Психогимнастика для дошкольников: упражнения

Картотека психогимнастика  для работы с детьми 5 – 7 лет

Что такое психогимнастика?

Попытаемся разобраться, что такое психогимнастика для дошкольников и что она дает ребенку. Итак, под психогимнастикой подразумевается определенные специальные игры и упражнения, которые развивают и корректируют психологическую составляющую ребенка.

Язык звукоподражаний, междометий, передающий различные эмоциональные состояния, учит ребенка доброжелательности, открытости. Использование таких образных четверостиший развивает творчество, фантазию, инициативу, смелость, происходит закрепление определенных знаний. Кроме того, в процессе использования различных психогимнастик дети находят выход мышечной и психической энергии.

Психогимнастика в детском саду направлена на снятие напряжения и поддержание внутреннего спокойствия и уверенности, освобождение от страхов, совершенствование активности, развитие способности выражать свои чувства и эмоции словами.

Необходимость психологической помощи детям

При ускоренном темпе жизни все больше и больше дошкольников нуждаются в психологической помощи. Чем раньше будет оказана эта помощь, тем большую эффективность она покажет

По этой причине очень важно, чтобы в дошкольных учреждениях методами психологической профилактики и коррекции владели не только психологи, но и воспитатели. Они должны использовать их в своей ежедневной работе с детьми при учете индивидуальных особенностей и проблем каждого ребенка

Классическая технология «Психогимнастика» не потеряла своей актуальности с годами. Напротив, она приобретает новый смысл. Эта техника способна решать большое число детских проблем в дошкольном возрасте, включая проблемы, которые связаны с агрессивностью, тревогой и страхами. Психогимнастика предполагает возможность проводить коррекцию детского поведения, выравнивать эмоциональное состояние и снимать напряжение.

У психологов, педиатров и невропатологов современности в век информационных технологий прибавилось работы

Ученые обратили внимание, что все больше становится детей с психологическими проблемами. К основным из них относятся:

  • Гиперактивность,
  • Высокая тревожность,
  • Детский стресс,
  • Страхи,
  • Агрессия.

На данные проблемы все больше внимания стали обращать и педагоги дошкольных учреждений. Это связано с тем, что с дошкольниками стало сложнее работать. Современные дети быстрее утомляются, непоседливы, проявляют вспышки агрессии. Часть детей замкнута, у некоторых присутствуют нарушения характера или одно из нервно-психических расстройств. Часто педагогу необходимо быть больше психологом для решения перечисленных детских проблем.

Для дошкольника характерно непроизвольное внимание. Он больше ориентируется на внешние стимулы и контроль со стороны

В процессе созревания соответствующих нервных механизмов у него появляется возможность самостоятельного управления поведением.

Психологические техники, включая «Психогимнастику», помогают в области общения (понимание и различие эмоциональных состояний), поведения (определение целей поступков и средств для их достижения), в двигательной сфере (произвольное направление внимание на мышцы, которые участвуют в движении). Техники используются для решения проблем эмоциональной сферы

Они помогают направлять внимание на эмоциональные ощущения, позволяя отличать и сравнить эмоциональные ощущения с определением их характера.

Методика проведения психогимнастики у младших дошкольников

Младшие дошкольники – это дети 3-4 лет. Обязательное условие для проведения занятий – фоновая музыка, лучше всего классическая, подходящая по эмоциональному заряду с проводимыми упражнениями.

Каждое занятие должно начинаться с приветствия. Детям предлагают улыбнуться такой же улыбкой, которой они приветствуют своих друзей.  Малыши любят погримасничать, покривляться и останавливать их в этом не стоит. На следующем обязательном этапе, разминке, детям показывают какую-нибудь необычную игрушку и просят описать ее жестами и мимикой. Можно сначала подсказать вопросами: «Как прыгает кенгуру?», «Как лисичка заметает хвостом свои следы?» и т.д.

В ходе занятий детей подбадривают похвалой, но не оценивают по ранжиру словами «Самый лучший», «Лучше всех».

Игры на движение:

  1. «Изобрази меня»: дети изображают разных животных – обезьянок, кошечек, собачек, зайчиков и др.
  2. «На огороде»: несколько малышей изображают садовников, рыхлят грядки, сажают семена, поливают их. Остальные дети изображают, как проклевывается из почвы, растет и развивается выбранный ими по желанию какой-либо фрукт, ягода или овощ.
  3. Инсценировка сказок «Репка», «Колобок» или других по желанию детей, которым уже читали эту сказку, и малыши знают ее содержание. Детям раздаются роли персонажей сказки. Педагог читает текст сказки, а каждый ребенок выполняет действия его персонажа.
  4. Воображаемые предметы.  Детям называется предмет, который они будут с улыбкой передавать друг другу – мячик, шарик, конфетку, пирожок и т.п.
    Размяв мышцы, дети переходят к разминке эмоций и чувств.
  5. «Почувствуй, как они». Малышам предлагают изобразить, как улыбаются, радуются, огорчаются и хмурятся, пугаются и злятся люди и животные (мама, папа, братик и сестренка, дети из садика и школьники, добрые принцессы и злые троли, собаки, тигры, продавцы, водители трамвая, врачи и др.), а также неодушевленное окружение (облака, большие тучи, волны, солнышко и т.п).
  6. Дети изображают чувства персонажей в определенной ситуации, например в сюжете сказки «Курочка Ряба». Бабка с дедкой сначала удивляются (снесла яичко золотое), потом радуются, потом злятся на мышку, которое разбила яичко, в итоге печалятся, оставшись ни с чем.

Оценочные реакции на чувства и поступки людей.

  1. Поймай мяч.  Воспитатель предлагает определенные оценки знакомых детям персонажей:  хитрая Лиса, злой Волк, добрый Мишка. Называет сочетание вслух и бросает ребенку мячик. Если утверждение правильное, то малыш ловит мяч и показывает мимикой и жестами того персонажа, которого назвал воспитатель.
  2. Хороший-плохой. Читая знакомые младшим дошкольникам стихотворения, воспитатель предлагает отреагировать на хорошее или плохое поведение героя определенным способом. Например, похлопать в ладоши хорошему человеку из четверостишия «Я люблю свою лошадку», отреагировать топанием на строки «Зайку бросила хозяйка», а потом на строфу «Все равно его не брошу…»
  3. «Обнимашки». В конце занятий всем его маленьким участникам необходимо попрощаться под веселую музыку или под общую песенку. При этом обязательно улыбнуться и обнять друг друга.

Главной трудностью для педагога станет сохранение внимания и активности детей в течение всего занятия. Нужно постараться держать малышей в фокусе на протяжении всех игр. Только тогда будет получен эффект от упражнений

Поэтому важно разнообразить игры любыми источниками, используя сюжеты детских книг, мультфильмов, телепередач

Выразительные движения

В ходе эволюционного развития за каждым  ощущением и чувством человека закрепилось то или иное характерное “моторное” выражение — реакция. 

Внешне эта реакция всегда сопровождается мимикой или пантомимикой.

Мимика

Мимика помогает распознавать истинные эмоции, чувства и настроение человека без слов. Так, например, улыбка говорит о хорошем настроении. Вертикальные складки на лбу и сдвинутые брови дают понять, что человек сердится. Еще больше эмоций показывает взгляд. 

Он бывает ласковый, вопрошающий, злой, добрый. Не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Ведь, как правило,  именно глаза всегда “говорят” правду. То, что человек чувствует на самом деле. Именно выражение лица играет одну из важнейших ролей в процессе коммуникации.

Выражение: “Эмоции, отражающиеся на лице, слышны громче, чем речь” объясняет необходимость своевременного развития “живой” мимики у детей. Ведь малыши далеко не всегда могут произнести то, что чувствуют

А взрослым важно знать, что переживает сейчас их чадо

Кроме того, необходимо научить детей распознавать эти невербальные знаки у других. Ведь это основа любого общения.

Доказано, что люди, имеющие задержки в развитии, гораздо хуже “читают” и распознают чувства на лице другого человека.

В связи с этим родителям необходимо с повышенным вниманием относится к развитию мимики у малышей

Жестикуляция

Исследования показывают, что дети с нормальным развитие  уже к трем годам умеют правильно пользоваться языком жестом на бытовом уровне. Они легко показывают слово “высоко”, “низко”, “маленький” и другие.

Это означает, что развитию жестикуляции следует также уделять пристальное внимание. 

Пантомимика

Немаловажную роль в восприятии образа человека играет его осанка и поза. Что в совокупности дает пантомимику. 

По позе человека, положению его туловища, наклону головы, по тому, как меняется поза можно также судить о его эмоциональном состоянии, настроении.

Все вышеперечисленное представляет собой выразительную моторику. Нарушения в ее развитии у детей заслуживают пристального внимания со стороны взрослых.

Неумение правильно выражать свои эмоции, некорректное восприятие эмоций  других людей приводят к возникновению проблем с коммуникаций. 

Детям становится сложно выстраивать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Кроме того, подобные нарушения могут быть сигналами того, что у ребенка имеются психические отклонения. Своевременная диагностика и принятие соответствующих мер способны предостеречь ребенка от серьезных психологических проблем в будущем.

Психогимнастика считается по-настоящему действенным помощником в работе над развитием выразительных движений у детей.

Использование приемов психогимнастики на логопедических занятиях.

Ковалёва О.Н.учитель-логопед, МБДОУ ЦРР — ДС №32 г.Братск

«Использование приемов психогимнастики на логопедических занятиях.»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

 На индивидуальных и фронтальных занятиях решается ряд задач по исправлению речи. Детям легко и интересно заниматься, если педагог вариативно подходит к обучению. Предлагает яркие занимательные игры, живые неожиданные организационные моменты.

 Важна в логопедической работе не только коррекция речи, но и коррекция психических функций.

 Для организации детей с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью и т.д., можно использовать приемы психогимнастики, включая их в индивидуальные, групповые занятия, как организационный момент, динамическую паузу.

 Положительные эмоции, при выполнении психогимнастики, увеличивают мотивацию, улучшают настроение, запоминание, таким образом, влияют на качество обучения.

 С помощью выразительных движений — мимики, пантомимики, жестов, дети выражают эмоции радости, интереса, удивления, страха, чувства вины.

 В своей логопедической работе использую авторские этюды на выражение эмоций.

Предлагаю вам цикл этюдов « Кот Василий».

Словесное сопровождение Выразительные движения

Удовольствие

Погладила бабушка котика Ваську,

А дедушка в блюдце налил молока.

Наш котик накормлен. Наш котик обласкан,

На солнце пушистые греет бока.

Прищурил он от удовольствия глазки,

Лизнул себе лапку и хвостик еще.

У Васьки не жизнь, а волшебная сказка –

Спокойно, приятно и все хорошо.

Стоят, улыбаясь от удовольствия.

Дети располагаются на ковре в свободной позе, можно лежа.

Прикрывают глаза от удовольствия, мурлычут, легкая улыбка на губах, мышцы расслаблены. Перекатываются с боку на бок.

Удивление

Готов кот Василий весь день проваляться

Под солнышком летним на мягкой траве,

Но был удивлен. Как же не удивляться,

Когда мышь подкралась к его голове?

У Васьки глазищи огромными стали,

А брови взлетели едва не на лоб:

— Как?! Мыши бояться меня перестали?!

Такого я даже представить не мог!

Дети лежат на ковре в свободной позе.

Расслаблены мышцы, глаза полуоткрыты, улыбаются.

Рот открыт, глаза широко раскрываются, брови приподнимаются.

Гнев, Печаль

— Я кот или нет? – промяукал Василий,-

Сейчас я вам точно хвоста накручу.

Мышонок сбежал. Кот расстроился сильно:

— И как же я серых теперь проучу?

Сидит он печальный. Усы опустились.

Головку склонил и не хочет играть.

Грустит и вздыхает, что не получилось

Ему эту храбрую мышку поймать.

Дети садятся.

Хмурят брови.

Нос сморщенный.

Сидят, поникшая голова, плечи опущены.

Брови приподняты и сдвинуты, вздыхают.

Страх

Задумался кот. О делах размышляет.

Вдруг видит, во двор, никого не боясь,

Бездомная злая собака вбегает.

От страха вся шерстка кота поднялась.

Он вздрогнул, попятился, ищет спасенья.

В глазах его ужас. И Ваську трясет,

И прыгает сердце в груди от волненья.

Он сжался в комочек. На помощь зовет.

И жизнь, и здоровье кота под вопросом –

Что будет? И как же беды избежать?

Он понял, что надо же, надо же просто

Погромче мяукать, а лучше орать!

Стоят,

голова втянута в плечи.

Напрягают мышцы,

спина дугой.

Вздрагивают и в этой позе слегка пятятся назад.

Глаза расширены, тело дрожит.

Рот раскрыт как бы для восклицания.

Возмущение

На звуки хозяин идет разобраться.

И ахает: «Боже! В опасности кот!»

Хозяину очень не нравится драка,

Он брови нахмурил, сердито глядит.

Как он возмущен! Он ругает собаку.

— Нельзя так! Нечестно! Позор! – говорит. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед.

Руки на поясе, хмурят брови.

Грозят пальчиком.

Радость

Рассерженный дедушка пса прогоняет.

А Васька от радости прыгать готов.

И счастье сердечко его наполняет. Он весел, игрив от хвоста до усов.

А если б он мог, то сказал без сомненья:

— Спасибо, — и лапою руку пожал.

А, может, в отличном своем настроении.

С улыбкой он дедушку расцеловал.

Брови подняты, на лице широкая улыбка.

Смех, потирают руки одну о другую.

Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

Можно обняться друг с другом.

Основные принципы и достоинства психогимнастики

Широкое распространение в мире психогимнастика получила благодаря несомненным достоинствам метода. Занятия дают следующие умения:

  1. Познание мира чувств и эмоций и управление ими. Одна из самых непредсказуемых сторон личности – эмоционально-чувственная, душевная – становится ближе и понятнее в других людях, а у себя – более управляемой.
  2. Легкость в общении с ровесниками и со взрослыми, изживание комплексов, тормозящих установление контактов с людьми.
  3. Владение навыками саморасслабления, снятия психического напряжения в стрессовых ситуациях. Природа редко дает такие умения человеку с рождения. Как правило, они появляются лишь во взрослой жизни и то не у всех. После курса психогимнастики можно с детских лет получить высокую стрессоустойчивость.
  4. Адекватность и раскованность языка мимики и жестов.
    На 93% люди получают информацию друг от друга невербальным языком. Язык наших жестов и мимики – самый правдивый и прямой. Тем важнее каждому человеку посылать миру адекватные, раскованные сигналы и движения и уметь управлять ими. несоответствия, если таковые имелись.
  5. Актерские способности, уникальные таланты самовыражения.
    Этюды, пантомимы и развивают в детях актерские таланты. Ребенок может найти собственный стиль самовыражения, только ему присущие жесты, движения, мимику. Благодаря быстрому подражательству, повторению дети в группе учатся друг у друга, перенимают таланты, делятся своими. Возможно из них вырастут будущие Чаплины, Полунины, Ярмольники.

Для максимального эффекта от занятий психогимнастику нужно проводить в четыре этапа:

  • развитие мимики, пантомимы, внимания и памяти;
  • работа с различными отдельными качествами человека, личностными особенностями;
  • вхождение в различные образы, умение примерять их на себя;
  • борьба с эмоциями напряжения, блокирование их.

Занятия строятся по единым правилам.

  1. По длительности они занимают от получаса до часа времени.
  2. По численности группы должны быть маленькими – не более 6 человек.
  3. Количество занятий в курсе ограничивается 20 сеансами.
  4. Регулярность занятий – один-два раза в неделю.

При проведении занятий родители, психологи, педагоги, воспитатели ориентируются на следующие принципы:

  • доброжелательность и уважение по отношению к детям;
  • создание атмосферы безопасности и свободы в отношениях между детьми и взрослыми;
  • отсутствие дидактизма, упреков и наказаний;
  • регулярная похвала, поощрения и положительные эмоциональные оценки за успехи;
  • стимулирование ребенка к самооценке;
  • поддержание постоянного интереса детей к играм и занятиям.

В курсах  психогимнастики разработаны отдельные методики и рекомендации для младших и старших дошкольников.

Вместо заключения

Элементы психогимнастики могут проводиться в обычной жизни между родителями и детьми, между старшими и младшими членами семьи. Уникальность методики в том, что она помогает уравновесить свое психо-эмоциональное состояние взрослым, занять интересной игрой ребенка, создать позитивную атмосферу в группе, коллективе семье. Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем  ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.

Методика проведения психогимнастики

Психогимнастика проводится согласно методике включающей в себя четыре основных этапа (или фазы):

  1. Этюды, выполняемые при помощи мимики и пантомимики.
  2. Выражение конкретных качеств характера и определение присущих им эмоций.
  3. Психотерапия.
  4. Снятие психического и эмоционального напряжения.

На первом этапе малышам предстоит познакомиться с конкретными эмоциональными состояниями. На помощь приходят жесты, мимика, пантомимика.

Вторая фаза направлена на изображение чувств, вызванных социальной средой. Как правило, проигрываются модели поведения известных персонажей с ярко выраженными чертами характера.

На третьем этапе происходит коррекция уже сложившихся поведенческих особенностей ребенка, посредством моделирования конкретных ситуаций.

На четвертом этапе происходит снятие психоэмоционального напряжения. Детей настраивают на позитивное настроение, прививают желательные черты характера и модели поведения.

Психогимнастика для дошкольников: этюды и упражнения

«Лебеди»
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Нагнулись над водой —
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться,
Тихо и плавно на воду садятся.

«Ёжик»
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что весь продлог.
«Бррр, бррр, бррр. (дети дрожат, мышцы напряжены)
Лучик ежика коснулся —
Ежик сладко потянулся! (дети выпрямляются и потягиваются)

«Снеговик»
Плачет бедный снеговик —
« Я в мороз стоять привык.
А под солнцем погибаю —
Таю, таю, таю, таю». (все мышцы постепенно расслабляются, дети «превращаются» в «лужицу»)

«Веселые мартышки»(Все движения психогимнастики выполняются по тексту)
Мы веселые мартышки, мы смеемся громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках,
И друг другу даже – язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
Оттопырим ушки, хвостик на макушке.
Шире рот откроем – гримасы все состроим.

«Весельчаки»
Жили – были у реки славные весельчаки,
Вот – вот со смеху помрут, вот животик надорвут.(Дети с разными интонациями: ха-ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!)

«Лягушки»
На болоте две подружки,
Две веселые лягушки
Рано утром умывались,
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Вправо – влево повороты
И скакали по болоту.

«Заяц»
Его обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится. (Присесть, съежится, голову втянуть в плечи)

«Хомка»
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает —
Моет лапки, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
1,2,3,4,5 – хочет хомка сильным стать.

«Цветы»
Каждый бутончик склониться бы рад
Налево…
Направо…
Вперед…
И назад…
От ветра и холода бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете…

«Зверята»
Мы проверили осанку, все свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята…
И как мишка косолапый…
И как заинька – трусишка…
И как серый волк – волчишка.

«Кругом»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами: да, да, да…
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем,
И бегаем, и бегаем, и бегаем кругом!

(Просмотров: 3 954, из них 1 сегодня)

Методика проведения психогимнастики у старших дошкольников

Психогимнастика для старших дошкольников проходит по тем же принципам и с такой же тактикой, как и для малышей. Используются сюжеты и персонажи книг, мультфильмов, фильмов, соответствующих этому возрасту.
Также в начале занятий создается комфортная благожелательная атмосфера, проводится приветствие, разминка.

Детей нужно хвалить за их выполнение задания, особенно отмечая оригинальные и неожиданные версии (поздороваться рожками, хвостиками и т.д.).   Для развития эмоциональной сферы рекомендуются сказки «Дюймовочка», «Снежная королева», «Теремок», «Золушка» и др. Персонажи вызывают широкий диапазон чувств и эмоций, которые изображают дети.

Для психомышечной тренировки предлагается изобразить любопытство инопланетянина, высадившегося на Землю, виртуально помочь бабушке на огороде, изобразить радостную собачку на прогулке или кошку, которая ловит мышей, движения и эмоции Человека-Паука или Супер-Героя.

Особенное внимание стоит уделить изучению характера и особенностей поведения человека

Это важно направление занятий, так старшие дошкольники вступают в коммуникации с большим количеством людей

Помогут в этом следующие игры:

  1.  «Угадай, кто это». Ребенок изображает мимикой и жестами знакомого всем участникам группы персонажа или героя сказок, мультфильмов, стихов, особенно ярко показывая черты характера героя. Группа угадывает, что это за персонаж.
  2. «Выбери лучшего». По заданию педагога дети изображают злых и добрых героев, а затем сами выбирают того ребенка, который справился с заданием интереснее всех.
  3. «Типичные характеры». Дети изображают самые распространенные варианты поведения людей: злюки, плаксы, весельчаки, скромники и др.

В конце занятия детей необходимо успокоить, уравновесить их эмоции. Можно полежать на полу под тихую музыку, затем дать время пообщаться между собой.

Слайд 5 Психогимнастические игры формируют:• принятие своего имени;• принятие своих качеств характера;• принятие

своего прошлого, настоящего, будущего.

Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения

В последовательности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышеч­ным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга

При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции

Упражнения

Примеры типовых упражнений психогимнастики.

Слепой танец

Целью данного упражнения является развитие доверия между детьми и снятие мышечного напряжения.

Дети разбиваются на пары. Одному ребенку из пары надевается на глаза повязка. Он играет роль “слепого”. Второй малыш остается зрячим и выполняет ведущую роль в дуэте. 

Дети берутся за руки и танцуют вместе под мелодичную легкую музыку. Танец длится около двух минут. После детям предлагают поменяться ролями.

Если тревожный малыш отказывается закрывать глаза, то рекомендуется не настаивать. Пусть танцует с открытыми глазами.

Зайки и слоны

Игра направлена на повышение самооценки у детей. Дает возможность почувствовать себя сильными и смелыми.

Сначала ребятишкам предлагают вжиться в роль зайчишек-трусишек. Деткам задается вопрос: “Как себя ведет зайка, когда испытывает страх?”. Если они затрудняются ответить, то им следует подсказать, изобразив дрожь.

Далее разыгрывается сцена, в которой идет страшный волк. Маленькие трусливые зайчики разбегаются по комнате. Прячутся. Дрожат.

После этого дети возвращаются. Им предлагается представить себя большими и сильными слонами. Разыграть его величавую спокойную походку. 

Детям рассказывается о том, что смелые слоны не боятся даже тигра. Сохраняют спокойствие в его присутствии. Ведущий играет роль тигра, а дети показывают как ведут себя слоны в такой ситуации.

Смена ритмов

В процессе выполнения упражнения дети настраиваются на общий рабочий ритм, снимается излишнее мышечное напряжение.

Для того, чтобы привлечь внимание малышей, ведущий начинает хлопать в ладоши громко считать в такт хлопкам: один, два, три, четыре. Дети включаются в игру, повторяют хлопки и счет. Постепенно темп игры замедляется, голос становится все тише

Гусеница

Игра в гусеницу учит детей доверять друг другу.

Ведущий обозначает главную задачу для детей — двигаться вместе и слаженно, словно одна большая гусеница. 

Для этого малыши встают друг за другом цепочкой. Ставят руки на плечи впередистоящего. Между животом одного ребенка и спиной другого находится мяч. Можно взять воздушные шарики

Важно не уронить выбранный предмет в процессе перемещения

Первый в цепочке малыш держит мяч на вытянутых руках.

По команде на старт включается музыка и дети начинают движение по заранее обозначенному маршруту.

Игре можно придать соревновательное настроение. Для этого нужно разделиться на две команды. Задачей команд будет прийти к финишу первыми, не уронив мячи (шары).

Волшебный стул

Целью игры является повышение детской самооценки, улучшение взаимоотношений между детьми.

Для того, чтобы подготовиться к проведению данного мероприятия ведущему необходимо ознакомится с историей происхождения имен детей, которые будут принимать в этом участие.

Дети по очереди усаживаются на импровизированный трон. Каждый надевает на голову корону, восседая на стуле

Ребенок должен почувствовать себя королем (ощутить свою важность и значимость)

Ведущий начинает рассказывать историю возникновения имени “коронованного” ребенка.

После того, как каждый малыш посидел на троне в короне следует организовать общую дискуссию. Детям предлагается придумать уменьшительно-ласкательные прозвища к именам. Рассказать о положительных качествах друг друга.

Пользу от применения психогимнастики сложно переоценить. Она является верным помощником родителям и воспитателям в стабилизации детских эмоций. 

Учит детей контролировать себя, свое поведение и свои переживания. Помогает малышам открываться сверстникам, взрослым людям. Выстраивать здоровые взаимоотношения.

Для чего нужна психогимнастика?

Психогимнастика способна разрешить ряд проблем, связанных с сохранением психического здоровья детей. Несмотря на юный возраст малыши, также как и взрослые, сталкиваются с различными трудностями. Вот только их жизненный опыт еще слишком мал, чтобы позволить им самостоятельно преодолевать возникающие сложности.

Детям изо дня в день нужно вступать в контакты, выстраивать взаимоотношения. Притом как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми. Многое непонятно. Как в окружающих, так и в себе.

Психогимнастика помогает детям обрести душевное равновесие, гармонию с собой, с внутренним и внешним миром.

Благодаря психогимнастике детям удается справиться с гиперактивностью, уменьшить чувство тревожности, выйти из замкнутого состояния, “открыться”, избавиться от агрессии, стать увереннее в себе. 

Одной из важнейших задач психогимнастики является — распознавание испытываемых чувств и эмоций.

Методика проведения психогимнастики у старших дошкольников

Психогимнастика для старших дошкольников проходит по тем же принципам и с такой же тактикой, как и для малышей. Используются сюжеты и персонажи книг, мультфильмов, фильмов, соответствующих этому возрасту.
Также в начале занятий создается комфортная благожелательная атмосфера, проводится приветствие, разминка.

Детей нужно хвалить за их выполнение задания, особенно отмечая оригинальные и неожиданные версии (поздороваться рожками, хвостиками и т.д.).   Для развития эмоциональной сферы рекомендуются сказки «Дюймовочка», «Снежная королева», «Теремок», «Золушка» и др. Персонажи вызывают широкий диапазон чувств и эмоций, которые изображают дети.

Для психомышечной тренировки предлагается изобразить любопытство инопланетянина, высадившегося на Землю, виртуально помочь бабушке на огороде, изобразить радостную собачку на прогулке или кошку, которая ловит мышей, движения и эмоции Человека-Паука или Супер-Героя.

Особенное внимание стоит уделить изучению характера и особенностей поведения человека

Это важно направление занятий, так старшие дошкольники вступают в коммуникации с большим количеством людей

Помогут в этом следующие игры:

  1.  «Угадай, кто это». Ребенок изображает мимикой и жестами знакомого всем участникам группы персонажа или героя сказок, мультфильмов, стихов, особенно ярко показывая черты характера героя. Группа угадывает, что это за персонаж.
  2. «Выбери лучшего». По заданию педагога дети изображают злых и добрых героев, а затем сами выбирают того ребенка, который справился с заданием интереснее всех.
  3. «Типичные характеры». Дети изображают самые распространенные варианты поведения людей: злюки, плаксы, весельчаки, скромники и др.

В конце занятия детей необходимо успокоить, уравновесить их эмоции. Можно полежать на полу под тихую музыку, затем дать время пообщаться между собой.

Вместо заключения

Элементы психогимнастики могут проводиться в обычной жизни между родителями и детьми, между старшими и младшими членами семьи. Уникальность методики в том, что она помогает уравновесить свое психо-эмоциональное состояние взрослым, занять интересной игрой ребенка, создать позитивную атмосферу в группе, коллективе семье. Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем  ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.

Слайд 3 Психогимнастика в ДОУИзбавится от страхов, научиться общаться

со сверстниками, стать смелым, уверенным в себе, честным помогают специальные упражнения, входящие обычно в курс психогимнастики в детском саду. Занятия условно разделяются на фазы: изучение элементов движений, использование их в игре, расслабление. Эффективность упражнений значительно возрастет, если будут использованы музыка для психогимнастики, настраивающая малышей на игру, этюды, рисование и театрализованные элементы.В детских садах психогимнастика используется в виде активных ролевых игр. К примеру, малышам предлагается примерить на себя роль какого-то животного. Ребенок должен без слов продемонстрировать остальным дошкольникам особенности поведения этого животного. Дошкольники с удовольствием воображают себя зайчиками, которые беззаботно прыгают под музыку. Но когда она останавливается, все дети должны принять определенную позу, о которой договаривались перед началом игры. Это тренирует память, координацию движений. На развитие самоконтроля рассчитана и игра в сову. По команде «день!» все дети, кроме одного, который играет роль совы, активно бегают по комнате. Когда звучит слово «ночь!», все должны замереть, иначе сова догонит того, кто продолжил движение. На фото Этюд «Разъярена медведица», видим как ребенок в роли медведицы, пытается усмирить своих не послушных медвежат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: