Мортимер адлер «как читать книги»

Психоанализ

Наверное, нет человека, который бы не слышал о психоанализе или как минимум не видел мемов о докторе Фрейде, который в каждом предмете может разглядеть фаллос.

Психоанализ — самый старый метод психотерапии. Вплоть до 1950-х годов он обладал монополией на решение психологических и психиатрических проблем и применялся в любых случаях: от аноргазмии до шизофрении.

Однако доказательная база, подтверждающая его эффективность, невелика.

Психоанализ предлагает искать истоки каждой проблемы в раннем детстве. Считается, что само по себе осознание внутреннего конфликта лишает его силы, поэтому задача психоаналитика — провести своего рода расследование, чтобы вытащить тот давний конфликт из бессознательного на поверхность. Соответственно, основной метод работы — поиск контакта с бессознательным с помощью свободных ассоциаций, разбора снов, гипноза, анализа странных поступков, которые не поддаются разумному объяснению.

Психоанализ — долгосрочный и довольно дорогой метод. На начальном этапе аналитик предлагает проводить несколько сессий каждую неделю, а продолжаться терапия может многие годы. Есть и краткосрочные методы, которые показывают бо́льшую эффективность, чем традиционные.

И по сей день существует классический психоанализ, в процессе которого клиент лежит на кушетке, пока аналитик бесстрастно записывает его свободные ассоциации на заданную тему. Но более популярны современные направления, где терапевт проявляет участие и эмпатию, хотя он по-прежнему сконцентрирован на бессознательном и истоках проблем в отношениях с родителями.

На современный психоанализ большое влияние оказала теория привязанности Джона Боулби, которую сейчас знает каждая вторая мама на детской площадке.

Я и Оно

Зигмунд Фрейд

Труды Фрейда, безусловно, стоит читать всем интересующимся психологией — как минимум для того, чтобы понимать, из чего вообще выросла психотерапия. Положения и термины психоанализа получили развитие в самых разных современных направлениях психотерапии (например, о бессознательном, неврозе и психозе, психологических защитах).

Названия работ Фрейда звучат интригующе: «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Скорбь и меланхолия». Но читать их непросто — как, впрочем, и большинство психоаналитических книг. Это философские работы со специфической терминологией и запутанными логическими построениями.

Фрейд считал, что именно эта природная хаотическая сила управляет человеческой жизнью, и предложил свои способы взаимодействия с ней (толкование сновидений — один из таких способов).

Человек и его символы

Яркое направление психоанализа — аналитическая психология Карла Густава Юнга, ученика Фрейда.

Юнг прожил долгую и интересную жизнь: путешествовал по миру в поисках доказательств своей теории в ритуалах изолированных племен, изучал фольклор, оккультизм и даже НЛО, искал смысл в шизофреническом бреде. Вероятно, Юнг сам страдал от психического расстройства: он слышал голоса, видел яркие галлюцинации и подробно их описывал.

«Человек и его символы» — единственная книга Юнга, написанная для широкой публики, в которой он излагает суть своего метода психоанализа и свои необычные воззрения на устройство психики. Юнг предлагает и способы установить связь с бессознательным — личным и общечеловеческим.

Игры, в которые играют люди

Особняком стоит Эрик Берн, который в середине ХХ века решил радикально упростить слишком сложный психоанализ.

Зачем отслеживать эмоции

Этот навык важен, чтобы наладить контакт с собой. Например, чтобы отследить, какие события и люди дают вам энергию, а какие отнимают. А ещё ведение дневника эмоций помогает в осознании и принятии своих потребностей.

«Наши эмоции — это маркер того, насколько сообразно с собой мы живём, насколько реализуются наши ценности, насколько удовлетворены наши потребности. А ещё эмоции — это богатый источник энергии, которая необходима для достижения целей, развития и хорошего самочувствия. Ведение дневника может стать эффективным способом самотерапии для более интровертных людей, которые любят анализ, структуру и слова».

Наталия Власевская

Например, понимание своих чувств способно облегчить жизнь:

  • тем, кто чувствует себя одиноким и несчастным, но не понимает причины;
  • тем, кто беспочвенно грубит близким, а потом горько жалеет об этом;
  • тем, кто регулярно испытывает тревогу в бытовых ситуациях и не знает, как с ней справиться.

Гуманистическое направление

Гуманистическая школа ближе к философии, чем к естественным наукам. Ее создали мыслители послевоенной эпохи, пытавшиеся объяснить произошедшие ужасы и обратиться к лучшему в человеке.

Сессии чаще всего проходят в формате вдумчивых бесед о разном жизненном опыте. Терапевты не анализируют клиентов, не обучают их и не ставят им диагнозы. Считается, что человек способен сам найти нужные ему ответы, а задача терапевта — быть зеркалом его эмоций и создавать безопасное пространство и атмосферу принятия для этого поиска. Гуманистический терапевт иногда может даже не говорить на сессии, а «эмпатично молчать», позволяя клиенту высказать всё накипевшее.

Брак и его альтернативы

Карл Роджерс

Карл Роджерс, основатель клиент-центрированной психотерапии, первым предложил считать опыт каждого человека ценным и уникальным. Он же ввел в широкое употребление уважительное обращение «клиент» вместо прежнего «пациент», таким образом подчеркнув равенство обоих участников терапии.

В этой небольшой и доступно написанной книге Роджерс обобщает свой опыт ведения семейной психотерапии. Он анализирует типичные трудности пар, женатых и нет, кризисные моменты в отношениях и то, как меняется роль брака в обществе. Книга об отношениях, которую действительно стоит прочитать.

Мотивация и личность

Абрахам Маслоу

Наверняка вы слышали про пирамиду Маслоу — иерархическую модель потребностей, согласно которой человек интересуется возвышенным тогда, когда удовлетворены его базовые потребности, но при этом может терпеть лишения, если считает духовные запросы более важными, чем физические. Маслоу верил, что каждый человек имеет врожденное стремление к самореализации.

Теория Маслоу повлияла на большинство направлений гуманистической психотерапии, а также во многом сформировала современный культ саморазвития.

В книге «Мотивация и личность» Маслоу знакомит читателей со своими взглядами на то, что движет человеком и к какому идеалу он стремится. «Мотивация» здесь ключевое понятие, поскольку именно она заставляет нас оставаться в постоянном движении и никогда полностью не удовлетворяться достигнутым. Это не самая легкая книга о саморазвитии, но одна из самых важных.

Сказать жизни „Да!“. Психолог в концлагере

Виктор Франкл

Виктор Франкл противопоставил свое учение психоанализу. Он верил, что человеком движут прежде всего не инстинкты и жажда удовольствий, а стремление к осмысленной жизни.

Судьба заставила психолога испытать это убеждение на прочность. Франкл провел почти три года в концентрационном лагере, куда нацисты отправили всю его семью. Франкл не только выжил сам, но и помог вынести страдания многим другим узникам, разработав систему психологической поддержки для самых уязвимых заключенных.

Позже Франкл тоже разработал свое направление — логотерапию, или терапию смыслом. Главный прием логотерапии — сократический диалог: терапевт задает клиенту ряд последовательных вопросов, требующих вдумчивого анализа своих поступков и их мотивов. Он не подсказывает готовые решения, а помогает самостоятельно осмыслить свой опыт и увидеть в нем закономерности.

Как научиться оптимизму

Мартин Селигман

Мартин Селигман более всего известен своими экспериментами, продемонстрировавшими такое явление, как «выученная беспомощность» — пассивность и пессимизм, которые формируются из-за негативного опыта.

Какие виды дневников бывают

Есть два распространённых вида: дневник-саммари и ABC-дневник.

Mood diary

Он же дневник эмоций и дневник-саммари. Такой вид записей полезен, когда нужно отслеживать эмоциональное состояние и оценивать, есть ли прогресс. Человек каждый день отмечает в специальном приложении, какое чувство доминировало внутри сегодня. Со временем складывается общая картина эмоционального фона за неделю, месяц, год. И по ней получается увидеть, есть ли у человека прогресс в борьбе с тревогой, депрессией и другими состояниями. Mood diary можно вести в блокноте или в специальном приложении, например Mind Tracker.


Скриншот: Mind Tracker / Fedosov Dev Studio / Skillbox Media

Такой вариант дневника подойдёт тем, кому нужно отслеживать динамику изменения настроения. К тому же в некоторых ситуациях это проще, чем расписывать весь день в мельчайших подробностях. Например, если человек в депрессивном эпизоде, написать текст от руки — непосильная задача, а выбрать эмодзи проще.

Есть и другая причина вести дневник настроения. Мозг — хитрец: порой он отлично запоминает неприятные дни и негативные события, а всё позитивное легко сбрасывает со счетов. В итоге человеку кажется, что чёрные полосы бесконечны и хорошо никогда не будет. Так формируется привычка сосредотачиваться на плохом, которая влияет на самочувствие, самооценку и отношения с людьми.

Дневник — способ вовремя напомнить себе, что всё не беспросветно. Записи mood diary — это неопровержимое доказательство: за прошедшую неделю мне было тяжело и грустно пару дней, но в остальное время я не испытывал негатива и чувствовал себя стабильно. А значит, всё не так уж плохо, есть надежда на прогресс.

ABC-дневник

С этим инструментом человек разбирает ситуацию, вызвавшую тревогу, на три элемента.

  • A — описывает то, что было до приступа тревоги, что обострило эмоции и изменило поведение.
  • B — фиксирует проявления: что чувствовал в теле, какие эмоции испытывал, что делал в этот момент.
  • C — осознаёт последствия своего состояния.

Например, на Ваню накричал начальник. Парень открывает дневник эмоций и записывает:

  • A — начальник орал на меня и оскорблял при всём коллективе.
  • B — меня начало трясти, перехватило дыхание, бросило в холодный пот, я чувствовал тревогу, злость и обиду.
  • C — я был разбит, испуган, стало казаться, что все в офисе на стороне корпоративного тирана, поэтому я убежал из бизнес-центра, забыв взять важные документы.

Прожив неприятную ситуацию на бумаге, Ваня понимает, что его напугало, а затем возмутило неуважительное отношение босса. Дальше парень заключает, что убегать из офиса — неэффективно, потому что побег никак не решает проблемы. Во-первых, обидчик не понял, что именно он сделал не так и почему с Ваней так нельзя. Во-вторых, забытые документы становятся поводом для беспокойства, а завтра важная сделка.

В итоге молодой человек решает, что если ситуация повторится, он не промолчит, а тактично, но решительно отстоит свои границы. Без подробного анализа инцидента и чувств Ваня рискует опять поддаться буре эмоций в похожей ситуации и спрятаться от проблемы.

Такие дневники тоже можно вести в приложениях, например в Qualia. Виртуальный ассистент задаст вопросы о том, что вы пережили, предложит выбрать эмоции и телесные реакции, которые вы испытали, и записать действия, которые вы предприняли, чтобы стабилизировать своё состояние.


Скриншот: Qualia / Oleg Kovpak / Skillbox Media
Скриншот: Qualia / Oleg Kovpak / Skillbox Media

Есть такой психологический шаблон: «Если я чего-то боюсь, разумно этого избегать». На самом деле чем чаще вы сбегаете и придумываете способы себя уберечь, тем стремительнее нарастает тревога.

Дневники типа ABC можно вести также в блокноте или в документе. И, помимо своих ощущений, сразу же записывать выводы, которые помогут в дальнейшем легче переживать неприятные ситуации.


Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Может ли ведение дневника эмоций навредить

Вопрос спорный, но в теории — может.

Во-первых, ведение дневника подходит не всем. Как минимум не каждый человек в принципе любит писать. В таком случае необходимость делиться откровениями с бумагой или с компьютером станет неприятным процессом. Придётся идти в практику насильно, и тогда она точно не принесёт пользы. Мы все разные, и если конкретный инструмент вам не подходит — это нормально, можно поискать другой.

Во-вторых, ведение дневника предполагает описание травмирующих событий, и есть риск «упасть» в повторное проживание своей боли. Этот процесс называется ретравматизацией.

Допустим, Леся после расставания решает вернуть себе сертификат на романтический уик-энд, который подарила бывшему парню накануне разрыва. Девушке приходится написать экс-бойфренду и спросить о подарке. Приходит грубый, холодный ответ: парень выкинул сертификат, потому что поездка ему абсолютно неинтересна и не нужна.

Лесю охватывают тревога, обида и беспомощность. Происходит резкий скачок эмоций, с которым тяжело справиться, и девушка возвращается к ощущению разочарования и боли при расставании. Запускается процесс ретравматизации: Леся вспоминает похожее пренебрежение собой в прошедших отношениях и снова чувствует себя брошенной и выкинутой из жизни.

При описании болезненного события в дневнике может произойти то же самое: человек эмоционально проваливается в ситуацию из прошлого и не может выбраться обратно. Терапия психологических травм и работа с ними обучают способам адаптации и помогают заново пережить мощный эмоциональный заряд с новыми инструментами под рукой. И тогда ретравматизации не случается.

От составителя

Данное издание включает в себя ряд работ известных отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению различных аспектов целого класса психических явлений – психических познавательных процессов. Эти явления обычно изучаются в рамках курса общей психологии, поэтому хрестоматия рассчитана прежде всего на студентов и аспирантов психологических факультетов. Поскольку данная книга была создана исключительно в учебных целях, то в нее вошли работы авторов, чьи труды признаются современными учеными как классические и которые рекомендуются для обязательного ознакомления при изучении общей психологии.

Хрестоматия включает в себя три раздела: «Ощущение и восприятие», «Представление и память», «Мышление и речь». Первый раздел посвящен проблемам изучения сенсорно-перцептивной сферы индивида. Второй раздел в большей степени включает в себя труды ученых, исследовавших разнообразные аспекты памяти. Третий раздел объединяет научные труды, посвященные изучению мышления и речи.

Все включенные в хрестоматию научные работы в определенной степени сокращены. Это обусловлено стремлением составителя включить в одно издание как можно большее количество работ, с целью облегчить изучение курса общей психологии студентам и аспирантам психологических факультетов, сделав рекомендованные для ознакомления труды известных ученых более доступными. Однако следует отметить, что степень сокращения вошедших в данную хрестоматию работ различна. Одни работы сокращены в большей, а другие – в меньшей степени. Это обусловлено, с одной стороны, содержанием той или иной работы и возможностью ее сокращения без потери для читателя основного смысла работы, с другой стороны – экспериментальной ценностью работы. Некоторые работы являются иллюстрацией проведения великолепных психологических экспериментов и поэтому весьма значимы для студентов-психологов не только своей содержательной стороной, но и как пример организации психологических исследований.

Внутри каждого раздела статьи размещены без учета хронологии. Порядок размещения статьи в разделе в большей степени определен логикой изучения курса общей психологии. Поэтому не всегда более ранние работы стоят в разделе первыми.

В конце хрестоматии помещен раздел, содержащий биографические данные об авторах. В них кратко представлены те сведения, которые могут помочь читателю получить представления о профессиональном опыте авторов и их научных интересах.

Составитель надеется, что знакомство с хрестоматией позволит читателю убедиться в том, что изучение общей психологии является весьма интересным и совершенно не сложным делом.

В заключение следует отметить, что, конечно, никакая хрестоматия не сможет объединить в себе всю совокупность научных исследований в области психологии. По каждому из разделов данной хрестоматии сегодня можно найти отдельные хрестоматийные сборники статей. Однако постоянный опыт общения со студентами показывает, что большинство из них высказывали пожелания о создании более компактных изданий, содержащих основные научные труды, рекомендованные для изучения в рамках курса общей психологии. Также следует отметить, что данная хрестоматия является логической частью учебника «Общая психология», подготовленного автором-составителем данной хрестоматии и выпущенного в свет издательством «Питер» в 2000 году.

Особенности и взаимосвязь психических состояний старших школьников и их учителей

По составленной нами анкете был проведен опрос 122 старшеклассников (69 девушек и 53 юношей, средний возраст — 16 лет) и 28 их учителей, г. Набережные Челны.

Результаты исследования старших школьников и их учителей по методике «Термометр» представлены в таблице 21 и на рисунке 4.

Из представленных на рисунке 4 средних процентных значений фиксации цвета участниками исследования видно, что у старших школьников и их учителей на уроке преобладает положительно окрашенное психическое состояние -радость («1» — желтый цвет). Еще одно превалирующее на уроке положительное состояние учеников и учителей старших классов —уверенность. Однако также часто отмечаются участниками исследования и отрицательные психические состояния: возбуждение и тревожность.

Данные результаты мы связываем с особенностями учебной деятельности в старших классах. Для учеников данного возраста учебная деятельность является ведущей, и ее мотивом у большинства старшеклассников становится приобретение знаний как средства подготовки к будущей профессии, то есть их отношение к школе характеризуется растущей осознанностью. Отсюда возможно проявление у старших школьников тревоэюности по поводу ошибок в процессе учебной деятельности или неудовлетворения притязаний. Такие мысли школьника могут привести к усилению его возбуждения, агрессии. Однако достаточная выраженность показателей уверенности (18% встречаемости) старших школьников, которая нацеливается, прежде всего, на успехи в учебной деятельности, указывает на преодоление ими тревоэюности и обострение ощущения радости (42,6% встречаемости) от получения знаний и другого опыта в школе.

Учитель, зная и чувствуя направленность старшеклассника на школу и получение им знаний, испытывает СОСТОЯНИЯ, радости и общительности (38,4% встречаемости), а также уверенности (17,3% встречаемости). Проявление тревоэюности (9,6% встречаемости) у учителя выражено меньше, чем у учащихся старших классов (14,5% встречаемости). Однако на фоне отсутствия состояния огорчения (0% встречаемости) школьников выделяется, хоть и незначительный (2% встречаемости), показатель фиксации состояния огорчения и стресса у учителей, который свидетельствует о том, что учитель старших классов, вынужденный постоянно доказывать свою профессиональную компетентность перед школьниками, часто находится в стрессовом состоянии.

Если проанализировать динамику психических состояний участников исследования в течение учебного дня (по таблице 21), то наблюдается тенденция ухудшения их состояния к середине учебного дня и улучшение после длительной динамической паузы на свежем воздухе (после третьего урока).

По сравнению с началом занятий к концу учебного дня отмечается снижение проявления отрицательных психических состояний: тревожности (и у старших школьников, и у педагогов) и возбуждения (только у педагогов). Показатели позитивных психических состояний школьников и их учителей {радости, уверенности, спокойствия) к концу занятий повышаются.

Таким образом, в целом старшие школьники и их учителя в течение учебного дня испытывают положительно окрашенные психические состояния. На наш взгляд, это связано с учебной мотивацией старшеклассника, включающей внутренние познавательные мотивы, мотивы достижения и успеха. Данная активизация умственной деятельности старших школьников организуется с помощью механизма взаимодействия — убеждением. Учитель же, в свою очередь, отмечая заинтересованность старшеклассников в решении учебных задач, естественно, переживает позитивные состояния. Но это не исключает, как мы видим, проявление негативных психических состояний участников педагогического взаимодействия.

Как дневник эмоций влияет на здоровье

Ведение записей о своём состоянии положительно влияет на психическое и физическое здоровье. Разберёмся, какие «бонусы» мы получаем от дневника.

Привычка записывать и анализировать чувства помогает снизить стресс и лучше услышать своё тело. Как следствие, на уровне физиологии ведение дневника помогает:

  • снизить кровяное давление;
  • улучшить состояние лёгких и печени;
  • снизить болезненные ощущения и симптомы воспалительных заболеваний (например, астмы и ревматоидного артрита);

Также люди, которые ведут записи о травмирующих эпизодах жизни, реже обращаются к врачам, потому что не чувствуют в этом острой необходимости: анализ тяжёлого опыта на бумаге позволяет более объективно взглянуть на состояние своего здоровья и в целом улучшает его показатели.

На уровне психики опыт письменной рефлексии тоже имеет положительный ответ. Человек учится справляться со стрессом, сохранять спокойствие, контроль над собой в кризисных ситуациях, а также управлять уровнем тревоги. Кроме того, дневник эмоций обучает нас принимать любые эмоции, в том числе негативные. Это принятие снижает симптомы депрессии и повышает уровень удовлетворённости жизнью. А ещё практика ведения такого дневника развивает рабочую память и другие когнитивные функции.

Преимущества ведения дневника эмоций есть и в социальной среде (то есть на уровне поведения). Например, использующие эту практику люди:

Что важно при ведении дневника эмоций

Можно выделить три пункта.

Честность. Перед самим собой в первую очередь. Чем откровеннее вы будете описывать свои чувства и мысли, тем быстрее придёте к цели. И тем достовернее будут показатели общего эмоционального состояния.

Регулярность

Дневник эмоций — метод для долгосрочной работы, и здесь важно увидеть этапы изменений, динамику на протяжении всего периода использования. Чем чаще вы находите время для рефлексии, тем целостнее будет картинка

К тому же так будет проще подмечать, в чём вы преуспели, а над чем ещё стоит поработать.

Цель. Определите, зачем вам эта практика и над чем вы будете работать с её помощью. Ведение дневника ради дневника — это интересно, но бессмысленно в рамках терапии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

КПТ — это самое прагматичное, рациональное и близкое к естественным наукам направление психотерапии.

Когнитивно-поведенческая терапия обладает доказанной эффективностью в работе с многими психическими расстройствами. Классическая КПТ считается наиболее действенной при тревожных и депрессивных расстройствах.

В 1980–2000-х когнитивисты разработали несколько более универсальных методов: DBT, ACT, схема-терапия — они подходят для коррекции расстройств личности, зависимостей и суицидального поведения.

