Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма
Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:
- правильная речь;
- непроизвольная память;
- анализирующее восприятие;
- наглядно-образное мышление;
- творческое воображение;
- зачатки произвольной памяти;
- словесное мышление;
- эмоциональная регуляция поведения.
Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет
Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.
Игра предметная
В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.
Игра сюжетно-отобразительная
К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.
Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.
Сюжетно-ролевая игра
Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.
Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.
Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.
26 Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства
К концу раннего детского возраста начинают складываться новые виды деятельности, которые определяют психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
На 2-ом году жизни ребенка игра носит процессуальный характер. Действия однократные, неэмоциональные, стереотипные, могут быть не взаимосвязанными. Л. С. Выготский назвал такую игру квазиигрой, что подразумевает подражание взрослому и отработку двигательных стереотипов. Игра начинается с того момента, когда ребенок овладевает игровыми замещениями. Развивается фантазия, следовательно, повышается уровень мышления. Этот возраст отличается тем, что у ребенка нет системы, по которой бы строилась его игра. Он может либо повторять одно действие многократно, либо производить их хаотично, беспорядочно. Для ребенка не имеет значения, в какой последовательности они происходят, ибо между его действиями не просматривается логика. В этот период для ребенка важен сам процесс, а игра носит название процессуальной.
К 3 годам ребенок способен действовать не только в воспринимаемой ситуации, но и в мысленной (воображаемой). Один предмет замещается другим, они становятся символами. Между предметом-заместителем и его значением становится действие ребенка, появляется связь между реальностью и воображением. Игровое замещение позволяет отрывать действие или назначение от названия, т. е. от слова, и видоизменять конкретный предмет. При становлении игровых замещений ребенку нужна поддержка и помощь взрослого.
Этапы, благодаря которым ребенок включается в игру-замещение:
1) ребенок не реагирует на те замещения, которые производит взрослый во время игры, ему не интересны ни слова, ни вопросы, ни действия;
2) ребенок начинает проявлять интерес к тому, что делает взрослый, и повторять его движения самостоятельно, но действия ребенка пока автоматические;
3) ребенок может производить замещающие действия или их имитацию не сразу же после показа взрослого, а по прошествии времени. Ребенок начинает понимать разницу между реальным предметом и замещающим его;
4) ребенок сам начинает замещать один предмет другим, но подражание все еще сильно. Для него эти действия пока не носят осознанного характера;
5) ребенок может самостоятельно замещать один предмет другим, при этом давая ему новое название. Чтобы игровые замещения были успешными нужна эмоциональная вовлеченность взрослого в игру.
К 3 годам у ребенка должна сложиться вся структура игры:
1) сильная игровая мотивация;
2) игровые действия;
3) оригинальные игровые замещения;
4) активное воображение.
Психологическая позиция человека в игровой деятельности
Важное значение в психологической основе игровой деятельности имеет то, какое место занимает в ней играющий. С точки зрения психологии, субъект игровой деятельности находится одновременно и «внутри игры», и «вне игры»
Позиция субъекта игровой деятельности «вне игры» необходимо для того, чтобы управлять совершаемыми игровыми действиями и всей игрой в целом. Кроме того, данная позиция позволяет использовать игрушки и предметы-заместители.
Позиция «внутри игры» «дает» играющему понять специфику игровой деятельность, то есть, как бы предоставляет «ключ» от игры. При этом субъект одновременно выступает и как человек и как тот, чью роль он играет.
Анализ позиций субъекта игровой деятельности позволяет наглядно представить всю специфику той воображаемой ситуации, в условиях которой происходит игра, понять расхождение ее смыслового и оптического поля.
Позиция «вне игры» может быть рассмотрена с точки зрения той деятельности, которую совершает субъект в воображаемом пространстве, а позиция «внутри игры» характеризует смысл игровой деятельности
При этом важно отметить, что данные позиции не должны совпадать друг с другом, так как именно это несовпадение и позволяет отличить игру от «не игры»
Присутствие субъекта одновременно как «вне игры» и «внутри игры» обеспечивает не только успешное и продуктивное развитие игровой деятельности, но и позволяет индивиду развиваться в онтогенезе, используя для этого игровую деятельность как вспомогательный элемент.
Замечание 2
Таким образом, включенность субъекта в игровую деятельность, условное разделение его на «себя внутри игровой деятельности» и на себя «вне игровой деятельности», является одним их из обязательных требований при организации игровой деятельности.
Психологические критерии игровой деятельности
В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов в психологии является вопрос о психологических критериях игры. Это обусловлено тем, что именно игра во многом определяет культуру целого народа и при этом наглядно показывает психологические и личностные особенности отдельного человека.
Замечание 1
Четкое определение психологических критериев игры позволяет создать необходимые условия для ее полноценного становления и последующего развития, а также обеспечения использования игровой деятельности во вспомогательных целях.
Психологические критерии игровой деятельности:
- Наличие игрушки – действие с игрушками определяет ход игровой деятельности, ее развитие и широту. Первоначально дети не владеют всеми действиями, которые можно совершать с игрушками, в этой связи их игровая деятельность однообразна. Со временем ребенок расширяет свои знания об игрушке и действиях с ней, начинает шире применять в игровой деятельности, что делает ее разнообразнее, глубже и богаче.
- Наличие игровой роли – выделение роли в игровой деятельности позволяет ей приобрести сюжет и статус ведущей деятельности ребенка. Анализ игровой роли, как одного их психологических критериев игровой деятельности, позволяет выделить и понять специфику игры, ее значимость для развития ребенка.
- Наличие мнимой или воображаемой ситуации – критерий, предложенный Л.С. Выготским, представляет собой смысловой план игры. Посредством воображаемой ситуации, играющий как бы дает осмысление используемой игрушке или предмету, а также совершаемым с ними игровым действиям (роли).
Таким образом, основными психологическими критериями игровой деятельности является наличие в ней игрушки (замещающего предмета), игровой роли (действий) и наличие воображаемой ситуации. В случае, если все три критерия находятся в совокупности можно говорить об успешности организованной игровой деятельности и ее полезности для психического и личностного развития играющего.
Кроме того, наличие всех трех критериев позволяет отличить игровую деятельность от иных видов деятельности, а также использовать ее в реальной жизни. Важным является не просто наличие указанных психологических критериев, а их неразрывность и взаимосвязанность.
Психологические особенности игровой деятельности
Одной из основных особенностей игровой деятельности является позиция играющего, которая связана с разделением субъекта на «играющего» и «самого себя», исполняющего определенную игровую роль.
Так, играя, ребенок переживает одновременно эмоции как руководитель игровой деятельность и как герой, за которого он выполняет роль. Например, ребенок играет в больницу, он выполняет роль врача. В этом случае, ребенок испытывает положительные эмоции от того, что может «примерить» на себе роль врача, почувствовать себя доктором. В процессе игры, к нему обращается за помощью «пациент», которого он успешно «лечит». К той радости, что он испытывал в начале игры (радость от себя «вне игры»), добавляется радость за доктора, который смог помочь (радость от себя «внутри игры»). При этом ребенок переживал и эмоции «внутри роли», такие как волнение за пациента, сопереживание и т.д.
Одновременная позиция внутри игры и вне ее позволяет использовать игровую деятельность как средство для организации других деятельностей и обеспечивает развитие личностных и психических качеств субъект игры (сопереживание, эмпатия и т.д.). Кроме того, такая двойственная позиция играющего позволяет ему научиться со своими эмоциями, управлять собственными действиями. Именно и позволяет использовать игровую деятельность в реальной жизни.
Таким образом, одновременная позиция субъекта в игровой деятельности и вне ее как критерий игровой деятельности, позволяет целенаправленно формировать игру в онтогенезе, он обеспечивает использование игры в реальной жизни, он непосредственно связан с тем значением, которое имеет игра для психического и личностного развития.