Современные логопедические технологии в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда

Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Содержание

Введение 3

Глава

1. Теоретические аспекты нейропсихологического подхода в изучении нарушений письма у младших школьников 6

1.1 Нейропсихологический подход к пониманию феномена письма 6

1.2 Причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста 16

1.3 Нарушение письма у детей младшего школьного возраста дисграфия и дизорфография 32

Выводы по главе 1: 44

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи нарушений письма у младших школьников с состоянием функций и блоков мозга в рамках нейропсихологического подхода 46

2.1 Этапы психологического исследования. Методы психологического исследования 46

2.2 Статистический анализ результатов исследования 49

Выводы по главе 2: 59

Заключение 60

Список литературы 62

Приложение 67

Заработная плата специалиста

Зарплата педагога в среднем несколько выше, чем у воспитателя коррекционной группы, но при этом рабочий график у них разный. Разница в финансовом плане зависит от нескольких факторов, благодаря чему можно отметить следующее:

  • В государственных учреждениях заработная плата работников несколько ниже, так как они относятся к бюджетным организациям. Частные ДОУ и школы, имеющие аккредитацию, выплачивают сотрудникам ежемесячный оклад в большем размере, однако, требования и условия могут отличаться (работа в выходные, в помещении с установленными камерами и т. д.).
  • Зарплата зависит от ставки педагога, количества групп детей, с которыми он проводит занятия.

Большинство логопедов-дефектологов имеет дополнительную нагрузку в качестве уроков с учениками, с которыми они занимаются частным образом на дому. Такая практика распространена в стране, она обусловлена необходимостью систематических коррекционных занятий с особыми детьми. Почасовая оплата за труд педагога значительно выше, чем в образовательном учреждении.

Диагностика (анализы) дефектолога

типа анализа крови или анализа мочиДиагностическая карта дефектолога содержит следующие рубрики:

  • данные о ребенке и родителях (возраст, фамилия/имя/отчество и другие сведения);
  • заболевания родителей и близких родственников, в том числе и те, которые передаются по наследству;
  • данные о рождении ребенка (какая беременность по счету, были ли осложнения при вынашивании или рождении ребенка, на каком сроке родился малыш);
  • информация о раннем развитии (когда ребенок начал самостоятельно держать голову, сидеть, ходить);
  • как развивались речевые навыки (когда появился первый лепет, первые слова, первые фразы);
  • перенесенные ребенком болезни и тяжелые состояния;
  • занимался ли малыш с другими специалистами, и каковы были результаты;
  • выражает ли ребенок интерес к игре, к обучению.

Справка (заключение) дефектолога

В справке дефектолога указываются следующие данные о ребенке:

каким образом ребенок предоставляет сведения о себе (быстро или после нескольких просьб, в развернутом виде или называет только имя);
умение идти на визуальный, тактильный, словесный контакт (насколько быстро и непринужденно контактирует ребенок с окружением, испытывает ли он при этом интерес);
характер общей деятельности ребенка (присутствует ли мотивация, устойчивость и сохранение желания заниматься каким-нибудь видом занятий длительное время);
адекватен ли подход к игровой деятельности, к игрушкам (использует ли ребенок игрушки по назначению, разбирается ли в правилах самых простых игр, испытывает ли интерес к такой деятельности);
как ребенок реагирует на одобрение, похвалу, замечание, собственные неудачи;
оценка таких детских качеств как внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
понимает ли ребенок картины/выражения со скрытым смыслом, выявляет ли бессмысленные/нелепые сюжеты;
насколько развита и согласована у него двигательная активность рук;
насколько скоординирована у ребенка походка, движения всего тела;
соответствуют ли учебные навыки (письмо, чтение) требованиям программы и возрасту;
различает ли ребенок предметы в соответствии с их цветом, размером и другими характеристиками;
ориентируется ли он в пространстве и времени.

Как стать логопедом-дефектологом, что для этого необходимо?

Что необходимо делать, чтоб стать коррекционным логопедом? Чтобы стать педагогом в этой области, недостаточно пройти обычные курсы, именно документ о высшем образовании понадобится для работы в указанной сфере деятельности.

Обучение на кафедре специальной (коррекционной) педагогики и психологии по соответствующему направлению позволяет студентам получить по окончании диплом бакалавра или магистра (при условии прохождения второй ступени высшего образования) и работать в дальнейшем логопедом в коррекционных школах или ДОУ.

Кроме этого, необходимо обладать как определенными профессиональными, так и личностными качествами.

К первым относятся:

  • Компетентность педагога.
  • Умение применять полученные в ВУЗе знания на практике в работе с особыми детьми.
  • Желание совершенствовать свои навыки, реализовывать коррекционную программу и заниматься самообразованием в целях повышения уровня своей квалификации, постоянно учиться чему-то новому.
  • Ответственно относиться к своей деятельности, качественно осуществлять работу по устранению проблем с речью.

Ко вторым можно отнести:

  • Любовь к детям (проявление эмпатии).
  • Терпеливость, стрессоустойчивость.
  • Находчивость и умение творчески подходить к делу.

Кто такой логопед?

Логопедия — это наука о коррекции нарушений речи при помощи педагогических и дидактических мероприятий.

К логопеду обращаются в случаях:

  • Неправильное звукопроизношение (дислалия, дизартрия и т. д.).
  • Заикания.
  • Темповых нарушений речи.
  • Недостаточная сформированность фонематического слуха.
  • Аграмматичное построение речи.
  • Проблемы в освоении чтения и письма (дислексия и дисграфия).
  • Недоразвитие речи или отставания в ее развитии.

Таким образом, сфера ответственности логопеда — речь ребенка. Он должен оценить уровень ее развития, выявить имеющиеся нарушения и предложить меры для их коррекции.

Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?

Формирование активной речи — важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм. Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки — в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.

Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений

Помимо этого, родителям стоит обратиться внимание на следующие моменты:

  • у ребенка заметна задержка в формировании речи. К примеру, он разговаривает односложно, больше используя для общения мимику и жесты;
  • речь формируется в срок, но невнятна, мало понятна для посторонних;
  • есть нарушения в звукопроизношении;
  • присутствуют поведенческие нарушения — проблемы с общением со сверстниками, замкнутость, рассеянность внимания, признаки агрессии, повышенная возбудимость, нарушения моторики.

Именно логопед-дефектолог поможет найти причины беспокоящих родителей отклонений и либо направит ребенка к специалисту, либо предложит план коррекционной работы, позволяющей справиться с проблемой.

Понятие «логопед-дефектолог»: в чем особенность профессии

Логопед коррекционного учреждения является специалистом широкого профиля. В штат коррекционной группы входит учитель-дефектолог, воспитатели и помощник воспитателя. Логопед-дефектолог же в свою очередь, как и врач, может быть закреплен за определенной группой воспитанников, а может курировать детей всего учреждения. Все будет зависеть от наполняемости групп и специфики психического развития малышей.

Педагог помогает компенсировать речевые недостатки каждого из детей, также проводит индивидуальную работу, как и учитель-дефектолог группы (тифло-, олигофрено-, сурдопедагог и т. д.), согласно развитию ребенка, его возрасту и психическим особенностям. Логопед в коррекционном детском саду взаимодействует с психологом, учителем-дефектологом, с воспитателями и врачом-педиатром, работающими с данными детьми. Как правило, речевые нарушения у таких детей являются вторичными, то есть проявившимися на фоне первичной (основной) проблемы развития. И уже в зависимости от того, что выступает в качестве первопричины, будет строиться работа логопеда-дефектолога. Поэтому данный специалист имеет доступ к медицинским картам каждого воспитанника: заключениям нейропсихолога, психиатра и других врачей.

Немного истории

Классическая советская педагогика предлагала такой путь воспитания будущих специалистов в этих областях. В крупных педагогических вузах существовала кафедра дефектологии, в рамках которой проходило обучение таких специалистов как:

  1. Олигофренопедагог (направление работы — дети с умственным отставанием),
  2. Тифлопедагог (специалисты, помогающие детям с отсутствующей или нарушенной функцией зрения);
  3. Сурдопедагог (работающий со слабослышащими детьми);
  4. Логопед (специалисты по коррекции речевого развития).

В таком случае получается, что из стен вуза выходили специалисты, называющиеся «логопед-дефектолог», имеющие широкий профиль.

В их компетенцию входила как подготовка ребенка к становлению речи, ее «запуск», так и коррекция возможных речевых нарушений.

В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах вуза, они становятся более узкими специалистами. Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка, а логопед впоследствии «ставит» произношение.

Кто такой дефектолог?

Дефектология изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии.

По сути педагог-дефектолог имеет дело с высшими психическими функциями ребенка, развивая и стимулируя их.

Его область деятельности — это подготовка психики и мозга к формированию речи. В процессе обучения в вузе будущие специалисты изучают не только педагогику, но и основы медицины, психологии и нейрофизиологии.

Направление работы дефектолога:

  1. Работа над улучшением памяти и произвольного внимания.
  2. Развитие восприятия и воображения.
  3. Формирование правильной активной речи, расширение словаря.
  4. Работа над особенностями эмоционально-волевой сферы.
  5. Создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов к обучению.

Выдержка из текста

Нейропсихологический подход к изучению нарушений психической деятельности предполагает анализ данных о характере допускаемых ребенком при выполнении заданий ошибок, о динамических и временных параметрах деятельности, об особенностях реакции ребенка на ошибки и о возможности их самостоятельной коррекции. Нейропсихологический подход позволяет сделать выводы об уровне сформированности тех или иных функций, об их качественных особенностях, о степени выраженности их дефицитарности.

Создание нейропсихологии как отдельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р. Лурия. Развитие речи детей – является важным условием успешного обучения. Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым она является и средством общения, и формой существования мысли, сознания. Взаимосвязь процессов мышления, деятельности и речи, роль общения в становлении личности, влияние нарушений в работе мозга на формирование речевой активности представлена в трудах Л.С.Выготского , А.Р.Лурия , А.А.Леонтьева .

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладение грамотой. Нарушение развития речи влияет на овладение младшим школьником чтением и письмом

Проблема. В настоящее время растет число детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые не справляются с программой обучения и требованиями массовой школы. Специалисты разного профиля (педагоги, психологи, врачи, социологи и др.) во всем мире обеспокоены данной проблемой, так как такие дети считаются здоровыми. В настоящее время число неуспевающих школьников превышает

30. от общего числа учащихся.

Актуальность. Необходимо своевременно выявлять причины, которые приводят ребенка младшего школьного возраста к неуспеваемости на начальных этапах обучения (7-10 лет).

Возможно уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость, если провести соответствующую коррекционную работу. Неудачи в обучении и хроническая неуспеваемость влияют на возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств как последствий стресса, которые связанны с отрицательными эмоциями и различных форм девиантного поведения, которые выступают в качестве индивидуальной, но неадекватной компенсации неуспеха в школьной деятельности.

Цель исследования: рассмотреть нейропсихологический подход в изучении нарушений письма у младших школьников.

Объект исследования: Дети 2-го класса с нарушением письма.

Предмет исследования: Психофизиологические механизмы нарушения письма у детей младшего школьного возраста.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что:

Чем тяжелее степень дисграфии, дизорфографии, тем большее количество функций из разных блоков мозга включены.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме исследования с точки зрения отечественных и зарубежных психологов

2. Выбрать параметры и исследовательские приемы

3. Изучить нарушения письма у младших школьников с точки зрения нейропсихологического подхода.

В исследовании нашли применение метод формализованной (тестовой) диагностики и метод функциональной пробы. В рамках первого метода были использованы Нейропсихологическая диагностика по методике Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой (описана в книгах «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» Ахутина, Иншакова и «Нейропсихолог в школе» Ахутина, Камардина, Пылаева).

Исследование дизорфографии (ДО) по методике Иншаковой О.Б., Назаровой А.А..

Полученные данные были подвергнуты качественному и математико-статистическому анализу (перечислить математические критерии): для сравнительного анализа использовался U-критерий Манна-Уитни, для корреляционного анализа использовался критерий Спирмена

Научная новизна исследования заключается в том, что выявляются особенности нарушения письма у младших школьников с точки зрения нейропсихологического подхода.

Теоретическая значимость заключается в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления об особенностях нарушения письма у младших школьников с точки зрения нейропсихологического подхода.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для психотерапевтической работы, использованы для преподавания курса «Нейропсихология», «Специальная психология», «Клиническая психология».

Учитель-(педагог)-дефектолог

детского сада, школынапример, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слухаДефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.

Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения.

Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание, задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением), дизартрия (неясная, смазанная речь), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.

Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения), аутизм (психическое расстройство). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе

Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью), помогает находить общий язык со сверстниками.

Работа дефектолога с детьми

как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологомнапример, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе

по виду, по степени выраженностиСуществуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь).

Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.

Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев

Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию), целью которых является соблюдение личной гигиены.

Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры

На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.

стремление к учебе

Как правильнее — логопед или дефектолог?

Речь — сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.

Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:

  1. Стимуляция речевого, психического и психоречевого развития.
  2. Коррекция проявлений СДВГ.
  3. Работа с детьми, имеющими ОНР любой степени.
  4. Сложности с обучаемостью, диагностика готовности ребенка к школе.
  5. Помощь в преодолении трудностей в школьном обучении.

Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.

Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.

Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: