Организация помощи детям с рас и их родителям на ранней стадии

Расстройства аутистического спектра (рас) – «на своей волне»

Патологическая тревожность

В патологической тревожности напрочь отсутствуют и мера, и логика. Именно поэтому родители требуют от взрослых детей постоянных и подробных отчетов и могут заявиться к ним домой без предупреждения. А если что-то вдруг выходит из-под их контроля, они приходят в шок и ужас.

Тревожные расстройства лидируют в топе самых распространенных психических нарушений в мире, и особенно часто они диагностируются у женщин старшего возраста. Диагностируются, но не всегда лечатся. В итоге человек всю жизнь буквально тонет в собственных страхах и переживаниях.  И да, он не делает это вам назло, его тревога может быть так сильна, что справиться с ней он просто не в силах.

В такой ситуации прекрасно помогут антидепрессанты или нейролептики. Рецепт на такие лекарства может выписать даже невролог, поэтому вам не придется пугать родителей страшным словом «психиатр». Если же возможность лечения напрочь отрицается, вам остается лишь грамотно выстроить свое общение с родителями и принять ситуацию.

Отличный совет в такой ситуации – «меньше знает, крепче спит», поэтому дозируйте информацию для родителей и пресекайте практику ежедневных отчетов. Рассказывайте поменьше подробностей из своей жизни и не слишком концентрируйтесь на бесконечных советах и предупреждениях.

Просто примите, что вам достались такие родители. Да, с ними не всегда можно поделиться трудностями или обратиться за помощью в сложной ситуации. Как есть.

Способы лечения аутизма и его прогнозы

Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:

  1. Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
  2. Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
  3. Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
  4. Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.

Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.

Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.

Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:

  • PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
  • Денверская модель раннего вмешательства;
  • альтернативная коммуникация.

Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.

К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:

  • остеопатия;
  • иглоукалывание;
  • арт-терапия;
  • занятия с животными;
  • метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
  • микрополяризация головного мозга;
  • методика биологической обратной связи;
  • мозжечковая стимуляция;
  • гипербарическая оксигенация;
  • прием витаминов и БАДов;
  • безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
  • хелирование и т.д.

Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.

В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами

Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения

Лекарственная терапия аутизма

При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.

Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность)

Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.

Прогноз заболевания

Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.

Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.

Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)

 Первые признаки расстройств настроения могут проявляться у детей в возрасте 5-6 лет, но чаще всего данный вид нарушений психики встречается у подростков. Это связано с особенностями протекания полового созревания и социальной адаптации в этот период жизни. Существует два вида расстройств настроения:

  • депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
  • биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.

Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.

Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.

Сопутствующие расстройства

Нарушения поведения, которые могут проявляться в аутоагрессии – самоповреждении: ребенок может себя бить, кусать, а также проявлять агрессию к другим.Интеллектуальные нарушения. Довольно часто РАС сопутствуют нарушения интеллекта различного уровня, однако встречается и аутизм, который провялятся только сенсорными нарушениями и «социальной слепотой»: детям с РАС сложно понимать эмоции других людей, поэтому их поведение может казаться странным или бестактным. При этом у них не наблюдается нарушения интеллекта. Эти люди адаптированы в социуме, имеют работу, заводят семьи, но все равно выделяются своеобразным поведением.СДВГ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) — может проявляться в неусидчивости, импульсивности, трудностях при усвоении учебного материала. Также может проявляться в эмоциональной неустойчивости.ОИРПП (ARFID) или расстройство избирательного питания — часто встречается у детей с аутизмом. Ребенок с РАС может имеет скудный и однообразный рацион, отказывается пробовать новые продукты. Ему может быть неприятен цвет, запах, консистенция различных блюд и т.п.Также у детей с РАС встречаются тревожные расстройства, шизофрения, биполярное аффективные расстройства, неврологические нарушения, нарушения работы ЖКТ и тп.При отсутствии лечения сопутствующих состояний, они могут привести к резкому ухудшению поведенческих проблем. Однако из-за схожих симптомов их диагностика при РАС может быть затруднена. Своевременная обращение к специалисту, который подберет необходимую терапию, может значительно улучшить качество жизни.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия)

Различные нарушения пищевого поведения стали очень распространены в последнее время. Чаще всего данными видами расстройств страдают девочки-подростки, девушки и молодые женщины. Опасность данных патологий заключается в том, что любые нарушения питания приводят к возникновению серьезных проблем с физическим здоровьем, вплоть до летального исхода.

Нервная анорексия развивается у детей, имеющих искаженное восприятие  собственного тела. К развитию подобных психических отклонений может привести эмоциональное насилие над ребенком в раннем возрасте, Булимия характеризуется приступами компульсивного переедания, которые сменяются периодами сожаления. Больной пытается искусственно вызвать рвоту, чтобы избавиться от съеденного.

Нервная булимия  и анорексия чаще всего развивается в подростковом  возрасте. Это связано с тем, что в этом возрасте часто возникают переживания по поводу внешнего вида и лишнего веса. В основе лечения пищевых расстройств лежит психотерапия, направленная на изменение восприятия больным собственного тела и поднятие самооценки.

Когда обращаться к психиатру?

Когда ребенку исполняется 2 года, подключаться к диагностике и профилактическим осмотрам должен и детский психиатр: он может выявить группу риска возникновения или наличия нарушений психического развития. От правильного диагноза зависят все последующие шаги: медикаментозная терапия, мероприятия по абилитации — психолого-педагогическая помощь, условия обучения и возможности социализации. 

В Петербурге родители детей с аутизмом часто сталкиваются с барьерами для постановки диагноза РАС психиатрами:

«Ближе к трём годам уже пошли к психиатру, нас записали на Чапыгина , мы попали туда, и везде я задавала один и тот же вопрос: “Это аутизм?”. “Нее. Это умственная отсталость”, — наконец-то прозвучало от очень уважаемого психиатра. Как он мне сказал: “Это, конечно, драма, но это не трагедия. И ничего — справитесь”» (мама мальчика с РАС).

Если в случае с педиатрами проблема заключается в дефиците знания, то у психиатров и неврологов — это зачастую нежелание ставить диагноз и даже отрицание диагноза аутизм. И родители, и специалисты в интервью называли это единогласно — «ленинградская школа психиатрии». О том, что это значит нам рассказал врач-психиатр, эксперт фонда «Антон тут рядом» Иван Мартынихин: 

«В Ленинграде во второй половине XX века существовали “научные школы”, занимавшиеся клинической типологией “олигофрений” у детей (С. С. Мнухин, Д. Н. Исаев и их ученики), органическими заболеваниями головного мозга (П. Г. Сметанников)

Наследием этих школ стало большее внимание врачей в отношении умственного развития ребенка, при игнорировании особенностей его социальной коммуникации — как раз и затрудняющей формирование высших психических функций при аутизме, — а также стремление объяснить любые отставания в развитии “органическими” причинами. Руководство ЦВЛ “Детская психиатрия” им

С. С. Мнухина (учреждение включает в себя диспансерные отделения во всех районах города с участковыми детскими психиатрами), учебных и научных отделений детской психиатрии придерживается устаревших взглядов на детский аутизм: с узкими диагностическими критериями, в т. ч. с противопоставлением аутизма и умственной отсталости. В силу клинических традиций транслирует эти взгляды своим подчиненным. Клинические традиции подразумевают, что в споре о правильности того или иного суждения о пациенте прав тот, кто имеет больший клинический опыт (т. е. старший по возрасту или должности), а не тот — как принято в доказательной медицине, — кто обосновывает свои суждения наиболее качественными с точки зрения методологии научными доказательствами».

Кроме того, в Петербурге существует миф о «монополии» на постановку диагноза у ЦВЛ им. Мнухина. Многие родители сталкивались с тем, что только в ЦВЛ им. Мнухина могут выдать ту самую «достоверную» справку от детского психиатра для прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) перед детским садом или школой. О подобном неправомерном требовании со стороны некоторых комиссий нам рассказывали родители. 

Одновременно с этим в других ТПМПК эту информацию опровергали: родители имеют право приносить заключение от психиатра, у которого они наблюдаются, а психиатр может работать в любой лицензированной медицинской организации. Разъяснение, полученное руководителями комиссий в 2019 году от «Центра диагностики и консультирования», это подтверждает. 

Если в ЦВЛ им. Мнухина или в ПНД по месту жительства вам отказываются ставить аутизм, но вы или другие эксперты полагают именно его, то можно требовать переквалификации диагноза. Сделать это можно в административном и в судебном порядке. Подробнее об этом может рассказать наш юрист.

Нередко родители отказываются обращаться в ЦВЛ им. Мнухина из-за предубеждений и ищут специалиста в других клиниках или даже городах

Важно знать: вы имеете право выбрать любого подходящего специалиста, которому можете доверять. Но в государственной клинике вы также можете требовать необходимого осмотра и постановки диагноза

За консультацией о ваших правах и возможностях вы можете обратиться к юристу. 

Здесь вы найдете список дружественных специалистов фонда «Антон тут рядом» и их интервью. 

Алгоритмы для регионов

Сейчас РОО помощи детям с РАС «Контакт» разрабатывает карту, на которой будут отражены общие алгоритмы, как получить помощь для ребенка с аутизмом в конкретном регионе, городе или районе (если речь идет о крупном городе). Регионы в этом плане могут довольно сильно различаться.

Например, родителям часто не хватает информации о том, где можно пройти базовый скрининг и понять, есть повод для беспокойства, или нет. Они не знают, в какое учреждение обратиться в первую очередь, и какие специалисты должны работать с имеющимися дефицитами.

В апреле 2018-го мы надеемся запустить эту карту. Она будет устроена по принципу викимапии (Wikimapia, бесплатная многопользовательская интерактивная карта), куда могут добавлять объекты сами пользователи.

Помимо прочего, карта поможет родителям объединяться и организовывать ресурсные или коррекционные классы. Даже директора больших образовательных комплексов не всегда знают, какие дети живут на их территории, и можно ли сформировать коррекционный класс.

Лечение психических расстройств: важность родительской активности

Родители играют важную роль в лечении психических расстройств у своих детей. Родительская активность может существенно повлиять на прогноз заболевания и улучшить результаты терапии.

Одной из основных форм родительской активности является участие в лечении и поддержка ребенка во время процесса психотерапии. Исследования показывают, что активное участие родителей в лечении значительно улучшает эффективность терапии и помогает ребенку более полно восстановиться.

Преимущества родительской активности в лечении психических расстройств:
1. Повышение соблюдения лечебных рекомендаций. Родители, которые активно участвуют в процессе лечения, чаще следуют предписаниям врачей и помогают ребенку правильно принимать лекарства.
2. Снижение уровня стресса. Психические расстройства могут быть источником стресса для всей семьи. Родительская поддержка и включенность в лечение помогают снизить стресс и улучшить общее самочувствие всех членов семьи.
3. Укрепление связи между родителем и ребенком. Интенсивное взаимодействие во время лечения способствует близости и пониманию между родителем и ребенком. Это может помочь создать основу для дальнейшей эффективной коммуникации и поддержки.
4. Повышение самосознания и самооценки ребенка. Родительская активность может помочь ребенку осознать и принять свое состояние, а также повысить его уверенность в себе.

Важно отметить, что родительская активность должна быть сбалансированной. Родители также должны заботиться о себе и своем эмоциональном благополучии

Это позволит им быть наилучшей поддержкой для своего ребенка и эффективно справляться с вызовами, связанными с лечением психических расстройств.

Литература:

  1. Беляева И. А., Бомбардирова Е. П., Токовая Е. И., Харитонова Н. А., Лазуренко С. Б., Турти Т. В., Илларионова М. С. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы // Вопросы современной педиатрии. – 2017. – № 16 (5). – С. 383–391.
  2. Бомбардирова Е. П., Яцык Г. В., Степанов А. А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. – 2005. – 2. – С.67–69.
  3. Петрухин А. С., Пылаева О. А. Актуальные проблемы детской неврологии // Лечебное дело. – 2005. – № 2. – С. 3–11.

Рецензент: врач-рефлексотерапевт Курусь А. Н.

Обучение специалистов по работе с детьми с аутизмом (РАС)

Итак, что же важно знать специалисту и какое обучение важно пройти по работе с детьми с аутизмом?

Во первых, специалисту важно знать диагностические критерии РАС и нюансы постановки диагноза.
Во вторых, важно научится проводить оценку развития ребенка и понимать его функциональный уровень.
В третьих, надо научиться ставить верные цели и задачи индивидуальной программы ранней помощи.
В четвертых, надо научиться реализовывать индивидуальную программу ранней помощи в игровом подходе .
Ну и в пятых, важно научится приемам и способом сопровождения родителей.

Все эти знания вы можете получить на нашем курсе по практике применения программ ранней помощи для детей с РАС и их семей на основе Денверской модели раннего вмешательства. Авторы курса – Самарина Лариса и Ермолаева Евгения – сертифицированные специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства. Данный тренинг поможет детально ознакомиться с использованием Денверской модели раннего вмешательства, а также отработать на практике стратегическое применение Денверской модели в клинической практике специалиста.

Получить психологическую помощь для всей семьи

Мало кто может справиться с такой ситуацией самостоятельно. Если честно сказать, то никто. Лучше, если проживание всех стадий горя происходит при поддержке специалистов, которые понимают, о чем идет речь.

Я по себе знаю, насколько это эффективно, хотя у меня и в мыслях не было заниматься собой в тот момент, когда ребенку поставили диагноз: к психологу я пришла, пытаясь разобраться, как мне взаимодействовать с собственным сыном.

Помощь психологов может быть бесплатной, может быть групповой, индивидуальной, очной или по скайпу.

Бесплатная групповая и индивидуальная работа ведется разными некоммерческими организациями. Есть такая и в «Контакте». Москвичам полезно также знать телефон 8(499)177-34-94 (с мобильных – 8-495-051) и сайт  ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента труда и социальной защиты населения. Помощь может быть оказана как экстренная, так и плановая.

Навредить самому себе

Проблема в том, что грань между нормальным и ненормальным поведением родителей зачастую не могут провести даже специалисты. Есть очень много вариантов, лежащих в плоскости между нормой и патологией, а есть еще и пограничные расстройства – состояние между здоровьем и болезнью.

Просто пример: каждая мама переживает за своего ребенка. Если тревожность в пределах нормы, она заклеит в квартире острые углы, чтобы кроха не поранился. Если тревога чрезмерна, она будет запрещать подросшему чаду кататься на велосипеде, чтобы он не упал. Если тревога становится патологической, мать по 100 раз в день звонит взрослому ребенку и раздает инструкции по безопасному поведению в самых разных ситуациях. Когда это происходит регулярно, речь вполне может идти о тревожном расстройстве. Эту патологию можно заподозрить по некоторым признакам.

  • Тотальность. Расстройство затрагивает абсолютно все сферы и сопровождает человека всю жизнь. Чаще всего, тревожность зарождается в возрасте 20-30 лет и дальше только прогрессирует, в особенной группе риска женщины старше 50 лет, поскольку на фоне гормональной перестройки их тревожность может серьезно усугубиться и даже перейти в депрессию.
  • Вред самому себе. Больше всего такой человек вредит самому себе. Годами изо дня в день он переживает весь спектр негативных эмоций и постоянно живет с ощущением страха и подавленности. Вся жизнь для таких людей – одна сплошная проблема.
  • Отсутствие критичного отношения. Нездоровый человек не в силах критично относиться к своему поведению. Он искренне не понимает, почему вы так злитесь и обижаетесь, и не видит в своем поведении абсолютно ничего плохого или страшного.
  • Невозможность излечения. Даже если человек захочет, он не сможет подавить свое расстройство самостоятельно. Возможно, с годами он научится «маскировать» свои странности, но это не значит, что он избавится от них совсем.

Зачем вообще копаться в психологических проблемах своих родителей? Понимание проблемы – это самый верный путь к ее решению. Немало случаев, когда постоянные домашние скандалы как по волшебству заканчивались после курса правильно подобранных таблеток. Тревожность, агрессия, бессонница, раздражительность – от всех этих симптомов вполне реально избавиться.

Но даже если родители напрочь отрицают проблему и отказываются обращаться за помощью, в ваших силах изменить отношению к их поведению. Самая правильная стратегия здесь  не прощать, а принять. Просто смириться со «странностями» мамы и папы и научиться с этим жить. Вероятность того, что родитель внезапно изменится, очень невысока, поэтому просто выстраивайте ваше общение, чтобы было комфортно, при необходимости установите дистанцию.

Как вести себя с родителями?

Но что же делать, как себя вести с больным родителем, чтобы и отношения наладить, и дать затянуться сердечным ранам, помочь, в первую очередь, себе самому?

Прежде всего, необходимо принять человека таким, каким он есть, и ситуацию в целом. Значит, для чего-то это нужно. Может, для вашего собственного внутреннего роста, а может для того, чтобы уберечь вас от чего-то более страшного. Мы не может выбирать своих родителей, а потому какой смысл во всевозможных «если».

Вашим родителям нужна ваша помощь, поддержка, общение, не отказывайте им в этом. Конечно, если общение порождает конфликты, постарайтесь избегать их, обходить болезненные темы. Легко не будет, это вы должны понимать. Но кто, как ни вы поможет вашим родителям?

И самое важное, что вы можете сделать, как для своих родителей, так и для себя — наладить свою собственную жизнь. Не ищите виновников ваших неудач, причин для своего бездействия

Что бы ни случилось в прошлом, это уже не изменить. Но вы можете преобразить свою жизнь, дать себе и своим детям то, чего не получили сами. Пусть это послужит вам уроком и вы станете самыми лучшими родителями на свете.

Депрессия

Вторая по распространенности психическая проблема – депрессивные расстройства

Здесь очень важно различать хроническую и реактивную депрессию, поскольку они требуют разных подходов. В последнем случае человек со временем вернется к норме, а в первом будет всегда видеть мир в сером цвете

Депрессивные родители мрачные и унылые, но это не самый большой их недостаток. Гораздо страшнее, что они холодны и отстраненны и это очень тяжело для ребенка. Их пессимистичный взгляд на вещи распространяется на все вокруг, и они очень часто говорят о болезнях и смерти.

Есть здесь и еще один нюанс – если родители превращаются в несчастных и больных только тогда,  когда вы отказываетесь приехать или оказать какую-то помощь, вероятно, это манипуляции.

Людей с депрессией очень сложно мотивировать на лечение, одни предпочитают жить, как есть. Другие ищут спасение в алкоголе. Часто депрессия находит и физические проявления, когда «тут болит, а там колет».

Помочь в такой ситуации могут антидепрессанты и стойкая моральная поддержка. Именно так, а не наоборот, одной любовью и заботой человека с депрессией не вылечить. Чтобы помочь себе, дозируйте общение. Поставьте грань и поймите, что вы делаете это для себя и своего благополучия в первую очередь.

Оформите статус ребенка с ОВЗ в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)

Фото с сайта lubopyshka.ru

Этим можно заниматься одновременно с получением инвалидности. И в том, и в другом случае обследования нужны практически одинаковые.

Единственное что, в БМСЭ нужно предоставлять больше сведений. Для получения статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» достаточно основного диагноза и оценки уровня интеллектуальных нарушений

Но если имеются какие-то другие нарушения, их тоже важно указать в справке врачебной комиссии (в Москве эта форма справки имеет номер 297)

В ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации), которую выдает БМСЭ, просто указывают, что ребенок нуждается в создании специальных образовательных условий, и все. Поэтому ведущим документом для детского сада и школы будет заключение ПМПК. В нем эти условия должны быть прописаны подробно.

В Москве заключения ПМПК бывают достаточно полные, в других регионах — по-разному. Но одно дело — сказать, какие условия ребенку должны предоставить, а другое – это исполнить.

«Выталкивание» наших детей на надомное обучение, неточная диагностика уровня интеллектуального развития, когда ребенку автоматом ставят диагноз «умственная отсталость», — это общеизвестные проблемы. Даже в благополучной на фоне остальных регионов Москве, в районе Митино был прецедент, когда в образовательном комплексе всем мамам детей с ОВЗ, выпускников подготовительной группы детского сада, заявили: ищите место в другой школе, коррекционной, у нас для вас ресурсов нет.

Психиатр — это кто?

Детский психиатр — это доктор, который работает с психическими расстройствами. Он получил высшее образование по направлению «лечебное дело» или «педиатрия», а потом закончил интернатуру или ординатуру по психиатрии. Его квалификация дает право диагностировать расстройства и назначать лечение. В том числе медикаментозное. 

Психиатра часто путают с психологом, но это разные специальности. Детский психолог тоже работает в сфере психического здоровья. Только он не врач, поэтому не ставит диагнозы и не лечит расстройства. Обычно к нему приходят дети, чье самочувствие беспокоит родителей, но является разновидностью нормы. Психолог, например, помогает справиться с утратой близкого человека, стрессом, низкой мотивацией к учебе. Если же психолог заподозрит у ребенка патологию, его задача — направить клиента к психиатру. 

Депрессивные родители

Депрессивные расстройства — тоже очень частое явление и среди молодых и внешне благополучных, и среди старых и больных. Конечно, трудные жизненные условия, тяжелые заболевания (например, онкология), потеря любимых людей увеличивают вероятность их развития.

Важно различать хроническую депрессию (депрессивное расстройство) и вызванную определенными грустными событиями (реактивную депрессию). Во втором случае человек со временем придет в норму, а в первом эпизоды тоски и хандры будут сопровождать его на протяжении всей жизни

Депрессивные часто говорят о болезнях и скорой смерти, даже если человеку всего 40, у них может быть специфический «кладбищенский» юмор.

От «обычной хандры» депрессия отличается тем, что человек находится в ней длительное время (месяцы, иногда даже годы), и пессимистичный взгляд распространяется на всё вокруг.

Люди в депрессии не могут поверить в перемены к лучшему, из-за чего их бывает очень трудно мотивировать лечиться. Некоторые глушат депрессию алкоголем, что особенно типично для мужчин. Депрессия очень часто сопровождается тревожностью. Кроме того, она может проявляться на уровне физических ощущений: необъяснимые боли в сердце, в животе, ощущение слабости, тяжести.

Как помочь депрессивным родителям. Во многих случаях антидепрессанты способны творить чудеса: вечный «нытик» превращается во вполне бодрого человека, у которого внезапно появляются интересы и планы на будущее. Кроме некоторого количества таблеток, депрессивным требуется море поддержки — и моральной, и в практических делах.

Психиатрия в семье: ключевая роль родителей

Психические проблемы у детей могут быть различными и требуют квалифицированного вмешательства. Однако родители могут помочь снизить риск развития психических проблем или помочь своему ребенку лучше справиться с уже имеющимися проблемами. Родители должны быть информированы о правильных стратегиях и подходах в обращении с такими проблемами и быть готовыми к работе с медицинскими специалистами.

Роль родителей
Образование
Родители должны быть осведомлены о различных психических расстройствах, их симптомах и методах лечения. Они должны обратиться к квалифицированным специалистам для получения информации и консультаций о состоянии своего ребенка.
Создание поддерживающей среды
Родители должны создать домашнюю среду, где ребенок может чувствовать себя безопасно и защищенно. Это может включать в себя установление строгих режимов, регулярные занятия, обеспечение адекватного питания и сна, а также предоставление эмоциональной поддержки.
Сотрудничество с медицинскими специалистами
Родители должны активно сотрудничать с медицинскими специалистами, такими как психиатры и психологи, чтобы обеспечить своему ребенку необходимое лечение и поддержку. Они должны следовать советам и назначениям специалистов и регулярно обновлять информацию о состоянии своего ребенка.

В целом, родители играют ключевую роль в психиатрии семьи

Их внимание, забота и поддержка могут значительно повлиять на прогноз и качество жизни детей с психическими проблемами. Поэтому необходимо активно вовлекаться в процесс лечения и обеспечивать оптимальные условия для ребенка в семье

Психотерапия: эффективный инструмент поддержки

Психотерапия позволяет родителям обрести понимание и справиться с собственными эмоциями, а также научиться лучше понимать и поддерживать своего ребенка. Это может быть особенно полезно в случаях, когда дети страдают от таких расстройств, как депрессия, тревожные расстройства, аутизм или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Во время сеансов психотерапии родители могут разделить свои опасения, страхи и сомнения с квалифицированным специалистом, который поможет им развить новые навыки и стратегии для решения проблем. Психотерапия также помогает родителям развить эмоциональное самосознание и улучшить свою способность к эмпатии и пониманию.

Психотерапия может быть проведена как индивидуально для родителей, так и в групповом формате

Важно выбрать подходящего специалиста, который имеет опыт работы с детьми и их родителями. Специалист поможет разработать индивидуальный план психотерапии, учитывая особенности ребенка и семьи

Психотерапия является эффективным инструментом поддержки, который помогает родителям пройти через трудности, связанные с воспитанием ребенка с психическими проблемами. Она помогает развить стратегии для повышения самоэффективности, эмоциональной поддержки и развития здоровых отношений в семье. Психотерапия также способствует улучшению качества жизни и благополучия семьи в целом.

Ориентируйтесь на 20 часов корекционных занятий в неделю

Фото с сайта newstula.ru

Детям с аутизмом нужна в первую очередь психолого-педагогическая помощь. На первых этапах, в раннем возрасте, эта работа должна занимать по возможности 20 часов в неделю. Можно даже 30, если ребенок это выдержит.

Полезно совмещать посещение Городского психолого-педагогического центра и занятий в каких-то известных НКО (например, по программе Assert) с привлечением отдельных специалистов.

Конечно, за государственный счет получить 20 часов в неделю, прямо скажем, сложно. «Добирать» придется либо самостоятельно, либо с помощью благотворительных фондов.

Есть очень эффективные методы помощи, которые пока не оплачиваются государством. Например, ABA (прикладной поведенческий анализ), FloorTime и др.

При этом в коррекции должна участвовать вся семья.

Если специалист делает одно, а дома происходит совсем другое, — ничего не получится.

Это только еще больше дезориентирует ребенка.  Важны слаженные действия всех, кто его окружает, – и родителей, и специалистов, и, кстати, бабушек и дедушек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: