Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников для начальной школы и доу

Нейропсихологический фактор влияющий на школьную успешность: основные причины неуспеваемости и их своевременное выявление

Общее представление о причинах школьных трудностей.

Основная причина школьных трудностей – низкий уровень мозговой активности или нейродинамических показателей психической деятельности, обуславливающий низкий уровень умственной работоспособности.

Нейродинамические трудности могут проявляться в следующем:

1.Ребенок забывает дома тетрадку, учебник, дневник чаще, чем это происходит в среднем со всеми детьми. Забывает ( не успевает) записать домашнее задание.

2. Почерк укрупняется или, наоборот, становится мелким. Могут чередоваться большие или очень маленькие буквы, при этом строчка может резко сползать вниз.

31 стр., 15195 слов

Школьные трудности благополучных детей

… испытывающих затруднения в обучении После проведенной мною коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с трудностями в обучении и анализа ряда учебных пособий по психологии, педагогике и … другим дисциплинам, связанных с обучением и воспитанием детей и другой специальной психолого …

3. Увеличивается число «глупых», нелогичных ошибок, описок. Ребенок часто пропускает буквы, не дописывает слова

4. Если на уроке дается задание для самостоятельной работы, ребенок приступает к нему не сразу, иногда – только к концу урока, и поэтому просто не успевает его выполнять.

5. Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, т етрадь ( таким образом он бессознательно меняет позу, чтобы «подпитать» мозг энергией).

6. Ребенок становится более капризным, возникают сложности с засыпанием, истирические реакции на любую мелочь.

Снижение нейрординамических показателей делает невозможным полноценное функционирование памяти, мышления, внимания и других высших психических функций, снижает способность ребенка к самоконтролю, И как следствие ребенок начинает плохо учиться и вести себя.

Домашние задания выполняются долго, ребенок быстро истощается, что значительно затрудняет усвоение изучаемых в школе предметогв

Такие дети чаще всего воспринимаются учителями как интеллектуально несостоятельные, хотя они могут отличаться высоким уровнем интеллекта и сообразительности, просто имеющихся у них энергетических ресурсов хватает ненадолго, На уроке они быстро перестают воспринимать информацию, зевают, начинают вертеться и мешают другим, часто отвлекаются, не могут долго концентрировать свое внимание, с трудом включаются в деятельность. Мозг ребенка, работает по образному выражению Ж.М.Глозман, «вполнакала»

Также можно отметить, что неравномерность развития высших психических функций присуща всем детям, она определяется индивидуальной генетической программой и влиянием внешних социальных факторов. Именно поэтому довольно трудно очертить границу между нормально развивающимися детьми и имеющими отклонения. Если в случае нормального развития слабые процессы проявляют себя при утомлении, то при наличии нарушений в психическом развитии неравномерность функций выражена сильнее, что затрудняет процесс компенсации слабых сторон за счет сильных.

Связь нейродинамических показателей психической деятельности и успешности обучения в школе исследовалась в работе Ж.М.Глозман, И.В. Равич-Щербо и Т.В. Гришининой (2007).

1.4.Комплексная коррекция трудностей обучения в школе.

Школьные неуспехи вызывают негативную реакцию у педагогов и родителей, что еще более снижает учебную мотивацию, что ведет к еще большему отставанию в учебе.

Нейропсихологическая коррекция может помочь ребенку выдержать возрастающие школьные нагрузки

Психологи в качестве главного коррекционного метода называют работу с материализированными внешними опорами, при этом осуществляется постепенный пошаговый переход от совместного со взрослым развернутого действия к самостоятельным свернутым внутренним действиям.

Они рекомендуют учителям начальной школы соблюдать следующие правила:

организовать рабочее место ученика;

Специализации

Нейропсихологический подход к школьной неуспеваемости

Нейропсихология определяет процесс обучения, как сложенное звено, которое формируется из мелких звеньев, они связанны между собой и выполняют различные функции. Основным звеном считается то, что «играет» главную роль, остальные – сопутствующую.  То есть помогают в достижении главной цели.

Нейропсихологический фактор в процессе обучения и его роль


Нарушение связи между звеньями приводит к тому, что «рушится» вся цепочка и ребенок не понимает, как выполнить задание.

