Методы, подходы, оценки

15. тестирование как метод социально-психологической диагностики. шпаргалка по социальной психологии

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Отдельно следует остановиться на
классификации диагностических процедур по
такому критерию, как характер оценки.
Совершенно естественно, что практически любой
вид психологической диагностики можно
рассматривать как процедуру экспертизы, то
есть предоставления мотивированного заключения.
Конечной целью любой экспертизы является ответ
на поставленный заказчиком вопрос, который
оформляется в виде экспертного заключения.
Вопросы, решаемые экспертным исследованием,
определяются на основе реальных потребностей
образовательной практики.
Как видно из этих определений, под понятие
экспертизы может быть подведена практически вся
диагностическая составляющая профессиональной
психологической деятельности. Такое чрезмерно
расширительное толкование экспертных работ,
конечно, не имеет под собой достаточных
оснований. Имеет смысл говорить об экспертной
оценке в узком смысле этого понятия — как об
одной из категорий диагностической процедуры.
Имеет право на существование как «бинарная»
экспертная оценка (по типу «да — нет»: имеется у
ребенка или группы детей данная особенность,
признак, функциональная сформированность или не
имеется), так и многоуровневая оценка.
Подобным образом построена, например, уровневая
оценка развития познавательной деятельности
детей в широко известном психодиагностическом
комплексе, разработанном Л.И. Переслени (1996), где
показатели интеллектуального развития детей
распределены по 4 уровням — в зависимости от
процента выполнения предлагаемых заданий.
В этом случае мы можем говорить об
опосредованной уровнями выполнения заданий
типологизации состояния детей — без определения
качественного характера, присущего тому или
иному выделяемому типу.
К истинной экспертной оценке следует отнести и
оценку готовности детей к началу обучения в
школе. При такой оценке решается вопрос
исключительно о готовности или неготовности
ребенка к обучению в данном образовательном
учреждении, но не о качественном характере его
развития и соответствии требованиям
программного материала первого класса.
По классификации психодиагностических ситуаций
В.Н. Дружинина (2001), ситуация экспертной
(дифференциально-уровневой) оценки
характеризуется высоким уровнем социального
контроля за поведением испытуемого,
принуждением его к участию в обследовании и
принятием решения о дальнейшем поведении
(например, об изменении образовательного
маршрута) помимо его воли (и помимо воли
родителей).
Понятно, что такая экспертная оценка может
проводиться как в индивидуальной, так и групповой
форме, иметь скрининговый вид, быть срезовой
(одноразовой) экспертизой или иметь мониторинговый
(многоразовый) характер.

Похожие термины:

  • лат. alter, один из двух) (тест-альтернатива). Тест оценки правильности суждения, когда на предложенный стимул требуется ответить утвердительно или отрицательно «да» или «нет».

  • один из перспективных методов исследования личности с помощью набора картин неопределенного и даже противоречивого характера. ТАТ характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допуска

  • тест исследования креативности как типа мышления, в котором испытуемый должен установить ассоциативную связь между словесными «триадами», то есть найти четвертое слово, которое объединяет по смы

  • тест, используемый в психологии для изучения организации психики с особым акцентом на когнитивные связи, лежащие в основе восприятия смысла, памяти, языка, рассуждения и мотивации. В тесте свободн

  • Вид прагматического теста, при выполнении которого тестируемый подбирает или выбирает из предложенных недостающие в тексте буквы, слова, словосочетания и восстанавливает их во время пауз при пов

  • педагогический тест, проверяющий уровень подготовленности по нескольким родственным дисциплинам.

  • педагогический тест, проверяющий уровень подготовленности по конкретной дисциплине.

  • тест, объединяющий задания одного типа (например, задания закрытого типа).

  • listening test) (тест на аудирование). Вид коммуникативно-речевого теста, с помощью которого производится оценка просодических, лексических, грамматических навыков и уровня понимания при слуховом воспр

  • комбинированный клоуз-тест). Тест типа клоуз, в каждом задании которого предложена помощь-подсказка в виде нескольких букв в начале слова (букв должно быть столько, чтобы обеспечить однозначность

  • Б — от буква). Тест, представляющий собой модификацию С-клоуз-теста. В нем каждый шаг увеличен до 3—4 слов (т. е. пропускается каждое 3—4 слово), в каждом слове-пропуске указана первая буква. Пропуски н

  • Комплексный критериально-ориентированный тест общего (не профессионально-ориентированного) владения русским языком; содержит языковой и речевой материал, актуальный для данного уровня и достат

  • технический тест). Тест специальных способностей, в классификации тестов по видам деятельности относится к группе технических тестов, проверяет способность правильно воспринимать пространствен

  • survey test). Тест, охватывающий учебный материал целого раздела, части курса; является разновидностью теста (учебных) достижений.

  • тест, в котором присутствуют задания различных типов.

  • scaled test). Тест, в котором вопросы размещены в порядке нарастания трудностей и снабжены шкалой для самооценки.

  • учебник для программированного обучения.

  • наиболее распространенный метод количественной оценки уровня развития интеллектуальных способностей. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции.

  • проективная методика исследования личности; предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагают нар

  • Разновидность коммуникативно-речевого теста, проверяющего такие показатели понимания текста, как полнота, глубина, точность (на уровне обобщенных объектов: идей, тем, фактов, а не слов или словосо

Проективные техники

Эта группа методик предназначена для диагностики Личности. Для них характерен глобальный подход к оценке Личности, а не выявление отдельных черт.

Был определен Юнгом. Если косвенным образом воздействовать на значимые области переживаний человека, то можно вызвать изменения в экспериментальной Деятельности.

Испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать неопределенные стимулы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность давать испытуемому благоприятные ответы.

Все действия человека имеют отпечаток его психологического состояния:

  1. Приписывание другим людям социально неприемлемых желаний.
  2. Символический перенос во вне содержания внутреннего мира.

Особенности методик:

  1. Неопределенность стимульных условий.
  2. Неопределенная ситуация обследования. Действия не определены стандартами, не заданы четко.
  3. Ответы на задания приобретают смысл в связи с личностным значением, которое им придается испытуемым. Поэтому ответы на задания не оцениваются по критерию правильности и неправильности. Любой ответ принимается и интерпретируется.

Группы проективных методик:

  • методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
  • методики конструирования: создание из деталей единого целого;
  • методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);
  • методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
  • экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему;
  • импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера);
  • адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).

ДИАГНОЗ И ПРОГНОЗ

Целью дифференциально-типологической
диагностики является качественная оценка
психического развития ребенка, его регуляторной,
познавательной и аффективно-эмоциональной
сферы, личностных особенностей.
Конечным результатом такой комплексной
психологической диагностики должен стать
психологический диагноз, который и позволит не
только описать актуальное состояние ребенка,
отнести его к определенному типу отклоняющегося
или условно-нормативного развития, но и
обеспечить достаточно надежный прогноз его
дальнейшего развития и обучения.
Очевидно, что такая комплексная многоаспектная
квалификация состояния ребенка может быть
проведена исключительно в индивидуальной
форме и будет углубленной по своему
характеру.
Углубленная оценка психического развития,
«аккумулированная» в психологическом диагнозе и
вероятностном прогнозе развития, позволяет
получить психологические обоснования для
определения индивидуально-ориентированного
образовательного маршрута, адекватного
возможностям и способностям ребенка.
Очевидно, что дифференциально-типологическую
углубленную диагностику можно проводить и в мониторинговом
режиме (тогда она приобретает характер
динамической и итоговой диагностики), и в срезовом
(при появлении родителей с ребенком у психолога,
например, в ППМС-центре).
Таким образом, организация диагностической
деятельности психолога может быть достаточно
вариативной и определяться целями и задачами,
стоящими перед данным образовательным
учреждением, и ресурсными возможностями всех
субъектов образовательного процесса.
Примером ограничения таких возможностей и их
влияния на особенности диагностической
деятельности психолога является, например,
проведение такой групповой мониторинговой формы
диагностики, как социометрическое
исследование, которое становится возможным и
эффективным только при работе с детьми не младше
4-го класса

Другим примером ограниченности
ресурсных возможностей является отсутствие у
психолога образовательного учреждения,
где-нибудь в отдаленном регионе страны,
соответствующего инструментария для проведения
дифференциально-типологической оценки.
Кроме того, важным критерием выбора тех или иных
организационных форм диагностической
деятельности является требование минимизацииразличного
рода затрат (временных, энергозатрат ребенка и
т.п.), что влечет за собой и подбор
соответствующих методических средств,
диагностических приемов.
Последнее наиболее важно для деятельности
психолога любого специального (коррекционного)
образовательного учреждения. В первую очередь
это связано с ограниченными возможностями детей,
обучающихся в этих учреждениях, с особенностями
их развития

Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук
Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА

Психологическая диагностика: Учебное пособие /
Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. —
М.: Изд-во УРАО, 1997.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова,
Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др
.; под ред. Л.В.
Кузнецовой
. —
М.: Издательский центр «Академия», 2002.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер,
2002.Дружинин В.Н. Когнитивные способности:
структура, диагностика, развитие. — М.: ПЕР СЭ;
СПб.: ИМАТОН-М, 2001.

Виды диагностических материалов и организация диагностического процесса

Существует насущная
потребность упорядочить, если хотите,
технологизировать диагностическую работу
психолога образования. Для этого необходимо
определить диагностические ситуации и условия
использования того или иного инструментария. Нам
кажется, что подход, который является предметом
рассмотрения в данной статье, достаточно
эффективен. Его можно использовать в
деятельности психологов различных
образовательных учреждений, в первую очередь
школьных.
Но для этого необходимо внимательно оценить
имеющиеся диагностические средства, на этот раз
не только с позиций теоретической
психодиагностики, но и с точки зрения обыденной
практики обычного психолога.

Задачи психодиагностики

  1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;
  2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности ( подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);
  3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;
  4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств;
  5. изучение коллектива, класса, группы;
  6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов;
  7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества;
  8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей;
  9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу;
  10. обоснование путей демократизации;
  11. определение состояния развитости того или иного качества;
  12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;
  13. определение перспективы развития того или иного качества;
  14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;
  15. установление профпригодность человека к исполнению своих служебных обязанностей;
  16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;
  17. выработка рекомендации для индивида или группы;
  18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности.
  19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;
  20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей.

Этапы психодиагностического обследования

1) Подготовительный: -постановка цели исследования -формулирование психодиагностической гипотезы (гипотез) -постановка конкретных задач -определение объекта и способа организации исследования -формулирование предварительного определения изучаемого феномена -создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики -выбор психодиагностического пространства -выбор психодиагностического времени -проведение пилотажного исследования (в случае необходимости) -корректировка (в случае необходимости) психодиагностического комплекса 2) Основной или диагностический -непосредственное проведение психодиагностического обследования -первичное обобщение психологической информации 3) Заключительный или интерпретационный -описание и интерпретация полученного материала -сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой -составление заключения по результатам проведенного обследования

8 стр., 3805 слов

Тест №1: Методика изучения личности и познавательной сферы школьника

… которым вы учитесь, Известный человек, Другое, Затрудняюсь ответить. Счастливы ли Вы? ____________________________________________________ Тест №2: Исследование внимания методом анкетирования Отметьте значком «+» согласие и значком «-» — … эгоизм искренность радушие энтузиазм красноречие решительность чувство юмора капризность равнодушие Тест №8. Исследование самооценки (методика Дембо — Р

Формы групповой психодиагностики

Определение 1

Групповая психодиагностика – это изучение определенных свойств группы для установления уровня проявления её социально-психологических характеристик.

Психодиагностика может быть не только индивидуальной, но и групповой, разделенной на две категории – групповая психодиагностика при помощи технических средств и психодиагностика групп без технических средств.

При использовании технических средств существуют определенные особенности, которые, прежде всего, связаны с наличием системы механизмов и приборов для совместной деятельности людей, а также задач для группы, суть которых в том, чтобы вывести систему из равновесия или, наоборот, привести в равновесие.

Действия участников группы сопровождаются показателями на табло прибора, наблюдаемыми всеми участниками группы.

Примерами такой психодиагностики являются:

  • гомеостат – от участников эксперимента требуется привести стрелку устройства в определенное положение согласованными действиями. В результате этого исследования можно определить степень сработанности, совместимость членов группы, аутсайдерство, лидерство;
  • механические интеграторы – это приборы, с помощью которых совместными действиями, например, надо провести стержень по лабиринту, т.е. осуществить какое-либо действие, с учетом скорости, речевых реакций, количества допущенных ошибок;
  • пентограф – с помощью управляемого с нескольких пультов грифа на экране, необходимо нарисовать какой-либо объект;
  • оценка качества объекта – это анонимный интегратор оценок, который применяется с целью изучения особенностей руководства и психологического климата в группе;
  • совместные игры;
  • автоматизированные анкеты.

Без применения технических средств групповая психодиагностика использует такие методы, как социометрия, шкала Бахиревой, коммуникометрия, референтометрия.

Суть социометрии заключается в том, чтобы поставить человека в ситуацию воображаемого выбора партнера по общению и деятельности той группы, к которой этот человек относится.

Данный метод использует допущение реальных человеческих предпочтений членов группы в соответствии с воображаемыми представлениями об этом процессе. Метод был предложен Дж. Морено.

Разновидностью социометрии является шкала Бахиревой – каждый член группы получает список всех её членов, получает критерий и шкалу оценки интенсивности. Недостатком этого метода является сложность в оценке объективности.

Что касается метода коммуникометрии, то он проводится в группах маленьких детей в виде процедуры распределения, например, игрушек, открыток и др.

Метод референтометрии проводится по социометрическим критериям, когда выбирать надо члена другой группы, это могут быть друзья, родственники, известные личности и др.

Типы диагностических методик

Современная психодиагностика все методы делит на формализованные и малоформализованные.

К формализованным относятся опрос-пики, тесты, проективная техника, психофизиологические методики, для которых характерна регламентация, точное соблюдение инструкций, определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя и др.

Методы дают возможность в довольно короткие сроки собрать диагностическую информацию.

Довольно часто методы определения индивидуально-психологических различий в научной литературе называют тестами, а диагностические пособия называют пособиями по тестологии. Но, психологическая сущность тестов и опросников, например, между собой совсем различны. В этой классификации особое место должны занимать психофизиологические методики, созданные в России и, представляющие собой оригинальные средства диагностики.

Тесты предназначены для того, чтобы установить количественные и качественные индивидуально-психологические различия между людьми, и состоят из заданий, на которые испытуемый должен дать правильный ответ – в этом заключается их отличительная особенность. Форма тестов может быть разная – индивидуальная, групповая, устная, письменная, бланковая, предметная, компьютерная, вербальная, невербальная.

Групповые тесты дают возможность проводить испытания с большой группой людей, их процедура детально разработана и от экспериментатора требуется её неукоснительное выполнение. Групповое тестирование требует строгого соблюдения условий эксперимента, а обработка результатов не требует высокой квалификации, тем более что они могут обрабатываться с помощью технических средств. Безусловно, есть и недостатки группового тестирования, это, прежде всего, меньше возможностей сотрудничать с испытуемым.

Недомогание, утомление, беспокойство, тревожность могут оказать влияние на результаты тестирования, поэтому они, как правило, дополняются индивидуальным тестированием. В этом случае взаимодействие между испытуемым и экспериментатором происходит с глазу на глаз. Индивидуальная диагностика очень важна в работе с самыми маленькими детьми.

Замечание 1

Особенностью индивидуальных тестов является значительная затрата времени при их проведении.

По форме ответа различаются устные и письменные тесты, первые чаще всего бывают индивидуальными, а вторые – групповыми, которые могут носить открытый и закрытый характер.

По способам подачи заданий различаются бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.

Что касается вербальных и невербальных тестов, то они различаются по характеру стимульного материала.

Основным содержанием работы испытуемых в вербальных тестах являются операции с понятиями, мыслительные действия, которые осуществляются в словесно-логической форме.

Тестовый материал невербальных тестов представлен в наглядной форме – это могут быть чертежи, картинки, графические изображения и др.

Испытуемые должны понимать вербальную инструкцию. Выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.

Широкое распространение невербальные тесты получили при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

Опрос (беседа)

Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Надо знать, как спрашивать, какие вопросы задавать, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Сложность – формулирование вопросов.

Могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме и косвенной. Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Цель

  1. Создание мотивации к обследованию (подготовка) как положительная подготовка к диагностике.
  2. Снизить тревожность.
  3. Получение информации – диагностическое интервью. Клиническое интервью – оказание психологической помощи.

Задачи: составить план беседы, подготовить вопросы, проведение беседы.

Беседа имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Оно бывает свободное, стандартизированное и частично стандартизированное. Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), анализ продуктов Деятельности

Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющих изучать природу человеческой Деятельности. Для получения достоверной информации был разработан специальный метод – контент-анализ – анализ содержания. Он был разработан, начиная с 1920 гг. для обработки материалов средств массовой информации. Основная процедура анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. Для этого выделили несколько типов единиц: смысловые и количественные единицы.

Контент-анализ – метод изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их (единиц).

В БОЛЬШОМ ДИАПАЗОНЕ

Отдельно
К.М. Гуревич выделяет методы клинической
диагностики, строящиеся на основе
исключительно качественного анализа
особенностей психического явления. Огромное
значение в этом подходе придается квалификации и
опыту специалиста, его способности выдвигать и
изменять гипотезы, намечать методы их проверки.
К.М

Гуревич такой вид диагностического процесса
рассматривает как своего рода психологическое
искусство, специальную «технологию», в целом
ориентированную на «интенсивное изучение
отдельного случая» и не всегда доступную
практическому психологу.
Рассматривая отдельные методы и тесты в рамках
клинической диагностики, автор сосредоточивает
внимание только на одной стороне — на
индивидуальном варианте использования подобных
методик – и отказывает клинической диагностике
в возможности какого-либо сопоставления
результатов, типологизации данных. В
соответствии с этим подходом определяется и
процедура оценки, технология анализа и
заключений специалиста.
Следует сразу же отметить, что клинически
ориентированные психологические методики — это
методики среднего уровня формализации

Для такого рода методик, с нашей точки зрения,
характерны следующие критерии. Наличие четких требований
к проведению обследования, но с возможностью
относительных изменений в зависимости от
возраста, состояния ребенка, то есть
определенная вариативность. Возможность модификации
процедуры обследования в зависимости от
операциональных возможностей ребенка
(работоспособность, психический тонус, темповые
характеристики деятельности). Стандартизированный
стимульный материал, но допустимо варьирование
предъявляемых стимулов в зависимости от
возраста, состояния ребенка или имеющейся
диагностической гипотезы исследователя. С одной стороны,
отсутствие стандартизированных возрастных норм,
с другой — наличие качественных или
уровнево-качественных нормативных показателей
выполнения, зависящих, в первую очередь, от
возраста ребенка. Возможность оказания
обучающей помощи различного уровня — от
мотивирующей до развернутого обучения, что
учитывается при оценке качества выполнения
заданий. Типологически
ориентированный анализ результатов
обследования, исключающий чисто количественную,
как правило, ничего не объясняющую конкретному
индивидууму оценку; возможность
многофункциональной оценки результатов
выполнения. Понимание системности и
взаимозависимости результатов.
Подобным образом построенные инструментальные
средства дают гораздо больший диапазон
возможностей для анализа получаемых с их помощью
результатов, хотя и требуют от психолога большей
квалификации и опыта работы.

Понятие о психодиагностике и психокоррекции

Психодиагностика – наука о конструировании методов измерения, классификации психических и психофизиологических особенностей человека, а так же об использовании этих методов в целях измерения, оценки и анализа психики человека.

Психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин «коррекция» означает «исправление». Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса.1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в жизни психологические трудности, проблемы. 2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. 3. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности

Известны следующие отрасли психодиагностики: 1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания. 2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь. 3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров. 4. Судебная психолого-психиатрическая.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для каждой из перечисленных категорий
диагностического процесса характерны свои,
наиболее эффективные в каждом случае технологии
проведения, методические средства, технологии
анализа результатов.
Совершенно естественно, что при групповом обследовании
детей ограничена возможность использования
клинически ориентированных методик (которые мы
назвали методиками среднего уровня
формализации).
В свою очередь, групповая форма обследования
возможна лишь для скрининговой диагностики,
которая направлена исключительно на выделение
групп детей, обладающих теми или иными
особенностями, что позволяет говорить о данном
виде диагностического процесса как об экспертном,
дифференциально-уровневом. В то же время такой
групповой скрининг может быть как мониторинговым,
так и срезовым.Углубленная психологическая диагностика
ориентирована на выявление специфики
психического развития в широком смысле этого
слова, понимание механизмов и причин, приведших к
данному типу условно-нормативного или
отклоняющегося развития. Углубленная оценка
может проводиться только в индивидуальном
режиме обследования. В связи с ее основными
целями и направленностью для нее характерно
ограничение использования психометрических
тестов, а также невозможность «объединить» ее
углубленность и скрининговый режим.
Углубленная психологическая диагностика может
быть: Первичной (название
говорит само за себя — первая оценка
психического развития ребенка). Как правило, в
ситуации индивидуального обследования ребенка
первичной оценкой является углубленная
психологическая диагностика. Динамической — с
помощью которой отслеживается динамика
развития, эффективность обучения, динамика
развивающих и/или коррекционных мероприятий. Итоговой — оценка
состояния ребенка «на выходе», в конце
определенного этапа его обучения, цикла
развивающей или коррекционной работы.
В то же время и мониторинговая, и срезовая
(единичная) диагностика могут быть как
индивидуальными, так и групповыми, скрининговыми
или углубленными — в зависимости от
поставленных перед специалистом целей и задач.

Нейропсихологическое заключение

По итогам всестороннего нейропсихологического обследования составляется нейропсихологическое заключение. Данное заключение может включать следующие сведения:

  • анамнез (общая характеристика пациента);
  • динамику развития отдельных психологических симптомов (как дополнение к анамнезу);
  • результаты экспериментального психологического исследования высших психологических функций ребенка, которые проводились с помощью методик нейропсихологической диагностики;
  • характеристика внимания;
  • состояние и особенности гностических процессов;
  • состояние праксиса (наличие или отсутствие его нарушений), в том числе праксиса позы пальцев, праскиса пространственного, орального и динамического;
  • характеристика памяти;
  • характеристика интеллектуальной деятельности;
  • характеристика счета;
  • особенности и характеристики речевых процессов (чтения, письма);
  • характеристика эмоциональных реакций;
  • оценку полученных данных специалистом по детской нейропсихологии.;
  • характеристику синдрома и указание локализации этого синдрома;
  • итоговую оценку особенностей развития ребенка или выявленных нарушений мозговой деятельности, а также вывод о локализации поражения мозга, если оно было выявлено в процессе обследования.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: