Введение
Каждый из родителей, впервые отправляя своего ребенка в школу, надеется, что тот более или менее готов к обучению. Но каждый из них оценивает возможности и умения ребенка исходя из своих субъективных оценок. Для одного родителя это умение ребенка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность хорошо решать логические задачки, для третьего – его физические данные, умение жить в детском сообществе, самостоятельно себя обслуживать.
Но почти у всех родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И не случайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, становится самостоятельным. За сравнительно короткое время (адаптационный период) первоклассник должен ко многому привыкнуть, многое узнать, суметь приспособиться к жизни в новом детском коллективе, найти для себя точки опоры в школьной жизни.
Дети поступают в школу с разным уровнем зрелости и готовности к школьному обучению. Учитель первоклассников вместе со школьным педагогом-психологом на начальном этапе (в сентябре месяце) оценивают уровень готовности ребенка к школе и сравнивают его с тем, который ребенок получил в детском саду.
В мае месяце психолог детского сада проводит заключительную диагностику по оценке уровня готовности к обучению в школе и делает запись в медицинской карте ребенка. Что же оценивает педагог-психолог дошкольного учреждения? Он выявляет уровень психологической готовности к обучению в школе. И здесь ему не нужно ни умение ребенка читать, ни писать буквы, ни решать задачки
Ему важно другое
Психологическая готовность к школе – школьная зрелость, комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе. Она включает в себя интеллектуальную, мотивационную, волевую и коммуникативную готовность. Если раньше при приеме в школу ограничивались только интеллектуальной готовностью (а если ребенок умел читать, немного писать и считать, то учителя прыгали до небес), то на данном этапе этого недостаточно. Школьные программы идут в ногу с развитием прогресса, а то и опережают его. К школьнику предъявляются иные, чем, например, 10 лет назад, требования.
В книге подробно рассматриваются аспекты психологической готовности, механизмы, методики и критерии качества подготовки ребенка к обучению в школе. Родители, которые решили самостоятельно готовить ребенка к школе, найдут необходимый материал.
В данном пособии представлены игры и упражнения для повышения уровня развития памяти, внимания, мышления и речи, комплексы занятий и их регламент. В приложении помещен дидактический материал – наборы картинок, различные задания на развитие творческого мышления, программа подготовки ребенка к школьному обучению.
Книга предназначена педагогам-психологам, родителям, специалистам и педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Специфика учебной деятельности
Для успешной учебы ребенок должен обладать рядом определенных навыков и умений, которые понадобятся ему на различных уроках. Различают специфические и обобщенные навыки. Специфические навыки необходимы для определенных уроков (рисование, чтение, сложение, письмо и т.п.) Обобщенные навыки пригодятся ребенку на любых занятиях. Эти умения разовьются в полной мере в старшем возрасте, но их предпосылки закладываются уже в дошкольный период. Наибольшее значение для учебной деятельности имеют следующие навыки:
- Решать учебные задачи, следуя правилам
- Контролировать собственные действия
- Подготовка руки к письму («ручная умелость»)
Очень желательно, чтобы к началу обучения в школе у ребенка были сформированы пять следующих мотивов.
- Познавательный. Это стремление читать с целью узнавать интересные и новые факты об окружающем мире (про космос, динозавров, животных, птиц и т.п.)
- Перспективный. Желание читать для более интересной и легкой учебы в школе.
- Мотив личностного роста. Ребенок хочет читать, чтобы стать похожим на взрослых, или чтобы взрослые гордились им.
- Деятельностный. Читать для того, чтобы потом было можно играть в игры с придумыванием сказок, увлекательных историй и т.п.
- Мотив общения с ровесниками. Стремление читать, чтобы потом рассказывать друзьям о прочитанном.
Уровень речевого развития ребенка также определяет степень его готовности или неготовности к обучению в школе. Ведь система школьных знаний усваивается именно с помощью устной и письменной речи. Чем лучше развита устная речь ребенка к моменту поступления в школу, тем проще и быстрее он овладеет письмом, а его письменная речь в дальнейшем будет полноценнее.
Социальная и психологическая готовность
Социальная готовность тесно связана с психологической готовностью к школе.
Критерии социальной готовности:
- умение вести себя сдержанно на уроке;
- умение взаимодействовать с учителем, подчиняться правилам поведения и дисциплины даже если не хочется;
- умение взаимодействовать со сверстниками;
- позитивное отношение к получению новых знаний и школе. Оно напрямую зависит от родителей. Это тот случай, когда «что посеешь, то и пожнешь».
Чтобы у ребенка развивалась правильная самооценка, не нужно сравнивать его с другими детьми, а его результаты и достижения нужно сравнивать с его же результатами, достигнутыми в другой раз. Например, «Вчера это задание у тебя получилось лучше, чем сегодня. Но если ты постараешься, то и сегодня может получиться хорошо. Давай попробуем еще раз.»
Обязательно хвалите ребенка при достижении успеха, даже самого незначительного на ваш взгляд.
Добавим еще критерии психологической готовности ребенка к школе:
- адекватное восприятие себя (отсутствие завышенной или заниженной самооценки);
- соответствующий возрасту уровень развития памяти, внимания, мышления.
Если вы заметили, что у вашего ребенка в первом классе начались проблемы с памятью, а именно скачки при запоминании, например, в один день ребенок все схватывает на лету, а в другой — не может запомнить и пары слов, то обратите внимание на общее состояние здоровья ребенка. Такое часто случается с ослабленными и болезненными детьми
Контролировать свое поведение ребенок учится в течение всего дошкольного периода. И от того, насколько успешно он овладел навыками самоконтроля, зависит успешность его учебы и протекание адаптационного периода в 1-ом классе.
Излишняя строгость, так же как и чрезмерная опека могут привести к неумению выполнять требования взрослых, соблюдать правила поведения в зависимости от ситуации, регулировать свое поведение.
Навыками самоконтроля и самостоятельности ребенок овладевает в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. Вы замечали, что когда ребенок чем-то увлечен, то он может заниматься этим длительное время, не отвлекаясь на посторонние факторы.
Задача родителей — прививать интерес к получению новых знаний, к процессу обучения
Важно учить ребенка доводить начатое дело до конца, даже если не очень интересно. Ребенок должен уже понимать, что бывают важные, необходимые дела, которые нужно выполнять независимо от желания, например, убирать за собой игрушки, приводить одежду в порядок, помогать маме и т.п
В последнее время дети зачастую не проявляют восторга по поводу поступления в школу и не горят желанием учиться. А ведь это целиком и полностью заслуга родителей. Нужно очень трепетно отнестись к воспитанию у детей заинтересованности процессом обучения и школой, желанию стать учеником, уважению к учителю.
Примеры тестовых заданий
Приступая к тестированию, психолог должен соблюдать следующие правила:
при знакомстве с ребенком важно установить хороший контакт;
задания следует подавать в форме игры;
необходимо эмоционально поддерживать ребенка, особенно если он замкнут и боится отвечать;
в любом случае следует похвалить малыша, сказать, что он хорошо справился с заданиями.
Ниже приведены основные тесты, используемые психологами для оценки подготовки детей к школе.
Диагностика моторно-зрительной готовности
При прохождении тестов, требующих задействования мелкой моторики, ребенок должен делать упор не на скорость выполнения, а на качество полученного результата.
Психолог может предложить следующие задания:
срисовать с предложенного образца геометрические фигуры, узоры различной сложности;
аккуратно обвести фигуру, постепенно расширяя или сужая радиус обводки;
раскрасить графический объект или заштриховать его различными типами линий по образцу;
вырезать по контуру из бумаги (здесь специалист обращает внимание не только на аккуратный вид получившейся геометрической фигуры, но и на то, насколько плавно ребенок орудовал ножницами в процессе);
повторить заданный узор из мозаики, спичек, других подручных материалов, соорудить небольшую постройку из кубиков или конструктора.
Подобные тесты дают специалисту представление не только об уровне развития мелкой моторики, но и об интеллектуальной зрелости ребенка, его умении воспроизводить образец, сосредоточиваться на задании.
Диагностика логического мышления
Способность логически мыслить лежит в основе изучения каждого из предметов, с которыми первоклассникам предстоит познакомиться в школе. Как правило, к 6-7 годам дети уверенно справляются с заданиями на логику, предложенными им психологом:
- назвать лишний предмет из подборки и объяснить свое решение. Для этого теста обычно используется несколько карточек с изображениями, например: стол, стул, кровать, комод, люстра;
- восстановить перепутанную последовательность событий, расставив в нужном порядке несколько картинок (обычно не более 4), иллюстрирующих какую-либо законченную историю;
- назвать общий признак для изображенных на карточке предметов, например: солнце, мяч и колесо — круглые; конфета, торт и мороженое — сладкие;
- найти на предложенных картинках максимальное количество различий.
Подобные тесты показывают способность ребенка рассуждать, выстраивать логические цепочки, обобщать, классифицировать, замечать мелкие детали.
Диагностика общего и речевого развития
Речь отражает уровень развития человека в любом возрасте. Часто даже недолгий разговор с ребенком может дать психологу достаточно полное представление о готовности малыша к школьному обучению.
В первую очередь ребенку задаются вопросы, направленные на выявление общего запаса его знаний:
- твое полное имя?
- сколько тебе лет?
- как зовут твоих родителей?
- по какому адресу ты живешь?
- какие времена года ты знаешь?
- когда твой день рождения?
- какие месяцы весны ты знаешь? (например, если из ответа на предыдущий вопрос ясно, что ребенок родился весной).
То, насколько ответы окажутся полными и развернутыми, а речь — правильной, уже послужит ценной информацией для специалиста. Оценить же языковую компетенцию дошкольника более детально помогут следующие задания:
- Пересказ короткого текста — оценивается по количеству прослушиваний (не более двух), необходимости наводящих вопросов со стороны взрослого, наличия искажений смысла, нарушений логической структуры текста, сокращений.
- Составление рассказа по предложенным картинкам — это задание очень популярно у детских психологов, так как оно органично совмещается с тестом на логическое мышление, в ходе которого ребенком была выстроена последовательность иллюстраций. Теперь по этим изображениям требуется составить связный рассказ. Здесь оцениваются логичность и точность описания, грамматическая правильность, необходимость наводящих вопросов или подсказок.
Не всегда родители согласны с выводами, сделанными психологом по результатам проведенных тестов. И дело не только в необъективности их оценки по отношению к собственному ребенку. Велика вероятность того, что малыш растеряется в непривычной обстановке, будет волноваться перед комиссией, но смысл диагностических мероприятий — в их комплексности. Оцениваются не только знания дошкольника, но и его умение мобилизоваться, преодолеть собственную нерешительность и показать себя с лучшей стороны. В школе эти навыки будут ему необходимы. Поэтому родителям стоит прислушаться к мнению специалиста и постараться выполнить его рекомендации.
Некоторые практические методики для диагностики готовности ребенка к школе
Уровень бытовых знаний и ориентации детей в окружающем мире можно проверить, задавая следующие вопросы:
- Как тебя зовут? (Если вместо имени ребенок назовет фамилию, не считать это ошибкой)
- Как зовут твоих родителей? (Ребенок может назвать уменьшительные имена)
- Сколько тебе лет?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Как называется улица, на которой ты живешь?
- Назови номер своего дома и номер квартиры
- Каких ты знаешь животных? Назови диких и домашних животных (Ребенок должен назвать не менее двух домашних и не менее двух диких животных)
- В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года они опадают?
- Как называется то время суток, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься спать?
- Какими ты пользуешься столовыми приборами? Какими предметами одежды пользуешься? (Ребенок должен перечислить не менее трех столовых приборов и не менее трех предметов одежды).
За каждый правильный ответ ребенок получается 1 балл. По данной методике максимальное количество баллов, которое может набрать дошкольник – 10. На каждый ответ ребенку дается 30 секунд. Отсутствие ответа расценивается как ошибка и в этом случае ребенок получает 0 баллов. По данной методике ребенок считается полностью психологически готовым к школе в том случае, когда правильно отвечает на все вопросы, то есть получает в итоге 10 баллов. Ребенку можно задавать дополнительные вопросы, но не подсказывать ответ.
Реакция ребенка на замечания и критику
Очаровательный обладатель неверной реакции на замечания и критику всегда у меня перед глазами. Это мой младший сын Артемка. Ну очень болезненно он все воспринимает. Чуть что сразу надуется, насупится, замолчит и уйдет к себе в комнату. Прекрасно понимаю, что в школе это будет сильной помехой.
Уже ему объясняла, что если я его поправляю или говорю, что он что- то сделал неправильно, то это не значит, что я хочу его обидеть. Наоборот, я хочу помочь, хочу, чтобы в следующий раз он сделал все правильно, потому что очень его люблю. Не помогло!
Придумала еще один способ борьбы с этой проблемой. Играем с Артемом в школу. Например, у нас урок рисования. Я — ученик, Артем – учитель. Тема дает мне задание нарисовать лес. Я рисую себе, небо голубое, трава зеленая, деревья синие, заяц без ушей, ягоды черные. Потом сдаю работу на проверку.
И Артем начинает указывать мне на ошибки. Когда он говорит, что синих деревьев или зайцев с такими короткими ушами не бывает, я признаю свои ошибки и говорю ему спасибо за то, что он помог мне их увидеть. Когда Артем указывает, что ягоды должны быть красные, то я не соглашаюсь, потому что это черника! А она всегда черная! Потом мы меняемся ролями.
То есть с помощью этой игры пытаюсь показать Теме:
- что если тебя критикуют – это не значит, что хотят обидеть;
- что если ты действительно ошибся, то нужно это признать и постараться исправить;
- что если тебя просто не так поняли, то нужно спокойно отстоять свою точку зрения.
А зачем мне идти в школу?
Ребенок должен знать ответ на этот вопрос еще до начала обучения. Он должен понимать, зачем он, собственно говоря, туда идет. То есть его нужно замотивировать. Не переживайте, это совсем не больно.
Почаще разговаривайте с ребенком о школе. Рассказывайте о том, как вы в школу ходили и сколько интересного там узнали. И если бы вам предложили снова в школу пойти учиться, то вы были бы просто счастливы! О том, что в школе каждый день случается что-нибудь интересное, а на уроках можно много всего узнать.
Вашими мотивирующими союзниками могут стать мечты вашего ребенка. Например, мальчик хочет стать космонавтом. Отлично! Нужно ему объяснить, что профессия это сложная и ответственная, и в космонавты не берут тех, кто в школе не учился
Нужно донести до ребенка, что учиться это не только очень интересно, но еще и очень важно
Как подготовить ребенка к школе
Школьная успеваемость ребенка будет напрямую зависеть от того, насколько он смог адаптироваться к новому коллективу, как воспринял требования учителя и смену деятельности. Все эти факторы оказывают большое влияние на самочувствие первоклассника. Курсы в развивающих центрах помогают ему в дальнейшем справляться с учебными нагрузками, а в классе чувствовать самостоятельность и уверенность в своих силах.
Некоторые родители для подготовки детей к первому классу обращаются за помощью в детские развивающие центры. В Академии развития детского интеллекта AMAkids работают опытные педагоги, которые помогут ребенку раскрывать свои личностные качества, приобрести необходимые знания и психологически настроиться на учебу в школе. Дети изучают алфавит, учатся читать по слогам и словам, получают общее представление о мире флоры и фауны, изучают правила безопасности, знакомятся с цифрами, простыми геометрическими фигурами, решают задачи и примеры.
Обучение проходит в режиме онлайн, поэтому ребенок учится в привычных домашних условиях, но учится выстраивать контакт с преподавателем. Это значительно упрощает ему знакомство с первым учителем в школе и общение с одноклассниками. Занятия проходят на интерактивной платформе с использованием современных технологий. Так как ведущей формой деятельности дошкольников является игра, то и процесс обучения выстраивается в увлекательно и нестандартно. У него сформируется положительное представление о школе, а мотивация ходить на занятия будет стремительно возрастать. Подготовка к школе онлайн для детей с AMAkids — гарантия заинтересованности, эффективности и психологического комфорта для ребенка.
Социальный аспект школьной зрелости
Выражает сформированность у ребенка готовности принимать свою новую социальную позицию имеющего определенные права и обязанности школьника. Ребенок должен ощущать потребность в общении с ровесниками, должен уметь соотносить свое поведение с законами детского коллектива и правильно воспринимать свою роль ученика в обстановке школьного обучения. Также сюда относится и сфера мотивации к обучению. Ребенок в том случае считается готовым к школе, когда она привлекает его не внешней стороной (возможностью носить красивый ранец, пользоваться яркими принадлежностями, тетрадями, пеналами, ручками и т.п.), а содержательной стороной (возможностью получить новые знания). Если иерархическая система мотивов ребенка сформирована, он сможет управлять своей познавательной деятельностью и своим поведением. Развитая учебная мотивация, таким образом, важный признак для определения степени готовности ребенка к школе.
А кто здесь главный?
Ребенок должен понимать, что главный в классе – учитель.
Не так давно находясь в маршрутке, стала невольной свидетельницей разговора между женщиной и ее сыном лет семи.
Как вам это? И стоит ли этому мальчику и его маме рассчитывать на какие-то успехи в школе? Думаю, что не стоит. Ведь он учителя, основная задача которого его же и научить, вообще ни во что не ставит. А мама его в этом поддерживает. И, скорее всего, с мамы-то все и началось.
Во имя блага своего же ребенка не стоит обсуждать с ним учителя. И тем более при ребенке вслух сомневаться в профессионализме педагога и его умственных способностях. Тоже самое касается и воспитателей. Лучше будет если вы скажете, что учительница очень умная, что она очень много знает, и ребенку поможет стать таким же умным. То есть об учителе – только в позитивном ключе.
Открою вам маленький секретик. Все, что вы говорите дома о школе, в конце концов, станет известно учителю. Ребенок сам же ему об этом и расскажет. И не потому, что он ябеда. А потому, что высказываясь умными фразами и словами, услышанными от мамы или папы, ребенок подсознательно стремится добавить себе значимости и в глазах учителя, и в глазах одноклассников.
Ну а что же делать, если вас что-то смущает в поведении учителя? Если вы считаете, что к вашему ребенку относятся предвзято? Правильный ответ – идите в школу и разговаривайте лично с учителем. И опять же не в присутствии ребенка.
Для чего проводится диагностика?
Диагностику готовности к школе проводят с 6-7 лет, когда дети посещают подготовительную группу детского сада. Цель тестирования — выявить возможные проблемы, чтобы успеть скорректировать их до школы. Многие ошибочно полагают, что задача психолога в работе со старшими дошкольниками — оценить умение малыша читать, писать и считать. Конечно, все это очень полезные навыки, но в данном случае не определяющие. Готовность к школе оценивается, прежде всего, степенью соответствия психологического портрета ребенка требованиям, предъявляемым к будущему первокласснику.
Специалисты выделяют три уровня психологической готовности к школе:
интеллектуальный, подразумевающий цепкую память, развитую мелкую моторику, умение концентрироваться, аналитически мыслить, воспроизводить заданный образец;
эмоциональный, предполагающий умение контролировать свое поведение и способность осознанно удерживать внимание на задании продолжительное время (около 15 минут до первого перерыва) — это так называемая эмоционально-волевая готовность ребенка к школе;
социальный, выражающийся в понимании дошкольником своей причастности к коллективу, умении выстраивать поведение согласно общепринятым правилам и законам группы, готовности к роли ученика.
Стресс у ребенка в первом классе
Когда ребенок поступает в первый класс, он испытывает сильный стресс. Для него меняется образ жизни, ежедневные обязанности, условия и режим дня. Когда ребенок попадает в коллектив, то он сталкивается с различными инфекциями и вирусами, поэтому подвергается иммунологическому стрессу. В большом коллективе ему необходимо адаптироваться и в процессе привыкания к сверстникам он переживает социальный стресс. В детской психологии существует также понятие учебного стрессового расстройства. Первокласснику сложно привыкнуть к необходимости 45 минут сидеть на одном месте, отвечать на вопросы учителя, поднимая руку. Чтобы все три стресса не стали серьезной проблемой для первоклассника, нужно предупредить возможные неприятные ситуации. Если ребенок не ходил в детский сад на протяжении трех лет, есть возможность отдать его туда за год до поступления в школу. Это позволит ему научиться общаться с детьми и понимать взрослых, а первый стресс пройдет для него в легкой форме.
Развитие любознательности
А что же такое любознательность?
Мне в глаза бросаются два слова заключенные в одном.
«Любить+Знать = Любознательность»
То есть получается, что любознательный человек любит что-либо узнавать.
Хорошая новость, учить ребенка быть любознательным вам не придется! Дело в том, что когда родился ваш малыш, вместе с ним родилась и его любознательность. А задача родителей не подавлять ее, а поощрять и развивать.
Психологи советуют никогда не отмахиваться от вопросов ребенка. Но и сразу ответ на вопрос не давать. Вот, например, спрашивает вас ребенок: «Почему цветочки ночью закрываются?» Сначала похвалите его за то, что он был наблюдательным и заметил эту особенность цветов. Потом спросите ребенка: «А как ты думаешь, почему?» То есть дайте ребенку возможность самостоятельно найти решение. И даже если он решит, что цветы прячутся, потому что очень боятся темноты, похвалите его за интересную версию и ни в коем случае не иронизируйте. И только после этого дайте ответ на вопрос.
Что делать, если вы не знаете ответа? Я в таких случаях честно говорю об этом и предлагаю вместе найти ответ в книгах или в интернете, тут уж как получится.
Так же развитию любознательности способствуют такие занятия как:
- разгадывание загадок;
- походы в музеи, театры;
- встречи и общение с интересными людьми;
- чтение интересных книг;
- проведение различных опытов.
Развитие социальных навыков дошкольника
Развитие социальных навыков особенно важно для будущего первоклассника. Ребенок должен уметь слышать окружающих, выражать свои мысли и общаться как со сверстниками, так и со взрослыми
Ему важно уметь слушать и ждать, концентрировать внимание, накапливать знания и применять их на практике. Для адаптации в коллективе ребенку необходимо ориентироваться в ролевых моделях и понимать, может ли он быть лидером, признают ли его другие дети и какие эмоции вызывают собственные поступки у окружающих. Детям в 6-7 лет следует знать, какие действия вызывают у родителей радость, ярость, негодование, восторг
Во время занятия не нужно оказывать давление на ребенка в ожидании молниеносных результатов. Важно пробовать различные форматы и концепции, не следует останавливаться на одной методике
Детям в 6-7 лет следует знать, какие действия вызывают у родителей радость, ярость, негодование, восторг. Во время занятия не нужно оказывать давление на ребенка в ожидании молниеносных результатов
Важно пробовать различные форматы и концепции, не следует останавливаться на одной методике