Кризис 17 лет
Возникает точно на
рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В
это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство
17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, некоторые – на
поиски работы. Из-за необходимости определения (выбора профессии, поступления в
учебные заведения или поиска работы) по окончании 11 класса эмоциональное
напряжение может резко возрасти. В нашем обществе принято, что по окончании
школы человек уже знает, что ему делать дальше, так как общество уже ожидает в
этом возрасте профессионального самоопределения. Такие ожидания могут очень
напрячь нервную систему и психику юного человека. Это стрессовый период, в
котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность человека.
Для тех, кто тяжело
переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед
собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой
груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки,
перед неудачей при поступлении в вуз, а у юношей – еще и перед армией. Высокая
тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению
невротических реакций, таких, как повышение температуры перед выпускными или
вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение
гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Резкая смена образа
жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают
значительное напряжение. Новая жизненная ситуация требует адаптации. Помогают
адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе,
чувство компетентности.
Проявления:
1. У молодого человека
наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в
сомнения, раздумья.
2. Он планирует свое
место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.
3. Обостряется
потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения
сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство
личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на
признание.
4. Выбор профессии.
Смысл
(новообразования):
1. Выбор внутренней
позиции.
2. Овладение защитными
механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего
вторжения, но и укрепляют внутренне.
3. Профессиональное
самоопределение.
Публикация «Презентация „Психологические особенности возраста старшего школьника“» размещена в разделах
- Психология школьников
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Механизмы влияния на детей
1. Подкрепление: поощрение или наказание за поведение, которое взрослые считают нужным.
2. Подражание: ребёнок подражает родителям и другим взрослым.
3. Понимание: когда родители знают проблемы ребёнка и помогают ему во всём.
4. Ролевая взаимодополняемость. (Семья, в которой родители хорошо ведут домашнее хозяйство, может вырасти ребёнок ни к чему не приспособленный.)
5. Психологическое противодействие. (Юноша, свободу которого ограничивают, может быть самостоятельным и наоборот, если родители всё разрешают, то может вырасти зависимым)
Тип контроля дисциплины.
1. Демократический стиль общения: в наибольшей степени воспитывает самостоятельность ребёнка. Крайние типы отношений дают плохие результаты.
2. Авторитарный стиль: вызывает у детей отчуждение, чувство своей незначительности.
3. Либеральный стиль: вызывает у ребёнка чувство, что родителям до него нет дела. Ослабление и усиление родительского воспитания ведёт к формированию личности со слабым “Я”.
Авторитарные методы связаны с
1. Традициями;
2. Общественными отношениями на работе.
3. Бессознательным вымещением на детях своих неприятностей;
4. Решение своих проблем с помощью силы.
Но, если с маленькими детьми такой стиль ещё проходит, то в подростковом возрасте – это уже грозит конфликтами! А стиль общения уже выработан.
Личностные свойства старшего школьного возраста (16-17 лет)Этот период называют «философским», их надо вовлекать в процесс самовоспитания больше, чем подростков. — идёт становление нравственного самосознания и мировоззрения личности, социально-политическое и профессиональное самоопределение;- формируется образ «Я» — настоящее, прошлое, будущее; поиски ответа на вопрос: «Кто я? Для чего живу? Что я могу?»В большинстве случаев он оценивает себя больше применительно к будущему, а не к настоящему (Пригоден ли я к настоящей жизни).В этом возрасте учащийся оценивает себя как личность в целом, в совокупности всех своих личностных свойств, а не по отдельным поступкам и действиям.
Изменяется статус учащегося, характер его деятельности выходит за рамки школьной жизни, поле деятельности школьника заметно расширяется. В этот период усложняется аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга в процессе труда и учения. На основе самосознания развивается потребность в самовоспитании
Следует обратить внимание на то, что старшеклассники больше идеализируют, идеалами могут быть образы конкретного человека, или обобщённые образы, как совокупность лучших качеств личности. В этот период взросление трансформируется в чувство самоутверждения и самовыражения, т
е. в выражении своей индивидуальности. К концу этого периода учащиеся достигают физической зрелости (служба в Армии, приобретают ту степень духовной, морально-нравственной зрелости, которая помогает ему стать самостоятельной, интеллектуально-развитой и социализированной личностью.
Помните, уважаемые родители:1. Девушки более поддаются давлению взрослых, а у юношей давление вызывает негативную реакцию. 2. С возрастом влияние сверстников может быть более сильным, чем влияние взрослых и родителей;3. Этот возраст отличается богатством переживаемых чувств, влюблённостью и эмоциями;4. Знайте сильные, слабые стороны своих детей, культивируйте только положительные свойства личности, стройте свои взаимоотношения на позитивной основе.