Кризис 7-ми лет
Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.
Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.
Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.
Признаки этого кризиса:
- Начал кривляться, манерничать;
- Активно вступает в спор с родителями;
- Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
- Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
- Подражание поведению и манерам взрослых;
- Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
- Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
- Появление самостоятельных занятий.
Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.
Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.
Совет!Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.
В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.
Разрешайте спорить с вами.
Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.
Как справляться с сильными эмоциями
Одно из немногих средств в распоряжении родителей и детей — это механизм эмпатии, который помогает сопереживать и разделять эмоции другого. Подростки острее испытывают эмпатию, потому что «сырые» эмоциональные механизмы взаимодействия тоже регулируются гормонально, и они индивидуально вариативны. Эмоционально зрелые родители с решёнными подростковыми проблемами, включая эмпатию, могут понимать и управлять эмоциями, принимать решения исходя из эмоций и демонстрировать их.
«Я вижу, что кто-то плачет, и я плачу» — это прямая эмпатия. У нас так устроена когнитивная и эмоциональная система, что мы заражаемся чужими эмоциями. На эти реакции накладываются те же механизмы понимания и управления, о которых мы говорили ранее.
Внутренний плач можно остановить или дать ему проявиться в чувство сострадания, можно показать его и дать понять всем, что страдаешь, или застесняться и превратить его в чувство агрессии.
<<Лидген для статьи>>
Причины кризиса и торможения в развитии личности
Кризис личностного роста развивается по многим причинам. Они связаны как с бытовыми проблемами, так и с изменениями сознания в связи с возрастом.
Отсутствие хорошей мотивации
Практически невозможно заставить себя что-либо делать, если для этого нет желания. Когда нет поставленных целей, идти вперед так же не хочется.
Финансовые проблемы
Самую прямую и безоблачную дорогу легко испортит нехватка денег. Особенно если она возникла неожиданно, как говорят, на пустом месте. Сюда относятся непредвиденные растраты, например, в связи с серьезным заболеванием или незапланированным переездом.
Чувство лени
В этом случае человек сам себе является врагом. Он собственноручно тормозит свое развитие. А ведь стоит приложить совсем немного усилий, и ситуация изменится в лучшую сторону.
Давление со стороны
Окружающие не принимают тех, кто ведет себя не так, как они. Поэтому пытаются изменить таких людей. Эти попытки вгоняют последних в депрессию и тупик.
Возрастной порог
Самая серьезная причина развития личностных кризисов. По мнению психологов, им подвержены и дети (3, 7, 14 лет), и взрослые (18, 30, 40, 60 лет). Именно в эти периоды человек переосмысливает свою жизнь, пересматривает приоритеты и ценности.
Заметить наступление кризиса можно накануне дня рождения. Именинник вместо того, чтобы радоваться, испытывает непонятную тревогу и панику. У него возникает желание подвести черту под прожитыми годами и сделать выводы. Его беспокоит масса вопросов, касающихся того, что он успел или не успел сделать.
Одна или несколько конкретных ситуаций
Сюда относятся смерть близкого человека, проблемы в личных отношениях или ухудшение финансового положения. Эти ситуации всегда случаются неожиданно. После них начинается новая жизнь, полная неопределенности и пугающей неизвестности. Она-то и приводит к развитию депрессии, влекущей за собой неудачи в других сферах.
Переоценка ценностей
Поиск новых ориентиров и определение приоритетов также приводят к развитию кризиса личности. Человек оценивает прожитый промежуток времени с высоты опыта и пытается исправить ошибки. Это провоцирует появление переживаний и депрессии.
Откуда берется стыд
Появляясь еще в раннем детстве, когда в возрасте около 3 лет стремление ребенка к самостоятельности встречается с необходимостью соответствовать требованиям и нормам общества, чувство стыда достигает своей максимальной остроты в подростковом возрасте.
Важным достижением подросткового этапа развития является самоопределение — понимание себя, своих возможностей и ограничений, своего места в этом мире, назначения в жизни. Подростку необходимо ощутить собственную взрослость, дистанцироваться от родителей.
Дистанцироваться в никуда очень страшно, поэтому отделение от взрослых происходит в коллектив ровесников, где он должен найти и занять свое место. Таким образом, группа сверстников на какое-то время становится основным носителем знаний и ценностей.
Для возникновения стыда обязательно нужны реальные или предполагаемые свидетели: те люди, перед кем будет стыдно и которые (в реальности или воображении) осуждают, насмехаются, демонстрируют свое неудовольствие или презрение. Причем переживание стыда возможно лишь на фоне эмоциональной связи с другим человеком — тем, чьи чувства и мнение имеют особую ценность.
И если в более раннем возрасте ребенку было стыдно перед родителями за свои поступки, то теперь ему становится стыдно перед своими друзьями не только за себя, но и за поступки своих родителей.
Рецепт от болезни
При выявлении психологического кризиса взрослой жизни назначение только одно: научиться жить без оглядки на прошлое и постараться не проводить параллели с жизнями других людей. Мы все индивидуальны. Поэтому мы интересны. Осознание приобретенного жизненного опыта и принятие ошибок, совершенных на своем пути, помогут преодолеть трудности.
Важно уметь ставить достижимые жизненные цели, правильно определять приоритеты, чтобы не переживать в будущем острую фрустрацию. Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений. Например, человек может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи
Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает
Например, человек может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает
Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений. Например, человек может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает.
Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов
Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.
Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:
- Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
- Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
- Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).
Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.
Советы психолога:
- Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
- Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.
Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.
Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.
В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности
Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка
Финансы
Однажды тринадцатилетняя Олеся пришла ко мне и сказала, что хочет завести свою банковскую карту. Для меня это был ещё один тревожный знак о том, что дочь хочет отдалиться от меня. Я сказала ей, что она может просить деньги у меня и я буду давать ей средства на карманные расходы. Олеся запротестовала, сказав, что мне не нужно быть в курсе её покупок. Перед глазами предстала страшная картина: моя дочь покупает с одноклассниками алкоголь и сигареты. Я сказала: если ей есть, что скрывать, она может вообще со мной не разговаривать. Олеся расплакалась и убежала к себе в комнату. Я была уверена в своей правоте, поэтому дочь продолжала пользоваться моей картой — не было выбора.
Трудности в общении с братьями и сестрами
В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.
Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.
Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.
В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:
- когда лучше рожать второго ребенка?
- когда рождается ревность?
- как усилить преимущества и уменьшить трудности?
- как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
- с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
- с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.
Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.
Особенности физического и психического развития подростков
Физическое развитие подростков характеризуется рядом значительных изменений, таких как быстрый рост и половое созревание. В этот период происходит интенсивное увеличение массы и роста тела, что иногда приводит к временным проблемам с координацией движений. Половое созревание включает в себя развитие вторичных половых признаков и начало менструального цикла у девочек, увеличение размера гениталий и изменение голоса у мальчиков. Все эти изменения являются результатом гормональной активности, которая может также влиять на эмоции и тинейджера.
Психическое развитие подростков включает в себя поиск самоидентичности, становление критического мышления и развитие эмоциональной регуляции. В этот период подростки начинают задумываться о своих ценностях, убеждениях и месте в обществе. Они также активно развивают свои социальные навыки и учатся устанавливать отношения со сверстниками, взрослыми и авторитетными фигурами. Все эти процессы играют важную роль в формировании зрелой личности и установке на будущую профессиональную деятельность.
Рост и сексуальное развитие подростков
В процессе роста и сексуального развития подростков происходят значительные физические изменения, связанные с активацией гормонов и переходом от детства к взрослости. В течение этого времени подростки испытывают ускоренное увеличение роста и массы тела, что может вызвать временное несоответствие между разными частями тела и привести к ощущению неуклюжести.
Касательно сексуального развития, подростки сталкиваются с многочисленными изменениями, которые включают начало работы половых желез и появление вторичных половых характеристик. Для девочек это означает начало месячных, рост груди и изменение телосложения, в то время как для мальчиков — увеличение гениталий, ломка голоса и рост лицевых и телесных волос. Все эти изменения стимулируют повышенный интересу к сексуальности и взаимоотношениям, а также к необходимости осознать свою сексуальную идентичность.
Проходя через этап роста и сексуального развития, тинейджеры также могут столкнуться с рядом проблем, связанных с адаптацией к новому телу и своим возрастающим сексуальным чувствам. Изменения в теле могут вызвать неуверенность и сомнения в своей привлекательности, что часто отражается на самооценке и комфорте в социальных ситуациях.
Также подростки начинают осознавать свою сексуальную ориентацию, что вызывает дополнительные вопросы и сомнения, особенно в случаях, если они чувствуют себя отличными от сверстников
Они могут искать информацию и поддержку, чтобы лучше понять свою сексуальную природу и развитие, и важно, чтобы родители и образовательные учреждения предоставляли им доступ к точной и актуальной информации. В это время подросткам необходимо получать образование в области сексуального здоровья, включая информацию о противозачаточных методах, безопасных отношениях и превентивных мерах против половых инфекций
Когнитивное развитие и критическое мышление подростков
Когнитивное развитие подростков характеризуется значительными изменениями в процессах мышления, обучения и решения проблем. На этом этапе мозг тинейджера продолжает активно развиваться, особенно в областях префронтальной коры, ответственной за планирование, самоконтроль и решение сложных задач.
Критическое мышление — одна из ключевых психологических особенностей подросткового возраста и когнитивного развития подростков. Оно означает способность анализировать, оценивать и синтезировать информацию, а также делать обоснованные выводы и принимать решения на основе логического и объективного суждения. Подростки начинают развивать способность к абстрактному мышлению и метакогнитивным навыкам, что позволяет им осознавать и контролировать собственные мыслительные процессы.
В подростковом возрасте критическое мышление становится все более важным для успешного учебного процесса и навыков принятия решений в повседневной жизни. Развитие критического мышления подростков можно стимулировать с помощью обучения, которое делает акцент на анализе и решениях сложных проблем, развитии аргументации и навыков работы с разнообразными источниками информации, а также на разработке собственного мнения на основе критического анализа.
13 – летний возраст
Специалисты полагают, что именно в этот возрастной период подростки сталкиваются с картинами глубоких контрастов. Они видят мир лишь в черных и белых тонах, могут высказывают суждения, которые основываются именно на полярности мира. Можно упомянуть про подростковый максимализм, дух бунтарства, вследствие чего любые оттенки кроме черного и белого будут полностью игнорироваться.
Физические особенности в подростковом возрасте выражаются в намного большей развитости девушек в сравнении с их ровесниками мужского пола. У представительниц слабого пола отмечается замедление развития корсета мышц, в то время, как происходит более интенсивное развитие костного скелета.
Юноши отстают во время формирования от девушек на целых два года. Вне зависимости от половой принадлежности, все дети в процессе взросления будут отличаться повышенной мнительностью, слишком тщательным рассмотрением собственной внешности (см. Признаки нарциссизма у мужчины). Можно заметить и повышение аппетита.
В этом возрасте подростки сталкиваются с резкими перестройками в психологии, которая находится под влиянием воздействия именно гормонов
Важно понимать, что детям в этом возрасте крайне важно сравнивать себя с более взрослыми людьми, которые обладают собственными мыслями, желаниями и позицией
Можно упомянуть о следующих особенностей эмоциональной составляющей подростков:
- Крайняя неустойчивость в плане эмоций именно у девочек;(см. Эмоции)
- Наличие вспыльчивости, раздражительности; (см. Как перестать злиться)
- Крайняя неуверенность в себе, которую хочется преодолеть любимыми усилиями;
- Более яркий всплеск эмоций (подростки могут ощущать себя слишком несчастными или счастливыми в отличие от взрослых, которые отличаются более ровным эмоциональным фоном);
- Наличие одновременно противоположных эмоций, которые касаются, как любви, так и ненависти; (см. Первая любовь детей)
- Наличие совершенно новых увлечений.
Специфика социальной направленности:
- Желание как можно скорее избавиться от опеки (см. забота) родителей, значимых взрослых;
- Осознание ценности дружбы; (см. Дружба мужчины и женщины)
- Возникновение негативизма (см. Негативная и позитивная мотивация), повышенных требований в отношении учителей, взрослых, высказывание им претензий;
- Акцент на любви к кумирам, вследствие чего все разговоры только про представителей мира шоу-бизнеса
Особенности когнитивного развития:
- Идеалистическое воззрение;
- Желание всеми способами получить подтверждение любого мнения, которое озвучили, как мать с отцом, так и другие взрослые. Если доказательства не были предоставлены, они будут отвержены без каких-либо сожалений;
- Отрицание взглядов, которые существуют в обществе. Желание придерживаться более радикального мировоззрения;
- Интенсивное проявление желания мыслить с помощью логики; (см. также Интроверты)
- Формирование логики происходит с последующим развитием абстрактного мышления, вследствие чего можно легко обнаружить различные противоречия, которые наблюдаются в рассуждениях лиц подросткового возраста;
- Желание принимать самостоятельные решения, в основе которых будет лежать именно индивидуальная система ценностей.
Стадии и классификация
По определению известного психолога Выготского Л.С., существуют 3 стадии кризиса подросткового возраста (фазы):
- Негативная фаза — негативная. Первый этап кризисного периода начинается в 9-10 лет. Ребенок начинает постепенно переходить к другой системе взаимоотношений с миром. Старые ценности постепенно утрачиваются, ломаются стереотипы. Возникают первые разногласия с родителями, появляется новый круг общения среди сверстников.
- Собственно кризис. Пик проявлений отмечается в 13-15 лет. Симптомы кризисного возраста самые разнообразные. Полностью меняются интересы, подросток пытается выразить свое мнение по любому поводу, ускользает от родительской опеки. Повышенная конфликтность проявляется в школе и дома.
- Посткризис, положительные сдвиги. Переходный возраст завершается. У подростка четко просматриваются ценности и предпочтения в общении. Заканчивается половое созревание, окончательно определяется место в общественной жизни. Подросток развивает свои интересы, определяется с профессией.
Длительность каждой фазы у каждого ребенка своя, различается и выраженность протестных настроений. При отсутствии должного контакта с родителями кризис задерживается во второй стадии и приводит к явным отклонениям в поведении.
При первых признаках девиантного (отклоняющегося) поведения у подростка и невозможности разрешить трудную ситуацию в пределах школы или семьи нужно обратиться к профессиональным психологам и психотерапевтам.
Специалисты клиники психического здоровья оказывают квалифицированную помощь подросткам и их родителям, помогают предупредить опасные деформации личности.
В зависимости от возраста ученые выделяют 2 критических периода подросткового кризиса:
- Большой кризис при смене возраста от младшего школьника к младшему подростку. По времени соответствует предподростковому возрасту. Границы этого периода — от 8 до 12 лет. По определению американского психолога Стэнли Холла, это время перехода “от дикости к цивилизации”. Отечественные авторы Выготский и Эльконин называют младший возраст школьника “вторым периодом детства”.
- Малый — переход от младшего подростка к старшему. Это кризисный возраст от 13 лет и старше до окончания взросления.
По преобладающему типу поведения подростков различают 2 основных варианта:
Кризис зависимости. Главная его характеристика — удивительное послушание ребенка. Подросток ведет себя как человек, полностью зависимый от мнения старших и более сильных, возвращается к детским привычкам и увлечениям.
Обращение к стилю поведения в младшем возрасте обеспечивает чувство защищенности и уверенности. Старая система отношений гарантирует благополучие в эмоциональном, физическом и материальном отношениях.
Кризис независимости. Его проявления общеизвестны. Таким подросткам присущи негативизм в общении, своенравность, протестные и бунтарские настроения. Всем своим поведением подросток показывает, что он уже не ребенок.
Далеко не всегда можно четко определить, какой тип кризиса и поведения преобладает у конкретного подростка. Его манера общаться и совершать определенные действия видоизменяется в зависимости от ситуации. Подростки обладают способностью приспосабливаться к непрерывно меняющимся обстоятельствам.
Кризис юношества
Этот кризис относится к возрасту 17-19 лет, когда юноши и девушки выпускаются из школы и думают, как им строить свою жизнь дальше. И в этот период возникает очень много жизненно важных вопросов: остаться ли мне в родном городе, где все мои близкие, или уехать в новое место и попытать свое счастье там, какой путь мне выбрать, пора ли мне строить отношения, нужно ли мне снимать свое жилье, если я остался в родном городе или продолжать жить с родителями дальше. Выбор учебного заведения также оказывает психологическое давление, ведь это немаловажный шаг для нашего будущего
Кроме того, в этом возрасте начинается сепарация от родителей, и очень важно уметь отпустить ребенка, чтобы дать ему возможность развиваться. Иначе есть шанс пригреть птенца настолько, что он никогда не покинет гнездо.