КПТ — относительно краткосрочный метод. С конкретной проблемой (например, социофобией, паническими атаками, легкой депрессией) возможно разобраться за 10–20 сессий. Для коррекции расстройств личности требуется последовательная работа на протяжении года и более.

На занятиях терапевт выступает кем-то вроде тренера, который помогает освоить более адекватные реакции и эффективные способы мыслить и реагировать на стресс. Оказываются полезными подробный разбор разных жизненных ситуаций, практические упражнения и поведенческие эксперименты.

Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток

Дэвид Бернс

Это пособие по самопомощи, основанное на главных методах классической КПТ. Книга рассчитана на самую широкую аудиторию. В ней есть практические методы и упражнения, помогающие справиться с тяжелыми эмоциями и депрессивными состояниями. Эффективность техник, о которых рассказывает автор, подтверждена научными исследованиями: при легкой и умеренной депрессии и повышенной тревоге их действие сравнимо с действием антидепрессантов.

Когнитивная терапия. Полное руководство

Джудит Бек

Классический учебник по когнитивной психотерапии, написанный дочерью и последовательницей основателя этого направления Аарона Бека, будет интересен тем, кто хотел бы разобраться в КПТ на профессиональном уровне.

В нем — практически исчерпывающая информация об основных концепциях и техниках когнитивной терапии, а также об областях, в которых метод наиболее эффективен.

Перезагрузи мозг. Решение внутренних конфликтов

Стивен Хайес

Книга от основателя ACT (терапии принятия и ответственности) — современного направления КПТ, набирающего сейчас популярность в России.

КПТ «третьей волны» отличается от классической когнитивной терапии 1960-х расширенным арсеналом техник: осознанность, принятие трудного опыта, поиски смысла и намного больше моральной поддержки. ACT предлагает не бороться с негативными эмоциями, а признать их право на существование и продолжить жить полноценно, не поддаваясь тревоге, панике и отчаянию.

Что такое дневник эмоций

Дневник эмоций — это терапевтический инструмент, который помогает человеку следить за мыслями и чувствами, лучше понимать себя и учиться контролировать эмоциональные всплески.

Дневниковые техники изначально зародились для терапии тревоги и депрессии. Сегодня этот метод считается стандартом для работы по отслеживанию эмоций в разных состояниях.

Представим Сашу, который не вовремя приболел и пропустил корпоратив. После больничного парень столкнулся с ощущением, будто все вокруг стали дружнее и оставили его за бортом. И теперь во время обычного обеда с коллегами на Сашу наваливаются грусть и одиночество. Если Саша проигнорирует эти чувства и не разберётся в их причинах, в будущем эмоции разовьются, и в итоге парень не сможет наладить отношения с коллегами и вернуться к уверенности в себе на работе.

Какие задачи решает дневник эмоций

Дневник эмоций помогает преодолеть привычку заедать переживания, снизить тревогу и стресс, а также выйти из депрессивных состояний.

Техника ведения дневника может меняться в зависимости от задачи. Так, людям, страдающим от обсессивно-компульсивного расстройства, подойдёт формат, нацеленный на подавление навязчивых состояний и мыслей: просто фиксировать свои чувства при ОКР не всегда достаточно.

А при посттравматическом стрессовом расстройстве некоторые обращаются к методу экспрессивного письма. Например, пишут о травме по 15 минут в течение четырёх дней

Но в этой технике важно учитывать, что у человека должны быть силы, чтобы вспоминать больную тему и глубоко в неё погружаться. И проводятся такие практики под контролем специалиста

«Есть терапевтическая метафора об эмоциях как о горном ручье. Можно окунуться в него с головой, но тогда вы будете захлёбываться. А это неприятно и опасно. Есть вариант совсем отойти от ручья, но тогда вы останетесь без воды, что тоже не очень разумно. А есть более успешная стратегия: держаться недалеко от источника, иногда погружаться в него, но не позволять потокам захлёстывать себя. Этот навык извлекать пользу из ручья без вреда для себя и символизирует дневник.

Если человек хочет путешествовать по водной глади, он может найти лодку (например, пойти в терапию) и сделать приключение более безопасным и осмысленным. В этом контексте ведение дневника — это способ снизить накал эмоций, не дать им затопить себя, научиться распознавать свои состояния и трезво решать, что делать с ними дальше».

Наталия Власевская

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: