Физическое здоровье
Физически развитая личность – человек, у которого функционируют все органы. Показатели физического здоровья во многом определяются образом жизни и определяются несколькими . Физическое здоровье зависит от генетических факторов, а также от социальной среды, сферы деятельности. Стрессы, неправильное питание, курение, злоупотребление алкоголем негативно отражаются на показателях физического здоровья.
Физическая составляющая здоровья – постоянное развитие, поддержание жизненных сил и организма в тонусе
уделяет особое внимание тренировкам. Конечно, речь не идет о физическом развитии как у профессиональных спортсменов
Для обычного человека это занятия йогой, пробежки, фитнес, посещение бассейна. Системные тренировки – , хорошего настроения.
Критерии физического здоровья
Критерии физического здоровья отражают образ жизни личности. Прежде всего, речь идет о разумном поведении, которое подразумевает:
- оптимальное соотношение нагрузок, отдыха;
- тренировки, соответствующие возрасту, полу и подготовке;
- исключение вредных привычек;
- полноценное питание;
- нравственное, психическое здоровье.
Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития описаны подробно в .
Наука рассматривает физическое здоровье как интегральный показатель адаптивности личности к социуму и выполнению функций. Гармоничное физиологическое развитие – это совокупность следующих факторов:
- – степень влияния составляет 50%;
- факторы внешней среды – степень влияния составляет 20%;
- генетическая предрасположенность – степень влияния составляет 15%;
- степень влияния хронических патологий всего 15%.
Особенности физического развития
В первую очередь, необходимо определить оптимальное соотношение фаз труда и отдыха. Физическое здоровье человека – регулярные тренировки, необходимые для:
- укрепления (как показатель физического здоровья человека);
- восстановления обменных процессов и кровотока;
- нормализации давления, ;
- повышения сил и выносливости.
При формировании нагрузок важно учитывать несколько факторов:
- возраст;
- индивидуальные особенности личности;
- физиологическое состояние.
Если человек планирует серьезно заниматься спортом, необходимо о возможных противопоказаниях.
Критерии психологического здоровья
К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:
адекватность понимания общества;осознание поступков;работоспособность и активность;стремление к новым целям;умение находить контакты;нормальная семейная жизнь;чувство привязанности к родным;ответственность;умение составлять план жизни и следовать ему;ориентированность на развитие личности;целостность.
А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:
Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.
Связь между физическим и эмоциональным здоровьем
Духовное и физическое здоровье – основные критерии оценки гармоничной личности. Психологическая, физиологическая гармония – это состояние полного . В чем же выражается взаимосвязь духовного и физического здоровья? Один из показателей физической гармонии – психоэмоциональный баланс. Человек может самостоятельно оценить свое психоэмоциональное состояние этими методами. Когда возникает психологический дисбаланс, в организме происходят нарушения на физиологическом уровне.
По статистике, большинство жалоб пациентов на физическое недомогание связано со стрессом или депрессией. Конечно, стрессы не причиняют ущерб , но могут стать причиной развития физиологических патологий.
Факторы, доказывающие связь между духовным и физическим здоровьем
- синдром «белого халата» — при виде доктора у человека резко повышается давление;
- личностные характеристики, сердечные патологии – люди с определенным складом характера подвержены развитию заболеваний сердца;
- хронические патологии, депрессия – у пациентов с хроническими заболеваниями чаще развиваются депрессивные состояния.
Для сохранения и поддержания полного здоровья важно придерживаться простых рекомендаций:
- правильно питайтесь;
- здоровый, полноценный сон;
- верьте в собственные силы и не сдавайтесь;
- чередуйте отдых и нагрузки;
- занимайтесь спортом.
Помните о физическом развитии, как основополагающем критерии гармоничной личности. Не стесняйтесь обращаться за помощью к
О психологическом здоровье рассказывает психолог.
Ожидаемые результаты развития школьного образования
Реализация предлагаемой стратегии позволит создать условия для более благополучного, чем в настоящее время, старта взрослой и профессиональной жизни детей с инвалидностью, с ОВЗ:
- Уровень развития всех учащихся с ОВЗ будет выше уровня, достигаемого в условиях доминирующей в настоящее время практики.
- Будет обеспечена положительная динамика развития конструктивного взаимодействия ребенка с близкими взрослыми в семье, в группе сверстников, в образовательной организации со сверстниками и взрослыми как основа будущей взрослой жизни.
- Будет обеспечена положительная и контролируемая динамика развития жизненной компетенции детей с ОВЗ. Прежде всего, динамика развития социально-бытовых навыков, эмоциональных отношений и коммуникации с детьми и взрослыми близкого и дальнего окружения, умения сотрудничать и договариваться в деловых и семейных отношениях, полноценно участвовать в домашней жизни и в жизни социальной группы, следование правилам безопасного социального поведения, в том числе – поведения в сети Интернет.
- Среди родителей детей с ОВЗ вырастет число занимающих конструктивную позицию в оценке достижений, перспектив дальнейшего образования, социальной и профессиональной жизни своего ребенка.
- Повышение безопасности жизни ребенка с ОВЗ и окружающей социальной среды, максимально возможное предупреждение опасных асоциальных срывов за счет повышенного внимания и контролируемых результатов в достижении ребенком с ОВЗ максимально возможной для него эмоциональной стабильности.
Психическое и психологическое здоровье. Главные различия
Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить
Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием
Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий , враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.
Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.
Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.
Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.
Психическое здоровье
Физическое и психическое здоровье – фундамент гармоничной и успешной личности. Только при условии человек достигает поставленных целей, реализует свой потенциал и способен справиться с ежедневными стрессами. К сожалению, не все люди знают, что взаимосвязь психического и физического здоровья – это основа гармоничной, цельной личности. Но что мы знаем о нормах психического состояния? Давайте разберемся.
Заблуждения о психическом расстройстве
1. Все люди с психическими расстройствами опасны для общества, их нужно изолировать.
Это утверждение не соответствует действительности. В большинстве случаев люди с мало отличаются от обычных людей. Единственное, что отличает их – непривычные ощущения, мысли, отвлекающие от повседневных занятий. К сожалению, люди с психическими расстройствами вызывают неоднозначное , поэтому люди не обращаются за медицинской помощью.
2. Психические заболевания не возникают в детском и подростковом возрасте.
По статистике, один ребенок из пяти имеет какое-то психическое заболевание, а 75% психологических патологий возникает в детстве. Речь идет о депрессии, тревогах, пищевых расстройствах.
3. Депрессивное состояние – это признак лени.
Факторы появления стресса
Факторов, которые могут стать причиной стресса, огромное количество. Для каждого человека они индивидуальны. Вызвать стресс может шум, высокая интенсивность , температурные перепады, травмы, работа с токсичными веществами, высокая ответственность, частые командировки. Человек, который вынужден ежедневно преодолевать действие негативных факторов, неизбежно потребует помощи специалиста, чтобы справиться со стрессом.
В медицине существует понятие – профессиональный стресс – это состояние организма, при котором человек постоянно испытывает нервно-эмоциональные перегрузки, в результате возникает постоянное напряжение и переутомление. Подобное состояние может повлечь за собой развитие таких патологий:
- атеросклероз;
- ишемическая болезнь сердца;
- гипертония;
- расстройства невротического характера.
Находясь в таком состоянии, функции и резервы организма быстро изнашиваются, человек слабеет, развиваются хронические патологии.
Симптомы и последствия стресса
Симптомы стресса настолько разнообразны, что зачастую люди не обращают на них внимания. Между тем, человеку необходима помощь специалиста, если:
его реакции на происходящее слишком эмоциональные;
он неадекватно реагирует на незначительные проблемы;
он проявляет нетерпимость и раздражительность;
ему сложно расслабиться и переключить внимание;
его единственный способ справиться со стрессом – переедание, употребление алкоголя и курение.
Одна из нерешенных, серьезных проблем – синдром профессионального выгорания. Развивается на фоне постоянного стресса и сильного эмоционального истощения. Еще одна проблема, требующая пристального внимания, — травматизм, связанный со стрессом. В стрессовом состоянии человек теряет концентрацию, что может повлечь травмы и потерю трудоспособности.
Существует руководство по оценке тяжести и напряженности определенного вида деятельности, при этом оцениваются качественные и количественные показатели. К сожалению, система оценки некачественная, требует пересмотра и доработки.
Кроме этого, психологические нагрузки регламентируются международными документами, также в Бильбао существует Европейское агентство по охране труда, была создана Международная ассоциация управления стрессом, представительства которой есть во многих странах мира.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
После проведения качественного и количественного анализа данных мы пришли к следующим выводам. Рассмотрим подробно каждый критерий. 1. Выявление субъекта, оказывающего, по мнению родителей, наибольшее влияние на ребенка. Здесь мы видим, что более половины опрошенных родителей детей всех возрастов (63 %) считают, что и семья, и школа в равной степени оказывают влияние на формирование личности ребенка, то есть большинство родителей не снимает с себя ответственности за воспитание и развитие ребенка и не перекладывает ее на школу. Около 26% всех родителей приоритетной в своем влиянии на ребенка называют семью, и 2% родителей учащихся старших классов считают школу основным субъектом влияния на ребенка. Возможно, это связано с тем, что родители чувствуют, что ребенок взрослеет и уже меньше прислушивается к их мнению. 2. Отношение родителей к школе. В целом, отношение родителей учащихся к школе является положительным (91%), однако здесь мы наблюдаем некоторую тенденцию к снижению положительного фона до нейтрального с увеличением возраста учащихся (см. рис. 5). климата в классе Как видно из гистограммы, при переходе от младшего звена к старшему происходит явное снижение уровня психологического климата в классе, по оценке родителей. Если в классах начального звена подавляющее большинство родителей (72%) считают уровень психологической атмосферы в классе высоким, то уже в среднем звене мы можем наблюдать преобладание оценки климата в классе на среднем уровне. Это связано с тем, что именно в это время начинается переходный период в развитии ребенка и наступает, так называемый, подростковый кризис, который может затянуться на несколько лет. Происходит смена ведущего вида деятельности: учение уходит на второй план, и первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. В классе начинают формироваться микрогруппы, зачастую противоборствующие друг с другом, также всегда есть ребята, которых не принимают ни в одну из группировок. Все это способствует тому, что в среднем звене уровень благополучия психологического климата в классе падает, что, естественно, не остается незамеченным родителями. К старшим классам ситуация улучшается ввиду возрастных изменений, связанных с переходом учащихся к этапу юношества. Старшеклассники обладают более высоким уровнем коммуникативных умений по сравнению с подростками, а также более ориентированы на учебную деятельность. 4. Удовлетворенность родителей уровнем преподавания предметов учительским коллективом, работающим в классе. В целом, как показал опрос, 95% всех родителей удовлетворены качеством преподавания в школе, что, несомненно, является высоким показателем. Однако можно заметить, что если в младших классах практически все родители удовлетворены уровнем преподавания, то в старших классах этот показатель немного снижается — до 85%. Это, вероятно, связано с тем, что старшеклассники ориентированы на получение знаний, которые позволят им поступить в ВУЗ. Однако в современных условиях жесткой конкуренции и высоких требований к знаниям абитуриентов школьной подготовки не всегда бывает достаточно, что и отразилось в ответах родителей. 5. Оценка родителями уровня своих знаний в области сохранения здоровья детей. В среднем около 1/3 родителей (64%) считают свои знания в области сохранения здоровья детей недостаточными, поэтому одной из задач школьной медико-психологической службы является просвещение родителей в этой сфере. Основными формами такой работы в школе могут являться выступления медработников и психолога на родительских собраниях, подготовка специальных памяток для родителей, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для детей совместно с родителями. 6. Отношение родителей к программе «Обучение здоровью». Проанализировав полученные данные, мы выявили, что в целом 72% родителей считают, что Программа развития школы, в частности, программа «Обучение здоровью» помогает им более ответственно относиться к процессу обучения и воспитания их детей, 24% родителей не определились с ответом и только 4% считают, что Программа не оказывает влияния на их отношение к учебно-воспитательному процессу. Все это позволяет сделать вывод о том, что Программа приносит свои результаты. 7. Ожидания родителей от современной школы. Ответы родителей по данному пункту анкеты позволили проранжировать и определить приоритетные направления, на которые, по мнению родителей, школа должна делать особый упор в своей работе. Результаты этого представлены в таблице 7.
Духовно-нравственное здоровье
Важный критерий здоровья – духовное и нравственное воспитание. К сожалению, сегодня современное общество переживает духовно-нравственный кризис
Многие ученые и деятели искусства уделяли этому аспекту особое внимание. Теодор Рузвельт отмечал, что человек, который не воспитан нравственно, представляет угрозу для общества
Гейне называл нравственность разумом сердца. Аристотель полагал, что нравственность – это состояние души, которое выражается в поступках.
Не бывает человека, который рождается уже богатым духовно и нравственно. Человек с первых дней жизни находится под влиянием различных факторов – родителей, воспитателей, учителей, социальной, образовательной среды. Так духовно-нравственной личности.