Как вести уроки, чтобы развить самостоятельность учеников
Давайте ученикам время на поиск ответов
Учителя должны понимать, что моментально дать учащемуся правильный ответ на любом уроке — не всегда лучшая стратегия. Наоборот, сам процесс обучения и выискивания решений учеником приносит больше пользы.
Если школьники просят сразу дать верный ответ, старайтесь быть непреклонными и не раскрывайте решение. Вместо этого предоставьте школьникам ресурсы и советы, необходимые для самостоятельного вывода. Например, это могут быть ссылки на источники, указание правильного направления, последовательные подсказки.
Не всегда ученику удается с первого раза справиться с упражнением. Нестрашно, пусть он дальше продолжает поиски, и со второго или третьего раза он придет к верному ответу. Из-за личного соревнования с собой он будет вдвойне рад, что смог сообразить, как выполнить задание. Плюс это помогает учащемуся понять концепции, связанные со стратегиями эффективного и самостоятельного решения проблем.
Создайте свободную среду для высказываний
Когда ученик привык сидеть в классе и слушать учителя, ему намного тяжелее проявлять самостоятельность. Сообщите школьникам, что на уроках будет меньше пассивного слушания и больше возможностей для обсуждения и написания того, что они узнали.
Например, создайте и повесьте на видное место специальный плакат, который будет призывать каждого учащегося к активной работе на уроке. Возможно, это могут быть инструкции, картинки или пошаговый алгоритм выполнения устных заданий.
Поощряйте инициативность
Давать каждому ученику одинаковое задание и идентичный вариант теста — не самый эффективный подход к оцениванию и развитию самостоятельности. Лучше предоставить разные варианты работ, и несколько опций для зачета. С самого начала учителя должны подбадривать и мотивировать учеников быть более активными, а не молчаливыми и безучастными.
Например, учащиеся, которые добровольно пишут учебные работы для получения дополнительных баллов, должны быть вознаграждены. То же самое касается тех, кто проявляет инициативу в групповых проектах. Стоит не забывать о тех, кто участвует в олимпиадах, спортивных мероприятиях, конференциях, концертах
Важно вербально поблагодарить школьников и поставить отметки по подходящему предмету за труд
Ставьте небольшие достижимые цели
Помогите своим учащимся определить маленькие шаги, которые они могут предпринять, чтобы прийти к более крупным задачам. Ставьте перед ними небольшие достижимые цели. Так ребята будут меньше бояться взяться за них и смогут лучше контролировать процесс.
Найдите в каждом ученике его сильные стороны и способности и разработайте такие мини-цели, с которыми он точно справится и сделает это с удовольствием согласно его умениям и предрасположенностям.
Хвалите хорошо выполненную работу
Позитивная обратная связь помогает ученикам сформировать адекватную самооценку, положительную самопрезентацию и уверенность в себе.
Метод «ученики-учителя»
Очень ценно позволять учащимся выступить перед классом и, например, поделиться подробностями о проекте по одной из школьных дисциплин. Это значительно улучшит их устную речь, а другие ученики узнают что-то новое от своих сверстников. Кроме того, когда учащиеся слушают друг друга, их понимание идей улучшается. Сверстники могут объяснять информацию иначе, чем учитель, поэтому альтернативная формулировка от одноклассника сделает обучение еще эффективнее.
Другие задания, которые можно делегировать ученикам:
- Попросите небольшую группу учащихся провести самостоятельную в начале урока по предыдущей теме. Пусть они заранее подготовятся и подумают о раздаточном материале и проверке.
- Попросите одного или двух учеников возглавить обсуждение темы во всем классе. Это особенно хорошо работает в конце учебного раздела или пройденной темы.
- Попросите группы создать презентации по различным аспектам/категориям темы. Настаивайте на том, чтобы презентации включали интерактивные элементы и докладчики могли бы активно обучать класс и взаимодействовать с ним.
Усвоение знаний происходит благодаря тому, как ребята исследуют тему, какие подходы используют, чтобы получить конкретный ответ. Создайте благоприятную среду для студентов, чтобы они могли критически мыслить, анализировать и делиться новыми идеями, а также обосновывать свои уникальные взгляды.
Когда начинать
Прививать умение и желание делать что-либо самостоятельно нужно уже с раннего возраста. В этот период малыши испытывают так называемый кризис трех лет. Он вызван изменениями в восприятии ребенка, его осознанием собственного Я. Дети начинают отстраняться от значимого взрослого (в первую очередь, мамы), стремятся заявить о себе как о самостоятельной личности, противоречат и проявляют негативизм, часто произносят фразу «Я сам/сама!».
Предоставлять ребенка самому себе
Давайте малышу личное пространство, в котором он сможет поступать согласно собственным желаниям. Можно выделить уголок в комнате, организовать мини-домик (шалаш, палатку)
Важно, чтобы у детей обязательно были личные вещи (игрушки, книжки), которыми они распоряжаются
Разрешать самостоятельно выполнять задачи
Если ребенок хочет подмести пол, достать кружку или построить замок из конструктора, не препятствуйте этому. Да, это будут его первые самостоятельные поступки. Взрослому рекомендуется только предложить, но не навязывать свою помощь, а по окончании действия конструктивно оценить результат.
Давать первые поручения
Не бойтесь просить ребенка что-то принести или сделать: полить цветы из лейки, вынести мусор, поставить книгу на полку и т.д.
Это не значит, что в три года нужно ребенка отпустить в свободное плавание, заставлять все делать самостоятельно и лишить присмотра. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы при необходимости помочь.
Ах какая мука — воспитывать!
Инфантильные дети чаще вырастают в тех семьях, где родители либо чрезмерно опекают, либо морально подавляют своих отпрысков, не оставляя им не то что простора, а даже лазейки для самостоятельных действий и решений.
Гиперопекой чаще отличаются поздние мамы и папы, а также те, кому наследники достались очень тяжело. Например, если ребёнок в раннем детстве тяжело болел, то его родители и в более позднем возрасте пытаются оградить чадо от любых трудностей. Из таких детей, выросших в оранжерейных условиях, в будущем могут вырасти лентяи, маменькины сынки и социофобы, испытывающие панический страх перед необходимостью принимать самостоятельные решения.
Авторитарные родители, которые стремятся контролировать жизнь своих наследников даже в мелочах, ведут себя с детьми, как военачальники перед строем. Они диктуют им, как надо поступать в том или ином случае, в каком кружке заниматься, с кем дружить. Конечно, всё это делается ради ребёнка — ведь взрослому с высоты опыта виднее. Но, увы, благодаря такой медвежьей услуге дети либо привыкают действовать исключительно по указке, либо начинают бунтовать против родительской тирании.
Третий тип мам и пап, у которых получаются несамостоятельные отпрыски, — безучастные или вечно занятые родители, для которых самое главное, чтобы ребёнок был одет-обут, а заниматься его развитием им или неохота, или некогда.
Связь самостоятельности с социумом
Также по мнению Т.В.Марковой, самостоятельность связана с другими людьми, без которых человек не может проявлять самостоятельность. Ведь если изолировать личность, у нее просто не будет необходимости проявлять самостоятельность от кого-либо.
Некоторые словари описывают самостоятельность как независимость и свободу человека от внешних воздействий.
Самостоятельный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддается на принуждения и не нуждается в помощи. Самостоятельный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.
Психологи описывают самостоятельность, как проявление волевой личности, которое проявляется в том, что человек действует согласно собственной инициативы, он ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее.
В педагогических словарях под самостоятельностью понимается некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.
Также самостоятельность – это этап, на котором происходит становление личности человека. На протяжении жизни иногда человек встречается с необходимостью преодолевать этот этап.
Интересно то, что уже в младшем возрасте дети начинают стремиться к самостоятельности
Эта потребность становится очевидной уже в раннем детском возрасте, и важно развивать ее и поддерживать
Человек только в том случае сможет самостоятельно действовать, когда он в полном объеме усвоил данную деятельность и стал ее носителем.
Поэтому еще самостоятельность ребенка можно воспринимать, как период формирования целостной деятельности. Самостоятельность является критерием, овладел ли он этой деятельностью в полной мере.
Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях, которые требуют от него принятия нестандартных решений.
Немного о самостоятельности подростков
Следующий возрастной кризис сильно связанный с формированием самостоятельности – подростковый. В этот период ребенок начинает осознавать себя как личность, которая обладает определенными, только ей присущими чертами
Очень важной становится оценка сверстников, через которую часто преломляется самовосприятие ребенка. Исследуются собственные возможности, черты характера и создают положительный или отрицательный образ себя, от которого во многом зависит поведение подросшего отрока
Подросток, как и малыш двух-трех лет, проверяет правила на прочность, но уже не для того, чтобы выяснить границы дозволенного, а чтобы сформировать собственный морально-этических кодекс. Таким образом, к концу этого этапа развития при благоприятном течении ребенок становится уже почти взрослым, способным:
- предпринимать самостоятельные действия в рамках предоставленного пространства и возможностей (отчасти, это может уже делать годовалый ребенок);
- понимать границы дозволенного (что возникает в период кризиса трех лет) и выбирать следовать им или же идти другим путем, пусть и порицаемым (что формируется где-то к подростковому возрасту);
- умеет совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей и поддержание порядка (всему этому можно научить малыша пока он еще дошкольник);
- руководствуется в регулировании своего поведения нормами и правилами, принятыми им самим, которые могут, как совпадать с взглядом взрослых, так и идти с ними вразрез (это мы получаем как раз в ходе подросткового возраста).
Таким образом, пубертатный период – это лишь продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека, а никак не единственный и, тем более не первый, период развития самостоятельности.
Вы прочитали статью и поняли, что все это уже не может помочь вам, так как:
- ваш ребенок – уже подросток и начать воспитывать его как малыша не представляется возможным;
- все понятно, вы все так и делали, но ничего не работает и тогда, скорее всего, нужно идти лично на прием к детскому психологу, так как несамостоятельность – лишь составляющая существующих проблем;
- ваш ребенок способен делать сам только то, что ему нравится, но не в состоянии взять на себя ответственность за учебу, помощь по дому или другие, нужные, но не всегда приятные дела;
- ваш отпрыск не только ничего не делает сам, но и не может принять элементарные решения (что одеть, съесть, чем себя занять).
«Мой ребенок ничего не хочет делать сам!»
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста
Чтобы развить этот навык у школьников младших классов, важно следовать всем этим правилам:
- критиковать действия минимально;
- побольше хвалить;
- давать ребенку больше возможностей для принятия самостоятельных решений, действий;
- давать чаду посильные поручения регулярно;
- объяснять, показывать, учить, но не делать вместо сына или дочери;
- давать возможность совершать собственные ошибки, но потом пояснять, приободрять;
- стоит демонстрировать навыки самостоятельности у кукол, героев в игре;
- будьте сами предельно самостоятельными, ответственными;
- давать возможность выбора.
Многие родители пытаясь приучить детей к самостоятельности сталкивается с дилеммой. С одной стороны они хотят детям дать больше свободы, с другой — бояться, чтобы эта свобода не была опасной и вредной для детей. В этом случае оптимальным решением будет подарить вашему ребенку детские умные смарт-часы. Такой гаджет приведет ваше чадо в восторг. А вас освободит от волнения. Так как вы всегда будете знать, где находится ваш ребенок на данный момент, просто взглянув на экран своего смартфона. Кроме того, на случай экстренных обстоятельств сын или дочь может легко и быстро нажать кнопку SOS. А голосовой мониторинг (вы можете даже знать какие слова говорит ребенок не находясь рядом и когда он с вами не разговаривает) так это вообще фантастика!
К примеру, подключились вы к часам и слышите голос учителя. Значит сейчас идет урок и ваш ребенок на нем присутствует. Слышите голоса ребят — значит уже перемена, звук машин — ребенок на улице.
Видео как приучить детей к самостоятельности:
Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей
В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».
Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.
- Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
- Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
- Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
- Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
- Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.
Направления и этапы формирования и развития самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста
Воспитание ответственности и самостоятельности характеризуется переходом от импульсивного и нерегулируемого поведения к регулируемому поведению, и развитию воли.