«Рушит» цепочку фактор, тот самый, что мешает ученику усваивать информацию в полной мере. В результате возникает «пробел», восполнить который самостоятельно ребенок не может.

У детей с нарушениями развития отсутствуют причинно-следственные связи, то есть процесс взаимодействия звеньев в цепочке нарушен. В результате чего ученик упорно пытается выполнить задание, но у него ничего не получается. Но не по причине влияния каких-либо факторов, а в результате особого состояния.

Способность выстраивать цепочку из звеньев, в процессе школьного обучения, считается нейропсихологическим фактором, влияющим на успеваемость.

Кинетический

Существует также и кинетический фактор, который определяется последовательностью действий. Взаимосвязь действий, как при формировании пазла или картинки, собранной из нескольких кусочков, последовательность помогает в достижении цели.

В случае несформированности мозговых структур или при наличии определённых заболеваний, цикл движений нарушается. Ребенок не видит между ними взаимосвязи и выполняет действия изолированно, что нарушает цепочку.

Человек не только последователен в движениях, мышлении, но и в речи. Если у ребенка есть определенные проблемы с речевой функцией, то ему нужны:

  1. Занятия музыкой, игра на инструментах.
  2. Занятия ритмикой, подвижные игры, танцы.

Речь требует последовательного формирования, она строится от букв к слову, от слов к предложениям. Если в этой последовательности происходят нарушения, то выстроить речь ученик не может. Или делает это, но с определенными нарушениями.

Отставание в речевом развитии сказывается на уровне интеллекта и приводит к тому, что школьник плохо понимает, о чем говорит ему учитель. Возникают трудности, которые и заканчиваются плохой успеваемостью.

Нейропсихологии полагают, что выстроить полноценное общение с таким ребёнком можно, как и добиться от него понимания. На это у учителя уйдет не мало времени.

Цикличность

Сказывается не только способность выстраивать связи, искать причину и следствие, но и общая готовность структур головного мозга к обучению. 

Это сложный процесс, происходящий в органе, его связывают с цикличностью. Цикл сна и бодрствования нарушается по различным причинам. Если ребенок плохо спит, его мозг активен в ночные часы, а не в часы обучения, он будет испытывать определенные трудности в школе, усвоении информации. 

Снижение концентрации внимания приводит к тому, что мозг не успевает перерабатывать информацию.  На фоне нарушения цикличности начинают проявлять себя мозговые дисфункции, ситуация усугубляется.

Но проблемы со сном могут возникать и по иным причинам, они часто обусловлены:

  • напряженными отношениями со сверстниками, причем как в школе, так и за ее пределами;
  • частыми конфликтными ситуациями в семье, с родителями, братьями или сестрами;
  • нестабильным положением ребенка в цепочке взаимоотношений взрослых людей.

Стресс негативным образом сказывается не только на сне, но и на успеваемости ученика. Нередко подобные проблемы возникают и при приеме определенных препаратов. Чаще речь идет о стимуляторах, ноотропах.

Интуиция в процессе обучения


Помимо последовательного, существует и одномоментное, то есть интуитивное восприятие информации. Когда ребенок не выстраивает цепочек, не формирует их из звеньев, а просто принимает сведенья в первозданном виде. Как их преподносит учитель.

Суть фактора, заключается в том, что ребенок не видит грани между картинками, которые складываются в общее изображение. Поэтому и воспринимает его целым.

Как взрослый человек воспринимает уже готовую картину, написанную художником, не замечая и не различая каждого мазка кистью по холсту.

По такой схеме школьник воспринимает правила-исключения, усваивает и запоминает их. Ещё таким образом мозг запоминает иностранную речь и усваивает ее.

Когда ученик плохо воспринимает подобную информацию, не усваивает ее, то говорят о нарушении связи между полушариями головного мозга.

Слайд 8Общие рекомендации:Организация пространства. Рабочее место ребенка, помимо соответствия общим гигиеническим требованиям,

должно быть структурировано. На столе, под столом, на полке, в шкафу нужно разместить маркированные коробочки и ящички, а также всевозможные разделители и т.п., что поможет ребенку раскладывать вещи по местам и пространственно организовывать свою деятельность.Контроль за временем. На выполнение отдельного задания нужно выделить короткие промежутки времени (10,15 мин.). Предложите ребенку самому определить время, необходимое на выполнение конкретного задания, и контролировать себя по часам.Выдерживание ритма. При проблемах с работоспособностью у младших школьников ритм выполнения домашнего задания должен составлять: 20 мин. активности, 10мин. перерыва.

