2.2 Развитие эмоционального интеллекта у детей в игровой деятельности
В психологическом словаре игра определяется как «форма активности животного организма, основанная на условном моделировании той или иной развёрнутой деятельности» .
5 стр., 2075 слов
Нарушение эмоциональной сферы
… человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности». 2. Нарушение эмоциональной сферы Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее …
Д.Б. Эльконин отмечает, что игра представляет собой важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, она же — особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Основное содержание групповых занятий с младшими школьниками, имеющими нарушения слуха, составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционального интеллекта ребёнка и решение конкретных психологических проблем. Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий стали психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, сплочение и организационное развитие детского сообщества. На протяжении всех занятий программы психолог занимался развитием и поддержанием групповой динамики. Для осуществления этой работы использовались ритуалы приветствия и прощания (которые дают ощущения постоянства и стабильности), разминочные упражнения, игры, которые снимают напряжение, требуют взаимодействия и сотрудничества ребят, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и так далее.
Наибольший коррекционно-развивающий эффект достигается за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие. Предлагается ориентировать работу с детьми на использование сложных, многофункциональных упражнений, позволяющих решать сразу несколько задач. Структура группового занятия со школьниками по коррекции тревожности должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Остановимся подробнее на каждом из элементов встречи.
Ритуалы приветствия — прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, постоянства, что, в свою оче-редь, чрезвычайно важно для плодотворной работы по развитию эмоционального интеллекта слабослышащих младших школьников. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом
Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой группы.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность и снижает тревожность. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игровых упражнений и приемов, направленных на решение задач развития эмоционального интеллекта. Последовательность игр и упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
8 стр., 3677 слов
Развитие отечественной педагогики. Основные идеи отечественной …
… деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.) Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи … И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ Необходимо отметить, что в России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в …
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном и смысловом. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Особенности развития памяти
Образная
память у глухих детей так же,
как у слышащих, характеризуется
осмысленностью. Процесс запоминания
у них опосредуется деятельностью по анализу
воспринимаемых объектов, по соотнесению
вновь воспринятого с удержанным ранее.
В то же время специфические особенности
развития зрительного восприятия, в первую
очередь то, что глухие дети отмечают в
окружающих предметах и явлениях яркие,
контрастные признаки, часто — несущественные,
влияют на эффективность их образной памяти.
Глухие дети раньше познают в объектах
специфическое, чем особое и общее, отмечают
несущественные детали в ущерб главным,
но менее заметным.
При
непроизвольном запоминании наглядного
материала глухие дети по всем показателям
развития образной памяти отстают от
нормально слышащих сверстников. Так
в дошкольном возрасте хуже запоминают
места расположения предметов. Сами изображения
предметов глухие дети запоминают неточно,
на протяжении дошкольного возраста они
отстают от нормально слышащих сверстников
— легче смешивают образы сходных предметов,
затрудняются в переходе к соответствующим
им образам предметов. В процессе развития
разница в успешности запоминания наглядного
материала между глухими и слышащими постепенно
уменьшается.
По
характеру произвольного запоминания
глухими детьми наглядного материала
можно заключить, что в их памяти
образы предметов в меньшей степени,
чем у слышащих, организованы системно.
Глухие дети реже пользуются приемами
опосредствованного запоминания, что
отрицательно сказывается на сохранении
образов в памяти. У глухих детей сложившиеся
в опыте системы образов оказываются менее
дифференцированными, менее прочными,
менее устойчивыми к помехам со стороны
сходных образов, чем у слышащих сверстников.
В развитии
словесной памяти у детей с
нарушениями слуха наблюдаются
большие сложности, поскольку даже
в условиях специального обучения отставание
в развитии словесной речи приводит
к отставанию в развитии словесной памяти.
Особенности
развития словесной памяти глухих детей
находятся в прямой зависимости
от замедленного темпа их речевого
развития. Часто наблюдается сплав
осмысленного и механического запоминания:
то, что поняли, запоминают осмысленно,
остальное — механически. Это затрудняет
запоминание на длительный срок, поскольку
для такого запоминания необходимо глубокое
понимание текста, установление сложных
логических связей и отношений.
Направления
работы по развитию словесной памяти глухих
детей имеют своей целью формирование
осмысленного запоминания.
2.1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями слуха
Актуальность изучения эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями слуха обусловлена специфическими особенностями данной категории детей. Взаимодействие первичного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии изменяет структуру как познавательной, так и эмоциональной сферы глухих и слабослышащих детей. Центральное место при этом занимают сложности становления высших психических функций и формирования таких качеств, как произвольность, опосредованность, осознанность. Отсутствие или ограниченность слухового восприятия, а также отставание в развитии речи отрицательно сказываются на осознании своих и чужих эмоциональных состояний, и обуславливают упрощенность межличностных отношений, что даёт основания говорить об особой актуальности изучения эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха и вопросов её развития.
На развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует их от окружающих говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. У глухих детей больше, чем у слышащих, проблем, связанных с приспособлением к окружающему миру. «Это приводит к появлению у них таких личностных черт, как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, меньшее, чем у слышащих, стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость» — отмечает Т.Г. Богданова .
Детям со значительными нарушениями слуха недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир их эмоциональных переживаний, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
Таким образом, основным специфическим принципом развития эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения слуха, в отличие от слышащих школьников, является отсроченность. Развитие эмоциональной сферы глухих и слабослышащих детей тесно связано с родительским воспитанием и особенностями образовательного учреждения.
Неблагоприятными факторами, влияющими на эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха являются: нарушение словесного общения, недоступность восприятия выразительной стороны устной речи и музыки, упрощенность межличностных отношений
Факторами, благоприятно влияющими на эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха можно считать их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения. [5, с
144]
Список литературы
//URL: https://psychoexpert.ru/referat/psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-detey-s-narusheniem-sluha/
1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова ; под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 400 с.
2. Богданова Т.Г. Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушением слуха / Т.Г. Богданова, Г.А. Антонова. — М., 2008. — 347 с.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. — М.: Просвещение, 2006. — 249 с.
4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. — М.: Академия, 2004. — 230 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
6. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь /Кондаков М. — СПб.: Прайм — Еврознак, 2007. — 783 с.
7. Соловьев И. М. Психология глухих детей / И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф. — М.: Педагогика, 1971. — 446 с.
8. Суханова Т.В. Об особенностях эмоционального реагирования младших слабослышащих школьников на процесс выполнения учебного задания / Т.В. Суханова // Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / под ред. Е.Г. Речицкой. — М., 1994. — c. 197.
6 стр., 2640 слов
Восприятие у детей с нарушением слуха
… развития детей с нарушенным слухом лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, восприятием, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Ощущение и восприятие детей, …
9. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. — М.: Педагогика, 1978. — 143 с.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — 2-е издание. — М.: Владос, 1999. — 360 с.
11. Лурия А.Р. Язык и мышление / А.Р. Лурия. — М., 1979. — 240 с.
Заключение
В условиях развивающегося инклюзивного обучения особенно важно обеспечить высокий уровень психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха на каждом возрастном этапе, для чего необходимо поднять общий уровень грамотности в области коррекционной педагогики и специальной психологии у всех специалистов, имеющих дело с детьми. Полноценное развитие любого ребенка — одна из важнейших задач общества на современном этапе развития — требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели
Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов
Полноценное развитие любого ребенка — одна из важнейших задач общества на современном этапе развития — требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.
Проблемы формирования новой философии отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности находятся на пересечении различных отраслей научного знания, однако интегрирующая роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки ребенка принадлежит специальной психологии и коррекционной педагогике.
Процесс интеграции лиц, имеющих нарушения, не должен заканчиваться после завершения школьного образования, поэтому в настоящее время назрела необходимость психолого — педагогической помощи и поддержки в период начала самостоятельной жизни.
Изучение теоретических положений об особенностях детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является основой успешной профессиональной деятельности педагогов в психолого — педагогическом сопровождении.