Что влияет на желание учиться?
Почему ребёнок категорически не тянется к знаниям?
В первую очередь исключим очевидные демотиваторы.
- Низкая самооценка, недостаток уверенности в своих способностях.
- Отсутствие дома условий для занятий (ребёнок делает уроки за папиным столом или делит комнату с младшим братом).
- Проблемы в личной жизни, например, конфликты с другими детьми или учителями, из-за чего он отказывается учить те или иные правила.
Адаптация к школе
Ребёнок не хочет идти в школу, чтобы не встречаться с обидчиками, поэтому и смысла в учёбе не видит. Быстрее выгонят, быстрее закончатся встречи с неприятным человеком. Возможно, это проблема адаптации в начальной школе, об этом я рассказываю на вебинаре.
Подробнее о вебинаре
Вебинар
- Слишком большая нагрузка, вызывающая усталость и стресс. Речь не только о школе. Порой родители хотят вырастить гения, поэтому заставляют сына или дочь ходить в десятки кружков. Ребёнок ни физически, ни эмоционально не вытягивает подобную нагрузку.
- Неудовлетворение физических потребностей. Причина в том, что ученик не высыпается, хочет есть или пить в школе.
Во-вторых, проанализируем, насколько ребёнок настроен на успех. Может, дело не в учёбе, а в целом во взгляде на жизнь? Если что-то из нижеперечисленного вы могли бы пометить как соответствующее вам и вашей семье, то начинать воспитание нужно с себя.
- Часто концентрируетесь на плохом: «Мир катится в пропасть», «Никому нельзя доверять». (Если всё так плохо, зачем к чему-то стремиться…)
- Не даёте самостоятельности: «Дай, я сама это сделаю, так будет быстрее и аккуратнее». (Зачем мне это делать, мама всё равно исправит.)
- Критикуете и сравниваете с другими детьми: «Неудачник!», «Горе луковое!», «Почему все дети успевают, а ты не успеваешь?».
Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.
Цицерон
С детства и до взрослой жизни на нашу мотивацию учиться и приобретать новые знания и навыки влияют различные факторы
Положительная реакция и поощрение со стороны родителей, учителей и сверстников
Доброе слово пробуждает мотивацию.
Достижения в изучении чего-то нового у подростка.
Чувство принадлежности к детскому коллективу, ощущение себя частью класса.
Доступ к ресурсам и технологиям, которые улучшают учебный процесс, делают его увлекательным.
Чёткое понимание актуальности и важности изучаемого материала.. Часто родители замечают неудачи, не акцентируя внимания на успехах
Хорошие оценки, послушание, дисциплина в школе — норма, что о об этом говорить… На самом деле действовать надо наоборот, поощряя достижения и не реагируя эмоционально на промахи. Это привьёт понимание, что успех — хорошо, а неудача — не страшно
Часто родители замечают неудачи, не акцентируя внимания на успехах. Хорошие оценки, послушание, дисциплина в школе — норма, что о об этом говорить… На самом деле действовать надо наоборот, поощряя достижения и не реагируя эмоционально на промахи. Это привьёт понимание, что успех — хорошо, а неудача — не страшно.
Популярные материалы по теме
60
#Семья
Как научить ребёнка заводить друзей и быть хорошим другом
32
#Семья
Как эмоции родителей влияют на поведение детей
103
#Семья
Что делать если ребёнок боится собак
56
#Семья
Мифы про счастливых матерей и идеальных детей
693
#Семья
Как правильно планировать отдых с детьми
Как можно повысить школьную мотивацию младших школьников
Для формирования мотивации обучения к школе родителям нужно придерживаться советов психологов.
Всегда внимательно относитесь к вопросам ребенка — в этом залог успеха в деле сохранения познавательного интереса.
Развитие познавательного интереса идет параллельно с физическим развитием ребенка — вот почему очень важно не отмахиваться от маленьких почемучек. Причина нарастания неиссякаемого потока всевозможных вопросов очень проста: детские игры постепенно усложняются, они все больше становятся похожими на реальную жизнь
Для «подводной охоты» ребенок попросит вас рассказать, какие бывают глубоководные рыбы; для «путешествия на корабле» захочет знать названия морей и континентов; для игры в сад-огород придется, может быть, даже купить ему настоящих семян.
Окажите помощь ребенку при поиске информации. Если не можете объяснить сами, вместе полистайте энциклопедию, позвоните компетентному другу, поищите в Интернете.
Читайте ребенку книги, удивляйтесь и рассуждайте вместе с ним. Тем самым вы не только сможете поддержать его природный интерес к знаниям, но и получите возможность окунуться в детское мироощущение, с его особенными представлениями, сложностями и особым словарным запасом.
Ведь зачастую ответы взрослых на вопросы маленьких почемучек просто анекдотичны. Например: «Папа, а как нужно рисовать цифру восемь?» — «Как-как, возьми знак бесконечности и поверни на пи на два».
Чаще спрашивайте мнение ребенка о тех или иных явлениях природы. Для формирования мотивации в младшем школьном возрасте признавайтесь детям, что сами чего-то не знаете, говорите, что в школе можно будет узнать обо всем на свете.
Постоянно создавайте в жизни ребенка дефицит информации. Рассказывайте что-нибудь увлекательное об открытиях и исследованиях, время от времени предлагайте новые познавательные игры самой широкой тематики, от путешествий по нашей планете до космических исследований.
Покупайте настольные познавательные игры и играйте вместе с ребенком. И помните, что дети посвящают много сил и энергии подражанию взрослым — это одна из их основных детских задач и один из способов приобретения нового опыта.
При поиске недостающей информации мягко сообщайте ребенку, что, учась в школе, он сможет получить ответы на интересующие его вопросы.
Предоставьте ребенку возможность поскучать и встретиться со своими желаниями
Для формирования мотивации к обучению в начальной школе, стимулирования познавательной потребности крайне важно не только, чтобы почемучка получил ответ на свой вопрос, но и чтобы он располагал временем, когда можно сформулировать новые вопросы. А для этого малышу просто необходимо личное время и возможность немного поскучать
Психологи не устают призывать старательных родителей держаться золотой середины. Заброшенный, предоставленный себе ребенок — совершенно не наша цель. Достаточно, чтобы в день у вашего малыша оставался всего лишь час-другой личного времени. В выходные, возможно, немного больше. Но многие дети из-за напряженного графика оздоровительных, обучающих и обогащающих мероприятий этого времени не имеют. Предлагаю исправить ситуацию под лозунгом: «Во всем важна умеренность».
Придерживаясь этих нехитрых рекомендаций, вы можете ожидать, что познавательный мотив станет для вашего ребенка основным в учебной деятельности, а это обеспечит успешную адаптацию и любовь к школе.
Уровень физического развития
Перед зачислением в 1 класс дети обязательно проходят собеседование с психологом, но им не требуется сдавать никаких нормативов по физкультуре. А ведь успешная адаптация ребенка к новым условиям во многом зависит от его физической подготовки и состояния здоровья. Новый коллектив, смена режима, повышенная ответственность, необходимость концентрироваться и выдерживать длительные занятия — все это вызывает неизбежный стресс у первоклассника, даже отлично подготовленного.
Безболезненно выдержать такую встряску и быстро включиться в интенсивную школьную жизнь организму помогают его внутренние ресурсы, обусловленные генами и укрепленные в дошкольный период.
Основой физического развития ребенка, помимо занятий в детском саду, должны стать:
- прогулки и подвижные игры на свежем воздухе несколько раз в неделю;
- закаливающие процедуры;
- посещение ребенком спортивных или танцевальных секций.
Регулярное выполнение хотя бы двух из этих пунктов круглый год обеспечит дошкольнику достаточную физическую нагрузку для полноценного развития организма и поддержания в тонусе иммунитета. Лето, особенно предшествующее поступлению в 1 класс, желательно посвятить активным видам деятельности на свежем воздухе — спорту, походам, играм, посильной помощи старшим в садово-огородных работах. Укрепить таким образом здоровье ребенка намного важнее, чем тренировать навыки чтения или счета.
Как заставить ребенка учиться и делать уроки
Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.
Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе – это ещё не все. Главное – желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные курсы — научиться делать уроки и сможет сам выполнять домашние задания.
Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!
Как заставить ребенка хорошо учиться?
Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело – заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.
Что делать?
- В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
- Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
- Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.
Как заинтересовать подростка?
Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков – штука посложнее.
Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.
Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, – риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы – денег, он будет так думать только если поймет это сам.
Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:
Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
Не перехваливайте
Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.. Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться
Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти курсы для отличной учёбы, научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно !
Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь . Можно пройти курсы для отличной учёбы, научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно !
Характеристика основных проблем психологической готовности ребенка к школьному обучению
В настоящее время проблема готовности ребенка к школе в основном рассматривается как психологическая. Это связано с тем, что приоритет в подготовке ребенка к школьному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук.
Как показывают проведенные исследования, лишь одна интеллектуальная готовность к школе не способна обеспечить ребенку успешность вхождения в учебную деятельность. Однако, на современном этапе система дошкольного образования направлена именно на овладение детьми старшего дошкольного возраста навыков чтения, счета и письма. Это связано с тем, что данные навыки до сих пор считаются основной школьного обучения. Отчасти это продиктовано теми учебными программами, которые реализуются в современных общеобразовательных школах, где отводится крайне мало времени на освоение детьми основ грамоты. Поэтому дети, которые не владеют навыками чтения, счета и письма с самых первых дней отстают от своих более развитых и продвинутых одноклассников.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимой мотивации на обучение, развитие памяти, произвольности внимания, ориентировки на способ действия, словесно-логического мышления и разнообразных операциональных навыков выступает при этом как побочный продукт обучения, который должен сформироваться самостоятельно в процесс интеллектуального развития ребенка. Однако, как показали последние исследования, это вовсе не так.
Специально проведенные исследования показали, что зачастую те дети, которые достаточно хорошо подготовлены интеллектуально к обучению в общеобразовательной школе, испытывают трудности в учебе. Например, они неправильно ведут школьные тетради, работают с дидактическим материалом и т.д. Это связано с тем, что у детей не достаточно сформирована мотивационная сфера и ряд важных психических процессов, необходимых для успешного вхождения в учебный процесс.
К сожалению, большинство родителей и педагогов считают, что все необходимые умения сформируются у ребенка «сами собой» по достижению им определенного возраста. При поступлении ребенка в школу и обнаружении у него отсутствия данных качеств, взрослые начинают требовать от ребенка быть внимательным и добросовестным, при этом совершенно забывая, что эти качества необходимо развивать у ребенка на протяжении всего дошкольного детства.
Превращайте ошибки в точки роста
Мы все порой совершаем ошибки. Бывает, что после неудачи ребенок опускает руки, теряет веру в себя. В ситуации неудачи ребенку нужен в лице родителя не строгий цензор, а понимающий и поддерживающий взрослый.
В спортивном мире есть мудрое выражение: «Без поражений не бывает побед». Оно применимо и к учебе. Объясните ребенку, что любая неудача – это ступенька к победе, поскольку он приобрел новый опыт и знания, которые в будущем сможет использовать для достижения поставленных целей.
Поведение, направленное на успех, формируется по мере взросления благодаря опыту преодоления трудностей и решения задач
Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась и закрепилась отправная точка отсчета — твердая вера в себя и собственные силы. Для этого взрослые должны показывать пример отношения к неудаче как к опыту, а к ошибке – как к точке роста
Что значит «ребенок готов к школе»?
Психологическая готовность к школьному обучению — один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.
Поступление в школу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами — резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Задумаемся
:
в
чем
отличительная
особенность
положения
школьника
?
По
—
видимому
,
прежде
всего
,
в
том
,
что
главное
в
его
жизни
—
учеба
—
деятельность
обязательная
,
общественно
—
значимая
.
Само
учение
—
и
по
содержанию
,
и
по
организации
—
резко
отличается
от
привычных
ребенку
—
дошкольнику
форм
деятельности
.
Усвоение
знаний
становится
основной
целью
.
Оно
выступает
теперь
в
чистом
виде
,
его
не
маскирует
,
как
раньше
,
игра
.
Знания
,
которые
дети
получают
в
школе
,
уже
носят
систематизированный
,
последовательный
характер
.
Основная
форма
организации
учебной
работы
школьников
—
урок
,
время
на
нем
рассчитано
до
минуты
.
На
уроке
всем
детям
необходимо
следить
за
указаниями
учителя
,
четко
их
выполнять
,
не
отвлекаться
и
не
заниматься
посторонними
делами
.
Все
эти
особенности
условий
жизни
и
деятельности
школьника
предъявляют
высокие
требования
к
разным
сторонам
его
личности
,
его
психическим
качествам
,
знаниям
и
умениям
.
Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.
Основные линии психологической подготовки ребенка к школе включают:
во-первых,
это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Диагностика психологической готовности к школьному обучению
Примеры методик диагностики готовности к школе:
- Диагностика интеллектуальной готовности к школе – тест Керна-Йерасика, состоящий из трех заданий. В первом задании необходимо выполнить рис. человека, во втором и третьем заданиях – соответственно скопировать рукописный текст и особым образом расположенные на листе точки с образцов. Результаты выполнения каждого из заданий оцениваются в соответствии с ключом в диапазоне от 1 до 5 баллов; при этом оптимальной оценкой является 1. Общий результат теста вычисляется путем суммирования баллов, набранных по всем трем заданиям и варьирует в диапазоне от 3 до 15 баллов.
- Диагностика личностной готовности к школе – «Методика исследования мотивации учения» Гинзбурга, предназначенная для выявления доминирующей мотивации обучения в школе. Стимульный материал к данной методике включает 6 карточек с рисунками, на каждом из которых изображены дети, посещающие школу по той или иной причине. Процедура диагностики сопровождается вербализацией текста с объяснением изображения, прилагающегося к каждому рисунку, экспериментатором. По результатам данной методики диагностируются доминирующие у ребенка мотивы школьного обучения.
Социально-психологическая готовность к школе
Социально-психологическая готовность к школе определяется уровнем развития потребности в общении, гибкостью владения способами установления взаимоотношений, умением подчиняться правилам и нормам, действовать совместно с другими и согласовывать совместные действия.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе охватывают три основные сферы жизненных отношений ребенка:
Отношения с окружающими взрослыми. Общаясь и взаимодействуя со взрослыми, к концу дошкольного возраста ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуационные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испытывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого соответствующие разным ситуациям общения (на улице, дома, в учреждении)
Важной является готовность принимать взрослого в новом качестве – в качестве учителя.
Взаимоотношения со сверстниками. Они характеризуются появлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться еще в игре (особенно в игре с правилами)
Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров.
Отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.
Развитие словарного запаса
На сегодняшний день богатый словарный запас не только показатель эрудированности, но и залог хорошей памяти и более ясного восприятия информации.
Неудивительно, что многие родители стремятся развить лексикон своего ребенка. Для этого есть несколько продуктивных шагов:
Чтение
Привить ребенку любовь к чтению – это один из главных положительных шагов к развитию словарного запаса. Пока ребенок не умеет читать, стоит читать ему перед сном всякого рода сказки, интересные рассказы и иногда стихи.
Когда же он уже самостоятельно умеет читать, необходимо хвалить его за это и помогать ему при выборе книг. Тогда он полюбит это занятие и с каждой, новой прочитанной книгой его словарный багаж будет пополняться.
Обсуждения
Есть вещи, которые ребенок может не понимать, незнакомый термин или выражение. В таком случае надо помочь ему разобраться и объяснить ему, что значит то или иное слово, предложить ему найти это слово в словаре и вместе прочитать значение.
Говорить и высказываться
Чтобы ребенок привык к более точным и ясным высказываниям, стоит постоянно вовлекать его в диалог. Находить темы для обсуждения и рассказывать что-то новое и интересное, обсуждать с ним истории и иногда что-то из научной части.
К примеру, даже рассказать о каком-то историческом событии или о научном открытии. Главное делать это максимум интересно и эмоциональнее, чтобы ребенок был заинтересован и запомнил под впечатлением, что он обсуждал с родителем.
Игры со словами
Существует множество игр основанных именно на развитии речи и словарного запаса ребенка. Даже обычное отгадывание слов или совместное сочинение какого-то рассказа, игры в ассоциации могут развить словарный запас и даже творческую сторону мышления ребенка.
Действенные виды мотивации
Без психолога понятно, что у каждого есть свои индивидуальные потребности и способности к обучению. Они различны в силу возраста и личностных качеств. В ребёнка нужно верить, адекватно при этом оценивая его возможности и не заставляя делать что-то непосильное. Чтобы ваш школьник захотел учиться, попробуйте применить следующие советы:
- Подберите подходящий стиль обучения. Каждый мальчик или девочка учатся по-своему. Есть дети, которым достаточно самостоятельно прочитать текст и понять, о чём он. Другие лучше воспринимают информацию, когда кто-то читает для них вслух. Третьим после прочтения требуется обсуждение, просмотр мультика, дополнительный разбор. Определите, какой стиль больше подходит вашему ребёнку, и поддерживайте сына или дочь на выбранном пути.
- Создайте интерес к учёбе с помощью игры, конкурсов, интерактивных обучающе-развивающих материалов и других средств. Не ленитесь придумывать интересные способы познания мира.
- Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Каждый человек уникален и имеет свои способности. Сравнение может вызвать чувство неуверенности и отрицательно повлиять на мотивацию.
- Не навязывайте свои ожидания. Дайте ребёнку возможность выбирать собственные интересы и цели. Это поможет ему стать более ответственным.
- Покажите значение образования. Объясните, что оно даст для будущей карьеры и личного развития. Заинтересуйте рассказом о своём опыте и успехах, которых вы достигли благодаря образованию.
- Стимулируйте любовь к учению, любознательность. Слыша от ребёнка вопросы о том, сколько в организме человека костей, почему небо голубое, как появляются снежинки, пробуйте вместе искать ответы. Научите малыша, где их можно искать самостоятельно.
Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение.
И. Гёте
Образование — один из ключевых элементов личного развития. Совместные усилия родителей, педагогов и психологов могут сделать обучение более интересным и эффективным.
Популярные вебинары по теме
Адаптация к школе
Вебинар
Про любовь
Вебинар
Счастье
Вебинар
Сепарация
Вебинар
Эмоции
Вебинар
Социальная и психологическая готовность
Социальная готовность тесно связана с психологической готовностью к школе.
Критерии социальной готовности:
- умение вести себя сдержанно на уроке;
- умение взаимодействовать с учителем, подчиняться правилам поведения и дисциплины даже если не хочется;
- умение взаимодействовать со сверстниками;
- позитивное отношение к получению новых знаний и школе. Оно напрямую зависит от родителей. Это тот случай, когда «что посеешь, то и пожнешь».
Чтобы у ребенка развивалась правильная самооценка, не нужно сравнивать его с другими детьми, а его результаты и достижения нужно сравнивать с его же результатами, достигнутыми в другой раз. Например, «Вчера это задание у тебя получилось лучше, чем сегодня. Но если ты постараешься, то и сегодня может получиться хорошо. Давай попробуем еще раз.»
Обязательно хвалите ребенка при достижении успеха, даже самого незначительного на ваш взгляд.
Добавим еще критерии психологической готовности ребенка к школе:
- адекватное восприятие себя (отсутствие завышенной или заниженной самооценки);
- соответствующий возрасту уровень развития памяти, внимания, мышления.
Если вы заметили, что у вашего ребенка в первом классе начались проблемы с памятью, а именно скачки при запоминании, например, в один день ребенок все схватывает на лету, а в другой — не может запомнить и пары слов, то обратите внимание на общее состояние здоровья ребенка. Такое часто случается с ослабленными и болезненными детьми
Контролировать свое поведение ребенок учится в течение всего дошкольного периода. И от того, насколько успешно он овладел навыками самоконтроля, зависит успешность его учебы и протекание адаптационного периода в 1-ом классе.
Излишняя строгость, так же как и чрезмерная опека могут привести к неумению выполнять требования взрослых, соблюдать правила поведения в зависимости от ситуации, регулировать свое поведение.
Навыками самоконтроля и самостоятельности ребенок овладевает в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. Вы замечали, что когда ребенок чем-то увлечен, то он может заниматься этим длительное время, не отвлекаясь на посторонние факторы.
Задача родителей — прививать интерес к получению новых знаний, к процессу обучения
Важно учить ребенка доводить начатое дело до конца, даже если не очень интересно. Ребенок должен уже понимать, что бывают важные, необходимые дела, которые нужно выполнять независимо от желания, например, убирать за собой игрушки, приводить одежду в порядок, помогать маме и т.п
В последнее время дети зачастую не проявляют восторга по поводу поступления в школу и не горят желанием учиться. А ведь это целиком и полностью заслуга родителей. Нужно очень трепетно отнестись к воспитанию у детей заинтересованности процессом обучения и школой, желанию стать учеником, уважению к учителю.
Внешняя мотивация. Не кнутом, так пряником
Кнутом, конечно, не надо. Физическое насилие как способ мотивации не то что не работает, он очень опасен. Поэтому мы поговорим о «прянике», то есть о различных вознаграждениях.
Нет такого ребёнка, который бы не ждал похвалы от родителей или учителя за отлично написанную контрольную или сданный экзамен.
Способов замотивировать ребенка со стороны взрослых масса
Но важно все делать грамотно, а не просто платить деньги за хорошие оценки или покупать шоколадку. Придумайте свою систему поощрений. Например, давайте ребёнку наклейку за каждую отличную оценку
1 наклейка = 1 балл. 10 баллов — поход в кино. Более подробно о внешней мотивации и о такой системе поощрения смотрите в видео:
Например, давайте ребёнку наклейку за каждую отличную оценку. 1 наклейка = 1 балл. 10 баллов — поход в кино. Более подробно о внешней мотивации и о такой системе поощрения смотрите в видео:
https://youtube.com/watch?v=aLOfA1U3i6o
Нужно ,чтобы ребёнка мотивировало не только желание быть хорошим и умницей. Иначе в будущем он приобретёт зависимость от мнения окружающих, и самооценка такого человека вряд ли будет на высоком уровне. Сначала ребёнок ждёт похвалы от родителей, потом учителя, начальника и без этого он не понимает для чего делает свою работу. Без одобрения окружающих человек быстро будет терять интерес к какому либо делу. Посмотрите в этом видео более подробную информацию:
https://youtube.com/watch?v=02TkkQgt464
Внешняя мотивация тоже хорошо и нужно, но важно не переступить тонкую грань и не превратить поощрения в товарно-денежные отношения. В любом случае, не ругайте и не наказывайте ребёнка за то, что ему не понятно. Помогите ему понять материал, станьте помощником в обучении
Позвольте своему чаду обрести уверенность и тогда мотивация не заставит себя ждать
Помогите ему понять материал, станьте помощником в обучении. Позвольте своему чаду обрести уверенность и тогда мотивация не заставит себя ждать
В любом случае, не ругайте и не наказывайте ребёнка за то, что ему не понятно. Помогите ему понять материал, станьте помощником в обучении. Позвольте своему чаду обрести уверенность и тогда мотивация не заставит себя ждать.
Рекомендации психологов по повышению школьной мотивации учащихся начальных классов
Игровой мотив достаточно распространен среди первоклассников, особенно среди детей последних «шестилетних созывов». Можно сказать, что это тот же позиционный мотив, но со значительной долей мажорных фантазий по поводу веселой жизни на переменках, счастливого ношения яркого ранца и работы в тетрадях со смешными обложками. Зачастую у таких детей складывается неправильное, идеализированное представление о школе.
Отрицательная социальная мотивация к школьному обучению – это побуждение получать знания, основанное на подчинении требованиям взрослых.
Для постановки диагноза используем специальный психологический градусник — тесты. С помощью такого градусника можно исследовать уровень, качество и слабые места школьной мотивации вашего ребенка и подобрать правильное лекарство.
Большинство детей хочет идти в школу, но мотивация у них разная. Иногда ученики и вовсе не могут объяснить, почему возникает такое желание. Желание может появиться у ребенка и потому, что этого хочет мама, и потому, что там веселые переменки, и потому, что там много интересного. Казалось бы, каждый из вариантов предполагает позитивные ожидания, но только один из них может стать основой прочной положительной школьной мотивации.
Чтобы выяснить, насколько представления вашего малыша о школе соответствуют действительности, нужно расспросить его о том, что он знает о школе, хочет ли он учиться, на чем основывается его желание. На основании ответов можно будет сделать выводы об успешности вхождения в школьную жизнь. Предлагаю примерный набор вопросов, обычно используемых для тестирования школьными психологами. Я провожу подобный опрос при поступлении ребенка в школу и в конце второй четверти. Это позволяет исследовать динамику развития школьных мотивов и, при необходимости, определить направление работы.
Основные способы стимулировать ребенка учиться
Так как же мотивировать ребенка учиться хорошо? Как повысить интерес к школьным предметам? Стоит использовать следующие приемы:
Наглядный пример Не рассказывайте, а показывайте. Если ребенок не любит читать, проведите семейный вечер с классической литературой. Это избавит малыша от стереотипов и страхов.
Помощь и поддержка Если у ребенка возник вопрос (пусть даже довольно глупый на ваш взгляд), не заставляйте его искать в словаре или интернете. Уделите минутку свободного времени – поделитесь знаниями. Не знаете правильного ответа? Предложите вместе найти решение.
Общие интересы Разговаривайте с ребенком, позвольте ему делиться полученной информацией (даже если вы давно знаете о способах сложения или делении в столбик).
Оптимальная нагрузка Не стремитесь загрузить ребенка полностью – оставьте ему немного свободного времени. Помните, что кружки и секции – это хорошо, когда доставляет истинное удовольствие.
Самостоятельность Позвольте ребенку проявить себя. Вмешивайтесь только тогда, когда вас просят о помощи в решении той или иной проблемы
Общайтесь с ним как с взрослым человеком, будьте корректны в высказываниях.
Без сравнений Не пренебрегайте возможностями и способностями собственного ребенка – не сравнивайте его с другими детьми.
Приоритеты Объясните малышу важность знаний как таковых, а не ориентируйтесь на оценки. Расскажите, где может пригодиться физика или художественная литература
Похвала Замечайте даже незначительные успехи ребенка, хвалите и подбадривайте его.
Но больше всего детей мотивирует любовь и поддержка родителей. Окружите малыша заботой, помогайте ему справляться с трудностями и хвалите за каждый шаг на пути к успеху. Это обязательно мотивирует ребенка на новые достижения.
Каковы итоги?
Мотивация является важной частью любого процесса. Быть мотивированным — значит, верить во что-то настолько сильно, чтобы быть готовым много работать и пройти трудный путь для достижения поставленных задач и конечной цели. Хотя некоторые ученики и студенты врожденно более мотивированы, чем другие, есть много методов, с помощью которых можно повысить уровень мотивации
Мотивация к обучению может быть приобретена самостоятельно либо привита кем-то. Исследования показывают, что можно влиять на собственные уровни мотивации и самоконтроля. Но нельзя забывать о безусловной роли взрослых — родителей и учителей. Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Процесс мотивации — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей
Хотя некоторые ученики и студенты врожденно более мотивированы, чем другие, есть много методов, с помощью которых можно повысить уровень мотивации. Мотивация к обучению может быть приобретена самостоятельно либо привита кем-то. Исследования показывают, что можно влиять на собственные уровни мотивации и самоконтроля. Но нельзя забывать о безусловной роли взрослых — родителей и учителей. Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Процесс мотивации — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей.
В детском возрасте не так сложно создать мотивацию к познанию нового, к учебе. Способствовать повышению мотивации учения в подростковом возрасте уже сложнее. В такой период, когда рушатся все идеалы и появляются новые авторитеты, сложно найти общий язык с подростками, не говоря уже о том, чтобы мотивировать их к учебе. Во всем этом процессе главное — правильный подход. В случае если родители чувствуют, что не справятся с такой задачей самостоятельно, лучше обратиться к специалистам. По вопросу, как мотивировать ребенка на учебу, советы психологов идентичны
Самое важное — не допускать применения таких методов, как шантаж, запреты и наказания. Потеря доверия только усугубит проблему. В таких ситуациях эффективны различные методы мотивации, с помощью которых можно повысить интерес и стремление к учебе
В таких ситуациях эффективны различные методы мотивации, с помощью которых можно повысить интерес и стремление к учебе.