Нейропсихологическая игра

это комплекс упражнений, разработанных с учетом особенностей мозговой деятельности ребенка. Игры направлены на улучшение памяти, внимания, мышления, речи и других умственных функций. Такие игры помогают детям не только развивать умственные процессы, но и повышать мотивацию, самооценку и уверенность в себе. Нейропсихологические игры могут быть проведены как в группе, так и индивидуально.

Таким образом, нейропсихология детей является важной наукой, которая позволяет изучать мозговую деятельность ребенка и своевременно выявлять и корректровать нарушения в умственном развитии. Нейропсихологические игры и нейрокоррекция могут быть эффективными методами для улучшения умственных процессов у детей

При выборе нейропсихолога для работы с ребенком необходимо обратить внимание на его квалификацию и опыт работы с детьми. Однако, стоит помнить, что нейропсихология не является панацеей и должна рассматриваться как один из методов помощи в развитии и коррекции умственных возможностей ребенка

Нейропсихология использует знания о строении и функционировании мозга для оценки и коррекции психологических проблем. Она может помочь выявить причины различных расстройств и недугов, таких как нарушения внимания, дислексия, задержка речевого развития и другие.

Однако, не следует забывать, что нейропсихологические методы должны использоваться в сочетании с другими методами, такими как психотерапия, речевая терапия, физическая терапия и т.д. Также, нейропсихология может быть не эффективна во всех случаях и в некоторых ситуациях может потребоваться медицинское вмешательство.

Поэтому, при выборе нейропсихолога для работы с ребенком, необходимо обращать внимание не только на его квалификацию и опыт работы с детьми, но и на его подход к работе, наличие комплексного подхода к решению проблем и готовность сотрудничать с другими специалистами

Важно также учитывать индивидуальные особенности ребенка и его потребности

Когда нейропсихология не будет эффективной.  

Несмотря на то, что нейропсихология может быть полезной в диагностике и корректировке ряда психических и неврологических расстройств, есть случаи, когда она может быть неэффективной.

Первым случаем, когда нейропсихология может быть неэффективной, является несовместимость методов и целей терапии. Нейропсихология имеет свои методы и технологии, и они не всегда могут подходить для конкретного человека или его целей. Например, если клиент ищет помощи в управлении стрессом, то может быть более эффективно использовать психотерапию, которая фокусируется на развитии стратегий управления стрессом и снижении тревожности.

Второй случай, когда нейропсихология может быть неэффективной, — это несоответствие между проблемой человека и методами исследования. Например, если у человека проблемы с психическим здоровьем, которые связаны с социальными и культурными факторами, то нейропсихологические методы могут оказаться неэффективными. В этом случае, более полезным будет обращение к семейному психологу, психотерапевту или другим специалистам, которые могут помочь решить сложную ситуацию.

Третий случай, нейропсихологические методы могут быть полезны в определении конкретных проблем, но они не всегда могут учитывать индивидуальные особенности каждого человека. Некоторые люди могут иметь различия в структуре и функцинировании мозга, которые могут оказать влияние на их психическое здоровье, и это обстоятельство может потребовать других подходов к диагностике и лечению. Например, люди с аутизмом имеют индивидуальные различия в обработке информации. 

Наконец, четвертый случай, когда нейропсихология может быть неэффективной, — это когда человек не соблюдает рекомендации или не участвует в терапии. Нейропсихологические методы могут быть эффективными, но только если человек соблюдает рекомендации специалиста и активно участвует в терапии. Если человек не готов или не хочет участвовать в процессе, то нейропсихологические методы могут быть неэффективными.

Слайд 94. Положительное эмоциональное подкрепление. Следует отмечать даже самые маленькие успехи. В

перерыве ребенка должно ждать что-то приятное (он может не знать, что именно):Перекус (чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, цукаты). Не годятся выпечка, сдоба, бутерброды;Гимнастика (например, одно или несколько упр. из практической части), просто физическая активность;Дыхательная гимнастика (можно использовать игровые упр. из практической части);Участие в домашней деятельности (небольшая помощь по хозяйству), которое обязательно сопровождается похвалой;Игра, поскольку это основа для формирования психических функций ребенка. Если ребенок любого возраста тянется играть, значит ему это необходимо для развития.

Дигностика и лечение

Что важно вовремя сделать родителям? Первоочередной задачей для помощи таким детям становится проведение специальных нейропсихологических мероприятий. Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) направлена на переструктурирование нарушенных или дефицитарных функций мозга, создание возможностей для так называемого дозревания мозговых структур, а также для освоения компенсирующих средств, чтобы ребенок мог самостоятельно справиться с возникшими трудностями

Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) направлена на переструктурирование нарушенных или дефицитарных функций мозга, создание возможностей для так называемого дозревания мозговых структур, а также для освоения компенсирующих средств, чтобы ребенок мог самостоятельно справиться с возникшими трудностями.

  • Основа для составления индивидуальной нейрокоррекционной программы — нейропсихологическая диагностика, позволяющая точно определить, как работает мозг маленького пациента, качественно ли он усваивает информацию, как функционируют и сообщаются друг с другом левое и правое полушария, насколько мозговые структуры позволяют обеспечить эффективность умственной деятельности ребенка.
  • По результатам нейропсихологической диагностики составляется план индивидуальной коррекционной работы.
  • В этом возрасте уже сформированы основные комиссуры мозга (то есть пути, обеспечивающие «диалог» правого и левого полушарий). Далее эволюция мозга переходит на экстенсивный этап, то есть меняется не качественно, а количественно.
  • В связи с этим наиболее сензитивным периодом для нейрокоррекции является возраст до 9-10 лет. После него эффективность исправляющего воздействия снижается.

Как помочь таким деткам?

Одно из направлений нейропсихологической коррекции — использование методов двигательной активности

Комплекс специальных динамических упражнений позволяет повысить уровень активации мозга, нормализовать мышечный тонус, развить межполушарные взаимодействия, сформировать произвольное внимание, улучшить показатели сенсомоторной активности и т. д

Очень эффективно включение двигательных упражнений, освоенных ребенком в процессе нейрокоррекции, в виде физкультурных пауз при выполнении домашнего задания. Немаловажным фактором для таких детей является помощь родителей:

  1. организация общеукрепляющих мер (массаж, водные процедуры, прогулки после уроков);
  2. соблюдение режима дня;
  3. снижение учебных и внеучебных нагрузок;
  4. если стоит вопрос о выборе секций и кружков, то лучше, если они будут спортивными или связанными с движением.

Родители также в силах помочь детям контролировать время на выполнение домашнего задания, выделять паузы 10-15 минут после каждого академического часа учебной работы

Если ребенок обладает истощаемой нервной системой, быстро утомляется, рано начинает ерзать на рабочем месте — важно выполнять учебные задания не более 20 минут, после чего должен следовать перерыв

«Нет» гаджетам!

Часто в виде релакса и перерыва дети используют просмотр телевизора или игры на планшете. Такие виды «отдыха» еще больше снижают показатели нейродинамики, истощают ребенка и приводят к усугублению школьных проблем.

В целом, соблюдение данных рекомендаций, а также своевременная нейропсихологическая коррекция позволят ребенку сохранить желание учиться и даже стать успешнее — как в учебе, так и в жизни.

Помощь при проблемах с обучением

Диагностика и лечение ребенка с нарушениями в обучении зависят от скоординированного и постоянного сотрудничества межпрофессиональной команды, которая может состоять из воспитателей, специалистов по исправлению положения в сфере образования, психологов, специальных служб и врачей. Логопеды могут помочь оценить и вылечить любые основные трудности с устной речью, которые часто связаны с дислексией. Профессиональные и физиотерапевты будут лечить нарушения мелкой моторики, общей моторики, проприоцепции, равновесия и сенсорной обработки, которые могут сосуществовать у некоторых детей с нарушениями в обучении. Клинические психологи могут помочь детям лучше справляться с социальными проблемами, связанными с неспособностью к обучению. Образовательные терапевты или педагоги, прошедшие подготовку по проблемам неспособности к обучению, также являются частью многопрофильной команды, занимающейся лечением детей с неспособностью к обучению.

Как и при других заболеваниях, связанных с развитием нервной системы, важно отслеживать прогрессирование развития, спрашивая об успеваемости ребенка и поведении в школе. Для тех, у кого есть связанные с этим поведенческие проблемы, также следует рассмотреть соответствующее лечение

Кроме того, несколько коррекционных программ работают с детьми, испытывающими трудности с чтением и письмом.

Конкретные образовательные стратегии в менеджменте:

У детей с дислексией (проблемы с декодированием) необходимо повышать фонологическую осведомленность, которая включает в себя способность манипулировать отдельными фонемами (звуковой структурой слов) и слышать их, например, «к» в kite или «б» в bat. Помимо фонематического понимания, улучшается владение буквенным звуком. Повторная практика устного чтения может помочь улучшить беглость речи.

Детям с дисграфией могут помочь упражнения для рук и глаз, улучшающие координацию.

Образовательные стратегии, направленные на устранение дискалькулии, включают практику синтаксиса чисел

Дифференциальный диагноз

Как упоминалось ранее, НкО может имитировать другие нарушения развития нервной системы или сенсомоторных расстройств

Крайне важно проводить различие между вышеупомянутыми нарушениями в обучении и другими синдромами, факторами и расстройствами, которые могут помешать процессу приобретения и использования навыков говорения, аудирования, чтения, рассуждения, письма и / или математических способностей, таких как умственная отсталость, нарушения слуха или зрения и СДВГ. Условия окружающей среды, которые должны быть включены в дифференцированный список, включают хронические прогулы, насилие в семье, физическое или эмоциональное насилие, поведенческие проблемы со здоровьем у лиц, осуществляющих уход, или употребление психоактивных веществ

Кроме того, конкретные нарушения в обучении могут проявляться сходным образом и имитировать друг друга.

Прогноз

Прогноз будет зависеть от тяжести неспособности к обучению, а также от последующего вмешательства и соблюдения требований. Несмотря на трудности, при адекватном лечении, помощи и образовательных условиях дети с нарушениями в обучении могут достичь функционального статуса.

Осложнения

Существует повышенный риск низкой успеваемости у детей с нарушениями в обучении, что может повлиять на их социальную траекторию и карьеру. Негативная я-концепция, проистекающая из продолжающейся академической неуспеваемости, может привести к неловким межличностным отношениям и депрессии. Поведенческие проблемы также могут проявляться, поскольку дети с НкО демонстрируют сопротивление авторитетным фигурам или требованиям. Эти осложнения могут привести к отвращению к школе, что приведет к более частым прогулам.

Остались вопросы? Задайте их бесплатно нашим врачам в чате ВК »
» или в .

Беспокоитесь о своем психическом здоровье? Предлагаем пройти диагностику у наших высококвалифицированных психиатров в Москве. Мы работаем строго в соответствии с принципами доказательной медицины, соблюдаем профессиональную этику и поддерживаем высокое качество обслуживания пациентов. При обращении к нам гарантируем полную конфиденциальность без постановки на учет.

Помочь Вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов и эндокринолога можно на очном приёме в Москве и Реутове, а также в формате онлайн-консультации в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приёма возможна!

Слайд 5Для повышения уровня нейродинамики, кроме специальных коррекционных мероприятий, рекомендуются (после консультации

с невропатологом и педиатром) ежедневные общеукрепляющие процедуры, направленные на усиление кровообращения головного мозга и обогащение его кислородом:

Контрастный душ, зарядка (по утрам).Самомассаж воротниковой зоны (чередовать: самомассаж сильной струей душа, растирание массажной руковичкой, растирание махровым полотенцем после принятия контрастного душа и обливания)Массаж и самомассаж ступней и ладошек.Использование массажных стелек, тапочек (начинать носить по 20 мин. в день, постепенно увеличивая время до 2 часов в день).«50 шагов по холодной воде» (на дно ванны следует положить «колючий» коврик и налить воду комнатной температуры. Ребенок встает на коврик и топает по воде. Можно считать шаги или петь ритмичную песенку).Массаж шейно-воротниковой зоны (два курса в год – весной и осенью; курс – по 10-15 сеансов). Рекомендуется при отсутствии противопоказаний со стороны невропатолога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: