного развития речи в этом возрасте – понимание речи, обращенной к ребенку, простых инструкций
Центр понимания речи у ребенка формируется быстрее, чем центр собственной речи – последний формируется только к трем годам. Поэтому даже если ребенок понимает обращение к себе, указывает на предметы пальцем, но при этом не использует более двух слов, это вполне может быть вариантом нормы. А вот если к двум годам ребенок все еще не указывает пальцем на предметы, это может быть признаком задержки психического развития.
К двухлетнему возрасту дети уже существенно различаются между собой по уровню развития речи. Кто-то может использовать только несколько слов, а кто-то читает стишки и использует предложения из нескольких слов
Важно, чтобы оценку развития ребенка проводил невролог, потому что около двух лет ЗПР и ЗРР встречаются достаточно часто, но могут быть скорректированы при своевременной диагностике
Для правильного психического развития ребенка, в том числе и речевого, важно, чтобы он не был изолирован. В течение первого года жизни он должен слышать разную речь, голоса, интонации
В более старшем возрасте помочь развитию речи может общение с детьми, которые уже говорят. Даже если родители замечают в поведении ребенка что-то тревожное, главное – сохранять спокойствие, не давить на ребенка и обязательно показать его детскому неврологу.
Беспокоит психическое развитие ребёнка
Меня самого рождения беспокоит развитие второй дочери. По началу глазной контакт был плохой, потом на звук не поворачивалась, сейчас ей 8,5 месяцев, и плохо отзывается на свое имя. С 3 раза только и если громко позвать( такое ощущение что реагирует на звук, а не на имя). Из обращённой речи ничего не понимает. На вопрос где, глазами никого и ничего не ищет. Из положительного, лепет есть, меня знает, если хочет кушать или спать сразу за мной ползает и плачет. Что вы думаете девочки на счёт этого, может кто нибудь и сталкивался?
В восемь месяцев искать предметы. не знаю, по-моему рано. Я не просила в этом возрасте ничего искать. Про имя тоже не уверена. Она у вас отличает своих и чужих? Приходу членов семьи радуется? Какие-то места любимые в квартире есть, куда она любит ползать? Игры типа куку, идёт коза и прочее воспринимает?
Глазки, носик, игрушки до сих пор не показывает. На имя хорошо отзывается, понимает нельзя, если хочет. Пока-привет не делает. Был тонус ножек, ходили к неврологу. Посоветовала заниматься с малышом, зубрить носик, глазки, ушки, учить животных.
Чёт вы как то много хотите от 8 месячного ребёнка. Согласна, что у некоторых (некоторых!) уже могут вот это вот все делать, но большинство чуть позже. Подождите ещё немного
Я думаю все у вас хорошо, ребенку всего 8м. У подруги дочь до 1,5 лет на имя не откликалась, вот тут точно волнительно, но ребенок абсолютно здоровый, просто вот такая особенность.
Да, повезло Вот честно, я начитаюсь, потом себя накручиваю. Ещё и старшая в таком возрасте смышлёным ребёнком была.
Насчёт показывать — моей это, видимо, не интересно. Начинаю ей показывать, где носик, где глазки, улыбается мне снисходительно и ползёт шкафы потрошить) На имя тоже не всегда отзывается, очень по настроению
У нас вообще в восемь месяцев в аэропорту пошла в туалет пришла а какая то тетка держит ребенка, оказывается муж его держал на руках, а он потянул к ней ручки. Я чуть не грохнула мужа. Боятся чужих стал только после года. Думаю вы много требуете от ребенка. Она ещё маленькая.
Это не по возрасту имхо. Отличать своих от чужих (например, плакать у чужих на руках и успокаиваться у своих), знать маму эмоционально, реагировать на звук в принципе — вот и все. Вы ее 100+ раз на дню называете по имени, не на каждый же надо оборачиваться, Вы же просто с ней так говорите. Ребенок слышит свое имя, значит мама рядом, то что имя с другой (зовущей) интонацией и прям конкретно сейчас ребенок должен почему-то обернуться — это непонятно. Для этого надо понимать речь. Например, Макс, иди сюда. Когда понятно зачем зовут — они оборачиваются и приходят. А не просто Макс. Макс! Макс. Чтобы проверить отзывается ли на имя. Как-то так. Имхо все норм
У чужих не плачет, ко всем идёт, но узнает что они другой человек, смотрит с интересом, но не боится. Но она вообще с рождения не истеричка, не плачет без повода, спокойная.
Я уже прочитала ниже, что она понимает эмоционально где мама) по мне нормальный ребёнок)) у моих хоть какое-то банальное понимание пришло к году, а покажи где кто/что ближе к 1,5, если не позже, знаю, что знали вещи, просто не показывали
Публикация «Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.
Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).
Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.
Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь). Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры
Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры.
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Интеллектуальные функции изменяются не под воздействием физической нагрузки, оказывающей непосредственное влияние на развитие физических качеств, а в процессе осуществления мыслительной деятельности, предваряющей и сопровождающей выполнение двигательной программы. В связи с этим механизм прямого воздействия на интеллектуальную сферу следует искать не столько в совершенствовании двигательных качеств, сколько в организации мыслительной деятельности детей по ходу выполнения двигательных действий.
При длительной интенсивности умственной деятельности головной мозг не в силах переработать нервное возбуждение, которое начинает распределяться на мышцы. Они становятся как бы местом разрядки мозга. Активные мышечные напряжения, выполняемые в этом случае, освобождают мускулатуру от излишнего напряжения и гасят нервное возбуждение.
Установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью, а также общей вербальной продуктивностью у взрослых людей. При более развитой координации движений выше показатели гибкости и продуктивности мышления. Эта закономерность может быть использована для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировки физических способностей.
Приемы развития различного рода движений у детей раннего возраста
Движения детей раннего возраста формируются в процессе игровой деятельности. Она позволяет сделать познание движений комфортным и простым.
В ходе обучения применяются следующие приемы:
Развитие инициативы ребенка. Ребенок должен сам стремиться к выполнению того или иного движения. Для этого, применяются разнообразные игры, игровые упражнения, которые мотивируют к двигательным действиям.
Поощрение инициативы ребенка и ее поддержание
Развив инициативу к двигательной активности, требуется уделить внимание ее поддержанию. Это требует многократного повторения движений т.е
выполнение игровых упражнений по нескольку раз. Плюс, это позволит отработать технику выполнения движений.
Введение в игровые упражнения различных персонажей т.е. необходимо создавать игровые ситуации разного рода, которые побуждают к совершению тех или иных движений. Словесная инструкция в раннем возрасте не актуальный и непродуктивный метод.
Использование игровых атрибутов в упражнениях. Они улучшают эмоциональный настрой ребенка и мотивируют к действию.
Рациональное расположение детей в помещении или на улице (смотря где реализуются игровые упражнения). Необходимо предоставить каждому ребенку достаточное пространство для выполнения упражнений.
Вариативность игровых упражнений на развитие движений у ребенка раннего возраста
Использование игровых упражнений в физическом воспитании ребенка раннего возраста реализуется на основании предварительной диагностики уровня физического развития ребенка и его физической активности. Они позволяют выбрать оптимальные упражнения, способствующие активизации двигательной сферы ребенка и освоению им основных движений.
В зависимости от уровня развития двигательной активности детей игровые упражнения делятся на два блока:
- Упражнения для малоподвижных детей и детей со средним уровнем развития двигательной активности. Как правило, для малоподвижных и средне подвижных детей актуально применение одинаковых игровых упражнений. Они активизируют движения малоподвижного ребенка и в то же время, развивают двигательную мотивацию, способствуют развитию инициативности ребенка с более развитой степенью двигательной активности.
- Упражнения для активных детей, т.е. для детей с хорошо развитой двигательной активностью, повышенным желанием и стремлением к выполнению разнородных движений.
К первому блоку относятся следующие игровые упражнения:
- Упражнения с мячом. Совершаются разнородные движения с мячом: броски, подкидывания, передача друг другу;
- Упражнения топанье ногами. Они предполагают выполнение топанья в разных вариациях: под музыку, на месте, в ходе движения;
- Упражнения на развитие кистей и пальцев рук. Сюда входит игра «ладушки», пальчиковая гимнастика, игра «вышли пальчики гулять»
- Упражнения со вспомогательными предметами. Здесь могут быть использованы горки (на улице), доски, желоба, а также сооружены наклонные поверхности из подушек и одеял. Ребенок выполняет упражнения на скатывание с наклонных поверхностей.
Ко второму блоку относятся такие игровые упражнения, как:
- Упражнения с мячом. Здесь они носят более сложный характер: выполнение скручиваний мяча, вращение на полу по оси, забросы в корзину, попадание в конкретную цель, прокатывание с преодоление препятствий;
- Упражнения с обручем. Выполняются перелазы через него в разных направлениях, перешагивания через обруч;
- Упражнения со скакалкой. Как правило дети раннего возраста прыгать на скакалке еще не способны, потому она используется для создания «полосы препятствий», которую требуется преодолеть, посредством перешагиваний, прыжков, бега, ходьбы.
Периодизация возрастного развития ребенка
Определение 1
Развитие ребенка – это приоритетное направление воспитательной деятельности любого образовательного учреждения.
Каждый возраст имеет свои особенности функционирования психических процессов, которые должны быть учтены при организации разнообразных воспитательных мероприятий, выборе методов и средств воспитательной педагогической деятельности.
В педагогике имеется периодизация возрастного развития ребенка, которая учитывает специфику физического и психического функционирования организма, а также условия проведения воспитательных мероприятий.
В возрастном развитии ребенка можно выделить следующие этапы:
Младенческий возраст. Охватывает детей в возрасте до одного года.
Ранний или преддошкольный возраст. Он охватывает промежуток от одного года до трех лет и связан с быстрыми темпами развития ребенка. Физическое и психическое развитие ребенка оказывается тесно связанным и протекает очень быстрыми, даже скачкообразными, темпами. Если ребенок оказывается плохо развит физически, то его интеллектуальное развитие, также, будет отставать и наоборот. В раннем возрасте происходит формирование наглядно-действенного мышления и начинает формироваться речь. Ребенок использует речь и мышление для познания мира. Наиболее развитым процессом данного возраста является подражание. Ребенок копирует поведение и действия других, постепенно приобщаясь к социальному пространству.
Дошкольный возраст. Он охватывает промежуток дошкольного детства т.е. временной период в течение которого ребенок посещает дошкольное образовательное заведение- от трех до семи лет. В это время ребенок вступает на новый уровень развития, которое начинается с осмысления себя, восприятия собственного «Я», развитие самооценки и самоанализа. В это время происходит кризисный момент в развитии ребенка – кризис трех лет, который связан с социальным становлением и утверждением личности ребенка. Он стремится выделить себя в социальной среде, пересматривает систему социального взаимодействия.
Младший школьный возраст. Он охватывает возраст от семи до одиннадцати лет и связан с новым кризисным этапом в развитии личности. Ребенок начинает новую главу своей жизни – обучение в школе, которое предполагает несение новых обязанностей, выполнение новых действий, взятие на себя новой социальной роли. Ребенку необходимо построить новые взаимоотношения с окружающими его людьми, приспособиться к новым условиям и новой обстановке. Все это вызывает трудности и приводит к развитию кризиса в жизни ребенка, проявляющегося в виде апатии, нарушении дисциплины, отстаивании своих интересов
В это время активно развивается эстетическое восприятие мира, произвольное внимание и рефлексия.
Средний школьный или подростковый возраст. Он охватывает возраст от одиннадцати до пятнадцати лет и связан с самопознанием и самоутверждением в системе социальных, нравственных, эстетических отношений
В это время, ребенок переживает очередной кризис. Это революционный этап развития ребенка. Он требует признания от взрослых – родителей, педагогов, признание в обществе, которое выражается в проявлении своих прав и защите интересов и демонстрации своих сил, возможностей и способностей, реализация своего «Я» в действии.
Старший школьный возраст. Он охватывает возраст от пятнадцати до восемнадцати лет. Это ранняя юность ребенка, когда происходит приобретение им независимости, проявление активности в различных направлениях деятельности, формирование ценностных ориентиров и установок. В это время происходит становление дружеских отношений, именно установление крепкой, осознанной дружбы, формируются различные привязанности, развивается любовь, осуществляется выбор своего жизненного пути, строятся планы.