Осуществляется данный переход в несколько последовательных этапов, на каждом из которых педагог осуществляет определенную деятельность, способствующую воспитанию самостоятельности и ответственности у ребенка младшего школьного возраста:
Принятие цели волевого усилия – в том случае, если ребенку понятна цель волевого усилия, то он будет проявлять старание для ее выполнения. Кроме того, успешность данного процесса во многом зависит от того, какие перспективы достижения цели будут показаны педагогом ребенку
То есть, важно сформулировать цель так, чтобы ребенок четко себе представлял весь процесс проявления волевого усилия от начал и до конца.
Установление прочной взаимосвязи между волевым усилием и тем мотивом, который определяет данное усилие – система мотивов является важным фактором в формировании воли ребенка младшего школьного возраста и воспитания у него ответственности и самостоятельности. В начальных классах дети учатся подчинять свои желания значимому и главному мотиву
Особенностью данного этапа является то, что именно в этот период у ребенка происходит столкновение мотивов, то есть между тем, что нужно сделать и тем, что хочется делать в данный момент. Такое столкновение происходит, когда учитель дает ребенку задание, а у него нет жизненного опыта и умений, чтобы его выполнить. В таких ситуациях ребенок самостоятельно или при помощи педагога учится регулировать свое поведение, тем самым происходит формирование у него ответственности и самостоятельности.
Принятие речевых указаний педагога или родителей – большое значение в воспитании самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста имеет вербальное общение со взрослым. Особенность вербального взаимодействия ребенка со взрослым заключается в том, что взрослый (родитель или педагог) для ребенка младшего школьного возраста по-прежнему являются авторитетом и выполнение их устных поручений или требований, ему относительно просто, прилагаются небольшие волевые усилия.
Замечание 2
Таким образом, постепенное формирование у ребенка младшего школьного возраста волевых качеств, является неотъемлемой частью воспитания самостоятельности и ответственности. Без волевых усилий, ребенок не способен регулировать собственное поведение, отвечать за свои поступки и действия.
Формы выражения самостоятельности
Как самостоятельность влияет на детей?
Безусловно, школьники первых классов, и вообще дети разных возрастов, у которых не развит этот навык много теряют. Так они растут неуверенными, ведомыми, слишком мнительными, неспособными спокойно переносить неприятности, ленивыми, нервными, зависимыми от других.
В то же время, даже младший школьник, приученный быть самостоятельным, учится нести ответственность за свои поступки и слова. А его уверенность будет влиять на его желание действовать.
Он сам способен принимать решения, планировать и стоически переносить разного рода неудачи.
Итак, воспитание самостоятельности необходимо, в первую очередь, для оптимального формирования характера и личности школьника.
И такое «зернышко» образуют мудрые решения, правильные разговоры и объяснения, важные действия, поручения, воспитательные меры.
Самостоятельность в продуктивной деятельности
Во время продуктивной деятельности ребенок формирует свою независимость от взрослых, он учится самостоятельно находить адекватные методы самовыражения.
Во время общения в дошкольный период начинает появляться развернутая форма общения с ровесниками. Основу общения составляет уважение друг к другу, которое может появиться только к равному человеку. В пять-семь лет ребенок начинает воспринимать своих товарищей, как индивидуальные личности. У него есть острая потребность в том, чтобы подражать своим ровесникам, либо соперничать с ними.
Старшие дошкольники имеют и другие особенности проявления своей индивидуальности. В шестилетнем возрасте ребенок начинает более тонко и разнообразно проявлять инициативу и самостоятельность ребенка.
Это проявляется в том, какой замысел строит ребенок, насколько широко разворачиваются сюжеты групповых игр.
Ребенок начинает стараться самостоятельно выполнять сложные и ответственные задачи. Дети гораздо лучше справляются с тем, чтобы давать оценку чужой работе и чужому поведению.
Почему чадо растёт несамостоятельным: главные ошибки родителей
Почти всегда в несамостоятельности ребёнка виноваты его родители. Они допускают следующие ошибки:
Спешка, нехватка времени. Очень часто родители пресекают попытки самостоятельности из-за дефицита временных ресурсов. Банальный пример: малыш пытается одеваться в сад, но мама опаздывает на работу, поэтому одевает чадо сама, чтобы сборы прошли быстрее. А можно просто вставать раньше.
Тотальный контроль. Многие папы и мамы постоянно контролируют поведение и действия ребёнка, причём часто из-за собственной лени или стремления к комфорту. Пример: малыш пытается убраться в комнате, но делает это не так, как привыкли родители. И мама или папа, чтобы не переделывать всё и как можно проще добиться желаемого результата, не направляют чадо, не советуют ему мягко и не предоставляют ему свободу действий, а просто дают указания. В итоге сын или дочь вырастает исполнителем, не способным к самостоятельности.
Гиперопека – больное стремление родителей защитить чадо от угроз, от всего окружающего мира. Чтобы не подвергать ребёнка опасности и уберечь его, некоторые мамы и папы берут на себя его обязанности, мешают познавать мир (ведь это так опасно!), выбирают еду, одежду и даже друзей. В итоге чадо вырастает совершенно не приспособленным к жизни, не умеющим брать ответственность и принимать собственные решения.
Завышенные ожидания. Иногда родители ожидают от своего ребёнка быстрых или идеальных результатов. Но ведь сын или дочка только учится, поэтому задержки, отступления от намеченной цели и ошибки неизбежны. А порой путь к результату делится на этапы. И если не хвалить ребёнка за такие промежуточные достижения, он просто лишится мотивации и стимула, не будет ни к чему стремиться.
Отстранённость. Есть и родители, которые просто отстраняются, отходят в сторону и пускают всё на самотёк, считая, что ребёнок и сам познает азы. Это сравнимо с тем, как не умеющего плавать человека бросают в озеро, где он барахтается и пытается держаться на воде. Да, вероятно, он не утонет. Но может не только не научиться плавать правильно, но и получить страх на всю жизнь. Развитие самостоятельности требует поддержки, постоянного внимания, стимулирования и похвалы.
Непринятие взросления. Да, для родителей их дочь или сын всегда будет ребёнком
Но важно понимать, что чадо взрослеет и всё меньше нуждается во вмешательствах со стороны мамы или папы.
Воспитание самостоятельного ребёнка. Советы психолога
Oksana Kuzmina/Shutterstock.com
Самое важное в воспитании самостоятельности — своевременность. Не стоит требовать от ребёнка того, что он не способен выполнить в силу возраста
Например, заправить кровать в три года довольно сложно — тяжёлое и большое одеяло просто не уложить аккуратно маленькими ручками. Но к пяти годам это вполне посильный навык.
Перед вами несколько правил, соблюдая которые, вы сможете вырастить самостоятельного и уверенного в своих силах человека:
- Всегда интересуйтесь желаниями ребёнка: что будешь на обед, во что хочешь играть, где будем гулять. Если ресурсы ограничены, вы можете предложить альтернативный выбор «это или это». В любом случае, ребёнок должен знать, что он хочет, уметь делать выбор и принимать последствия (если выбрал манную кашу, то и есть придётся манную кашу).
- Делайте акцент на успехе и стремлении к самостоятельности, а не на ошибках. Все мы ошибаемся. И дети тоже. Но с каждым разом у ребёнка будет получаться всё лучше.
- Пользуйтесь принципом «помоги мне это сделать самому». Создайте условия, при которых ребёнку будет проще освоить навык, но не делайте это за него. Например, ребёнок учится наливать воду из бутылки в чашку. Дайте ему маленькую бутылочку, которую ему легче удержать в ручках.
- Дайте ребёнку свободное время. Не пытайтесь занять его делом 24/7. В свободное время ребёнок сам находит себе занятие, учится чувствовать свои желания и проявлять инициативу.
- Советуйтесь с ребёнком. Привлекайте его к семейным обсуждениям. Пусть сначала это будут простые решения: «Куда пойдём в воскресенье — в музей или в зоопарк?». В подростковом возрасте вы сможете обсудить с ним особенности ремонта или семейный отпуск.
- Будьте позитивным примером. Учитесь брать ответственность за свои поступки на себя, показывайте, чем вы увлекаетесь, какие цели и задачи перед собой ставите и как их достигаете.
Отдельно хочется сказать про финансовую грамотность. Это очень важная составляющая самостоятельной и ответственной жизни.
Расскажите ребёнку, откуда берутся деньги, на что они уходят. Выделите деньги на карманные расходы для ребёнка, чтобы он учился грамотно ими распоряжаться.
Как правило, у самых заботливых родителей вырастают самые ленивые дети и наоборот. Как так получается? Всё очень просто: «ленивые мамы» вложились в воспитание ребёнка на ранних этапах — научили завязывать шнурки и заправлять кровати. Они мечтали, что в один прекрасный день ребёнок всё будет делать сам.
«Заботливые мамы», наоборот, всю любовь ежедневно вкладывают в хлопоты за членов семьи — чтобы все были сыты и одеты, чтобы семья жила так, как удобно маме. Обе модели поведения имеют право на существование. Вопрос лишь в том, какой результат вы хотите получить.
Источник фото обложки: Kabachki.photo/Shutterstock.com
Воспитание самостоятельности у детей: практические советы
Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.
Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:
Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты
Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например
Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.
Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.
Приучение ребенка к порядку
Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, чадо совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка. Постель заправляется только после многократных напоминаний, тарелка после еды сиротливо остается стоять на столе, вещи живописно разбросаны по всей комнате… Находятся даже дети, которые, уже учась в школе, зубы чистят только по просьбе и родители, которые собирают портфель для любимого дитятки вплоть до средней школы.
Где и что было пропущено и, главное, как со всем этим справиться, если уже дошли до жизни такой? Этот вопрос требует отдельного разговора, и о нем мы поговорим позже. Сначала информация для родителей малышей, которых еще вполне возможно приучить к самостоятельному труду.
Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педагога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет. После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений. В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после – обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.
Малыш, ты справишься!
Ребёнок вырастет более ответственным и уверенным в себе, если вы будете:
С ранних лет предоставлять ему право выбора
. Умение выбирать — основа для формирования способности к самостоятельным решениям. Но, чтобы как-то контролировать ситуацию и не допустить, чтобы ребёнок выбрал что-то вредное или даже опасное, ставьте перед ним альтернативу: пойдём гулять в парк или на стадион? Будем читать сказку или рисовать?
Чаще его хвалить
. Удержитесь от критики, если что-то у ребёнка не получается. От этого опускаются руки даже у взрослых. Поэтому хвалите чадо за любые попытки, за старание, отмечайте даже небольшой прогресс.
Больше общаться
. Интересуйтесь у чада, как прошёл его день в саду или школе, какие радости или проблемы его волнуют. Не подсказывайте выводов, не подсовывайте готовых решений, а, используя наводящие вопросы, сделайте так, чтобы ребёнок нашёл их сам.
Самостоятельность – бесценное качество, важное для успешной и эффективной учебы и работы. Какой родитель не хотел бы, чтобы его ребенок по собственной инициативе садился за выполнение домашнего задания, читал внеклассную литературу, помогал по дому? И самое главное то, что закладывается это качество именно взрослыми в процессе воспитания
Как же развить в ребенке самостоятельность? Об этом и пойдет речь в статье.
Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы
Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.
Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.
Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.
- Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
- Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
- Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
- Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
- Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
- Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
- Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.
Игра как средство формирования детской самостоятельности
Игра – это главный вид деятельности ребенка в дошкольный период. Однако и в дальнейшем ее значимость не снижается.
Согласно Л.С. Выготскому в дошкольном возрасте существует два главных русла, по которым течет жизнь ребенка: это игры и труд. Он писал о том, что игра – это богатейший источник для формирования личности ребенка. Благодаря игре у ребенка рождаются положительные эмоции, что способствует более активному и благоприятному протеканию всех психических процессов.
Применение игровых методик оказывает огромное влияние на формирование самостоятельности и творческой активности у ребенка. Также она развивает качества его личности. Также игра является привлекательной для детей тем, что в ней возникает множество разнообразных ситуаций, которые заставляют его действовать творчески и самостоятельно, а также проявлять находчивость и сообразительность.