Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Особенности детей с задержкой психического развития

Развитие мышления у маленьких детей

С первых дней жизни малыша любящие родители приписывают ему осмысленный умный взгляд, а когда карапуз становится чуть постарше, то не преминут лишний раз похвалить за правильный ход мыслей ребенка, что проявляется в достижении цели с минимальными физическими и временными затратами. Ведь каждый из нас хочет воспитать маленького гения, которой сможет преодолеть различные препятствия, из которых состоит наша жизнь.

Сегодня психологи выделяют три основных этапа становления мышления у ребенка: наглядно-действенный, наглядно-образный, а также этап понятийного мышления. Наглядно-действенное мышление (мысли ребенка воплощаются в действиях) присуще детям от года до трех лет. После трех лет у ребенка формируется наглядно-образное мышление, а вот дошкольники старшего возраста уже начинают оперировать понятиями и мышление их становится более абстрактным.

Главным условием полноценного развития мышления у годовалого ребенка является, во-первых, непосредственное общение его с взрослыми, которые его окружают, во-вторых, постоянные и усложняющиеся со временем тренировки, направленные на формирование логического мышления у малыша (игры, общение, дидактические занятия). Мышление для маленького ребенка, в первую очередь, тесно связано с нахождением и применением всевозможных средств для достижения поставленной цели. В этом и выражается культура мышления ребенка. Надо заметить, что опыт предметной деятельности, накопленный за первый год жизни, впоследствии поможет ребенку самостоятельно решать как игровые, так и практические задачи, что только положительным образом скажется на его умственном развитии в дальнейшем. Организовывайте на пути ребенка различные препятствия и преграды, только преодолев которые он достигнет цели, постепенно усложняйте их, стимулируя, таким образом, деятельность головного мозга малыша.

Так, малыш, получающий от окружающих его взрослых людей максимум внимания, умеет не только правильно организовать модель поведения в зависимости от ситуации, но и адресовать посредством интонации и взгляда просьбу к родителям. Например, если малыш самостоятельно не может по каким-либо причинам взять нужную ему вещь, то он именно интонацией и взглядом попросит помощи у родителей

Ребенок, у которого такое взаимодействие с взрослыми не налажено, знает, что его призыв о помощи останется не замеченным, а потому, после нескольких неудачных попыток привлечь к себе внимание, просто перестанет их предпринимать. Родители, будьте внимательны к своим детям, и они ответят вам тем же!

Памятки, советы, рекомендации

Двухлетний ребенок живет по особым психическим законам, и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
В это время основной вид занятий малыша — предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. Примитивные, на первый взгляд, действия, которыми занят малыш (лепит куличик, бросает мяч и т. д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Ребенок осваивает окружающую действительность, накапливает чувственный опыт. Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических задач

Это важно учитывать при составлении конспекта занятия с такими маленькими детьми. Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? С помощью речи ему сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки

В слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией. Эту закономерность языка малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни.
Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Обобщение — это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок выходит через речь.
У двухлетнего малыша начинается сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. На третьем году жизни функция речи расширяется, она становится средством общения не только со взрослым, но и с детьми.
Целью занятий по развитию речи является не только развитие навыка обобщения, но и способности понимать речь, совершенствовать ее грамматическую структуру

Особое внимание следует уделять расширению словаря и формированию первичных представлений об окружающем

Литература:
1. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
2. Кольцова М. М., Ребенок учится говорить. М., «Сов. Россия», 1973, 160 с.
3. Новоселова С. П. Развитие мышления в раннем возрасте. — М. — 1978.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000
5. Латий Е. А. Настольная энциклопедия развивающих игр для детей от года до семи. – М.: Эксмо, 2006.

Виды мышления

Замечу, что во времени они последовательно сменяют и дополняют друг друга как раз в данной последовательности.

Наглядно-действенное мышление

Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.

Наглядно-образное мышление

На этом этапе ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

Словесно-логическое мышление

Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.

Развитие логического мышления у детей

У всесторонне развитой личности – ярко выраженное логическое мышление, выработанное в процессе тренировки внимания, логики и памяти. Благодаря активным познавательным функциям, человек способен достичь невероятных успехов в учебе и реализоваться творчески, поэтому развитие логического мышления у детей должно быть приоритетным направлением обучения и воспитания.

Развитие логического мышления у детей – крайне важный аспект воспитания ребенка. Родители должны озаботиться тем, чтобы научить малыша правильно мыслить. Нужно тренировать мозг ребенка, чтобы он постоянно находился в активном процессе.

Логика ребенка формируется в процессе:

  • познаний; открытий; умозаключений.

Особенности развития ребёнка 5-6 лет

Старший дошкольный возраст (5-6 лет) – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребёнка.

Развитие памяти в 5-6 лет характеризуется появлением произвольного запоминания —ребёнок начинает сознательно многократно повторять то, что необходимо запомнить. Восприятие становится все более целенаправленным, развивается наблюдательность.

Развитие внимания у ребёнка 5-6 лет выражается в повышении устойчивости — ребёнок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходима.

В 5-7 лет у детей происходит важный перелом в развитии головного мозга: повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры головного мозга. Вследствие этого появляется возможность управлять своим поведением.

У детей 5-6 лет продолжает развиваться речь: обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, активно развивается связная речь

Важной особенностью речи у детей данного возраста является ее эгоцентричность. Играя, занимаясь рисованием, лепкой, конструированием, ребёнок часто беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает о своих действиях, как бы комментируя их

Эгоцентрическая речь— своеобразное средство мышления. Ребёнок часто еще не умеет мыслить про себя, поэтому размышляет вслух. Эгоцентрическая речь помогает ребёнку осознавать свои действия и планировать собственную деятельность.

Ведущим типом мышления старших дошкольников является наглядно-образное мышление. Однако в затруднительных случаях они возвращаются к «более раннему» уровню мышления — наглядно-действенному, так как иногда не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами. Развитие логики у детей 5-6 лет происходит благодаря выполнению операций классификации, сравнения, сериации (выстраивание предметов в ряд по определенному признаку: по росту, по ширине, по интенсивности окраски и т. д.)

Важным показателем развития ребёнка 5-6 лет является овладение им различными знаниями, наличие развернутых представлений об окружающем. Знания на протяжении дошкольного детства углубляются и расширяются, происходит их обобщение.

Существенную помощь в развитии дошкольника может оказать сайт Разумейкин

Ресурс сайта позволяет развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь), расширять кругозор ребёнка, формировать познавательную мотивацию. Занимаясь на сайте, ребёнок может овладевать счётом и чтением

Все это создаёт базу для последующего успешного обучения в школе.

Развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

Помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

Обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

Позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

Расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:

в раннем возрасте (1-3 года) у малыша преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»; с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину

Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет, поэтому родителям, воспитателям важно правильно определить творческую составляющую маленькой личности, чтобы дать возможность ей полноценно реализоваться; развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: малыш идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».

Развитие логики у детей 6-7 лет

Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много

А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки.

Именно в позднем дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.

Развитие логики у детей до 14 лет

Дошкольное образование играет решающую роль в формировании основных умений и навыков будущего первоклассника. Академического курса детского сада недостаточно для воспитания и развития индивидуальных интеллектуальных способностей. Важную социальную функцию выполняет среда обучения. Опыт показывает, что домашняя подготовка один на один пусть даже с самым опытным педагогом-наставником, малоэффективна: ребенку необходим микросоциум, то есть, коллектив.

Многие родители задаются вопросом, как развивать у ребенка логическое мышление. Сейчас центры раннего детского развития предлагают различные программы дошкольного обучения, ориентированные как на дидактику, так и творчество. Огромной популярностью пользуется метод ментальной арифметики, благодаря которому развитие логического мышления детей 6-7 лет происходит гораздо эффективнее и в комплексе. В чем же его принцип?

Гармоничное развитие всех 3-х типов мышления:

  • конкретно-наглядного (наглядно-действенного); абстрактного; теоретического (абстрактно-логического).

Благодаря одновременной стимуляции как левого, так и правового полушарий мозга, эффект достигаем в процессе обучения ментальной арифметики, основанной на древнем методе счета абакус. Профессиональное изложение методики предлагает «Академия развития интеллекта AMAKids». Созданные на основе психолого-педагогических разработок дидактические игры настолько же увлекательны, как и обучающие: благодаря ментальной арифметике развитие логики у детей до 14 лет происходит поэтапно в ходе:

  • тренировки внимания и памяти; формирования воображения и свободомыслия; упражнений на увеличения скорости практического мышления; отработки мелкой моторики пальцев; творческого воспитания и т. д.

Яркие сюжетные занятия, построенные в форме игры, помогут ребенку воспитать в себе личностные качества, выработать лидерские навыки, обнаружить и раскрыть творческий потенциал, научиться читать, писать и рисовать.

В «Академии развития интеллекта AMAKids» ваш малыш приобретет добрых и надежных друзей, воспитав в себе моральные, духовные качества.

Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии

У детей c ОВЗ наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. И поэтому они не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.

Дети с ОВЗ не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий. При этом речь выполняет организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребенку планировать свои действия.

У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает. Поэтому для них характерна недостаточная связь между практическими действиями и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно. Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления. Результативную систему работы по формированию мышления у детей с ОВЗ предложила Елена Анатольевна Стребелева. Она утверждает, что использование разработанной системы занятий позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Работу по формированию мышления необходимо осуществлять с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, осуществляя личностно-ориентированный подход. Т. е. система занятий строится от ребенка, от уровня его развития на данный момент и с учетом его возможностей в ближайшем будущем.

Доклад «Личностно-ориентированный подход в формировании мышления у детей с ОВЗ»открыть, скачать

Презентация «Личностно-ориентированный подход в формировании мышления у детей с ОВЗ»открыть, скачать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: