Кризис подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста: 20 факторов, влияющих на поведение подростков

Кризис 7-ми лет

Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.

Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.

Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.

Признаки этого кризиса:

  • Начал кривляться, манерничать;
  • Активно вступает в спор с родителями;
  • Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
  • Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
  • Подражание поведению и манерам взрослых;
  • Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
  • Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
  • Появление самостоятельных занятий.

Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.

Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.

Совет!Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.

В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.

Разрешайте спорить с вами.

Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.

Как справляться с сильными эмоциями

Одно из немногих средств в распоряжении родителей и детей — это механизм эмпатии, который помогает сопереживать и разделять эмоции другого. Подростки острее испытывают эмпатию, потому что «сырые» эмоциональные механизмы взаимодействия тоже регулируются гормонально, и они индивидуально вариативны. Эмоционально зрелые родители с решёнными подростковыми проблемами, включая эмпатию, могут понимать и управлять эмоциями, принимать решения исходя из эмоций и демонстрировать их.

«Я вижу, что кто-то плачет, и я плачу» — это прямая эмпатия. У нас так устроена когнитивная и эмоциональная система, что мы заражаемся чужими эмоциями. На эти реакции накладываются те же механизмы понимания и управления, о которых мы говорили ранее.

Внутренний плач можно остановить или дать ему проявиться в чувство сострадания, можно показать его и дать понять всем, что страдаешь, или застесняться и превратить его в чувство агрессии.

<<Лидген для статьи>>

Причины кризиса и торможения в развитии личности

Кризис личностного роста развивается по многим причинам. Они связаны как с бытовыми проблемами, так и с изменениями сознания в связи с возрастом.

Отсутствие хорошей мотивации

Практически невозможно заставить себя что-либо делать, если для этого нет желания. Когда нет поставленных целей, идти вперед так же не хочется.

Финансовые проблемы

Самую прямую и безоблачную дорогу легко испортит нехватка денег. Особенно если она возникла неожиданно, как говорят, на пустом месте. Сюда относятся непредвиденные растраты, например, в связи с серьезным заболеванием или незапланированным переездом.

Чувство лени

В этом случае человек сам себе является врагом. Он собственноручно тормозит свое развитие. А ведь стоит приложить совсем немного усилий, и ситуация изменится в лучшую сторону.

Давление со стороны

Окружающие не принимают тех, кто ведет себя не так, как они. Поэтому пытаются изменить таких людей. Эти попытки вгоняют последних в депрессию и тупик.

Возрастной порог

Самая серьезная причина развития личностных кризисов. По мнению психологов, им подвержены и дети (3, 7, 14 лет), и взрослые (18, 30, 40, 60 лет). Именно в эти периоды человек переосмысливает свою жизнь, пересматривает приоритеты и ценности.

Заметить наступление кризиса можно накануне дня рождения. Именинник вместо того, чтобы радоваться, испытывает непонятную тревогу и панику. У него возникает желание подвести черту под прожитыми годами и сделать выводы. Его беспокоит масса вопросов, касающихся того, что он успел или не успел сделать.

Одна или несколько конкретных ситуаций

Сюда относятся смерть близкого человека, проблемы в личных отношениях или ухудшение финансового положения. Эти ситуации всегда случаются неожиданно. После них начинается новая жизнь, полная неопределенности и пугающей неизвестности. Она-то и приводит к развитию депрессии, влекущей за собой неудачи в других сферах.

Переоценка ценностей

Поиск новых ориентиров и определение приоритетов также приводят к развитию кризиса личности. Человек оценивает прожитый промежуток времени с высоты опыта и пытается исправить ошибки. Это провоцирует появление переживаний и депрессии.

Откуда берется стыд

Появляясь еще в раннем детстве, когда в возрасте около 3 лет стремление ребенка к самостоятельности встречается с необходимостью соответствовать требованиям и нормам общества, чувство стыда достигает своей максимальной остроты в подростковом возрасте.

Важным достижением подросткового этапа развития является самоопределение — понимание себя, своих возможностей и ограничений, своего места в этом мире, назначения в жизни. Подростку необходимо ощутить собственную взрослость, дистанцироваться от родителей.

Дистанцироваться в никуда очень страшно, поэтому отделение от взрослых происходит в коллектив ровесников, где он должен найти и занять свое место. Таким образом, группа сверстников на какое-то время становится основным носителем знаний и ценностей. 

Для возникновения стыда обязательно нужны реальные или предполагаемые свидетели: те люди, перед кем будет стыдно и которые (в реальности или воображении) осуждают, насмехаются, демонстрируют свое неудовольствие или презрение. Причем переживание стыда возможно лишь на фоне эмоциональной связи с другим человеком — тем, чьи чувства и мнение имеют особую ценность.

И если в более раннем возрасте ребенку было стыдно перед родителями за свои поступки, то теперь ему становится стыдно перед своими друзьями не только за себя, но и за поступки своих родителей.

Рецепт от болезни

При выявлении психологического кризиса взрослой жизни назначение только одно: научиться жить без оглядки на прошлое и постараться не проводить параллели с жизнями других людей. Мы все индивидуальны. Поэтому мы интересны. Осознание приобретенного жизненного опыта и принятие ошибок, совершенных на своем пути, помогут преодолеть трудности.

Важно уметь ставить достижимые жизненные цели, правильно определять приоритеты, чтобы не переживать в будущем острую фрустрацию. Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений. Например, человек  может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи

Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает

Например, человек  может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает

Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений. Например, человек  может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает.

Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов

Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.

Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:

  • Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
  • Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
  • Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).

Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.

Советы психолога:

  • Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
  • Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.

Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.

Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.

В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности

Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка

Финансы

Однажды тринадцатилетняя Олеся пришла ко мне и сказала, что хочет завести свою банковскую карту. Для меня это был ещё один тревожный знак о том, что дочь хочет отдалиться от меня. Я сказала ей, что она может просить деньги у меня и я буду давать ей средства на карманные расходы. Олеся запротестовала, сказав, что мне не нужно быть в курсе её покупок. Перед глазами предстала страшная картина: моя дочь покупает с одноклассниками алкоголь и сигареты. Я сказала: если ей есть, что скрывать, она может вообще со мной не разговаривать. Олеся расплакалась и убежала к себе в комнату. Я была уверена в своей правоте, поэтому дочь продолжала пользоваться моей картой — не было выбора.

Трудности в общении с братьями и сестрами

В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.

Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.

Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.

В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:

  • когда лучше рожать второго ребенка?
  • когда рождается ревность?
  • как усилить преимущества и уменьшить трудности?
  • как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
  • с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
  • с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.

Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.

Особенности физического и психического развития подростков

Физическое развитие подростков характеризуется рядом значительных изменений, таких как быстрый рост и половое созревание. В этот период происходит интенсивное увеличение массы и роста тела, что иногда приводит к временным проблемам с координацией движений. Половое созревание включает в себя развитие вторичных половых признаков и начало менструального цикла у девочек, увеличение размера гениталий и изменение голоса у мальчиков. Все эти изменения являются результатом гормональной активности, которая может также влиять на эмоции и тинейджера.

Психическое развитие подростков включает в себя поиск самоидентичности, становление критического мышления и развитие эмоциональной регуляции. В этот период подростки начинают задумываться о своих ценностях, убеждениях и месте в обществе. Они также активно развивают свои социальные навыки и учатся устанавливать отношения со сверстниками, взрослыми и авторитетными фигурами. Все эти процессы играют важную роль в формировании зрелой личности и установке на будущую профессиональную деятельность.

Рост и сексуальное развитие подростков

В процессе роста и сексуального развития подростков происходят значительные физические изменения, связанные с активацией гормонов и переходом от детства к взрослости. В течение этого времени подростки испытывают ускоренное увеличение роста и массы тела, что может вызвать временное несоответствие между разными частями тела и привести к ощущению неуклюжести.

Касательно сексуального развития, подростки сталкиваются с многочисленными изменениями, которые включают начало работы половых желез и появление вторичных половых характеристик. Для девочек это означает начало месячных, рост груди и изменение телосложения, в то время как для мальчиков — увеличение гениталий, ломка голоса и рост лицевых и телесных волос. Все эти изменения стимулируют повышенный интересу к сексуальности и взаимоотношениям, а также к необходимости осознать свою сексуальную идентичность.

Проходя через этап роста и сексуального развития, тинейджеры также могут столкнуться с рядом проблем, связанных с адаптацией к новому телу и своим возрастающим сексуальным чувствам. Изменения в теле могут вызвать неуверенность и сомнения в своей привлекательности, что часто отражается на самооценке и комфорте в социальных ситуациях.

Также подростки начинают осознавать свою сексуальную ориентацию, что вызывает дополнительные вопросы и сомнения, особенно в случаях, если они чувствуют себя отличными от сверстников

Они могут искать информацию и поддержку, чтобы лучше понять свою сексуальную природу и развитие, и важно, чтобы родители и образовательные учреждения предоставляли им доступ к точной и актуальной информации. В это время подросткам необходимо получать образование в области сексуального здоровья, включая информацию о противозачаточных методах, безопасных отношениях и превентивных мерах против половых инфекций

Когнитивное развитие и критическое мышление подростков

Когнитивное развитие подростков характеризуется значительными изменениями в процессах мышления, обучения и решения проблем. На этом этапе мозг тинейджера продолжает активно развиваться, особенно в областях префронтальной коры, ответственной за планирование, самоконтроль и решение сложных задач.

Критическое мышление — одна из ключевых психологических особенностей подросткового возраста и когнитивного развития подростков. Оно означает способность анализировать, оценивать и синтезировать информацию, а также делать обоснованные выводы и принимать решения на основе логического и объективного суждения. Подростки начинают развивать способность к абстрактному мышлению и метакогнитивным навыкам, что позволяет им осознавать и контролировать собственные мыслительные процессы.

В подростковом возрасте критическое мышление становится все более важным для успешного учебного процесса и навыков принятия решений в повседневной жизни. Развитие критического мышления подростков можно стимулировать с помощью обучения, которое делает акцент на анализе и решениях сложных проблем, развитии аргументации и навыков работы с разнообразными источниками информации, а также на разработке собственного мнения на основе критического анализа.

13 – летний возраст

Специалисты полагают, что именно в этот возрастной период подростки сталкиваются с картинами глубоких контрастов. Они видят мир лишь в черных и белых тонах, могут высказывают суждения, которые основываются именно на полярности мира. Можно упомянуть про подростковый максимализм, дух бунтарства, вследствие чего любые оттенки кроме черного и белого будут полностью игнорироваться.

Физические особенности в подростковом возрасте выражаются в намного большей развитости девушек в сравнении с их ровесниками мужского пола. У представительниц слабого пола отмечается замедление развития корсета мышц, в то время, как происходит более интенсивное развитие костного скелета.

Юноши отстают во время формирования от девушек на целых два года. Вне зависимости от половой принадлежности, все дети в процессе взросления будут отличаться повышенной мнительностью, слишком тщательным рассмотрением собственной внешности (см. Признаки нарциссизма у мужчины). Можно заметить и повышение аппетита.

В этом возрасте подростки сталкиваются с резкими перестройками в психологии, которая находится под влиянием воздействия именно гормонов

Важно понимать, что детям в этом возрасте крайне важно сравнивать себя с более взрослыми людьми, которые обладают собственными мыслями, желаниями и позицией

Можно упомянуть о следующих особенностей эмоциональной составляющей подростков:

  • Крайняя неустойчивость в плане эмоций именно у девочек;(см. Эмоции)
  • Наличие вспыльчивости, раздражительности; (см. Как перестать злиться)
  • Крайняя неуверенность в себе, которую хочется преодолеть любимыми усилиями;
  • Более яркий всплеск эмоций (подростки могут ощущать себя слишком несчастными или счастливыми в отличие от взрослых, которые отличаются более ровным эмоциональным фоном);
  • Наличие одновременно противоположных эмоций, которые касаются, как любви, так и ненависти; (см. Первая любовь детей)
  • Наличие совершенно новых увлечений.

Специфика социальной направленности:

  • Желание как можно скорее избавиться от опеки (см. забота) родителей, значимых взрослых;
  • Осознание ценности дружбы; (см. Дружба мужчины и женщины)
  • Возникновение негативизма (см. Негативная и позитивная мотивация), повышенных требований в отношении учителей, взрослых, высказывание им претензий;
  • Акцент на любви к кумирам, вследствие чего все разговоры только про представителей мира шоу-бизнеса

Особенности когнитивного развития:

  • Идеалистическое воззрение;
  • Желание всеми способами получить подтверждение любого мнения, которое озвучили, как мать с отцом, так и другие взрослые. Если доказательства не были предоставлены, они будут отвержены без каких-либо сожалений;
  • Отрицание взглядов, которые существуют в обществе. Желание придерживаться более радикального мировоззрения;
  • Интенсивное проявление желания мыслить с помощью логики; (см. также Интроверты)
  • Формирование логики происходит с последующим развитием абстрактного мышления, вследствие чего можно легко обнаружить различные противоречия, которые наблюдаются в рассуждениях лиц подросткового возраста;
  • Желание принимать самостоятельные решения, в основе которых будет лежать именно индивидуальная система ценностей.

Стадии и классификация

По определению известного психолога Выготского Л.С., существуют 3 стадии кризиса подросткового возраста (фазы):

  1. Негативная фаза — негативная. Первый этап кризисного периода начинается в 9-10 лет. Ребенок начинает постепенно переходить к другой системе взаимоотношений с миром. Старые ценности постепенно утрачиваются, ломаются стереотипы. Возникают первые разногласия с родителями, появляется новый круг общения среди сверстников.
  2. Собственно кризис. Пик проявлений отмечается в 13-15 лет. Симптомы кризисного возраста самые разнообразные. Полностью меняются интересы, подросток пытается выразить свое мнение по любому поводу, ускользает от родительской опеки. Повышенная конфликтность проявляется в школе и дома.
  3. Посткризис, положительные сдвиги. Переходный возраст завершается. У подростка четко просматриваются ценности и предпочтения в общении. Заканчивается половое созревание, окончательно определяется место в общественной жизни. Подросток развивает свои интересы, определяется с профессией.

Длительность каждой фазы у каждого ребенка своя, различается и выраженность протестных настроений. При отсутствии должного контакта с родителями кризис задерживается во второй стадии и приводит к явным отклонениям в поведении.

При первых признаках девиантного (отклоняющегося) поведения у подростка и невозможности разрешить трудную ситуацию в пределах школы или семьи нужно обратиться к профессиональным психологам и психотерапевтам.

Специалисты клиники психического здоровья оказывают квалифицированную помощь подросткам и их родителям, помогают предупредить опасные деформации личности.

В зависимости от возраста ученые выделяют 2 критических периода подросткового кризиса:

  • Большой кризис при смене возраста от младшего школьника к младшему подростку. По времени соответствует предподростковому возрасту. Границы этого периода — от 8 до 12 лет. По определению американского психолога Стэнли Холла, это время перехода “от дикости к цивилизации”. Отечественные авторы Выготский и Эльконин называют младший возраст школьника “вторым периодом детства”.
  • Малый — переход от младшего подростка к старшему. Это кризисный возраст от 13 лет и старше до окончания взросления.

По преобладающему типу поведения подростков различают 2 основных варианта:

Кризис зависимости. Главная его характеристика — удивительное послушание ребенка. Подросток ведет себя как человек, полностью зависимый от мнения старших и более сильных, возвращается к детским привычкам и увлечениям.

Обращение к стилю поведения в младшем возрасте обеспечивает чувство защищенности и уверенности. Старая система отношений гарантирует благополучие в эмоциональном, физическом и материальном отношениях.

Кризис независимости. Его проявления общеизвестны. Таким подросткам присущи негативизм в общении, своенравность, протестные и бунтарские настроения. Всем своим поведением подросток показывает, что он уже не ребенок.

Далеко не всегда можно четко определить, какой тип кризиса и поведения преобладает у конкретного подростка. Его манера общаться и совершать определенные действия видоизменяется в зависимости от ситуации. Подростки обладают способностью приспосабливаться к непрерывно меняющимся обстоятельствам.

Кризис юношества

Этот кризис относится к возрасту 17-19 лет, когда юноши и девушки выпускаются из школы и думают, как им строить свою жизнь дальше. И в этот период возникает очень много жизненно важных вопросов: остаться ли мне в родном городе, где все мои близкие, или уехать в новое место и попытать свое счастье там, какой путь мне выбрать, пора ли мне строить отношения, нужно ли мне снимать свое жилье, если я остался в родном городе или продолжать жить с родителями дальше. Выбор учебного заведения также оказывает психологическое давление, ведь это немаловажный шаг для нашего будущего

Кроме того, в этом возрасте начинается сепарация от родителей, и очень важно уметь отпустить ребенка, чтобы дать ему возможность развиваться. Иначе есть шанс пригреть птенца настолько, что он никогда не покинет гнездо. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: