Игровая терапия
Филиппова Е.В.
Игра — это, несомненно, наиболее распространенный метод, который используется в психотерапевтической работе с детьми, независимо от школ и направлений. Статья содержит необходимые сведения, позволяющие отечественным специалистам, использующим игру в традиционных для отечественной дефектологии формах коррекционной помощи разным категориям детей с нарушениями психического развития сопоставить их с наиболее значимыми подходами к игровой терапии, сложившихся в других традициях – психоаналитической, гуманистической, поведенческой.
Читать
Ключевые слова
Игровая терапия
игровая психотерапия детский психоанализ игра символическая деятельность поведенческая терапия психодрама диагностика в игровой терапии
Развитие и воспитание особых детей
Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.
Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.
Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.
Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. «С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком», — Выготский.
Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.
Игра ребенка в пространстве культуры, впадающей в детство. Взгляд специального психолога
Никольская О.С.
Особенности изменений, происходящих в игре современного ребенка, рассматриваются с позиции психолога, занимающегося расстройствами аутистического спектра. В особенностях игры современных детей выделяются черты сходства с игрой при аутизме. Показывается, что они проявляются в условиях заданных культурой детства формирующейся на современном этапе развития культуры «постмодерна». Выделяются признаки ее старения, проявляющиеся в нарастающем дисбалансе в системе культурных ценностей, отрицательно отражающиеся на условиях психического развития. Высказывается мнение о необходимости смещения акцента от прямого контакта ребенка с предметами культуры к его опосредованию взаимодействием с другими людьми, что может реализоваться, в частности и в игре.
Читать
Об авторе
Лев Семёнович родился в городе Орше, в семье преуспевающего финансиста. Вскоре после его рождения семья переехала в Гомель, где отец Выготского открыл первую публичную библиотеку. Лев получил отличное образование: до 6-го класса воспитывался на семейном обучении, затем поступил в мужскую гимназию, где изучал древние и иностранные языки с частными учителями. Поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевёлся на юридический. Через пару лет бросил и его, а позже стал учиться на историко-философском факультете Московского университета имени Шанявского.
После Выготский вернулся в Гомель. Он стал преподавать литературу в школах и на различных курсах, давал частные уроки, публиковал критические и литературоведческие статьи. Устроившись преподавателем филологии в педагогический техникум, он по собственной инициативе открыл там психологический кабинет для консультаций. Там начались его психолого-педагогические исследования.
Молодого учёного заметили и в 1924 году пригласили работать в новый Московский экспериментальный институт психологии. Вернувшись в Москву, Выготский познакомился с будущим основоположником нейропсихологии Александром Лурией, филологами Виктором Шкловским и Романом Якобсоном, поэтом Осипом Мандельштамом и режиссёром Сергеем Эйзенштейном. Вокруг Выготского и Лурии быстро сформировался круг единомышленников — молодых психологов, педагогов, неврологов и физиологов. Позже их назовут культурно-исторической школой, которая определит развитие всей советской психологии.
Будучи разносторонне развитым человеком, Выготский в равной степени интересовался физиологией, психологией и культурой. Например, в его литературоведческих работах художественные произведения рассматриваются как живые существа со своей анатомией и особенностями развития. Ко всем областям науки Выготский подходил комплексно, поэтому его можно назвать исследователем жизни в целом.
В середине 1920-х годов Лев Семёнович заинтересовался коррекционной педагогикой — фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать. С 1929 года и до смерти Выготский работал научным руководителем психологической лаборатории в Экспериментальном дефектологическом институте. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.
Лев Выготский умер в возрасте 37 лет от туберкулёза, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии. О них мы и расскажем.
<<Форма демодоступа>>
Развивающее обучение
Выготский впервые в российской психологии начал изучать соотношение обучения и развития человека. Под термином «развитие» он понимал постепенные изменения в физиологии, поведении и мышлении ребенка. Они происходят со временем под воздействием окружающей среды и естественных процессов в организме.
Изменения происходят в нескольких областях:
- Физической — изменения в строении мозга, внутренних органов, двигательных и сенсорных навыков.
- Когнитивной — в психических процессах, умственных способностях, воображении, речи, памяти.
- Психосоциальной — в поведении личности и эмоциях.
Эти области развиваются одновременно и связаны между собой. Появляется необходимость в составлении примерного графика появления конкретных форм поведения у детей. Лев Семенович Выготский разрабатывал учение о возрасте как центральной проблемы и теоретической психологии. А также педагогической практики.
В последующие годы советскими учеными В. Давыдовым, П. Гальпериным, М. Еникеевым и другими на основе теорий Л. С. Выготского о психологии развития ребенка была разработана концепция развивающего обучения. То есть труды ученого были продолжены его последователями.
Эстетическая искусствоведческая концепция
Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией
Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни
Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.
Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.
По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.
По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.
Что такое игра
Кравцова Е.Е.
В главе из книги («Разбуди в ребенке волшебника») рассматриваются две фундаментальные проблемы психологии игры – проблема критерия игры и проблема взаимосвязи игры и обучения.
Основываясь на взглядах Л.С. Выготского, о том, что критерием игры является мнимая ситуация, автор показывает роль воображения в становлении и развитии игры. Именно воображение обеспечивает расхождение смыслового и реального поля и превращает ребенка в волшебника.
Воображение помогает понять специфику игры, условия, необходимые для ее реализации, позволяет сочетать игру и обучение, обеспечивает формирование психологической готовности к школьному обучению.
Читать
Игра и уровни ее развития по Д. Б. Эльконину
Замечание 3
Игру и игровые действия, Д. Б. Эльконин рассматривал в качестве фундамента психического становления личности.
В основу игры, по его мнению, положена роль, а также игровые действия, ею определяемые. Между ролью игры и игровыми действиями ребенка прослеживается тесная функциональная связь, а также наблюдается некоторое противоречивое единство. Краткость игровых действий свидетельствует о глубоком смысле ее содержания. Если игровые действия носят конкретный характер и являются достаточно обширными, то сразу становится очевидным и четко представленным предметное содержание игры.
Содержание любой игры составляют действия взрослого. Ребенок воссоздает в воображаемом мире действия взрослых, их особенности, взаимоотношения между ними и между взрослыми и ребенком. Социальные условия жизнедеятельности ребенка определяют ситуации и роли, которые ребенок реализует в игровом действии. Ребенок стремится к воспроизведению той стороны действительности, о которой он имеет представление, в которой он проживает и пережил какие-то события.
На основании данных положений, Д. Б. Эльконин выделил четыре основных уровня развития игры ребенка дошкольного возраста:
- На первом уровне содержание игры связано с действия ребенка с конкретными предметами. Они определяют роли участников игры. Игровые действия носят однообразный и повторяющийся характер. Они не имеют обязательной логической последовательности и не обязательно соответствуют реальным событиям.
- На втором уровне содержание игры связано также с действия с предметами. При этом, игровое действие должно обязательно соответствовать реальному действию. Дети берут на себя игровые роли, называют их и распределяют функции по ролям. Действия игры имеют конкретное логическое обоснование и последовательность – они соответствуют их последовательности, происходящей в реальной жизни. При этом, последовательность действий игры должна быть соблюдена, но ее нарушение не опротестовывается.
- На третьем уровне содержание игры и ее развитие выступают игровые роли, которые определяют характер игровых действий и отношение к другим участникам игры. Роли определяют действия детей и являются четко обозначенными. Действия игры становятся более разнообразными, приобретают специфическую направленность. Они имеют строгую логическую последовательность, которую нельзя нарушать. Это отражается в установлении определенного правила игры, которому нужно подчиняться.
- На четвертом уровне дети выполняют действия и строят взаимодействия с другими участниками игры. В игре выбирается одна роль и выстраивается одна линия поведения, которая действует на протяжении всей игры. Действия игры являются многообразными и логически обоснованными. Их нельзя нарушать из-за правил игры, которые имеют определенное смысловое назначение.
Замечание 4
Уровни развития игры отражают уровни возрастного развития ребенка и этапы его психического становления.
Список использованной литературы
1) Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000.
2) Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.
3) Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2000.
4) Зеньковский В.В. Психология детства. Серия «Философско-психологическая библиотека», ред. Проф. В.В. Рубцов, сост. А.Д. Червякова. М.: ИЦ «Академия», 1995.
5) Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.
6) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: «Педагогика», 1989.
7) Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001.
Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.74-78.
9) Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
10) Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.74-78.
11) Черная А.В Развитие личности в традициях игровой культуры. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2011.
12) Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978.
Размещено на
Влияние общения на воспитание ребенка
Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении
Очень важно поощрять речевое общение ребенка
Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.
С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.
Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.
Взаимодействие матери и слепого младенца: удовольствие от совместной игры
Разенкова Ю.А.
,
Кудрина Т.П.
В статье характеризуются трудности развития общения матери и слепого младенца, связанные как с сужением сенсорной основы восприятия ребенка, так и с переживаниями его мамы. Показывается, что дающие общее удовольствие эмоционально насыщенные телесные игры позволяют матери получить опыт успешности во взаимодействии с ребенком, а ребенку выделить близкого как партнера по взаимодействию. Прослеживается, как в игровом взаимодействии повышается психическая активность слепого младенца, складываются его аффективно-личностные связи с матерью, развивается первая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение.
Читать
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Игра и уровни ее развития по Д. Б. Эльконину
Игру и игровые действия, Д. Б. Эльконин рассматривал в качестве фундамента психического становления личности.
В основу игры, по его мнению, положена роль, а также игровые действия, ею определяемые. Между ролью игры и игровыми действиями ребенка прослеживается тесная функциональная связь, а также наблюдается некоторое противоречивое единство. Краткость игровых действий свидетельствует о глубоком смысле ее содержания. Если игровые действия носят конкретный характер и являются достаточно обширными, то сразу становится очевидным и четко представленным предметное содержание игры.
Содержание любой игры составляют действия взрослого. Ребенок воссоздает в воображаемом мире действия взрослых, их особенности, взаимоотношения между ними и между взрослыми и ребенком. Социальные условия жизнедеятельности ребенка определяют ситуации и роли, которые ребенок реализует в игровом действии. Ребенок стремится к воспроизведению той стороны действительности, о которой он имеет представление, в которой он проживает и пережил какие-то события.
На основании данных положений, Д. Б. Эльконин выделил четыре основных уровня развития игры ребенка дошкольного возраста:
Уровни развития игры отражают уровни возрастного развития ребенка и этапы его психического становления.
Распространение и популярность идей Выготского
После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.
Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.
Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.
Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.
Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.
Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.
В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.
Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.
По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.
Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.
Единая трудовая школа
Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.
Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.
На базе школы проверялась педологическая теория:
- работали кабинеты психологической и педологической диагностики;
- осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль;
- создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.
Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.
Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.
Принципы воспитания детей по Выготскому
Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.
Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.
Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.
Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:
- ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
- воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
- среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.
Основные направления исследований Выготского
Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:
- сравнение взрослых и детей;
- сравнение современного человека и древнего;
- сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.
Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.
Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.
Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.
Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны.
Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.
Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.
Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.
Заслуги Выготского в педологии
В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.
Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.
Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.
Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.
Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь) взрослых и детей формируется основа психики ребенка.
Выготский сформулировал основной закон культурного развития:
В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).
Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.
Л. С. Выготский о значении игры в психическом развитии ребенка
Игру и ее сущность, Л. С. Выготский определял, как деятельность, ориентированную на исполнение желаний и потребностей ребенка, только не в единичном аспекте, а в качестве обобщенных эффектов.
Ранний и дошкольный возраст является важным этапом развития ребенка во всех его направлениях. Игровая деятельность в этот период становится приоритетным направлением, причем не только деятельности, но и физического, нравственного, психического, эмоционального, духовного развития личности. Это обусловлено тем, что в силу специфики возрастного этапа развития ребенка, в этот период у него появляются новые потребности и желания, которые невозможно реализовать в реальной жизни. Их реализация происходит в игровом действии. При этом, сам ребенок не осознает, что же побуждает его к игре.
Игра значительно отличается от иных направлений деятельности ребенка. Игра базируется на создании мнимой ситуации. Она строится на конкретных правилах поведения, которые ребенок избирает сам, выбрав конкретную игровую роль.
Игровая деятельность хороша тем, что она позволяет перенести опыт своей жизни, наблюдаемые действия взрослых, пережитые страхи реального мира в воображаемый. Причем, воображение позволяет расширить границы реалий своей жизни, наполнить их новыми красками и новым содержанием. При этом, ребенок никогда не разделяет реальность от воображения. В игре он не желает выполнять действия, которые противоречат реальности. Например, ребенок знает, каким прибором врач слушает сердце и не желает применять для этого какой-либо другой прибор (молоток, ложку).
По мнению, Л.С. Выготского, принятие воображаемой роли создает зону ближайшего развития ребенка. Он утверждал, что игра это:
Готовые работы на аналогичную тему
Дошкольный этап развития ребенка заканчивается отделением воображения от деятельности, служащей фундаментом его формирования. Оно наполняется творческими компонентами, которые способствуют дальнейшему принятию себя и адаптации к социальной действительности.
Л. С. Выготский утверждал, что игра является важным методов, фактором личностного развития ребенка на любом этапе его возрастного становления.
Заключение
Первые психологические исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста представлены в рамках биологизаторского подхода и рассматривали детскую игру как упражнение инстинктов с целью наибольшей приспособляемости к условиям функционирования (К. Гроос, В. Штерн), как форму удовлетворения глубинных влечений (Ф. Бонтендайк), как способ обеспечивающий адаптацию ребенка к социальному миру и обуславливает серьезные качественные изменения в социальном развитии ребенка (Э. Эриксон, Ж. Пиаже).
Более поздние исследования в рамках социологизаторского подхода рассматривали игру как особый вид деятельности, помогающий ребенку выразить отношение к окружающей действительности (С.Л. Рубинштейн), формировать и проявлять собственные психические процессы (Д.Б. Эльконин).
Современные исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста рассматривают ее значимую роль в развитии его личности.