Устанавливайте хорошие отношения со всеми преподавателями
Этот навык очень поможет в дальнейшем. Люди с развитыми коммуникативными способностями, неконфликтные, умеющие вести диалог и мирно отстаивать свои интересы — настоящее сокровище для любой компании.
Случается, что студенты настолько ненавидят какую-либо дисциплину, что начинают активно экстраполировать свое отношение на педагога. В ход идут фразы вроде «мне ваш предмет до лампочки», и это самый лучший способ нажить себе проблем.
Преподаватель не виноват в отсутствии у вас интереса к дисциплине, а открытая неприязнь может его сильно задеть. Не забывайте, работа — это очень даже личное. Поэтому относитесь с уважением ко всем, кто пытается вас чему-то научить и не допускайте бурного выражения недовольства.
Посещайте лекции, активно участвуйте в семинарах — некоторые преподаватели за отсутствие пропусков могут освободить от зачета, и вы получите заветную мечту всех студентов — «автомат».
Публикация «Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми с ДЦП» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.
Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.
Рекомендации.
1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.
2
На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к
это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.
3
Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна
4
Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут)
5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.
6
В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей
7
В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка
8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.
9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нё м через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму
Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям
10
Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов
11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.
12. Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.
13. Развивать конструктивные способности в различных видах продуктивной творческой деятельности, при этом педагог работает с ребенком «рука в руке», постепенно приучая его к самостоятельному выполнению.
14
Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша
15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.
16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.
17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.
18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.
19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему, как ко всем здоровым детям!
Персонализация обучения: что это такое
Что такое персонализация обучения и чем она отличается от индивидуализации? Давайте разбираться. Начнём с определения, которое может звучать следующим образом:
Такая образовательная модель позволяет индивидуализировать учебный процесс под конкретного студента. Ведь именно он становится главным потребителем обучения, а значит, его запросы, цели и желания выходят на первый план.
Основные принципы персонализированного обучения
Персонализированный подход в обучении строится на определённых принципах:
- находить индивидуальный подход к каждому студенту;
- давать ученикам свободу самоопределения и право выбора сложности и содержания учебного процесса;
- выстраивать культурную среду, которая даёт примеры для подражания и мотивирует на развитие;
- позволять студентам самостоятельно формировать образовательные цели;
- давать обратную связь и помогать ученикам самим оценивать свои достижения;
- использовать современные педагогические приёмы и модели;
- обучать знаниям и навыкам, которые востребованы сейчас;
- создавать сообщество, где студенты и преподаватели взаимно поддерживают друг друга;
- обеспечивать хорошие технологические и цифровые возможности для обучения.
Компьютерные технологии позволили персонализировать обучение
То есть, в идеальном мире персонализация — это такой подход в образовании, в котором студент сам выбирает образовательную программу, скорость и способы обучения, а преподаватели его поддерживают и помогают корректировать учебный план в соответствии с целями и желаемыми результатами. Однако в реальности полностью персонализировать процесс обучения не всегда получается. Поэтому существуют разные формы персонализированного подхода.
Персонализация присутствует во всех сферах нашей жизни. Так, идеальный пример персонализированного подхода — это сервисы Spotify, Яндекс Музыка и Amazon, в которых пользователю предлагают контент, исходя из его предпочтений и интересов.
Начинайте практиковать
Изучать теорию — довольно скучный процесс для многих студентов. Практика, предполагающая ваше активное вмешательство, гораздо более веселое занятие. К тому же весьма полезное и даже порой прибыльное.
Как можно действовать? С младших курсов активно участвуйте в мероприятиях, связанных с вашей специальностью. Речь идет не только о тех, которые затевает учебное заведение. Участие в конкурсах, викторинах, конференциях, выставках — отличный способ начать применять имеющиеся знания на практике. Такая активная позиция позволит вам набрать популярность и зарекомендовать себя уже в процессе обучения. А это очень поможет в дальнейшем при устройстве на работу.
Еще один вариант — поискать подработку в качестве стажера, а может быть (особенно на старших курсах) и полноценного сотрудника. Это не только поспособствует получению профессионального опыта, но и благотворно скажется на ваших материальных возможностях.
Учитесь учиться
Да, именно так. К сожалению, в школе нас учат многому, но только не этому. Постигать знание — это тоже навык. 11 лет вас заставляли читать учебники, составленные согласно утвержденной программе. Вы послушно следовали плану и едва ли имели возможность отойти от него хоть на шаг. Такой подход, возможно, и позволяет вырабатывать послушание и усердие, но нисколько не способствует развитию любознательности. А ведь именно это качество, далеко не всем присущее от рождения, сулит успех в учебе.
Что делать? Искренне и от души интересуйтесь тем, что изучаете. Самостоятельно находите литературу, запишитесь в библиотеку, покупайте книги, посещайте интересные мероприятия, а также старайтесь общаться с единомышленниками. Такое тематическое общение очень способствует углублению знаний и вызывает еще большую заинтересованность в предмете.
Персонализация в образовании учащихся с инклюзией
Персонализация процесса инклюзивного обучения и воспитания — это несомненное достижение последних лет. Ведь такой подход позволяет найти подходящие носители информации, разработать индивидуальную программу для учащихся с особенностями развития и помочь им получать нужный объём знаний, несмотря на физические ограничения.
Так, для учеников с проблемами слуха готовят материалы на основе визуальных образов, для слепых — аудиоуроки и задания, озвученные голосом, а студенты, которые ограничены в движении, могут учиться наравне с другими благодаря видеосвязи. Развитие персонализированного образования даёт надежду, что учащиеся с инклюзией смогут быстрее и качественнее адаптироваться в обществе.
Выполняйте задания сразу, не откладывая их на потом
Учитесь активно и избегайте такой заразной студенческой болезни, как прокрастинация.
Прокрастинация — это откладывание на более поздний срок дел, задач, проблем и т.д.
К концу семестра у студентов, как правило, возникает то, что они называют метким словом «завал». «Завал» — очень плохая ситуация по многим причинам. И главная из них — чисто психологическая.
Дело в том, что человек может спокойно преодолевать только такие трудности, которые кажутся ему посильными. Если задача изначально выглядит неразрешимой, а именно так чаще всего выглядит тот самый «завал», вероятность успешного разрешения уменьшается обратно пропорционально росту этого «завала».
Чтобы не допускать этой ситуации, беритесь за выполнение заданий сразу после их получения. С ними будет гораздо легче справиться еще и по той причине, что знания, необходимые для выполнения задачи, еще не ушли из памяти слишком далеко. И времени на решение уйдет гораздо меньше, ведь не придется шерстить конспект в поисках нужной информации.
Грамотно организованный процесс обучения — это гарантия сохранности вашего здоровья и наличия свободного времени для хобби, общения с друзьями и личной жизни. Ведь эти составляющие не менее важны, чем знания и будущая профессия.
Оценка знаний в персонализированном обучении
Как оценивать знания при таком персональном подходе? В идеале преподаватели должны предоставить студентам самим выставлять отметки. Ведь человек должен уметь оценивать себя самостоятельно. Это позволит учащемуся во взрослой жизни соотносить свои усилия и полученные результаты. Но чтобы такая модель сработала, необходимо формировать культуру оценивания.
Для этого преподавателю необходимо объяснить критерии и показать образцы, на которые студенты смогут ориентироваться при самостоятельной оценке своих достижений.
В школе нас приучают к вычитательной системе оценивания, когда за каждую ошибку учитель снижает баллы. Однако, есть и другой подход — накопительный. При нём педагог добавляет баллы за каждый верный ответ. Это меняет само отношение к оценкам.
Учитесь в согласии со своими биоритмами
Конечно, с расписанием в учебных заведениях договориться вы не сумеете. Тут ничего не поделаешь, придется приводить себя в рабочее состояние и слушать лекции в то время, когда они назначены.
Но вы вполне способны выбрать часы для выполнения домашних заданий и написания учебных работ. Это должно быть максимально комфортное для вас время, в противном случае львиная доля усилий уйдет не на процесс изучения материала, а на то, чтобы заставить себя заниматься.
Если в 5 утра вы чувствуете себя, как заряженная батарейка, стоит использовать это время с толком. Но если даже 9:00 для вас несусветная рань и первые часы учебы проходят мимо вашего сознания, то какой смысл требовать от своего организма еще более ранних подъемов? Лучше проведите за учебниками вечер, проку от этого будет гораздо больше.
Способы оптимизации процесса обучения
Ученые выделяют восемь основных способов оптимизации образовательного процесса:
- планирование и конкретизация задач образования
- обоснование содержания задач образования
- структура урока
- рациональные методы и средства для решения образовательных задач
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся
- создание благоприятных условий обучения
- экономия времени учителей и учеников
- анализ результатов в соответствии с оптимизацией учебного процесса
Планирование и конкретизация задач образования, обучения, воспитания и развития учащегося является первым способом поэтизации образовательного процесса. В том случае если все задачи обучения четко и конкретно продуманы заранее процесс обучения будут проходить быстрее и сбудет более успешным. В том случае если определён весь комплекс образовательных задач решение их может осуществляется одновременно, а не по отдельности, что в значительной степени экономит время.
Кроме того, в процессе обучения для осуществления оптимизации педагогу необходимо сформировать комплекс задач руководствуясь особенностями учеников и особенностями условий в которых проходит обучение. В этом случае педагог должен выбрать из большого количество задач те, которые являются наиболее актуальными.
Второй способ оптимизации связан с обоснованием соответствия содержания задачам обучения, с вычленением в содержании урока основного необходимого материала. Иными словами, в течении урока ученики должны быть сконцентрированы на главной информации, которую преподносит педагог. Несоблюдение этого критерия может привести к переутомлению детей и ухудшению усвоения материала учениками
Поэтому весьма немаловажно, чтобы в ходе процесса обучения ученики овладевали и необходимой информацией, и учились осуществлять самоконтроль и самоуправление
Педагог, выбирая наиболее приемлемую структуру занятия, осуществляет третий способ оптимизации процесса обучения. Проводя занятие, учитель должен учесть следующие важные элементы урока:
- последовательность опроса и проверки домашнего задания
- изучение нового материала
- закрепление материала
- решение поставленной проблемы и др.
Следующий способ оптимизации состоит в необходимости выбирать более подходящие методы и средств обучения для достижения задач обучения. В связи с этим педагог долен владеть информацией чем одни методы отличаются от других. То же самое можно сказать и о средствах обучения.
Пятый способ заключается в сочетании дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Если педагог соблюдает этот принцип, то в его работе должным образом сочетаются общеклассные, групповые и индивидуальные подходы к обучению. Дифференциация учеников необходима в связи с тем, что каждый из них обладает своими определенным личностными качествами, задатками, типом мышления и памяти.
Немаловажным в процессе оптимизации обучения является и создание соответствующих учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических условия для обучения школьников. Этот принцип следует из закономерности эффективного обучения.
Следующий способ оптимизации процесса обучения предполагает поиск способов, которые позволят экономить время педагогов и учеников, поиск благоприятного типа обучения. Этому помогают ранее описанные способы оптимизации, оснащение школьных кабинетов, автоматизированное оборудования, разнообразные методические и учебные материалы, планирование школьной деятельности.
Последний способ процесса оптимизации в рамках процесса обучения заключается в анализированные итогов обучения и временных затрат педагогов и учащихся в соответствии с основными вышеперечисленными критериями оптимизации. Анализ ситуации сводит к соотнесению соответствия между конечными результатами процесса обучения, воспитания и развития, реальными возможностями учеников и временными затратами их самих и педагогов.
Критерии оптимизации процесса обучения
Для того что бы определить является ли методика процесса обучения оптимальной необходимо выявить у нее четыре основных критерия оптимальности. Эти четыре критерии были разработаны такими известными педагогами как Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник. К этим критериям относятся следующие:
- максимальные результаты в освоении знаний, умений и навыков
- минимальная трата времени учеников и педагогов на достижение оптимальной цели обучения
- минимальное использование усилий для достижения поставленных результатов за определенный временной промежуток
- минимальная трата средств на достижение поставленных результатов за определенный временной промежуток
Суммируя все вышенаписанное, можно сделать вывод, что оптимальной методика преподавания считается в том случае если, она позволяет достигнуть высоких результатов, используя минимальное количество усилий педагога и ученика за определенный промежуток времени.
Технологии персонализации обучения
Персонализация обучения как методология может применяться и без компьютерной техники. Ведь главные технологии, которые активно используются в данном подходе — это методики в области индивидуального и личностно-ориентированного образования.
Однако именно цифровая революция и технологический прогресс позволили расширить возможности персонализированного обучения. Давайте перечислим преимущества, которые появились благодаря новым технологиям:
- автоматизация работы преподавателя;
- возможность обучаться дистанционно;
- интерактивные способы обучения;
- быстрое отслеживание прогресса студентов.
В персонализированном подходе меняется роль преподавателя. Из единственного источника знаний и контролёра он превращается в режиссёра учебного процесса. Его главная задача — мотивировать и вдохновлять студентов, чтобы они двигались к своим целям и действовали самостоятельно.Персонализированный подход меняет роль преподавателя
Что такое оптимизация процесса обучения
Замечание 1
Вообще в науке под понятием «оптимизация» понимают отбор наиболее благоприятного варианта из множества возможных. В контексте процесса обучения под оптимизацией понимают подбор такой методики, которая позволит добиться наилучших результатов и при этом затратить минимум времени, сил педагога, учеников в имеющихся условиях.
Особый вклад в развитие вопросов оптимизации процессов обучения внес ученый Ю. К. Бабанский, который опубликовал свою научную работу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» в 80- ых годах 20 века.
Теория оптимизация имеет яркий гуманистический уклон. Оптимизация определяет условия, которые необходимы для обучения и воспитания школьников.
В педагогике выделяют два основных подхода к оптимизации процесса обучения:
- оптимизация как способы управления обучением
- оптимизация как принцип научной организации деятельности педагога
Замечание 2
Оптимизация представляет собой не один метод, а совокупность методов, это процесс, который позволяет оптимальным образом достичь главных целей образования.
Формы персонализации обучения
Какие виды персонализированного образования существуют в современных школах и университетах?
- Адаптивное обучение.
- Дифференцированное обучение.
- Увеличение самостоятельности ученика.
- Самообучение.
- Liberal Arts.
Адаптивное обучение
Это образовательная модель, где компьютерные технологии подстраивают учебную программу курса под требования и способности ученика. При адаптивном обучении студент может выбирать объём и скорость образования, но не содержание программы. Курс разрабатывают заранее, и изменить что-либо в процессе практически невозможно.
Дифференцированное обучение
Студентов делят по разным группам, исходя из их уровня подготовки, образовательных целей и мотивации. И, соответственно, подбирают для каждой категории свои методы, условия и сложность программы. Такой подход позволяет регулировать сложность обучения, но не учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося.
Задача персонализированного обучения — помочь ученику осознать свои потребности в образовании, перевести их в мотивы и цели обучения, а потом и в реальные действия, чтобы получить нужные знания.
Расширение автономности обучающегося
Данный подход позволяет студенту больше проявлять себя и свои способности в самом начале обучения. Для этого преподаватель предлагает больше самостоятельных заданий, организует углубленные курсы. Это позволяет расширить возможности отдельного студента, но не предполагает полностью индивидуальный маршрут обучения.
Групповые проекты также позволяют персонализировать обучение
Самообразование
Студент самостоятельно организовывает процесс обучения. Он сам определяет образовательные задачи и те средства и условия, которые нужны для их достижения. Вуз в данном случае используется лишь как площадка, где студент может получить необходимые материалы или проверить свои знания. К этому же виду персонализированного образования относится домашнее обучение. Минус такого подхода — недостаточное взаимодействие ученика и преподавателя.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Liberal Arts
Персонализированный подход в высшем образовании представлен моделью Liberal Arts. В её рамках студенты могут самостоятельно выбирать траекторию обучения, практиковать междисциплинарные взаимодействия и использовать интерактивные технологии для достижения своих образовательных целей. Найти такие учебные заведения можно не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в других городах России.
Первый пример персонализированного обучения в истории — это аристотелевские школы Древней Греции
В них преподаватель-философ обучал небольшое количество учеников, учитывая особенности и способности каждого и уделяя им должное внимание. Сейчас такой формат можно полностью воссоздать только в аспирантуре
Налегайте на те предметы, которые действительно нравятся
Наша система образования устроена таким образом, что даже в высших учебных заведениях приходится изучать ряд предметов, не имеющих никакого отношения к будущей специальности. Это не так уж плохо, ведь такой подход дает возможность открыть в себе интерес, о котором вы даже не догадывались, и, возможно, поменять специальность. Но чаще предметы «для общего развития» скорее раздражают, особенно если преподаватели излишне требовательны.
С системой образования вы, будучи студентом, не поспорите. Прикоснуться к таинствам философии придется каждому инженеру. Однако можно установить собственные правила, касательно отношения к предметам, которые вам не интересны.
Будьте уверены, цвет вашего диплома едва ли интересует будущего работодателя. Единственная причина, по которой студенты стремятся зубрить все предметы на наивысший балл, — перфекционизм. Это качество зачастую играет злую шутку с теми, кто его в себе культивирует. Поэтому если у вас нет цели повторить славу Вассермана, перестаньте мучить себя тем, в чем вы не видите для себя пользы. Лучше потратьте время, чтобы углубиться в изучение предметов, которые вызывают наибольший интерес и поддерживают ваши профессиональные стремления.
В течение семестра перечитывайте конспекты
Это значительно облегчит подготовку к экзамену. Информация, к которой мы возвращаемся вновь и вновь, надолго закрепляется в памяти.
К тому же такой подход к обучению послужит хорошему пониманию того, что вы изучаете. Любимый многими студентами прием зазубривания материала за неделю до экзамена дает слабый эффект. Информация, полученная таким образом, через некоторое время выветрится из головы, и вы не сможете как следует ею воспользоваться в своей профессиональной деятельности.
О том, как способствовать лучшему запоминанию, читайте в нашей статье «7 техник, которые прокачают вашу память».