Дети с рда (ранний детский аутизм)

Об аутизме

Проблемы поведения ребенка с аутизмом

Особенности поведения детей, составляющие основные черты картины детского аутизма, включая такие ключевые как отстранение от контактов с близкими и стремление к сохранение постоянство в окружающем, как страхи, генерализованная агрессия и самоогресия, как поглощенность стереотипной аутостимуляцией, не рассматриваются нами как отдельные и самостоятельные «аффективные проблемы». Мы думаем, что все они должны рассматриваться взаимосвязано, во-первых, в контексте тенденции формирования паттернов приспособительного поведения аутичного ребенка в условиях постоянно возникающей угрозы его дезадаптации и, во-вторых, как проявления нарушения аффективного развития ребенка.

Исходно угроза дезадаптации, конечно, связана с особыми психофизическими условиями развития ребенка, но далее она все более определяется и нарушением хода его психического и социального развития. Собственно говоря, — нарушением полноценного формирования той первичной эмоциональной общности ребенка и его близкого, которую Л.С.Выготский определял как переживание «пра-мы». Так, картина мира ребенка остается фрагментарной не только в связи с его собственными проблемами переработки и организации информации, но и потому, что пугающие и притягательные впечатления, которые он получает не разделяются им как в норме с близким взрослым и не вводятся в упорядоченный и целостный контекст эмоционально осмысленного уклада общей жизни.

Страхи аутичных детей связаны не только с сенсорным дискомфортом, определенным интенсивностью ощущения, но и со склонностью слишком остро реагировать на новизну, слишком четко выделять этологические признаки витальной угрозы. 6 Подобные впечатления могут вызывать испуг и у обычного ребенка, но в норме они не столь фиксируются, и редко становятся паническим страхом, опять же, поскольку переживаются вместе со взрослым в положительно осмысленном контексте. Например, просовывать голову в узкий воротник свитера неприятно, но больше весело, потому что это часть игры в прятки. В случае же аутичного ребенка неприятные впечатления, не разделяясь с близкими, остаются однозначно пугающими и поэтому легче фиксируются как стойкие страхи. То же можно заметить и по поводу впечатлений сверхочаровывающих ребенка. Они легче могут захватывать детей и становиться средством механической аутостимуляции и потому, что не разделены с близким человеком и не введены им в более сложный смысловой контекст.

Известно, что страхи детей с аутизмом, среди которых, особенно значим страх нарушения привычных форм жизни, тесно связаны с их деструктивным поведением – физической или вербальной агрессией по отношению к людям, вещам и самому себе. По большей части агрессия такого ребенка генерализована, он просто в ужасе отмахивается от «наступления» на него внешнего мира, от вмешательства в его жизнь, от попыток нарушить его стереотипы. Мощным средством защиты, экранирования от травмирующих впечатлений является стереотипная аутостимуляция. Нужные впечатления достигаются чаще всего раздражением собственного тела: они заглушают неприятные впечатления, идущие из внешнего мира. В угрожающей ситуации интенсивность аутостимуляции нарастает, она приближается к болевому порогу и может перейти через него: так, раскачиваясь, ребенок начинает биться головой; нажимая на глаз, делает это так сильно, что рискует повредить его; ощущая опасность, начинает царапать или кусать себя. В определенных условиях впечатления болевой интенсивности могут фиксироваться как средства аутостимуляции и оформиться как влечения.

Негативизм, страхи, деструктивное поведение нарастают при неадекватном подходе к ребенку (равно как усиливается при этом аутостимуляция, отгораживающая его от реально происходящих событий) и, наоборот, «проблемы поведения» уменьшаются при выборе доступных для него форм взаимодействия. Ошибки, в выборе доступного уровня взаимодействия при отсутствии у взрослого специального опыта, почти неизбежны: взрослые часто ориентируются на высшие достижения ребенка, на способности, которые он демонстрирует в русле аутостимуляции — в той области, в которой он может иногда говорить, быть ловким, заметливым. Произвольно, по просьбе, повторить свои достижения ребенок не может, но понять и принять это взрослому крайне трудно, завышенные же требования разрушают существующие формы общения.

Классификация аутизма — Mardaleishvili Medical Centre

Двигательные нарушения влияют на черты аутизма?

Возможно. Двигательные проблемы в младенчестве связаны с задержкой в появлении лепета, жестикуляций и расширении словарного запаса, и они могут оказать «каскадный эффект» на познавательное, социальное и эмоциональное развитие (10). Это связано с тем, что двигательные навыки, такие как способность сесть, взять предмет и ходить, предоставляют детям новый опыт, что способствует обучению. Кроме того, чем меньше двигаются младенцы, тем меньше они могут инициировать общение с родителями, что может ограничить их возможности для обучения языку и другим навыкам от взрослых.

В дальнейшем низкие двигательные навыки могут привести к тому, что аутичные дети будут избегать физической активности, например, спортивных игр, что может уменьшить их возможности для взаимодействия с другими детьми и потенциально повредить их социальному развитию.

Двигательные проблемы могут оказывать и неочевидное влияние на дальнейшее развитие – сложности с координацией движений головы затрудняют социальное взаимодействие в большой группе, проблемы с письмом от руки негативно влияют на школьную успеваемость.

Навыки зрительно-двигательной интеграции, которые являются проблемными для аутичных людей, также имеют критическое значение для навыков имитации и обучения у других людей, а также для участия в социальном взаимодействии.

Хотя двигательные проблемы, безусловно, затрудняют социальное и познавательное развитие, маловероятно, что это единственная причина социальных трудностей при аутизме, отмечают некоторые исследователи. Скорее речь идет о том, что двигательные и социальные отличия людей с аутизмом имеют общую причину в строении мозга.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

С расширением знаний об аутизме встал вопрос о необходимости выработки надежных и достоверных критериев его диагностики. Все диагностические методы, используемые для выявления у ребенка аутизма можно разделить на следующие:

– неинструментальные (наблюдение, беседа);

– инструментальные (использование определенных диагностических методик)

– экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);

– аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Методики, применяемые в работе с детьми, имеющими РАС, должны обеспечивать детальную оценку всех основных функциональных сфер, что связано, главным образом, с всеобъемлющим характером данного нарушения и асинхронией в развитии различных функциональных областей и навыков у этих детей.

Анализ применяемых в России методик показал, что большинство из них являются узкоспециализированными. Они направлены преимущественно на оценку определенной области развития или группы навыков. К ним можно отнести «логопедические» методики, которые направлены на обследование речи, «дефектологические», оценивающие познавательную область развития. Существуют также психологические методики, каждая из которых также направлена на обследование одной из сфер: эмоционально-волевой, интеллектуальной, межличностной и т.д.

Таким образом, проведение комплексного обследования ребенка с РАС с целью разработки индивидуальной коррекционно-образовательной программы требует больших организационных ресурсов.Также трудность заключается в том, что в основе различных методик лежат разные концепции и теоретические подходы.

В зарубежных странах разработаны и успешно применяются в практике с детьми, имеющими РАС, методики, включающие оценку нескольких функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. В качестве примера таких методик можно привести:

– Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина);

– Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (под. ред. Н.Ю. Барановой);

– Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (М. Питерси и Р. Трилор);

– Протокол обследования функционирования ребенка (возраст детей от 0 до 7-ми лет) и факторов среды (А.М. Казьмин, А.И. Чугунова, Г.А. Перминова, С.В. Покровская, А.В. Егоров, Е.А. Абрамова);

– Наглядный материал для обследования детей (под ред. Е.А. Стребелевой);

– Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);

– Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLSR);

– Психологопедагогический профиль развития (РЕР); –Шкала адаптивного поведения Вайнленд.

–Тест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) разработанный Марком Сандбергом.

Также необходимо отметить и методы диагностики, которые применяются в мировой практике для постановки диагноза аутизм. В качестве основного диагностического инструментария следует отметить следующие опросники и шкалы:

— Autism Behavior Checklist (ABC; Krug et al.) – Поведенческий опросник для выявления аутистических нарушений;

— Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT; Robbins et al.) – Модифицированная шкала для раннего распознавания аутизма;

— Autism Diagnostic Observation Schedule Generic (ADOS-G; Lord et al.) – Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений;

— Childhood Autism Rating Scale (CARS; Schopler et al.) – Рейтинговая шкала дет- ского аутизма.

Понятие аутизма и раннего детского аутизма (РДА)

Определение 1

Под аутизмом понимается состояние психики, для которой характерны замкнутость, отсутствие потребности или затруднения в общении, человек предпочитает свой внутренний мир контактам с окружающими его людьми.

Определение 2

Ранний детский аутизм – понятие, характеризующееся общим расстройством развития или обширным нарушением развития человека.

Аутизм сопровождает многие психические расстройства, проявляется достаточно рано, центром синдрома является отсутствие способности к установлению эмоциональных связей, кроме того, отмечаются трудности коммуникации и социализации.

Формирование синдрома РДА происходит к 2-3 годам. Частота РДА у мальчиков выше, чем у девочек.

Замечание 1

Для детей с РДА характерно нарушение общения, ребёнок погружён в свои фантазии, собственные переживания, поведение его отличается замкнутостью, отказами от общения, избеганием тесных контактов, однообразной нецеленаправленной двигательной активностью.

Осложнения болезни

При несвоевременном обращении к врачу и отсутствии коррекционной терапии последствия аутизма могут быть следующими:

  • полная социальная дезадаптация, при которой человек не может выстроить социальные контакты, любовные и семейные отношения;
  • нетрудоспособность, снижение социального уровня жизни;
  • снижение качества жизни родных и близких;
  • выраженные речевые нарушения;
  • снижение уровня интеллекта, плохая успеваемость в учебных заведениях;
  • проявление агрессии по отношению к окружающим и самому себе, нанесение себе телесных повреждений (селфхарм); 
  • появление сопутствующих невротических и психических симптомов (головные боли, повышенная тревожность, депрессивные состояния, обсессивно-компульсивное расстройство и другие);
  • возникновение эпиактивности в головном мозге и судорожных припадков;
  • желудочно-кишечные заболевания (запор, диарея, язвы, индивидуальные пищевые непереносимости);
  • различные иммунные нарушения и аллергические заболевания.

Что делать, если у ребенка аутизм? Родителям детей с аутизмом нужно понимать, что данное заболевание – не приговор. Просто к особенным детям нужен и особенный подход

Важно найти то, что заинтересует ребенка, и не требовать от него большего. 

Люди с аутизмом могут добиться успехов в различных сферах жизни. Они характеризуются такими качествами как:

внимательность к деталям, отличная память, хороший слух;

умение сосредотачиваться на определенном деле;

отличное запоминание различных инструкций и последовательности действий, что немаловажно, например, в срочных или чрезвычайных ситуациях;

возможность блестяще выполнять однотипные, повторяющиеся задачи;

развитое творческое мышление;

надежность, лояльность, скрупулезность. Если начать заниматься с ребенком, страдающим аутизмом, с 2-5 лет, то он сможет вырасти в приспособленного к жизни человека

Терпение, безоговорочная любовь к ребенку, понимание его особенностей, принятие его таким, какой он есть – вот главные составляющие успеха.

Если начать заниматься с ребенком, страдающим аутизмом, с 2-5 лет, то он сможет вырасти в приспособленного к жизни человека. Терпение, безоговорочная любовь к ребенку, понимание его особенностей, принятие его таким, какой он есть – вот главные составляющие успеха.

Как двигательные трудности связаны с генетическими факторами?

Некоторые генетические мутации, которые вызывают предрасположенность к аутизму, могут также приводить к двигательным нарушениям. Например, согласно одному исследованию 2017 года, каждый месяц задержки в начале ходьбы ребенка повышает вероятность, что у него есть спонтанная мутация, связанная с аутизмом, на 17% (6).

Некоторые «синдромальные» формы аутизма (вызванные одной генетической причиной) связаны со специфическими двигательными нарушениями, которые считаются ключевой характеристикой синдрома. Так, для людей с синдромом Фелан-Макдермид характерен низкий тонус мышц, а для детей с синдромом дупликации 15q — специфическая походка.

Хотя, как правило, наиболее тяжелые двигательные проблемы есть у аутичных людей с интеллектуальными нарушениями, они могут быть у любого человека в спектре аутизма. Например, согласно данным исследования 2018 года, люди с аутизмом, у которых есть спонтанные мутации в генах, связанных с аутизмом, с большой вероятностью будут иметь двигательные нарушения, независимо от уровня интеллекта. Другие исследования показали, что у детей в спектре аутизма больше двигательных проблем, чем у детей с типичным развитием и таким же коэффициентом интеллекта (7). Некоторые ученые считают, что характерные двигательные проблемы могут помочь различать синдромальные формы аутизма и не синдромальный аутизм, но эта идея остается недоказанной.

Закономерности деформации семьи при рождении ребенка- инвалида на психологическом, социальном, соматическом уровнях.

Качественные изменения, происходящие в семьях, воспитывающих детей- инвалидов, проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровнях.

Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Такой факт является причиной сильного стресса для родителей, в большей степени- для матери. Этот стресс оказывает сильное воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения, сформировавшегося в семье жизненного уклада.

Деформируются:

— сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;

— система отношений членов семьи с окружающим социумом;

— особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.

Соматический уровень: стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызвать различные заболевания у его матери. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний.

Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей.

Социальный уровень: после рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников. Это испытание так же оказывает деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка.

Понятие «множественные физические и (или) психические нарушения», «тяжелые физические и (или) психические нарушения»

Множественные физические и (или) психические нарушения- два и более физических и (или) психических нарушения.

Тяжелые физические и (или) психические нарушения- физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элемент.проф.подготовки.

Преобладают врожденные формы патологии, имеющие генетическое происхождение. (умственная отсталость и сенсорные нарушения.

Нарушения развития проявляются различными сочетаниями. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений. Например, сочетания нарушений зрения и слуха, зрения и умственной отсталости, зрение и ДЦП

Схемы поведения родителей по отношению к ребенку с особенностями психофизического развития по в. С. Соммерсу

В отношениях родителей к своему аномальному ребенку можно видеть несколько схем поведения. Соммерс выделил 5 таких схем.

1.принятие ребенка и его дефекта. Объективно оценивает поведение такого ребенка, проявляет по отношению к нему настоящую преданность. Главный девиз- «необходимо достигнуть как можно большего там, где возможно».

2.Реакция отрицания. Отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признает для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия, и родители настаивают на высокой успешности его деятельности.

3.Реакция чрезвычайной защиты, опеки, охранительства. Родители наполнены чрезмерным чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от все опасностей.

3 стр., 1354 слов

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

… использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и … овладения словарным запасом, зачатками грамматических значений. При правильном коррекционном воздействии дети 1 уровня речевого развития начинают использовать зачатки разговорной речи в различных ситуациях …

4.Скрытое отречение, отвержение ребенка. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием.

5.Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок открыто принимается с отвращением и родитель полностью осознает свои вражденные чувства.

42.Особенности познавательной деятельности личности и межличностных отношений при искаженном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при искаженном развитии

1.внимание — трудностях сосредоточения внимания, внимание приковывается к отдельным аспектам воспринимаемого поля. 10 стр., 4570 слов

10 стр., 4570 слов

Профилактика нарушений письменной речи у детей с онр III уровня …

… сфере морфологического анализа. Чем лучше обеспечены данные линии речевого развития, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму» Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения …

2.в сенсорно-перцептивной сфере – проблемы развития сенсорной сферы у детей с аутизмом разделяются на две группы:

Гиперчувствительность – это повышенная чувствительность вплоть до непереносимости определенных сенсорных стимулов.

Гипочувствительность– недостаточно развитая способность воспринимать стимулы разной модальности.

Характерна болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям.

3.в психомоторной сфере – плохая моторика, несформированность произвольных движений, большие трудности в овладении навыками самообслуживания. Переход от непроизвольных движений к произвольным часто оказывается непреодолимым. Однообразные действия повторяются много раз.

4.в мыслительной сфере – нарушение целенаправленности и пресыщаемость интеллектуальной деятельности, вычурность мышления.

5.в речевом развитии – качественное нарушение в сфере вербальной и невербальной коммуникации: отсутствие желания общаться с другими, эхолалия, общение только в случае возникновения потребностей, отсутствие реакции на речь других людей, замена местоимений, использование обычных слов в необычном значении.

6.в эмоционально-волевой сфере – у младенцев и у более старших детей возникают трудности с подражанием другому человеку, а также трудности эмоционального заражения, затруднено также опознание эмоционального состояния другого человека. При налаживании контакта выясняется, что многие обычные окружающие предметы и явления, некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Чувство страха вызывает все новое.

7.межличностные отношения – неспособность устанавливать полноценные отношения с другими людьми.

8.особенности социализации и социальной адаптации: качественное нарушение социального взаимодействия. отчужденность, пассивность, странная активность. Дети не могут уже в младенчестве отслеживать направление внимания взрослого человека, Не овладевают навыками социального взаимодействия.

Нарушение воображения и социальной практики. У детей с аутизмом можно заметить полное отсутствие «символической» игры, которая заменяется стереотипными навязчивыми действиями. Нормально развивающиеся дети дошкольного возраста берут на себя и выполняют игровые роли, используют в игре предметы-заместители, однако этого не наблюдается в игре детей с аутизмом. У взрослых людей с аутизмом отсутствие воображения проявляется по-другому: они проявляют мало интереса к вымышленным сюжетам, в частности, к фильмам, романам, телесериалам.

41.Определение раннего детского аутизма. Характерные признаки его проявления. Отличия синдрома каннера от синдрома аспергера.

РДА – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и коммуникации.

Характерные признаки РДА являются:

Аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение.

Характерная задержка и деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением развития речи»>нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Ребенок с РДА может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой. Но речь носит характер штампованности, попугайности. Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь

Обращает на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика речи ребенка

Отличия синдрома Каннера от синдрома Аспергера (по В.В.Ковалеву)

Наиболее существенные различия:

СИНДРОМ АСПЕНГЕРА

-нормальный или выше среднего уровень интеллекта;

-опережающее развитие речи (ребенок начинает говорить до появления самостоятельной ходьбы)

-встречается почти исключительно только у мальчиков;

-отношения к близким — нередко относится к ним, как к помехе;

-благоприятный прогноз.

СИНДРОМ КАННЕРА

-невысокий интеллектуальный уровень или интеллектуальную недостаточность .

-часто отставание в развитии речи

-может наблюдаться (хотя и реже) и у девочек.

-отношение к близким- ребенок их вообще не замечать.

— чаще наблюдается переход в пограничную интеллектуальную недостаточность или атипичную форму умственной отсталости.

Как врачи и ученые измеряют двигательные навыки?

Есть несколько стандартизированных тестов, которые оценивают, может ли ребенок выполнить определенные двигательные задачи. Однако они недостаточно точны, чтобы уловить и измерить двигательные нарушения у детей с аутизмом. Кроме того, эти задания были изначально разработаны для типичных детей, они могут не подходить детям с интеллектуальными или познавательными нарушениями.

Некоторые исследователи разрабатывают новые методики для оценки двигательных нарушений. Для этого они используют письмо от руки, виртуальную реальность, нательные датчики для записи движений, инфракрасные камеры, акселерометры и гироскопы (для измерения интенсивности и угла движений конечностей), маты с датчиками давления (для определения отличий в походке) и электромиографию (технику для измерения электрической активности в мышцах). Однако ученые считают, что этим методам все еще очень далеко до стандартизации. Поиск подходящих способов измерения двигательных отличий аутичных людей — это лишь первый шаг.

44.Особенности познавательной деятельности межличностных отношений при дисгармоническом развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дисгармоническом развитии.

Познавательная деятельность может быть без особенностей, в пределах возрастной нормы, иногда чуть выше или чуть ниже.

Личность. Ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного круга». Так, аутизм шизоидного ребенка нередко вызывает настороженное отношение к нему со стороны сверстников.Аффективная возбудимость эпилептоидного ребенка, способствуя конфликтам, создает для него сложное положение в среде сверстников, ситуацию враждебности, подозрительности.

В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности особенно в детском возрасте;

2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность в результате прямой стимуляции отрицательным примером.

Межличностные отношения неадекватны

От нарушений контактов со сверстниками, восприятие их как потенциальной опасности (при шизоидной психопатии), поддержания контактов только с теми, кто одобряет, не трепят критики (при эпилептоидной психопатии), трудностей вступления в контакт, осторожностью и постепенностью (при психастенической психопатии) до охотного вступления в контакт, восприятия общения как способа проявления своего «Я» (при истерической психопатии), коллекции новых контактов (при неустойчивой психопатии), срывов и вспышек гнева (при возбудимой психопатии)

17 стр., 8087 слов

Теоретические и методологические проблемы психологической помощи …

… группе Выготский относит представителей биогенетических концепций, проводящих параллели между развитием человечества и развитием ребенка, а также представителей вульгарносоциологизаторских теорий, которые пытаются связать … Gezell. 1954; Piaget, 1967; и др.). Учитывая сложность систематики психического развития ребенка и подростка, некоторые авторы пытались построить периодизацию на односторонних …

Особенности социализации. Общей закономерностью развития психики при психопатии и раннем детском аутизме является явление асинхронии, когда при нормальном становлении познавательной предметной деятельности нарушается общение, социальное поведение человека.

В каком возрасте начинаются двигательные трудности при аутизме?

Они могут проявляться еще в младенчестве. Например, в возрасте одного месяца младенцы, у которых впоследствии диагностируется аутизм, могут двигать руками иначе, чем младенцы с типичным развитием (3).

К возрасту 4 месяцев ребенок с типичным развитием держит голову на одном уровне с плечами, когда его тянут из положения лежа в положение сидя. Однако детям с аутизмом часто не хватает для этого мышечной силы, и их голова запрокидывается назад (4).

К возрасту 14 месяцев, когда большинство детей с типичным развитием уже могут ходить, многие аутичные дети все еще не могут стоять. Другие двигательные нарушения могут включать трудности с хватанием предметов, способностью сидеть, неумение хлопать в ладоши и указывать пальцем (2, 5).

46.Типичные признаки, характеризующие семью, воспитывающую ребенка- инвалида (по л. М. Шипициной)

Все семьи, воспитывающие детей с нарушением психичес­кого развития, характеризуются определенными признаками:

  • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении буду­щего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспек­тивы);
  • личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудов­летворенность;
  • семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
  • социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изме­нениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиат­ром от друзей и знакомых — соответственно, круг внесемейного функ­ционирования сужается;
  • «особый психологический конфликт» возни­кает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и ле­чению такого ребенка.

Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии от­водят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже

13 стр., 6421 слов

Особенности воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения …

… родителей и их последствия на психическое и личностное развитие детей. . Изучить статистические данные, касающиеся алкоголизации населения и рождения детей с интеллектуальной недостаточностью. . Определить пути коррекции нарушений у детей … синдрома плода, для которого характерны нарушения психического и физического развития. В развитии алкоголизма как заболевания важную предрасполагающую …

самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при пра­вильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы спе­циальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собствен­ном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о его болезни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: