Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников

Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии | статья в сборнике международной научной конференции

Слайд 53. Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики руки ребенка.А)

Пальцевая моторика и развитие речи.

« есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга ». М.М. Кольцова

Б) Дисграфии и их нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая коррекция опирается на учение о:

закономерностях развития и строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А.Р.Лурия);

нейропсихологической реабилитации (Л.С. Цветкова);

формирующем обучении, о возможностях «замещающего онтогенеза» (т.е. коррекционно-развивающий процесс предполагает возвращение назад по онтогенезу и новое выстраивание программы психического развития) (А.В.Семенович, Б.А. Архипова ).

Слайд 6Функциональный Состав Письма I блок — блок регуляции тонуса и

бодрствования

Поддержание активного тонуса коры при письме

II блок — блок приема, переработки и хранения информации

1. Переработка слухо-речевой информации — фонемное распознавание, опознание лексем, слухо-речевая память

2. Переработка кинестетической информации — дифференциация артикулем; кинестетический анализ графических движений

3. Переработка зрительной информации — актуализация зрительных образов букв и слов

4. Переработка полимодальной информации — ориентация элементов буквы, буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов

III блок — блок программирования, регуляции и контроля

1. Эфферентная (серийная) организация движений — моторное (кинетическое) программирование графических движений

2. Регуляция психической деятельности — планирование, реализация и контроль акта письма

Нейропсихологический анализ ошибок письма

Выполненный с точки зрения с нейропсихологических позиций мониторинг ошибок на письме показал, что открытые А. Р. Лурия (1973 год) компоненты (блоки) структурно-функциональной организации коры головного мозга непосредственно принимают участие в акте письма ученика, только начинающего усваивать этот новый для него вид учебной деятельности.

Типичные трудности детей в овладении письмом

Недостаточная сформированность произвольного внимания и отсутствие произвольной регуляции действий (действий планирования и самоконтроля). На письме преобладают ошибки по типу усечения программы и аномальной инертности. Среди них:

  • персеверации (повтор на письме) букв, слогов, слов;
  • пропуски отдельных языковых единиц;
  • антиципации (предвосхищение) букв и их элементов, реже слогов;
  • контаминации (слипание) фрагментов слов.

Т. е. налицо проблемы с недостаточностью языкового анализа и синтеза, являющиеся типичным симптомом понижения ориентировочных действий.

Проблема активизации тонуса коры головного мозга — следующая типичная причина ошибочного написания. На фоне высокой степени утомляемости наблюдается неустойчивая работоспособность. Учащиеся поздно включаются в задание, не успев приступить к выполнению его устают, спустя какой-то момент рабочее состояние появляется, но уже на пониженном уровне, ученик вновь устает. Как результат — массовые грубые недочеты письма.

Недочеты пространственно-аналитической деятельности являются также причиной специфических ошибок в письменных работах детей. Понимание организация действия в пространстве — функционал, в которой одинаково задействованы правое и левое полушарие. Изучение нейропсихологии ошибок на письме при оптической дисграфии позволяет отметить их общий характер. Это:

  • дезориентация на тетрадном листе, поиск начала строки;
  • невозможность соблюдения письма на строке;
  • непостоянство наклона и высоты букв, непропорциональность элементов букв по величине;
  • отдельное написание элементов одной буквы и букв внутри одного слова;
  • проблема с актуализацией графо-моторного образа буквенного символа, замены визуально сходных по написанию, замены прописных букв печатными, необычное ведение линий в процессе прописывания;
  • настойчивая зеркальность;
  • пропуск и замена букв. обозначающих гласные звуки, включая ударные позиции;
  • изменение последовательности языковых единиц;
  • склонность к фонетическому письму («радото» вместо «радостно», «рутйи» вместо «ручьи»);
  • проблема определения целостности слова, в результате чего слова с предлогами пишутся слитно, а приставки отдельно.

Данные ошибки объясняются недостаточностью владения пространственной информацией и своеобразных попытках их компенсировать.

Слайд 26Сказка про ёжика.Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су

Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су Джоковский шарик- массажер.

Жил — да был ежик в лесу, в своем домике — норке (зажать шарик в ладошке).Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился — катился и прибежал на красивую, круглую полянку. Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много…как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Слайд 7 Коротко о кинезиологии «Рука является вышедшим наружу мозгом» И. КантКинезиология

– наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Актуальность.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Цель:

Задачи:

уменьшить процент учащихся, испытывающих серьёзные затруднения неудачи в учебной деятельности.

создание положительного эмоционального настроя; снятие эмоциональной напряженности; развитие межполушарного взаимодействия, связей; развитие внимания и памяти; развитие воображения; формирование произвольности

Методика развития программирования и контроля произвольных действий

Ранняя нейропсихологическая диагностика ошибок письма дает возможность правильно подготовить ребенка к школе и предупредить трудности обучения. Для профилактики подобных трудностей рекомендуется нейропсихологическая методика развития программирования и контроля произвольных действий.

Кроме того, советуем познакомиться с книгой Цветковой Л. С. «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление». В книге последовательно описаны особенности нарушения процесса счета у людей и пути его восстановления. Особенности нарушения устной и письменной речи и пути их восстановления посвящена вторая глава книги. Книга адресована логопедам, педагогам начальной школы, методистам. Информация, содержащаяся в пособии,  будет интересна родителям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: