Введение
Аутизм представляет собой генетически обусловленное нарушение развития нервной системы, его распространённость оценивается в 1 из 100-150 человек (данные на 2010 год).
Расстройства аутистического спектра включают: аутизм (аутическое расстройство), неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм), синдром Аспергера.
В психологическом плане для РАС характерно наличие общей для всех детей триады нарушений поведения:
- Проблемы социального взаимодействия, либо социальная самоизоляция или неадекватные социальные отношения.
- Проблемы коммуникации и речи.
- Навязчивые ритуалы (часто двигательные) и повторяющийся репертуар поведения.
Дети с аутизмом и НПНР имели трудности с формированием словарного запаса и овладением навыком построения предложений; дети с синдромом Аспергера — нет.
Социальные и поведенческие нарушения при НПНР (атипичный аутизм) и синдроме Аспергера менее серьёзно выражены, чем наблюдающиеся у детей с аутизмом (аутическое расстройство).
Около трети детей из спектра аутизма можно охарактеризовать как «высокофункциональных», так как при тестировании на уровень интеллекта (IQ) и речевые навыки они набирают количество баллов, соответствующее нормальному уровню.
Тем не менее, несмотря на наличие нормальных или даже отличных способностей к построению предложений и накоплению словарного запаса, у этих детей есть трудности с речью (функциональное использование) и навыками беседы.
Исследователи предполагают, что языковые проблемы у детей с расстройствами аутистического спектра возникают из-за дефицитов при работе «модели психического», то есть представления о психическом состоянии других людей (особенно относительно знания/незнания), их убеждений, их намерения взаимодействовать. (Tager-Flusberg, 2000)
В частности, сообщалось, что у детей с расстройствами аутистического спектра значительные трудности понимания небуквальных форм общения (метафоры, ироничные высказывания, образные выражения), потому что они не в состоянии распознать сказанное в переносном смысле. У них наблюдается тенденция интерпретировать эти формы в прямом смысле. (Happe, 1995)
Выбор профессии
В нашем государстве люди с синдромом Аспергера не считаются тяжелобольными людьми, нуждающимися в особом отношении. Довольно хорошие умственные способности позволяют пациентам с данной формой расстройства обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно. А при обращении за специализированной помощью удается решить некоторые проблемы с социальным взаимодействием.
В истории есть много примеров, когда люди с синдромом Аспергера становились знаменитыми и успешными. Исследователи пришли к выводу, что это расстройство могло быть у Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Льюиса Кэрролла, Мари Кюри и даже древнегреческого философа Сократа.
Некоторые источники утверждают, что им страдает известный кинорежиссер Стивен Спилберг. Эти догадки базируются на изучении привычек, образа жизни и особенностей поведения, официальный же диагноз перечисленным выше известным людям поставлен не был. В отличие от них актер Энтони Хопкинс, режиссер Крис Пакхам, мотогонщик Гай Мартин, музыкант Гари Ньюман открыто говорят о своем диагнозе, который был поставлен в разный период жизни.
Если у вас синдром Аспергера, это не означает, что вы лишены воображения, творческих способностей, креативности или амбиций. Если вы хотите добиться чего-то в жизни, то постарайтесь свои «особенности» сделать сильными сторонами личности.
Прежде всего, это касается выбора профессии
Очень важно, чтобы человек с РАС или синдромом Аспергера получил образование именно в той области, которая вызывает у него наибольший интерес. Выбирать специальность необходимо с учетом того, что при данном психическом расстройстве у человека прекрасная долгосрочная память, а с краткосрочной рабочей памятью часто возникают проблемы
Люди с РАС могут успешно реализоваться в таких профессиях:
- визуальные мыслители — люди, не имеющие выдающихся способностей к математике, могут заняться компьютерным программированием, чертежным делом, фотографией или дизайном, различными ремеслами или мелким ремонтом, созданием компьютерных игр. Все эти профессии не требуют от человека быстро обрабатывать большой объем информации при помощи краткосрочной памяти;
- невизуальные мыслители обладают способностями к оперированию фактами и цифрами, а также имеют музыкальный талант. Такие люди могут быть архивными работниками, журналистами или редакторами, которые работают фрилансерами, настройщиками музыкальных инструментов, библиотекарями, складскими сотрудниками и т.д. Реализовать свои способности они смогут в бухгалтерском деле, телефонном маркетинге или научной работе (физика, математика);
- люди с низкофункционирующим аутизмом могут работать уборщиками, озеленителями, складскими разнорабочими. Они способны справиться с приготовлением простой пищи в ресторанах быстрого обслуживания, с фабричной сборкой различной продукции, вводом данных и копированием документов при помощи специальной техники.
Чтобы быть успешными, люди с данным видом расстройства должны приложить немало усилий. Работодатель захочет иметь такого работника только в том случае, если его профессиональные навыки будут очень высокими. Это позволит закрыть глаза на отсутствие социальных навыков.
Такой вид расстройства, как синдром Аспергера, не является смертельным, но он очень сильно осложняет жизнь человека. Тем не менее, люди с РАС могут стать полноценным членами общества, создать семью и завести здоровых детей. Для этого необходимо вовремя выявить проблему и начать курс психотерапии.
Прогноз при синдроме Аспергера в большинстве случаев благоприятный. Пусть от той патологии избавиться полностью нельзя, зато можно научиться жить с этим заболеванием. Справиться с этим самостоятельно у больного вряд ли получится, улучшить качество жизни можно только при помощи опытного психотерапевта, специализирующегося на лечении аутизма и других расстройств этого спектра.
Преодоление сенсорных проблем
Осмысление мира, понимание того, что им говорят их чувства, большинство взрослых в спектре аутизма оценивает как самый важный навык, который требовалось изучить в детстве. На самом деле, это самый важный навык, который нужно усвоить всем детям. Если ребёнок не понимает, что он видит, слышит, трогает, чувствует и обоняет, то как он может научиться другим навыкам, необходимым для выживания в современном мире? Навыки общения и взаимоотношений важны тем, что в первую очередь требуют понимания мира, а также осознания своего места в мире.
Иногда во время обучения родители настолько погружаются в социальные ситуации, что недооценивают или забывают о том влиянии, которое сенсорные проблемы могут оказать на способность их ребёнка овладеть социальным навыкам и развивать социальную осведомлённость. В сочетании сенсорные и социальные проблемы тормозят обучение. Сенсорные проблемы мешают ребёнку сосредотачиваться и учиться. Тревога из-за сенсорных проблем может быть очень сильной и полностью захватить сознание. Вот почему любой человек, пытающийся научить ребёнка с расстройствами аутистического спектра (РАС) социальным навыкам (даже базовым), сперва должен оценить окружающую среду с сенсорной точки зрения и устранить сенсорные проблемы, препятствующие способности ребёнка сосредоточиться на социальном уроке. Родители ломают голову и задаются вопросом, почему ребёнок не может освоить базовые социальные навыки или даже не пытается, но чего они ждут, если он попадает в среду, которая причиняет ему боль? Например, люминесцентные лампы могут не беспокоить нас, но для ребёнка в спектре аутизма мерцающий и гудящий шум может быть невыносимым.
Стадии аутистического расстройства
По мере развития и течения болезни пациент проходит следующие стадии заболевания:
- Острая, начальная стадия. Или стадия психоза. Продолжительность ее обычно составляет от одного до шести месяцев. У пациента наблюдается снижение активности, изменение эмоционального фона, отрешенность от окружающей действительности, уход в себя, торможение развития.
- Регрессивная стадия, продолжительность которой составляет от шести месяцев до года. Регрессивный аутизм характеризуется продолжением снижения активности, утратой приобретенных ранее навыков, потерей речи, появлением двигательных стереотипий: разжатие и сжатие кулаков, поднятие рук на высоту плеч или над головой, постоянное закладывание пальцев друг за друга, наличие примитивных действий, характерных для раннего периода развития, резкое напряжение мышц с последующими взмахами руками.
- Кататоническая стадия длится от полутора до двух лет. Для нее характерно появление расстройств, характеризующихся чрезмерной двигательной активностью с присущей аутизму стереотипией и негативизмом: бег по кругу, раскачивания из стороны в сторону, постоянные кружения, лазание по мебели.
К окончанию последней стадии, как правило, у ребенка наблюдаются улучшения. При этом у него могут проявляться неврозы и психические расстройства, гиперактивность и импульсивность. Но при этом снова восстанавливается поврежденное развитие, что можно заметить по реакции больного на окружающих, регенерации речи в виде звуков или некоторых слогов при эмоциональных всплесках, а также по появлению навыков самообслуживания, ранее утраченных.
Симптомы аутизма
Симптомами при аутизме являются:
- патология речи;
- особенности развития интеллекта;
- патология поведения;
- гиперактивный синдром;
- нарушения в эмоциональной сфере.
Речь при аутизме
Характеристиками речи у детей-аутистов являются:
- эхолалии – повторения;
- шепотная или, наоборот, громкая речь;
- метафорический язык;
- игра слов;
- неологизмы;
- необычная интонация;
- перестановка местоимений;
- нарушение мимической экспрессии;
- отсутствие реакции на речь других.
Поведение при аутизме
Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:
- аутоагрессия и гетероагрессия;
- приверженность к постоянству;
- стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные;
- ритуалы.
Аутоагрессия в поведении
Ритуалы в поведении детей-аутистовСтереотипии в поведении детей аутистов
Инвалидность при аутизме
Льготами для детей с аутизмом, оформившими инвалидность, являются:
- бесплатное посещение специализированных образовательных учреждений;
- оформление в логопедический сад или в логопедическую группу;
- налоговые вычеты на лечение;
- льготы на санаторно-курортное лечение;
- возможность обучаться по индивидуальной программе;
- помощь в психологической, социальной и профессиональной реабилитации.
невропатологаокулистаоториноларингологаанализ мочианализ крови
Игры для детей с аутизмом
Ролевые игры помогают детям учиться взаимодействовать с другими людьми, развивать воображение и навыки общения. Примеры включают игры «магазин», «врач» или «семья».
Игры на имитацию включают повторение движений, звуков и действий, что способствует улучшению невербальной коммуникации и подражательных навыков. Например, игры «повтори за мной».
Карточки с изображениями используются для обучения детей выражать свои потребности и желания с помощью визуальной коммуникации.
Интерактивные игры на планшетах и компьютерах. Специальные приложения и программы, разработанные для детей с аутизмом, помогают улучшать речевые и коммуникативные навыки в игровой форме.
Пазлы и головоломки способствуют развитию логического мышления, внимания и усидчивости.
Карточные игры типа «Найди пару» улучшают зрительную память и концентрацию внимания.
Игры с песком и водой помогают детям с аутизмом развивать сенсорное восприятие и успокаиваться. Например, игры в песочнице или переливание воды из одного контейнера в другой.
Игры с мягкими игрушками, лизунами, конструкторами помогают детям привыкать к разным сенсорным ощущениям.
Если вы замечаете у своего ребенка трудности в общении с окружающими, частое повторение одних и тех же действий или сильную привязанность к определенным темам и занятиям, мы рекомендуем обратиться за помощью к психологу. На нашей платформе опытные психологи проведут всестороннюю диагностику и предложат эффективные методы поддержки. Своевременное вмешательство может оказать решающее влияние на развитие вашего ребенка и помочь ему лучше адаптироваться в обществе.
Признаки аутизма у детей в зависимости от возраста ребенка
Ранний возраст (до 12 месяцев)
- Отсутствие улыбки в ответ на улыбку взрослого.
- Не реагирует на имя или другие звуки, воспроизводимые родителем.
- Не устанавливает или избегает зрительного контакта с окружающими людьми.
- Отсутствие интереса к лицам и предметам, неподвижный взгляд.
- Задержка в развитии моторных навыков (например, не переворачивается, не сидит без поддержки)
Раннее детство (1-2 года)
- Отсутствие лепета и первых слов до 12 месяцев, отсутствие двухсловных фраз к 2 годам.
- Ограниченное использование жестов (например, указание).
- Не инициирует игры с другими детьми, избегает социального общения.
- Отсутствие имитации поведения взрослых (например, не играет в «ку-ку»).
- Стереотипные движения (например, качание, махание руками).
- Повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам.
Младший дошкольный возраст (2-4 года)
- Отставание в развитии речи, эхолалия (повторение услышанных слов и фраз).
- Трудности в использовании языка для общения, ограниченный словарный запас.
- Ограниченное понимание и использование невербальных сигналов (жесты, мимика).
- Трудности в участии в совместных играх, предпочитает играть один.
- Стереотипные и ритуализированные действия, привязанность к графику.
- Однотипные интересы (например, сосредоточенность на одной игрушке или теме)
Старший дошкольный и младший школьный возраст (4-7 лет)
- Формальное использование речи, трудности с поддержанием диалога. Частое ведение монолога.
- Трудности в понимании и использовании абстрактных понятий и метафор.
- Затруднения в установлении дружеских отношений, отсутствие интереса к играм с другими детьми.
- Непонимание социальных норм и правил, ограниченная эмпатия.
- Стереотипные интересы и занятия, соблюдение строгих ритуалов.
- Повышенная или пониженная чувствительность к звукам, предметам, свету.
Старший школьный возраст и подростковый возраст (7 лет и старше)
- Трудности в восприятии нюансов языка, иронии, сарказма.
- Сложности в участии в групповых дискуссиях и командной работе.
- Ограниченные или полное отсутствие близких дружеских отношений.
- Проблемы с пониманием социальных ситуаций и выражением эмоций.
- Специфические интересы и хобби.
- Сильная привязанность к распорядку дня и ритуалам, тревожность при изменениях.
Проверенные терапевты Меты
Сложности в отношениях
Депрессия
Разобраться в себе
Проблемы с самооценкой
Нет энергии и сил
Мадина
Опыт 4 года · от 3000 ₽
Дарья
Опыт 9 лет · от 2850 ₽
Ксения
Опыт 4 года · от 2500 ₽
Мария
Опыт 10 лет · от 6000 ₽
Алёна
Опыт 1 год · от 2000 ₽
Юлия
Опыт 9 лет · от 4000 ₽
Артем
Опыт 7 лет · от 2500 ₽
Любовь
Опыт 20 лет · от 5000 ₽
Ольга
Опыт 7 лет · от 3000 ₽
Татьяна
Опыт 5 лет · от 2000 ₽
Ирина
Опыт 6 лет · от 4000 ₽
Анастасия
Опыт 5 лет · от 2500 ₽
Дарья
Опыт 10 лет · от 3000 ₽
Антонина
Опыт 6 лет · от 2000 ₽
Алёна
Опыт 9 лет · от 3000 ₽
Иван
Опыт 6 лет · от 2500 ₽
Владислав
Опыт 7 лет · от 4000 ₽
Мария
Опыт 3 года · от 3000 ₽
Маргарита
Опыт 14 лет · от 5500 ₽
Галия
Опыт 8 лет · от 4000 ₽
Екатерина
Опыт 7 лет · от 3900 ₽
Наталья
Опыт 3 года · от 3000 ₽
Елена
Опыт 14 лет · от 3500 ₽
Янина
Опыт 4 года · от 2850 ₽
Екатерина
Опыт 6 лет · от 3500 ₽
Типы взрослых людей с синдромом Аспергера
Всех пациентов, страдающих синдромом Аспергера, можно разделить на три группы, для каждой из которых характерны особенности поведения и схема лечения:
- Актер. Индивид, относящийся к этому типу, хотят иметь отношения с другими людьми. Стремясь к достижению желанной цели, они изучают социальные навыки здоровых людей и попросту их копируют. Окружающие практически не замечают отклонений в их поведении, поскольку «актеры» достаточно хорошо приспосабливаются к жизни.
- Изгой. В эту группу включают взрослых людей с синдромом Аспергера, которые стремятся к межличностным отношениям, но испытывают трудности в поиске друзей, а также в поддержании дружеских связей. Это происходит из-за отсутствия социальных навыков. «Изгои» очень сильно хотят приспособиться к жизни, но у них не получается. Поскольку больные часто ведут себя некорректно и несколько чудаковато, то окружающие избегают строить с ними любые отношения. Среди людей этого типа чаще всего встречаются депрессии, они сами ищут помощи в решении своих проблем.
- Одиночка. В эту группу входят пациенты, не желающие иметь межличностных отношений. Исключения составляют очень близкие люди, не представляющие опасности больному. «Одиночки» практически всегда выбирают только один вид одиночной деятельности. Их не интересует сексуальная сторона жизни, они очень редко заводят семьи, эмоционально холодны и отрешены. Такие люди не то чтобы совсем избегают общения, скорее они могут строить отношения с другими людьми на интеллектуальной или профессиональной основе, при этом избегая эмоциональной близости. «Одиночки» очень редко сами обращаются за специализированной медицинской помощью, поскольку их образ жизни не вызывает особых страданий. Если же, подобное происходит, то ведущую роль в лечении отводится психотерапии. Усилия врачей будут направлены на улучшение навыков взаимодействия, общения, а также формирование и усиление чувства собственного достоинства.
Независимо от особенностей проявления синдрома Аспергера, все страдающие им люди испытывают сложности в каждодневной жизнедеятельности. Довольно часто данный вид расстройства сопровождается депрессией, приводящей к возникновению суицидальных мыслей. Согласно статистике, риск самоубийства у взрослых людей с синдромом Аспергера намного выше, чем у больных другими видами психических расстройств. Ключевым фактором риска является именно депрессия.
Причины возникновения аутизма у детей
Диагностика заикания у детей
При обнаружении первых симптомов заикания ребенка сразу же нужно показать врачу. При подозрении на эту патологию должны быть проведены обследования у таких специалистов, как невролог, педиатр, логопед и психиатр. В некоторых случаях может понадобиться консультация детского психолога. Большую роль в постановке диагноза и выявлении причин болезни играет анамнез ребенка, сведения о том, как происходит развитие, информация о том, когда, как и при каких обстоятельствах он начал заикаться.
Для того чтобы выявить стадию болезни и причины заикания у детей, понадобится проведение диагностики речи, которая включает в себя оценку темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если такие имеются, определит, какой разновидностью артикуляционных судорог страдает пациент, с какой частотой они происходят.
Для обнаружения патологий ЦНС может понадобиться:
- исследование сосудов головного мозга реографическим методом;
- ЭЭГ;
- МРТ.
Лечение аутизма и методики обучения детей, страдающих аутизмом
Аутизм не вылечивается полностью. Основной целью при лечении является помощь в формировании социальных контактов, повышение навыков самообслуживания. Хорошо зарекомендовали себя:
- логопедическая терапия;
- игровая и поведенческая терапия;
- трудовая терапия;
- семейная терапия;
- использования различных моделей развития.
Коррекционная работа при аутизме направлена на прием психотропных, противосудорожных препаратов, антипсихотиков и антидепрессантов.
Обучаются дети аутисты отдельно от здоровых детей. Для них существуют специальные учреждения, где используются различные методики обучения.
Причины возникновения болезни
До последнего времени самой распространенной причиной заболевания считалась генетическая предрасположенность, благодаря которой в головном мозге происходят дисфункциональные изменения, приводящие к возникновению и развитию аутизма. На сегодняшний день все больше оборотов набирает гипотеза о том, что аутизм представляет собой сложное психическое расстройство, вызываемое различными причинами, чаще всего действующими на человека одновременно. К факторам развития болезни можно отнести:
- наличие тяжелых инфекционных заболеваний, особенно при внутриутробном развитии (корь, краснуха, ветряная оспа);
- врожденные нарушения в работе головного мозга;
- низкий вес при рождении;
- внутриутробную гипоксию плода, недоношенные беременности, тяжелую родовую деятельность;
- детскую шизофрению;
- черепно-мозговые травмы у ребенка;
- преклонный возраст родителей;
- радиационное облучение и интоксикацию организма.
Можно также выделить и дополнительные причины, которые могут вызвать возникновение и развитие данной болезни:
- употребление алкоголя и курение;
- пренатальный стресс;
- некачественные продукты питания, пестициды;
- тяжелые металлы и выхлопные газы;
- растворители;
- вакцины.
Многие люди связывают это заболевание с ранней детской вакцинацией или расовой предрасположенностью, однако никаких доказательств этим теориям на сегодняшний день не существует.
Также отдельно следует выделить приобретенный аутизм, развивающийся в связи с неправильным воспитанием ребенка или недостатком внимания со стороны родителей. Может возникнуть такое заболевание и у взрослых людей. Чаще всего причинами его появления в таких случаях принято считать:
- хронические депрессивные расстройства;
- наличие черепно-мозговых травм;
- заболевания психологического характера.
В целом, патогенез данного заболевания еще полностью не изучен. Риск возникновения достаточно высок у детей, переживших сильный эмоциональный стресс или травму, сталкивающимися с насилием и унижением в семье, полным игнорированием со стороны родителей – психогенный аутизм.
Классификация аутизма — Mardaleishvili Medical Centre
Деятельность ВОЗ
Заключение
Маленькие дети в спектре аутизма не обращаются за помощью (когда их обижают на детской площадке, когда развязываются шнурки и т.д.), но нужно обучать их этому навыку с самого начала. Научиться обращаться с просьбами о помощи, а позже и советы доверенных людей, подготовят их к различным типам социальных отношений, когда они достигнут подросткового и взрослого возраста.
Исследования сексуальных отношений среди подростков показывают, что хотя многие молодые люди предпочитают обращаться к своим друзьям за поддержкой и неформальным обменом сексуальной информацией (что, конечно, может означать дезинформацию), большинство из них хотели бы иметь возможность поговорить со своими родителями о сексуальных вопросах. Что может быть куда более актуально для молодых людей с аутизмом. Они часто исключены из подростковых дискуссий и, следовательно, могут стать объектом насмешек из-за социальной неуклюжести и незнания современной терминологии. Нет никаких сомнений в том, что родители должны обеспечить подросткам сексуальное образование. И это не одноразовое дело: общение с подростками должно быть постоянное, открытое и честное. Есть много задач, стоящих перед родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра, и изучение человеческой сексуальности может быть оказаться не самой простой из них, но она – точно одна из самых важных.
Ссылки:
1. Autism Life Skills: From Communication and Safety to Self-Esteem and More – 10 Essential Abilities Every Child Needs and Deserves to Learn, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2008.
2. The Gray Center for Social Learning and Understanding, www.thegraycenter.org.
3. eHow, www.ehow.com.
4. Speechmark, www.speechmark.net.
5. Adolescents on the Autism Spectrum: A Parent’s Guide to the Cognitive, Social, Physical, and Transition Needs of Teenagers with Autism Spectrum Disorders, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2006.
6. Staffordshire Learning Net, www.education.staffordshire.gov.uk.
7. Making Sense of Sex: A Forthright Guide to Puberty, Sex and Relationships for People with Asperger’s Syndrome, Sarah Attwood, Jessica Kingsley Publishers, 2008.
8. Ballan, M.S. & Freyer, M.B. (2017). Autism Spectrum Disorder, Adolescence, and Sexuality Education: Suggested Interventions for Mental Health Professionals. Sexuality and Disability. doi:10.1007/s11195-017-9477-9
Представленный выше материал – перевод текста «Autism Spectrum Disorders and Sexuality». Оригинал статьи находится здесь.