Как сделать так, чтобы мой ребёнок хотел учиться? 5 типов мотивации

Подросток не хочет учиться: проблема или этап взросления

Почему ребенок не хочет учиться? 7 главных причин

Вы не сможете решить проблему, пока не узнаете о ее причинах. Если ребенок не хочет учиться, то ему не лень – у него проблемы с поведением, психикой, волей, мотивацией или отношениями. Родители любят маскировать нежелание понимать своих детей, защищать их и выстраивать правильную коммуникацию за маской «какого-то не такого» ребенка. Худшее, что можно сделать в ситуации, когда он не хочет учиться – пытаться заставить его угрозами и тем более насилием. Тем самым вы расписываетесь в собственной несостоятельности в качестве родителя – вы попросту не можете напрячься, чтобы решить проблему и стремитесь переложить ответственность на детей.

Когда дети понимают, что их любят просто так, а не за пятерки, когда они чувствуют поддержку в неудачах и готовы вместе с вами праздновать успехи, отвращения к учебе они испытывать не будут. Гениями, возможно, тоже не будут, да и отличниками не станут. Но проявят интерес к учебе, хотя бы к некоторым предметам. Если вы готовы поступить правильно – начните с поиска причины.

7 главных причин нежелания учиться:

  1. Отсутствие мотивации. Ребенок искренне не понимает, зачем ему учиться, не видит связи между учебой и «счастливым будущим». Ему неинтересен сам процесс, у него нет никаких стимулов, ему скучно на уроках.
  2. Заболевания, психические и поведенческие расстройства. Часто учиться не хотят, например, дети с гиперактивностью, которые попросту не могут усидеть на уроках, или ребята с синдромом истощаемого внимания, которые постоянно отвлекаются и не могут сконцентрироваться даже на том, чтобы услышать педагога.
  3. Стрессы и психотравмы. В школе дети испытывают колоссальный стресс, ощущают постоянное давление. Если к этому добавить ссоры в семье или психотравмы, нанесенные, например, тяжелым расставанием родителей или потерей близкого человека, то причина нежелания учиться станет вполне очевидной.
  4. Низкая самооценка. Многим детям еще с начальной школы говорят, что они «не тянут» или откровенно называют «двоечниками». Если вы постоянно убеждаете ребенка в том, что он туповат, не удивляйтесь, если он в это поверит. Низкая самооценка ведет к потере мотивации и веры в себя: что бы я ни делал, у меня все равно ничего не получится.
  5. Зависимости и плохая компания. Даже в возрасте 7-9 лет дети могут иметь ничуть не меньше зависимостей и вредных привычек, чем взрослые. Нередко они страдают зависимостью от компьютерных игр, которая точно не устраняется отключением компьютера на неделю или месяц. Запретами не решается и проблема «плохой компании», в которую часто попадают ведомые дети или ребята с заниженной самооценкой.
  6. Сопротивление давлению. Чем больше вы принуждаете ребенка к тому, что он делать не хочет, тем больше ему это неприятно и тем больше он сопротивляется. Отчасти это даже хорошо и значит, что воля, несмотря на «старания» родителей до сих пор не была сломлена.
  7. Избыточный контроль. Делать с ребенком уроки не нужно, постоянно спрашивать о «делах в школе» не нужно, досконально проверять каждую написанную букву не нужно. Это допустимо в 1-2 классе, но в дальнейшем дети должны осознавать, что уроки и учеба в целом – это исключительно их ответственность.

Если причина нежелания учиться кроется в низкой самооценке – начните просто любить и демонстрировать свою любовь. Спрашивайте не об оценках за контрольные, а о том, как он себя чувствовал. Защищайте его, вместе радуйтесь успехам, не наказывайте за неудачи. Наказывать ребенка можно и даже нужно, но только за то, что он не выполнил своих обещаний. И точно не физически – о насилии должен забыть любой хоть сколько-то наделенный интеллектом родитель

Важно также понять, что далеко не все проблемы можно устранить самостоятельно – стоит обязательно посетить психолога, невролога и педиатра, исключить психические и медицинские причины нежелания ребенка учиться

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика

Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так

Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Какие виды мотивации и их эффективность?

О том, что такое мотивация, слышали все. Но далеко не каждый знает, что она бывает внутренней и внешней. В роли внутренней мотивации выступают искренние желания, мечты и цели самого ребенка, которые выражаются одним простым словом «хочется».

Внешняя мотивация работает по принципу «сделай то и получишь это». То есть за выполнение какого-то действия мы предлагаем ребенку награду. Это может быть все что угодно: дополнительное время на игру за компьютером, карманные деньги, поход куда-то и прочее.

Психологи рекомендуют родителям и преподавателям избегать такого способа мотивировать ребенка, ведь в таком случае он может привыкнуть и потом в течение всей жизни искать для себя только внешнюю мотивацию.

Кроме того, со временем ребенку надоедает выполнять условия, и он начинает искать другие пути получения вознаграждения. Это подталкивает его ко лжи или поиску легких путей. Например, вместо самостоятельной подготовки домашнего задания он списывает его у отличницы перед уроком. Вряд ли от такой учебы будет много пользы.

Как мотивировать ребенка к учебе в средней школе

Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это «престижными мотивами»:

«Я люблю, когда учителя меня хвалят». Ярослав Г. 5 класс.

«Если быть — так, быть лучшим! Мне нравится получать пятерки, быть лучше всех в классе». Миша К. 4 класс.

Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.

Вопрос: Чем так плохо соревнование? Ведь т.н. «престижные мотивы» — то же соревнование.

Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.

4 Конфликты с одноклассниками

Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.

Как помочь:

1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.

2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.

3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.

4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

Специалисты предлагают несколько способов, как мотивировать школьника учиться:

1. Обучение в игровой форме. Этот педагогический инструмент знаком всем воспитателям и учителям. Он помогает ненавязчиво доносить информацию до детей, а те, в свою очередь, гораздо легче её воспринимают. Если ребёнок не желает учиться, или испытывает трудности, можно придумать квест, для прохождения которого нужно выполнять ваши задания. Форма игр может быть разной. Соревнования, тренинги, упражнения иллюстрируют школьникам их уровень, и они сами видят пробелы в знаниях. Такая совместная деятельность побуждает к познавательной активности. При этом в игре не должно быть стандартной оценки знаний ребёнка. Такая форма занятий способна заинтересовать даже тех, кто не успевает в учёбе.

2. Поддержка увлечений ребёнка. Не нужно навязывать свои интересы, занятия

Важно позволить детям заниматься своим хобби. Задача родителей — раскрыть таланты или развить те, что уже начали пробуждаться

Пусть ребёнок имеет возможность самостоятельно выбирать то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения важнее больших наград. За хороший результат нужно хвалить, замечать успехи, но не нужно делать это в форме дорогостоящих презентов и денежных сумм. Родители совершают ошибку, когда вводят денежный тариф на разные оценки. Лучше заменить их сладостями или совместными развлечениями.

4. Нужно интересоваться тем, что ребёнок узнал, а не только тем, какие он получил оценки

Для детей важно понимать, что полученные знания могут пригодиться, а родители должны это показать

5. Сведите эмоциональное напряжение к минимуму. Правильная мотивация к учёбе включает участие родителей. Можно рассказать ребёнку о своих трудностях в детстве, это повысит уровень доверия.

Видео: мотивация учиться

То, что влияет на интерес к учёбе, имеет отношение к жизни в целом. Если ребёнок испытывает неуверенность, страх, подавленность, он не сможет успешно учиться. Информация о том, как мотивировать ребёнка учиться, советы психолога, могут лишь служить руководством, но всё зависит от доверия между вами, и вашей готовности помогать ребёнку в этом нелёгком труде.

Почему у детей нет желания учиться?

Психологи выделяют главную причину нежелания ребенка ходить в школу – нет мотивации. Родители уговаривают – учись, получай высшее образование, чтобы найти достойную работу. Современные детишки не связывают материальный достаток с наличием знаний и престижным образованием.

Жизнь, увы, повторяет анекдотическую ситуацию.

У детей нет мотивации для учебы, а родители и педагоги хотят, чтобы ребенок беспрекословно впитывал нужные и ненужные знания, был дисциплинирован и получал хорошие оценки. В этой ситуации взрослым предстоит выяснить, какие причины есть у ребенка, чтобы не любить школу.

  1. Проблемы в отношениях с преподавателем. Не секрет, что у учителей есть свои любимчики, которых они «тянут» по своему предмету. Родителям придется разбираться, действительно ли, учитель придирается к ребенку. Для этого необходимо помочь ребенку досконально разобраться с учебным предметом, и лишь потом обсудить ситуацию с преподавателем.
  2. Конфликты с одноклассниками. Ваше дитя считают «ботаником», у него нет в классе друзей, его обижают сверстники. Станьте психологом, поддерживайте свою кровиночку, вселите в него уверенность, что он может стать душой компании.
  3. Скучно! Надоело! Лень! Эта триада школьного процесса известна большинству родителей. И они в свое время вряд ли избежали такой реакции на ежедневное нахождение в одних и тех же стенах 11 лет. Поговорите с ребенком, придется прибегнуть к внушению, что альтернативы у него нет. Учиться необходимо, потому что так надо!

Причины серьезные и уважительные. Именно ими должны, в первую очередь, заниматься родители, а не заставлять чадо выполнять домашнее задание из-под палки, тем паче не делать за него уроки. Этим вы не пробудите интереса к школе.

Как заинтересовать учебой младшего школьника

Стимулировать интерес к учебе у младших школьников нужно, учитывая их возрастные особенности. Очень часто родители, дети которых стали хуже обучаться, пытаются нарисовать перед ними перспективу будущей жизни: если учащийся будет получать хорошие оценки, то вырастет обеспеченным, уважаемым человеком. И наоборот – если начнет получать плохие, пойдет улицы подметать.

Стоит сразу сказать: с детьми 7–12 лет этот метод не работает. Перспектива взрослой жизни для них еще слишком отдаленная, они не могут до конца осознавать слова родителей. С детьми нужно использовать другой способ – постепенно создавать и повышать учебную мотивацию. Психологи предлагают учитывать при этом несколько правил:

  • не заставляйте. Принуждать всеми возможными способами к выполнению домашних заданий, сопровождая это маленькими скандалами – значит вызвать у учащегося младших классов устойчивое отвращение к учебе. Гораздо правильнее будет доверительно поговорить о том, что существуют школьные правила, которые не такие уж и сложные. Можно попытаться представить вместе с ним, как будет рада его учительница от того, что он сделал домашнее задание и т.п.;
  • старайтесь показать малышу, что учеба – это не скучно, а наоборот – весело и увлекательно. Не стоит просто заставлять его бездумно выучить заданный материал – задавайте ему интересные вопросы и учите искать ответы на них самостоятельно. Подскажите, как и где это лучше сделать (книги, интернет). Это будет способствовать тому, что «домашка» обретет для него определенный смысл;
  • хвалите за любые успехи. Не скупитесь на похвалу, если хотите вызвать желание учиться. В этом возрасте маленькому человечку нужно, чтобы родители, учителя, другие взрослые замечали все его успехи и радовались вместе с ним;
  • если видите, что учащийся не берется за выполнение домашнего задания потому, что боится не справиться, немного помогите ему. Вы можете слегка переформулировать задание (с сохранением смысла), или же разбить его на части. И тогда вашему малышу легче будет справляться с поставленной задачей поэтапно, он будет получать удовольствие от того, что смог это сделать. Ну а вы, конечно, не забывайте его за это похвалить;
  • воспользуйтесь «эффектом прерванного действия». Он состоит в том, что, чаще всего, незаконченное действие человека притягивает, и он стремится его завершить. Поэтому, когда видите, что сын или дочь потеряли интерес к выполнению задания, предложите прерваться и заняться чем–то более интересным. По утверждению психологов, любой человек все равно будет стремиться завершить начатое;
  • попробуйте «метод зеленой ручки», изобретенный прогрессивной мамой одной первоклассницы. Он заключен в следующем: нужно подчеркивать зеленой пастой лучшие места в работе малыша, чтобы он концентрировался на своих успехах, а не на ошибках;
  • заканчивайте выполнение заданий на приятной ноте. Старайтесь, чтобы ребенок не выдохся окончательно, делая «домашку», иначе в следующий раз он возьмется за ее выполнение с меньшим энтузиазмом. Изменить школьную программу не в ваших силах, а вот правильно организовать время ученика, которое он проводит дома – вполне возможно. Учите его отводить для выполнения задания определенный срок, и придерживаться этого срока.

Будьте доброжелательны

Занимаясь со школьником, сохраняйте спокойствие и позитивный настрой, говорите нейтральным тоном. Не переносите на ребенка негативный опыт, создайте положительное отношение к учебе.

Очень важно помочь детям сохранять мотивацию, используя обратную связь. Правильнее всего сочетать похвалу с конструктивной критикой

Эффективен метод сэндвича. Начните с хорошего, потом укажите, что можно улучшить, сосредоточившись на главном. Будьте конкретны: никому не интересно выслушивать длинный список недостатков. В конце снова стоит поговорить о хорошем, чтобы закончить разговор на оптимистичной ноте

Даже если работа требует множества исправлений, похвалите ученика за старание или соблюдение сроков.

Не нужно ругать школьника за плохие отметки и сравнивать его с другими детьми. Ошибки — неотъемлемая часть процесса обучения. Они никак не характеризуют ребенка, а лишь указывают на то, чему следует уделить больше внимания.

Ваша задача — показать, что ключ к успеху — не везение или врожденные таланты, а привычка учиться и что любой человек может достичь вершин, если приложит достаточно усилий.

Как поддерживать положительную мотивацию

Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения

Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений. >

<<Блок перелинковки>>

Совет психолога: похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее

Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих. Похвала должна быть по возрасту и по нарастающей

Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не путайте подкуп и одобрение. 

Похвала должна быть по возрасту и по нарастающей. Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не путайте подкуп и одобрение. 

Как помочь ребенку вернуть мотивацию к учебе?

Как поддерживать мотивацию

Правило доброй воли Принуждение к урокам вызовет отвращение и даст отрицательный эффект. Угрозами, шантажом, наказаниями невозможно усилить мотивацию. Спокойный, доверительный разговор о школьных обязанностях, о пользе выполнения заданий принесет больше пользы. Заметили малейшую инициативу к приготовлению уроков — похвалите ребенка.

Учите учиться

Умение находить информацию не возникает само по себе. Научите ребенка пользоваться интернетом, подскажите полезные образовательные ресурсы, вместе ищите ответы на вопросы. Отслеживайте, чем ребенок увлекается. Познавательный интерес не должен вращаться исключительно вокруг школьной программы

Зубрежка без малейшего интереса не дает результата, важно ребенка заинтересовать

Эффект незаконченного действия

Так называют закон памяти, согласно которому прерванные, незавершенные действия запоминаются лучше законченых. Метод разработал психолог Курт Левин из Америки

Используйте этот способ мотивации без фанатизма. Если ребенок после долгих «раскачиваний» сел-таки за уроки, не прерывайте его через 5 минут.

Смена деятельности – тоже отдых. Позволяйте своему школьнику делать перерыв в занятиях и по собственной инициативе.

Напоминание об уроках можно выгодно «упаковать». Например, ненавязчиво заметить: «Ты сегодня читал рассказ, осталось совсем немного, буквально страничка. Давай узнаем, чем же все закончилось, мне тоже интересно».

Сделать задание более понятным

Бывает, охоту к выполнению задания отбивает страх неуспеха. Или задание в учебнике сформулировано непонятно или кажется слишком объемным. Помогите школьнику, попробуйте переформулировать задание, «перевести» его на понятный ребенку язык.

Если ученика пугает объем, он не знает, с какой стороны подступиться к этой горе знаний – разделите задание на подзадачи. Успешное выполнение работы небольшими частями дает положительный опыт выполнения домашки, ребенок радуется результату, что мотивирует его к дальнейшей учебной деятельности.

Не заставлять делать «через не могу»

Ученику начальной школы трудно планировать день. Наставления «не тяни до последнего, скоро спать, а у тебя уроки не деланы» — не сработают. Ребенок не достаточно хорошо ориентируется во времени и не умеет им правильно распоряжаться.

Задача родителя – помочь ребенку с составлением распорядка дня и его выполнением, чтобы выполнение домашнего задания не затягивалось до полуночи, когда голова уже не «варит».

Повторение изо дня в день негативного опыта, когда родитель нервничает и торопит, так как завтра рано вставать, а у школьника слипаются глаза и хочется поскорее захлопнуть тетрадку – снижают мотивацию к учебе.

Оценки – не главное

Слишком сильная тревога родителей из-за оценок, пятерки любой ценой, наказания за нерадивость в учебе, школа с углубленным изучением английского/математики/литературы с высокой нагрузкой. Давление на ребенка может привести к неврозу, психосоматическим заболеваниям. Отношения с родителями испортятся. В детских воспоминаниях сохранятся корпение над учебниками до глубокой ночи, страх, усталость, недовольные лица родителей. А как же счастливое детство?

Учеба— большой труд, и порой детям сложно обойтись без помощи взрослых. И родительская подмога заключается в том, чтобы найти для школьника его индивидуальный путь к знаниям.

Какой вид спорта подходит вашему ребенку — одиночный, парный или командный?

Выбор вида спорта для ребенка – это очень ответственный шаг. Мы предлагаем вам небольшой психологический тест, позволяющий понять, к чему склонен ваш ребенок. Пройти тест

Слишком трудно

Освоить такой большой объем предметов, выполнить все домашние задания, успеть к репетитору и в кружки по интересам… Как итог – вечером совсем нет желания садиться за книжки, хочется отдохнуть в телефоне и за просмотром смешных видео.

Если вы понимаете, что за таким поведением стоит простое выгорание и усталость (как физическая, так и эмоциональная), дайте ребенку возможность отдохнуть, разгрузите его вечером или в выходные, устроив совместный отдых.

Еще один замкнутый круг: ребенок не понимает предмет – получает плохую оценку – не хочет учиться, потому что не понимает – снова получит низкую отметку. Прирожденному гуманитарию будут легче даваться языки, а людям с математическим складом ума – точные науки. Так бывает, и это совершенно нормально.

«Расставляем приоритеты. Возможно, какие-то предметы станут больше понятными, если привлечь репетитора, который сможет найти объяснение сложным вещам интересным ребенку языком. Надо смириться с тем, что во всем ребенок вряд ли будет хорош, но вы же его от этого меньше любить не станете? Дайте ему это почувствовать», – говорит психолог

Причины неуспеваемости

Быстрая утомляемость, дополнительные нагрузки на кружках, секциях;
Конфликтные ситуации с учителем или одноклассниками;
Завышенные требования родителей и отсутствие поощрений с их стороны;
Индивидуальные особенности ребенка (например, медлительность);
Способ привлечь внимание родителей к своей личности;
Плохая обстановка, скандалы в семье;
Неумение планировать время, оставлять уроки «на потом»;
Гиперактивность или «витание в облаках» – две крайности, когда ребенок не может сосредоточиться, невнимателен;
Сложная или легкая программа обучения;
Склад ума (гуманитарные либо математические наклонности);
Проблемы со здоровьем.

Не требуйте от ребенка больше, чем он может.

Гораздо важнее воспитать в школьнике такие качества, как трудолюбие, настойчивость, умение общаться, решать поставленные задачи.

Как помочь наладить контакт с одноклассниками

Застенчивые и стеснительные дети могут не подвергаться травле, но иметь всего одного хорошего друга. Если вдруг товарищ переезжает, ребенок остается совсем один среди знакомых лиц.

На самом деле времени для налаживания новых социальных контактов не так уж и много: всего несколько десятиминутных перемен, которых хватает разве что на то, чтобы сходить в туалет и перекусить. Чтобы помочь ребенку социализироваться, узнайте у классного руководителя о доступных групповых активностях, кружках.

Дисциплина во время уроков достаточно строгая, а вот внеклассные занятия способствуют неформальному общению. Помогите своему ребенку найти новых друзей, но не забывайте о том, что школьнику нужен отдых.

Чаще всего страх быть брошенным ребенок преодолевает еще во время походов в детский сад. Но если такой важный этап был пропущен, то истерики могут возникнуть и у первоклассников.

Чтобы каждое утро не слушать безудержный плач, необходимо забирать ребенка после уроков в строго назначенное время. Если маленький ученик поймет, что родители его не обманут, будет уходить из дома с большим энтузиазмом. А вот постоянные опоздания (пусть и на 5-10 минут), наоборот, подорвут доверие.

Также старайтесь активно участвовать в школьной жизни. Запишитесь в родительский комитет, присоединяйтесь к ярмаркам, экскурсиям, концертам. Так вы сможете оставаться на виду ребенка даже вне дома и будете больше знать о тех, кто окружает маленького ученика.

Что влияет на желание учиться?

Почему ребёнок категорически не тянется к знаниям?

В первую очередь исключим очевидные демотиваторы.

  • Низкая самооценка, недостаток уверенности в своих способностях.
  • Отсутствие дома условий для занятий (ребёнок делает уроки за папиным столом или делит комнату с младшим братом). 
  • Проблемы в личной жизни, например, конфликты с другими детьми или учителями, из-за чего он отказывается учить те или иные правила.

Адаптация к школе

Ребёнок не хочет идти в школу, чтобы не встречаться с обидчиками, поэтому и смысла в учёбе не видит. Быстрее выгонят, быстрее закончатся встречи с неприятным человеком. Возможно, это проблема адаптации в начальной школе, об этом я рассказываю на вебинаре.

Подробнее о вебинаре

Вебинар

  • Слишком большая нагрузка, вызывающая усталость и стресс. Речь не только о школе. Порой родители хотят вырастить гения, поэтому заставляют сына или дочь ходить в десятки кружков. Ребёнок ни физически, ни эмоционально не вытягивает подобную нагрузку.
  • Неудовлетворение физических потребностей. Причина в том, что ученик не высыпается, хочет есть или пить в школе.

Во-вторых, проанализируем, насколько ребёнок настроен на успех. Может, дело не в учёбе, а в целом во взгляде на жизнь? Если что-то из нижеперечисленного вы могли бы пометить как соответствующее вам и вашей семье, то начинать воспитание нужно с себя.

  • Часто концентрируетесь на плохом: «Мир катится в пропасть», «Никому нельзя доверять». (Если всё так плохо, зачем к чему-то стремиться…)
  • Не даёте самостоятельности: «Дай, я сама это сделаю, так будет быстрее и аккуратнее». (Зачем мне это делать, мама всё равно исправит.)
  • Критикуете и сравниваете с другими детьми: «Неудачник!», «Горе луковое!», «Почему все дети успевают, а ты не успеваешь?».

Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон

С детства и до взрослой жизни на нашу мотивацию учиться и приобретать новые знания и навыки влияют различные факторы

Положительная реакция и поощрение со стороны родителей, учителей и сверстников

Доброе слово пробуждает мотивацию.

Достижения в изучении чего-то нового у подростка.

Чувство принадлежности к детскому коллективу, ощущение себя частью класса.

Доступ к ресурсам и технологиям, которые улучшают учебный процесс, делают его увлекательным.

Чёткое понимание актуальности и важности изучаемого материала.. Часто родители замечают неудачи, не акцентируя внимания на успехах

Хорошие оценки, послушание, дисциплина в школе — норма, что о об этом говорить… На самом деле действовать надо наоборот, поощряя достижения и не реагируя эмоционально на промахи. Это привьёт понимание, что успех — хорошо, а неудача — не страшно

Часто родители замечают неудачи, не акцентируя внимания на успехах. Хорошие оценки, послушание, дисциплина в школе — норма, что о об этом говорить… На самом деле действовать надо наоборот, поощряя достижения и не реагируя эмоционально на промахи. Это привьёт понимание, что успех — хорошо, а неудача — не страшно.

Популярные материалы по теме

60

#Семья

Как научить ребёнка заводить друзей и быть хорошим другом

32

#Семья

Как эмоции родителей влияют на поведение детей

103

#Семья

Что делать если ребёнок боится собак

56

#Семья

Мифы про счастливых матерей и идеальных детей

693

#Семья

Как правильно планировать отдых с детьми

Тип 5. Бизнесмен

Для таких ребят важна прямая и очевидная выгода — они должны понимать, что за свои старания получат справедливое вознаграждение. Это тот самый случай, когда система бонусов за хорошие оценки и учебные достижения — просто безошибочный план. Разве что с маленькой оговоркой на формирование системы ценностей.

Важно обсудить этот вопрос и ребёнком заранее обговорить “мотивацию”: поощрения должны быть пропорциональны успеху и количеству приложенных усилий. Если подросток-бизнесмен будет знать, что за отлично написанное итоговое сочинение его ждёт подарок, он будет готовиться к нему с гораздо большим усердием

Кстати, именно поэтому в Умскул есть система бонусов для учеников — за выполнение домашних заданий мастера получают очки XP, которые можно обменять на мерч или скидку на обучение.

Важное напоминание: все мы люди, а не роботы, поэтому ни вас, ни ваших детей нельзя описать “по таблице”. Чистые типы встречаются достаточно редко, так что к каждому подростку и правда нужен индивидуальный подход — а для этого необходимо, в первую очередь, постараться изучить и понять своего ребёнка

Более того, типы мотивации со временем могут меняться. Например, если ваш ребёнок в 15 лет ожидал подарков за отличные оценки, спустя пару лет ему вполне может быть необходимо лишь одобрение и поддержка.

Действенные виды мотивации

Без психолога понятно, что у каждого есть свои индивидуальные потребности и способности к обучению. Они различны в силу возраста и личностных качеств. В ребёнка нужно верить, адекватно при этом оценивая его возможности и не заставляя делать что-то непосильное. Чтобы ваш школьник захотел учиться, попробуйте применить следующие советы:

  1. Подберите подходящий стиль обучения. Каждый мальчик или девочка учатся по-своему. Есть дети, которым достаточно самостоятельно прочитать текст и понять, о чём он. Другие лучше воспринимают информацию, когда кто-то читает для них вслух. Третьим после прочтения требуется обсуждение, просмотр мультика, дополнительный разбор. Определите, какой стиль больше подходит вашему ребёнку, и поддерживайте сына или дочь на выбранном пути.
  2. Создайте интерес к учёбе с помощью игры, конкурсов, интерактивных обучающе-развивающих материалов и других средств. Не ленитесь придумывать интересные способы познания мира.
  3. Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Каждый человек уникален и имеет свои способности. Сравнение может вызвать чувство неуверенности и отрицательно повлиять на мотивацию.
  4. Не навязывайте свои ожидания. Дайте ребёнку возможность выбирать собственные интересы и цели. Это поможет ему стать более ответственным.
  5. Покажите значение образования. Объясните, что оно даст для будущей карьеры и личного развития. Заинтересуйте рассказом о своём опыте и успехах, которых вы достигли благодаря образованию.
  6. Стимулируйте любовь к учению, любознательность. Слыша от ребёнка вопросы о том, сколько в организме человека костей, почему небо голубое, как появляются снежинки, пробуйте вместе искать ответы. Научите малыша, где их можно искать самостоятельно.

Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение.

И. Гёте

Образование — один из ключевых элементов личного развития. Совместные усилия родителей, педагогов и психологов могут сделать обучение более интересным и эффективным.

Популярные вебинары по теме

Адаптация к школе

Вебинар

Про любовь

Вебинар

Счастье

Вебинар

Сепарация

Вебинар

Эмоции

Вебинар

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: